Негосударственное общеобразовательное учреждение
Православная гимназия им.прп. АмвросияОптинского
Липецкой Епархии Русской Православной Церкви
(Московский Патриархат)
Элективный курс
по биологии
для 10 класса
УЧИТЕЛЬ: Некрасова Валентина Сергеевна
КЛАССЫ | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
|
В НЕДЕЛЮ | В ГОД |
|
Количество учебных недель – 35
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Концепция программы курса заключается в том, что её разработка связана с разработкой системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах и направлено на реализацию личностно - ориентированного процесса, при котором максимально учитываются интересы, склонности, и способности старшеклассников. Основной акцент курса ставится не на приоритете содержания, а на приоритете освоения учащимися способов действий, не нанося ущерб самому содержанию, т.е. развитию предметных и межпредметных компетенций, что находит отражение в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ. Курс тесно связан с уроками общей биологии и соответствует требованиям Государственного стандарта.
Актуальность умения решать задачи по биологии возрастает в связи с введением ЕГЭ по биологии, а также с тем, что необходимо применять знания на практике. Курс тесно связан с уроками общей биологии и соответствует требованиям Государственного стандарта.
Решение задач по биологии дает возможность лучше познать фундаментальные общебиологические понятия, отражающие строение и функционирование биологических систем на всех уровнях организации жизни.
Решение задач по биологии позволяет также углубить и закрепить знания по разделам общей биологии. Огромную важность в непрерывном образовании приобретают вопросы самостоятельной работы учащихся, умение мыслить самостоятельно и находить решение. Создаются условия для индивидуальной и групповой форм деятельности учащихся. Такое сочетание двух форм организации самостоятельной работы на уроках активизирует слабых учащихся и дает возможность дифференцировать помощь, способствует воспитанию взаимопомощи и коллективизма. Создает также условия для обучения учащихся самоконтролю и самооценке. Это формирует творческое отношение к труду важное для человека любой профессии и является важным условием успешного, качественного выполнения им своих обязанностей.
Особенностями программы курса является тесная связь его содержания с уроками общей биологии и соответствие требованиям Государственного стандарта. Подбор материалов для занятий осуществляется на основе компетентностно - ориентированных заданий, направленных на развитие трёх уровней обученности: репродуктивного, прикладного и творческого.
Предлагаемый курс расc читан 35 часов (1 час в неделю, 2 часа резерв), он поддерживает и углубляет базовые знания по биологии и направлен на формирование и развитие основных учебных компетенций в ходе решения биологических задач.
Целью курса является:
Содействовать формированию прочных знаний по общей биологии, умений и навыков решения задач для сдачи ЕГЭ.
Обобщить, систематизировать, расширить и углубить знания учащихся сформировать/актуализировать навыки решения биологических задач различных типов.
Дать ученику возможность реализовать свои интеллектуальные и творческие способности, имеющиеся знания и умения в других областях деятельности при выполнении проектной работы.
Дать ученику возможность оценить свои склонности и интересы к данной области знания
1.Формировать систему знаний по главным теоретическим законам биологии.
2.Совершенствовать умение решать биологические задачи репродуктивного, прикладного и творческого характера
3.Развивать ключевые компетенции: учебно - познавательные, информационные, коммуникативные,социальные.
4.Развивать биологическую интуицию, выработать определенную технику, чтобы быстро справится с предложенными экзаменационными заданиями.
Благодаря элективному курсу по биологии выполняется несколько функций:
1. Поддерживается изучение биологии на заданном стандартном уровне. Курс «Решение биологических задач» помогает закрепить и углубить уровень знаний по биологии, применить эти знания путём решения биологических задач.
2. Осуществляется личностно-ориентированный подход в обучении. То есть учитываются индивидуальные склонности и способности учащихся и создаются условия для обучения их в соответствии с профессиональными интересами.
Планируемый результат
В результате прохождения программы курса обучающиеся должны:
Использовать общие приемы работы с тестовыми заданиями различной сложности, ориентироваться в программном материале, уметь четко формулировать свои мысли
Уметь правильно распределять время при выполнении тестовых работ.
Обобщать и применять знания о клеточно-организменном уровне организации жизни.
Обобщать и применять знания о многообразии организмов.
Сопоставлять особенности строения и функционирования организмов разных царств.
Сопоставлять биологические объекты, процессы,явления, проявляющихся на всех уровнях организации жизни.
Устанавливать последовательность биологических объектов, процессов, явлений.
Применять биологические знания в практических ситуациях(практико-ориентированное задание).
Работать с текстом или рисунком.
Обобщать и применять знания в новой ситуации.
Решать задачи по цитологии базового уровня и повышенного на применение знаний в новой ситуации.
Решать задачи по генетике базового уровня и повышенного на применение знаний в новой ситуации.
Решать задачи молекулярной биологии базового уровня и повышенного на применение знаний в новой ситуации.
Структура программы
Курс опирается на знания, полученные при изучении курса биологии 10 класса. Содержание программы включает 3 основные раздела: решение задач по молекулярной биологии, решение задач по цитологии, решение задач по генетике, данные разделы делятся на темы, и каждая тема элективного курса является продолжением курса биологии. Основной тип занятий - практикум. Для наиболее успешного усвоения материала планируются различные формы работы с учащимися: разнообразные формы работы с текстом, тестами, выполнение творческих заданий. Для текущего контроля на каждом занятии учащимся рекомендуется серия заданий, часть которых выполняется в классе, а часть - дома самостоятельно. Для промежуточного контроля- 3 контрольные работы в форме ЕГЭ, и итогового контроля– зачет по курсу « Решение биологических задач в ходе подготовки к ЕГЭ» и проектная деятельность. Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса. Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем. Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения педагогической технологии личностно-ориентированного образования «ИСУД» (индивидуальный стиль учебной деятельности), (см. приложение 1).Технология ИСУД позволяет создать обучающую и развивающую среду, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков старшеклассников, обеспечивает им условия для формирования интереса к учению, максимальной творческой самостоятельности, активности.
В подготовке и проведении уроков данного курса используется технология здоровьесберегающего обучения и воспитания : создание психологического комфорта, санитарно-гигиенических условий, двигательной активности и других критериев, которые влияют на успешность в обучении.
Формой отчётности по изучению данного курса может быть:- Составление биологических задач, интеллект-карт, кроссвордов, создание презентаций, по темам элективного курса;
- Зачёт по решению задач базового уровня и повышенного;
- Контрольная работа по решению задач по материалам Единого Государственного экзамена по биологии 2017 года;
- Защита проектных работ.
В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса биологии, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену.
Биология как наука. Методы научного познания контролирует материал о достижениях биологии, методах исследования, обосновных уровнях организации живой природы.
Клетка как биологическая система содержит задания, проверяющие: знания о строении, жизнедеятельности и многообразии клеток; умения устанавливать взаимосвязь строения организмов, процессы, протекающие в них.
