Частная жизнь древних римлян. Отвратительная жизнь и быт в древнем риме Жизнь и быт древних римлян кратко

Секс, шопинг и рабы

Отношение к полу в Риме было не таким, как у нас. Женщины, как мы видим благодаря раскопкам в Помпеях, занимали в римском мире куда более значительное положение, чем во многих других частях древнего Средиземноморья. Они ходили за покупками, могли обедать с мужчинами, тратить богатства и делать щедрые пожертвования. Однако в плане секса, как и в плане политики, это был мужской мир. Символом власти, статуса и состояния являлся фаллос. Поэтому всевозможные фаллические изображения сохранились по всему городу.

Современных посетителей в Помпеях это сбивает с толку, а то и вгоняет в краску. Фаллосы приветствуют вас в дверях, фаллосы изображены над печами для хлеба, фаллосы нацарапаны на улицах, многие снабжены колокольчиками и крыльями. Одно из самых любопытных творений, некогда звеневших на помпейском ветру, – веселая птичка-фаллос: одновременно и шутка (как мне кажется), и бесстыдный символ мужественности.

В этом мире у уважаемых и преуспевающих замужних женщин – тех, что жили в больших домах в Помпеях – были две главные задачи. Первая – рождение детей, которое было весьма опасным (в Древнем Риме и вплоть до нашего времени многие умирали во время родов). Вторая – управление домом и домашним хозяйством. Это четко выражено на одном из надгробий из Рима – в эпитафии, которую муж написал на могиле жены Клавдии. В ней вдовец восхваляет красоту умершей жены, ее речь, ее утонченность. Но последняя строчка гласит: "она родила двух сыновей, она следила за домом, она ткала из шерсти".

Мужчины из римской элиты были убеждены, что половой акт – это символ удовольствия и власти. Партнер при этом мог быть любого пола. И хотя в римском мире мужчины нередко занимались сексом с другими мужчинами, почти нет свидетельств о том, чтобы "гомосексуализм" воспринимался как отдельная сексуальная ориентация – не говоря уже об образе жизни. Верность супруге не считалась достоинством, ею особо не восхищались. В поисках удовольствия запрещено было посягать только на жен, дочерей и сыновей других представителей элиты (за нарушение этой границы закон сурово наказывал). Рабов и, до определенной степени, всех, кто находился ниже в социальной иерархии, трогать не запрещалось. Менее богатые граждане, не имевшие возможности воспользоваться сексуальными услугами рабов, без сомнения, обращались к проституткам. Личные взаимоотношения римских мужчин и женщин, однако, были не столь безыскусными и механическими, как можно предположить по прочтении моего краткого описания.

Забота и нежность встречались повсеместно – в отношениях мужа с женой, хозяина и рабыни, любовников. Например, на теле одной из женщин в селении рядом с Помпеями был найден дорогой золотой браслет со словами: "От хозяина его девушке-рабыне". Это напоминает нам, что любовь может существовать даже в рамках подобных форм эксплуатации (однако насколько взаимной была эта любовь со стороны рабыни, мы можем только догадываться). На стенах в Помпеях, как в домах, так и на улицах, немало надписей, свидетельствующих о любви, ревности и личных трагедиях. Трудно не выйти за рамки истории и не примерить их на себя. "Марцелл любит Престину, но ей наплевать", "Реститут изменил многим девушкам". Все то же самое. Хотя сексуальные отношения у римлян были явно более жестокими и недружественными по отношению к женщинам.

Пиры и отдых

Пышный банкет, где возлежат мужчины и женщины разной степени обнаженности, а толпа рабов подносит им виноград или серебряные тарелки с фаршированной живностью, – картина, хорошо знакомая нам по фильмам "про древность".

К мифологизации своих обычаев в еде и пиров приложили руку сами римляне. В Помпеях были найдены изображения пышных празднеств, которые вполне соответствуют нашим сегодняшним представлениям о римском пиршестве. В одной из сцен показаны две пары, расположившиеся на ложах, укрытых шерстяной тканью и подушками. И хотя о сексуальной распущенности здесь речь не идет, все другие излишества представлены. Рядом на двух столиках стоят напитки. Гости уже явно набрались: третий мужчина потерял сознание на одной из лежанок, а на заднем плане видна женщина, которую вынужден поддерживать спутник или раб. На другом изображении из той же комнаты показана аналогичная сцена, но на этот раз на открытом воздухе: лежанки укрыты навесами, а раб смешивает вино в большой чаше (в древнем мире вино обычно разбавляли водой).

Правда ли еда и привычки в Помпеях соответствовали тому, что показано на этих картинах? Отчасти. В другом доме есть серия изображений, где четверо пожилых мужчин (обнаженные, с длинными свисающими пенисами) держат в руках небольшие подносы с закусками, лакомыми кусочками и прочей аппетитной снедью.

Но каждодневная трапеза обычного жителя Помпей была далеко не столь впечатляющей. По сути, диета была всегда одна и та же, хотя и полезная для здоровья: хлеб, оливки, вино, сыр, фрукты, бобы и немного овощей. Иногда на стол подавали рыбу и, реже, мясо.

