Этнос, нации и народности. Этнос: нации и народности Соотношение основных понятий этнос нация народ












Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • Выяснить:
    • что такое этнос,
    • какие существуют типы этносов,
    • что влияет на образование этносов,
    • какова роль этносов в истории.
  • Совершенствовать умение анализировать, сравнивать.

Тип урока: комбинированный (элементы лекции, работа с учебником, эвристическая беседа, выступления учащихся, мультимедийная презентация).

Обеспечение урока: учебник, раздаточный материал, доклады учащихся, компьютер, мультимедийный проектор.

План урока.

  1. Что такое этнос. Признаки этноса. Типы этноса.
  2. Племя. Отличительные черты племени.
  3. Народность. Отличительные черты народности.
  4. Нация. Признаки нации.

Основные понятия урока: Этнос, племя, народность, нация, этногенез.

Ход урока

I. Актуализация знаний учащихся.

Многие из тех понятий, которые сегодня буду называться на уроке учащимся хорошо знакомы из курса истории (племя, народность, нация). Предлагается вспомнить, что они означают. Учитель указывает на то, что все эти понятия объединены понятием этнос.

Демонстрируется слайд 2 . Называются цели урока. Демонстрируется слайд 3 . В тетрадях учащиеся записывают план урока.

II. Изучение нового материала.

1. Что такое этнос.

Человечество всю историю своего существования состояло из различных народов (этносов). Что такое этнос?

Учащимся предлагается раздаточный материал (Приложение 1), на основе которого необходимо выполнить следующее задание: «Перед вами определения понятия «этнос», данные на различных сайтах Интернета. Что общего во всех этих определениях?»

Более широкое толкование этого термина состоит в том, что он объединяет понятия племя, народность, нация. Демонстрируются и комментируются слайды 4, 5, 6.

Развитие различных типов этноса связано с ростом производительных сил, расширением хозяйственных связей, формированием и развитием определенных социальных и культурных предпосылок. Например, род и племя, для какого общества характерны данные социальные общности? – Для первобытного.

2. Племя. Отличительные черты племени.

Племя – исторически первая ступенька формирования этноса. Племя включает значительное число родов и кланов. Демонстрируется слайд 7.

3. Народность. Отличительные черты народности.

Народность складывается с появлением классов и государств. Даная социальная общность свойственна не первобытному обществу, а эпохе рабовладения и феодализма. Решающую роль в превращении союза племен в народность сыграло государство. Оно объединило обширные территории, устанавливая более тесную связь между людьми и этническими группами. Чаще всего в народность консолидируются близкородственные племена, а нередко сюда включаются также неродственные этнические группы.

Демонстрируются слайды 8, 9.

4. Нация. Признаки нации.

На базе народностей формируются нации – высший исторический тип этноса.

Капитализм активизирует экономические и культурные связи, создает единый национальный рынок, ликвидирует хозяйственную раздробленность средневекового государства, сплачивает различные входящие в него народности в единое национальное целое. Возникает нация. Демонстрируется слайд 10.

Нации более многочисленны, чем народность, они насчитывают десятки и сотни миллионов людей. На почве единых территорий формируется единый национальный характер и психологический склад. Возникает сильное чувство солидарности со своей нацией.

Задание классу. Как вы думаете, почему именно в это время возникают национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональная рознь, войны и конфликты?

Национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональная рознь, войны и конфликты возникают как признак того, что нация сформировалась и борется за свой суверенитет.

Крупные этносы существуют сейчас только как нация, а мелкие, сохранившиеся с древних времен, входят в нации как этнические меньшинства.

Социальным общностям людей в историческом плане предшествовали этнические, на базе которых они появились в процессе развития и усложнения человеческих отношений.

В социальной философии изучение этнических общностей людей стало осуществляться значительно позже, чем многое другое, но по своей важности и значимости оно занимает ведущее место. На сегодняшний день среди ученых нет единой точки зрения по данной проблеме.

— это большие группы людей, объединенные общностью , языка и культурно-исторической самобытностью. К ним обычно относят племена, народности и нации.

Такие общности складываются на определенной территории в ходе совместной . Члены их обладают общими чертами психологического склада, а также четко осознают свое единство и отличие от других подобных общностей. Для признания какой-либо группы этнической общностью требуется выполнение по меньшей мере одного из следующих условий:

  • члены общности осознают свою принадлежность к ней;
  • предполагается общее происхождение членов общности;
  • члены общности обладают языковым и культурным единством;
  • имеется внутренняя социальная организация, нормирующая отношение внутри общности и контакты с окружающими.

Племя

Исторически формирование этнических общностей можно отсчитывать от момента распада первобытного человеческого стада. Первоначально возникает род — группа людей, объединенных кровным родством. Члены рода осознавали свое родство и носили общее родовое имя. Род включал в себя несколько или много семей.

Появлению рода способствовало возникновение первобытной общины, экономической основой которой являлась общинная собственность. Совместное ведение хозяйства на основе общинной собственности, естественно-уравнительное распределение вещей, в первую очередь продуктов питания, совместный быт и развлечения способствовали образованию такой общности как род. Можно сказать, что род выступает как самая первая производственная, социальная и этническая группа людей , объединенная в одно целое совместной трудовой деятельностью, кровнородственным происхождением, общим языком, общими религиозными и мифологическими верованиями, обычаями и чертами быта.

Несколько родов могли объединяться в кланы - родовые союзы. Единство кланов основывалось на вере в общность происхождения.

Несколько кланов могли составить племя. Основу единства племени составляют кровно-родственные связи; кроме того, племя проживает на определенной территории, у его членов общий язык или диалект, свои обычаи и культ, совместная хозяйственная деятельность, зачатки внутренней организации (племенной совет).

Появление племени объясняется необходимостью прежде всего сохранения и защиты среды обитания (территории проживания, мест охоты и рыболовства) от посягательств со стороны других человеческих объединений. Более многочисленный состав населения намного облегчал задачу переселения и устройства жизни на новых территориях. Немаловажное значение имело также предохранение от вырождения рода, которое грозило ему из-за сексуальных отношений между кровнородственными Homosapiens.

Народность

Народности начинают складываться из племен после появления первых государств. Для народности характерны территориальная общность, объединенная хозяйственной и культурной деятельностью, а также единый язык. Принадлежность к народности определяется уже не только кровно-родственными связями.