Организм как биологическая система контролирует усвоение знаний о закономерностях наследственности и изменчивости, об онтогенезе и воспроизведении организмов, о селекции организмов и биотехнологии, а также выявляет уровень овладения умениями применять биологические знания при решении задач по генетике.
Система и многообразие органического мира проверяются: знания о многообразии, строении, жизнедеятельностии размножении организмов различных царств живой природы и вирусах;умения сравнивать организмы, характеризовать и определять ихпринадлежность к определённому систематическому таксону.
Организм человека и его здоровье направлен на определение уровня освоения системы знаний о строении и жизнедеятельности организма человека.
Эволюция живой природы включены задания, направленные на контроль: знаний о виде, движущих силах, направлениях
и результатах эволюции органического мира; умений объяснять основные ароморфозы в эволюции растительного и животного мира, устанавливать взаимосвязь движущих сил и результатов эволюции.
Экосистемы и присущие им закономерности содержит задания, направленные на проверку: знаний об экологических
закономерностях, о круговороте веществ в биосфере; умений устанавливать взаимосвязи организмов в экосистемах, выявлять причины устойчивости, саморазвития и смены экосистем.
Резервное время – 2 часа
ТРЕБОВАНИЯ К УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ
Учащиеся должны знать:
- Алгоритмы решения задач, не входящие в обязательный минимум образования (базового и повышенного уровня сложности);
- Оформление задач на Едином Государственном экзамене по биологии;
Основные понятия молекулярной биологии, цитологии и генетики;
- Решать нестандартные биологические задачи, используя различные алгоритмы решения;
- Решать расчётные биологические задачи с применение знаний по химии и математике;
- Устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, пополнять и систематизировать полученные знания;
- Применять знания в новых и измененных ситуациях;
- Решать биологические задачи разных уровней сложности, соответствующие требованиям ВУЗов естественно-научного профиля;
- Пользоваться различными пособиями, справочной литературой, Интернет-источниками.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Методические пособия и дополнительная литература
Литература для учащихся .
П.М Бородин, Л.В. Высоцкая, Г.М. Дымшиц и др. Биология (общая биология), учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений; профильный уровень; 1 часть. – М.; Просвещение. - 2006.
Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина, Л.В. Высоцкая, П.М. Бородин. Общая биология: практикум для учащихся 10 – 11 кл. общеобразовательных учреждений; профильный уровень
Ярыгина В.Н.Биология для поступающих в ВУЗы. М. “Высшая школа”1998. 475с.
О.Б. Гигани. Общая биология, 9 – 11. таблицы, схемы. – М.; - Владос, - 2007
Каменский, А.Е. Крискунов, В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2005. – 367 с.
Жеребцова Е.Л. Биология в схемах и таблицах: Пособие для школьников и абитуриентов - СПб: Тригон, 2005. - 128 с. М: Дрофа, 2005. - 240 с.
Лемеза Н.А., Камлюк Л.В., Лисов Л.Д. Биология в вопросах и ответах. - М.: Рольф. 1999. – 496с.
Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в ВУЗы. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002. – 816с.
Киреева Н.М. Биология для поступающих в ВУЗы. Способы решения задач по генетике. – Волгоград: Учитель, 2003. – 50с.
Петросова Р.А. Основы генетики. Темы школьного курса. – М.: Дрофа, 2004. – 96с.
Multimedia – поддержка курса «общая биология»
Открытая биология (версия 2,6). Физикон, 2006
«Кирилл и Мефодий. 10 кл. Общая биология»
«Кирилл и Мефодий. 11 кл. Общая биология»
Основы общей биологии, 9 класс («1С:Образование», 2007)
Биология, 10 класс («1С:Образование», 2008)
Другие ЭОР на усмотрение учителя
Интернет-ресурсы
http://www .km .ru /education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
http://school-collection.edu.ru/catalog/search - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
https://bio-ege.sdamgia.ru/
http://window.edu.ru/window/ - единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернет по биологии.
http://www.5ballov.ru/test - тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии.
http://chashniki1.narod.ru/uchutil45.htm - Каталог ссылок на образовательные ресурсы Интернета по разделу "Биология".
Другие интернет- ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся
Ресурсы дистанционного обучения
http://www.informika.ru/- обучающих программ по биологии и химии.
http://testipobiologii.ucoz.ru/ - тесты по биологии от учителя биологии Муромцевой Юлии Владимировны (авторский персональный сайт)
http://www.ballov.net/login.php - тесты на странице электронного дневника ballov.net (авторские ресурсы)
Оборудование
Мультимедийный проектор
Компьютер Оргтехника
Интернет ресурс
Дидактические ресурсы кабинета биологии
Ресурс школьной библиотеки
ЭОР различного характера (см. выше)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/п | Тема | Кол-во часов | Вид деятельности | Дата |
РАЗДЕЛ 1 . МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЗМОВ (задания ЕГЭ по биологии: 1, 2, 7, 9-11, 19, 22 - 24, 26, 27) |
||||
Свойства живых систем. Живое вещество, его свойства. Уровни организации жизни. Методы биологии | Диагностика уровня параметров учебного успеха ученика | сентябрь |
||
Развитие и эволюция живого вещества. Онтогенез и филогенез. Законы и теории биологии | сентябрь |
|||
Классификации биосистем. Систематические категории и таксоны | Тестирование | сентябрь |
||
Бактерии, Простейшие, Грибы, и Лишайники | сентябрь |
|||
Многообразие и классификация растений и животных |
Покрытосеменные растения. Ткани растений. Строение и назначение органов растений. | ||||
Многообразие растений. Отделы споровых: мхи, папоротники, хвощи и плауны. Жизненные циклы споровых растений | Практикум по решению задач | |||
Семенные растения. Жизненные циклы семенных растений. Голосеменные | ||||
Отделы Покрытосеменных. Оплодотворение у цветковых растений. Семейства цветковых растений | ||||
Эволюция растительности. Направления эволюции. Взаимодействие растений и животных с факторами окружающей среды. Стратегии выживания организмов | ||||
Отличительные признаки животных. Многоклеточные животные | ||||
Типы беспозвоночных животных: Кишечнополостные, типы плоских, круглых и кольчатых червей, Моллюски | ||||
Классы типа Членистоногие - ракообразные, паукообразные, насекомые. Способы развития беспозвоночных на примерах отрядов насекомых | ||||
Классификация позвоночных животных. Хордовые животные. Характеристика классов амниот и анамний | ||||
Направления эволюции и адаптация животных к средам обитания. Биотические отношения животных. Значение животных в экосистемах | Практикум по решению задач | |||
РАЗДЕЛ 2. СИСТЕМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ ОТ КЛЕТКИ ДО БИОСФЕРЫ (задания ЕГЭ по биологии: 1, 3-8, 19, 22-24, 27, 28) |
||||
Строение и функционирование биосистем: клетка | Практикум по решению задач | |||
Жизнедеятельность клеток: обмен веществ. Брожение, его значение. Гетеротрофы. Экологические группы гетеротрофов | Практикум по решению задач | |||
Обмен веществ клеток, организмов. Фотосинтез - биосинтез углеводов. Фазы фотосинтеза | ||||
Распределение биомассы и функции живого вещества на Земле | Практикум по решению задач | |||
Жизнедеятельность биосистем. Размножение. | ||||
Воспроизведение клеток. ДНК. Митоз, мейоз - механизмы деления клеток. Фазы митоза и мейоза. Решение задач | Практикум по решению задач | |||
Воспроизведение организмов. Половое и бесполое размножение. Гаметогенез животных и человека. Циклы развития животных | Практикум по решению задач | |||
