Названия курсов по биологии. Биология

Негосударственное общеобразовательное учреждение

Православная гимназия им.прп. АмвросияОптинского

Липецкой Епархии Русской Православной Церкви

(Московский Патриархат)

Элективный курс

по биологии

для 10 класса

УЧИТЕЛЬ: Некрасова Валентина Сергеевна

КЛАССЫ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

В НЕДЕЛЮ

В ГОД

Количество учебных недель – 35

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Концепция программы курса заключается в том, что её разработка связана с разработкой системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах и направлено на реализацию личностно - ориентированного процесса, при котором максимально учитываются интересы, склонности, и способности старшеклассников. Основной акцент курса ставится не на приоритете содержания, а на приоритете освоения учащимися способов действий, не нанося ущерб самому содержанию, т.е. развитию предметных и межпредметных компетенций, что находит отражение в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ. Курс тесно связан с уроками общей биологии и соответствует требованиям Государственного стандарта.

Актуальность умения решать задачи по биологии возрастает в связи с введением ЕГЭ по биологии, а также с тем, что необходимо применять знания на практике. Курс тесно связан с уроками общей биологии и соответствует требованиям Государственного стандарта.

Решение задач по биологии дает возможность лучше познать фундаментальные общебиологические понятия, отражающие строение и функционирование биологических систем на всех уровнях организации жизни.

Решение задач по биологии позволяет также углубить и закрепить знания по разделам общей биологии. Огромную важность в непрерывном образовании приобретают вопросы самостоятельной работы учащихся, умение мыслить самостоятельно и находить решение. Создаются условия для индивидуальной и групповой форм деятельности учащихся. Такое сочетание двух форм организации самостоятельной работы на уроках активизирует слабых учащихся и дает возможность дифференцировать помощь, способствует воспитанию взаимопомощи и коллективизма. Создает также условия для обучения учащихся самоконтролю и самооценке. Это формирует творческое отношение к труду важное для человека любой профессии и является важным условием успешного, качественного выполнения им своих обязанностей.

Особенностями программы курса является тесная связь его содержания с уроками общей биологии и соответствие требованиям Государственного стандарта. Подбор материалов для занятий осуществляется на основе компетентностно - ориентированных заданий, направленных на развитие трёх уровней обученности: репродуктивного, прикладного и творческого.

Предлагаемый курс расc читан 35 часов (1 час в неделю, 2 часа резерв), он поддерживает и углубляет базовые знания по биологии и направлен на формирование и развитие основных учебных компетенций в ходе решения биологических задач.

Целью курса является:

    Содействовать формированию прочных знаний по общей биологии, умений и навыков решения задач для сдачи ЕГЭ.

    Обобщить, систематизировать, расширить и углубить знания учащихся сформировать/актуализировать навыки решения биологических задач различных типов.

    Дать ученику возможность реализовать свои интеллектуальные и творческие способности, имеющиеся знания и умения в других областях деятельности при выполнении проектной работы.

    Дать ученику возможность оценить свои склонности и интересы к данной области знания

1.Формировать систему знаний по главным теоретическим законам биологии.

2.Совершенствовать умение решать биологические задачи репродуктивного, прикладного и творческого характера

3.Развивать ключевые компетенции: учебно - познавательные, информационные, коммуникативные,социальные.

4.Развивать биологическую интуицию, выработать определенную технику, чтобы быстро справится с предложенными экзаменационными заданиями.

Благодаря элективному курсу по биологии выполняется несколько функций:

1. Поддерживается изучение биологии на заданном стандартном уровне. Курс «Решение биологических задач» помогает закрепить и углубить уровень знаний по биологии, применить эти знания путём решения биологических задач.

2. Осуществляется личностно-ориентированный подход в обучении. То есть учитываются индивидуальные склонности и способности учащихся и создаются условия для обучения их в соответствии с профессиональными интересами.

Планируемый результат

В результате прохождения программы курса обучающиеся должны:

    Использовать общие приемы работы с тестовыми заданиями различной сложности, ориентироваться в программном материале, уметь четко формулировать свои мысли

    Уметь правильно распределять время при выполнении тестовых работ.

    Обобщать и применять знания о клеточно-организменном уровне организации жизни.

    Обобщать и применять знания о многообразии организмов.

    Сопоставлять особенности строения и функционирования организмов разных царств.

    Сопоставлять биологические объекты, процессы,явления, проявляющихся на всех уровнях организации жизни.

    Устанавливать последовательность биологических объектов, процессов, явлений.

    Применять биологические знания в практических ситуациях(практико-ориентированное задание).

    Работать с текстом или рисунком.

    Обобщать и применять знания в новой ситуации.

    Решать задачи по цитологии базового уровня и повышенного на применение знаний в новой ситуации.

    Решать задачи по генетике базового уровня и повышенного на применение знаний в новой ситуации.

    Решать задачи молекулярной биологии базового уровня и повышенного на применение знаний в новой ситуации.

Структура программы

Курс опирается на знания, полученные при изучении курса биологии 10 класса. Содержание программы включает 3 основные раздела: решение задач по молекулярной биологии, решение задач по цитологии, решение задач по генетике, данные разделы делятся на темы, и каждая тема элективного курса является продолжением курса биологии. Основной тип занятий - практикум. Для наиболее успешного усвоения материала планируются различные формы работы с учащимися: разнообразные формы работы с текстом, тестами, выполнение творческих заданий. Для текущего контроля на каждом занятии учащимся рекомендуется серия заданий, часть которых выполняется в классе, а часть - дома самостоятельно. Для промежуточного контроля- 3 контрольные работы в форме ЕГЭ, и итогового контроля– зачет по курсу « Решение биологических задач в ходе подготовки к ЕГЭ» и проектная деятельность. Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса. Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем. Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения педагогической технологии личностно-ориентированного образования «ИСУД» (индивидуальный стиль учебной деятельности), (см. приложение 1).Технология ИСУД позволяет создать обучающую и развивающую среду, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков старшеклассников, обеспечивает им условия для формирования интереса к учению, максимальной творческой самостоятельности, активности.

В подготовке и проведении уроков данного курса используется технология здоровьесберегающего обучения и воспитания : создание психологического комфорта, санитарно-гигиенических условий, двигательной активности и других критериев, которые влияют на успешность в обучении.

Формой отчётности по изучению данного курса может быть:
  • Составление биологических задач, интеллект-карт, кроссвордов, создание презентаций, по темам элективного курса;
  • Зачёт по решению задач базового уровня и повышенного;
  • Контрольная работа по решению задач по материалам Единого Государственного экзамена по биологии 2017 года;
  • Защита проектных работ.

В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса биологии, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену.

Биология как наука. Методы научного познания контролирует материал о достижениях биологии, методах исследования, обосновных уровнях организации живой природы.

Клетка как биологическая система содержит задания, проверяющие: знания о строении, жизнедеятельности и многообразии клеток; умения устанавливать взаимосвязь строения организмов, процессы, протекающие в них.

