Бдк иван грен головной корабль проекта 11711. Корабль на перепутье: ввод в строй БДК «Иван Грен» — не точка, а многоточие…

События последних лет наглядно показали, что государству в обязательном порядке требуется мощный флот, который может выполнять различные задачи. К сожалению, и последовавшие затем события серьезно подорвали обороноспособность отечественного ВМФ. Впрочем, в последнее время правительство уделяет этой проблеме немало внимания, постоянно вводятся в строй новые суда. К таковым относится также «Иван Грен», большой десантный корабль.

На сегодняшний день широко известными являются проекты «Зубр» и «Мурена», которые по сей день продолжают строиться для зарубежных заказчиков. Сегодня у отечественной промышленности имеется более масштабная задача - насытить свой флот десантными кораблями, которые значительно превосходят по размерам упомянутые выше проекты. Впрочем, у ВМФ СССР таковые были. Стоит задача их модернизировать и подвести под требования современной войны на море.

Сложившаяся ситуация

Сегодня в состав флота входят суда, относящиеся к проектам 1171 и 775. Они были спроектированы с целью возможной переброски до одного батальона морпехов с приданными ему тяжелой бронетехникой, артиллерией и прочими образчиками вооружений. Первые суда такого класса проектировались в Ленинграде, генеральным конструктором являлся И.И.Кузьмин. Некоторые из них строились на калининградском заводе «Янтарь», другие - на польских верфях. Происходило это в период с 1974 по 1990 годы. Впоследствии ведущие ЦКБ по разработке были переназначены, но сами корабли от этого практически не изменялись.

Общие характеристики проектов

Корабли проекта 1171 характеризовались полным водоизмещением в пределах 4000 т, с их помощью мог производиться десант до 313 человек, полностью вооруженных. Предполагалось, что суда одновременного могут нести до семи средних или более двадцати легких танков. В 1966-1975 году ВМФ СССР получил 14 таких судов, причем головным был «Воронежский комсомолец». Корабли за это время модернизировались до четырех раз (в процессе постройки и проектирования). Проект 775 предполагал практически аналогичные характеристики по вместимости и грузоподъемности, но эти корабли были заметно лучше вооружены. Всего их было построено 24 штуки.

К настоящему времени в составе ВМФ осталось около 20 кораблей проектов 1171 и 775, причем последних больше. К счастью, даже при развале Союза флот смог сохранить практически все из них. Конечно, молодости у них не прибавляется, ресурс постепенно истекает, а потому страна нуждается в постройке новых кораблей такого класса. Сообщается, что именно «Иван Грен» будет постепенно замещать своих предшественников.

Ситуация в странах НАТО

Важно заметить, что в НАТО ситуация с десантными судами несколько иная. И США, и стремятся иметь в составе своих флотов максимально многофункциональные корабли, которые могут выполнять не только задачи по десантированию живой силы и боевой техники. Несмотря на дороговизну таких проектов, это им вполне удается. Особенно в этом преуспели американцы: даже если нам строить БДК ударными темпами, то их уровня в ближайшие два десятка лет уже не достичь.

У них новая военная техника идет во флот бурным потоком. В принципе, такая страсть к десантным судам объяснима, так как переброска больших количеств живой силы обходится намного дешевле, если осуществляется морем. Учитывая агрессивность внешней политики американцев, по-другому и быть не могло.

Первый отечественный десантный корабль в новом веке

Новый корабль, который должен положить начало восстановлению десантных возможностей российского флота, получил имя «Иван Грен». Название это было выбрано далеко не просто так, ибо судно названо в честь талантливого артиллериста и ученого. До 1941 года Грен руководил Морским исследовательским институтом. Службу свою он начинал еще до Революции, в Императорском флоте. Он участвовал в испытаниях и полигонных исследованиях практически всех систем, которые разрабатывались в то время. С началом Великой Отечественной войны стал заведовать артиллерией всего Балтийского флота. Показал себя как великолепный стратег и мастер контрбатарейной стрельбы.

Сведения о разработке «Гренов»

Самый первый «Иван Грен» предполагается сделать головным кораблем всего проекта 11711. Что же касается его разработки, то она проводится все там же, в Санкт-Петербурге. Генеральный конструктор - А.Виглин, главным конструктором судов этой серии назначен В.Н.Суворов.

В отличие от предшествующих кораблей проекта 1171, здесь учитывались все требования и реальный опыт всех последних лет. А потому БДК «Иван Грен» с равным успехом может быть использован не только для военных, но и для мирных операций. Так, предполагается возможность использования этого класса судов для перевозки крупных объемов груза, в том числе и с заходом в речные фарватеры. БДК «Иван Грен» способен перевозить всю современную боевую технику РФ, так как при его разработке и постройке были учтены не только требования морской пехоты, но и обычных сухопутных войск.

