Ответственность за совершение налогового правонарушения. О созыве и проведении общего собрания членов некоммерческого партнерства «палата профессиональных бухгалтеров и ауди…

8.2.1. Система ответственности
за нарушение налогового законодательства

Выполнение обязанности платить законно установленные налоги и сборы обеспечивается мерами принуждения.

Нарушение законодательства о налогах и сборах – противоправное, виновное действие (бездействие), которым не исполняются или ненадлежащим образом исполняются обязанности, нарушаются права и законные интересы участников налоговых отношений и за которые установлена юридическая ответственность.

Различают правовосстановительные и карательные меры, предусмотренные за нарушение налогового законодательства (см. рис. 8.1).

Правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов, а также возмещение ущерба от их несвоевременной и неполной уплаты. К таким мерам относится взыскание пени и недоимки . Взыскание недоимки и пени не является наказанием за налоговое правонарушение.

Пеня – денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика. Принудительное взыскание пеней с организаций производится в бесспорном порядке, а с физических лиц – в судебном порядке.

Карательные меры принуждения возлагают на нарушителей налогового законодательства в качестве наказания дополнительные выплаты в виде денежных взысканий (штрафов). За наиболее тяжкие правонарушения – преступления – установлены наказания в виде лишения права занимать определенные должности, лишения свободы и др.

Рис. 8.1. Ответственность за нарушение налогового законодательства

Конкретные виды и размеры ответственности участников налоговых отношений устанавливаются в ряде нормативных актов. Так, главой 16 Налогового кодекса РФ установлены меры ответственности на налоговые правонарушения, в гл. 15 НК РФ об административных нарушениях предусмотрены виды ответственности за административные правонарушения в области налогов и сборов. Ответственность за налоговые преступления установлена Уголовным кодексом РФ.

8.2.2. Виды налоговых правонарушений и налоговые санкции

Меры административной ответственности за нарушение налогового законодательства – налоговые санкции – установлены в гл. 16 НК РФ (табл. 8.1). Основанием административной ответственности, установленной Налоговым кодексом РФ, служит налоговое правонарушение как вид административного правонарушения.

Таблица 8.1

Налоговые санкции

Вид налогового правонарушения

Налоговая санкция

Статья НК РФ

Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 116 НК РФ

5 тыс. руб.

Нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 календарных дней

10 тыс. руб.

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе

10 % от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 тыс. руб.

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более 90 календарных дней

20 % доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет, но не менее 40 тыс. руб.

Нарушение налогоплательщиком установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии счета в каком-либо банке

5 тыс. руб.

Непредставление налогоплательщиком в установленный срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, если с момента наступления этого срока не прошло 180 дней

5 % суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % от указанной суммы и не менее 100 р.

Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации

30 % суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 % суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня

Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода

Вид налогового правонарушения

Налоговая санкция

Статья НК РФ

Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода

Грубые нарушения организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если они повлекли занижение налоговой базы

10 % от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 руб.

Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия)

20 % от неуплаченной сумм налога (сбора)

Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), совершенные умышленно

40 % от неуплаченных сумм налога

Неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом

20 % от суммы, подлежащей перечислению

Несоблюдение установленного порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест

Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов или иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах

50 руб. за каждый непредставленный документ

Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного ст. 135.1 НК РФ

Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля

Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний

Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки

Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода

Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК

Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК это лицо должно сообщить налоговому органу (при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК) совершенное повторно в течение календарного года

Нарушение установленного порядка регистрации в налоговых органах игровых столов, игровых автоматов, касс тотализаторов, касс букмекерской конторы либо порядка регистрации изменений количества названных объектов

Трехкратный размер ставки налога на игорный бизнес, установленный для соответствующего объекта налогообложения

Деяния, предусмотренные ст. 129-2.1, совершенные более 1 раза

Шестикратный размер ставки налога на игорный бизнес, установленный для соответствующего объекта налогообложения

* Под грубым нарушением правил учета доходов расходов и объектов понимается отсутствие первичных документов, регистров бухгалтерского учета, систематическое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ.

