Иоанно-богословский собор. Иоанно-Богословский храм: из прошлого – в будущее Богословская церковь

Храм Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова
Иоанно-Богословская церковь.
Действует.
Престолы: Иоанна Богослова, Владимира равноапостольного, Макария, митрополита Алтайского
Год постройки: Между 2000 и 2008.

Http://sobory.ru/article/?object=09836

Иоанно-Богословский храм г. Барнаула Барнаульско-Алтайской епархии. Строительство начато по благословению преосвященнейшего Максима (Дмитриева), епископа Барнаульского и Алтайского в 2003 году. Над проектом работали Ирина Тимофеева, Кирилл Храбрых и иерей Георгий Крейдун. Работы осуществляются на пожертвования прихожан и меценатов. Храм каменный двухэтажный. 20 октября 2007 года епископ Максим освятил придел равноапостольного князя Владимира расположенный в нижнем храме. 31 мая 2008 года иерейским чином освящен второй нижний придел в честь и память преподобного. Макария (Глухарева) Алтайского. В настоящее время в верхнем основном приделе храма Иоанна Богослова ведутся отделочные работы.

На территории храмового комплекса на месте разобранного временного богослужебного здания 18 декабря 2008 года епископ Максим (Дмитриев) освятил закладной храм 14000 младенцев от Ирода в Вифлиеме убиенных. (Настоятель иерей Георгий Крейдун)

Община верующих создана в 1996, богослужения во временной церкви проходили с 1997. В 2003–2009 гг. построен обширный каменный храм, освященный 4 октября 2009 года. Шестистолпное пятикупольное трехапсидное здание на высоком цокольном этаже с боковыми многомаршевыми крыльцами, хороший пример стилизации соборного зодчества XVI–XVII вв.

Использована информация проекта «Храмы России» (ttp://temples.ru/card.php?ID=15900).
Фото: Дмитрий Викторович Агеев

При въезде в подмосковную Коломну всех путников встречает Иоанно-Богословский храм и его 67-метровая колокольня, которая величественно возвышается над зданиями торговых рядов.

Церковь, давшая название проездной Ивановской башне Коломенского кремля, уже существовала не позднее второй половины XV столетия внутри крепости. В современном храме сохранился надвратный белокаменный барельеф XVI века с тех самых ворот — «Богоматерь с Младенцем Христом и предстоящим апостолом Иоанном Богословом».

В 1577 — 1578 гг. в писцовых книгах упомянут деревянный храм с иконами в полный рост деисусного ряда иконостаса. После пожара, в 1733 году, начали строить новую, каменную Иоанно-Богословскую церковь с приделом в честь святого мученика Иоанна Воина, но уже вне крепости — на Житной площади города. В 1739 году в Коломне снова случился пожар, и жертвователи пришли в разорение, поэтому до 1752 года храм был выложен от фундамента на три с четвертью аршина. В марте 1752 года по просьбе священника Сергия Петрова было дано дозволение на выдачу сборной книги для построения храма, строительство которого было завершено в 1756 году.

Перестройка ансамбля церкви началась в XIX веке, ради увековечивания побед России в Отечественной войне 1812 — 1814 гг. В 1819 году старая колокольня, грозившая падением, была разобрана. В 1826 — 1846 гг. стараниями коломенского купца И.И. Шапошникова возведена новая, ныне существующая звонница (на ней было семь колоколов, самый большой весом 347 пудов), и заново переложен алтарь.

В 1835 году в главном храме установлен новый иконостас (его золочение выполнено на средства коломенского мещанина Ф. Г. Дремязгина), а в 1848 году устроены иконостасы в приделах святого мученика Иоанна Воина и иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость». Примечательно, что в 1909 году иконостасы за ветхостью хотели заменить, но Московское археологическое общество не дало согласия ввиду их «красоты и художественного интереса».

28 августа 1848 года храм после возобновления освятил свт. Филарет Московский (Дроздов). В 1852 году звонница была соединена с трапезной храма. К 1865 году по проекту И. А. Дагаева вокруг церкви возвели четыре корпуса лавок в стиле каре, перестроенных в 60-х гг. XX века. Храмовый комплекс и церковная школа содержались на арендную плату торговцев. В церковной библиотеке размещалось более 200 книг — внушительная цифра по тем временам.