Улучшение условий для жизни и работы экипажа

Особое внимание было уделено созданию максимально комфортных условий для жизни и работы экипажа судна. Предусмотрен даже большой тренажерный комплекс, предназначенный для поддержания матросов и офицерского состава в хорошей физической форме. Кроме того, именно в кораблях этой серии будет предусмотрен особый способ высадки десанта. Напомним, что в стандартных БДК производства СССР предусмотрена носовая аппарель, которая позволяла «выпускать» из чрева корабля до трех легких плавающих танков одновременно прямо в море, при условии волнения не более трех баллов.

Для береговой выгрузки использовалась та же самая аппарель. Уклон берега при этом имеет крайне высокое значение. При нарушении рельефа старые корабли ВМФ могли «высаживать» технику только вплавь. А ведь это касается лишь легких, плавающих танков. Все более тяжелые машины при этом остаются на корабле. Используемый же в этом случае бесконтактный метод предусматривает наведение легкой понтонной переправы: такая технология традиционно используется только сухопутными войсками.

Несколько понтонов, которые выдвигаются вместо аппарели, позволяют быстро создать надежный мост, по которому пройдет даже сравнительно тяжелая бронетехника. Этот метод довольно-таки давно используется в зарубежных армиях, так как позволяет значительно расширить боевые возможности кораблей десанта.

Важные изменения и дополнения в конструкции

Еще одним важным нововведением является конструктивная возможность перевозки стандартных морских контейнеров (до 20 тонн). Что еще лучше, в силу своего бесконтактного способа десантирования корабль может доставлять эти грузы даже к совершенно неприспособленному для этого побережью. Обычным транспортным судам такое и не снилось. Общая масса перевозимого груза - вплоть до 1500 тонн. Чтобы упростить процедуру загрузки/выгрузки, на корабле установлен с грузоподъемностью до 16 тонн.

Сегодня говорят о возможности создания «комплектного» амфибийного катера, который будет храниться во внутреннем ангаре кораблей проекта 11711Э. Он может не только сопровождать судно, но и выполнять самостоятельные задачи. Наверняка такая возможность будет особенно привлекать спасателей, инженеров, геологов.

Необходимость в кораблях

Насколько востребован будет проект «Иван Грен»? Потребность уже такая, что производитель загружен заказами на долгие годы вперед. Когда производилась закладка первого корабля проекта, на этом мероприятии присутствовали едва ли не все первые лица государства, а также руководство всех тех предприятий, которые будут обеспечивать производство.

Как говорят сами производители, суда проекта 11711 «Иван Грен» при сохранении нынешней геополитической ситуации крайне нужны стране. Так как заказ на постройку кораблей был получен знаменитым предприятием «Янтарь», можно не сомневаться в качестве работ.

Неутешительные факты

Все бы хорошо, вот только то же самое писали журналисты в… 2004 году! Буквально несколько дней назад поступило действительно фантастическое известие: головной десантный корабль проекта 11711 наконец-то начал проходить испытания на Балтике! Прошло целых 11 лет с момента закладки до спуска на воду. Радует, что корабелы клятвенно обещают не затягивать сроки столь чудовищно при строительстве второго экземпляра (оно уже идет полным ходом). В конце нынешнего года головное судно обещают наконец-то передать флоту.

На постройку головного корабля было запланировано по четыре года, еще один корабль планируется передать флоту в течение двух лет. Известно, что первоначально флот заказал сразу пять судов данной серии, но от трех из них моряки уже успели отказаться. Впрочем, после истории со злосчастными «Мистралями» есть надежда, что количество этих кораблей все же будет увеличено, так как они крайне важны для обеспечения государственных интересов далеко за пределами страны. Наконец, сегодня уже получены сведения, что военные все же заинтересованы в постройке всей серии (до семи судов), но окончательное решение будет принято только после прохождения всех испытаний флагманом.

Быть или не быть?

Наконец, проскальзывали сведения, что в следующем году решено приступить к строительству более крупных десантных кораблей, так что, возможно, флот все же ограничится только двумя судами. В любом случае проекты больших десантных кораблей нового поколения уже есть, так что можно рассчитывать, что это не пустопорожние разговоры. В любом случае «Грен» - проект интересный, и необходимость в нем действительно очень велика.

Специалистов решение военных о сокращении «поголовья» этих судов вообще приводит в тупик: ведь они рассчитывались в том числе и на возможность перевозки морской пехоты по внутренним рекам, что является крайне важной особенностью при проведении локальных операций. Двух кораблей для этого будет явно мало!

Из-за чего срывались сроки?

Не стоит обвинять во всем один только «Янтарь». Во-первых, корабелов преследовала нехватка финансирования. Во-вторых, впервые спецификация по проекту была предоставлена заказчиком еще в 2003 году, но с тех пор в облик и конструкцию корабля постоянно вносились правки, что не могло не сказаться на скорости выполнения работ. Так, в 2005 году были представлены обновленные спецификации, которые предполагали изменения практически во всех узлах. И такое случалось еще не раз.