8.2.3. Административные правонарушения
в области налогов и сборов

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административной ответственности подлежат должностные лица в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом согласно ст. 2.4. КоАП следует понимать лицо:

  • постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т. е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него;
  • выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Так, например, законные представители организации привлекаются к административной ответственности в виде штрафа за административные правонарушения в области налогов и сборов на основании ст. 15.3–15.9, 15.11 КоАП РФ (табл. 8.2).

Следует отметить, что административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц в ст. 15.4–15.9, 15.11 КоАП не применяется к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Под грубым нарушением правил ведения бухучета и представления бухгалтерской отчетности понимается:

  • искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 %;
  • искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 %.

Таким образом, лица, виновные в нарушении налогового законодательства привлекаются к административной и уголовной ответственности.

Таблица 8.2

Административные правонарушения в области налогов и сборов
в соответствии с КоАП РФ

Вид административного правонарушение (статья КоАП)

Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда (ст. 15.3.1)

На должностных лиц 5–10 МРОТ

Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда (ст. 15.3.2)

На должностных лиц 20–30 МРОТ

Нарушение установленного срока представления в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации (ст. 15.4)

На должностных лиц 10–20 МРОТ

Нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета (ст. 15.5)

На должностных лиц 3–5 МРОТ

Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде (ст. 15.6.1)

На граждан

на должностных лиц 3–5 МРОТ

Непредставление должностным лицом органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, выдачу физическим лицам лицензий на право занятия частной практикой, регистрацию лиц по месту жительства, регистрацию актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним, либо нотариусом или должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия, в установленный срок в налоговые органы сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде (ст. 15.6.2)

Открытие банком или иной кредитной организацией счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда (ст. 15.7.1)

На должностных лиц 10–20 МРОТ

Открытие банком или иной кредитной организацией счета организации или индивидуальному предпринимателю при наличии у банка или иной кредитной организации решения налогового органа либо таможенного органа о приостановлении операций по счетам этого лица (ст. 15.7.2)

На должностных лиц 20–30 МРОТ

Нарушение банком или иной кредитной организацией установленного срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора (взноса), а равно инкассового поручения (распоряжения) налогового органа, таможенного органа или органа государственного внебюджетного фонда о перечислении налога или сбора (взноса), соответствующих пеней и (или) штрафов в бюджет (государственный внебюджетный фонд) (ст. 15.8)

На должностных лиц 40–50 МРОТ

Осуществление банком или иной кредитной организацией расходных операций, не связанных с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством РФ преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет (внебюджетный фонд), по счетам налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента, сборщика налогов и (или) сборов или иных лиц при наличии у банка или иной кредитной организации решения налогового органа, таможенного органа или органа государственного внебюджетного фонда о приостановлении операций по таким счетам (ст. 15.9)

На должностных лиц 20–30 МРОТ

Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов (ст. 5.11)

На должностных лиц 20–30 МРОТ

8.2.4. Уголовная ответственность за налоговые преступления

Ответственность за нарушения в сфере налогообложения, содержащие признаки уголовного преступления предусмотрена ст. 194, 198 и 199 УК РФ.

Согласно ст. 14 УК РФ под преступлением понимается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания.

Для того чтобы называться преступлением, деяние должно:

  • быть общественно опасным;
  • проводиться в форме, предусмотренной и запрещенной уголовным законодательством и вызывающей определенного рода последствия;
  • совершаться виновно, т. е. определенным моральным и интеллектуальным отношением субъекта к своему действию и его последствиям.

Если в каком-то деянии присутствуют все указанные выше признаки, но деяние совершено лицом, не подлежащим уголовной ответственности, уголовное дело не будет возбуждено.

Состав преступления в совокупности образуют объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона преступления. Отсутствие одного из элементов состава преступления является обстоятельством, исключающим возможность производства по уголовному делу. Налоговые составы содержатся в гл. 22 УК РФ «Преступления в сфере экономической деятельности». В этой связи объектом данных преступлений являются отношения в сфере товарно-материального обращения. Объективная сторона состоит из действия (бездействия), негативных последствий – нанесение материального ущерба государству, а также причинно-следственной связи между ними, которая означает, что наступление негативных последствий вызвано действиями преступника.