Из Иоанно-Богословского храма происходит образ святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских — «Никола с житием», созданный в XIV веке и ныне хранимый в Государственной Третьяковской галерее (напечатанная копия находится в храме).

В 1929 году Иоанно-Богословский храм был закрыт, а церковная утварь и иконы были утрачены. Житную площадь, на которой находилась церковь, переименовали в площадь Двух революций. В советское время в религиозном здании размещался склад магазина, отдел главного архитектора, торговый техникум. В 1981 году реставраторами С.П. Орловским и К.В. Ломакиным в ходе работ в трапезной части храма был неожиданно обнаружен белокаменный образ XVI века «Богоматерь с Младенцем Христом и предстоящим Иоанном Богословом», считавшийся утраченным. Икона была жестоко разрушена и замурована в стену.

В апреле 1997 года, в престольный праздник, была совершена первая более чем за 70 лет Божественная литургия. Храм преобразился: над четвериком заменили кровлю, церковь украсилась новой главкой и золотым крестом.

Весной 2004 года на самую высокую звонницу Коломны были подняты первые колокола, и за многие десятилетия тишины над городской площадью вновь зазвучал звон.

В мае 2005 года здание было целиком передано приходу.

В марте 2006 года, Великим постом, по указу митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, настоятеля храма священника Игоря Тарасова сменил священник Кирилл Седов. Под его руководством силами прихода началась расчистка старинного трапезного храма, были снесены внутренние перегородки бывших классов техникума. Увеличил свою площадь самый большой и знаменитый в городе церковный магазин «Святой апостол Иоанн Богослов» с богатым ассортиментом книжной литературы и церковной утвари. Чуть позже начал действовать интернет-магазин.

В августе 2009 года установлены куранты с боем на колокольню.

Был проведен внушительный объем ремонтно-реставрационных работ, но многое еще предстоит сделать.

Храм ведет активную просветительскую и социальную деятельность. При храме действует замечательная воскресная школа, в которую ходят дети от четырех до восемнадцати лет, проводятся занятия с родителями, собирается молодежный клуб. Уже четвертый год при Иоанно-Богословском храме осуществляет деятельность отделение Епархиальных Библейско-Богословских курсов имени прп. Сергия Радонежского и Библейский лекторий, на которых изучаются основы Православного богослужения, вероучения, разбирается Евангелие и можно получить ответ на любые вопросы, касающиеся духовной жизни. Настоятель храма проводит занятия с учащимися Коломенского медицинского колледжа, школ города Коломны и других учебных заведений.

Уже много лет при храме несет свое служение благотворительная столовая, в которой каждый желающий ежедневно может получить горячий обед. Приходская община оказывает поддержку многодетным семьям, беженцам и людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

С марта 2010 года при храме действует добровольческое движение «Друзья милосердия». Волонтёры занимаются оказанием помощи нуждающимся детским и взрослым социальным и медицинским учреждениям: дому ребёнка, детскому туберкулёзному санаторию, детской больнице, роддому, дому ветерана, районной больнице.

В июне 2014 года, по указу митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, настоятелем храма назначен священник Димитрий Шаповалов.

Иоанна -Богослова (08.05 /21.05 и 26.09/09.10 старый/новый стили)

Дворов 372, душь муж. пола 1026, жен. пола 1107, великороссы, земледельцы, имеють надельной земли 1,5 дес. на душу.

В приходе реке Воронеж и мелководье.

Школа земская, законоучителю за труды в ней 75 руб. в год.

Есть церковно-приходское попечительство. Имеются опись церковного имущества и метрические книги с 1809 года.

Штат: священник, дьякон и псаломник. У причта усадебной земли 3 дес. полевой, в 4 вет. от церкви в одном месте. Общая доходность причтовой земли 164 руб. в год. Братский годовой доход 1050 руб. Пристовый капитал 250 руб. Дома у причта собственные.