Импорт как источник проблем

Основная проблема всего проекта - большое количество импортных комплектующих. В свете последних событий от них требуется срочно отказаться и заменить отечественными. А потому инженеры и сегодня продолжают дорабатывать многострадальный проект. В принципе, все требуемые компоненты уже были поставлены ранее, так что сложности ожидаются только со вторым кораблем. Но сложности эти немалые.

Судно нуждается в замене большого количества импортных комплектующих, которые изначально предусматривались спецификациями. Так, уже возникли немалые сложности с выбором систем очистки и опреснения воды. Впрочем, производители говорят, что у отечественных компаний есть опыт производства такого рода комплектующих, так что вопрос опять-таки утыкается в бюджет. Надежд прибавляет и то, что второй корабль уже будут строить по проверенной схеме, а не с нуля. Уже заложены несколько секций корпуса.

Вообще, «корень зла» этого проекта в том, что после развала Союза внезапно оказалось, что едва ли не все предприятия, которые производили комплектующие для кораблестроения, оказались за границей. В частности, на украинской территории.

Основные технические характеристики проекта

  • Предполагаемое водоизмещение - до пяти тысяч тонн.
  • Длина - 120 метров.
  • Максимальная ширина - 16,5 метра.
  • Предполагаемая осадка - 3,6 м.
  • Тип силовой установки - дизельная.
  • Максимальная скорость полного хода - 18 узлов.
  • Предполагаемая численность экипажа - около ста человек.

Каким же вооружением сможет похвастать десантный корабль «Иван Грен»? Вот его предполагаемый перечень (пока известно далеко не все):

  • Две установки А-215 "Град-М".
  • Артиллерия. Одна 76-мм автоматическая установка АК-176М и две АК-630М (калибр 30 мм, автоматические).
  • На корабле может базироваться один противолодочный вертолет Ка-29.
  • Вместимость десантных отсеков - до 36 БТР или 13 ОБТ (массой до 60 тонн). На борту также может перевозиться до 300 полностью экипированных и вооруженных десантников.

В настоящий момент флагман полным ходом проходит окончательные проверки, находясь на завершающей стадии постройки. Из-за этого большая часть вооружений на его борту еще не смонтирована, так что об окончательном облике корабля и его вооруженности пока что судить рано. Надеемся, что к концу этого года мы все же увидим «Грена» в полной боеготовности.


"Иван Грен" - большой десантный корабль, головной в серии проекта 11711, разработанного в Невском проектно-конструкторском бюро.

Место базирования

Северный флот

Имя, постройка

Корабль назван в честь вице-адмирала Ивана Ивановича Грена, начальника артиллерии морской обороны Ленинграда, начальника Управления боевой подготовки ВМФ СССР, военного учёного-артиллериста.

Заложен на Приморской судостроительном заводе "Янтарь" в декабре 2004 года. На воду спущен в мае 2012 года. Швартовные испытания начались в октябре 2015 года. В июне 2016 года приступил к ходовым испытаниям. Передачу флоту перенесли на 2017 год.

К ходовым испытаниям на Балтике "Иван Грен" вернулся в июне 2017 года .

Вехи

Корабль привлекли к участию в Главном военно-морском параде в Кронштадте по случаю празднования Дня ВМФ 30 июля 2017 года.

В 2018 году корабль в Главном военно-морском параде по случаю Дня ВМФ.

22 октября 2018 года БДК "Иван Грен" завершил межфлотский переход с Балтики и – в Североморск.

Тактико-технические характеристики и размеры

Скорость корабля - 18 узлов. Автономность – 30 суток. Дальность плавания - 3500 миль при скорости 16 узлов. Экипаж - 100 человек и 20 морских пехотинцев. Водоизмещение - 5000 тонн; длина - 120 м, ширина - 16,5 м, осадка - 3,6 м.

Энергетическая установка

Дизельный двигатель 10Д49. Мощность - 4000 л.с.

Вооружение

Одна спаренная 30-мм артустановка АК-630М-2, две 30-мм артустановки АК-630, два вертолёта Ка-29.

МОСКВА, 29 дек - РИА Новости, Андрей Станавов. Три сотни вооруженных до зубов морпехов, 13 основных боевых танков или - на выбор - около 40 БТР/БМП, а также два транспортно-десантных вертолета. Такая мини-армия свободно умещается на борту большого океанского десантного корабля (БДК) проекта 11711 "Иван Грен". До конца года на нем поднимут Андреевский флаг, и "Грен" официально войдет в состав Северного флота. Этот "десантник" - первый российский корабль такого класса, способный обеспечивать высадку людей и тяжелой техники без контакта с берегом. О том, в чем он превзошел своих предшественников и какое место займет во флоте, - в материале РИА Новости.