3. РАЗДЕЛ. ЭВОЛЮЦИЯ И ЭКОЛОГИЯ (задания ЕГЭ по биологии: 1, 11, 15, 16, 19, 22, 24,26) |
||||
Экология биосистем.Экологические факторы. Биоценозы и экосистемы. Разнообразие экосистем (биогеоценозов) | Практикум по решению задач | |||
Саморазвитие и смена экосистем. Устойчивость и динамика экосистем. Биологическое разнообразие | ||||
Условия устойчивого развития экосистем. Причины устойчивости и смены экосистем. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека | ||||
4. РАЗДЕЛ. АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА. (задания ЕГЭ по биологии: 1, 11, 12-14, 18, 20-26) |
||||
Строение и функционирование организма человека. Основные типы тканей человека. Опорно-двигательная система. Скелет. Мышцы | Практикум по решению задач | |||
Кровь, форменные элементы. Иммунитет. Свертывание. Сердце, регуляция его деятельности. Лимфатическая система | ||||
Дыхательная система | Практикум по решению задач | |||
Система пищеварения, строение и функции органов. Питательные вещества и их усвоение | ||||
Выделительная система. Почки: их строение и регуляция деятельности. Покровная система. Терморегуляция | Практикум по решению задач | |||
Строение нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга Спинной мозг и головной мозг. | ||||
Физиология высшей нервной деятельности. Вегетативная нервная система. Органы чувств (зрение, слух, чувство равновесия, вкус, обоняние и др.) | Практикум по решению задач | |||
Железы внутренней секреции. Половые железы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. | Практикум по решению задач | |||
МБОУ Климовская средняя общеобразовательная школа №1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ПО БИОЛОГИИ
« МНОГОЛИКАЯ БИОЛОГИЯ »
для 9 класса
на 2017/2018 учебный год
Учитель: Мельникова Ирина Викторовна
РАССМОТРЕНА | СОГЛАСОВАНА |
на заседании ШМО | Зам. директора по УВР |
протокол №1 от | |
Руководитель ШМО | |
М.П. Шайдукова | |
Планируемые результаты освоения элективного курса
В результате изучения элективного курса в 9 классе ученик должен :
называть
общие признаки живых организмов;
признаки царств живой природы, отделов рас тений, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных;
причины и результаты эволюции;
характеризовать
строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных;
деление клетки, роль клеточной теории в обо сновании единства органического мира;
строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организ мов; организма человека; лишайника как комп лексного организма;
обмен веществ и превращение энергии;
роль ферментов и витаминов в организме;
дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;
иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;
размножение, рост и развитие бактерий, гри бов, растений и животных, особенности размноже ния и развития человека;
вирусы как неклеточные формы жизни;
обосновывать
взаимосвязь строения и функций органов и сис тем органов, организма и среды;
родство млекопитающих животных и челове ка, человеческих рас;
особенности человека, обусловленные прямо хождением, трудовой деятельностью;
роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особен ности высшей нервной деятельности человека;
влияние экологических и социальных факто ров, умственного и физического труда, физкульту ры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм чело века и его потомство;
меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нару шения осанки, плоскостопия;
влияние деятельности человека на многообра зие видов растений и животных, на среду их обита ния, последствия этой деятельности;
роль биологического разнообразия, регулиро вания численности видов, охраны природных сооб ществ в сохранении равновесия в биосфере;
сравнивать
строение и функции клеток растений и животных;
организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов;
применять знания
о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращива- ния, мер охраны;
о строении и жизнедеятельности организма че ловека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;
о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хране- ния продуктов питания, профилактики отравле ний и заболеваний;
о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;
о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов;
делать выводы
о клеточном строении организмов всех царств;
о родстве и единстве органического мира;
об усложнении растительного и животного ми ра в процессе эволюции, о происхождении челове ка от животных;
Данный курс позволяет познакомить учащихся с новыми идеями и методами, расширить представления об изучаемом материале и, главное, рассмотреть важные теоретические вопросы по биологии.
Учащиеся должны познать свои силы и способности, с наибольшей отдачей реализовать свою инициативу, преумножить свои знания и умения- это то, что необходимо современному человеку.
В программу включены научные знания и наиболее ценный опыт практической деятельности человека.
Современная биология не может рассматриваться в отрыве от того социального фона на котором она развивается. Именно поэтому в последнее время на первый план выходит культурообразующая составляющая содержания образования, в соответствии с которой при отрыве знаний следует исходить из их знания в формировании общей культуры учащегося.
Степень обобщенности включенных в программу знаний соответствует поставленным в ней целям обучения и развития мышления школьников.
Программа даёт возможность проведения эвристических проб, что обеспечивается её содержанием и использованием в преподавании активных методов обучения.
Материал программы распределён во времени с учетом его достаточности для качественного изучения знаний и получения запланированных результатов; использования наиболее эффективных методов обучения.
Цели курса:
Поддержать интерес учащихся к биологии.
Определить готовность учащихся осваивать знания на повышенном уровне.
Создать условия для подготовки к экзаменам по биологии.
Данный курс решает задачи:
Углубить знания об особенностях строения, значения, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных, о неклеточных формах жизни; о взаимодействии генов и молекулярной генетике.
Формировать потребность в приобретении новых знаний и способов их получении путём самообразованию
Формирование навыков сотрудничества в процессе совместной работы, уважительного отношения к мнению оппонента в процессе дискуссии.
№п/п | Дата | Лаб. раб. | Часы |
|
Клеточное строение организмов- основа единства органического мира | ||||
Клетка растений и животных | Рассмотрение клеток растений и животных под микроскопом | |||
Бактерии- Прокариоты Формы, строение, значение бактерий. Меры борьбы с патогенными бактериями | ||||
Клетка грибов. Сходство растительной, животной и грибной клетки | Демонстрация клетки дрожжей и пеницилла. | |||
Ткани растений и животных | ||||
Органы и системы органов животных (внешнее строение) | ||||
Органы и системы органов животных (внутреннее строение) | ||||
Эволюция и классификация животного мира | ||||
Органы и системы органов человека | ||||
ЦНС. Строение и функции | ||||
Периферическая и вегетативная нервная система человека | ||||
Правильное питание и здоровый образ жизни человека | ||||
Решение задач на энергозатраты | ||||
Решение задач по генетике | ||||
Итоговый контроль в форме ОГЭ |
Тематическое планирование элективного курса по биологии 9 класс
Литература
Гуляев Г.В. « Задачник по генетике» (М.«Колос», 1980)
Жданов Н. В. «Решение задач при изучении темы: «Генетика популяций» (Киров, пед. инст., 1995)
Методическая разработка для уч-ся биологического отделения ВЗМШ при МГУ «Законы Менделя» (Москва, 1981)
Муртазин Г. М. «Задачи и упражнения по общей биологии (Москва, 1981г.)
