Дошкольное образование детей с овз. Воспитание детей в детском саду с овз Обучение детей с овз в доу

Система государственного специального образования включает в себя дошкольные образовательные учреждения специального назначения:

Ясли-сады;

Детские сады;

Дошкольные детские дома;

Дошкольные группы при яслях-садах, детских садах и детских домах общего назначения, а также при специальных школах и школах-интернатах.

Комплектование учреждений происходит по принципу ведущего отклонения в развитии. Созданы дошкольные учреждения (группы) для детей:

С нарушением слуха (глухих, слабослышащих);

С нарушением зрения (слепых, слабовидящих, для детей с косоглазием и амблиопией);

С нарушением речи (для детей с заиканием, с общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием);

С нарушениями интеллекта;

С нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Наполняемость групп в специальных дошкольных учреждениях меньшая по сравнению с массовыми детскими садами (до 15 воспитанников).

В штат специальных дошкольных образовательных учреждений вводятся специалисты – логопеды, сурдопедагоги, олигофренопедагоги, тифлопедагоги, дополнительные медицинские работники.

Образовательный процесс в специальных дошкольных образовательных учреждениях осуществляется в соответствии со специальными комплексными программами обучения и воспитания разработанными и утвержденными Министерством образования РФ для каждой категории детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями .

Занятия в специализированных ДОУ перераспределены между воспитателями и дефектологами. Так, занятия по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, конструированию, по развитию игровой деятельности в части специальных дошкольных учреждений проводят не воспитатели, а учителя-дефетологи.

В компенсирующих учреждениях организованы специальные виды занятий, такие, как развитие слухового восприятия, коррекция звукопроизношения, развитие зрительного восприятия, лечебная физкультура и др. Подобные направления работы имеются и в обычных детских садах, где они включаются в содержание общеразвивающих занятий.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья посещение специального дошкольного образовательного учреждения бесплатно (письмо Министерства просвещения СССР от 04.06.74 № 58-М «О содержании за государственный счет детей с дефектами физического или психического развития»).

Для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад – это место, где ребенок может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое. Для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может оказаться практически единственным местом, где созданы условия для полноценного развития ребенка.

В соответствии с типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.95 № 677, ДОУ обеспечивает воспитание, обучение, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются в дошкольные образовательные учреждения любого вида при наличии условий для коррекционной работы только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения ПМПК .

Большинство детей с ОВЗ воспитываются в детских садах компенсирующего вида и в компенсирующих группах детских садов комбинированного вида. Обучение и воспитание в дошкольных учреждениях осуществляются в соответствии со специальными коррекционно-развивающими программами, разработанными для каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья.

Наполняемость групп устанавливается в зависимости от вида нарушений и возраста (две возрастные группы: до трех лет и старше трех лет) детей:

с тяжелыми нарушениями речи – 6-10 человек;

с фонетико-фонематическими нарушениями речи только в возрасте старше 3 лет – до 12 человек;

глухие – до 6 человек для обеих возрастных групп;

слабослышащие – до 6-8 человек;

слепые - до 6 человек для обеих возрастных групп;

слабовидящие, дети с амблиопией, косоглазием – 6-10 человек;

с нарушениями опорно-двигательного аппарата – 6-8 человек;

с нарушениями интеллекта (умственной отсталостью) – до 6-10 человек;

с задержкой психического развития – 6-10 человек;

с глубокой умственной отсталостью только в возрасте старше 3 лет – до 8 человек;

с туберкулезной интоксикацией – 10-15 человек;

со сложными (комплексными) дефектами – до 5 человек для обеих возрастных групп.

