Мне нужно было попасть. Наступление ночи в лесу

Юрий Казаков

Мне нужно было попасть на утиное озеро к рассвету, и я вышел из дому ночью, чтобы до утра быть на месте.

Я шел по мягкой пыльной дороге, спускался в овраги, поднимался на пригорки, проходил реденькие сосновые борки с застоявшимся запахом смолы и земляники, снова выходил в поле... Никто не догонял меня, никто не попадался навстречу -- я был один в ночи.

Иногда вдоль дороги тянулась рожь. Она созрела уже, стояла недвижно, нежно светлея в темноте; склонившиеся к дороге колосья слабо касались моих сапог и рук, и прикосновения эти были похожи на молчаливую, робкую ласку. Воздух был тепел и чист; сильно мерцали звезды; пахло сеном и пылью и изредка горьковатой свежестью ночных лугов; за полями, за рекой, за лесными далями слабо полыхали зарницы.

Скоро дорога, мягкая и беззвучная, ушла в сторону, и я ступил на твердую мозолистую тропку, суетливо вившуюся вдоль берега реки. Запахло речной сыростью, глиной, потянуло влажным холодом. Плывущие в темноте бревна изредка сталкивались, и тогда раздавался глухой слабый звук, будто кто-то тихонько стукнул обухом топора по дереву. Далеко впереди на другой стороне реки яркой точкой горел костер; иногда он пропадал за деревьями, потом снова появлялся, и узкая прерывистая полоска света тянулась от него по воде.

Хорошо думается в такие минуты: вспоминается вдруг далекое и забытое, обступают тесным кругом когда-то знакомые и родные лица, и мечты сладко теснят грудь, и мало-помалу начинает казаться, что все это уже было когда-то... Будто проходил уже прохладными от сырости оврагами и сухими борками, и река темнела, с плеском обрывались в нее куски подмытого берега, тихонько стукались плывущие по воде бревна, появлялись и исчезали черные стога сена, и деревья с искривленными в немой борьбе ветвями, и зарастающие тиной озерца с черными окнами... Только никак не вспомнить, где же, когда это было, в какую счастливую пору жизни.

Я шел уже часа полтора, а до озера было еще далеко. Ночью тяжело идти: надоедает спотыкаться о корни и кротовые кучи, устаешь от боязни сбиться с дороги, заблудиться в незнакомом лесу. Я почти жалел уже, что ушел ночью из дому, и думал, не присесть ли под деревом, не подождать ли рассвета, как вдруг до меня донесся тонкий дрожащий звук, похожий на песню. Я остановился, прислушался... Да, это была песня! Слов нельзя было разобрать, слышалось только протяжное "Оооо... Аааоо..,",-- но я обрадовался этому голосу и на всякий случай прибавил шагу. Песня не приближалась и не удалялась, а все так же тянулась тонкой запутанной нитью. "Кто это? -- думал я.-- Сплавщик? Рыбак? Охотник? А может быть, как и я, идет ночью, идет впереди меня и, чтобы не было скучно, поет?"

Я пошел быстрее, выдрался из елового колка, прошел осиновым подлеском и наконец внизу, в небольшом распадке, окруженном со всех сторон густым лесом, увидел костер. Возле него, подперев рукой голову, лежал человек, смотрел в огонь и негромко пел.

Спускаясь вниз, я споткнулся, громко затрещал валежником, человек у костра замолчал, живо повернулся, вскочил и стал вглядываться в мою сторону, загораживаясь ладонью от костра.

Охотник,-- ответил я, подходя к костру.-- Не бойтесь...

А я и не боюсь.-- Он сделал равнодушное лицо.-- Мне что! Охотник так охотник...

Человек, на чью песню я так спешил, оказался кривоногим парнем лет шестнадцати. Он был некрасив, с худой кадыкастой шеей и большими оттопыренными ушами. Одет он был в телогрейку, замасленные ватные брюки и кирзовые сапоги. На голове, будто приклеенная, сидела маленькая кепочка с коротким козырьком.

Несколько секунд он пристально разглядывал меня, потом с видимым любопытством спросил:

За утями идете?

Да вот хочу на озеро пройти,-- сказал я, снимая ружье.

Это на какое же?

Я объяснил.

Ну, тут близко! -- успокоил он меня и, повернув голову к реке, прислушался,

Это не вы сейчас кричали? -- спросил он немного погодя.