Рацион рядового жителя Помпей хорошо иллюстрирует аккуратный список, записанный на стене во внутреннем дворике одного из домов. Вероятно, кто-то попытался подсчитать свои недавние расходы. Сейчас мы не можем расшифровать все латинские слова, но основу рациона составляли хлеб, масло, вино и сыр – с редкими излишествами.

Легко поддаться соблазну и романтизировать простую и здоровую пищу из этих списков. Действительно, римские поэты – вполне устроенные, несмотря на возмущения по поводу бедности, – часто слагали стихи о здоровой крестьянской пище. Дешевое местное вино и немного простого хлеба с сыром – самый лучший пир, если есть хорошая компания, утверждали они. Быть может, это и правда было так. Но, в любом случае, трапеза обычного жителя Помпей очень сильно отличалась и от римских пиров из современного кино, и от обедов, которые изображены на стенах в самих Помпеях.

Пьянство и драки

Лучший способ разнообразить диету из хлеба, сыра и фруктов, которыми питались обитатели небольших домов, где приготовление пищи было невозможным или очень сложным, – это пойти пообедать в каком-нибудь заведении.

Взглянуть на обстановку в римском баре мы можем благодаря росписям в двух питейных заведениях города. Очевидно, что тамошние рисунки на стенах призваны были развлечь посетителей сценами из "кабацкой жизни", которую они сами вели. Эти рисунки – юмористические, пародийные и идеализированные – наш лучший путеводитель по культуре помпейских забегаловок.

Первая серия росписей распложена в так называемой таверне (баре) Сальвия ("Убежище"). На левом изображении мужчина и женщина довольно неуклюже целуются. Над ними написано "Я не хочу (главное слово, к несчастью, стерлось) с Мирталис". Чего мужчина не хочет делать с Мирталис, кем бы она ни была, мы никогда не узнаем. Возможно, эта сценка призвана проиллюстрировать непостоянство любви, что-то вроде нынешнего: "Я не хочу больше встречаться с Мирталис, буду с этой девушкой". Или же, учитывая напряженность позы, эта девушка и есть Мирталис, а мужчина не слишком-то рад встрече.

В следующей сцене, выпив вина, присутствующие играют в кости, разгорается спор. За столом сидят двое мужчин. Один из них кричит: "Я выиграл". Другой возражает: "Это не тройка, а двойка". На последнем рисунке дело доходит до драки. Хозяин не может этого стерпеть и выкидывает обоих за дверь. "Если хотите драться, идите на улицу", – говорит он. Глядя на такие картины, посетители должны были внять предупреждению.

В банях снимают все

На одной из надгробных плит из Рима, относящихся к первому веку, Меропа, спутница бывшего раба Тиберия Клавдия Секунда, записала остроумное изречение: "Вино, секс и бани разрушают наши тела, но это и есть жизнь – вино, секс и бани".

Римские бани были синонимом римской культуры: везде, куда приходили римляне, возникали и римские бани. Купание в этом смысле было не просто омовением, хотя одной из его целей и было достижение чистоты. Это было смешение различных занятий: здесь можно было как следует пропотеть, заняться спортом, побывать в парной, поплавать, поиграть в мяч, позагорать, здесь могли "выскоблить" и сделать массаж. Это была турецкая баня плюс все доступные дополнительные услуги – от цирюльника до библиотеки.

Все, кроме самых бедных, ходили в бани, в том числе и некоторые рабы – пусть даже в свите хозяев. Но в целом зажиточным гражданам приходилось делить бани с менее удачливыми людьми. Другими словами, в отличие от пиров, в банях римляне выходили на люди.

Поскольку в банях посетители были обнаженными или почти обнаженными (есть доказательства и того, и другого), бедные фактически не отличались от богатых, возможно, более здоровых и ухоженных. Здесь римское общество было на виду. По словам одного из историков, это была "дыра в озоновом слое социальной иерархии".

Однако некоторые считали, что нагота, роскошь и наслаждения горячего отдыха в парной – опасное сочетание. Из-за наготы и, возможно, соседства женщин с мужчинами (по крайней мере, в фантазиях римлян) бани ассоциировались с сексом. Считалось, что некоторые бани, как и питейные заведения, служили лишь прикрытием для борделей.

О том, насколько гигиенично было ходить в бани, задумывались не только современные посетители. В те времена не было хлорки, чтобы нейтрализовать мочу и другие менее стерильные выделения тела. Кроме того, вода в различных бассейнах не менялась постоянно, хотя иногда делались попытки обеспечить приток свежей воды.

Римский врач Цельс в одной из своих работ давал разумный совет не ходить в бани со свежей раной ("обычно это приводит к гангрене"). Другими словами, бани для скромного помпейского купальщика были местом чудес, удовольствия и красоты. Но могли и убить его.

Те, кто хоть немного знаком с историей Древнего Рима знают, что римляне – это высоко цивилизованный народ, далеко не варварский, у них был высокий уровень культуры, и поэтому подробности их повседневной жизни могут быть очень интересными.