Нация

Нация - высшая форма социально-этнической общности.И это неудивительно, т.к. именно объединение людей по национальному признаку создает наилучшие предпосылки для проживания людей, организации производственно-экономической, социально-политической и культурной жизни. Общность экономической жизни, единый язык, общая территория, некоторые особенности психического склада людей, проявляющиеся в специфических чертах культуры, — это основные черты нации.

Можно сказать, что нация — это устойчивое объединение людей, связанных общим языком, общей территорией, общностью экономической жизни и некоторых особенностей психического склада людей, выраженных в специфических чертах культуры данного народа.

Сплочению нации способствуют:

  • общая историческая память;
  • развитое национальное самосознание.

Историческая память - это знание прошлого, лучших достижений национальной культуры, выдающихся представителей нации в сфере , а также стремление действовать в соответствии с лучшими образцами, представленными в истории.

Однако, поскольку в истории каждой нации были не только героические страницы, но и нелицеприятные, историческая память также предполагает, что нация должна признавать свою вину за совершенные ошибки и делать выводы из уроков прошлого.

Национальное самосознание - чувство принадлежности к нации, отождествление ее интересов со своими.

Эти интересы подразумевают, с одной стороны, стремление к сохранению национальной культуры, защите ее самобытности, а с другой — желание обогатить свою национальную культуру лучшими достижениями .

Понятие «этнос» включает в себя исторически сложившуюся устойчивую совокупность людей, которые имеют определённое количество общих субъективных или объективных признаков. К этим признакам учёные-этнографы относят происхождение, язык, культурные и хозяйственные особенности, менталитет и самосознание, фенотипические и генотипические данные, а также территорию длительного проживания.

Вконтакте

Одноклассники

Слово «этнос» имеет греческие корни и дословно переводится как «народ». Синонимом этого определения в русском языке можно считать слово «национальность». Термин «этнос» введён в научную терминологию в 1923 году русским учёным С.М. Широкогоровым. Он же дал первое определение этому слову.

Как происходит формирование этноса

У древних греков словом «этнос» было принято обозначать другие народы , которые не являлись греками. Длительное время в русском языке в качестве аналога и пользовалось слово «народ». Определение С.М. Широкогорова позволило подчеркнуть общность культуры, отношений, традиций, быта и языка.

Совремённая наука позволяет трактовать это понятие с 2 точек зрения:

Зарождение и формирование любого этноса подразумевает большую протяжённость во времени . Наиболее часто такое формирование происходит вокруг определённого языка или религиозных убеждений. Исходя из этого мы часто произносим такие словосочетания, как «христианская культура», «исламский мир», «романская группа языков».

Основными условиями возникновения этнической группы являются наличие общей территории и языка . Эти же факторы в дальнейшем являются поддерживающими факторами и главными отличительными признаками того или иного этноса.

Из дополнительных факторов, влияющих на формирование этноса, можно отметить:

  1. Общие религиозные убеждения.
  2. Близость с расовой точки зрения.
  3. Наличие переходных межрасовых групп (метисных).

К факторам, которые объединяют этническую группу, можно отнести:

  1. Специфические черты материальной и духовной культуры.
  2. Общность быта.
  3. Групповые психологические характеристики.
  4. Общее осознание себя и представление об общности происхождения.
  5. Наличие этнонима – самоназвания.

Этнос по существу представляет собой сложную динамическую систему, которая постоянно претерпевает процессы трансформации и одновременно сохраняет свою устойчивость .

Культура каждого этноса сохраняет некую константность и одновремённо изменяется с течением времени от одной эпохи к другой. Особенности национальной культуры и самопознания, религиозные и духовно-нравственные ценности накладывают отпечаток на характер биологического самовоспроизведения этноса.

Особенности существования этносов и их закономерности

Исторически формировавшийся этнос выступает в роли целостного социального организма и обладает следующими этническими отношениями:

  1. Самовоспроизведение происходит путём повторяющихся однородных браков и передачи из поколения в поколение традиций, самосознания, культурных ценностей, языка и религиозных особенностей.
  2. В процессе своего существования все этносы претерпевают внутри себя ряд процессов – ассимиляцию, консолидацию и пр.
  3. С целью упрочения своего существования большинство этносов стремится к созданию собственного государства, позволяющего регулировать отношения как внутри себя, так и с другими группами народов.

Закономерностями народов можно считать поведенческие модели отношений , которые типичны для отдельных представителей. Сюда же можно отнести поведенческие модели, которые характеризуют отдельные социальные группы, формирующиеся внутри нации.

Этнос одновременно может рассматриваться как природно-территориальное и социокультурное явление. В качестве своеобразного связующего звена, поддерживающего существование того или иного этноса, некоторые учёные-исследователи предлагают считать наследственный фактор и эндогамию. Однако нельзя не признать, что на качество генофонда нации оказывают существенное влияние и завоевания, и уровень жизни, и историко-культурные традиции.

Наследственный фактор отслеживается прежде всего в антропометрических и фенотипических данных. Однако далеко не всегда антропометрические показатели полностью совпадают с этнической принадлежностью. По мнению другой группы исследователей, постоянство этнической группы обусловлено народным самосознанием . Однако такое самосознание может одновременно выступать в роли показателя коллективной деятельности.

Уникальное самосознание и восприятие мира той или иной этнической группы может напрямую зависеть от того, какова его деятельность по освоению окружающей среды. Один и тот же вид деятельности может по-разному восприниматься и оцениваться в сознании разных этнических групп.

Наиболее устойчивый механизм, позволяющий сохранять уникальность, целостность и устойчивость этноса – это его культура и общая историческая судьба.

Этнос и его виды

Традиционно этнос принято рассматривать в первую очередь как родовое понятие. Исходя из такого представления, принято выделять три типа этнических групп:

  1. Род-племя (вид, характерный для первобытного общества).
  2. Народность (характерный тип в рабовладельческом и феодальном веках).
  3. Для капиталистического общества характерно понятие нации.

Существуют базовые факторы, которые объединяют представителей одного народа:

Роды и племена исторически были самыми первыми типами этнических групп. Их существование продлилось несколько десятков тысяч лет. По мере того как жизненный уклад и строй человечества развивался и усложнялся, появилось понятие народности. Их появление связано с образованием племенных союзов на общей территории проживания.

Факторы развития народов

На сегодняшний день в мире насчитывается несколько тысяч этносов . Все они отличаются по уровню развития, менталитету, численности, культуре и языку. Возможны существенные различия по расовому и внешнему критериям.