Морпехи с доставкой

Если не считать флотилии малых и средних десантных кораблей, то только БДК сегодня в составе ВМФ числится около двух десятков. Это корабли советских проектов 775 (типа "Цезарь Куников") и 1171 (типа "Николай Фильченков"). Если первые еще относительно молодые, то возраст вторых уже приближается к почтенному. К примеру, "Саратов" был спущен на воду в 1964-м. И хотя корабли регулярно ремонтируются, очевидно, что уже очень скоро им потребуется замена. "Иван Грен" - прямой потомок БДК проекта 1171 "Тапир", а точнее, его развитие. Даже по основным характеристикам они схожи: смахивающий на сухогруз "дедушка" тоже обладает солидным водоизмещением и может перевезти 300 морских пехотинцев и два десятка танков.

Плоскодонные корабли проекта 755 польской постройки, которые сейчас составляют основу флота БДК, уступают "Ивану Грену" по габаритам и вместимости. Для сравнения: полное водоизмещение нового корабля - 5000 тонн против 4080 у польского "собрата". Кроме того, он на восемь метров длиннее, на полтора метра шире и на 1,3 метра глубже сидит в воде. Если "Цезарь Куников" может вместить 190 морпехов и десять танков (или 24 бронетранспортера), то "Грен" - 300 и 13 соответственно. Корабли 775-го проекта строили двумя сериями, причем, планировалась третья - специально под перевозку газотурбинных танков Т-80. Примечательно, что головной БДК этой серии назывался "Контр-адмирал Грен". Его успели заложить в Гданьске, но после распада СССР разрезали на металл.

Колонна бронетранспортеров идет к большому десантному кораблю с целью погрузки на него на учениях морской пехоты Тихоокеанского флот / © РИА Новости / Виталий Аньков

Пушки и "Катраны"

Новый БДК несколько превосходит корабли проекта 755 не только про грузоподъемности, но и по мощи бортового вооружения. В дополнение к АК-176М и АК-630М-2 "Дуэт" (10 тысяч выстрелов в минуту) он несет две установки реактивной системы залпового огня А-215 "Град-М" калибра 122 миллиметра. Каждая включает в себя лазерный дальномер, систему управления, 40 направляющих и забрасывает реактивные снаряды на дальность до 20 километров со скорострельностью две штуки в секунду. Массированный удар "Града" буквально сметает живую силу и легкую бронетехнику противника. Таким образом, корабль в состоянии даже без поддержки других сил флота прикрыть высадку десанта плотным ракетно-артиллерийским огнем. Защититься от вражеских ракет ему помогут несколько пусковых установок комплекса радиоэлектронного подавления. Хотя, как правило, корабли такого класса применяются не в одиночку, а в составе мощной десантной группы.

Для строительства "Грена" применялись новейшие разработки в кораблестроении, использовались высокопрочные материалы и даже технологии снижения заметности. Ограничений по типам перевозимой боевой техники практически нет, лишь бы ее суммарная масса не превышала допустимую. БДК может транспортировать танки, бронетранспортеры, боевые машины пехоты, армейские грузовики или буксируемую артиллерию на расстояния до 3,5 тысячи морских миль. Все это хозяйство размещается на так называемой танковой палубе. Технику можно погрузить разными способами: портальным или палубным краном, также она своим ходом может заехать по кормовой аппарели. Кроме того, БДК может перевозить стандартные 20-футовые морские контейнеры. В кормовой надстройке оборудован ангар для десантно-транспортного вертолета Ка-29 или ударного Ка-52К "Катран".

Большой десантный корабль "Иван Грен" / © РИА Новости / Игорь Зарембо

Мост на берег

Фирменная "фишка" "Грена" - так называемый неконтактный метод высадки десанта на необорудованное побережье. Для этого из распахнутых носовых ворот один за другим на воду выталкиваются инженерные понтоны, которые в сцепленном виде образуют мост. Он "стыкуется" с береговой линией и служит переправой для тяжелой техники и морских пехотинцев. Такая схема позволяет сохранять дистанцию между кораблем и берегом и снижает риск сесть на мель. Легкие плавающие БМП, БТР и БМД можно выпускать прямо в море как с кормы, так и с носа: они доберутся до берега самостоятельно. Интересно, что непосредственно перед высадкой танки и БМП обычно работают на холостом ходу, и десантный трюм быстро заполняется выхлопными газами. Чтобы десантники не отравились, открывают верхний грузовой люк. Высадка десанта возможна при волнении моря до четырех баллов.

"Сердце" БДК - два 16-цилиндровых V-образных дизеля 10Д49 с газотурбинным наддувом мощностью 5200 лошадиных сил. Он разгоняют корабль до максимальной скорости в 18 узлов. В автономном плавании "Грен" может находиться до месяца. Для экипажа численностью около 100 человек и морпехов предусмотрены достаточно комфортные условия размещения в каютах и кубриках, имеется даже тренажерный зал.