Следует отметить, что не все способы уклонения от уплаты налогов признаны преступными. Кроме того, налоги, уплачиваемые юридическими и физическими лицами, исчисляются по-разному. В этой связи в УК РФ предусмотрены отдельные статьи за уклонение от налогов физических и юридических лиц.

В соответствии с российским законодательством субъектом налогового преступления признаются только физические лица. Причем уголовной ответственности подлежат только вменяемые физические лица (ст. 19 УК РФ), достигшие 16-летнего возраста (ст. 20 УК РФ). Субъективной стороной налогового преступления выступает умышленное деяние физического лица, поскольку неосторожными признаются лишь те преступления, для которых данную форму вины допускают соответствующие статьи Особенной части УК РФ (ст. 24).

Основным видом налоговых преступлений как в России, так и за рубежом, является уклонение от уплаты налогов. Способом уклонения, как правило, выступает непредставление достоверной информации об объекте налого обложения. Таким образом, преступными признаются недекларирование или несвоевременное декларирование доходов. Однако наиболее серьезным считается деяние по искажению сведений, вносимых в налоговую декларацию.

Виды налоговых преступлений и наказаний за их совершение, предусмотренных УК РФ, приведены в табл. 8.3.

Таблица 8.3

Уголовные правонарушения в области налогов и сборов
в соответствии с УК РФ

Преступление

Наказание

Статья УК РФ

крупном размере

Штраф в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет,

либо арест на срок от 4 до 6 месяцев ,

либо лишение свободы на срок до 1 года

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в особо крупном размере

Штраф в размере от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 мес. до 3 лет;

либо лишение свободы на срок до 3 лет

Крупным размером в ст. 198 признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 100 тыс. 10 % 300 тыс. руб.

Особо крупным размером признается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 тыс. 1500 тыс. руб.

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере

Штраф в размере от 100 тыс. до 300 тыс.

либо арест на срок от 4 до 6 мес. ;

либо лишение свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового

То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) в особо крупном размере

Штраф в размере от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет;

либо лишение свободы на срок до 6 лет

Крупным размером в ст. 199 УК признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1500 тыс. руб.

Особо крупным размером – сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 7500 тыс. руб.

Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере

Штраф в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет;

либо обязательные работы на срок от 180 до 240 часов ;

либо лишение свободы на срок до 2 лет

То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору

г) в особо крупном размере

Штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет

либо лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового

Уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей превышает 500 тыс. руб., а в особо крупном размере – 1500 тыс. руб.

Вопросы для самопроверки к теме 8.2

  1. Какие меры ответственности предусмотрены за нарушение налогового законодательства?
  2. Что является мерой ответственности за налоговое правонарушение?
  3. Назовите основные правонарушения, совершаемые налогоплательщиками, предусмотренные НК РФ.
  4. Перечислите налоговые санкции, предусмотренные НК РФ за налоговые правонарушения.
  5. В каких случаях применяются налоговые санкции?
  6. Какой штраф предусмотрен за нарушение налогоплательщиком сроков постановки на налоговый учет?
  7. Что понимается под грубым нарушением правил ведения бухучета и представления бухгалтерской отчетности?
  8. Какие виды административной ответственности предусмотрены за правонарушения в области налогов и сборов?
  9. Объясните порядок привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления.
  10. Что понимается под уклонением от уплаты налогов в крупных и особо крупных размерах?