К примеру, численность таких этнических групп, как китайцы, русские, бразильцы, превышает 100 млн человек. Наряду с такими гигантскими народами, в мире существуют разновидности, численность которых не всегда достигает десяти человек. Уровень развития разных групп также может варьировать от наиболее высокоразвитых, до живущих по первобытно-общинным принципам. Для каждого народа присущ собственный язык , однако, существуют и этносы, которые одновременно используют несколько языков.

В процессе межэтнических взаимодействий запускаются процессы ассимиляции и консолидации, в результате которых может постепенно образоваться новая этническая группа. Социализация этноса протекает благодаря развитию таких социальных институтов, как семья, религия, школа и пр.

К неблагоприятным факторам для развития нации можно отнести следующие:

  1. Высокий уровень смертности среди населения, особенно в детском возрасте.
  2. Высокая распространённость респираторных инфекций.
  3. Алкогольная и наркотическая зависимость.
  4. Разрушение института семьи – высокое количество неполных семей, разводов, абортов, отказа родителей от детей.
  5. Низкое качество жизни.
  6. Высокий уровень безработицы.
  7. Высокий уровень преступности.
  8. Социальная пассивность населения.

Классификация и примеры этноса

Классификация проводится по самым разным параметрам, наиболее простой из них – это численность. Этот показатель не только характеризует состояние этноса на текущий момент, но и отражает характер его исторического развития. Как правило, формирование крупных и малых этносов протекает по совершенно разным путям. От численности того или иного этноса зависит уровень и характер межэтнических взаимодействий.

Примерами наиболее крупных этнических групп можно назвать следующие (по данным от 1993 года):

Общая численность этих народов составляет 40% от общей численности всего населения земного шара. Существует также группа этносов с численностью от 1 до 5 млн человек. Они составляют около 8% всего населения.

Наиболее малые этнические группы могут насчитывать несколько сотен человек. В качестве примера можно привести юкагиру – этническую группу, проживающую в Якутии, и ижорцев – финская этническая группа, заселяющая территории в ленинградской области.

Другим критерием классификации является динамика численности населения в этнических группах. Минимальный прирост населения отмечается в западноевропейских этнических группах. Максимальный рост отмечается в странах Африки, Азии, Латинской Америки.

В среде этнологов отсутствует единство в подходе к определению этноса и этничности. В связи с этим выделяются несколько наиболее популярных теорий и концепций. Так, советская этнографическая школа работала в русле примордиализма, но сегодня высший административный пост в официальной этнологии России занимает сторонник конструктивизма В. А. Тишков .

Примордиализм

Данный подход предполагает, что этническая принадлежность человека является объективной данностью, имеющей свою основу в природе или в обществе. Поэтому этничность невозможно создать искусственно или навязать её. Этнос является общностью с реально существующими, регистрируемыми признаками. Можно указать на признаки, по которым индивид принадлежит к данному этносу, и по которым один этнос отличается от другого.

" Эволюционно-историческое направление ". Сторонники этого направления рассматривают этносы как социальные сообщества, возникшие в результате исторического процесса.

Дуалистическая теория этноса

Данная концепция была разработана сотрудниками Института этнографии АН СССР (ныне ) во главе с Ю. В. Бромлеем . Эта концепция предполагает существование этносов в 2-х смыслах:

Социобиологическое направление

Данное направление предполагает существование этничности благодаря биологической сущности человека. Этническая принадлежность примордиальна, то есть изначально свойственна для людей.

Теория Пьера ван ден Берге

Пьер ван ден Берге (Pierre L. van den Berghe) переносил на человеческое поведение отдельные положения этологии и зоопсихологии, то есть предполагал, что многие явления общественной жизни обусловливаются биологической стороной человеческой природы.

Этнос, согласно П. ван ден Берге - это «расширенная родственная группа».

Существование этнических общностей ван ден Берге объясняет генетической предрасположенностью человека к родственному отбору (непотизму). Суть его заключается в том, что альтруистическое поведение (способность приносить себя в жертву) уменьшает шансы данной особи на передачу своих генов следующему поколению, но в то же время увеличивает возможность передачи его генов кровными родственниками (косвенная передача генов). Помогая родственникам выжить и передать свои гены следующему поколению, индивид тем самым способствует воспроизведению собственного генофонда . Поскольку такой тип поведения делает группу эволюционно более устойчивой, чем аналогичные другие группы, в которых альтруистическое поведение отсутствует, то «гены альтруизма» поддерживаются естественным отбором .

Пассионарная теория этноса (теория Гумилёва)

В ней этнос - естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как системная целостность (структура), противопоставляющая себя всем другим коллективам, исходя из ощущения комплиментарности и формирующая общую для всех своих представителей этническую традицию.

Этнос является одним из видов этнических систем , всегда входит в состав суперэтносов , и состоит из субэтносов , конвиксий и консорций .

Элитарный инструментализм

Данное направление акцентирует внимание на роли элит в мобилизации этнических чувств.

Экономический инструментализм

Это направление объясняет межэтническую напряжённость и конфликты с точки зрения экономического неравенства членов различных этнических групп.

Этногенез

Основные условия возникновения этноса - общность территории и языка - впоследствии выступают в качестве её главных признаков. При этом этнос может формироваться и из разноязычных элементов, складываться и закрепляться на разных территориях в процессе миграций (цыгане и т. п.). В условиях ранних дальних миграций «хомо сапиенс» из Африки и современной глобализации все большее значение приобретают этносы как культурно-языковые общности, свободно перемещающиеся на всей территории планеты.

Дополнительными условиями сложения этнической общности могут служить общность религии , близость компонентов этноса в расовом отношении или наличие значительных метисных (переходных) групп.

В ходе этногенеза, под влиянием особенностей хозяйственной деятельности в определённых природных условиях и других причин, формируются специфические для данного этноса черты материальной и духовной культуры, быта, групповых психологических характеристик. У членов этноса появляется общее самосознание, видное место в котором занимает представление об общности их происхождения. Внешним проявлением этого самосознания является наличие общего самоназвания - этнонима .

Сформировавшаяся этническая общность выступает как социальный организм, самовоспроизводящийся путём преимущественно этнически однородных браков и передачи новому поколению языка, культуры, традиций, этнической ориентации и т. д.

Антропологическая классификация. Этнос и раса

В основе антропологической классификации лежит принцип деления этносов на расы . Эта классификация отображает биологическое, генетическое и, в конечном счете, историческое родство между этносами.