Большой десантный корабль "Иван Грен" вышел в море на ходовые испытания / © РИА Новости / Игорь Зарембо

Иван Грен" - головной корабль проекта 11711. Невское проектно-конструкторское бюро работало над ним несколько лет, проект неоднократно переделывали под меняющиеся требования Минобороны. Постройкой занимался Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь". Там же сейчас достраивается второй корабль серии - "Петр Моргунов". Его планируется передать флоту в 2018 году. Больше таких кораблей строить не будут - командование отказалось от них в пользу еще более крупных и вместительных.

Большие десантные корабли - это универсальные рабочие лошадки, без которых не обходится ни одна серьезная войсковая операция на территории стран, имеющих выход к морю. Именно на них в 1986-м эвакуировали граждан СССР из охваченного огнем гражданской войны Йемена, а в начале 1990-х - личный состав советской военно-морской базы Нокра из Эфиопии. Во время грузино-абхазского конфликта из зоны боевых действий на "десантниках" вывозили беженцев и российских туристов. В 1999-м БДК Черноморского флота участвовали в переброске российского контингента миротворческих сил в Югославию, а в августе 2008-го – высаживали десант в грузинском порту Поти. Важнейшую роль эти корабли сыграли в операции Вооруженных сил России в Сирии. Кроме перевозки грузов, людей и техники, БДК могут также эффективно применяться для постановки морских мин.

Большие десантные корабли "Николай Вилков" (слева) и "Адмирал Невельской" высаживают морской десант во время двухсторонних учений на полигоне Клерк в Приморском крае / © РИА Новости / Виталий Аньков

В последние годы политика РФ в военно-морской области претерпела существенные изменения. Теперь она предусматривает деятельность ВМФ по защите национальных интересов в различных районах Мирового океана. Эффективность действий сил флота зависит, помимо прочего, и от возможностей по высадке морского десанта.

Естественно, для десантирования в удаленных районах требуются крупнотоннажные средства перевозки. Эти задачи в ВМФ традиционно возлагаются на большие десантные корабли (БДК). Новейшим представителем этого класса является БДК проекта 11711 «Иван Грен».

История создания

В конце 90-х годов на флоте возникла необходимость замены морально и физически устаревших БДК проекта1171. Эта серия строилась в 1964–1975 годах. Сейчас в строю осталось только четыре таких корабля.

В 1998 году Невское ПКБ начало разработку среднего десантного корабля проекта 11711. Флот готов был заказать серию из шести единиц. Этим кораблям предстояло действовать в прибрежной и ближней морской зонах (на удалении до 500 миль). Кроме того, предусматривалось их использование в режиме «река–море». С этой целью первоначальная конструкция давала возможность кораблю проходить шлюзы и мосты крупных рек.

Очевидно, флот предъявлял проекту столь низкие требования по финансовым причинам. Кроме того, в силе была тенденция на снижение внешнеполитического влияния России. Поэтому строительство кораблей океанской зоны считалось в ВМФ не актуальным.

Со временем командование флота пересмотрело свои требования.

Было решено увеличить водоизмещение десантных кораблей типа «Иван Грен» до 5000 т и более. Это позволило переклассифицировать их в БДК. Новым в проекте был бесконтактный способ десантирования. Он предусматривает высадку десанта по понтонной переправе, наведенной от десантного корабля к берегу.

На протяжении шестилетнего этапа работы над проектом требования к БДК неоднократно изменялись. В частности, был сокращен первоначальный состав вооружения. Из-за этого корабль лишился возможности наносить удары по берегу. Считается, что это было сделано из экономии. Но зарубежные аналоги имеют схожее вооружение, хотя и менее ограничены в средствах.


Стапельный этап строительства БДК продолжался еще восемь лет. Среди причин задержки указывается недостаток финансирования и квалифицированных специалистов. Одновременно на заводе велось строительство фрегата для ВМС Индии. Видимо, руководство предприятия отдало приоритет экспортному проекту.

Этап достройки БДК «Иван Грен», включая швартовые испытания и доковые работы, проводился в течение еще четырех лет. В этот период корабль получил экипаж и бортовой номер 135.

Испытания – ходовые и государственные – продолжались почти год. Такая задержка объясняется неудовлетворительной отработкой кораблем заднего хода. По некоторым сведениям, этот недостаток полностью не устранен. Исправить ситуацию поможет перемена местами главных дизелей на втором БДК этого проекта. Эта достаточно сложная операция займет несколько месяцев. В случае успеха переделке подвергнется и «Иван Грен».

Решение о постройке следующего корпуса – БДК «Петр Моргунов» –командование флота приняло 01.09.2014 г. Стапельный этап строительства продолжался с 11.06.2015 г. по 26 мая 2018 г. Постройка велась с применением, в основном, отечественных комплектующих.

В 2015 году командование ВМФ объявило о решении сократить серию с шести до двух единиц. Остановка программы, возможно, обусловлена несоответствием этого проекта предъявляемым требованиям. Не исключено, что флот отдает приоритет созданию универсальных десантных кораблей.