Для детей с ОВЗ, которые по разным причинам не могут посещать ДОУ в обычном режиме, в садах организуются группы кратковременного пребывания. Задачами этих групп являются оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям, консультативно-методическая поддержка их родителей (законных представителей) в организации воспитания и обучения ребенка, социальная адаптация детей и формирование предпосылок учебной деятельности. В таких группах занятия проводятся преимущественно индивидуально или небольшими подгруппами (по 2-3 ребенка) в присутствии родителей в удобное для них время. Эта новая организационная форма предполагает занятия с разными специалистами ДОУ. Общая продолжительность занятий составляет пять часов в неделю (инструктивное письмо Министерства Образования России от 29.06.99 № 129/23-16 «Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии»).

Еще один тип образовательных учреждений, где организуется воспитание и обучение детей с ОВЗ – образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, типовое положение утверждено постановлением Правительства РФ от 31.07.98 № 867. Это различные центры: диагностики и консультирования; психолого-медико-социального сопровождения; психолого-педагогической реабилитации и коррекции; лечебной педагогики и дифференцированного обучения. Данные учреждения рассчитаны на детей с 3 до 18 лет. Контингент учреждений составляют дети:

С высокой степенью педагогической запущенности, отказывающиеся посещать общеобразовательные учреждения;

С нарушениями эмоционально-волевой сферы;

Подвергшиеся различным формам психического и физического насилия;

Вынужденные покинуть семью, в т.ч. по причине несовершеннолетия матери;

Из семей беженцев, вынужденных переселенцев, пострадавшие от стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Основными направлениями деятельности данных учреждений являются:

Диагностика уровня психофизического развития и отклонений в поведении детей;

Образование детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и психического здоровья;

Организация коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения;

Психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми;

Проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий.

Для детей, нуждающихся в длительном лечении, существуют различные оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа (санаторные школы-интернаты, санаторно-лесные школы, санаторные детские дома для детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей). Эти учреждения оказывают помощь семье в воспитании и получении образования, проведении реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий, адаптации к жизни в обществе, социальной защите и разностороннем развитии детей, нуждающихся в длительном лечении. В соответствии с типовым положением, утвержденным постановлением Правительства от 28.08.97 № 1117, в таких учреждениях могут открываться группы для детей дошкольного возраста.

Нередки случаи, когда дети с ОВЗ до 5-6-летнего возраста не посещали дошкольное образовательное учреждение. Для подготовки к обучению в школе предусмотрен ряд организационных форм. Для детей с выраженными отклонениями в развитии создаются дошкольные отделения (группы) при специальных (коррекционных) школах и школах-интернатах. Образовательные программы в них рассчитаны на 1-2 года, в течение которых у ребенка формируют предпосылки учебной деятельности в необходимой коррекционно-развивающей среде. Контингент таких отделений (групп) составляют преимущественно дети, у которых поздно выявлено отклонение в развитии, или дети, не имевшие ранее возможности посещать специализированное образовательное учреждение (например, при отсутствии детского сада компенсирующего вида в месте проживания семьи).

Кроме того, согласно инструктивному письму Министерства Образования России от 22.07.97 № 990/14-15 «О подготовке детей к школе», благоприятные условия для подготовки к школьному обучению могут быть созданы для детей 3-6 лет на базе ДОУ или для детей 5-6 лет на базе общеобразовательных учреждений («Школа дошкольника»). Для проведения занятий могут комплектоваться группы ориентированные на всестороннее развитие детей в соответствии с задачами дошкольного образования, консультативные группы для детей, посещающих занятия с логопедом, психологом, дефектологом. Количество занятий зависит от возраста ребенка.

Отбор детей с ОВЗ во все типы и виды образовательных учреждений осуществляет психолого-медико-педагогическая комиссия. Родители могут самостоятельно обратиться на прием в ПМПК, но чаще ребенка направляют специалисты из образовательного учреждения, которое посещает ребенок или из лечебно-профилактического учреждения (поликлиника, детская больница, сурдологический центр и др.). Комиссия дает заключение о состоянии психофизического развития ребенка и рекомендации о дальнейших формах обучения .


Похожая информация.


