Достойный памятник эпохи (часовня-усыпальница в г. п

Православная часовня

Первые простейшие часовни появились у славян с распространением христианства, и ставились они в священных рощах язычников или на местах, где раньше находились идолы. Кроме того, часовни устраивались над раннехристианской катакомбной (подземной) церковью для обозначения места алтаря, над могилой мученика или для обозначения входа в подземное кладбище. Отшельники строили в дебрях («пустынях») часовенки, из которых впоследствии вырастали церкви и даже монастыри. Так, убогая часовенка, срубленная преподобным Сергием в чаще Радонежских лесов, положила начало знаменитой в отечественной истории Троице-Сергиевой лавре.

В древности часовни чаще всего располагались в природном окружении: в лесах, полях, на пересечении дорог. Придорожные часовни представляли собой квадратную в плане беседку, четыре столба которой несут на себе крышу - двухскатную или шатровую. Эти простейшие формы плана часовен, выполненных в дереве, в дальнейшем сохранились и в каменных часовнях.

Квадратная в плане часовня - это сооружение, обеспечивающее наименьшие затраты при строительстве (для небольшого помещения четырехгранный сруб проще и естественней многогранного). Исследователь деревянного зодчества В. П. Орфинский обращает внимание на эволюцию часовен. Поначалу, при необходимости увеличить помещение, его план составлялся из двух или трех квадратов, но в целом это была простая прямоугольная форма. Следующим этапом эволюции можно назвать некоторое усложнение квадратной формы: срезанные углы превращают квадратный план в восьмигранный. В дальнейшем обстройка квадрата с двух сторон крытой галереей развивает квадратный план по оси от его центра, а иногда крытый обход при­страивается с трех сторон квадрата с широким крыльцом и лестницей напротив входа в часовню (рис. 1). Позднее, когда строительство часовен приобретает почти массовый характер, их планы остаются без изменения, т. е. квадратными или усложненными.

Проектировать часовню гораздо сложнее, чем проектировать храм. Обусловлено это тем, что часовня существенно отличается от храма определенными категориями как богословского характера, так и архи­тектурно-функционального. Прежде чем приступить к проектированию православной часовни, необходимо уяснить, в чём же заключаются основные отличия часовни от храма. Начнем с категорий богословских.

Определение в священнослужебных книгах гласит: «Часовни -это молитвенные здания без алтаря». В часовне не служится литургия. Первое существенное отличие часовни от храма - отсутствие алтаря, отделенного от остального внутреннего пространства ико ностасом.

Из этого следует, что в интерьере часовни отсутствует иконостас. Но апсида как архитектурная составляющая сооружения может присутствовать в объемно-пространственной композиции.

Также часовня иногда имеет и притвор. Таким образом, часовня может иметь, как и храм, трехчастную структуру объемно-пространственной композиции: апсиду, собственно храмовое пространство, притвор. Но, поскольку в апсиде часовни отсутствует алтарное назначение, апсида довольно часто имеет очень скромные размеры либо ее нет совсем. То же самое относится и к притвору: поскольку в часовне не совершается литургия, часто нет необходимости в притворе, либо он (притвор) имеет малые размеры. Отсюда следует, что в преобладающем большинстве часовен наблюдается центричная схема построения объемно-пространственной композиции, довольно часто встречающаяся и в храмах.

Что касается категорий архитектурных, то в объемно- пространственной композиции и стилистическом оформлении фаса дов часовню отличает от храма крайняя лаконичность, если даже не аскетичностъ построения архитектурных форм, построения ар­ хитектурного образа .

Например, очень распространён образ часовни в виде кубического объема, перекрытого четырёхскатной крышей с луковичным завершением.

Второе отличие часовни от храма заключается в том, что ча совня имеет относительно меньшие размеры по сравнению с храмом.

Если говорить о функциональных категориях часовен, то изначально часовни возникли как поминальные церковные сооружения, и поэтому до настоящего времени преобладающая функция часовен -совершение панихид. В часовнях совершаются также молебны, акафисты, но никогда не совершаются литургии, таинства крещения и венчания, поскольку отсутствует алтарь.