Особенности проекта 11711

В основу нового БДК были заложены наработки по проекту 1171 «Тапир». С небольшими изменениями был использован корпус предшественника. Такому выбору способствовал успешный опыт его эксплуатации. Отработанная технология сборки корпуса позволяла снизить затраты на строительство БДК.

Проект получил новую надстройку и вертолетный ангар.

Корабль имеет вертолетную площадку, которая обеспечивает взлет и посадку вертолетов массой до 12 т. Была изменена планировка внутренних помещений БДК в целях оптимального перемещения грузов. Помимо этого были улучшены условия обитаемости проекта (кубрики для экипажа и десанта, спортзал).

При постройке использовались новые материалы и технологии снижения радиолокационной заметности корабля. Однако, по оценкам западных изданий, это не возымело такого эффекта, как на десантных кораблях НАТО.

Проект 11711 предусматривает два способа погрузки десантной техники на борт. Основной – своим ходом по аппарелям и вспомогательный – при помощи крана (16 т) через грузовой люк. Люк обеспечивает также вентиляцию грузового трюма. Это дает возможность заблаговременно перед высадкой прогревать двигатели бронетехники безопасно для здоровья экипажей. Для подъема плавсредств на борт десантного корабля предназначены два шлюпочных крана.

Высадка будет производиться посредством носового высадочного устройства (аппарели) – прямо на берег или в воду. При невозможности БДК сблизиться вплотную с сушей используется неконтактный способ высадки. При этом цепь понтонов выпускается из грузового трюма и соединяет БДК с берегом.

Есть также возможность высадки с помощью двух десантных катеров и двух многоцелевых вертолетов Ка-29.

Для базирования последних БДК имеет полноразмерный ангар. Вместо двух Ка-29 в ангаре может находиться один ударный Ка-52К.


Главная энергетическая установка (ГЭУ) включает два дизель-реверс-редукторных агрегата ДРРА3700. Они предназначены для вращения двух винтов фиксированного шага.
ДРРА3700 имеет в своем составе:

  • 16-цилиндровый V-образный дизельный двигатель 10Д49. Он оснащен турбонаддувом и развивает мощность 5200 л.с.;
  • виброизолирующие муфты для состыковки дизеля с редуктором и редуктора с валопроводом;
  • реверсивный редуктор РРП6000;
  • цифровой блок управления «Пурга-11». Он также обеспечивает возможность диагностики установки и обучения личного состава в интерактивном режиме.
    Корабль также оснащен двумя дизель-генераторами АДГ-1000НК мощностью 1000 кВт каждый.

Вооружение

В отличие от своих предшественников БДК проекта 11711 имеет только зенитно-артиллерийские комплексы (ЗАК). В их числе ЗАК АК-630М-2 «Дуэт» в носовой части надстройки и два АК-630М в кормовой части вертолетного ангара. Их основное назначение – борьба с противокорабельными ракетами противника.

В основе обоих комплексов автоматическая шестиствольная пушка калибра 30 мм АО-18.

Она обеспечивает дальность стрельбы по воздушным целям до 4000 м и скорострельность до 5000 выстрелов в минуту.

ЗАК АК-630М-2 «Дуэт» – двухавтоматная установка с возможностью применения одного или двух автоматов одновременно. Ее скорострельность достигает 10 тыс. выс./мин. Управление стрельбой осуществляется системой «Вымпел-АМ2» по данным РЛС МР-123АМ2.


Также может использоваться лазерный целеуказатель КМ-11-1 совместно с дальномером ЛДМ-1 «Крейсер».

Тактико-технические элементы (ТТЭ) больших десантных кораблей

Проект 11711 1171 775М Тип 072-III (Китай)
Год выпуска 2018 1964–1975 1974–1991 2003–2005
Водоизмещение
– стандартное
– полное

3040
4360

2768
4080

3430
4170
Размерения
– длина
– ширина
– осадка

120
6,5
3,6

113
15,6
4,15(6,15)

112,5
15
3,7

119,5
16,4
2,8
Скорость 18 16 17,5 18
Дальность 3500 (на скорости 16 уз.) 4800 (12 уз.) 3500 (16 уз.)
4000 (12 уз.)
3000 (14 уз.)
Автономность, сут. 30 20 30 30
Экипаж, чел. (офицеров) 100 69 55 (5) 87(8) 104
ГЭУ 2 Д × 5200 л.с. 2 Д × 4500 л.с. 2 Д × 9600 л.с. 2 Д × 4745 л.с.
Вооружение 1 30-мм ЗАК АК-630М-2 «Дуэт»;
2×6 30-мм АК-630;
2 × 14,5 мм МТПУ «Жало»
1 × 2 57-мм АУ ЗИФ-31Б,
2 × 2 25-мм автомата 2M-3M;
2 ПЗРК Стрела-3 (24 ЗУР); 2×40 РСЗО А-215 «Град-М» (160 НУРС)
1 АК-176;
2 × АК-630М;
2 × РСЗО А-215 «Град-М»
(320 НУРС);
2 × ПЗРК «Стрела-3»
1×2 37-мм АУ Tип 76F;
ПЗРК
Десантовместимость:
– ОБТ / БТР
– десантников

13 / 36
300

20 / 47
440

10 /12
340

10/н.д.
120
Авиация 2 Ка-29 / 1 Ка-52К «Катран» нет нет верт. площадка
Построено 1 14 28 9
В строю 1 4 16 9

* В западной прессе указывается полное водоизмещение проекта до 6000–6600 т.