Сборник задач по биологии (учебно-методическое пособие для поступающих в мед. инст.) Киров, 1998
1 Клеточное строение организмов- основа единства органического мира
2 Клетка растений и животных. Строение, сходство и отличие.
3 Бактерии -Прокариоты. Формы, строение и значение бактерий. Правила гигиены.
4 Клетка грибов. Строение и функции органоидов клетки. Сходство растительной, животной и клетки грибов.
5 Ткани растений и животных (группы тканей и их функции)
6 Органы и системы органов животных (внешнее строение).
Покровы тела, органы чувств.
7 Органы и системы органов животных (внутреннее строение)
8 Эволюция и классификация животного мира. Палеонтологические и
Профилактика вирусных заболеваний у человека.
15 Решение задач на энергозатраты
16 Решение задач по генетике
17 Итоговый контроль в форме ОГЭ. Решение КИМов по биологии ОГЭ.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1г. Макарьева Костромской области
Программа
Элективного курса
по биологии
«Общая биология»
Ступень обучения (класс) 10-11 класс
Количество часов 68
Уровень базовый
Составила:
учитель биологии
Чистякова Елена Руслановна
г.Макарьев 2014г
Пояснительная записка
Программа разработана на основе на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по биологии; кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по биологии; спецификации контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена по биологии.
Элективный курс «Общая биология» предназначен для учащихся 10-11 классов и рассчитан на 68 часов (1 час в неделю). Программа данного элективного курса рассчитана на два года обучения в 10 и 11 классе и имеет ряд особенностей. Она предусматривает:
1) использование разнообразных наглядных материалов – видеофильмов, слайдовых презентаций, фотоизображений, таблиц и схем в цифровом формате, которые сопровождают теоретический материал и способствуют своевременному закреплению знаний;
2) использование теоретического материала в электронной форме, который соответствует кодификатору элементов содержания контрольно-измерительных материалов ЕГЭ, что позволяет самостоятельно изучить материалы в случае пропуска занятий;
3) применение комплектов тестовых материалов и заданий, составленных по контрольно-измерительным материалам ЕГЭ по биологии и позволяющих проводить контроль и самоконтроль знаний по всем блокам содержания ЕГЭ,
4) дифференцированный подход к выпускникам при подготовке к ЕГЭ с учетом уровня их обучаемости, за счет повторения разделов биологии на базовом, повышенном и углубленном уровне.
Кроме того, при изучении курса используются задания, которые систематизированы по разделам, темам и типам, что позволяет эффективно контролировать степень усвоения как отдельных тем, так и всего курса в целом.
Цели курса:
1) повышение качества биологического образования на основе применения современных информационно-коммуникационных технологий.
2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации, умений по выполнению типовых заданий, применяемых в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ;
3) воспитание культуры труда при работе с цифровыми образовательными ресурсами, позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей.
Задачи курса:
1) повторение, закрепление и углубление знаний по основным разделам школьного курса биологии с помощью различных цифровых образовательных ресурсов;
2) овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий, находить и анализировать информацию о живых объектах;
3) формирование умения осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности с цифровыми образовательными ресурсами;
4) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения биологии, в ходе работы с различными источниками информации;
5) развитие самоконтроля и самооценки знаний с помощью различных форм тестирования;
6)
7) воспитание культуры труда при использовании компьютерных технологий, ответственного отношения к своему здоровью.
Планируемые результаты изучения курса
Выпускник должен знать:
Особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
Методы биологической науки для изучения клеток и организмов;
Составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
Особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;
Методы биологической науки при изучении организма человека;
Составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека;
Доказательства родства человека с млекопитающими животными;
Общие биологические закономерности, их практическую значимость;
Методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;
Составляющие проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; существенные признаки биологических систем и биологических процессов;
О влиянии деятельности человека на природу.
Выпускник должен уметь:
Соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
Проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
Использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений;
Выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
Осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
Находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
Выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
Использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха;
Проводить наблюдений за состоянием собственного организма;
Реализовывать установки здорового образа жизни;
Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
Находить в учебной и научно- популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;
Анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека;
Выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;
Аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.
Учебно-методическая литература
А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник. Общая биология. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2012
Пасечник В.В. Биология. Общая биология. 10 – 11 классы: рабочая тетрадь к учебнику А.А.Каменского, Е.А.Криксунова, В.В.Пасечника «Биология. Общая биология. 10 – 11 классы»/ В.В.Пасечник, Г.Г.Швецов. – 3 – е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013
Биология в таблицах, схемах и рисунках /Р.Г. Заяц (и др.). – Изд. 6 – е. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.
Красильникова Т. В. К54 Биология. 10-11 классы: Наглядный справочник. - К.; Х.: Веста, 2006. - 112 с.
КИМ ы, выпущенные в 2012 – 2014
Тематическое распределение количества часов
класс | № п/п | Разделы, темы | Количество часов |
Введение. | |||
Основы цитологии. | |||
Размножение и индивидуа- льное развитие (онтогенез) организмов. | |||
Основы генетики. | |||
Генетика человека. | |||
Основы учения об эволюции. | |||
Основы селекции и биотехнологии. | |||
Антропогенез. | |||
Основы экологии. | |||
Эволюция биосферы и человека. | |||
Работа с контрольно-измерительными заданиями. | |||
итого |
Пояснительная записка
(10 класс, 34 часа)
Программа элективного курса по биологии для 10 класса составлена в полном соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы автора В.В. Пасечника, полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.
На изучение биологии на базовом уровне в 10 классе отводится 34 часа, и поэтому элективный курс даёт возможность изучить программный материал в полном объёме, добавляя на изучение материала ещё 1 час.
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей :
освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
2. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения биологии на базовом уровне в 10 классе ученик должен
знать /понимать
основные положения биологических теорий (клеточная,); сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;;
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение,
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику ;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций,
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;
выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать : биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Введение (3 часа)
Место курса «Обшая биология» в системе естественнонаучных дисциплин. Методы исследования в биологии.Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живоц материи. Цели и задачи курса.
Демонстрация портретов учёных – биологов, схемы «Связь биологии с другими науками».