Библиография к теме 8.2

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. Федеральный закон от 05.08.2000 г. №117-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Федеральный закон РФ от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 13.06.1996 г. № 64-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
  4. О налоговых органах в Российской Федерации. Федеральный закон от 21.03.1991 г. №943-1.
  5. Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе. Постановление Правительства РФ от 30.09.2005 г. № 506.
  6. Брызгалин А. В., Берник В. Р., Головкин А. Н. Налоговая ответственность. Применение гл. 16 Налогового кодекса РФ «Виды налоговых правонарушений». Сложные вопросы (из практики налогового консультирования) / Под ред. к.ю.н. А. В. Брызгалина. – Екатеринбург: Издательство «Налоги и финансовое право», 2005.
  7. Балабин В. И. Налоговое право: теория, практика, споры. - М.: Книжный мир, 2000.
  8. Климовский Р. В. Защита прав налогоплательщика. – М.: Эксмо, 2005.
  9. Кривова И. С., Малумов А. Ю. Как выиграть налоговый спор. – М.: Главбух, 2005.
  10. Ларичев В. Д., Бембетов А. П. Налоговые преступления. М.: Экзамен, 2001.
  11. Налоги и налогообложение. 5-е изд. / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской – СПб: Питер, 2006.
  12. Налоговое право России: Учебник для вузов / Отв. Ред. д.ю.н., проф. Ю. А. Крохина. 2-е изд., перераб. – М.: Норма, 2005.
  13. Налоговое право: Учебник / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2004.
  14. Пансков В. Г. Налоги и налоговая система в РФ: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2005.
  15. Петрова Г. В. Налоговое право: Учебник для вузов. - М.: ИНФРА-М - НОРМА, 1997.
  16. Платонова Л. В. Налоговая преступность. Социально-психологическая и криминологическая характеристики. – М.: Норма, 2005.
  17. Платонова Л. В. ОВД проверяет налогоплательщиков: организационно-правовые аспекты. – Спб.: Питер, 2005.
  18. Соловьев И. Н. Налоговые преступления: практика работы налоговых органов и судов. М.: Антропософия, 2002.
  19. Толкушин А. В. Налоги и налогообложение: Энциклопедический словарь. – М.: Юристъ, 2000.
  20. Финансы: Учебник / Под ред. проф. М. В. Романовского, проф. О. В. Врублевской, проф. Б. М. Сабанти. – 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Юрайт-Издат, 2006.
  21. Энциклопедия налоговых ошибок. 2-е изд. – М.: ООО «Статус-Кво 97», 2005.
  22. Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. Изд. 2-e, перераб. и доп.– М.: ИНФРА-М, 2001.

В.В. Зиновьев,
ФСНП России,

Е.В. Кирилюк,
советник налоговой службы I ранга

Борьба с налоговыми правонарушениями является одним из важнейших факторов обеспечения устойчивого роста налоговых поступлений в бюджетную систему страны.

Мобилизация резервов для повышения налоговых поступлений должна проводиться комплексно, с учетом законодательно-нормативных и организационных аспектов существующих экономических проблем, необходимости приведения принципов российского законодательства о налогах и сборах в соответствие с принципами налогообложения, принятыми в международной практике, а также повышения ответственности за преступления и административные правонарушения.

Проводимая в стране налоговая реформа направлена на создание целостной системы законодательства о налогах и сборах, дальнейшую стабилизацию и развитие экономики, развитие предпринимательской деятельности населения, ликвидацию теневой экономики, а также привлечение в страну иностранного капитала.

Решение этих глобальных задач возможно при реализации комплекса мер, позволяющих установить справедливый налоговый порядок, ослабить налоговое бремя для предприятий, занятых в сфере материального производства и являющихся исправными плательщиками налогов, и в то же время усилить ответственность за налоговые правонарушения юридических и физических лиц, которые уклоняются от налогообложения.

Осуществление налогового контроля возложено на налоговые органы - МНС России и его подразделения на региональном и местном уровнях. Полномочиями налоговых органов наделены также таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основной задачей налоговых органов является осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, установленных законодательством Российской Федерации.

Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Органы государственных внебюджетных фондов пользуются правами и несут обязанности налоговых органов только в случае, если законодательством о налогах и сборах на них возложены обязанности по налоговому контролю (в отношении налогов, уплачиваемых в государственные социальные внебюджетные фонды).

Особое место среди органов государственной власти, участвующих в борьбе с нарушениями законодательства о налогах и сборах, занимают федеральные органы налоговой полиции.

Федеральные органы налоговой полиции являются правоохранительными органами и составной частью сил обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. Они выполняют функции по преду-преждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями, а также иные функции, возложенные на них Законом РФ от 24.06.1993 N 5238-1 «О федеральных органах налоговой полиции».

Правовой основой деятельности налоговых органов и федеральных органов налоговой полиции является законодательство о налогах и сборах, а также законодательные и другие нормативные правовые акты, регулирующие деятельность указанных органов.