Вопрос: Здравствуйте. Это Мурманская область, поселок Росляково-1. Мой шестилетний сын посещает второй год логопедическую группу бесплатно, но с 1.10.2011 года детский сад решил взымать с нас родительскую плату в размере 130 рублей в день. Обычная группа стоит 110 рублей в день.

Правомерно ли они поступают? Детский сад муниципальный.

Отвечает Владимир Коржов, юрист:

Здравствуйте, положения п. 2 ст. 52.1. Закона ОБ ОБРАЗОВАНИИ никто не отменял, а они гласят: за содержание детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а также детей с туберкулезной интоксикацией, находящихся в указанных образовательных учреждениях, родительская плата не взимается.

То есть решение ДОУ о взимании с Вас платы незаконно. Сперва скажите это заведующей, а после может направлять об этом жалобу в прокуратуру.

Кроме этого, согласно Методическим рекомендациям по организации и проведению единого государственного экзамена (ЕГЭ) для лиц с ограниченными возможностями здоровья (письмо Рособрандзора от 5 марта 2010 г. № 02-52-3/10-ин) к лицам с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) относятся лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии: глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие, в том числе дети-инвалиды, инвалиды.

В приложении 8 к этому письму указываются виды заболеваний лиц с ОВЗ:

  • слепые,
  • слабовидящие,
  • с тяжелыми нарушениями слуха,
  • с тяжелыми нарушениями речи;
  • с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • иные (диабет, астма, порок сердца, энурез, язва, сложные формы остеохондроза, сколиоза и др.).

В то же время в Методических рекомендациях по организации дистанционного образования детей-инвалидов в субъектах Российской Федерации в 2011 — 2012 гг. (письмо Минобрнауки РФ от 11.07.2011 N 06-1277) ОВЗ обозначены слабым зрением или слухом, нарушениями в работе опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистого аппарата, с лейкемией, неврологическими заболеваниями и пр.

Можно сделать вывод, что согласно заключению врача-педиатра устанавливается диагноз, который обуславливает совместно с заключением психолого-медико-педагогической комиссии направление ребеночка в общее ДОУ или ДОУ коррекционного вида (с условиями коррекционного образования), что является правовым основанием считать наличие у такого ребеночка ОВЗ.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения согласно Типовому положению о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (утв. постановлением Правительства РФ от 12 марта 1994 г. № 248) создаются для

  • глухих, слабослышащих и позднооглохших,
  • слепых, слабовидящих и поздноослепших детей,
  • детей с тяжелыми нарушениями речи,
  • с нарушением опорно-двигательного аппарата,
  • с задержкой психического развития,
  • для умственно отсталых
  • и других детей с ограниченными возможностями здоровья.

Всё чаще педагоги дошкольных и школьных образовательных учреждений в своей практике сталкиваются с детьми, которые в силу каких-то своих особенностей выделяются в социуме сверстников. Как правило, такие ребята с трудом усваивают образовательную программу, медленнее работают на занятиях и уроках. Не так давно в педагогический словарь добавилось определение "дети с ограниченными возможностями здоровья", но уже сегодня обучение и воспитание этих малышей стало

в современном обществе

Специалисты, занимающиеся изучением контингента детей в образовательных учреждениях, утверждают, что практически в каждой группе детского сада и в классе средней школы есть дети с ОВЗ. Что это такое, становится понятно после детального изучения особенностей современного ребёнка. В первую очередь, это дети, имеющие физические или психические недостатки, которые препятствуют успешному освоению ребёнком образовательной программы. Категория таких ребят достаточно разнообразная: в неё входят дети с нарушениями речи, слуха, зрения, патологиями опорно-двигательного аппарата, комплексными нарушениями интеллекта и психических функций. Кроме того, к ним относятся гиперактивные дети, дошкольники и школьники с выраженными эмоционально-волевыми нарушениями, фобиями и проблемами с социальной адаптацией. Перечень достаточно широкий, следовательно, и ответ на вопрос: «ОВЗ - что это такое?» - требует достаточно детального изучения всех современных отклонений от нормы в развитии ребенка.