Объемно-пространственная композиция часовен

Особенности планировочной структуры. Планы православных часовен демонстрируют множество вариаций на тему «квадрата». Выявлены 6 вариантов квадратных планов:

    простой квадрат;

    квадрат с террасой или верандой;

    квадрат, развитый до прямоугольника;

    квадрат с развитыми углами;

    квадрат как ядро композиции;

    многоугольник;

    квадрат, дополненный с одной стороны полукругом

Рассмотрим подробно каждый вариант плана.

1.Часовня, квадратная в плане, является наиболее распространенным вариантом. Ее размеры по наружным стенам не превышают 6,4 х 6,4 м (три сажени), а наименьшие размеры - 3 * 3 м. Такие часовни имеют один или два входа с выступающими наружу ступенями и крыльцом. Оконные проемы размещаются, как правило, по всем стенам, включая и ту, в которой расположен вход. Если же окна занимают две стены, то глухой остается стена

напротив входа. Такой прием чаще используют в деревянных часовнях. Пластика стен в этом случае решается только дверными или оконными проемами, а также крыльцом (рис. 2, 3).

Второй вариант можно считать разновидностью первого – к квадрату часовни пристраивается открытая терраса или крытая веранда. Она окружает объем здания с трех сторон (боковых и главного фасада) и расширяет пространство для молящихся. Приподнятая на несколько ступеней терраса придает часовне стройность и завершенность. В результате такого приема портал входа оказывается центром композиции главного фасада (рис. 4).

    Вариант с прямоугольным планом развивается из квадрата пристройкой к нему дополнительных помещений с одной или, симметрично, с двух сторон квадрата. Развитая входная часть создает вестибюль; симметричные пристройки подчеркивают главный, квадратный в плане объем; боковые пристройки дают возможность создания сложного завершения со множеством барабанов и малыми глав­ами (рис. 5).

    Квадратный план с профилированными четырьмя углами отличается от предыдущих вариантов тем, что именно этот прием придает часовне образ памятника. Выполненные таким образом часовни посвящаются памятным событиям. В остальном план повторяет прием, при котором в квадрате имеются один дверной проем и два оконных или три дверных проема с лестницами. Необходимо отметить, что во всех случаях стена напротив главного входа остается глухой (рис. 6).

    Главным помещением всего сооружения остается часовня. Она квадратная в плане и выделяется на фасаде. Группа встроенных помещений развивается по-разному: в одну из боковых сторон, по обеим боковым сторонам или по диагонали. Часовня, как правило, имеет два входа, но встречаются и три (рис. 7, 8).

    Квадратный план со срезанными углами представляет много­угольник, иногда переходящий в круг. Скошенные углы преобразуютквадрат в восьмиугольник. Восьмиугольный план определяет наружныйшатер и внутренний купол такого типа сооружений (рис. 9).

    Квадрат с апсидой, напоминающей алтарь, создает образ церкви. В этой структуре главный фасад дополняется квадратом высокого крыльца, расположенного на одной оси с апсидой (рис. 10).

Рассмотренные варианты планов говорят не столько об их эволюции, сколько об устойчивости формы плана. Все вносимые элементы новизны больше относятся к декору фасадов часовен. Можно с уверенностью сказать, что квадрат - это та форма, которая, незави­симо от размера, обеспечивает монументальность сооружения.

Открытые или закрытые часовни . В закрытой часовне присутствуют ограждающие стены и входная зона, одна или несколько.

Открытая часовня имеет как минимум три или четыре опоры, несущих завершение. Открытая часовня может быть решена и в виде сооружения, в котором присутствует лишь одна ограждающая стена -восточная. Естественно, что открытые часовни могут быть только неотапливаемыми (рис. 11).

Стилистика. Количество стилей, применяющихся в православном строительстве часовен, ограничено. В основном это византийский, барокко, классицизм, русский и неорусский стили (рис. 12-15).

3. Часовни в городской среде

Можно выделить несколько типов размещения часовни в современном городе:

    на территории монастыря или храма;

    в мемориальном комплексе;

    на площади;

    на магистрали (улице);

    при учреждениях и больницах;

    в жилом микрорайоне;

    на озелененной территории.