Организм как биологическая система контролирует усвоение знаний о закономерностях наследственности и изменчивости, об онтогенезе и воспроизведении организмов, о селекции организмов и биотехнологии, а также выявляет уровень овладения умениями применять биологические знания при решении задач по генетике.

Система и многообразие органического мира проверяются: знания о многообразии, строении, жизнедеятельностии размножении организмов различных царств живой природы и вирусах;умения сравнивать организмы, характеризовать и определять ихпринадлежность к определённому систематическому таксону.

Организм человека и его здоровье направлен на определение уровня освоения системы знаний о строении и жизнедеятельности организма человека.

Эволюция живой природы включены задания, направленные на контроль: знаний о виде, движущих силах, направлениях

и результатах эволюции органического мира; умений объяснять основные ароморфозы в эволюции растительного и животного мира, устанавливать взаимосвязь движущих сил и результатов эволюции.

Экосистемы и присущие им закономерности содержит задания, направленные на проверку: знаний об экологических

закономерностях, о круговороте веществ в биосфере; умений устанавливать взаимосвязи организмов в экосистемах, выявлять причины устойчивости, саморазвития и смены экосистем.

Резервное время – 2 часа

ТРЕБОВАНИЯ К УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ


Учащиеся должны знать:

    Основные понятия молекулярной биологии, цитологии и генетики;

  • Алгоритмы решения задач, не входящие в обязательный минимум образования (базового и повышенного уровня сложности);
  • Оформление задач на Едином Государственном экзамене по биологии;
Учащиеся должны уметь:
  • Решать нестандартные биологические задачи, используя различные алгоритмы решения;
  • Решать расчётные биологические задачи с применение знаний по химии и математике;
  • Устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, пополнять и систематизировать полученные знания;
  • Применять знания в новых и измененных ситуациях;
  • Решать биологические задачи разных уровней сложности, соответствующие требованиям ВУЗов естественно-научного профиля;
  • Пользоваться различными пособиями, справочной литературой, Интернет-источниками.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Методические пособия и дополнительная литература

Литература для учащихся .

    П.М Бородин, Л.В. Высоцкая, Г.М. Дымшиц и др. Биология (общая биология), учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений; профильный уровень; 1 часть. – М.; Просвещение. - 2006.

    Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина, Л.В. Высоцкая, П.М. Бородин. Общая биология: практикум для учащихся 10 – 11 кл. общеобразовательных учреждений; профильный уровень

    Ярыгина В.Н.Биология для поступающих в ВУЗы. М. “Высшая школа”1998. 475с.

    О.Б. Гигани. Общая биология, 9 – 11. таблицы, схемы. – М.; - Владос, - 2007

Каменский, А.Е. Крискунов, В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2005. – 367 с.

    Жеребцова Е.Л. Биология в схемах и таблицах: Пособие для школьников и абитуриентов - СПб: Тригон, 2005. - 128 с. М: Дрофа, 2005. - 240 с.

    Лемеза Н.А., Камлюк Л.В., Лисов Л.Д. Биология в вопросах и ответах. - М.: Рольф. 1999. – 496с.

    Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в ВУЗы. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002. – 816с.

    Киреева Н.М. Биология для поступающих в ВУЗы. Способы решения задач по генетике. – Волгоград: Учитель, 2003. – 50с.

    Петросова Р.А. Основы генетики. Темы школьного курса. – М.: Дрофа, 2004. – 96с.

Multimedia – поддержка курса «общая биология»

    Открытая биология (версия 2,6). Физикон, 2006

    «Кирилл и Мефодий. 10 кл. Общая биология»

    «Кирилл и Мефодий. 11 кл. Общая биология»

    Основы общей биологии, 9 класс («1С:Образование», 2007)

    Биология, 10 класс («1С:Образование», 2008)

    Другие ЭОР на усмотрение учителя

Интернет-ресурсы

    http://www .km .ru /education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

    http://school-collection.edu.ru/catalog/search - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

    https://bio-ege.sdamgia.ru/

    http://window.edu.ru/window/ - единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернет по биологии.

    http://www.5ballov.ru/test - тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии.

    http://chashniki1.narod.ru/uchutil45.htm - Каталог ссылок на образовательные ресурсы Интернета по разделу "Биология".

    Другие интернет- ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся

Ресурсы дистанционного обучения

    http://www.informika.ru/- обучающих программ по биологии и химии.

    http://testipobiologii.ucoz.ru/ - тесты по биологии от учителя биологии Муромцевой Юлии Владимировны (авторский персональный сайт)

    http://www.ballov.net/login.php - тесты на странице электронного дневника ballov.net (авторские ресурсы)

Оборудование

    Мультимедийный проектор

    Компьютер Оргтехника

    Интернет ресурс

    Дидактические ресурсы кабинета биологии

    Ресурс школьной библиотеки

    ЭОР различного характера (см. выше)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Тема

Кол-во часов

Вид деятельности

Дата

РАЗДЕЛ 1 . МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЗМОВ (задания ЕГЭ по биологии: 1, 2, 7, 9-11, 19, 22 - 24, 26, 27)

Свойства живых систем. Живое вещество, его свойства. Уровни организации жизни. Методы биологии

Диагностика уровня параметров учебного успеха ученика

сентябрь

        Развитие и эволюция живого вещества. Онтогенез и филогенез. Законы и теории биологии

сентябрь

        Классификации биосистем. Систематические категории и таксоны

Тестирование

сентябрь

      Бактерии, Простейшие, Грибы, и Лишайники

сентябрь

      Многообразие и классификация растений и животных

        Покрытосеменные растения. Ткани растений. Строение и назначение органов растений.

      Многообразие растений. Отделы споровых: мхи, папоротники, хвощи и плауны. Жизненные циклы споровых растений

Практикум по решению задач

      Семенные растения. Жизненные циклы семенных растений. Голосеменные

      Отделы Покрытосеменных. Оплодотворение у цветковых растений. Семейства цветковых растений

Эволюция растительности. Направления эволюции. Взаимодействие растений и животных с факторами окружающей среды. Стратегии выживания организмов

        Отличительные признаки животных. Многоклеточные животные

        Типы беспозвоночных животных: Кишечнополостные, типы плоских, круглых и кольчатых червей, Моллюски

        Классы типа Членистоногие - ракообразные, паукообразные, насекомые. Способы развития беспозвоночных на примерах отрядов насекомых

        Классификация позвоночных животных. Хордовые животные. Характеристика классов амниот и анамний

        Направления эволюции и адаптация животных к средам обитания. Биотические отношения животных. Значение животных в экосистемах

Практикум по решению задач

РАЗДЕЛ 2. СИСТЕМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ ОТ КЛЕТКИ ДО БИОСФЕРЫ (задания ЕГЭ по биологии: 1, 3-8, 19, 22-24, 27, 28)

      Строение и функционирование биосистем: клетка

Практикум по решению задач

        Жизнедеятельность клеток: обмен веществ. Брожение, его значение. Гетеротрофы. Экологические группы гетеротрофов

Практикум по решению задач

        Обмен веществ клеток, организмов. Фотосинтез - биосинтез углеводов. Фазы фотосинтеза

Распределение биомассы и функции живого вещества на Земле

Практикум по решению задач

      Жизнедеятельность биосистем. Размножение.