Особые малыши - кто они?

Как правило, проблемы особенных детей становятся заметны педагогам и родителям уже в дошкольном возрасте. Именно поэтому в современном дошкольном образовательном социуме всё большее распространение получает организация интеграции особых малышей в социум. Традиционно выделяют две формы такой интеграции: инклюзивное и интегрированное воспитание детей с ОВЗ. Интегрированное воспитание проходит в условиях специальной группы в дошкольном учреждении, инклюзивное - в обычных группах среди сверстников. В тех дошкольных учреждениях, где практикуется интегрированное и инклюзивное воспитание, в обязательном порядке вводятся ставки практических психологов. Как правило, дети нормально воспринимают не совсем здоровых сверстников, ведь малыши более толерантны, чем взрослые, поэтому в детском социуме практически всегда имеет место «общение без границ».

Организация обучения и воспитания особых детей в дошкольном учреждении

При поступлении ребёнка в дошкольное учреждение в первую очередь специалисты обращают внимание на степень выраженности отклонений. Если патологии развития выражены сильно, то помощь детям с ОВЗ становится приоритетной деятельностью соответствующих специалистов детского сада. В первую очередь, педагог-психолог планирует и проводит специальное изучение ребёнка, на основе результатов которого разрабатывается индивидуальная карта развития. В основу изучения малыша включаются такие направления, как индивидуальная изучение медицинской карты, обследование психического и физического развития ребёнка. К работе психолога подключаются специалисты определённого профиля, в зависимости от характера патологии. Воспитателя группы, которую посещает малыш с ограниченными возможностями здоровья, знакомят с полученными данными и индивидуальным образовательным маршрутом особого воспитанника.

Адаптация ребёнка с ОВЗ к условиям дошкольного учреждения

Адаптационный период для ребёнка, не имеющего патологий в развитии, как правило, протекает с осложнениями. Естественно, что дошкольники с ОВЗ привыкают к условиям детского социума намного сложнее и проблематичнее. Эти малыши привыкли к ежеминутной опеке родителей, постоянной помощи с их стороны. Установление социальных контактов со сверстниками проходит затруднительно вследствие отсутствия опыта полноценного общения с другими детьми. Навыки детских видов деятельности развиты у них недостаточно: рисование, аппликация, лепка и другие любимые ребятами занятия с особенными малышами проходят несколько медленнее и с затруднениями. Практики, занимающиеся интеграцией детей с ОВЗ в дошкольный социум, рекомендуют в первую очередь проводить психологическую подготовку воспитанников тех групп, в которые придут дошкольники с ОВЗ. Малышу будет комфортнее, если остальные дети, развивающиеся в норме, будут воспринимать его как равного, не замечая недостатков в развитии и не выставляя барьеров в общении.

Особые образовательные потребности ребёнка с ОВЗ

Педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, обращают внимание на главную сложность - передачу особому ребёнку социального опыта. Сверстники, развивающиеся в норме, как правило, с лёгкостью принимают и умения от педагога, но к детям с выраженными патологиями в развитии нужен особый образовательный подход. Организовывают и планируют его, как правило, специалисты, работающие в учебном учреждении, которое посещает ребёнок с ОВЗ. Программа обучения таких детей включает в себя определение направления индивидуального подхода к малышу, дополнительные разделы, соответствующие особым образовательным потребностям. Она также включает в себя возможности по расширению образовательного пространства для ребёнка за пределы образовательного учреждения, что особенно важно для детей с затруднениями в социализации. Самое главное условие реализации образовательной функции - это учёт особых образовательных потребностей ребёнка, обусловленных характером патологии и степенью её выраженности.