Каждая из этих градостроительных ситуаций накладывает определенный отпечаток на внешний облик, архитектурное решение часовни, а иногда и на ее назначение. Так, часовни, расположенные на территории монастыря или храма, как правило, имеют вспомогательное значение. Среди храмовых построек монастыря часовня чаще всего имеет подчиненное композиционное значение. Часовни, расположенные в мемориальном комплексе, очень часто выполняют роль памятника. На кладбище часовни обычно не имеют своей отдельной территории, а располагаются среди могил, на входе или примыкают к храму. Часовни, расположенные на площадях, в основном находятся в центральной части города, где появляется все больше современных зданий. Поскольку часовня в данном случае указывает на историческую значимость опре­еленного места, то в архитектурном отношении часовня всегда делается доминирующей. Часовни на площадях должны обладать большой архитектурной выразительностью, независимо от размера площади.

Вдоль улиц и магистралей возводят часовни в честь известных религиозных и светских лиц. Приемы размещения часовни по отношению к улицам и магистралям могут быть разнообразны. В основном часовни строят либо на оживленных улицах, либо на самых видных площадках. Часовни строят и на территории производственных и административных учреждений - как государственных, так и коммерческих (по частному заказу). Часовни, расположенные в жилой за­стройке, построены в основном недавно - в 90-х годах прошлого столетия. Они возводились в уже сложившихся районах, размещаясь подчас в сложных условиях сильно стесненной территории.

Озелененные территории города являются лучшим окружением для часовни, но это не всегда достижимо в реальной ситуации.

При всем многообразии рассмотренных архитектурных приемов и градостроительных ситуаций при возведении часовен следует считать, что часовня должна являться одним из наиболее выразительных компонентов городской среды. Выполняя учебный проект часовни, необходимо соразмерять постройку с местными природными условиями и масштабами окружающих ее зданий и сооружений.

4. Функциональные типы часовен

В современных архитектурно-строительных правилах принято, что по функциональным особенностям современные православные часовни разделяются на богослужебные, водосвятные, мемориальные, погребальные.

/. Богослужебные часовни чаще всего устраиваются при отсутствии храма или для размещения чтимых икон. Вместимость богослужебных часовен составляет от 5 до 50 человек (т. е. площадь от 2,5 до 25 м 2). Площадь помещения при проектировании любого храмового сооружения при нимается из расчета 1 м 2 на 2 человека.

Богослужебные часовни подразделяются на приходские, монастырские, крестильные и часовни при учреждениях (посольствах, больницах, хосписах, учебных заведениях, приютах и домах престарелых, тюрьмах и исправительных учреждениях, воинских частях, промышленных предприятиях и др.).

    Водосвятные (надкладезные) часовни устраиваются над колодцами, водоемами, скважинами и другими источниками воды в виде навесов, т. е. в виде открытых часовен или в виде закрытых сооружений площадью от 4 до 30 м 2 .

    Мемориальные часовни отмечают значимые для церкви места, также могут быть открытыми или закрытыми. Мемориальные, или памятные, часовни строятся на памятных исторических местах, в честь каких-либо личностей или событий. Ввиду своего мемориального значения часовни-памятники, как правило, имеют сильно развитую цокольную часть (памятники всегда имеют развитый подиум), в котором могут даже размещаться вспомогательные помещения.

Мемориальные часовни подразделяются на часовни-хранительницы икон, часовни памяти о святых, часовни в память о знаменательной дате, часовни в память об утраченной церкви.

4. Погребальные часовни устраиваются на кладбищах, над погребальными камерами и могилами также в виде открытых или закрытых сооружений площадью от 2 до 10 м 2 . Кладбищенские часовни могут иметь характерный развитый притвор, служащий местом отпевания покойников и совершения поминальных панихид, в том числе наиболее массовых, совершаемых несколько раз в году, в дни особого поминовения усопших. На паперти

должно быть достаточно места для размещения нескольких крышек гробов, а габариты притвора должны обеспечивать одновременную установку нескольких гробов. Минимальные габариты одного места с гробом - 5,4 на 2,4 м.