      • Матричные реакции биосинтеза - редупликация ДНК. Пластический обмен - биосинтез белка. Решение задач

        Воспроизведение клеток. ДНК. Митоз, мейоз - механизмы деления клеток. Фазы митоза и мейоза. Решение задач

Практикум по решению задач

        Воспроизведение организмов. Половое и бесполое размножение. Гаметогенез животных и человека. Циклы развития животных

Практикум по решению задач

3. РАЗДЕЛ. ЭВОЛЮЦИЯ И ЭКОЛОГИЯ (задания ЕГЭ по биологии: 1, 11, 15, 16, 19, 22, 24,26)

Экология биосистем.Экологические факторы. Биоценозы и экосистемы. Разнообразие экосистем (биогеоценозов)

Практикум по решению задач

        Саморазвитие и смена экосистем. Устойчивость и динамика экосистем. Биологическое разнообразие

Условия устойчивого развития экосистем. Причины устойчивости и смены экосистем. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека

4. РАЗДЕЛ. АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА. (задания ЕГЭ по биологии: 1, 11, 12-14, 18, 20-26)

Строение и функционирование организма человека. Основные типы тканей человека. Опорно-двигательная система. Скелет. Мышцы

Практикум по решению задач

        Кровь, форменные элементы. Иммунитет. Свертывание. Сердце, регуляция его деятельности. Лимфатическая система

        Дыхательная система

Практикум по решению задач

        Система пищеварения, строение и функции органов. Питательные вещества и их усвоение

        Выделительная система. Почки: их строение и регуляция деятельности. Покровная система. Терморегуляция

Практикум по решению задач

        Строение нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга Спинной мозг и головной мозг.

        Физиология высшей нервной деятельности. Вегетативная нервная система. Органы чувств (зрение, слух, чувство

        равновесия, вкус, обоняние и др.)

Практикум по решению задач

        Железы внутренней секреции. Половые железы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие.

Практикум по решению задач

МБОУ Климовская средняя общеобразовательная школа №1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

ПО БИОЛОГИИ

« МНОГОЛИКАЯ БИОЛОГИЯ »

для 9 класса

на 2017/2018 учебный год

Учитель: Мельникова Ирина Викторовна

РАССМОТРЕНА

СОГЛАСОВАНА

на заседании ШМО

Зам. директора по УВР

протокол №1 от

Руководитель ШМО

М.П. Шайдукова

Планируемые результаты освоения элективного курса

В результате изучения элективного курса в 9 классе ученик должен :

называть

общие признаки живых организмов;

признаки царств живой природы, отделов рас тений, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных;

причины и результаты эволюции;

характеризовать

строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных;

деление клетки, роль клеточной теории в обо сновании единства органического мира;

строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организ мов; организма человека; лишайника как комп лексного организма;

обмен веществ и превращение энергии;

роль ферментов и витаминов в организме;

дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;

иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;

размножение, рост и развитие бактерий, гри бов, растений и животных, особенности размноже ния и развития человека;

вирусы как неклеточные формы жизни;

обосновывать

взаимосвязь строения и функций органов и сис тем органов, организма и среды;

родство млекопитающих животных и челове ка, человеческих рас;

особенности человека, обусловленные прямо хождением, трудовой деятельностью;

роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особен ности высшей нервной деятельности человека;

влияние экологических и социальных факто ров, умственного и физического труда, физкульту ры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм чело века и его потомство;

меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нару шения осанки, плоскостопия;

влияние деятельности человека на многообра зие видов растений и животных, на среду их обита ния, последствия этой деятельности;

роль биологического разнообразия, регулиро вания численности видов, охраны природных сооб ществ в сохранении равновесия в биосфере;

сравнивать

строение и функции клеток растений и животных;

организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов;

применять знания

о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращива- ния, мер охраны;

о строении и жизнедеятельности организма че ловека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;

о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хране- ния продуктов питания, профилактики отравле ний и заболеваний;

о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;

о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов;

делать выводы

о клеточном строении организмов всех царств;

о родстве и единстве органического мира;

об усложнении растительного и животного ми ра в процессе эволюции, о происхождении челове ка от животных;

Данный курс позволяет познакомить учащихся с новыми идеями и методами, расширить представления об изучаемом материале и, главное, рассмотреть важные теоретические вопросы по биологии.

Учащиеся должны познать свои силы и способности, с наибольшей отдачей реализовать свою инициативу, преумножить свои знания и умения- это то, что необходимо современному человеку.

В программу включены научные знания и наиболее ценный опыт практической деятельности человека.

Современная биология не может рассматриваться в отрыве от того социального фона на котором она развивается. Именно поэтому в последнее время на первый план выходит культурообразующая составляющая содержания образования, в соответствии с которой при отрыве знаний следует исходить из их знания в формировании общей культуры учащегося.

Степень обобщенности включенных в программу знаний соответствует поставленным в ней целям обучения и развития мышления школьников.

Программа даёт возможность проведения эвристических проб, что обеспечивается её содержанием и использованием в преподавании активных методов обучения.

Материал программы распределён во времени с учетом его достаточности для качественного изучения знаний и получения запланированных результатов; использования наиболее эффективных методов обучения.

Цели курса:

Поддержать интерес учащихся к биологии.

Определить готовность учащихся осваивать знания на повышенном уровне.

Создать условия для подготовки к экзаменам по биологии.

Данный курс решает задачи:

Углубить знания об особенностях строения, значения, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных, о неклеточных формах жизни; о взаимодействии генов и молекулярной генетике.

Формировать потребность в приобретении новых знаний и способов их получении путём самообразованию

Формирование навыков сотрудничества в процессе совместной работы, уважительного отношения к мнению оппонента в процессе дискуссии.

п/п

Дата

Лаб. раб.

Часы

Клеточное строение организмов- основа единства органического мира

Клетка растений и животных

Рассмотрение клеток растений и животных под микроскопом

Бактерии- Прокариоты Формы, строение,

значение бактерий. Меры борьбы с патогенными бактериями

Клетка грибов.

Сходство растительной, животной и грибной клетки

Демонстрация клетки дрожжей и пеницилла.