Для осуществления эффективного налогового контроля государство наделило налоговые органы достаточно широкими, но жестко очерченными правами и полномочиями. Так, в соответствии со ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) при соблюдении условий, указанных в данном Кодексе, налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика или налогового агента документы и пояснения; проводить налоговые проверки; производить выемку документов при проведении налоговых проверок; вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов; приостанавливать операции по счетам; осматривать (обследовать) любые производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию имущества; определять суммы налогов, подлежащие внесению в бюджет (внебюджетные фонды); требовать устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований; взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также пени; контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам; требовать от банков документы; привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков; вызывать свидетелей; заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия лицензий; создавать налоговые посты; предъявлять иски в суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Налоговые органы осуществляют также другие права, предусмотренные НК РФ.

Налоговые органы наделены большими правами по применению мер экономического принуждения своевременно платить налоги и соблюдать требования закона. С этой целью возможно применение налоговых санкций. Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения (см. таблицу 1). Она устанавливается и применяется в виде денежных взысканий (штрафов). Причем при наличии смягчающего или отягощающего обстоятельства размер штрафа подлежит соответственно уменьшению не меньше чем в два раза или увеличению на 100 %. При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой. Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста.

Таблица 1

Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение


п/п

Состав налогового правонарушения

Налоговые санкции

НК РФ

Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе

Штраф в размере 5 тыс. руб.

п. 1 ст. 116

То же деяние на срок более 90 дней

Штраф в размере 10 тыс. руб.

п. 2 ст. 116

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе

Штрафа в размере 10 % от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 тыс. руб.

п. 1 ст. 117

То же деяние без постановки на учет более трех месяцев

Штраф в размере 20 % доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней

п. 2 ст. 117

Нарушение срока представления в налоговый орган информации об открытии (закрытии) счета в банке

Штраф в размере 5 тыс. руб.

Непредставление в срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета

Штраф в размере 5 % суммы налога, подлежащий уплате (доплате) , за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для представления декларации, ноне более 30% от указанной суммы и не менее 1 00 руб.

п. 1 ст. 119

То же деяние в срок более 1 80 дней

Штраф в размере 30 % суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 % суммы налога, подлежащей уплате на основе декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181 дня

п. 2 ст. 119

Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода

Штраф в размере 5 тыс. руб.

п. 1 ст. 120

Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода

Штраф в размере 15 тыс. руб.

п. 2 ст. 120

Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы

Штраф в размере 10 % от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. руб.

п. 3 ст. 120

Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия)

Штраф в размере 20 % от неуплаченных сумм налога

п. 1 ст. 122

Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы или иного неправильного исчисления налога, подлежащего уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации

Штраф в размере 20% от неуплаченных сумм налога

п. 2 ст. 122

Деяния, предусмотренные в подпунктах 11 и 12 данной таблицы, совершенные умышленно

Штраф в размере 40% от неуплаченных сумм налога

п. 3 ст. 122

Неправомерное не перечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом

Штраф в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению

Незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, таможенного органа, органа государственного внебюджетного фонда, проводящего налоговую проверку в соответствии с Н РФ, на территорию или в помещение налогоплательщика или налогового агента

Штраф в размере 5 тыс. руб.

Несоблюдение установленного Н РФ порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест

Штраф в размере 10 тыс. руб.

Непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных законодательством о налогах и сборах

Штраф 50 руб. за каждый не представленный документ

п. 1 ст. 126

Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации представить имеющиеся у нее документы со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от представления таких документов, либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями

Штраф в размере 5 тыс. руб.

п. 2 ст. 126

Те же деяния, если они совершены физическим лицом

Штраф в размере 500 руб.

п. 3 ст. 126

Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении и в качестве свидетеля

Штраф в размере 1000 руб.

п. 1 ст. 128

Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний

Штраф в размере 3000 руб.

п. 2 ст. 128

Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки

Штраф в размере 500 руб.

п. 1 ст. 129

Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода

Штраф в размере 1000 руб.

п. 2 ст. 129

Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного подпунктами 17, 18 и 19 данной таблицы

Штраф в размере 1000 руб.