От своих «одноклассников» БДК типа «Иван Грен» отличаются бо̀льшим водоизмещением. Однако это существенно не отражается на его десантных возможностях. Указанное количество десантников (300 чел.) не соответствует ни роте (как для проекта Тип 072-III), ни батальону (пр. 1171).


Предположительно, БДК «Иван Грен» все-таки рассчитан на высадку батальона морской пехоты (более 400 чел.). Или сможет высаживать полноценный десант только совместно с другими десантными кораблями.

По своему вооружению БДК «Иван Грен» существенно слабее своих отечественных аналогов, но близок к зарубежным.

Боевой путь

Ввиду непродолжительного срока службы БДК «Иван Грен» удалось поучаствовать только в двух военно-морских парадах 2017 и 2018 гг.

Оценить перспективу проекта 11711 можно исходя из его преимуществ и недостатков.

Новый проект по своим ТТЭ принципиально не отличается от предшественников. Основными преимуществами БДК типа «Иван Грен» являются:

  • вертолетный ангар;
  • средства для бесконтактной высадки десанта;
  • улучшенная обитаемость.

Всего этого можно было достичь в рамках модернизации существующих проектов БДК. Что касается авиационных возможностей, то по ним «Иван Грен» не сравнится с десантным вертолетоносцем. Возможность транспортировки стандартных контейнеров нельзя серьезно считать преимуществом. Для этого давно придуманы контейнеровозы.

К недостаткам проекта 11711 можно отнести:

  • моральное устаревание;
  • невозможность размагнитить корпус в соответствии с проектным заданием;
  • недостаточная прочность конструкции корпуса;
  • проблемы заднего хода.

В итоге, Северный (121 бригада десантных кораблей) и Черноморский флоты получат по одному новому десантному кораблю. Это будет незначительное (на одну единицу) усиление, а не качественный скачок в области десантных возможностей ВМФ.


Между тем руководство завода «Янтарь» рассматривает экспортные перспективы десантных кораблей проекта 11711. Но внешний рынок выдвигает повышенные требования к БДК:

  • полное водоизмещение – не менее 6000 т;
  • десантовместимость – до 500 морских пехотинцев;
  • оборудование корабля док-камерой для десантного катера на воздушной подушке.

Место БДК типа «Иван Грен» в ВМФ России

Процесс и результат работы по созданию этого проекта является примером непродуманного подхода к строительству флота. Имело место простое пополнение морально устаревших кораблей слегка модернизированными аналогами.

Очевидно, что необходимость действовать в Океанской зоне требует качественного повышения боевых возможностей флота. Полумеры в виде большого десантного корабля «Иван Грен» или «москитного» флота с ракетами «Калибр» – пустая трата денег. Перспективным направлением, к примеру, может стать строительство универсальных десантных кораблей проекта «Прибой».

Видео

В Большой десантный корабль проекта 11711

Морской Флот России в 2013 году обеспечивал стратегическое сдерживание, привлекался к выполнению специальных задач, поставленных Верховным Главнокомандующим; значительная роль при этом отводилась большим десантным кораблям (БДК), заявил глава Минобороны РФ генерал армии Сергей Шойгу.
"В 2015 году в состав ВМФ войдет БДК "Иван Грен", а также два десантных вертолетоносных корабля-дока "Владивосток" и "Севастополь", - сообщил Шойгу.

"Тем не менее, этих мер явно недостаточно, поэтому важно уделять внимание восстановлению технической готовности кораблей данного класса", - сказал он. По его словам, "ежегодно предусматривается восстанавливать не менее двух БДК".


«Иван Грен» — российский большой десантный корабль проекта 11711, головной корабль серии.
Корабль назван в честь вице-адмирала Ивана Ивановича Грена, начальника артиллерии морской обороны Ленинграда, начальника Управления боевой подготовки ВМФ СССР, военного учёного-артиллериста.

Проектирование корабля начато по техническому заданию ВМФ России в 1998 году.
Проект корабля разработан в Невском Проектно-Конструкторском бюро (Невское ПКБ, г. Санкт-Петербург).

Был заложен в 2004 году на судостроительном заводе «Янтарь».

Спущен на воду 18 мая 2012 года, а в 2015 году планируется ввод в строй.

Министерство обороны России намерено приобрести шесть таких кораблей.