Ткани растений и животных

Органы и системы органов животных (внешнее строение)

Органы и системы органов животных (внутреннее строение)

Эволюция и классификация животного мира

Органы и системы органов человека

ЦНС. Строение и функции

Периферическая и вегетативная нервная система человека

Правильное питание и здоровый образ жизни человека

Решение задач на энергозатраты

Решение задач по генетике

Итоговый контроль в форме ОГЭ

Тематическое планирование элективного курса по биологии 9 класс

Литература

Гуляев Г.В. « Задачник по генетике» (М.«Колос», 1980)

Жданов Н. В. «Решение задач при изучении темы: «Генетика популяций» (Киров, пед. инст., 1995)

Методическая разработка для уч-ся биологического отделения ВЗМШ при МГУ «Законы Менделя» (Москва, 1981)

Муртазин Г. М. «Задачи и упражнения по общей биологии (Москва, 1981г.)

Сборник задач по биологии (учебно-методическое пособие для поступающих в мед. инст.) Киров, 1998

1 Клеточное строение организмов- основа единства органического мира

2 Клетка растений и животных. Строение, сходство и отличие.

3 Бактерии -Прокариоты. Формы, строение и значение бактерий. Правила гигиены.

4 Клетка грибов. Строение и функции органоидов клетки. Сходство растительной, животной и клетки грибов.

5 Ткани растений и животных (группы тканей и их функции)

6 Органы и системы органов животных (внешнее строение).

Покровы тела, органы чувств.

7 Органы и системы органов животных (внутреннее строение)

8 Эволюция и классификация животного мира. Палеонтологические и

Профилактика вирусных заболеваний у человека.

15 Решение задач на энергозатраты

16 Решение задач по генетике

17 Итоговый контроль в форме ОГЭ. Решение КИМов по биологии ОГЭ.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1г. Макарьева Костромской области

Программа

Элективного курса

по биологии

«Общая биология»

Ступень обучения (класс) 10-11 класс

Количество часов 68

Уровень базовый

Составила:

учитель биологии

Чистякова Елена Руслановна

г.Макарьев 2014г

Пояснительная записка

Программа разработана на основе на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по биологии; кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по биологии; спецификации контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена по биологии.

Элективный курс «Общая биология» предназначен для учащихся 10-11 классов и рассчитан на 68 часов (1 час в неделю). Программа данного элективного курса рассчитана на два года обучения в 10 и 11 классе и имеет ряд особенностей. Она предусматривает:

1) использование разнообразных наглядных материалов – видеофильмов, слайдовых презентаций, фотоизображений, таблиц и схем в цифровом формате, которые сопровождают теоретический материал и способствуют своевременному закреплению знаний;

2) использование теоретического материала в электронной форме, который соответствует кодификатору элементов содержания контрольно-измерительных материалов ЕГЭ, что позволяет самостоятельно изучить материалы в случае пропуска занятий;

3) применение комплектов тестовых материалов и заданий, составленных по контрольно-измерительным материалам ЕГЭ по биологии и позволяющих проводить контроль и самоконтроль знаний по всем блокам содержания ЕГЭ,

4) дифференцированный подход к выпускникам при подготовке к ЕГЭ с учетом уровня их обучаемости, за счет повторения разделов биологии на базовом, повышенном и углубленном уровне.

Кроме того, при изучении курса используются задания, которые систематизированы по разделам, темам и типам, что позволяет эффективно контролировать степень усвоения как отдельных тем, так и всего курса в целом.

Цели курса:

1) повышение качества биологического образования на основе применения современных информационно-коммуникационных технологий.

2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации, умений по выполнению типовых заданий, применяемых в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ;

3) воспитание культуры труда при работе с цифровыми образовательными ресурсами, позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей.

Задачи курса:

1) повторение, закрепление и углубление знаний по основным разделам школьного курса биологии с помощью различных цифровых образовательных ресурсов;

2) овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий, находить и анализировать информацию о живых объектах;

3) формирование умения осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности с цифровыми образовательными ресурсами;

4) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения биологии, в ходе работы с различными источниками информации;

5) развитие самоконтроля и самооценки знаний с помощью различных форм тестирования;

6)

7) воспитание культуры труда при использовании компьютерных технологий, ответственного отношения к своему здоровью.

Планируемые результаты изучения курса

Выпускник должен знать:

Особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

Методы биологической науки для изучения клеток и организмов;

Составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

Особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;

Методы биологической науки при изучении организма человека;

Составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека;

Доказательства родства человека с млекопитающими животными;

Общие биологические закономерности, их практическую значимость;

Методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;

Составляющие проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; существенные признаки биологических систем и биологических процессов;

О влиянии деятельности человека на природу.

Выпускник должен уметь:

Соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

Проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

Использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений;

Выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

Осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

Находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

Выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

Использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха;

Проводить наблюдений за состоянием собственного организма;

Реализовывать установки здорового образа жизни;

Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

Находить в учебной и научно- популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;

Анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека;

Выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;

Аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.

Учебно-методическая литература

А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник. Общая биология. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2012

Пасечник В.В. Биология. Общая биология. 10 – 11 классы: рабочая тетрадь к учебнику А.А.Каменского, Е.А.Криксунова, В.В.Пасечника «Биология. Общая биология. 10 – 11 классы»/ В.В.Пасечник, Г.Г.Швецов. – 3 – е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013

Биология в таблицах, схемах и рисунках /Р.Г. Заяц (и др.). – Изд. 6 – е. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.

Красильникова Т. В. К54 Биология. 10-11 классы: Наглядный справочник. - К.; Х.: Веста, 2006. - 112 с.

КИМ ы, выпущенные в 2012 – 2014

Тематическое распределение количества часов

класс

п/п

Разделы, темы

Количество часов

Введение.

Основы цитологии.

Размножение и индивидуа-

льное развитие (онтогенез) организмов.

Основы генетики.

Генетика человека.

Основы учения об эволюции.

Основы селекции и биотехнологии.

Антропогенез.

Основы экологии.

Эволюция биосферы и человека.

Работа с контрольно-измерительными заданиями.

итого

Пояснительная записка

(10 класс, 34 часа)

Программа элективного курса по биологии для 10 класса составлена в полном соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы автора В.В. Пасечника, полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.

На изучение биологии на базовом уровне в 10 классе отводится 34 часа, и поэтому элективный курс даёт возможность изучить программный материал в полном объёме, добавляя на изучение материала ещё 1 час.

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей :

    освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

    овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

    развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

    воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

    использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

2. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения биологии на базовом уровне в 10 классе ученик должен

знать /понимать

    основные положения биологических теорий (клеточная,); сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

    строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;;

    сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение,

    вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

    биологическую терминологию и символику ;

уметь

    объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций,

    решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;

    выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

    сравнивать : биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

    анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

    находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

Введение (3 часа)

Место курса «Обшая биология» в системе естественнонаучных дисциплин. Методы исследования в биологии.Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живоц материи. Цели и задачи курса.

Демонстрация портретов учёных – биологов, схемы «Связь биологии с другими науками».