1. Основы цитологии (14 часов)
Химический состав клетки. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Органические вещества: углеводы, белки, липиды, нуклеиновые кислоты, АТФ, их строение и роль в клетке. Ферменты, их роль в регуляции процессов жизнедеятельности.
Строение прокариотической клетки. Строение эукариотической клетки. Основные компоненты клетки. Строение мембран. Строение и функции ядра. Химический состав и строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке.
Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Вирусы и бактериофаги. Вирус СПИДа.
Пластический и энергетический обмен. Основные этапы энергетического обмена. Отли-
чительные особенности клеточного дыхания. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его фазы, космическая роль в биосфере. Хемосинтез и его
значение в биосфере.
Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК – источник генетической информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование иРНК по матрице ДНК. Регуляция био-
Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.
Демонстрация микропрепаратов клеток растений и животных; модели клетки; опытов, иллюстрирующих процесс фотосинтеза; моделей РНК и ДНК, различных молекул и вирусных частиц; схемы путей метаболизма в клетке; модели – аппликации «Синтез белка».
Лабораторные работы
№1. Строение эукариотических (растительной, животной, грибной) и прокариотических (бактериальных) клеток.
2. Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов (5 часов)
Самовоспроизведение – всеобщее свойство живого. Митоз как основа бесполого размножения и роста ммногоклеточных организмов, его фазы и биологическое значение.
Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Сперматогенез. Овогенез. Оплодотворение. Особенности оплодотворения у цветковых растений. Биологическое
значение оплодотворения.
Понятие индивидуального развития (онтогенеза) организмов.
Демонстрация таблиц, иллюстрирующих виды бесполого и полового размножения, эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений, сходство зародышей позвоночных животных; схем митоза и мейоза.
3. Основы генетики (8 часов)
История развития генетики. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования. Фенотип и генотип. Цитологические основы генетических законов наследования.
Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Наследование признаков сцеплённых с полом.
Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцеплённое наследование признаков. Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцепление генов. Генетические карты хромосом.
Генотип как целостная система. Хромосомная (ядерная) и цитоплазматическая наследственность. Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование и сверхдоминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков. Плейотропия.
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Соматические и генеративные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций.
Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.
Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Статистические закономерности модификационной изменчивости. Управление доминированием.
Демонстрация моделей – аппликаций, иллюстрирующих законы наследственности, перекрёст хромосом; результатов опытов, показывающих влияние условий среды на изменчивость организмов; гербарных материалов, коллекций, муляжей гибридных, полиплоидных растений.
Практическая работа
Решение генетических задач.
4. Генетика человека (4 часа)
Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические данные о происхождении человека и человеческих расах. Характер наследования признаков у человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека. Генофонд популяции. Соотношение биологического и социального наследования. Социальные проблемы генетики. Этические проблемы генной инженерии. Генетический прогноз и медико – генетическое консультирование, их практическое значение, задачи и перспективы.
Демонстрация хромосомных аномалий человека и их фенотипические проявления.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
|
1. Введение (3ч.) |
|||
Методы исследования в биологии. | |||
Сущность жизни и свойства живого. | |||
Уровни организации живой материи. | |||
2. Основы цитологии (14ч.) | |||
Особенности химического состава клетки. | |||
Вода и её роль в жизнедеятельности клетки. | |||
Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки. | |||
Строение и функции белков. | |||
Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки. | |||
Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы. | |||
Строение клетки. Комплекс Гольджи. Эндоплазматическая сеть. Лизосомы. Клеточные включения. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения. | |||
Сходства и различия в строении эукариотических и прокариотических клеток. | |||
Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов. | |||
Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги. | |||
Энергетический обмен в клетке. | |||
Питание клетки. Автотрофное питание. Фотосинтез. Хемосинтез. | |||
Генетический код. Транскрипция. Трансляция. | |||
Регуляция транскрипции и трансляции в клетке. | |||
3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5ч.) |
|||
Митоз и амитоз.Мейоз. | |||
Формы размножения организмов. Бесполое размножение. Половое размножение. | |||
Развитие половых клеток. Оплодотворение. | |||
Онтогенез – индивидуальное развитие организма. | |||
Индивидуальное развитие. Эмбриональный период. Постэмбриональный период. | |||
4. Основы генетики (8 ч.) |
|||
История развития генетики. Гибридологический метод. Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание. | |||
Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. | |||
Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. | |||
Хромосомная теория наследственности. | |||
Взаимодействие неаллельных генов. | |||
Цитоплазматическая наследственность. | |||
Изменчивость. | |||
Виды мутаций. Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации. | |||
5. Генетика человека (4ч.) |
|||
Методы исследования генетики человека. | |||
Генетика и здоровье человека. | |||
Проблемы генетической безопасности. | |||
Общебиологические закономерности, проявляющиеся на клеточном и организменном уровнях. (обобщающий урок) | |||
11 класс
1. Пояснительная записка
(11 класс, 34 часа)
Программа элективного курса по биологии для 11 класса составлена в полном соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы автора В.В. Пасечника, полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.
На изучение биологии на базовом уровне в 11 классе отводится 34 часа, и поэтому элективный курс даёт возможность изучить программный материал в полном объёме, добавляя на изучение материала ещё 1 час.
В программе элективного курса нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (базовый уровень).
Элективный курс предназначен для изучения предмета «Общая биология». Программой предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней отражены задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодёжи.
В результате изучения предмета учащиеся старших классов приобретают знания об особенностях жизни как формах существования материи, роли физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации; о фундаментальных понятиях, связанных с биологическими системами; о сущности процессов обмена веществ, онтоге6нгза, наследственности и изменчивости, об основных теориях биологии – клеточной, хромосомной, эволюционной, теории наследственности; об основных областях применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.
Учащиеся научатся пользоваться общебиологическими закономерностями для объяснения вопросов происхождения и развития жизни на Земле; давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам; решать генетические задачи; работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять планы, конспекты, писать рефераты; владеть языком предмета.
Освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
Овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
Воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения биологии выпускник должен
знать /понимать
Основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
Строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
Сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
Вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
Биологическую терминологию и символику;
уметь
Объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
Описывать особей видов по морфологическому критерию;
Выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
Сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
Анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
Изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения предмета учащиеся должны:
Знать/понимать:
основные положения биологических теорий (эволюционная теория Ч.Дарвина);
строение биологических объектов: вида и экосистем (структура);
сущность биологических процессов: действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере;
биологическую терминологию и символику.
Уметь:
объяснять: взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушения развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
описывать особей видов по морфологическому признаку;
выявлять антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
анализировать и оценивать различные гипотезы существования жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях.
Использовать приобретенные ЗУН для:
соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), правил поведения в природной среде;
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами.
Тема 1 . Основы учения об эволюции (9 часов)
Ч.Дарвин и основные положения его теории. Вид, его критерии. Популяции. Генетический состав популяций. Изменение генофонда популяций. Борьба за существование и её формы. Естественный отбор и его формы. Видообразование. Макроэволюция, её доказательства. Главные направления эволюции органического мира.