Организация обучения и воспитания особых детей в школьном учреждении

Непростой проблемой для сотрудников школьных учреждений становится обучение школьников с ОВЗ. Программа обучения детей школьного возраста намного усложняется по сравнению с дошкольной, поэтому усиленное внимание уделяется индивидуальному сотрудничеству особого школьника и педагога. Связано это с тем, что, кроме социализации, компенсации недостатков в развитии, следует обеспечить условия для усвоения ребёнком общеобразовательной программы. Большая нагрузка ложится на специалистов: психологов, дефектологов, социологов - которые смогут определить направления коррекционного воздействия на особого школьника с учётом характера и степени выраженности патологии.

Адаптация ребёнка с ОВЗ к условиям школьного образовательного учреждения

Дети с ограниченными возможностями здоровья, посещающие дошкольные учреждения, намного лучше адаптированы к детскому социуму в момент поступления в школу, так как имеют некоторый опыт общения со сверстниками и взрослыми. В случае отсутствия соответствующего опыта учащиеся с ОВЗ намного сложнее проходят период адаптации. Затруднительное общение с другими учениками осложняется наличием патологии у ребёнка, что может привести к изоляции такого учащегося в классном коллективе. Школьные специалисты, занимающиеся проблемой адаптации, разрабатывают специальный адаптивный маршрут для ребёнка с ОВЗ. Что это такое, понятно уже с момента его реализации. В процессе участвуют педагоги, работающие с классом, родители ребёнка, родители других учащихся, администрация учебного работники, социолог и психолог школы. Совокупные усилия приводят к тому, что по истечении определённого срока, как правило, 3-4 месяцев, ребёнок с ограниченными возможностями здоровья оказывается в достаточной степени адаптированным в школьном коллективе. Это значительно упрощает процесс его дальнейшего обучения и усвоения им образовательной программы.

Взаимодействие семьи и учебного учреждения по вопросам интеграции детей с ОВЗ в детский социум

Важная роль в улучшении качества обучающего процесса ребёнка с ограниченными возможностями здоровья отводится семье. От того, насколько тесно налажено сотрудничество педагогов с родителями, напрямую зависит успеваемость особого школьника. Родители детей с ОВЗ должны быть заинтересованы не только в усвоении сыном или дочерью учебного материала, но и в установлении полноценного контакта ребёнка со сверстниками. Позитивный психологический настрой в полной мере будет способствовать успехам в усвоении программного материала. Участие родителей в жизни класса будет способствовать созданию единого психологического микроклимата семьи и школы, соответственно, и адаптация ребёнка в классе пройдёт с минимальным проявлением сложностей.

Организация психологического сопровождения детей с ОВЗ

Разрабатывая для детей с выраженными патологиями в развитии, специалисты в обязательном порядке учитывают сопровождение ребёнка педагогом-психологом, социальным педагогом, дефектологом, реабилитологом. Психологическое сопровождение особого школьника проводится школьным специалистом психологической службы и включает в себя диагностическое исследование уровня развития интеллектуальных функций, состояния эмоционально-волевой сферы, уровня сформированности необходимых навыков. На основании анализа полученных результатов диагностики планируется проведение реабилитационных мероприятий. Коррекционная работа с детьми, ОВЗ у которых могут быть различного характера и степени сложности, проводится с учетом особенностей выявленных патологий. Проведение коррекционных мероприятий является обязательным условием организации психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Специальные методики обучения детей с ОВЗ

Традиционно педагоги работают по определённой схеме: объяснение нового материала, выполнение заданий по теме, оценивание уровня усвоения знаний. Несколько по-другому выглядит эта схема для школьников с ОВЗ. Что это такое? Специальные методики обучения, как правило, разъясняют на профессиональных курсах повышения квалификации для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ. В целом схема выглядит ориентировочно следующим образом:

Поэтапное объяснение нового материала;

Дозированное выполнение заданий;

Повторение учеником инструкции к выполнению задания;

Обеспечение аудио-, визуальными средствами обучения;

Система специального оценивания уровня учебных достижений.