1. Основы цитологии (14 часов)

Химический состав клетки. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Органические вещества: углеводы, белки, липиды, нуклеиновые кислоты, АТФ, их строение и роль в клетке. Ферменты, их роль в регуляции процессов жизнедеятельности.

Строение прокариотической клетки. Строение эукариотической клетки. Основные компоненты клетки. Строение мембран. Строение и функции ядра. Химический состав и строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке.

Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Вирусы и бактериофаги. Вирус СПИДа.

Пластический и энергетический обмен. Основные этапы энергетического обмена. Отли-

чительные особенности клеточного дыхания. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его фазы, космическая роль в биосфере. Хемосинтез и его

значение в биосфере.

Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК – источник генетической информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование иРНК по матрице ДНК. Регуляция био-

Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.

Демонстрация микропрепаратов клеток растений и животных; модели клетки; опытов, иллюстрирующих процесс фотосинтеза; моделей РНК и ДНК, различных молекул и вирусных частиц; схемы путей метаболизма в клетке; модели – аппликации «Синтез белка».

Лабораторные работы

№1. Строение эукариотических (растительной, животной, грибной) и прокариотических (бактериальных) клеток.

2. Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов (5 часов)

Самовоспроизведение – всеобщее свойство живого. Митоз как основа бесполого размножения и роста ммногоклеточных организмов, его фазы и биологическое значение.

Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Сперматогенез. Овогенез. Оплодотворение. Особенности оплодотворения у цветковых растений. Биологическое

значение оплодотворения.

Понятие индивидуального развития (онтогенеза) организмов.

Демонстрация таблиц, иллюстрирующих виды бесполого и полового размножения, эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений, сходство зародышей позвоночных животных; схем митоза и мейоза.

3. Основы генетики (8 часов)

История развития генетики. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования. Фенотип и генотип. Цитологические основы генетических законов наследования.

Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Наследование признаков сцеплённых с полом.

Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцеплённое наследование признаков. Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцепление генов. Генетические карты хромосом.

Генотип как целостная система. Хромосомная (ядерная) и цитоплазматическая наследственность. Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование и сверхдоминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков. Плейотропия.

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Соматические и генеративные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций.

Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Статистические закономерности модификационной изменчивости. Управление доминированием.

Демонстрация моделей – аппликаций, иллюстрирующих законы наследственности, перекрёст хромосом; результатов опытов, показывающих влияние условий среды на изменчивость организмов; гербарных материалов, коллекций, муляжей гибридных, полиплоидных растений.

Практическая работа

Решение генетических задач.

4. Генетика человека (4 часа)

Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические данные о происхождении человека и человеческих расах. Характер наследования признаков у человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека. Генофонд популяции. Соотношение биологического и социального наследования. Социальные проблемы генетики. Этические проблемы генной инженерии. Генетический прогноз и медико – генетическое консультирование, их практическое значение, задачи и перспективы.

Демонстрация хромосомных аномалий человека и их фенотипические проявления.

Тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Количество

часов

1. Введение (3ч.)

Методы исследования в биологии.

Сущность жизни и свойства живого.

Уровни организации живой материи.

2. Основы цитологии (14ч.)

Особенности химического состава клетки.

Вода и её роль в жизнедеятельности клетки.

Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки.

Строение и функции белков.

Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки.

Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро.

Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы.

Строение клетки. Комплекс Гольджи. Эндоплазматическая сеть. Лизосомы. Клеточные включения. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения.

Сходства и различия в строении эукариотических и прокариотических клеток.

Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов.

Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги.

Энергетический обмен в клетке.

Питание клетки. Автотрофное питание. Фотосинтез.

Хемосинтез.

Генетический код. Транскрипция. Трансляция.

Регуляция транскрипции и трансляции в клетке.

3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5ч.)

Митоз и амитоз.Мейоз.

Формы размножения организмов. Бесполое размножение.

Половое размножение.

Развитие половых клеток.

Оплодотворение.

Онтогенез – индивидуальное развитие организма.

Индивидуальное развитие. Эмбриональный период.

Постэмбриональный период.

4. Основы генетики (8 ч.)

История развития генетики. Гибридологический метод.

Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание.

Множественные аллели. Анализирующее скрещивание.

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.

Хромосомная теория наследственности.

Взаимодействие неаллельных генов.

Цитоплазматическая наследственность.

Изменчивость.

Виды мутаций. Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации.

5. Генетика человека (4ч.)

Методы исследования генетики человека.

Генетика и здоровье человека.

Проблемы генетической безопасности.

Общебиологические закономерности, проявляющиеся на клеточном и организменном уровнях. (обобщающий урок)


11 класс

1. Пояснительная записка

(11 класс, 34 часа)

Программа элективного курса по биологии для 11 класса составлена в полном соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы автора В.В. Пасечника, полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.

На изучение биологии на базовом уровне в 11 классе отводится 34 часа, и поэтому элективный курс даёт возможность изучить программный материал в полном объёме, добавляя на изучение материала ещё 1 час.

В программе элективного курса нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (базовый уровень).

Элективный курс предназначен для изучения предмета «Общая биология». Программой предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней отражены задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодёжи.

В результате изучения предмета учащиеся старших классов приобретают знания об особенностях жизни как формах существования материи, роли физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации; о фундаментальных понятиях, связанных с биологическими системами; о сущности процессов обмена веществ, онтоге6нгза, наследственности и изменчивости, об основных теориях биологии – клеточной, хромосомной, эволюционной, теории наследственности; об основных областях применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.

Учащиеся научатся пользоваться общебиологическими закономерностями для объяснения вопросов происхождения и развития жизни на Земле; давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам; решать генетические задачи; работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять планы, конспекты, писать рефераты; владеть языком предмета.

Освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

Овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

Воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения биологии выпускник должен

знать /понимать

Основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

Строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

Сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

Вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

Биологическую терминологию и символику;

уметь

Объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

Описывать особей видов по морфологическому критерию;

Выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

Сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

Анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

Изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

    оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

    оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

В результате изучения предмета учащиеся должны:

Знать/понимать:

    основные положения биологических теорий (эволюционная теория Ч.Дарвина);

    строение биологических объектов: вида и экосистем (структура);

    сущность биологических процессов: действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере;

    биологическую терминологию и символику.

Уметь:

    объяснять: взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушения развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

    решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

    описывать особей видов по морфологическому признаку;

    выявлять антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

    анализировать и оценивать различные гипотезы существования жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

    изучать изменения в экосистемах на биологических моделях.

Использовать приобретенные ЗУН для:

    соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), правил поведения в природной среде;

    оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами.

Тема 1 . Основы учения об эволюции (9 часов)

Ч.Дарвин и основные положения его теории. Вид, его критерии. Популяции. Генетический состав популяций. Изменение генофонда популяций. Борьба за существование и её формы. Естественный отбор и его формы. Видообразование. Макроэволюция, её доказательства. Главные направления эволюции органического мира.