Жилища римлян

Большинство состоятельных граждан Рима жили в довольно просторных одноэтажных домах, который также включал и большой земельный участок. Мебели в доме было минимум – римляне любили пространство. Состоятельные граждане спали на кроватях, сидели на стульях или лавках, ели за небольшим столом. Личные вещи хранили в специальных сундуках.
Более бедные граждане спали преимущественно на полу, их дома были небольшими, с минимумом мебели. Справляя естественные нужды, ночной горшок выливали прямо на улицу города – можете представить, какая там стояла вонь.
Богатые римляне имели собственный санузел, баню.

Общественные постройки

В каждом римском городе были общественные туалеты, как для женщин, так и мужчин. Интересно, но общественные бани были общими. Вход в термальную баню чаще всего был бесплатным или стоил очень мало. Именно в банях все римляне приводили свое тело в порядок после трудного рабочего дня.
Каждый римлян также мог посетить библиотеку, театр, арену для боев гладиаторов, форум (место, где происходила вся торговая и политическая жизнь общества).

Питание

Ели римляне ранним утром, с первыми лучами солнца, после чего сразу же отправлялись работать. Завтра обычного гражданина был довольно бедным, а вот богатые римляне могли позволить себе фрукты, мясо, вина.
Кстати, воду римляне пили редко – преимущество это было разбавленное с водой вино.
Ужин мог начинаться поздней ночью и продолжаться довольно долго, так как римляне имели обычай часто ходить в гости. За такой трапезой могли начаться очень долгие разговоры.

Одежда

Мужчины носили тогу – что-то вроде мужского платья, которое завязывали поясом. На ногах были надеты сандалии. Женщины носили тунику – та же тога, только несколько длиннее.

Рабы

Каждая римская семья имела право владеть собственными рабами, если этому позволял кошелек. Рабы выполняли всю грязную работу за своих господ – иногда абсолютно всю работу. Рабы не получали жалования, работали за еду, защиту и за крышу над головой.
Рабами могли быть не только военнопленные, но и римляне, которые залезли в большие долги, и таким образом отрабатывали долг.

Гастрономия и прием пищи

Вплоть до завоевания Азии гастрономия или кухня занимала в целом второстепенное место в жизни римлян. Повара-раба нанимали на время праздника или приема. Магазинов-пекарен с разнообразнейшими и особыми сортами хлебобулочных изделий еще не было, овощи брали со своего огорода, мясо – из своих владений.

В Азии римляне увидели целые представления, которые можно было бы назвать «царские пиршества». И захотели такого же у себя. Кулинария становится искусством, в моду входит гастрономия, которая становится средством привлечь к себе внимание. Главная же задача хозяина была – удивить исходными продуктами, в Италии не встречающимися. Престиж блюда определялся тем, откуда привезены продукты. Свинина должна была быть из Галлии, козлятина – с Балкан, улитки – из Африки, осетры – с Родоса, мурены – из Иберии и т.д. Гурманом считался тот, кто с первого куска мог определить, откуда, скажем, привезена устрица или та или иная рыба. В настоящую индустрию превратилось выращивание павлинов (к столу). Чего стоили блюда из копыт верблюда или язычков соловьев!

С другой стороны, выращивание, например, дроздов было выгодно: доход от ежегодной продаже пяти тысяч дроздов превосходил стоимость участка хорошей земли в пятьдесят гектаров. К тому же это было менее рискованно, чем культивировать злаки.

В ранней Италии жители питались в основном густой кашей из полбы, проса, ячменя или бобовой муки. Это была своего рода наци­ональная еда италиков. Основной едой был пшеничный хлеб. Килограмм с лишним в день считался нормой для взрослого работника. Хлеб приправляли соле­ными маслинами, уксусом, чесноком.

Во все времена ели разнообразные овощи. Считалось, что они помогают избавиться от головных болей и малярии. Излюбленным кушаньем трудового люда была густая похлебка, сваренная из бобов вместе со стручками. Ели кашу с оливковым маслом и салом.

Из мяса чаще всего употреблялось козье и свиное, говядина - после жертвоприношений. Непременным блюдом обеда в зажиточном доме был дикий кабан (выставлявшийся целиком). При Августе стали готовить блюда из аистов, вскоре дошла очередь до соловьев. Еще позднее кулинарными новин­ками стали языки фламинго, гусиные лапки с гарниром из петушиных гребней.

Гурманы любили вырезку свиньи, сдохшей от переедания.

Не всегда человек мог долго быть вегетарианцем. Это были, в том числе, сторонники призывов философов-пифагорейцев не упот­реблять в пищу мясо убитых животных. И когда при Тиберии стали вести борьбу с чужеземными культами, отказ питаться мясом неко­торых животных стал считаться признаком опасных суеверий.

И во все времена не обходились без приправ, кореньев и прянос­тей. Неизменной приправой ко всем кушаньям был острый соус гарум. Мелкую рыбу клали в чан, крепко её засаливали и оставляли на солн­це на два-три часа, тщательно перемешивая. Когда засол превращался в густую массу, в чан опускали большую корзину частого плетения. Набиравшаяся в неё жидкость и был гарум.