Специальное оценивание включает в себя в первую очередь индивидуальную шкалу оценок в соответствии с успехами ребёнка и затраченными им усилиями.

Нередко случается так, что малышу, имеющему проблемы со здоровьем, для развития и социализации в обществе необходим специализированный подход.

Для этого на сегодняшний момент создаются и детские сады для деток с ограниченными возможностями.

Законодательная база вопроса

Детский сад для детей с ограниченными возможностями представляет собой дошкольное образовательное учреждение, в котором обучение, воспитание, развитие осуществляется с учетом уровня здоровья, физического и психологического развития учащегося, а также на основании применения специализированных методик обучения.

Любое дошкольное образовательное учреждение для детей, имеющих ограничение здоровья, обладает следующими особенностями :


Законодательными
документами, которые регламентируют правовое основание работы таких видов образовательных дошкольных организаций, являются:

  1. ФЗ «Об образовании в РФ». Закрепляет на нормативном уровне понятия обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, индивидуального учебного плана, адаптированной программы обучения. Также закрепляет на правовом уровне процесс организации обучения для несовершеннолетних с ОВЗ;
  2. Постановление Главного санитарного врача РФ № 26 от 10.07.2015 года о требованиях к условиям об организации обучения и воспитания в учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным программам для детей с ОВЗ;
  3. Приказ Министерства образования № 1014 от 30.08.2013 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».

Виды таких специализированных учреждений

Для детей с ограниченными возможностями создаются детские сады различных видов .

Можно выделить следующие учреждения:

Отличия имеет и педагогический состав . В состав работников входят следующие специалисты:

  • Логопеды;
  • Дефектологи;
  • Врачи – терапевты;
  • Психологи;
  • Массажисты;
  • Специалисты в области физического оздоровления.

Организация воспитательного и обучающего процесса

В дошкольных организациях такого типа образовательный и воспитательный процесс формируется в соответствии с возможностями каждого учащегося, который обучается в нем.

Образовательный процесс осуществляется в соответствии со следующими принципами :

Правила составления индивидуальных программ

Для несовершеннолетних, которые имеют ограничения здоровья, процедура обучения должна разрабатываться на основании индивидуальной программы , которая учитывает состояние здоровья, а также психологическое развитие и индивидуальные возможности конкретного малыша.

Индивидуальная программа сопровождения представляет собой документ, на основании которого специалистами осуществляется коррекция выявленных в ходе обследования отклонений в здоровье.

Она включает в себя следующие виды сопровождения :

Адаптационная программа – документ, который разрабатывается для детей, которые только привыкают к посещению детского учреждения. Как правило, в течение двух месяцев специалисты направляют усилия для установления психологической связи с ребенком.

Задачей такой программы является создание благоприятных психологических условий для последующего обучения несовершеннолетнего. Как правило, составляется после беседы с самим воспитанником, а также с семьей. На основании данных выявляются значимые психологические проблемы и ставится диагноз. Далее специалист разрабатывает методы, с помощью которых будут корректироваться психологические и физические отклонения.

Разрабатывается после того, как ребенок адаптировался к условиям обучения.

После этого ставится задача на формирование здорового отношения к обществу, а также навыков взаимодействия с окружающим миром.

Элементами реабилитации могут быть:

  1. Социализация, саморазвитие;
  2. Формирование интереса и профилактика здорового образа жизни;
  3. Творческое, трудовое, эстетическое развитие.

Программа правового воспитания имеет особое значение для детей, которые имеют особенности в развитии здоровья.

Вся работа строится по нескольким направлениям . К ним можно отнести:

  1. «Общество, которое меня окружает»;
  2. «Ребенок»;
  3. «Права и обязанности, которые я имею»;
  4. «Семья».