Наука признаёт несовпадение расового и этнического деления человечества: члены одного этноса могут принадлежать как к одной, так и к разным расам (расовым типам) и, наоборот, представители одной расы (расового типа) могут принадлежать к разным этносам и т. д.

Довольно распространённым является заблуждение, выражающееся в смешении понятий «этнос» и «раса», и как итог употребляются ошибочные понятия, например, такие, как «русская раса».

Этнос и религия

Этнос и культура

Культура - дать универсальное, всеобъемлющее определение для этого понятия трудно и, пожалуй, даже невозможно. То же самое можно сказать и об «этнической культуре», поскольку она проявляется и реализуется различными способами и образом, поэтому её можно понимать и толковать по-разному.

Тем не менее, некоторые исследователи четко формулируют отличия нации от этноса, указывая на разную природу происхождения понятий «этнос» и «нация». Так, для этноса, по их мнению, характерна надындивидуальность и устойчивость, повторяемость культурных образцов. В противоположность этому, для нации определяющим становится процесс собственного осознания на основе синтеза традиционных и новых элементов, и собственно этнические идентификационные критерии (язык, быт и пр.) принадлежности отходят на второй план. У нации на первый план выходят те аспекты, которые обеспечивают надэтничность, синтез этнических, межэтнических и иноэтнических компонентов (политическая, религиозная и др.) .

Этнос и государственность

Этносы подвержены изменениям в ходе этнических процессов - консолидации, ассимиляции и т. п. Для более устойчивого существования этнос стремится к созданию своей социально-территориальной организации (государства). Современная история знает немало примеров того, как различные этносы, несмотря на свою многочисленность, так и не смогли решить задачу социально-территориальной организации. К таковым можно отнести этнические группы евреев , палестинских арабов , курдов , разделённых между Ираком , Ираном , Сирией и Турцией . Другие примеры успешной или неуспешной этнической экспансии - расширение Российской империи , арабские завоевания в Северной Африке и на Пиренейском полуострове , татаро-монгольское нашествие , испанская колонизация Южной и Центральной Америки .

Этническая идентичность

Этническая идентичность - составная часть социальной идентичности личности, осознание своей принадлежности к определенной этнической общности. В ее структуре обычно выделяют два основных компонента - когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя как ее члена на основе определенных характеристик) и аффективный (оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства).

Одним из первых развитие у ребенка осознания принадлежности к национальной группе исследовал швейцарский ученый Ж. Пиаже. В исследовании 1951 года он выделил три этапа в развитии этнических характеристик:

1) в 6-7 лет ребенок приобретает первые фрагментарные знания о своей этнической принадлежности;

2) в 8-9 лет ребенок уже четко идентифицирует себя со своей этнической группой, на основании национальности родителей, места проживания, родного языка;

3) в младшем подростковом возрасте (10-11 лет) этническая идентичность формируется в полном объеме, в качестве особенностей разных народов ребенок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры.

Внешние обстоятельства могут заставить человека любого возраста переосмыслить свою этническую идентичность, как это произошло с жителем Минска , католиком , родившимся в пограничной с Польшей Брестской области . Он «числился поляком и считал себя поляком. В 35 лет поехал в Польшу. Там убедился, что с поляками объединяет его религия, а в остальном он белорус . С этого времени осознает себя белорусом» (Климчук, 1990, с. 95) .

Формирование этнической идентичности часто является достаточно болезненным процессом. Так, например, мальчик, родители которого переехали в Москву из Узбекистана ещё до его рождения, говорит по-русски в семье и школе; однако в школе из-за азиатского имени и смуглого цвета кожи получает обидное прозвище. Позднее, осмыслив эту ситуацию, на вопрос «Кто ты по национальности?» он может ответить «узбек », а, может быть, и нет. Сын американца и японки может оказаться изгоем и в Японии , где его будут дразнить «длинноносым» и «маслоедом», и в США . В то же время у ребёнка, выросшего в Москве, родители которого идентифицируют себя как белорусы, скорее всего, таких проблем вообще не возникнет.

Выделяют следующие измерения этнической идентичности:

См. также

  • Этнополитика
  • Этнотерриториальный конфликт

Примечания

Литература

  • Кара-Мурза С. Г. «Теория и практика конструирования народов»
  • Широкогоров С. М. «Этнос. Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений»
  • Гуляихин В. Н.Этноколлективное бессознательное как детерминанта социально-политического развития // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2007. № 6. С. 76-79.
  • Садохин А. П., Грушевицкая Т. Г. Этнология: Учебник для студ. высш. учеб. завдедений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М .: Издательский центр "Академия", 2003. - С. 320. - ISBN 5-7695-1530-9
  • Лурье С.В. Историческая этнология. - М .: Аспект Пресс, 1997. - 448 с. - ISBN 5-7567-0205-7
  • Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. 3-е изд., исправленное. - М .: Книжный дом "Либроком", 2009. - 440 с. - ISBN 978-5-397-00836-5
  • Элез А.Й. Критика этнологии. - М .: МАИК "Наука/Интерпериодика", 2001. - 304 с. -

Словом населенный (-ое, -ая) в обиходной речи мы характеризуем такое место или территорию, на которой проживает много людей, например густонаселенная страна, а словом «народонаселение» — людей, живущих в данном месте, на данной территории. В демографии термин «народонаселение» близок к толкованию этого слова в обиходном языке. Понятие «народонаселение» издавна связывают с понятием «территория»: под народонаселением понимают прежде всего совокупность людей, проживающих одновременно на какой-либо территории. Таким образом, народонаселением можно считать население всей Земли или части света, какого-либо государства или географического района. С точки зрения демографических исследований наибольшее значение имеет народонаселение отдельной страны.

Понятие народонаселение государства по форме совпадает с понятием народ государства, однако по содержанию это разные категории. Одним из критериев отнесения к тому или иному народу является проживание в соответствующей местности (или, по крайней мере, происхождение из той местности), однако народ исторически связывает воедино не только территория, но и общая история, язык, материальная и духовная культура.

Земной шар населяет множество народов (этносов ), находящихся на различных стадиях социально-экономического и культурного развития. Этносы представляют собой исторически сложившиеся на определенных территориях устойчивые совокупности людей, обладающих единым языком, общими относительно стабильными особенностями культуры.

Исторически самый ранний тип этносов — племя. В процессе разложения первобытнообщинного строя родилась новая форма этноса — народность . Первые народности сформировались в рабовладельческую эпоху. Особенно широко развернулся процесс образования народностей в период феодализма. С развитием капиталистических отношений и усилением экономических и культурных связей ликвидируется характерная для народностей разобщенность, происходит прекращение их в нации.