Приход от ст. «Козлов», где почтовое отделение, больница и базар, в 9 вестах, волость Изосимовская в самом селе, благочинного в 18 верстах и г. Тамбов в 96 верстах.

Адрес для корреспонденции: Козлов, с. Изосимово. Земский начальник 5 уч., становой пристав 4 стана.

P.S.

Богословская церковь перестроена прихожанами в 1869 году (по другим источникам а 1859 году). Теплый деревянный храм с колокольней был окружен каменной оградой. День торжественного освящения храма 12 ноября. Богословская церковь первоначально приписана к Богословской церкви села Турмасово.1

Данные взяты из Тамбовского госархива 1911-1913 гг.

Со слов Лариной Марии Сергеевны 1919 г.р. коренной жительницы с.Изосимово храм закрыли в 1939-1940гг. Стараниями председателя Изосимовского сельского совета Попова Андрея Степановича храма был засыпан зерном благодаря этому и не был разрушен.По окончании ВОВ благочестивой жительницей Поповой Анастасией Абакумовной храм был открыт в 1945-1946гг.,которая ездила в Москву на прием к Ворошилову Климу Ефремовичу (с 1940 по 1946 гг. занимал должность Председателя Совнаркома СССР).

С 1946г. в храме начались регулярные богослужения и в дальнейшем храм больше не закрывался.

С июня по июль 2009 года, благодаря спонсорскому пожертвованию Енькова Константина Павловича (уроженца с. Круглое и проживающего г. Одинцово Московской обл.) приобретены и установлены позолоченные купола на храме и колокольне. В настоящее время ведется полноценная приходская жизнь.


Село Могильцы

История. Богословскоена-Могильцах известно с XVI в. и объединяло два небольших сельца - Фомкино и Могильцы. В 1670 г. в с. Фомкино была построена деревянная церковь во имя ап. и евангелиста Иоанна Богослова. Позже церковь перенесли в Могильцы и село получило новое название - Богословское. С 1762 г. половиной села владел П. М. Щербачев, который устроил в Могильцах великолепную усадьбу. В начале XIX в. усадьбой владели князья Гагарины - при них она достигла наивысшего расцвета. У Гагариных останавливался император Павел I, когда возвращался с богомолья из Троице-Сериевой лавры. В 1767 г. в усадьбе возвели домовой каменный храм во имя ап. Иоанна Богослова. Храм представлял собой уникальное здание: в центре постройки располагалась стройная колокольня, а с востока и запада - одинаковые объемы летнего и зимнего храмов. На белокаменной кровле второго яруса колокольни находились обзорные площадки с балюстрадой. Над ярусом звона помещались куранты. После перехода усадьбы в государственное ведомство храм стал приходским.

В 1892 г. на пожертвования церковного старосты В. П. Ангина к зимнему храму пристроили два придела: северный - в честь Василия Херсонского и мц. Татианы , южный - в честь Поклонения веригам ап. Петра и во имя Анны пророчицы. Внутренне убранство храма обновили: своды и стены расписали под руководством мастера Коротаева, иконы для приделов выполнил мастер Гаврилов, резные иконостасы изготовили в мастерской Фролова.

В советское время храм долгое время находился в запущенном состоянии, от полного разрушения его спасла реставрация, которую провели в 1970-х гг. С начала 1980-х гг. помещение летнего храма при доме творчества использовали под концертный и выставочный зал. В 1994 г. храм передали в ведение Московской епархии. Ныне возобновлены богослужения. При храме организованы: воскресная школа, православный клуб «Ковчег», театральная студия «Ларец». Ведется большая миссионерская и благотворительная деятельность.