Демонстрация живых растений и животных, гербарных экземпляров, коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных рстений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования; примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и поисхождения в процессе онтогенеза; схем, иллюстрирующих процессы видообразования и соотношение путей прогрессивной биологической эволюции.

Тема 2. Основы селекции и биотехнологии (3 часа)

Задачи и методы селекции. Селекция растений и животных. Искусственный отбор в селекции. Гибридизация как метод в селекции. Типы скрещиваний. Полиплоидия в селекции растений. Достижения современной селекции.

Микроорганизмы, грибы, прокариоты как объекты биотехнологии. Селекция микроорганизмов, её значение для микробиологической промышленности. Микробиологическое производство пищевых продуктов, витаминов, ферментов, лекарств и т.д. Проблемы и перпективы биотехнологии.

Генная и клеточная инженерия, её достижения и перспективы.

Демонстрация живых растений, гербарных экземпляров, муляжей, таблиц, фотографий, иллюстрирующих результаты селекционной работы; портретов известных селекционеров; схем, иллюстрирующих методы получения новых сортов растений и пород животных; таблиц, схем микробиологического производства, продуктов микробиологического синтеза.

Место человека в системе органического мира.

Доказательства происхождения человека от животных. Движущие силы антропогенеза. Биологические и социальные факторы антропогенеза. Основные этапы эволюции человека. Прародина человечества. Расселение человека и расообразование. Популяционная структура вида Homo sapiens. Адаптивные типы человека. Развитие материальной и духовной культуры, преобразование природы. Факторы эволюции современного человека. Влияние деятельности человека на биосферу.

Демонстрация моделей скелетов человека и позвоночных животных; модели «Происхождение человека» и остатков материальной культуры.

Экология как наука. Среда обитания организмов и её факторы (абиотические, биотичемские, антропогенные). Местообитание и экологические ниши. Основные типы взаимодействий (нейтрализм, аменсализм, комменсализм, протокооперация, мутуализм).Конкурентные взаимодействия. Внутривидовая и межвидовая конкуренция. Основные экологические характеристики популяции. Динамика популяции. Экологические сообщества. Структура сообщества. Взаимосвязь организмов в сообществах. Пищевые цепи. Экологические пирамиды. Экологические сукцессии. Влияние загрязнений на живые организмы. Основы рационального природопользования. Природные ресурсы, эколлогическое сознание.

Гипотезы о присхождении жизни. Креационизм, гипотеза панспермии. Современные представления о происхождении жизни. Гипотеза абиогенного происхождения жизни. Основные этапы происхождения жизни на Земле. Гипотеза биопоэза, симбиотического происхождения эукариотических клеток. Биосфера. Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу.

Тема 6. Работа с контрольно - измерительными материалами (4 часа)

Количество учебных часов – 34

Тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Количество

часов

Тема 1. Основы учения об эволюции (9 часов)

Ч.Дарвин и основные положения его теории.

Вид, его критерии.

Популяции.

Генетический состав популяций. Изменение генофонда популяций.

Борьба за существование и её формы.

Естественный отбор и его формы.

Видообразование.

Макроэволюция, её доказательства.

Главные направления эволюции органического мира.

Тема 2. Основные методы селекции и биотехнологии (3 часа)

Методы селекции растений.

Методы селекции животных.

Селекция микроорганизмов. Современное состояние и перспективы биотехнологий.

Тема 3. Антропогенез (4 часов)

Положение человека в системе животного мира.

Основные стадии антропогенеза.

Движущие силы антропогенеза.

Расы и их происхождение.

Тема 4. Основы экологии (10 часов)

Что изучает экология.

Среда обитания организмов и её факторы. Местообитание и экологические ниши.

Основные типы экологических взаимодействий.

Основные экологические характеристики популяции.

Экологические сообщества.

Структура сообщества. Взаимосвязь организмов в сообществах.

Пищевые цепи. Экологические пирамиды.

Экологические сукцессии.

Влияние загрязнений на живые организмы.

Основы рационального природопользования.

Тема 5. Эволюция биосферы и человек (4 часа)

Гипотезы о происхождении жизни. Современные представления о происхождении жизни.

Основные этапы развития жизни на Земле.

Эволюция биосферы.

Антропогенное воздействие на биосферу.

Тема 6. Работа с контрольно – измерительными материалами (4 часа)

31,32,33,34

Итого: 34 часа

Пояснительная записка.

Предлагаемый курс направлен на закрепление, расширение и углубление знаний изученного материала по курсу 6–8 классов, развитие устойчивого интереса к биологии, расширение кругозора, поднятие общего культурного уровня учащихся. Программа составлена на основе требований базисного учебного плана и является дополнением к нему, рассчитана на 35 часов в год (час в неделю). Данный курс предусматривает изучение наиболее важных и сложных вопросов программы биологии. Он рассчитан на учащихся как основной, так и старшей ступени обучения и может оказать содействие в выборе дальнейшего профиля обучения. Основное внимание в курсе уделено изучению вопросов курса ботаники, так как материал по этому разделу изучается в неполном объеме, ввиду сокращения часов – 1 час в неделю. В ходе обучения учащиеся добывают необходимый материал из учебных книг и дополнительной литературы и используют полученные знания для составления обобщающих схем, таблиц, рисунков, творческих работ. В процессе изучения курса предусматривается выполнение практических работ. Закрепление изученного материала идет через составленные схемы, рисунки и таблицы. При всей информативности этих занятий они не требуют сложного оборудования и могут быть полезны при организации исследовательской работы.

Место курса в системе профильной подготовки.

Элективный курс “Основные вопросы биологической науки” предназначен как для предпрофильной (9-х класс), так и для профильной подготовки учащихся 10классов. Данный курс рассматривает наиболее важные вопросы биологической науки школьной программы гораздо шире и глубже. Это дает возможность учащимся 9-х классов лучше подготовиться к государственной итоговой аттестации и определиться с выбором профиля в 10 классе, а для учащихся 11-х – подготовиться к ЕГЭ по данному предмету и иметь базу знаний при обучении в вузе. Занятие предусмотрено проводить один раз в неделю. Курс рассчитан на 35 учебных часов. При необходимости общее количество может быть увеличено.

Цель курса: Формирование, обобщение и расширение знаний по курсу биологии, развитие целостного представления о живых организмах и их месте в биосфере.

Задачи курса:

  1. Расширение и углубление знаний по некоторым вопросам курса биологии.
  2. Обеспечение условий для нахождения необходимого материала по изучаемой теме.
  3. Формирование умений отбора необходимого материала и составление схем, таблиц и рисунков.
  4. Развитие навыков исследовательской деятельности и умений предоставлять результаты исследований.
  5. Развитие коммуникативной активности учащихся.
  6. Содействие профессиональной ориентации учащихся.