Нации отличаются устойчивой общностью территории, экономики и культуры, общим языком, общими чертами национального характера, четким этническим самосознанием.

Но трехчленное деление этносов (племя — народность — нация) с подразделением наций не отражает всего многообразия существующих на Земле форм этнических общностей. Картину усложняют существующие во многих странах (особенно они характерны для стран иммиграции) переходные этнические группы — иммигранты, а также их потомки, частично подвергшиеся ассимиляции основной нацией. Они еще окончательно не оторвались от народа своей родной страны и целиком не влились в этнос принявшей их страны (к таким группам относятся, например, немцы, шведы, итальянцы и др. в США и Канаде). Своеобразные «пограничные» группы формируются и в зоне этнических границ, где контактируют два и более народа. Характерная черта всех этих групп — наличие двойного этнического самосознания.

Среди процессов этнического объединения различают консолидацию, ассимиляцию, межэтническую интеграцию и этногенетическую миксацию. Иногда этническое развитие носит сложный характер, и эти процессы протекают одновременно.

Консолидация — это слияние нескольких родственных этносов (племен, народностей) в более крупный народ или же дальнейшее сплочение сформировавшегося народа по мере его социально-экономического и культурного развития. В первом случае речь идет о межэтнической консолидации, во втором -внутриэтнической. Межэтническая консолидация ускоряется в случае близкого родства народов, сходства их языков и культуры. Процесс этот происходил или происходит во многих странах мира.

В составе любых народов имеются группы, сохраняющие какие-то отличия от основного этнического массива. Такие группы, получившие наименование этнографических (сейчас их часто называют субэтносами ), представляют собой обособленные части народности или нации, культура и быт которых сохраняют некоторые особенности (они имеют свои диалекты или говоры, обладают спецификой в материальной и духовной культуре, могут отличаться в религиозном отношении и т.д.). Этнографические группы нередко образуются при ассимиляции народностью или нацией инонациональной группы.

Выделяются группы, отличающиеся от основной части этноса в конфессиональном отношении. К примеру, внутри многих консолидирующихся народов Азии и Африки.

Имеются также общности, охватывающие целую группу народов, так называемые метаэтнические, или надэтнические, общности. Они объединяют несколько народов, у которых появились элементы общего самосознания, основанного на этно-генетической близости или на длительном культурном взаимодействии, а в классовом обществе — и на политических связях. К таким общностям можно отнести, например, славянские, романские, монгольские и другие народы, близкие не только по языкам, но и в определенной мере по культуре и быту.

Этноконфессиональные метаэтнические общности складывались преимущественно в феодальную эпоху. Например, индуизм оказал огромное влияние на всю общественную и культурную жизнь разноязычных народов Южной Азии.

Определение национального состава населения в различных странах мира, как отмечает С.И. Брук, дело сложное: ибо в связи с развитием процессов ассимиляции и консолидации во многих странах имеются довольно крупные группы населения с переходными формами культуры и национального самосознания. К тому же приходится устанавливать, что представляет собой та или иная группа населения: является ли она народом (этносом), частью народа (субэтносом, этнографической группой), группой народов (метаэтнической общностью) или какой-то другой общностью (политической, расовой, конфессиональной и т.д.).

Учет населения, как мы уже отмечали, ведется в большинстве стран мира. Однако во многих переписях (которые в некоторых странах регулярно проводятся с конца XVIII — начала XIX в.) национальный состав населения либо вовсе не определяется, либо определяется недостаточно надежно.

На первых порах, когда понятие «национальность» еще не было сформулировано, задачи переписей сводились к учету языков населения. До первой мировой войны вопрос о языке включался в программы переписей ряда многонациональных стран Европы (Бельгия, Швейцария, Австро-Венгрия), США, Индии, Цейлона (ныне Шри-Ланка). Вопрос о родном языке ставился и в первой переписи России 1897 г. Прямой вопрос об этнической принадлежности («национальности») был включен только в 1920 г. в программу первой советской переписи населения.

Сколько всего народов на Земле? Исследователи обычно насчитывают в современном мире три-четыре тысячи различных народов – от самых мелких племен, численность которых измеряется сотнями, а то и десятками человек (тода в Индии, ботокуды в Бразилии, алакалуфы и ямана в Аргентине и т.д.), до крупнейших наций, насчитывающих сотни миллионов человек.

По данным ООН, к концу XX в. количество народов, численность каждого из которых превышает 1 млн чел., составило свыше 350 (в 1961 г. таких народов было 226, в 1987 г. -310). На долю этих народов приходится более 97% всего населения Земли.

В результате неравномерности естественного прироста населения в разных государствах мира и у различных народов численность их существенно меняется. Например, численность таких крупных народов, как колумбийского, мексиканского, алжирского, перуанского, морокканского, азербайджанского и других, за период с 1960 по 1990 г. удвоилась, а хиндустанского, бенгальского, бразильского возросла наполовину. В то же время уменьшилось число немцев, англичан, русских и представителей ряда других народов.

Крупнейшими народами мира, численность которых превысила 100 млн чел. являются: китайцы (более 1 млрд чел.), хин-дустанцы (Индия), бенгальцы (Индия, Бангладеш), американцы, бразильцы, русские, японцы, панджабцы (Пакистан, Индия), бихарцы (Индия). Близки к этому рубежу по численности и мексиканцы, яванцы (Индонезия), телугу (Индия).

Важно выделить и классификацию народов по языку. Все языки объединяются в языковые семьи, которые делятся на языковые группы. Самая крупная из них — индоевропейская, на языках которой говорят более 150 народов Европы, Азии, Америки, Австралии, составляющие 1/3 всей численности населения Земли.

Народы, населяющие земной шар, живут в своем большинстве компактно. Смешанное в национальном отношении население характерно для районов, расположенных вдоль этнических границ. Особенно пестрый национальный состав наблюдается в больших городах стран переселенческого типа, в государствах с повышенной иммиграцией.

По разнообразию этнического состава страны мира можно разделить на три группы: многонациональные государства (США, Россия, Нигерия, Индонезия и др.); двунациональные (Бельгия, Кипр, Иран, Турция и др.); однонациональные (Германия, Япония, Швеция, Норвегия, Австрия, Греция, Исландия, Португалия и др.).