Апостол Павел призывает христиан непрестанно молиться и благодарить Бога за все (1 Фес. 5: 17-18). Можно сказать, что часовня — это напоминание об этих словах, отображенное в камне. Где и зачем строят часовни, рассказывают иерей Николай ПЕТРОВ, клирик храма Святого благоверного царевича Димитрия при Первой градской больнице, Андрей АНИСИМОВ, главный архитектор Товарищества реставраторов, и Никита ГАЙДУКОВ, преподаватель кафедры литургики ПСТГУ.

Часовня-памятник

В часовне, как правило, нет алтаря, и поэтому там не может совершаться литургия. Зачем же нужно здание, похожее на храм, в котором невозможно самое главное богослужение?

Часовня может быть памятником. В жизни христиан всегда происходили события, за которые хотелось особенно поблагодарить Бога. Это могла быть, например, победа в битве или завершение строительства. Одной из самых известных часовен-памятников является часовня «Крест» у Переславля-Залесского. Она построена на том месте, где, по преданию, в 1557 году родился сын Ивана Грозного, будущий царь Федор Иоаннович. В Москве известна часовня «Проща» (название происходит от слова «прощаться») Спасо-Андронникова монастыря - это место, где, по преданию, преподобный Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву.

«Часовни-столбы (часовня у въезда в селение, высокое и узкое сооружение, высота - 2-3 метра, площадь - 50 на 50 сантиметров) имеют значение освящения места. Когда освящают квартиру - ставят кресты на стенах, освящая деревню, часовни или кресты ставили вокруг нее», - говорит иерей Николай Петров.

В часовне могут храниться реликвии. Такая часовня-реликварий может находиться внутри храма: например, рака с мощами святого может быть оформлена как маленькое самостоятельное сооружение.

Часовни строят на местах разрушенных храмов, если нет возможности восстановить сам храм. О проекте такой часовни рассказывает главный архитектор Товарищества реставраторов Андрей Анисимов: «На пересечении Петровского переулка и улицы Большая Дмитровка был храм Преподобного Сергия Радонежского, сейчас здесь находится дом сотрудников НКВД. Восстановить храм на этом месте невозможно. Попечитель решил, что можно построить часовню и освятить ее в честь преподобного Сергия Радонежского, а внутри поместить поминальные доски с названиями всех взорванных храмов Москвы. Мы спроектировали эту часовню. Она будет приписана к Высокопетровскому монастырю, поэтому при ее строительстве мы выдержим стилистику монастыря».

Частичка храма

Второй вид часовен - приписные к храмам. Никита Гайдуков, преподаватель кафедры литургики ПСТГУ: «На планах некоторых храмов видно, что к ним сделаны пристройки-часовни. Особенно это характерно для монастырей. Эти пристройки могли быть связаны с трапезой или с погребением. Со временем они “оторвались” от храма. Например, храм стоит посреди села, а на кладбище - часовня». На кладбище можно увидеть оба типа часовен: часовня для отпевания (приписная к храму) и памятник на могиле, выполненный в форме часовни, куда можно пригласить священника для совершения поминальной службы.

Наиболее распространенная функция таких часовен - погребальная. «В любой старой больнице Москвы есть и храм, и часовня. Отпевание умерших пациентов совершали именно в часовне, - утверждает Андрей Анисимов. - Сейчас в Клину мы реставрируем такую часовню конца XIX века. В московской больнице Святителя Алексия кроме двух храмов внутри, рядом с моргом стоит часовня». Иерей Николай Петров: «Сейчас эта часовня восстанавливается, там будет храм.

Но вообще-то при отпевании Престол не нужен, поэтому и строили часовни».

Часовня могла быть «оторвана» от храма для осуществления каких-то других функций. Иверская часовня на Красной площади - часовня у городских ворот, приписана к Казанскому собору.

Сейчас в России большинство часовен приписные, даже если они построены в память о чем-то. Приписными являются и деревенские часовни: «В Псковской области, - рассказывает Никита Гайдуков, - почти в каждой деревне сохранились часовенки: шесть квадратных метров, четыре окошечка, две иконы. Дверь обычно не запиралась, можно было всегда прийти, поставить свечку. В праздник, на Пасху, священник после литургии объезжал часовенки в соседних деревнях и совершал молебны. По сути это были его маленькие приписные храмы. Не из каждой деревни и не каждый мог доехать до храма (хорошее крестьянское хозяйство нельзя бросить ни на сутки, ни на полсуток, если пять коров есть - две женщины на Пасху в храм точно не попадут)».