Нет... А что?

Не знаю, кричал кто-то... Крикнет, помолчит, опять крикнет... Я хотел было идти, да Лешка забоялся, брат мой...

Он снова замолчал, и я услышал частые легкие шаги. Кто-то бежал от реки сюда, к костру.

Семен, Семен! -- послышался испуганный и восторженный мальчишеский голос. Из темноты на свет костра выскочил мальчик лет восьми в большой, не по росту, телогрейке. Увидев меня, он сразу остановился и, приоткрыв рот, стал переводить взгляд с меня на Семена.

Ну что? -- лениво спросил Семен.

Ой, Семен! Сидит ктой-то! -- Мальчик снова посмотрел на меня и перевел дух.-- На двух крайних нету, а на средней сидит! Я рукой взялся, а там -- ходит!

Большая рыбина ходит! -- И он сделал рукой волнообразное движение, показывая, как "ходит".

Семен вскочил, подтянул штаны и, пробормотав: "Я сейчас!", пропал в темноте. Мальчик некоторое время, не моргая, смотрел на меня, потом, не отводя от меня взгляда, ступил назад раз, ступил другой, повернулся и тоже бросился в темноту -- только ноги затопотали.

Скоро я услышал странную возню, приглушенные голоса, плеск воды; затем все стихло, раздались шаги, и ребята вернулись к костру. Семен нес на вытянутой руке небольшую стерлядку. Стерлядка слабо шевелила хвостом.

Запихнув рыбу в полотняную сумку, Семен сел возле меня и, улыбнувшись, сказал:

Вот так и ловим. Три штуки уже поймали.

Одну я вытащил,-- прошептал мальчик и, потупившись, стал теребить пуговицу на телогрейке.

Но-но!-- веско произнес Семен и зловеще замолчал.

Мальчик засопел и еще больше смутился.

Леша пробубнил себе что-то под нос.

Что? -- Семен широко открыл глаза.-- Что ты сказал?

Ничего...-- испугался Леша.

Смотри у меня! -- Семен исподлобья глянул на меня, и вдруг мгновенная озорная улыбка осветила его лицо, блеснули глаза, сверкнули зубы, даже уши сдвинулись. Леша тоже фыркнул, но тотчас спохватился и еще ниже опустил голову. Семен полез в карман, немного помедлил, вытащил наконец измятую пачку папирос, закурил и предложил мне. Я отказался.

Я считаю, что человек, который способен увидеть и почувствовать красоту природы, сможет открыть в себе тягу к созиданию,

к желанию творить. Ю. П. Казаков в данном тексте поднимает проблему истоков подлинного таланта.

Красота окружающего мира может изменить нас, сделать лучше.

Вспомним рассказ Ю. Яковлева «Разбуженный соловьями». У героя рассказа было прозвище Селюженок, это трудный непослушный ребенок, непоседа. Взрослые его не любили и даже не хотели воспринимать всерьез. Но как-то раз ночью мальчик услышал, как поет соловей и ему захотелось эту птицу изобразить. Он вылепил соловья из пластилина, а после записался в художественную школу. В жизни у него появился интерес, увлечение. Взрослые изменили свое отношение к нему.

Немало писателей и поэтов считали, что природа – это источник вдохновения, муза.

Неповторимая красота родного края побуждала их на все новые и новые творческие поиски. Своими стихами и прозой они вызывают восторг у читателя, заставляют мыслить.

Сложно даже представить, если бы у таких поэтов как Александр Пушкин, Николай Некрасов, Федор Тютчев, Афанасий Фет не было бы в стихах описаний природы.

Также все знают замечательные стихи Сергея Александровича Есенина о природе. У неё в произведениях Есенина своя неповторимая поэтическая жизнь, она вся находится в непрерывном движении, меняется.

Таким образом, природа может пробудить в человеке самые лучшие его качества, раскрыть творческий потенциал.

(1) Мне нужно было попасть на утиное озеро к рассвету, и я вышел из дому ночью, чтобы до утра быть на месте.

(2) Воздух был тёпел и чист; мерцали блестящие звёзды; пахло свежим сеном и горьковатой свежестью ночных лугов; за полями, за рекой, за лесными далями слабо полыхали зарницы.