Демонстрация живых растений и животных, гербарных экземпляров, коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных рстений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования; примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и поисхождения в процессе онтогенеза; схем, иллюстрирующих процессы видообразования и соотношение путей прогрессивной биологической эволюции.
Тема 2. Основы селекции и биотехнологии (3 часа)
Задачи и методы селекции. Селекция растений и животных. Искусственный отбор в селекции. Гибридизация как метод в селекции. Типы скрещиваний. Полиплоидия в селекции растений. Достижения современной селекции.
Микроорганизмы, грибы, прокариоты как объекты биотехнологии. Селекция микроорганизмов, её значение для микробиологической промышленности. Микробиологическое производство пищевых продуктов, витаминов, ферментов, лекарств и т.д. Проблемы и перпективы биотехнологии.
Генная и клеточная инженерия, её достижения и перспективы.
Демонстрация живых растений, гербарных экземпляров, муляжей, таблиц, фотографий, иллюстрирующих результаты селекционной работы; портретов известных селекционеров; схем, иллюстрирующих методы получения новых сортов растений и пород животных; таблиц, схем микробиологического производства, продуктов микробиологического синтеза.
Место человека в системе органического мира.
Доказательства происхождения человека от животных. Движущие силы антропогенеза. Биологические и социальные факторы антропогенеза. Основные этапы эволюции человека. Прародина человечества. Расселение человека и расообразование. Популяционная структура вида Homo sapiens. Адаптивные типы человека. Развитие материальной и духовной культуры, преобразование природы. Факторы эволюции современного человека. Влияние деятельности человека на биосферу.
Демонстрация моделей скелетов человека и позвоночных животных; модели «Происхождение человека» и остатков материальной культуры.
Экология как наука. Среда обитания организмов и её факторы (абиотические, биотичемские, антропогенные). Местообитание и экологические ниши. Основные типы взаимодействий (нейтрализм, аменсализм, комменсализм, протокооперация, мутуализм).Конкурентные взаимодействия. Внутривидовая и межвидовая конкуренция. Основные экологические характеристики популяции. Динамика популяции. Экологические сообщества. Структура сообщества. Взаимосвязь организмов в сообществах. Пищевые цепи. Экологические пирамиды. Экологические сукцессии. Влияние загрязнений на живые организмы. Основы рационального природопользования. Природные ресурсы, эколлогическое сознание.
Гипотезы о присхождении жизни. Креационизм, гипотеза панспермии. Современные представления о происхождении жизни. Гипотеза абиогенного происхождения жизни. Основные этапы происхождения жизни на Земле. Гипотеза биопоэза, симбиотического происхождения эукариотических клеток. Биосфера. Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу.
Тема 6. Работа с контрольно - измерительными материалами (4 часа)
Количество учебных часов – 34
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
Тема 1. Основы учения об эволюции (9 часов) |
||
Ч.Дарвин и основные положения его теории. | ||
Вид, его критерии. | ||
Популяции. | ||
Генетический состав популяций. Изменение генофонда популяций. | ||
Борьба за существование и её формы. | ||
Естественный отбор и его формы. | ||
Видообразование. | ||
Макроэволюция, её доказательства. | ||
Главные направления эволюции органического мира. | ||
Тема 2. Основные методы селекции и биотехнологии (3 часа) |
||
Методы селекции растений. | ||
Методы селекции животных. | ||
Селекция микроорганизмов. Современное состояние и перспективы биотехнологий. | ||
Тема 3. Антропогенез (4 часов) |
||
Положение человека в системе животного мира. | ||
Основные стадии антропогенеза. | ||
Движущие силы антропогенеза. | ||
Расы и их происхождение. | ||
Тема 4. Основы экологии (10 часов) |
||
Что изучает экология. | ||
Среда обитания организмов и её факторы. Местообитание и экологические ниши. | ||
Основные типы экологических взаимодействий. | ||
Основные экологические характеристики популяции. | ||
Экологические сообщества. | ||
Структура сообщества. Взаимосвязь организмов в сообществах. | ||
Пищевые цепи. Экологические пирамиды. | ||
Экологические сукцессии. | ||
Влияние загрязнений на живые организмы. | ||
Основы рационального природопользования. | ||
Тема 5. Эволюция биосферы и человек (4 часа) |
||
Гипотезы о происхождении жизни. Современные представления о происхождении жизни. | ||
Основные этапы развития жизни на Земле. | ||
Эволюция биосферы. | ||
Антропогенное воздействие на биосферу. | ||
Тема 6. Работа с контрольно – измерительными материалами (4 часа) |
||
31,32,33,34 | ||
Итого: 34 часа |
Пояснительная записка.
Предлагаемый курс направлен на закрепление, расширение и углубление знаний изученного материала по курсу 6–8 классов, развитие устойчивого интереса к биологии, расширение кругозора, поднятие общего культурного уровня учащихся. Программа составлена на основе требований базисного учебного плана и является дополнением к нему, рассчитана на 35 часов в год (час в неделю). Данный курс предусматривает изучение наиболее важных и сложных вопросов программы биологии. Он рассчитан на учащихся как основной, так и старшей ступени обучения и может оказать содействие в выборе дальнейшего профиля обучения. Основное внимание в курсе уделено изучению вопросов курса ботаники, так как материал по этому разделу изучается в неполном объеме, ввиду сокращения часов – 1 час в неделю. В ходе обучения учащиеся добывают необходимый материал из учебных книг и дополнительной литературы и используют полученные знания для составления обобщающих схем, таблиц, рисунков, творческих работ. В процессе изучения курса предусматривается выполнение практических работ. Закрепление изученного материала идет через составленные схемы, рисунки и таблицы. При всей информативности этих занятий они не требуют сложного оборудования и могут быть полезны при организации исследовательской работы.
Место курса в системе профильной подготовки.
Элективный курс “Основные вопросы биологической науки” предназначен как для предпрофильной (9-х класс), так и для профильной подготовки учащихся 10классов. Данный курс рассматривает наиболее важные вопросы биологической науки школьной программы гораздо шире и глубже. Это дает возможность учащимся 9-х классов лучше подготовиться к государственной итоговой аттестации и определиться с выбором профиля в 10 классе, а для учащихся 11-х – подготовиться к ЕГЭ по данному предмету и иметь базу знаний при обучении в вузе. Занятие предусмотрено проводить один раз в неделю. Курс рассчитан на 35 учебных часов. При необходимости общее количество может быть увеличено.
Цель курса: Формирование, обобщение и расширение знаний по курсу биологии, развитие целостного представления о живых организмах и их месте в биосфере.
Задачи курса:
- Расширение и углубление знаний по некоторым вопросам курса биологии.
- Обеспечение условий для нахождения необходимого материала по изучаемой теме.