п. 1 ст. 129. 1

Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года

Штраф в размере 5000 руб.

п. 2 ст. 129.1

Одним из важнейших инструментов налогового контроля, позволяющих наиболее полно проверить правильность уплаты налогов налогоплательщиком, являются налоговые проверки.

Налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности проверяемых, непосредственно предшествующие году проведения проверки.

Камеральные проверки проводятся по месту нахождения налогового органа на основании налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком. Однако налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и уплаты налогов. Непредставление этих документов или отказ в их представлении влечет ответственность налогоплательщика или иных лиц в соответствии со ст. 126 НК РФ. В случае выявления в ходе камеральной проверки налогового правонарушения руководителем налогового органа выносится решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.

Выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика или иных обязанных лиц на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа. В ходе проведения выездной налоговой проверки изучается полнота и своевременность исчисления, удержания и перечисления налогов на основе использования имеющихся у налогоплательщиков или налоговых агентов данных учета своих расходов (расходов) и объектов налогообложения, включая первичные учетные документы. При проведении выездной налоговой проверки возможно осуществление любых «процессуальных» действий, предусмотренных НК РФ. По результатам выездной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов составляется акт налоговой проверки, на основании которого и других материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

1) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;

2) об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;

3) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, налоговый орган может истребовать у этих лиц документы, то есть провести встречную проверку.

По запросам налоговых органов федеральные органы налоговой полиции полномочны участвовать во всех вышеуказанных налоговых проверках. Кроме того, в соответствии с подпунктом 5 п. 2 ст. 36 НК РФ федеральные органы налоговой полиции при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, имеют право самостоятельно производить проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации. По результатам проверки составляется акт о проверке налогоплательщика органами налоговой полиции, на основании которого принимается одно из решений:

1) в случае обнаружения налоговых правонарушений, содержащих признаки состава преступления, - о возбуждении уголовного дела;

2) в случае обнаружения налогового правонарушения, не содержащего признаков состава преступления, - об отказе в возбуждении уголовного дела и направлении материалов в соответствующий налоговый орган;

3) при отсутствии налогового правонарушения - об отказе в возбуждении уголовного дела.

Кроме того, в соответствии с п. 1 части первой ст. 10 Закона РФ «О федеральных органах налоговой полиции» федеральные органы налоговой полиции обязаны проводить в соответствии с законодательством оперативно-розыскные мероприятия, дознание и предварительное следствие в целях выявления и пресечения налоговых преступлений, осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении.

Таблица 2

Виды налоговых преступлений и ответственность за их совершение


п/п

Состав преступления

Санкции

Статья УК РФ

Уклонение физического лица от уплаты налога путем непредставления декларации о доходах в случаях, если подача декларации является обязательной, либо путем включения в декларацию за ведомо искаженных данных о доходах или расходах, либо иным способом, а равно от уплаты страхового взноса в государственные внебюджетные фонды, совершенное в крупном размере *1

Штраф в размере от 200 до 700 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев, либо арест на срок от четырех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет

п. 1 ст. 198

То же деяние, совершенное в особо крупном размере *1 или лицом, ранее судимым за совершение преступлений, предусмотренных настоя шей статьей, а также ст. 194 или 199 У РФ

Штраф в размере от 500 до 1000 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишение свободы на срок до пяти лет

п. 2 ст. 198

Уклонение от уплаты налогов с организации путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо иным способом, а равно от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации, совершенное в крупном размере *2

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арест на срок от четырех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до четырех лет

п. 1 ст. 199

То же деяние, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговору; б) лицом, ранее судимым за совершение преступлений, предусмотренных настоящей статьей, а также ст. 194 или 198 УК РФ; в) неоднократно; г) в особо крупном размере *2

Лишение свободы на срок от двух до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет

п. 2 ст. 199

*1 Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченного налога и (или) страхового взноса в государственные внебюджетные фонды превышает 200 минимальных размеров оплаты труда, а в особо крупном размере - 500 минимальных размеров оплаты труда.
*2 Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных налогов и (или) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды превышает 1000 минимальных размеров оплаты труда, а в особо крупном размере - 5000 минимальных размеров оплаты труда.