(3) Я шёл уже часа полтора, а до озера было ещё далеко. (4)Я почти жалел уже, что ушёл ночью из дома, и думал, не присесть ли под деревом, не подождать ли рассвета, как вдруг до меня донёсся тонкий дрожащий звук, похожий на песню. (5)Я остановился, прислушался... (6)Да, это была песня! (7)Слов нельзя было разобрать, но я обрадовался этому голосу и на всякий случай пошёл быстрее. (8)Песня не приближалась и не удалялась, а всё так же тянулась тонкой запутанной нитью.

(9)Вскоре, миновав осиновый подлесок, внизу, в небольшом распадке, окружённом со всех сторон густым лесом, я увидел костёр. (Ю)Возле него, подперев рукой голову, лежал человек, смотрел на небо и негромко пел.

(И)Спускаясь вниз, я споткнулся и громко затрещал валежником. (12)Человек у костра замолчал, живо повернулся, вскочил и стал вглядываться в мою сторону, загораживаясь ладонью от костра.

- (14)Охотник, - ответил я, подходя к костру. - (15)Я шёл на песню...

(16)Человек, на чью песню я так спешил, оказался парнем лет шестнадцати. (17)Он был некрасив, с худой кадыкастой шеей и большими оттопыренными ушами. (18)Рядом сидел мальчик лет восьми.

- (19)Семён у нас всякую музыку сочиняет, - охотно сказал мальчик. - (20)У нас в школе даже играл и в клубе...

(21)Семён кинул на меня быстрый испытующий взгляд и нехотя признался:

Вообще-то, конечно, любитель я этого дела.

- (22)Ему батя баян купил, - опять не вытерпел мальчик. - (23)Янаете, как он на баяне играет! (24)Он что хотите вам сыграет!

- (25)Это верно! - подтвердил Семён и вздохнул. - (26)Верно, играю. (27)А только у меня мечта есть, такая мечта! (28)Я как играю? (29)Я вот беру в клубе сборники для баяна. (ЗО)Ну, сыграю и вижу: не то! (31)Возьмёшь аккорд, вроде и хорошо, но ежели прикинуть на тонкий слух, то чистоты настоящей и вкуса нету. (32)Нету истинной чистоты! (33)А песня, особо ежели долгая, должна свой запах иметь, как вот река или лес. (34)Схватит меня за сердце, не могу я, ну совсем не могу - и начинаю по- своему перекладывать...

(35)Он вдруг подозрительно вгляделся в меня, стараясь угадать, не смеюсь ли я над ним. (36)И, успокоенный, продолжал, часто моргая, шевеля пальцами тёмных рук:

У меня мечта есть... (37)Сочинить одну вещь, чтобы вот такую ночь изобразить. (38)Лежу я ночью у костра, и вот у меня в ушах так и играет, так и мерещится. (39)А сочинил бы я так: сперва чтобы скрипки вступили тонко-тонко. (40)И это была бы вроде как тишина. (41)А потом ещё и скрипки тянут, а уже заиграет английский рожок, таким звуком - хрипловатым. (42)3аиграет он такую мелодию, что вот закрой глаза и лети над землёй куда хочешь, а под тобой все озёра, реки, города, и везде тихо, темно. (43)Рожок играет, а виолончели ему другой голос подают, поют они на низких струнах, словно сосны гудят, а скрипки всё своё тянут и тянут тихонько. (44)Тут и другие инструменты вступают и все вместе играют громче и громче... (45)И заиграет весь оркестр необыкновенную музыку! (46)Главное, чтоб там инструменты были, которые звенят, как колокольцы. (47)Ну, а после надо понемногу инструменты убирать, и будет всё тише и тише, и окончат опять же одни скрипки, долго будут тянуть, пока совсем не замрут...

(48)Семён смотрел в темноту, моргал, облизывал пересохшие губы.

- (49)А ещё, - продолжал он, - надо будет колокол добавить, чтобы он звонил равномерно. (50)Только потихоньку. (51)А как луна из-за леса выходит, ведь это можно изобразить?.. (52)Я вот рассказать вам не могу про ночь и всё такое, ну звёзды там или туман над рекой. (53)А в музыке я всё могу, сердце щемит у меня, лягу спать - не сплю, а засну - часто такая музыка играет!

(54) Проснусь- всё хочу вспомнить и не могу...

(55) Учиться надо, это уж обязательно!

(56) Семён замолчал, смущённо улыбнулся и стал поправлять костёр.

(57) Мне пора было идти. (58)Я с сожалением попрощался с ребятами.