Смешенье в одном кушанье разнородных продуктов было харак­тер­ным. Рецепт: сварить одновременно мясо, соленую рыбу, куриную печенку, яйца, мягкий сыр, пряности, затем залить сырыми яйцами и посыпать тмином.

Из фруктов на первом месте стоял инжир.

Как и греки, римляне питались три раза в день: ранним утром - первый завтрак, около полудня - второй, ближе к вечеру - обед.

Первый завтрак полагался вскоре после вставания. Он состоял обычно из куска хлеба, смоченного в вине, смазано медом или посы­панного солью, сыра, фруктов, молока. Школьники покупали себе на завтрак оладьи или лепешки, жареные в сале.

После полудня полагался второй завтрак. Он был также скромен: хлеб, инжир, свекла. Мог состоять из вчерашней или холодной закус­ки, её часто ели на ходу, даже без традиционного омовения рук.

В старину обедали в атрии, летом в саду и зимой у очага.

Самый удобный способ привлечь внимание, удивить и вызвать зависть сограждан – пригласить их к себе на обед.

На обед собиралась вся семья и приглашенные из близких.

Судя по этрусской вазописи, в 7 в. до н.э. во время пира муж и жена, соблюдая древний обычай, возлежали на одном ложе. После 4 в. до н.э., судя по крышкам саркофагов, возлежал на ложе только муж, а женщина сидела у его ног. Чуть позднее, следуя римским обычаям, этрусская женщина стала сидеть за столом на стуле или в кресле. Многочисленные археологические данные говорят, что этрусские женщины (из привилегированных групп) были образованными (так, их часто изображали с развернутыми свитками).

В древности римляне ели сидя. Позднее мужчины во время тра­пезы полулежали вокруг стола на ложах, опираясь на подушку левой рукой. Женщины про­дол­жали сидеть (иная поза считалась для них неприличной), как сидели и бедняки в тесных табернах. Классический канон требовал ставить с каждой из сторон три широких ложа, итого одновременно ели девять человек, разде­лен­ных друг от друга подушками. Ложе с правой стороны от прислужи­вав­ших слуг считалось "верхним", почетным, с левой - "нижним", на нем сидел хозяин. Самым почетным местом ("консульским") было крайнее левое среднего ложа. В богатых домах раб-номенклатор ука­зывал каждому его место. В дружеском кругу садились по желанию.

Между ложем и стеной оставляли промежуток, в котором мог поместиться раб гостя: тот ему отдавал на сохранение свои сандалии (перед тем, как возлечь на ложе), пользовался услугами во время еды. В обычае было уносить с обеда кое-какие куски. Хозяин отдавал их для несения домой тому же рабу.

Также весьма распространенной была практика одновременной трапезы гостей, но в разных триклиниях в зависимости от их социаль­ного положения ("важные", "менее важные"), с соответствующей дифференциацией блюд.

Любовь римлян к серебру пришла не сразу. В расцвет Республики в Риме существовал только один столовый набор из серебра, и сенаторы, которые должны были принимать у себя иностранных послов, занимали его один у другого (к вящему изумлению посланцев). В последний век Республики важность серебряных предметов в доме была уже такова, что хозяин, принимая гостя, должен был показать ему всё свое серебро. Это было одним из негласных правил хорошего тона, и гость был вправе требовать, чтобы ему показали богатства хозяина в случае, если этого не было сделано. Но на первый план вышло качество серебряных изделий.

Обычаем в Риме стало чтение за обедом. Вместе с модной «восточной» кухней возникла мода на зрелища во время еды. Музыка, пени, танцы, постановка сцен из комедий становятся непременным условием приема. Обед длился несколько часов.

Кушанья подавали в глубоких закрытых тарелках и мис­ках. Куски брали правой рукой. Кушанья гости накладывали себе сами.

Салфетки клали на стол, либо хозяин выдавал гостям, но иные приносили их с собой. Иногда салфетку повязывали вокруг шеи.

Вина употребляли как местные, так и привозные. Практиковали разные способы изменения вкуса и крепости вин. Но для женщин ряд законов запрещал пить крепкое вино. По словам Катона Страшего, в ранний период пьющие женщины подвергались таким же наказаниям в суде, как и те, кто изменял своим мужьям. По сведениям древних, чтобы доказать воздержанность и соблюдение закона, женщины це­ловали родственников, убеждая их тем самым, что винный перегар у них отсутствует. Родители и родственники разрешали дочерям и сест­рам пить лишь слабое вино из виноградных выжимок или изюма.

Если обед был званным, то по его окончанию начиналась вы­пивка - comissatio. Этот обычай пришел из Греции. Поэтому пили по "греческому образцу": избранный среди гостей распорядитель (magister) определял пропорцию смешения вина с водой. Смешивали в большом кратере и разливали по кубкам черпаком на длинной ручке - киафом (45 мл). Кубки были разной вместимости - от унции (один киаф) и до секстария (12 киафов, чуть более полулитра). Часто упоминаются в литературе кубки в четыре киафа.