Лицо, впервые совершившее преступления, предусмотренные ст. 194, 199 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию преступления и полностью возместило причиненный ущерб.

Наделив федеральные органы налоговой полиции, налоговые и таможенные органы, государственные внебюджетные фонды широкими полномочиями в сфере контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, государство позаботилось о защите налогоплательщиков. Так, за неправомерные действия должностные лица указанных органов могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и даже уголовной ответственности. Кроме того, убытки, причиненные налогоплательщику неправомерными действиями (решениями) налоговых, таможенных органов, подлежат возмещению из федерального бюджета, а убытки, причиненные государственными внебюджетными фондами, подлежат возмещению за счет средств соответствующего фонда. Вред, причиненный противоправными действиями сотрудников налоговой полиции, возмещается в порядке, предусмотренном уголовным и гражданским законодательством.

Акты налоговых органов, федеральных органов налоговой полиции, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий орган или суд.

Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение установлены главой 16 НК РФ.

Все налоговые правонарушения можно разделить на группы:

1. связанные с нарушением порядка постановки на учет в налоговом органе:

· Статья 116. Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе;

· Статья 129.2. Нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса.

2. связанные с нарушением порядка и способа представления налоговой декларации и иных сведений:

· Статья 118. Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке;

· Статья 119. Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества);

· Статья 119.1. Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета).

3. связанные с представлением в налоговый орган (налоговому агенту) недостоверных финансовых сведений, либо непредставлением необходимых сведений:

· Статья 119.2. Представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения;

· Статья 120. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;

· Статья 122.1. Сообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций ответственным участником;

· Статья 126. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;

· Статья 129.1. Неправомерное несообщение сведений налоговому органу;

· Статья 129.4. Неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках;

· Статья 128. Ответственность свидетеля;

· Статья 129. Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода.

4. связанные с неуплатой или неполной уплатой сумм налогов (сборов), в том числе налоговым агентом:

· Статья 122. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора);

· Статья 123. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов;

· Статья 129.3. Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми.

Отдельно можно выделить статью 125 «Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога».

Санкции, предусмотренные НК РФ за совершение налоговых правонарушений:

1. штраф в конкретно определенном размере;

2. штраф в процентном отношении от доходов, полученных за определенный период, но не менее определенной в законе суммы;

3. штраф в процентном отношении от неуплаченной суммы налога;

4. штраф в процентном отношении от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

Абсолютно все виды налоговых правонарушений поименованы в главе 16 НК РФ . Но мы рассмотрим только те из них, которые актуальны для большинства организаций и ИП. Нарушения, за которые предусмотрена ответственность для участников консолидированных групп (ст. 122.1 НК РФ), организаций, занимающихся игорным бизнесом (ст. 129.2 НК РФ), и т.д. рассматривать не будем.

Понятие и виды налоговых правонарушений

Налоговое правонарушение - это противоправное деяние (действие или бездействие), виновно совершенное в нарушение законодательства о налогах и сборах налогоплательщиком, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом или иным лицом, в отношении которого НК РФ предусмотрена ответственность (ст. 106 НК РФ). Составы налоговых правонарушений и меры ответственности за них приведены ниже.