Большие десантные корабли проекта 11711 (по классификации НАТО — Ivan Gren) — тип новейших больших десантных кораблей предназначенных для высадки десанта, перевозки боевой техники и оборудования
Боевая техника размещается на БДК на танковой палубе. Это могут быть как основные боевые танки массой до 60 т (до 13 единиц), так и бронетранспортёры или боевые машины пехоты (до 40 машин), либо до 300 десантников.

В отличие от флотов западных держав, которые выполняют самостоятельные задачи в дальних регионах, отечественный ВМФ предназначен для поддержки сухопутной армии на приморских направлениях.
Данный проект единственный в мире, где реализована идея неконтактной выгрузки десанта и техники из корабля на необорудованное или пологое побережье.
БДК типа «Иван Грен» позволяют в короткое время высадить подразделение морской пехоты прямо на берег с бронетехникой, артиллерией, средствами ПВО и добиться тем самым внезапности.
«Иван Грен» предназначен для высадки десанта прямо на берег. Для этого БДК «садится» носовой частью на мель и распахивает в носу огромные «ворота».

БДК нового проекта меньше французского «Мистраля», поэтому гораздо лучше подходят для «закрытых» морей — Черного и Балтийского, для которых транспортные возможности «Мистраля» избыточны.

Флоту нужно как минимум 18 кораблей такого класса. Под такую группировку заточены все существующие десантные силы ВМФ. Половину этих потребностей можно закрыть четырьмя кораблями типа «Мистраль», остальные задачи должны решать небольшие корабли, такие как БДК «Иван Грен».

Пока «собратья» «Грена» не поступят на флот, ВМФ России будет вынужден использовать устаревающие десантные корабли 1960-1980-х годов в основном польской постройки, которых сейчас насчитывается 15, и три советских корабля проекта 1171 «Тапир».

Характеристики БДК проекта 11711:
водоизмещение - 5000 т
длина — 120 м
ширина — 16,5 м
осадка - 3,6 м
силовая установка — дизель 10Д49 1х4000 л.с.
скорость — 18 узлов
мощность 4000 л. с. (2,9 МВт)
дальность плавания — 3500 миль
автономность плавания — 30 суток
экипаж — 100 человек

Вооружение:

Артиллерия 1 × АК-176М
76,2-мм корабельный артиллерийский комплекс, предназначенный для поражения беспилотных и пилотируемых средств воздушного нападения, а также легких морских и видимых береговых целей.


Основные характеристики:
Количество автоматических орудий, шт. - 1
Скорострельность, выстр./мин. - 60-120
Заряжание орудия автоматическое, унитарное
Охлаждение ствола непрерывное, наружное, прокачкой охлаждающей жидкости между стволом и кожухом
Количество личного состава, чел.: при боевом обслуживании АУ - 2, при ручном управлении - 4
Живучесть ствола, выстр. - 2000
Масса комплекса, т - 16,5
Поражение целей в зоне досягаемости артбоеприпаса по высоте (по самоликвидатору), км - 11,5
Максимальная дальность стрельбы, км - 15,5

Зенитная артиллерия: 2 × АК-630М
30-мм шестиствольная автоматическая артустановка с радиолокационной (оптической) системой управления считается самой скорострельной среди 30-мм артиллерийских установок. Является средством самообороны кораблей, может быть использована для поражения воздушных целей и лёгких надводных сил противника.


Основные характеристики:
Масса, кг: 1 918
Скорострельность, выстр./мин: 4000-5000
начальная скорость снаряда, м/с - до 900
боекомплект, патронов - 300
масса снаряда, кг - 0,834
живучесть стволов, выстрелов - 6000
масса установки, т - 9
углы вертикального наведения, град. - от -12 до +88
углы горизонтального наведения, град. - 180 от оси корабля
дальность стрельбы по надводным целям, м - 5000
дальность стрельбы наклонная по воздушным целям, м - 4000

Ракетное вооружение: 2 × А-215 «Град-М»
122-мм корабельная система залпового огня, предназначена для поражения живой силы и техники на берегу при высадке морского десанта, поддержки его действий, а также для обороны десантных кораблей от атак кораблей противника на переходе морем. Высокая скорострельность и дальность стрельбы обеспечивают эффективную огневую поддержку морского десанта.


Основные характеристики:
Число стволов - 40
Дальность стрельбы максимальная, м - 20700
Дальность стрельбы минимальная табличная, м - 2000
Вес установки с устройствами хранения и подачи, кг - 16500
Расчёт, чел. - 2
Интервал между пусками снарядов в залпе, с - 0,5
Время заряжания от производства первого выстрела, с - 46
Время перезарядки, с - 120
Время расстрела всего боекомплекта, мин - 7,3

Авиационная группа 1 вертолёт Ка-29, имеется палубный ангар.
Корабельный транспортно-боевой вертолёт, предназначен для десантирования с кораблей подразделений морской пехоты и их огневой поддержки, транспортировки различных грузов и др.