Вино разбавляли охлажденной или горячей водой или снегом (который стоил дороже вина). Для улучшения вкуса вина римляне добавляли в него концентрированные винные сиропы, а они готовились в свинцовых емкостях.

В обычае было пить за здоровье друг друга (propinare), желая: "Bene tibi (te)" ("На добро тебе"). Остальные восклицали: "Vivas!" ("будь здоров!", букв. "живи"). За здоровье отсутствующих пили сто­лько киафов, сколько букв было в их имени.

Праздники и игры

Праздники в Риме подразделялись на общегосударственные, официальные, сельские, городские, семейные, отдельных божеств, профессий, плановые и внеплановые.

Выделим некоторое. Даты приводятся в переводе на современный календарь.

Ежегодно первого марта (позднее - первого января) праздновалось начало нового года (традиция с 153 г. до н.э.). В этот день проходили официальные торжества, связанные со вступлением в должность ново­избранных консулов.

15 февраля справляли Луперкалии. Первоначально это был праздник пастухов в честь Фавна-Луперка. В этот день приносили очистительные жертвы (собаку и козла) - для того чтобы оживить плодородие земли, стад и людей - у подножия Палатина, в гроте Лу­перкаль. По преданию, в нем жила волчица (lupa), вскормившая Рому­ла и Рема. Затем юноши с козьей шкурой на бедрах (луперки) обегали Палатинский холм, стегая то ли всех попало, то ли только женщин рем­нями, вырезанными из шкуры жертвенного козла. По Плу­тарху, женщины верили, что очистительные удары ремней исце­ляют от бесплодия, способствуют вынашиванию плода и благополучным ро­дам.

15 марта отмечался Анны Перенны. Он связан с обрядом изгнания или уничтожения прожитого времени. На берегу Тибра ставили шала­ши из молодой зелени, в них или под открытым небом люди пили, разв­лекались, пели шуточные и непристойные песни. От каждого тре­бо­валось желать другому долгую жизнь, "стольких желая годов, сколь­ко кто чаш осушил" (Овидий). Считалось, что Анна наполняет год отмеренными отрезками - месяцами, а исследователи предполагают, что она - персонифицированная феминизированная форма от annu perennus - неиссякаемый, вечно длящийся год. Поэтому в большинстве мифов Анна предстает как глубокая старуха.

У Овидия есть рассказ о том, как Анна, претворившись юной кра­савицей, возбудила страсть Марса; в последний момент обнаружил свою ошибку, но выглядел крайне нелепо и смешно. Старуха симво­ли­зировала изжитой год, насмешки ("нескромные шутки") над Марсом - насмешки над тем, кто упрямо держится за старое, вместо того, чтобы полюбить наступающую юность природы и года. В старых городах Италии сохранился обряд сожжения Анны. В конце зимы расклады­ва­ются костры из старья и тряпья, на которых сжигается чучело старухи Перенны, сопровождая это песнями и плясками.

В Цереалии (12 апреля) древний обычай повелевал деревенским жителям выпускать лисиц с зажженными факелами на хвостах.

13 августа - праздник рабов. Это был день рождения выходца из рабов полулегендарного римского царя Сервия Туллия.

22 января был днем семейной любви и согласия - праздник Каристии отмечали в кругу самых близких родственников. В праздник Либералий (в честь Либера-Вакха) 17 марта юношей, достигших шест­надцати лет, вносили в списки граждан.

Самым популярным был древний ежегодный италийский празд­ник Сатурналий. В эпоху империи продол­жи­тельность Сатурналий достигла семи дней.

Сатурн считался царем в Лации в эпоху "золотого века", когда люди не знали рабства. Поэтому рабы в этот день могли не только подшучивать над хозяином, но сам хозяин обязан был прис­луживать рабам за столом. По традиции, обменивались подарками - симво­лическими восковыми свечами, глиняными фигурками, рельеф­ными изображениями. В этот день, по Лукиану, надлежало не выпол­нять никаких дел вообще, сердиться, принимать счет от управляю­ще­го, заниматься гимнастикой, слагать и произносить речи (кроме шу­точных), распределив подарки по достоинству получателей, все их отослать (людям ученым - в двойном размере), вымыться, вино пить одно и то же из одинаковых чаш, мясо делить на всех поровну, сыг­рать в кости на орехи и т.д.

Забота о здоровье

В 293 г. до н.э., во время очередной эпидемии в Риме, было вычи­тано в "Сивиллиных книгах" о необходимости привезти из города Эпидавра змею, посвященную богу Асклепию (Эскулапу). По преда­нию, уже на Тибре змея выскользнула с корабля и переплыла на один из островов. Поэтому на нем и воздвигли святилище, служившее одно­временно и больницей. Лечение при этом храме вошло в обычай в Ри­ме на несколько веков.

Известен был Эскулапов остров и другим. Клавдий распорядился, чтобы больные и истощенные рабы, вывезенные и оставленные хозя­евами на острове, в случае выздоровления навсегда получали свободу.