Основные требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать:

* строение клеток бактерий, грибов, растений и животных;
* особенности тканей растительного и животного организма;
* основные способы питания организмов;
* механизм процесса фотосинтеза и его роль;
* строение корня и механизм всасывания воды и минеральных веществ;
* механизм перемещения питательных веществ по организму;
* строения цветка и особенности двойного оплодотворения;
* основные эволюционные изменения у растений и животных и их причины;.
* обмен веществ и его роль.

Учащиеся должны уметь:

*объяснять причину эволюционных изменений;
* уметь сравнивать строение организмов, клеток и устанавливать черты сходства и различия;
*работать с дополнительной литературой и сетью Интернет и отбирать необходимый материал;
*приготовить микропрепарат и работать с микроскопом;
*проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы на основе полученных результатов.

Методическое и техническое обеспечение курса:

*таблицы, рисунки, схемы, фотоматериалы, видеоматериалы;
*компьютерное сопровождение;
*материалы и оборудования для проведения лабораторных и практических работ;
*учебно-методические и учебно-наглядные пособия.

Методы организации обучения:

* словесный;
* наглядный;
* практическая деятельность;
* познавательный;
* исследовательский.

Формы организации обучения:

*лекционно-семинарская форма занятий;
* самостоятельная работа с дополнительной литературой;
* проведение лабораторных работ;
* работа в малых и больших группах;
* подготовка докладов, презентаций4
* защита творческих работ.

Введение (1 час).

Биология – наука о живых организмах. Царства органического мира и их многообразие. Роль организмов в природе. Основные направления применения биологических знаний.

Лабораторные работы.

№ 1 “Знакомство с многообразием органического мира”.

Клетка и ткани организмов (8 часов).

Клетка – основная структурная единица организма. Строение растительной клетки, ее органоиды. Строение и роль органоидов. Особенности клеток грибов, бактерий и животных. Понятие о тканях и их происхождение и развитие. Разнообразие тканей растений и животных, их особенности и значение для организма. Жизнедеятельность клеток. Рост, развитие и деление клеток. Способы деления клеток. Дыхание и питание клеток. Обмен веществ.

Лабораторные работы:

№ 2 Рассматривание клеток бактерий, кожицу лука, элодеи, клетки слизистой ротовой полости человека.
№ 3 Рассматривание клетки гриба мухомора.
№ 4 Знакомство с тканями растительного организма
№ 5 Знакомство с тканями животного организма
№ 6 Митоз клеток корешка лука
№ 7 Плазмолиз и деплазмолиз клеток кожицы лука

Царства живой природы (3 часа)

Понятие о систематике растений и животных. Основные царства органического мира и их особенности. Общая характеристика бактерий, грибов, растений и животных и особенности их строения

Способы питания организмов (4 часа).

Обмен веществ и энергией с окружающей средой. Пластический и энергетический обмен веществ. Основные способы питания организмов. Автотрофное питание. Строение клеток листа и хлоропластов. Механизм процесса фотосинтеза. Световая и темновая фазы фотосинтеза. Хемосинтез. Гетеротрофное питание организмов.

Лабораторные работы.

№ 8 Рассматривание клеток мякоти листа.

Корень и его роль (2 часа).

Строение корня и его роль. Типы корневых систем. Корневые волоски и их роль в процессе всасывания минеральных веществ и воды. Осмотическое свойство клеток корня. Роль корневого давления.

Лабораторные работы.

№ 8 Изучение внешнего строения корня у проросших семян фасоли и пшеницы.

Стебель и его роль (2 час).

Роль стебля. Строение стебля однодольных и двудольных растений. Восходящий и нисходящий ток. Сосуды и ситовидные трубки. Перемещение питательных веществ по стеблю.

Лабораторные работы.

№ 9 Поперечный срез древесного стебля.

№ 10 Перемещение воды и минеральных веществ по стеблю.

Строение цветка и его роль (5 часа).

Цветок – генеративный орган. Строение цветка. Строение главных органов цветка. Особенности гинецеев. Зигоморфные и актиноморфные цветки. Соцветия, виды соцветий. Опыление растений и виды опыления. Двойное оплодотворение у растений и развитие плода.

Лабораторные работы.

№ 11 Изучение строение цветка по моделям и живым экземплярам.

№ 12 Виды соцветий и их особенности.

Многообразие цветковых растений (5 часов).

Особенности однодольных и двудольных растений. Основные семейства и их особенности. Представители семейств.

Лабораторные работы.

№ 13 Определение растений по определительным карточкам.

Эволюционные изменения в развитие растительного мира (3 часа).

Эволюционный процесс. Основные причины усложнения строения растений в процессе эволюции у низших и высших растений. Основные ароморфозы водорослей, мхов, папоротников, хвощей, плаунов, голосеменных и цветковых растений.

Защита творческих работ (2 урока).

Учебно-тематическое планирование (35 часов).

Название темы и урока Кол-во часов Лабораторные работы Контрольные работы, итоговые работы
Введение

Урок № 1. Многообразие органического мира. Роль живых организмов.

Клетки и ткани организмов

Урок № 2. Клетка – основная структурная единица организма. Строение растительной клетки.

Урок № 3. Особенности строения органоидов и их роль.

Урок № 4. Особенности клеток грибов, бактерий и животных.

Урок № 5. Ткани. Особенности тканей растительного организма и их роль.

Урок № 6. Особенности тканей животного организма и их роль.

Урок № 7. Основные процессы жизнедеятельности клетки. Способы деления клеток.

Урок № 8. Механизм обмена веществ.

Урок № 9. Обобщающий урок.

Царства живой природы

Урок № 10. Систематика растений и животных.

Урок № 11. Основные царства органического мира. Особенности бактерий и грибов.
(семинар)

Урок № 12. Особенности растений и животных.
(семинар)

Способы питания организмов

Урок № 13. Обмен веществ и энергии с окружающей средой. Пластический и энергетический обмен.

Урок № 14. Основные способы питания организмов. Автотрофный способ питания.Строение клеток листа и хлоропластов.

Урок № 15. Механизм процесса фотосинтеза и хемосинтеза.

Урок № 16. Гетеротрофный способ питания

Корень и его роль

Урок № 17. Строение корня и его роль.

Урок № 18. Типы корневых систем. Механизм всасывания минеральных веществ и воды.

Стебель и его роль

Урок № 19. Роль стебля. Строение стебля однодольных и двудольных древесных растений.

Урок № 20. Перемещение питательных веществ по стеблю.

Строение цветка и его роль

Урок № 21. Строение цветка.

Урок № 22. Особенности гинецеев.

Урок № 23. Соцветия, виды соцветий.

Урок № 24. Виды опылений.

Урок № 25. Двойное оплодотворение у цветковых растений.

Многообразие цветковых растений

Урок № 26. Особенности однодольных и двудольных растений.