- Формирование умений отбора необходимого материала и составление схем, таблиц и рисунков.
- Развитие навыков исследовательской деятельности и умений предоставлять результаты исследований.
- Развитие коммуникативной активности учащихся.
- Содействие профессиональной ориентации учащихся.
Основные требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать:
* строение клеток бактерий, грибов, растений и животных;
* особенности тканей растительного и животного организма;
* основные способы питания организмов;
* механизм процесса фотосинтеза и его роль;
* строение корня и механизм всасывания воды и минеральных веществ;
* механизм перемещения питательных веществ по организму;
* строения цветка и особенности двойного оплодотворения;
* основные эволюционные изменения у растений и животных и их причины;.
* обмен веществ и его роль.
Учащиеся должны уметь:
*объяснять причину эволюционных изменений;
* уметь сравнивать строение организмов, клеток и устанавливать черты сходства и
различия;
*работать с дополнительной литературой и сетью Интернет и отбирать необходимый
материал;
*приготовить микропрепарат и работать с микроскопом;
*проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы на основе полученных
результатов.
Методическое и техническое обеспечение курса:
*таблицы, рисунки, схемы, фотоматериалы, видеоматериалы;
*компьютерное сопровождение;
*материалы и оборудования для проведения лабораторных и практических работ;
*учебно-методические и учебно-наглядные пособия.
Методы организации обучения:
* словесный;
* наглядный;
* практическая деятельность;
* познавательный;
* исследовательский.
Формы организации обучения:
*лекционно-семинарская форма занятий;
* самостоятельная работа с дополнительной литературой;
* проведение лабораторных работ;
* работа в малых и больших группах;
* подготовка докладов, презентаций4
* защита творческих работ.
Введение (1 час).
Биология – наука о живых организмах. Царства органического мира и их многообразие. Роль организмов в природе. Основные направления применения биологических знаний.
Лабораторные работы.
№ 1 “Знакомство с многообразием органического мира”.
Клетка и ткани организмов (8 часов).
Клетка – основная структурная единица организма. Строение растительной клетки, ее органоиды. Строение и роль органоидов. Особенности клеток грибов, бактерий и животных. Понятие о тканях и их происхождение и развитие. Разнообразие тканей растений и животных, их особенности и значение для организма. Жизнедеятельность клеток. Рост, развитие и деление клеток. Способы деления клеток. Дыхание и питание клеток. Обмен веществ.
Лабораторные работы:
№ 2 Рассматривание клеток бактерий, кожицу лука, элодеи, клетки слизистой
ротовой полости человека.
№ 3 Рассматривание клетки гриба мухомора.
№ 4 Знакомство с тканями растительного организма
№ 5 Знакомство с тканями животного организма
№ 6 Митоз клеток корешка лука
№ 7 Плазмолиз и деплазмолиз клеток кожицы лука
Царства живой природы (3 часа)
Понятие о систематике растений и животных. Основные царства органического мира и их особенности. Общая характеристика бактерий, грибов, растений и животных и особенности их строения
Способы питания организмов (4 часа).
Обмен веществ и энергией с окружающей средой. Пластический и энергетический обмен веществ. Основные способы питания организмов. Автотрофное питание. Строение клеток листа и хлоропластов. Механизм процесса фотосинтеза. Световая и темновая фазы фотосинтеза. Хемосинтез. Гетеротрофное питание организмов.
Лабораторные работы.
№ 8 Рассматривание клеток мякоти листа.
Корень и его роль (2 часа).
Строение корня и его роль. Типы корневых систем. Корневые волоски и их роль в процессе всасывания минеральных веществ и воды. Осмотическое свойство клеток корня. Роль корневого давления.
Лабораторные работы.
№ 8 Изучение внешнего строения корня у проросших семян фасоли и пшеницы.
Стебель и его роль (2 час).
Роль стебля. Строение стебля однодольных и двудольных растений. Восходящий и нисходящий ток. Сосуды и ситовидные трубки. Перемещение питательных веществ по стеблю.
Лабораторные работы.
№ 9 Поперечный срез древесного стебля.
№ 10 Перемещение воды и минеральных веществ по стеблю.
Строение цветка и его роль (5 часа).
Цветок – генеративный орган. Строение цветка. Строение главных органов цветка. Особенности гинецеев. Зигоморфные и актиноморфные цветки. Соцветия, виды соцветий. Опыление растений и виды опыления. Двойное оплодотворение у растений и развитие плода.
Лабораторные работы.
№ 11 Изучение строение цветка по моделям и живым экземплярам.
№ 12 Виды соцветий и их особенности.
Многообразие цветковых растений (5 часов).
Особенности однодольных и двудольных растений. Основные семейства и их особенности. Представители семейств.
Лабораторные работы.
№ 13 Определение растений по определительным карточкам.
Эволюционные изменения в развитие растительного мира (3 часа).
Эволюционный процесс. Основные причины усложнения строения растений в процессе эволюции у низших и высших растений. Основные ароморфозы водорослей, мхов, папоротников, хвощей, плаунов, голосеменных и цветковых растений.
Защита творческих работ (2 урока).
Учебно-тематическое планирование (35 часов).
Название темы и урока | Кол-во часов | Лабораторные работы | Контрольные работы, итоговые работы |
Введение
Урок № 1. Многообразие органического мира. Роль живых организмов. Клетки и ткани организмов Урок № 2. Клетка – основная структурная единица организма. Строение растительной клетки. Урок № 3. Особенности строения органоидов и их роль. Урок № 4. Особенности клеток грибов, бактерий и животных. Урок № 5. Ткани. Особенности тканей растительного организма и их роль. Урок № 6. Особенности тканей животного организма и их роль. Урок № 7. Основные процессы жизнедеятельности клетки. Способы деления клеток. Урок № 8. Механизм обмена веществ. Урок № 9. Обобщающий урок. Царства живой природы Урок № 10. Систематика растений и животных. Урок № 11. Основные царства органического мира. Особенности бактерий
и грибов. Урок № 12. Особенности растений и животных. Способы питания организмов Урок № 13. Обмен веществ и энергии с окружающей средой. Пластический и энергетический обмен. Урок № 14. Основные способы питания организмов. Автотрофный способ питания.Строение клеток листа и хлоропластов. Урок № 15. Механизм процесса фотосинтеза и хемосинтеза. Урок № 16. Гетеротрофный способ питания Корень и его роль Урок № 17. Строение корня и его роль. Урок № 18. Типы корневых систем. Механизм всасывания минеральных веществ и воды. Стебель и его роль Урок № 19. Роль стебля. Строение стебля однодольных и двудольных древесных растений. Урок № 20. Перемещение питательных веществ по стеблю. Строение цветка и его роль Урок № 21. Строение цветка. Урок № 22. Особенности гинецеев. Урок № 23. Соцветия, виды соцветий. Урок № 24. Виды опылений. Урок № 25. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Многообразие цветковых растений Урок № 26. Особенности однодольных и двудольных растений. Урок № 27. Особенности растений семейства злаковых и лилейных. Урок № 28. Особенности растений семейства розоцветных, крестоцветных, бобовых. Урок № 29. Особенности растений семейства пасленовых, сложноцветных. Урок № 30. Практическое занятие “Определение растений по определительным карточкам”. Эволюционные изменения в развитие растительного мира Урок № 31. Эволюционный процесс. Основные причины усложнения в строение растений. Урок № 32. Основные ароморфозы водорослей, псилофитов, мхов, плаунов, хвощей, папоротников, голосеменных и цветковых растений. Урок № 33. Жизненный цикл развития растений. Защита творческих работ |
1 час | л/р № 2.