На праздник Обрезания Господня я встретился с отцом Николаем. Он служит ключарем в Иоанно-Богословском соборе. Эта церковь – современница Саранска, была заложена еще в начале 17 века. Ее стены помнят пугачевский бунт, многочисленные войны, на которые отправлялись жители города с молитвами и надеждами. Просто чудо какое-то, что храм сохранился. Но, как говорится, у Бога нет случайностей. Значит, нужно было так. Все здесь намолено: и стены, и иконы, и даже воздух особенный – благодатный. А список чудотворной Владимирской иконы Божией Матери помогает людям в тяжелые минуты жизни, очищает их души, вселяя веру.Народ к ней идет и идет нескончаемым потоком. Многие жертвуют Милосердной Заступнице свои крестики. В правом приделе находится икона Божией Матери «Благовещение». Все мы помним, что сказал архангел Гавриил: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Эти слова стали первой «благой» вестью для грешного человека, но не все готовы жить по-христиански. У кого-то поднялась рука на святыню – икона получила заметные повреждения в годы гонения на Церковь.


В Иоанно-Богословском соборе сводчатые стены основательно защищаютот городской суеты словно находишься под святым омофором, перед глазами появляется образ былой Руси с ее великими подвижниками благочестия. Поэтому я с трепетом в душе входил в церковь. Батюшка был занят – он беседовал с молодым человеком, который, по-видимому, пришел испросить духовного совета.

Взгляд отца Николая проникает глубоко в сердце, как бы выворачивая его наизнанку. Всем своим обликом он мне напомнил православного мыслителя Владимира Соловьева. И вот мы начинаем разговор. С первых же секунд батюшка расположил к себе своей простотой.

– Понятно, что мы живемв миру, но в то же время обращаем взор к Небу. По возможности следует спасать и других, чтобы хоть как-то изменить мир в лучшую сторону. Насколько хочет этого человек – главный вопрос. Если говорить о благотворительной помощи нуждающимся, то я вспоминаю недавнюю встречу с одним бизнесменом. Он с умилительной улыбкой мне рассказывал, как помогает детям в интернате. Я ему говорю: «Да, радостно становится от добрых дел, но надо прочувствовать. А это произойдет тогда, когда будем строить свою жизнь постоянно, изо дня в день, на Божиих Заповедях. Конечно, требуется много времени. Совсем недавно мы были лишены возможности заниматься и миссионерской деятельностью, и социальной. Кто мог подумать, что атеистический режим рухнет!

– Так почему же люди не меняются? – спрашиваю я отца Николая.


– Знаете, ответ прост. Не хотят меняться, потому что жизнь во грехе их устраивает. Для примера возьмем старое купечество. Сегодняшние бизнесмены с гордостью заявляют: «Я сам заработал деньги». Раньше купцы говорили: «Нам Господь дал». Однажды один делец решил заняться пивным промыслом и тогда батюшка ему резко ответил, что на такое не богоугодное дело он не даст благословение. Потом купец прогорел и занялся производством тканей. «А вот за это дело буду молиться», – сказал батюшка, потому что одежда нужна людям. Видите, какие взгляды существовали в дореволюционной России и меня часто спрашивают: «Отец Николай, хватит ли нам лет десять на то, чтобы вернуть православную Россию?» Я отвечаю:

– Дай Бог, чтобы наши внуки, в лучшем случае, жили бы в такой стране. На все требуется время.

Церковь всегда была неразрывно связана с социальным устроением жизни вокруг себя. Прихожане Иоанно-Богословского собора тоже принимали активное участие в сборе денежных средств пострадавшим от наводнения на Дальнем Востоке, окормляют многодетные семьи, устраивают праздничные концерты для сирот. При храме открыта Воскресная школа, где как раз и воспитывают христианские добродетели в детях. Они с большим желанием посещают занятия.

– Уметь прощать и понимать каждого – вот одна из основных задач, – говорит батюшка. – Ненавидеть грех и следовать за Господом в непрестанной молитве, зажигая в себе Его благодатный свет,нужно стараться с детства, чтобы потом испытания, которые выпадут человеческую долю, не заточили окончательно душу в темницу пороков и страстей. В воскресной школе не палочная система, это место, куда тянутся и взрослые, и дети. Нить жизни не прерывается, а вот когдавозмущаются поведением нашей молодежи, я отвечаю:

– Нужно не только носить крестик,но и жить по крестику.

Сидели мы долго и беседовали в тихой молитвенной обстановке. Лампадки светились кротко с какой-то надеждой, согревая душу. Они продолжают светиться с глубокой старины пока жива святая Русь и от этого тепло на душе.