Урок № 27. Особенности растений семейства злаковых и лилейных.

Урок № 28. Особенности растений семейства розоцветных, крестоцветных, бобовых.

Урок № 29. Особенности растений семейства пасленовых, сложноцветных.

Урок № 30. Практическое занятие “Определение растений по определительным карточкам”.

Эволюционные изменения в развитие растительного мира

Урок № 31. Эволюционный процесс. Основные причины усложнения в строение растений.

Урок № 32. Основные ароморфозы водорослей, псилофитов, мхов, плаунов, хвощей, папоротников, голосеменных и цветковых растений.

Урок № 33. Жизненный цикл развития растений.

Защита творческих работ

1 час л/р № 2. Знакомство с многообразием организмов.

л/р № 2. Рассматривание клеток бактерий, кожицы лука, элодеи, клетки слизистой оболочки.

л/р № 3. Рассматривание гриба мухомора

л/р № 4 Знакомство с тканями растительного организма

л/р № 5 Знакомство с тканями животного организма

л/р № 6 Митоз клеток корешка лука

л/р № 7 Плазмолиз и деплазмолиз клеток кожицы лука

л/ р № 8 Клетки мякоти листа

л/р № 9 Поперечный срез древесного стебля

л/р №10 Перемещение минеральных веществ и воды по стеблю

л/р № 11 Изучение строения цветка по моделям и живым экземплярам

л/р №12 Виды соцветий и их особенности

Контрольная работа

“Органоиды клеток”

В последние годы мы стали свидетелями качественных изменений, которые происходят в сфере отечественного образования. При реализации документов государственного значения, включая комплексный Проект стандарта общего образования второго поколения и Документ о приоритетной инициативе Президента «Наша новая школа» наблюдается интенсивное обновление общеобразовательного процесса. Оно связывается с достижением новых образовательных результатов на основе выделения фундаментального ядра различных предметов, усиления их культурологической направленности, реализации принципов вариативности и адаптивности по отношению к интересам, потребностям и способностям школьников, что выходит за рамки обязательных программ.

В современных условиях ускоренного развития техники и технологий, а, в связи с этим, возникшей потребностью в получении подрастающим поколением соответствующих профессий, заметно возрастает роль предметов естественнонаучного цикла, среди которых особое место занимает биология. Именно она является своего рода средством, обеспечивающим формирование полноценных представлений о многообразии живых систем, их структуре и функционировании, роли в природе и значении для человека.

Один из путей расширения возможности ученика выстраивать индивидуальную образовательную траекторию - создание сети элективных курсов. Обучение в рамках элективных курсов направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса, при котором должны максимально учитываться интересы, склонности и способности обучающихся. Разнообразие элективных курсов по биологии открывает широкие возможности для творчества учителя и выбора учащихся.

При разработке элективного курса по биологии, нужно соотнести уровень базового и профильного предмета, выделив основные знания и умения, обратив внимание на недостаточно раскрытые темы.

Можно условно выделить следующие типы элективных курсов по биологии:

Элективные курсы, задача которых – углубление и расширение знаний по биологии, входящих в базисный учебный план школы.

Элективные курсы повышенного уровня сложности, направленные на углубленное изучение биологии. Выбор такого элективного курса позволит изучить предмет не на профильном, а на углубленном уровне. В этом случае все разделы курса биологии углубляются более или менее равномерно.

Элективные курсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, входящие в обязательную программу.

Прикладные элективные курсы по биологии, цель которых – знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике.

Элективные курсы, посвященные изучению методов познания природы и общества.

Элективные курсы, посвященные истории предмета.

Элективные курсы, не входящие в базисный учебный план, различаются целями и содержанием, но во всех случаях они должны соответствовать запросам учащихся, которые их выбирают.

Исходя из традиций нашего образовательного учреждения, эколого-валеологическое направление воспитательной и образовательной подготовки обучающихся является одним из основных, в связи с этим в школе накоплен значительный опыт по реализации программ, направленных на эколого-валеологическое воспитание обучающихся. Кадровый состав учителей-предметников соответствует необходимым квалификационным требованиям, а также имеется соответствующая материально-техническая база для проведения элективных курсов по углублённому изучению биологии и экологии.

Введение элективных курсов по биологии и экологии в образовательную программу школы также обусловлено потребностью обучающихся, определяющих круг интересующих предметов по выбору. Ежегодно обучающиеся 9-11 классов выбирают биологию в качестве предмета для углублённого изучения, что связано с выбором профиля обучения в будущем. Курсы по выбору могут выполнять следующие функции:

Поддержание изучения основных профильных предметов на заданном уровне. Это можно достигнуть через насыщение профильного курса, изучаемого на данной ступени школьного биологического образования, дополнительными курсами, расширяющими и углубляющими содержание профильного (например, курсы «Решение задач по биологии», «Основы наследственности»).

Обеспечение внутрипрофильной специализации за счёт ведения курсов разной направленности и содержания, которые могут помочь школьникам в выборе более конкретной области познавательной деятельности в рамках той или иной научной дисциплины (например, курсы «Экология растений», Экология животных», «Экология человека»).

Построение индивидуальной образовательной траектории, развитие интересов и профориентационных устремлений школьников. Это должно помочь осознать им свои возможности, интересы, предпочтения и оценить правильность своего будущего профессионального выбора. Эту функцию выполняют курсы «Основы экологии», «Твоё здоровье», «Этология», «Основы цитологии».

Обеспечение возможности использования дополнительного времени на изучение биологии в связи с сокращением часов на изучение профильного предмета (1 час в неделю на изучение ботаники в 6 классе, 1 час в неделю на изучение общей биологии в 10 и 11 классах).

При формировании элективных курсов учитываются следующие принципы:

Соответствие методологическим принципам современного биологического образования, на основе которых у школьников должны сформироваться системное мышление и целостная научная картина мира.

Научность изложения материала.

Расширение рамок и углубление действующих образовательных курсов.

Практическая направленность.

Интегративный характер (освобождение от дублирования в изучении тем в смежных школьных дисциплинах).

Адресный характер (личностная эффективность).

Развивающий характер (способствуют развитию познавательной самостоятельности, творчества, исследовательских умений и навыков).

Учёт возрастных особенностей (совмещение логики развития личности и логики развёртывания учебного материала, приоритет в логике развития личности).

Учёт региональных особенностей (заинтересованность в знаниях).

Профессиональная направленность (облегчение процесса выбора будущей профессии).

Элективные курсы должны вводиться постепенно с чередованием, что обеспечит обдуманное изучение и возможность осознания обучающимися необходимости или ненадобности данных курсов. Ребёнок должен избегать «навязывания» школьного профиля обучения и отдельных элективных курсов. Обучающиеся должны иметь право выбора и постоянного поиска своего пути. Причём нужно это делать раньше, чем начинается предпрофильная подготовка.

В высыпающемся меню Вы найдете интересные программы элективных курсов по биологии.