Какие еще службы могут совершаться в часовне? «Из самого названия “часовня” следует, что там читают часы, - объясняет Никита Гайдуков. - Древняя традиция предполагала, что каждый мирянин читал не то, что мы знаем как утреннее и вечернее правило, а часы, повечерие и полуночницу. Эти службы и совершались в часовне. В кладбищенских часовнях совершается только отпевание. В часовнях над источниками освящается вода. Могут совершаться любые службы, кроме Божественной литургии. В дальних деревнях в часовне совершали чины, близкие к литургии, обедницы: читаются определенные молитвы и причащают уже освященными Дарами».

Андрей Анисимов: «Часто заказывают спроектировать и построить часовню. Но общая позиция архиереев, когда к ним обращаются за благословением на возведение часовни: “Хоть маленький, но храм”. Пусть там и развернуться негде, и служить особо некому, но пусть будет храм. Мне очень нравятся маленькие храмы в Греции, Сербии, Черногории. В этих храмиках руки расставишь в разные стороны - и он весь заполнен. У них даже главки нет, только колоколенка с крестом.

Но обязательно есть апсида, Престол, приставленный к стене, может быть даже совмещенный в жертвенником: единая мраморная доска, правая и центральная часть - Престол, левая - жертвенник, Царские врата и вместо дьяконской двери - завеса. Иногда даже на иконы места не хватает. На острове Санторин в Греции с населением 13 тысяч человек около 400 храмов (где-то треть - католические), большинство из них частные и просто миниатюрные. Храмы эти открыты круглосуточно, есть свечной ящик, можно поставить свечку, помолиться. Местный архиерей по их традиции обязан раз в год отслужить в каждом храме. То есть человек построил храм, называл его, например, в честь особенно почитаемого им святого и перед днем памяти этого святого зовет архиерея служить на престольный праздник».

Часовня может быть отнюдь не маленькой. Одна из самых больших - храм-часовня Архангела Михаила в Филях, построенная рядом с избой, где во время Отечественной войны 1812 года проходил совет в Филях. Часовня была заложена в 1910 году и освящена в 1912-м в честь архистратига Михаила - небесного хранителя русской армии и в память полководца Михаила Кутузова. Храмом-часовней она называется потому, что с 1920 году по просьбе местных жителей часовня была превращена в храм Архангела Михаила.

Крест во дворе

Если литургия и возможность ее совершения важнее, то зачем служить молебны и строить часовни? Иерей Николай Петров поясняет: «У человека есть какие-то нужды, и священник молится вместе с ним об этом. Раньше молебны служили перед каждым делом: перед посевом, перед сбором урожая, перед копанием колодца и при его освящении, перед постройкой дома. Сейчас молебнов осталось меньше. В основном благодарственные, об учащихся, о болящих и о путешествующих. Или чтобы почить какого-то святого. Конечно, литургия охватывает все, но выразить конкретному человеку поддержку в его нуждах - дело милости Церкви и, соответственно, священников».

Часовня может быть вынесенным на улицу красным углом. Рассказывает архитектор Андрей Анисимов: «У нас есть часовня - современная интерпретация креста под сенью. Мы такие часовни строим, когда у заказчика ограничен бюджет, а он рассчитывает, что в часовне одновременно будет находиться много человек. В таком случае мы предлагаем поставить крест и сделать открытую часовню, как сень над крестом. Первую такую часовню мы поставили в воинской части. Вокруг часовни есть специальная благоустроенная площадка на небольшом возвышении, западная сторона этой площадки оформлена как солея и амвон. Слева от часовни - памятники павшим в Великую Отечественную войну, справа - в современных войнах. Часовня открыта круглые сутки, иногда приглашают священника. Вообще часовня - это хорошая церковная постройка в наше время. Многие люди хотят построить храм, но денег у них не очень много, хотя на часовню-столб или деревянный крест вполне хватает. Можно поставить дубовый крест с крышечкой, укрепить его на хорошей конструкции, повесить лампадку - все, уже место освящено. Человек идет мимо - вспоминает о Боге, молится. Место становится уже другим».