Основными принципами государственной национальной политики в Российской Федерации являются:

равенство прав и свобод человека независимо от его национальности, языка, отношения религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;

равноправие народов;

сохранение исторически сложившегося государственного единства Российской Федерации;

равноправие субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях между собой и с федеральными органами государственной власти;

гарантия прав коренных малочисленных и дисперсно проживающих народов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, признанными Российской Федерацией;

право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения извне;

содействие развитию национальных культур и языков народов Российской Федерации;

запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам национальной, языковой, социальной и религиозной принадлежности;

своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов путем разработки и реализации согласительных процедур;

запрещение общественных объединений и организаций, равно как и пропаганды, агитации, направленных на подрыв безопасности государства, на разжижение национальной и религиозной розни;

защита прав и интересов граждан Российской Федерации за ее пределами в соответствии с нормами международного права;

поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, укреплении их связей с Родиной.

2. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО РЕГИОНА

Среди регионов России Северный Кавказ выделяется как абсолютной численностью, так и удельным весом населения в составе Российской Федерации. На 01.01.1998г. в регионе насчитывается 17,7 млн жителей, или немногим более 12% населения РФ. По абсолютной численности жителей он уступает лишь Уральскому (20,4 млн чел.) и Центральному (29,7 млн чел.) регионам (табл.1).

Таблица 1

Численность наличного населения Российской Федерации в разрезе экономических районов на 1 января 199К г., млн чел.

Российская Федерация

147,4

Северный район

5.8

Северо-Западный район

80,0

Центральный район

29,7

В ол го- В яте к и и ра и о 11

8,4

Центрально-Черноземный район

7,8

Поволжский район

16,9

Северо-Кавказский район

17,7

Уральский район

20,4

Западно-Сибирский район

15,1

Восточно-Сибирский район

9,1

Дальневосточный район

Северный Кавказ - единственный в Российской Федерации крупный регион, где в целом продолжает расти общая численность жителей. Среди других регионов лишь Поволжский продолжал «наращивать» численность жителей, но только до 1995 г., а затем естественные потери стали превышать естественный и механический рост и в Поволжье.

Внутри Северо-Кавказского региона прирост численности жителей в первую половину 1990-х г.г. имел место практически у всех субъектов региона, но с началом второй половины общий прирост резко снизился и за 1995-1998гг. составил всего лишь 0,2%.

Особенно снизилась (почти на 20%) абсолютная численность жителей в Чеченской Республике по причинам, связанным не с падением рождаемости, а с бегством жителей в связи с военными действиями 1995-1996гг., «выдавливанием» русскоязычного населения в результате обострения межэтнических отношений, ухудшением криминогенной обстановки и ростом сепаратистских тенденции.

В пределах региона три его субъекта (Краснодарский и Ставропольский края. Ростовская область) концентрируют 68% всех жителей. Однако прирост численности жителей постоянно сокращается, а в 1996 г. в Ростовской области началось абсолютное сокращение численности населения, в двух других - Краснодарском и Ставропольском краях - прирост за эти годы оказался крайне незначительным (табл. 2).

Таблица 2

Изменение численности наличного населения СКЭР за 1991-1998 гг., тыс.чел.

Теоориториальная единица

1991 г

1992 г.

1993 г

1994г.

1998г.

Северо-Кавказским район, всего

17030

17392

17670

17701

17707

Республика Адыгея

437

447

451

450

450

Республика Дагестан

1854

1925

1997

2074

2095

Республика Ингушетия

280

309

313

Чеченская Республика

1 309

1307

974

К 13

797

Кабардино-Балкарская Республики

777

788

790

790

792

Карачаево-Черкесская Республика

427

434

436

436

436

Республика Северная Осетия Алания

643

651

659

665

669

Краснодарский край

4738

4879

5004

5070

5075

Ставропольский крап

2499

2580

2650

2674

2682

Ростовская область

4348

4383

4429

4420

4404

В 1999 г и связи с началом новых военных действий в Чечне, резко увечились потоки беженцев в Ставропольский и Краснодарский край, что способствовало росту численности их жителей и результате внутрирегионального перераспределения населения (но не его абсолютного роста на Северном Кавказе.

В период стабилизации воспроизводства населения вступили республики Адыгея, Карачаево-Черкесская и Кабардино-Балкарская, где уже более десятка лет осуществлен переход к современному и рациональному типу воспроизводства и возникли условия для новой демографической революции - революции постиндустриального общества.

Есть свои особенности и в распределении населения региона между городом и сельской местностью:

Замедленные темны роста численности городского населения по сравнению с другими регионами страны и Россией и целом;

Рурализация - снижение удельного веса городского населения к концу 1990-х гг. по сравнению с концом 1980-х гг. (56.2 и 56.5% соответственно).

Большое количество малых юродских поселений со слабо выраженными городскими функциями («неразделенное единство города и деревни») как с точки зрения выполняемых функций, отраженных в структуре занятости населения, так и в отношении уровня благоустройства, обеспеченности городскими формами обслуживания, качеством жизни.

Рурализация населения в определенной степени затронула все регионы страны, хотя и менее масштабно, чем на Северном Кавказе. В целом же в России наблюдается некоторое неустойчивое равновесие в распределении городского и сельского населения в 1990-е гг.

Неравномерно процессы урбанизации охватили и отдельные республики, края и области Северного Кавказа.

Таким образом. у четырех субъектов региона (Карачаево-Черкесской Республики. Республики Дагестан, Чеченской, Ингушской) городское население составляет менее половины общей численности жителей. Наиболее высоким уровнем урбанизации отличаются Северная Осетия-Ллания. Ростовская область и Кабардино-Балкария. Максимум снижения удельного веса городских жителей в общей численности населения приходится на Чеченскую Республику, Ростовскую область и Кабардино-Балкарию. Теряли городских жителей и Адыгея и Карачаево-Черкесия, хотя и в меньшей степени, чем названные три субъекта региона. В Краснодарском крае и Республике Северная Осетия-Алаиия удельный вес городского населения стабилизировался на уровне 1986 г., а к Ставропольском крае даже несколько увеличился, что в первую очередь связано с миграционными процессами, обеспечившими значительный механический прирост городских жителей.

Естественное движение населения в регионе имеет те же тенденции, что и России в целом. Различия наблюдаются внутри самого региона: в Ростовской области. Краснодарском и Ставропольском краях, в республике Адыгея рождаемость ниже, чем в среднем но региону, а в Ростовской области даже ниже, чем в среднем по Российской Федерации. Причем снижение показателя рождаемости в области началось гораздо раньше, чем в России в целом.