В конце 3 в. до н.э. Риме появляются целые группы греческих вра­чей. По преимуществу они были рабами, но впоследствии становились вольноотпущенниками. Если они были свободнорожденными на род­ине, Цезарь предоставил им права гражданства. Врачу Антонию Музе, вылечившему Августа от тяжелой болезни, сенаторы на собст­венные средства поставили памятник, а император освободил врачей от налогов. Придворный врач 2 в. Гален оставил более сотни меди­цинских трактатов.

Врачи были одновременно и аптекарями. И среди них была своя специализация как по видам болезней, так и в зависимости от профес­сии клиентов: лекари гладиаторов, пожарных и т.д. Но педиаторов как таковых не было. Особенно тщательно была организована меди­цин­ская служба в армии, в конце 2 в. она установила для себя особую эмблему - кубок и змею Асклепия.

Население Рима относилась к врачам неоднозначно. Неприятие вызывалось прежде всего самим принципом работы за плату (как актер или ремесленник). Во-вторых, они имели право пользоваться ядами. И вовлеченные порой в дворцовые интриги, они давали обиль­ную пищу для сплетен и поводы для скандалов. По версии Та­цита, именно придворный врач спровоцировал смерть Клавдия. В-третьих, склонность некоторых врачей назначать исключительно дорогостоящие микстуры, разоблачения псевдоцелителей, посягающих на высокие гонорары, еще более убавляли авторитет врачебной про­фессии. И врачи все чаще становятся героями анекдотов, которые об­легчают людям путь на тот свет.

Героические мужчины в золотых доспехах и на колесницах, очаровательные дамы в туниках и императоры-демократы, вкушали виноград в креслах для отдыха.

Но реальность в Древнем Риме, как свидетельствуют историки, была не такой радужной и гламурной. Санитария и медицина находились на зачаточном уровне, а это не могло не отражаться на быте римских граждан.

Полоскание рта

В Древнем Риме малая нужда было настолько развитым бизнесом, что правительство ввело специальные налоги на продажу мочи. Были люди, которые зарабатывали на жизнь только сбором мочи. Некоторые собирали ее в общественных писсуарах, а другие ходили по домам с большим чаном и просили людей заполнить его. Способы использования собранной мочи сегодня даже трудно представить себе. Например, ей чистили одежду.

Рабочие заполняли чан одеждой, после чего заливали ее мочой. После этого один человек залезал в чан и топтался по одежде, чтобы отстирать ее. Но это ничто по сравнению с тем, как римляне чистили зубы . В некоторых районах люди использовали мочу в качестве жидкости для полоскания рта. Утверждалось, что это делает зубы блестящими и белыми.

Общая губка

На самом деле, римляне при походе в туалет брали с собой специальные гребни, предназначенные для вычесывания вшей. А самое худшее случалось после того, как люди справляли большую нужду. В каждом общественном туалете, который обычно одновременно посещали десятки других людей, была только одна губка на палке , которую использовали для подтирания. При этом губку никогда не чистили и использовали все посетители.

Кровь гладиаторов

В римской медицине было немало чудачеств. Несколько римских авторов писали о том, что после гладиаторских боев зачастую собирали кровь мертвых гладиаторов и продавали ее как лекарство. Римляне считали, что гладиаторская кровь могла вылечить эпилепсию и пили ее как лекарство.

И это был еще относительно цивилизованный пример. В других случаях и вовсе вырезали печень мертвых гладиаторов и ели ее в сыром виде. Как ни странно, некоторые римские врачи фактически сообщают, что это лечение работало. Они утверждают, что видели людей, которые пили человеческую кровь и излечивались от эпилептических припадков.

Косметика из мертвой плоти

В то время, как побежденные гладиаторы становились лекарством для эпилептиков, победители становились . В римские времена мыло было довольно редким явлением, поэтому спортсмены чистили себя, покрывая тела маслом и соскабливая отмершие клетки кожи, а также пот и грязь с помощью инструмента, называемого стригиль.

Как правило, эту всю грязь просто выбрасывали, но только не в случае с гладиаторами. Их соскобы грязи и отмершей кожи расфасовывали в бутылки и продавали женщинам в качестве афродизиака. Также часто эту смесь добавляли в крем для лица, которым пользовались женщины в надежде, что станут неотразимыми для мужчин.

Эротическое искусство

Извержение вулкана, которое похоронило Помпеи, оставило этот город прекрасно сохранившимся для археологов. Когда ученые впервые начали проводить раскопки в Помпеях, они нашли вещи, которые были настолько непристойными, что их скрыли от общественности на долгие годы.

Город был полон эротического искусства в самых сумасшедших формах.
К примеру, можно было увидеть статую Пана, который совокупляется с козлом. Кроме того, в городе было полным-полно проституток, что нашло отражение на… тротуарах. И сегодня можно посетить развалины Помпей и увидеть то, что римляне видели каждый день - пенисы, высеченные в дорогах, которые указывали путь к ближайшему борделю.