По рассказам местных старожилов, в начале XX в. из Рождественской церкви пропала икона Грузинской Богоматери. Нашли ее спустя несколько дней в «калистовском» овраге чуть выше нынешнего пруда д/о «Снегири». В этом овраге из-под бугра со стороны «свиного» болота било множество ключей. Найденную икону вернули в церковь, но через какое-то время она снова оказалась в том овраге около построенного в тех местах колодца. И тогда было принято решение построить на этом месте часовню в честь Грузинской Богоматери. Кирпичную кубическую одноглавую часовню возвели в 1904 г. и поместили в нее ту самую икону Грузинской Богоматери. Во время больших церковных праздников ходили к часовне крестным ходом.

Часовня разрушена в начале 1930-х гг., колодец позже обвалился.

В 2011 г. найдено точное место часовни, расчищен её фундамент. На сегодняшний момент полностью вычищен источник и подходы к нему.



Мамаев С.Ю. Село Рождествено. История в очерках. - М., 2011. С. 49-50:
По словам Григория Ивановича Шарова, в начале XX века из Рождественской церкви таинственным образом пропала икона Грузинской Богоматери. Нашли ее спустя несколько дней в «калистовском» овраге чуть выше нынешнего пруда дома отдыха «Снегири». В этом овраге всегда текла чистая вода, там же висел черпачок, которым можно было зачерпнуть ключевой водицы и утолить жажду. Из-под бугра со стороны «свиного» болота било множество ключей. Найденную икону вернули в церковь, но через какое-то время она снова оказалась в этом овраге около построенного в тех местах колодца. И тогда было принято решение построить на этом месте часовню в честь иконы Грузинской Богоматери.

Кирпичную часовню возвели в 1904 году и поместили в нее ту самую икону. Старожилы вспоминали, что санитарно-эпидемиологическая станция однажды брала для анализа воду в этом колодце и постановила, что вкусовые качества этой воды плохие и она малопригодна для питья, но люди нашли ей другое применение. Во время больших церковных праздников ходили к часовне крестным ходом не только приложиться к иконе, но и за исцелением. Умывались водой из колодца, прикладывали намоченные в воде платки и тряпки к больным местам. И, как бы в жертву за исцеление, оставляли разные вещицы около часовни и колодца. Часовня была разрушена в начале 30-х годов XX века, колодец позже обветшал, но все равно верующие люди часто приходили к нему освежить лицо и глаза. Сейчас о существовании часовни напоминает лишь небольшой холм, образованный остатками фундамента.

http://istra-ltc.ru/chapel/rozhdestveno.htm

Кирпичная кубическая одноглавая часовня, построенная в 1904 на почитаемом источнике. Сломана в 1930-х, источник сохранился до наших дней.

http://svyatayarus.su/church/detail/45106/

Достославный гетман Украины Пётр Дорофеевич Дорошенко – личность во многих отношениях незаурядная и замечательная. Отметить хотя бы то, что немногие из гетманов упоминаются в народных украинских песнях. Дорошенко такой чести удостоился, – «Ой, на горi та жнiци жнуть…».

О деяниях гетмана написано много и противоречиво. Историографы в своих трудах, наряду с изложением событий, непременно стараются навязать читателю свою точку зрения. Для одних – сторонников украинского национализма – он был славным патриотом, для других – великорусских шовинистов – подлым предателем.

Точно одно: Пётр Дорофеевич по воле Господа сыграл немалую роль как в истории Украины, так и России. Не будем давать субъективную оценку его деяниям, а коротко изложим факты.

Итак, П. Д. Дорошенко родился в 1627 году в Чигирине. В 1665 году был избран гетманом Правобережной Украины. Конечно, он желал видеть Украину великой, неделимой и независимой. Задача сложная: с одной стороны Польша, с другой – Турция, с третьей – Москва. И все – враги!