В ходе разработки программы должны учитываться следующие принципы :

Оздоровительные программы в детских садах, занимающихся воспитанием и обучением детей, которые имеют проблемы со здоровьем, являются наиболее важными. Они направлены на профилактику наступления заболеваний, поддержку уровня физического развития, воспитания положительного отношения к здоровью, формирование привычки здорового образа жизни.

Распространение ДОУ для инвалидов по России

В настоящее время распространение стоит наиболее остро. Не так давно были приняты соответствующие ФГОСы, на основании которых детские сады, занимающиеся обучением особенных деток, разрабатывают свои программы.

Все больше педагогов заинтересованы в продолжении профессиональной деятельности в таких ДОУ.

Хотелось бы отметить, что количество детских садов компенсирующего вида также растет. На сегодняшний день в Москве существуют 235 садиков такого вида.

Всего компенсирующие сады есть в 11 субъектах нашей страны.

Пример работы ДОУ для малышей с нарушениями зрения представлен в следующем видеосюжете:

Воспитание детей с ОВЗ в условиях детского сада.

В последнее время увеличивается число детей с ОВЗ, в том числе и детей-инвалидов.

Еще в недавнем прошлом большинство из них вынуждены были сидеть дома.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ДОУ предоставляет большую возможность для перехода к совместному обучению здоровых и детей с ограниченными возможностями здоровья. Введение ФГОС направлено на то, чтобы обеспечить детей с ОВЗ компетенциями, необходимыми им для успешной социализации в современном обществе.

Сегодня в нашем детском саду создаются условия для воспитания и развития детей с ОВЗ совместно с нормально развивающимися детьми. Ведь, чем раньше будет вовлечен такой ребенок в интегрированное воспитание и обучение, тем быстрее и легче он адаптируется к той жизни, в которой живут здоровые дети.

Опыт показывает, что совместное воспитание и обучение помогает развивать у здоровых детей терпимость к психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Инклюзия способствует формированию у детей с особыми образовательными потребностями положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании.

Итогом работы по воспитанию детей с ОВЗ мы планируем следующий результат:

Успешная социализация детей с ОВЗ в детском саду, группе сверстников;

Самостоятельность;

Коммуникабельность;

Инициативность;

Уменьшение «изоляции» детей;

Самоконтроль;

Повышение самооценки;

Активизация речи, когнитивных процессов.

Для достижения планируемого результата в нашем ДОУ созданы следующие условия:

Создание соответствующего образовательного пространства;

Создание программно-методического обеспечения;

Создание предметно-пространственной развивающей среды;

Обязательная зона коррекции

Уголки уединения

Развивающая среда с учетом «зоны ближайшего развития»

Создание дидактического обеспечения;

Работает комиссия ПМПК, которая оказывает консультационное, диагностическое и методическое обеспечение;

Налажено сетевое взаимодействие с социальными партнерами: ЦДО, СЮТ, Детская художественная школа, Детско-юношеская спортивная школа: организация участия воспитанников в городских конкурсах детского творчества, спортивных мероприятий, посещение выставок, концертов;

Реализуются индивидуальные АОП;

Функциональные помещения для обеспечения коррекции (кабинеты врача, учителя-логопеда, физкультурный зал, кабинет педагога-психолога);

Система сетевого взаимодействия на договорной основе с другими организациями, где имеются специалисты, которых нет в нашем штате (например, дефектолог, психиатр);

Индивидуальное сопровождение разными специалистами детей, которые требуют «особого внимания».

Также в своей работе, все специалисты ДОУ руководствуются следующими принципами:

Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы. Индивидуальные программы развития ребенка построены на диагностике функционального состояния ребенка и предполагают выработку индивидуальной стратегии развития конкретного ребенка.

Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка.

Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка.

Принцип активного включения в образовательный процесс

всех его участников предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий.

Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания.

Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т.е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, без барьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность использования педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной педагогики.

Принцип партнерского взаимодействия с семьей.

Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста - установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.