Пенисы «на удачу»

Тема пенисов была довольно популярна в Риме, в отличие от современного общества. Их изображения можно было встретить буквально везде, их даже часто носили на шее. В Риме считалось модным среди юношей носить медные пенисы на ожерелье. Считалось, что они не только модные и стильные, но и могли «предотвратить вред», который могли нанести людям, которые носили их.

Также пенисы «на удачу» рисовали в опасных местах, чтобы обезопасить путешественников. К примеру, на ветхих и шатких мостах в Риме почти везде были нарисованы изображения пенисов.

Обнажение ягодиц

Рим уникален в том, что в нем первый раз в истории было зафиксировано письменное свидетельство обнажения ягодиц . Еврейский священник Иосиф Флавий впервые описал демонстрацию ягодиц во время бунта в Иерусалиме. Во время Песаха римских солдат направили к стенам Иерусалима, чтобы они наблюдали, не случится ли восстания.

Один из этих солдат, по словам Иосифа Флавия, «повернулся задом к стене города, приспустил штаны, нагнулся и испустил бесстыдный звук». Евреи были в ярости. Они потребовали, чтобы солдата наказали, а затем начали бросать камни в римских солдат. Вскоре в Иерусалиме вспыхнули беспорядки, а жест так и сохранился на тысячи лет.

Искусственная рвота

Римляне вывели понятие избытка во всем на новый уровень. По словам Сенеки, римляне на банкетах ели до тех пор, пока в них просто «не лезло больше», а потом искусственно вызывали рвоту , чтобы продолжать есть. Некоторые люди тошнили в миски, которые они держали возле стола, но другие не «заморачивались» и рвали прямо на пол рядом со столом, после чего продолжали есть.

Напиток из козьего навоза

У римлян не было бинтов, но они нашли оригинальный способ останавливать кровотечение из ран. По словам Плиния Старшего, люди в Риме замазывали свои ссадины и раны козьим навозом. Плиний писал, что лучший козий помет собирали в течение весны и сушили, но в чрезвычайных ситуациях подходил и свежий козий помет. Но это далеко не самый отвратительный способ, которым римляне использовали этот «продукт».

Колесничие пили его в качестве источника энергии. Они или разводили вареный козий помет в уксусе или размешивали его в своих напитках. Причем, это делали не только бедные люди. По словам Плиния, самым большим фанатиком питья козьего помета был император Нерон.

Подписывайтесь на Квибл в Viber и Telegram , чтобы быть в курсе самых интересных событий.


Семьи времён Древнего Рима вполне можно сравнить с современными семьями, хотя отличия есть радикальные. Так, в 21-ом веке просто дико выглядят строгие социальные классовые правила и узаконенные нарушения прав. Но при этом дети в древности любили поиграть не меньше, чем современные, а в домах многие держали домашних питомцев.

1. Брак был просто соглашением


Девушки вступали в брак в раннем подростковом возрасте, а мужчины женились в 20-30 лет. Римские браки заключались быстро и легко, и в большинстве из них даже не пахло романтикой, это было сугубо соглашение. Заключалось же оно между семьями будущих супругов, которые могли увидеть друг друга, только если богатство предлагаемого супруга и его социальный статус были приемлемыми. Если семьи соглашались, то происходило формальное обручение, в ходе которого подписывали письменное соглашение и пара целовалась. В отличие от современных времен, свадьба не скреплялась в законном учреждении (брак не имел юридической силы), но просто показывала намерение супругов жить вместе.

Римский гражданин не мог жениться на своей любимой гетере, двоюродной сестре или не римлянке. Развод также осуществлялся просто: пара объявила о своем намерении развестись перед семью свидетелями. Если развод случался по обвинению, что жена изменяла, то она никогда больше не могла снова выйти замуж. Если в подобном был признан виновным муж, то ему такой приговор не грозил.

2. Пир или голод


Социальное положение определялось по тому, как семья питалась. Более низкие классы в основном употребляли простую пищу изо дня в день, в то время как богатые часто устраивали пиры и праздники, чтобы продемонстрировать свой статус. В то время как в рацион низших классов в основном входили оливки, сыр и вино, высший класс питался более разнообразными мясными блюдами, да и просто свежими продуктами. Очень бедные граждане иногда питались только кашей. Обычно все блюда готовили женщины или домашние рабы. Вилок тогда не было, в ели руками, ложками и ножами.

Вечеринки римской знати вошли в историю, благодаря декадентству и обильным лакомствам, которые на них были приняты. В течение часов гости возлежали на обеденных диванах, в то время как рабы подбирали объедки вокруг них. Что интересно, все классы смаковали соус под названием гарум. Он делался из крови и внутренностей рыбы путём ферментации в течение нескольких месяцев. Соус обладал настолько мощным зловонием, что его было запрещено употреблять в черте города.

3. Инсула и домус


То, какими были соседи у римлян, зависело только от социального статуса. Большинство римского населения жило в семиэтажных зданиях, которые назывались инсулы. Эти дома были очень уязвимы для пожаров, землетрясений и даже наводнений. Верхние этажи были зарезервированы для бедных, которые должны были платить арендную плату ежедневно или еженедельно. Эти семьи жили под постоянной угрозой выселения в тесных комнатах без естественного освещения или ванной комнаты.