Кончилось тем, что в 1676 году Дорошенко сдался воеводе Ромодановскому. Вскоре его пожелал увидеть царь Алексей Михайлович, который предложил гетману пост вятского воеводы с окладом жалованья в 1000 рублей в год. Дорошенко согласился. На этом закончилась история украинского гетмана и началась история русского дворянина. На Украину он уже никогда больше не возвращался.

В 1684 году по выходе в отставку Дорошенко было пожаловано село Ярополец с присёлками, где 9 ноября 1698 года он предал свой дух Господу и «бысть положен здесь» – на высоком берегу Ламы в центре села. А вотчину свою разделил между сыновьями: северную часть Петру, южную – Александру.

А теперь маленькое генеалогическое исследование:
П.Д.Дорошенко – Александр Петрович Дорошенко – Екатерина Александровна Загряжская(ур. Дорошенко) – Иван Александрович Загряжский – Наталья Ивановна Гончарова (ур. Загряжская) – Наталья Николаевна Пушкина (ур. Гончарова).

Таким образом, Пётр Дорофеевич – прапрапрадед супруги А.С.Пушкина. В один из двух своих приездов в Ярополец Александр Сергеевич высказал брату Натальи (точно утверждать не могу, но, кажется, Дмитрию Николаевичу) мысль о том, что недурно было бы поставить над могилой пращура его жены часовенку, что и было сделано, то есть первая часовня была сооружена около 1835 года. В конце XIX века могилу гетмана пытались ограбить. Бытовала легенда, что он был похоронен с золотою булавою в руках. Они не знали, что гетманскую булаву, подаренную султаном, ещё двести назад присвоил князь В.Голицын.

Во время войны часовня была осквернена и разрушена.

Восстановили её при содействии Посольства Украины и администрации Волоколамского района в 1999 году, приурочив это событие к 200-летию со дня рождения Поэта.

Есть одна достопамятная деталь: на памятной табличке часовни в названии страны по ошибке пропущена одна буква, и получилось – «гетмана Украны». Некоторые посещающие Ярополец это замечают и спешат сообщить своё «открытие» сотрудникам местного музея.

Итак, часовня стала ещё одною достопримечательностью Яропольца, где проводят митинги и служат молебны.

Достославный гетман Пётр Дорофеевич Дорошенко не забыт. Так сложилась Судьба: по воле Господа он принадлежит истории двух народов – Украинского и Русского.

Бюст П.Д.Дорошенко работы скульптора Александра Триппеля можно увидеть в Ярополецком краеведческом музее, что в двух шагах от часовни. Насколько портрет достоверен, судить трудно, поскольку выполнен больше, чем через полвека после его кончины.

В. А. Глумов, январь 2005 г.

Достойный памятник эпохи (часовня-усыпальница в г. п. Мире)

Часовня-усыпальница кн. Святополк-Мирских в г. п. Мир представляет собой оригинальный, столичного уровня, памятник архитектуры ХХ ст. Создателем этого архитектурного произведения является замечательный российский зодчий рубежа ХIХ–ХХ вв. Роберт Робертович Марфельд (1852–19Незначительная по своим геометрическим параметрам, несколько вытянутая в плане, часовня-усыпальница имеет асимметричную объемно-пространственную композицию. В ее планировочной структуре предусмотрено два самостоятельных уровня. Верхний – представляет собой двухсветное пространство часовни, рассчитанное на ограниченное число скорбящих. Нижний – пространство усыпальницы. Внутреннее пространство интерьеров решено лаконично и немноготемно, торжественно и одухотворенно, что наводит присутствующих на мысль о возвышенно-божественном, далеком от повседневности.

Часовня-усыпальница, при незначительных габаритах, очень цельна и монументальна, решена с активным созидательным началом, свойственным модерну, однако имеет достаточно развитую пластическую насыщенность. Вертикаль звонницы придает «возвышенность» этому типу сооружения, «открыта на четыре стороны» и завершена шлемовидным куполом. Плоскости стен звонницы прорезаны узкими щелями-проемами, что ассоциируется с темой белорусских церквей оборонного зодчества ХV–ХVI вв.2 Не исключено, что зодчий был знаком с этими архитектурными памятниками Беларуси, однако, он ни в коем случае их не копировал. Обращение к историческому наследию помогло Р. Марфельду уяснить прообраз своей сугубо индивидуальной художественной композиции с элементом парадоксальности, которая резко отличалась от традиционных, канонических решений, характерных для подобного типа культовых (православных) сооружений. Этим, сравнительно небольшим по объему сооружением, зодчий показал себя смелым художником-композитором и стилизатором.