Однако в составе региона есть и лидеры но величине общего коэффициента рождаемое) и - Дагестан и Ингушетия - те только в пределах региона, но и всей России. Третье место принадлежит Республике Тува, которая, выражаясь спортивным языком, идет с большим отрывом (15.8 промилле) от двух первых. В регионе же третье место занимает Кабардино-Балкария (шестое в РФ).

У остальных субъектов Северо-кавказского региона главная причина снижения уровня урбанизации связана с уходом части горожан и сельскую местность, где легче решать проблемы.

Снижение общего коэффициента рождаемости, как и в целом по России, в регионе началось в конце 1950-начале 1960-х гг.. хотя и проходило более плавно и с равных исходных уровней. Поэтому лишь в двух субъектах региона - Краснодарском крае и Ростовской области - к началу 1990-х гг. завершился демографический переход от современного к постиндустриальному тину воспроизводства населения. К ним сегодня приближаются Ставропольский край. Республики Адыгея и Карачаево-Черкесская, у которых либо большинство, либо значительный удельный вес составляет славянское население, больше других охваченное процессами депопуляции.

Общий коэффициент смертности в регионе, за исключением Дагестана и Ингушетии, либо приближается к общему коэффициенту рождаемости, либо значительно превышает ее. Особенно драматично этот показатель выглядит в Ростовской области. Краснодарском крае. Республике Адыгея и отчасти в Республике Северная Осстия-Алапня и Ставропольском крае. В двух первых показатели смертности выше, чем в среднем по России, в двух последних - приближаются к нему. Практически только два из субъектов СКЭР имеют показатели традиционного типа смертности (Дагестан и Ингушетия), в остальных уже завершен демографический переход к новому типу воспроизводства населения.

Следует заметить, что нарастание общего коэффициента смертности происходит без таких резких перепадов, как рождаемости. В целом по региону за 1985-1998гг. он увеличился на 14%, тогда как коэффициент рождаемости за тот же период времени снизился в 1,7 раза! Следовательно, главная причина депопуляции 1990-х гг. - быстрое падение уровня рождаемости, рост уровня смертности лишь «дополняет» ее. Волнообразный характер и того и другого коэффициента отражает «волны» предыдущих темпов воспроизводства (различие в численности индивидов, вступающих в критический возраст).

Особое беспокойство вызывают высокие коэффициенты младенческой смертности и смертности населения в трудоспособном возрасте, прежде всего мужчин.

В среднем по региону в 1997 г. все субъекты СКЭР имели очень высокий коэффициент младенческой смертности (кроме Краснодарского края и Кабардино-Балкарии, выше среднего показателя по Российской Федерации в целом). Обращает на себя внимание скачкообразный характер изменений этого показателя. Он вряд ли может быть объяснен уровнем медицинского обслуживания населения, особенно дородового и послеродового обслуживания рожениц и младенцев. Видимо, причины лежат в другой области. Хотя сбрасывать со счетов нельзя и состояние медицинского обслуживания. Во всяком случае, младенческая смертность в 2,0-2,5 раза выше, чем в промышленно-развитых странах мира и на 1/3 выше, чем в Санкт-Петербурге (11,00) и Ленинградской области (11,1).

Вторая проблема 1980-1990-х гг. - высокий коэффициент смертности населения в трудоспособном возрасте, причем смертность мужчин в 3-4 раза выше, чем женщин.

Естественный прирост населения региона, как и России в целом, в 1996 г. имел отрицательный баланс (0,2%), однако уже в следующем году он оказался положительным, хотя и с небольшим превышением рождаемости над смертностью (0,3%). В территориальном разрезе общий положительный итог глубоко дифференцирован: в Краснодарском крае имеет место нарастание абсолютных потерь населения с 1990 г. Ростовской области - с 1991 г.. Ставропольском крае и Республике Адыгея - с 1992 г.

К 1997г. устойчивый отрицательный общий коэффициент рождаемости охватил половину субъектов региона, концентрирующих 3/4 его жителей. В связи с этим можно с уверенностью сказать, что при нервом же повышении деловой активности, особенно материального производства наиболее экономически развитых субъектов региона, возникнет проблема дефицита трудовых ресурсов. Миграция станет основным источником пополнения таких ресурсов. Впрочем, она уже сегодня обеспечивает не только компенсацию естественной убыли, но и общий прирост населения. А поскольку подавляющее число регионов России будет испытывать недостаток трудовых ресурсов, то импорт рабочей силы станет неизбежным. В связи с этим сегодня важнейшей целью демографической политики является создание такой системы мер, которая способствовала бы понижению общего коэффициента смертности прежде всего младенческой и мужчин в трудоспособном возрасте; показатель смертности женщин в этом возрасте мало отклоняется от показателя нормального вымирания поколений и может быть снижена при соответствующем повышении уровня медицинского обслуживания).

Совершенствования требует и вся политика народонаселения в стране: оздоровление семьи, выбор новых ценностей морального и эстетического воспитания и т.д.

Миграции населения в регионе определялись характером воспроизводства населения и уровнем экономического развития каждого субъекта. Так, для Краснодарского и Ставропольского краев, Республики Адыгея миграционный прирост, начиная с 1960-х гг. до сегодняшнего дня. был и остается важнейшим источником роста численности жителей. В Чеченской, Ингушской и Дагестанской Республик после возвращения депортированных народов широкое развитие получила сезонная миграция трудовых ресурсов (так называемое отходничество) во все регионы бывшего Советского Союза, которая нередко завершалась переселением в трудонедос-таточные районы.

В 1990-х гг. среди регионов РФ, терявших своих жителей в ходе миграционного обмена, выделялись: Северный (особенно Карелия и Ненецкий автономный округ). Республика Калмыкия в Поволжском районе, Восточно-Сибирский район за исключением Красноярского края (особенно национальные автономные округа - Таймырский, Эвенкийский и Читинская область) и Дальневосточный район, прежде всего Сахалинская, Магаданская, Камчатская области. Чукотский автономный округ. Остальные регионы, в том числе и Северный Кавказ (за исключением Чеченской и Дагестанской Республик), имеют положительный коэффициент миграционного прироста. Сюда же следует отнести Кабардино-Балкарию и Карачаево-Черкесию.

Таким образом, в пределах страны четко обозначились районы интенсивного миграционного оттока населения. С одной стороны, это районы с экстремальными природно-климатическими и социально-экономическими условиями, с другой - районы межэтнических конфликтов и откровенного сепаратизма.