Сам отец Николай пришел к Богу, по его словам, «опытно». Сначала крестное знамение оказало на него свое решающее значение, а дальше пономарство. На жизненном пути в 1977 году, еще до поступления в семинарию, он повстречал отца Иоанна Верендякина, который впоследствии принял постриг. Вообще говоря, монашеский подвиг – это уникальное явление православной России. Достаточно вспомнить жизнеописание одного из молитвенников земли Русской Сергия Радонежского. Существовал духовный союз между народом и святыми подвижниками. Может быть, поэтому наше Отечество, опаленное войнами и эпохой советского безбожия, выстояло?

– А были такие случаи, когда в собор на Светлую Пасху не пускали хор, чтобы не состоялся крестный ход. Но люди шли в церковь, понимая, что у них будут неприятности на работе. Кстати, на Рождество Христово стала ходить молодежь и не ради красивого богослужения, – отмечает отец Николай. – Девушки и юноши осознанно готовятся к исповеди и Причастию святых Христовых Таин. В народе обычно говорят: «Каков поп, таков и приход». Поэтому батюшка должен сам меняться на своем духовном поприще и тогда будет результат на годы вперед.

Зашел у нас разговор и о старчестве. Всматриваясь в старинный Иоанно-Богословский собор,я вспомнил свою паломническую поездку в Оптину Пустынь. Тогда я хотел еще раз получить благословение от старца Илия. До этого я встречался с ним в одном из московских храмов. Осенний холодный вечер, рваные тучи плыли над крестами церкви и вдруг появляется старец – маленький, щупленький. Он очень быстро подошел помолиться к Иверской иконе Божией матери. А в самом храме практически не было людей. Мне матушка сказала: «Это старец Илий, иди попроси у него благословение». Мне было, конечно, боязно. К нему шли с разными вопросами и проблемами, лично ему в руки пытались передать записочки. А тут такое чудо – батюшка сам пришел в храм и я с ним встретился. Слава Богу!

Наверное, это стало одним из важнейших событий в моей жизни. Я впервые увидел старца. Вот поэтомуи решил съездить в Оптину Пустынь, еще раз встретиться с ним. Именно эти встречи определили мое дальнейшее укрепление в вере.


– Наверное, в жизни каждого человека существует такой момент, когда нужно выбирать – либо тратить время на то, чтобы пополнять копилку своих грехов, либо духовным мечом отсекать все нехорошее, вымаливать каждый прожитый день. Ведь воздаяние будет зависеть от нас самих. С утра до вечера суетимся, а в городах и ночью не останавливается поток жизни, –
сказал отец Николай.

У преподобного Ефрема Сирина есть такое образное сравнение:

«Дни текут и улетают; часы бегут и не останавливаются; в стремительном течении времени мир приближается к концу своему. Ни один день не дозволяет другому идти с ним вместе; ни один час не ждет другого, чтобы лететь заодно. Как воду невозможно удержать и остановить перстами, так не остается неподвижной и жизнь рожденного от жены. Взвешена и измерена жизнь всякого, вступающего в мир; нет ему ни средств, ни возможности переступить за назначенный предел. Бог положил меру жизни человека, и эту определенную меру дни делят на части. Каждый день, незаметно для тебя, берет свою часть из жизни твоей; каждый час со своей частицей неудержимо бежит путем своим. Дни разоряют жизнь твою; часы подламывают здание ее; и ты спешишь к своему концу, потому что ты – пар. Дни и часы, как тати и хищники, обкрадывают и расхищают тебя; нить жизни твоей постепенно прерывается и сокращается. Дни предают погребению жизнь твою, часы кладут ее в гроб; вместе с днями и часами исчезает на земле жизнь твоя».

Рождественские праздничные дни продолжаются, а вместе с ними Господь наполняет сердца людей радостью великой. Отец Николай Чадин служит в Иоанно-Богословском храме почти тридцатьлет.За это время было совершено много добрых дел. Ведь не зря говорят: «Солнце отражается в чистых водах, а небо – в чистом сердце».