Необычным художественным обликом часовня-усыпальница в г. п. Мир резко отличается от традиционных решений. Например, ее можно сравнить с часовней кн. Паскевичей в гомельском дворцово-парковом комплексе, которая была построена по проекту академика Червинского в 1889 г.3 Она исполнена в «русском стиле», в характере архитектуры московских пятиглавых шатровых церквей ХVII–ХVIII вв. Главной достопримечательностью гомельской часовни является яркая насыщенность декоративного убранства, где особую красочность фасадам придают майоликовые плитки с сочным растительным орнаментом.

И все же часовня-усыпальница в г. п. Мир, ее архитектура, на наш взгляд, – прорыв, прорыв новаторский, шаг вперед к свободе мысли и творчества в культовой (православной) архитектуре4. Надо полагать, что новая художественная идея-концепция трактовки часовни-усыпальницы, предложенная Р. Марфельдом, была поддержана и одобрена самим заказчиком. Нетрудно себе представить, как луковичные завершения диссонировали бы со строгим силуэтом самого Мирского замка.

Часовня-усыпальница в г. п. Мир исполнена в приятных пропорциях, с использованием сочной цветовой гаммы, в основе которой лежат сочетания красного кирпича и бетонных вставок. С художественно-эстетической точки зрения это было вполне оправдано. Своеобразие внешнего облика достигнуто за счет использования синтеза архитектуры и изобразительного искусства, современных декоративно-художественных средств: мозаичного панно, исполненного в ярких золотистых тонах (лик Спаса Нерукотворного); орнаментально-декоративных поясов, карнизов, обрамлений арочного перспективного портала; металлических ограждений решеток с интересным рисунком; княжеского фамильного картуша (художественная ковка по металлу) и т. п. И все это сделано качественно, с большой любовью, тактично, с хорошим вкусом.

В стилистическом облике часовни-усыпальницы угадываются черты романской архитектуры, созданные под мощным влиянием символизма и модерна. Имеют место и приемы «кирпичного стиля» 5, которые широко использовались Р. Марфельдом в более ранних его работах (здание архива МВД, в Доме Императорского человеколюбивого общества, здании томского Технологического института), здесь же они трансформировались в броские эффектные формы раннего модерна. И все же в этом произведении отчетливо заметен след переходности к новой архитектурной системе, позволявшей решать более сложные художественно-эстетические проблемы пространственной композиции, ритмики форм и линий, фактуры и цвета 6. При этом генетический почерк мастера сохранен, он легко узнаваем по своей удивительной верности и стабильности к закономерностям построения архитектурно-пространственного организма.

Часовня-усыпальница Святополк-Мирских утопает в зелени живописного парка, великолепно отражается в зеркале водоема , навевает грусть, легкую тоску, поэзию старины ушедшего романтического прошлого. Она надолго оставляет у посетителей неизгладимое впечатление, дополняя и усиливая эмоциональную приподнятость, полученную от всего историко-архитектурного комплекса Мирский замок.

(1852–1921)

– академик архитектуры (1887), профессор Академии художеств и Института гражданских инженеров в Петербурге. Архитектор-практик конструктивистского направления модерна.

На Украине:

– здание среднетехнического училища в г. Александровске;

– храмовый комплекс на месте крушения Императорского поезда вблизи ст. Борки (1890–1894);

– обелиски: Александру II и Александру III в г. Чернигове; Александру III в селе Малиничи;

– памятный знак в честь событий 1888 года в с. Оменяни на Волыни (1890).

Литература:

1. Петербург немецких архитекторов (от барокко до авангарда). Чистый лист. – Петербург, 2002. – С. 275–282; Архитекторы-строители Петербурга-Петрограда начала ХХ века. Каталог выставки