В пределах Северо-Кавказского региона, как и естественный прирост, механический делит субъектов на две неравные части. Субъекты, у которых коэффициент миграционного прироста положительный, в основном имеют отрицательный коэффициент естественного движения и, наоборот, положительное сальдо естественного прироста сопровождается отрицательным показателем механического. Исключением является Ингушетия, у которой оба показателя положительные. Случайностей в сочетании показателей и в той и другой группе нет.

Постоянно положительный коэффициент миграционного движения населения имели только три субъекта: Краснодарский и Ставропольский края и Ростовская область. Причем сальдо миграционного прироста последней на порядок меньше сальдо, чем двух первых.

По абсолютной численности мигрантов в 1997г. на первое место вышел Ставропольский край - 61 тыс.чел., или 5,1% от общероссийского показателя. Затем Ингушетия (55 тыс.чел.). Краснодарский край (44,3 тыс.чел.) и Ростовская область (38,2 тыс.чел.) Однако, по мнению С.В.Рязанцева, эти данные отражают не более 35-45% общей численности фактически прибывающих мигрантов.

В составе мигрантов, прибывающих на Северный Кавказ из других районов страны и ближнего зарубежья, преобладают беженцы и вынужденные переселенцы. Их массовое поступление в три главных центра притяжения в регионе (Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область) началось со второй половины 1980-х гг. в связи с целым рядом трагических событий (Спитакское землетрясение. Карабахский, Сумгаитский, Южно-Осетинский, Абхазский, Осетино-Ингушский, Чеченский, Чечено-Дагестанский конфликты как в бывших союзных республиках, так и внутрирегиональныс).

В составе мигрантов этого периода - преимущественно лица, потерявшие в местах прежнего проживания жилье, имущество, работу, пенсионное обеспечение, спасающиеся от преследования и вероятного физического уничтожения. Без существенной материальной помощи со стороны местных и общероссийских миграционных служб они могли стать взрывоопасным социальным грузом. Их размещение, обеспечение работой, жильем, было чрезвычайно важным и в то же время в условиях общего развала экономики чрезвычайно трудным делом. Тем не менее, с этой задачей местные власти справились, хотя и не без определенных трудностей.

Несколько иной социальный статус имели мигранты из северных территорий. Восточной Сибири и Дальнего Востока. Это либо относительно обеспеченные в материальном плане переселенцы, вынужденные выехать в результате сокращения объемов производства или ликвидации предприятий горнодобывающей промышленности, либо молодежь, покидавшая Север из-за ликвидации ряда льгот, либо пенсионеры, которым пребывание в экстремальных природных условиях было противопоказано по состоянию здоровья. Все эти категории мигрантов принимали решение о миграции либо исходя из собственных финансовых возможностей, либо при поддержке соответствующих министерств (как, например, шахтеры угольных шахт Воркуты), бравших на себя обеспечение переселенцев жильем. Наконец, особую категорию мигрантов составили демобилизованные военнослужащие западной группы войск, размещенные в странах Варшавского договора и особенно Германии. Все они были обеспечены жильем, построенным на средства ФРГ, заинтересованной больше других в ликвидации военных баз бывшего СССР в пределах Центральной и Восточной Европы.

Рассмотрим структуру населения Северо-Кавказского региона. На Северном Кавказе в 1989 г. лица в возрасте 65 лет и старше составляли 12,7% всей численности постоянных жителей. При этом в Краснодарском крае их удельный вес достигал уровня современной Японии (14,5%), в Ставропольском крае - 13,3%, в Ростовской области - 13,2%. К началу 1998г. положение изменилось мало вследствие массового притока мигрантов и снижения средней продолжительности жизни населения.

Имеются проблемы и регионы с традиционным или переходным типом воспроизводства населения. В Российской Федерации, несмотря на завершение демографического перехода от традиционного к индустриальному (рациональному) типу воспроизводства, у части субъектов сохранились черты традиционного в современной социально-экономической обстановке. Характерной чертой их структуры населения по возрасту и полу является значительный удельный вес лиц трудоспособною возраста при относительно низком коэффициенте смертности. В результате часть регионов имеет пониженный удельный вес лиц пенсионного возраста (например. Дальневосточный район - 14,1% всех жителей, Восточно-Сибирский - 16,1%. Западный - 17.3%). Относительно высокий удельный вес молодого населения имеют автономные образования (.Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский, Таймырский, Корякский, Чукотский автономные округа. Республики Тува и Саха-Якутия, Магаданская область), где лица пенсионного возраста составляют 5-10% 01 всей численности жителей. Несколько выше эта категория населения (от 10.2 до 15%) в Ненецкой АО, республиках Коми, Ингушетия. Дагестан. Чеченской, Бурятии и области Сахалинская. Тюменская, Амурская.

Природа «молодости» их жителей несколько разная. В Ингушетии, Чеченской Республике, Дагестане, отчасти Бурятии главный фактор омоложения - высокий уровень смертности во всех возрастных группах населения и малая продолжительность жизни как результат экстремальных социально-экономических и природно-климатических условий.

Проблемы, связанные с «молодым» населением региона, характерны в сущности лишь для двух республик: Дагестана и Ингушетии, но они в ближайшем будущем будут компенсироваться экономическим оживлением страны и острой потребностью в молодых трудовых ресурсах трудонедостаточных районов. Пока же высокий удельный вес лиц трудоспособного возраста при ограниченных экономических возможностях усложняет преодоление депрессивных тенденций экономического развития этих республик.

Несколько иной характер проблемы возрастной структуры населения в трудоспособном возрасте имеют Краснодарский, Ставропольский края. Ростовская область, республики Адыгея и Северная Осетия-Ллания. Озабоченность вызывает резкое сокращение численности детей в возрасте 0-7 лет, что к 2001 г. грозит новой волной сокращения численности трудоспособного населения. Так, например, в Ростовской области на 01.01.1998 г. численность детей в возрасте 0-7 лет оказалась на 131,7 тыс.(37,5%) меньше, чем в 1989г. Хотя в целом по СКЭР с 1989 но 1995 г. общая численность лиц трудоспособного возраста выросла на 58 тыс.чел. за счет увеличения численности детей в возрасте 8-15 лет. Следовательно, особенно резкое снижение рождаемости имело место с начала 1990-х гг., точнее с 1992 г.

Таким образом, перечислим следующие демографические проблемы Северо-Кавказского экономического региона, в состав которого и входит Краснодарский край:
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ: ЗАДАЧИ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ СУЩНОСТЬ, ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