Знакомство с многообразием организмов. л/р № 2. Рассматривание клеток бактерий, кожицы лука, элодеи, клетки слизистой оболочки. л/р № 3. Рассматривание гриба мухомора л/р № 4 Знакомство с тканями растительного организма л/р № 5 Знакомство с тканями животного организма л/р № 6 Митоз клеток корешка лука л/р № 7 Плазмолиз и деплазмолиз клеток кожицы лука л/ р № 8 Клетки мякоти листа л/р № 9 Поперечный срез древесного стебля л/р №10 Перемещение минеральных веществ и воды по стеблю л/р № 11 Изучение строения цветка по моделям и живым экземплярам л/р №12 Виды соцветий и их особенности |
Контрольная работа “Органоиды клеток” |
В последние годы мы стали свидетелями качественных изменений, которые происходят в сфере отечественного образования. При реализации документов государственного значения, включая комплексный Проект стандарта общего образования второго поколения и Документ о приоритетной инициативе Президента «Наша новая школа» наблюдается интенсивное обновление общеобразовательного процесса. Оно связывается с достижением новых образовательных результатов на основе выделения фундаментального ядра различных предметов, усиления их культурологической направленности, реализации принципов вариативности и адаптивности по отношению к интересам, потребностям и способностям школьников, что выходит за рамки обязательных программ.
В современных условиях ускоренного развития техники и технологий, а, в связи с этим, возникшей потребностью в получении подрастающим поколением соответствующих профессий, заметно возрастает роль предметов естественнонаучного цикла, среди которых особое место занимает биология. Именно она является своего рода средством, обеспечивающим формирование полноценных представлений о многообразии живых систем, их структуре и функционировании, роли в природе и значении для человека.
Один из путей расширения возможности ученика выстраивать индивидуальную образовательную траекторию - создание сети элективных курсов. Обучение в рамках элективных курсов направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса, при котором должны максимально учитываться интересы, склонности и способности обучающихся. Разнообразие элективных курсов по биологии открывает широкие возможности для творчества учителя и выбора учащихся.
При разработке элективного курса по биологии, нужно соотнести уровень базового и профильного предмета, выделив основные знания и умения, обратив внимание на недостаточно раскрытые темы.
Можно условно выделить следующие типы элективных курсов по биологии:
Элективные курсы, задача которых – углубление и расширение знаний по биологии, входящих в базисный учебный план школы.
Элективные курсы повышенного уровня сложности, направленные на углубленное изучение биологии. Выбор такого элективного курса позволит изучить предмет не на профильном, а на углубленном уровне. В этом случае все разделы курса биологии углубляются более или менее равномерно.
Элективные курсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, входящие в обязательную программу.
Прикладные элективные курсы по биологии, цель которых – знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике.
Элективные курсы, посвященные изучению методов познания природы и общества.
Элективные курсы, посвященные истории предмета.
Элективные курсы, не входящие в базисный учебный план, различаются целями и содержанием, но во всех случаях они должны соответствовать запросам учащихся, которые их выбирают.
Исходя из традиций нашего образовательного учреждения, эколого-валеологическое направление воспитательной и образовательной подготовки обучающихся является одним из основных, в связи с этим в школе накоплен значительный опыт по реализации программ, направленных на эколого-валеологическое воспитание обучающихся. Кадровый состав учителей-предметников соответствует необходимым квалификационным требованиям, а также имеется соответствующая материально-техническая база для проведения элективных курсов по углублённому изучению биологии и экологии.
Введение элективных курсов по биологии и экологии в образовательную программу школы также обусловлено потребностью обучающихся, определяющих круг интересующих предметов по выбору. Ежегодно обучающиеся 9-11 классов выбирают биологию в качестве предмета для углублённого изучения, что связано с выбором профиля обучения в будущем. Курсы по выбору могут выполнять следующие функции:
Поддержание изучения основных профильных предметов на заданном уровне. Это можно достигнуть через насыщение профильного курса, изучаемого на данной ступени школьного биологического образования, дополнительными курсами, расширяющими и углубляющими содержание профильного (например, курсы «Решение задач по биологии», «Основы наследственности»).
Обеспечение внутрипрофильной специализации за счёт ведения курсов разной направленности и содержания, которые могут помочь школьникам в выборе более конкретной области познавательной деятельности в рамках той или иной научной дисциплины (например, курсы «Экология растений», Экология животных», «Экология человека»).
Построение индивидуальной образовательной траектории, развитие интересов и профориентационных устремлений школьников. Это должно помочь осознать им свои возможности, интересы, предпочтения и оценить правильность своего будущего профессионального выбора. Эту функцию выполняют курсы «Основы экологии», «Твоё здоровье», «Этология», «Основы цитологии».
Обеспечение возможности использования дополнительного времени на изучение биологии в связи с сокращением часов на изучение профильного предмета (1 час в неделю на изучение ботаники в 6 классе, 1 час в неделю на изучение общей биологии в 10 и 11 классах).
При формировании элективных курсов учитываются следующие принципы:
Соответствие методологическим принципам современного биологического образования, на основе которых у школьников должны сформироваться системное мышление и целостная научная картина мира.
Научность изложения материала.
Расширение рамок и углубление действующих образовательных курсов.
Практическая направленность.
Интегративный характер (освобождение от дублирования в изучении тем в смежных школьных дисциплинах).
Адресный характер (личностная эффективность).
Развивающий характер (способствуют развитию познавательной самостоятельности, творчества, исследовательских умений и навыков).
Учёт возрастных особенностей (совмещение логики развития личности и логики развёртывания учебного материала, приоритет в логике развития личности).
Учёт региональных особенностей (заинтересованность в знаниях).
Профессиональная направленность (облегчение процесса выбора будущей профессии).
Элективные курсы должны вводиться постепенно с чередованием, что обеспечит обдуманное изучение и возможность осознания обучающимися необходимости или ненадобности данных курсов. Ребёнок должен избегать «навязывания» школьного профиля обучения и отдельных элективных курсов. Обучающиеся должны иметь право выбора и постоянного поиска своего пути. Причём нужно это делать раньше, чем начинается предпрофильная подготовка.
В высыпающемся меню Вы найдете интересные программы элективных курсов по биологии.