(59)Я успел уже порядочно отойти - взобрался на гриву, отыскал тропу и зашагал к озеру, когда меня опять настигла песня Семёна. (60)И снова не разобрать было слов, не уловить мелодии, но я знал теперь, что песня эта прекрасна и поэтична, потому что рождена чистым талантом, красотой мерцающих звёзд, великой тишиной и ароматом увядающего лета.

(По Ю.П. Казакову*)

*Юрий Павлович Казаков (1927-1982 гг.) - русский советский писатель, один из крупнейших представителей советской новеллистики.

Показать текст целиком

В приведенном тексте Ю.П.Казаков задумывается: где можно встретить талантливых людей?
Чтобы помочь читателю разобраться в поднятом вопросе, автор описывает встречу главного героя и простого деревенского парня, обладавшим хорошими музыкальными способностями: он и пел, и играл на баяне. Однако Семен считал, что в обычных сборниках песен “нету истинной чистоты”. Поэтому юноша мечтал сочинить свое собственное произведение с партиями для множества музыкальных инструментов, которые бы передавали всю красоту летней ночи.
Позиция писателя определенна. Казаков уверен, что положение в обществе и место жительства никак не влияют на талант. Одаренных людей можно встретить повсюду.
С мнением автора невозможно не согласиться. Я считаю, что способности зависят лишь от желания человека развивать их дальше.
В подтверждение справедливости данного высказывания приведу несколько примеров. Вспомним произведение М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита

Виды сложносочиненных предложений

1) ССП с соединительными союзами

Предложения Схемы предложений
Мне нужно было попасть на утиное озеро к рассвету, и явышел из дома ночью. , и .
Толстый ковёрлежал на полу , стены тоже были увешаны коврами. , тоже .
Пел в садах малиновых соловей – соловушка, да шумели листьями в рощах тополя . , да (= и) .
Ни один звук не выдал его, ни одна веточка не треснула под его ногами. Ни , ни .
Высоко в небе сияло солнце, а горы зноем дышали в небо. , а .
Здесь мой голос на резком ветру загрубел , да и сердце моё загрубело . , да и .
Наступает декабрь; и окрестность, охваченная снежным саванном, тихо цепенеет. ; и .
Я спешу туда – а там уже весь город. - а .

2) ССП с противительными союзами

Предложения Схемы предложений
Мы никогда не надеялись встретиться , однако встретились . , однако (= но) .
Мирразноязычен , но все одинаково плачут и одинаково смеются . , но .
Все языкистремятся к точности , а точностьтребует краткости, сжатости . , а .
Всепроходит , да не всёзабывается . , да (= но) .
Корень учениягорек , зато плоды его сладки . , зато .
Только песне нужнакрасота , красоте же и песен не надо . , же .

3) ССП с разделительными союзами

Знаки препинания в ССП

1. Простые предложения, входящие в состав сложносочинённого предложения, отделяются друг от друга запятыми :

Запятая не ставится:

1) В ССП с союзам И, если есть общий второстепенный член или общая придаточная часть:

2) В ССП с союзом И, если части ССП представляют собой вопросительные, восклицательные или назывные предложения:

3) В ССП с союзом И, если есть общее вводное слово:

2. Если части ССП значительно распространены, и имеют внутри себя запятые, то они отделяются друг от друга точкой с запятой :

3. Если вторая часть предложения указывает на быструю смену событий, на вывод, то между двумя частями предложения ставится тире:

Синтаксический разбор ССП

1. Выписываем предложение из текста.

2. Определяем вид предложения по цели высказывания.

3. Указываем вид по эмоциональной окраске.

4. Находим грамматические основы, подчёркиваем их.

5. Строим схему предложения.

Свет маяка проносился над цветками, и ониказались совершенно фантастическими по своей окраске.

1) Предложение сложносочинённое, повествовательное, невосклицательное.

2) Первая грамматическая основа – свет проносился . Свет – подлежащее, выражено сущ. м.р., Им. п., ед.ч. Пролился – сказуемое, выражено гл. прош. вр., изъявит. н., ед. ч.

Вторая грамматическая основа – они казались фантастическими . Они – подлежащее, выражено мест. 3-го л., мн. ч. Казались фантастическими – составное именное сказуемое, выражено гл. казалось и именной частью – прилагательным фантастическими.

3) Схема предложения: , и .