Первые два этажа в инсулах были зарезервированы для людей с более лучшим доходом. Они платили арендную плату раз в год и жили в более просторных комнатах с окнами. Богатые римляне жили в загородных домах или владели так называемыми домусами в городах. Домус был большим, уютным домом, в котором без труда помещались лавка владельца, библиотека, комнаты, кухня, бассейн и сад.

4. Интимная жизнь


В римских спальнях царило полное неравноправие. В то время как женщины должны были рожать сыновей, хранить целомудрие и оставаться верными своим мужьям, а женатым мужчинам было позволено изменять. Вполне нормальным было иметь внебрачные половые отношения с партнерами обоих полов, но это должно было происходить с рабами, гетерами, или наложницами/любовницами.

Жены не могли ничего сделать с этим, поскольку подобное было социально приемлемым и даже ожидалось от мужчины. Хотя, несомненно, были супружеские пары, которые использовали страсть как выражение привязанности друг к другу, но в подавляющем большинстве случаев считалось, что женщины связывали себя узами брака, чтобы иметь детей, а не пользоваться большим разнообразием половой жизни.

Отцы имели полную власть над жизнью новорожденных, даже не спрашивая мнение матери. После рождения ребенка клали у ног отца. Если он поднимал дитя, то оно оставалось дома. В противном случае, ребенка выносили на улицу, где его или подбирали прохожие или он умирал. Римских детей не признавали, если они рождались с какими-то увечьями или если бедная семья не могла прокормить ребенка. Выброшенные «счастливчики» попадали в бездетные семьи, где им давали новое имя. Остальные (те, кто выживал) в итоге становились рабами или проститутками или их намеренно калечили нищие, чтобы детям давали больше подаяний.

6. Семейный отдых



Отдых был большой частью римской семейной жизни. Как правило, начиная с полудня, верхушка общества посвящала свой день отдыху. Большинство развлекательных мероприятий были публичными: как богатые, так и бедные с удовольствием смотрели, как гладиаторы потрошат друг друга, болели на гонках колесниц или посещали театры. Кроме того, граждане тратили много времени на общественные бани, в которых были тренажерные залы, бассейны и оздоровительные центры (а в некоторых были и интимные услуги).

У детей были свои любимые занятия. Мальчики предпочитали борьбу, запускали воздушных змеев или играли в военные игры. Девочки же играли в куклы и настольные игры. Семьи также часто просто отдыхали друг с другом и своими домашними животными.

7. Образование


Образование зависело от социального статуса ребенка и его пола. Формальное образование было привилегией знатных мальчиков, а девочек из хороших семей обычно только обучали читать и писать. За обучение латыни, чтению, письму и арифметике, как правило, были ответственны матери, а проводилось это до семи лет, когда для мальчиков нанимали учителей. Состоятельные семьи нанимали репетиторов или образованных рабов для этой роли; в противном случае, мальчиков отправляли в частные школы.

Образование для учащихся мужского пола включало в себя физическую подготовку, чтобы подготовить юношей к военной службе. Дети, рожденные от рабов, не получали практически никакого формального образования. Также не было никаких государственных школ для обездоленных детей.

8. Посвящение во взрослые


В то время как девушки переступали порог взрослой жизни почти незаметно, для того, чтобы отметить переход мальчика в мужчины, существовала специальная церемония. В зависимости от психической и физической доблести своего сына, отец решал, когда мальчик становился взрослым (как правило, это происходило в 14-17 лет). В этот день с мальчика снимали детские одежды, после чего отец надевал на него белую тунику гражданина. Затем отец собирал большую толпу, чтобы сопровождать своего сына к Форуму.

В этом заведении регистрировали имя мальчика, и он официально становился римским гражданином. После этого, новоиспеченный гражданин в течение года становился учеником в той профессии, которую ему выбирал отец.


Когда речь заходит об отношении к животным в древнем Риме, первое, что приходит на ум, это кровавые бойни в Колизее. Тем не менее, обычные граждане лелеяли своих домашних питомцев. Любимцами были не только собаки и кошки, но часто встречались и домашние змеи, крысы и птицы. В моде были соловьи и зеленые индийские попугаи, поскольку они могли имитировать человеческие слова. Держали дома также журавлей, цапель, лебедей, перепелов, гусей и уток. А особо среди птиц были популярными павлины. Римляне настолько любили своих питомцев, что их увековечивали в искусстве и поэзии и даже хоронили со своими хозяевами.

10. Женская независимость


В Древнем Риме было непросто быть женщиной. О любых надеждах на возможность голосовать или строить карьеру можно было сразу забыть. Девушки были обречены на жизнь в доме, воспитание детей и страдания от разврата мужа. Они не имели почти никаких прав в браке. Тем не менее, из-за высокой детской смертности государство вознаграждало римских женщин за рождение детей. Приз был, пожалуй, наиболее желанный для женщин: юридическая независимость. Если свободная женщина рождала трех детей, которые выживали после родов (или четырех детей в случае бывшей рабыни), то ее награждали статусом независимого человека.