Виды нарушений налогового законодательства Размер штрафа
Нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления о постановке на учет в ИФНС, если такая обязанность установлена НК РФ (п. 1 ст. 116 НК РФ) 10 тыс. руб.
Ведение деятельности организацией или ИП без постановки на учет в ИФНС (п. 2 ст. 116 НК РФ) 10% доходов, полученных за период ведения деятельности без постановки на учет, но не менее 40 тыс. руб.
Непредставление в срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета (п. 1 ст. 119 НК РФ) 5% не уплаченной в срок суммы налога (взносов), подлежащей уплате по не сданной декларации (расчету по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц просрочки, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 тыс. руб.
Несоблюдение порядка представления налоговой декларации / расчета в электронной форме, когда того требует НК РФ (ст. 119.1 НК РФ) 200 руб.
Грубое нарушение правил учета доходов, расходов, объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ) — если нарушения совершены в течение одного налогового периода - 10 тыс. руб.;
— если нарушения совершены в течение более одного налогового периода - 30 тыс. руб.;
— если нарушения привели к занижению налоговой базы (базы по страховым взносам) - 20% от суммы неуплаченного налога (взносов), но не менее 40 тыс. руб.
Неуплата / неполная уплата налога (сбора, взносов) в результате занижения налоговой базы (базы по взносам), иного неправильного исчисления, других неправомерных действий / бездействия (п. 1 , 3 ст. 122 НК РФ) — в общем случае - 20% от неуплаченной суммы налога (сбора, взносов);
— при совершении нарушения умышленно - 40% от неуплаченной суммы налога (сбора, взносов)
Неправомерное неудержание (неполное удержание) и/или неперечисление в срок налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом (ст. 123 НК РФ) 20% суммы, подлежащей удержанию и/или перечислению
Непредставление налоговым агентом в срок расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в ИФНС по месту учета (п. 1.2 ст. 126 НК РФ) 1 тыс. руб. за каждый полный или неполный месяц просрочки
Непредставление в срок организацией (ИП) в налоговые органы документов и/или иных сведений, предусмотренных законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 126 НК РФ) 200 руб. за каждый непредставленный документ
Неправомерное непредставление в срок налоговикам сведений о налогоплательщике (плательщике взносов), отказ лица представить имеющиеся у него документы со сведениями о налогоплательщике (плательщике взносов) по запросу налогового органа, представление документов с заведомо недостоверными сведениями, кроме нарушений, предусмотренных статьей 126.1 НК РФ (п. 2 ст. 126 НК РФ) — 10 тыс. руб. для организации;
— 10 тыс. руб. для ИП;
— 1 тыс. руб. для физлица, не являющегося ИП
Представление налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения (п. 1 ст. 126.1 НК РФ) 500 руб. за каждый представленный документ с недостоверными сведениями
Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые это лицо должно сообщить налоговому органу, в том числе непредставление (несвоевременное представление) в налоговый орган пояснений в случае непредставления в срок уточненной налоговой декларации (п. 3 ст. 88 НК РФ), кроме нарушений, предусмотренных ст. 126 НК РФ (п. 1 , 2 ст. 129.1 НК РФ) — в общем случае - 5 тыс. руб.;
— при совершении нарушения повторно в течение календарного года - 20 тыс. руб.
Неправомерное непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком — физическим лицом в ИФНС сообщения о наличии у него объектов недвижимого имущества, транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения, при неполучении налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов (п. 3 ст. 129.1 НК РФ) 20% от неуплаченной суммы налога в отношении объекта недвижимости, транспортного средства, по которым не представлено (несвоевременно представлено) сообщение

Классификация налоговых правонарушений

Налоговые правонарушения можно классифицировать в соответствии с разными критериями.

По субъекту ответственности выделяют правонарушения, совершаемые:

  • только организациями;
  • организациями и ИП;
  • организациями, ИП и физическими лицами;
  • только физическими лицами.

По объему негативных последствий:

  • нарушения с материальным составом (когда бюджету наносится ущерб);
  • нарушения с формальным составом.

По причине совершения правонарушения:

  • в результате действия;
  • в результате бездействия.

Налоговые преступления и ответственность за их совершение

В определенных случаях к налогоплательщикам может быть применена за налоговые преступления. УК РФ предусматривает такие виды налоговых преступлений, как:

  • уклонение от уплаты налогов / сборов с физических лиц в крупном или особо крупном размере;
  • уклонение от уплаты налогов / сборов с организаций в крупном или особо крупном размере;
  • неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента в крупном или особо крупном размере;
  • сокрытие денежных средств или имущества организации (ИП), за счет которых должна быть взыскана недоимка по налогам и сборам.

Нарушения в налоговой сфере влекут за собой не одну только налоговую ответственность. Помимо нее действующее законодательство предусматривает следующие виды :

  • административную — согласно КоАП РФ;
  • уголовную — по Уголовному кодексу;
  • дисциплинарную — по правилам трудового законодательства.

Когда применяют административную ответственность за налоговые правонарушения

Случаи, когда применяется административная , собраны в гл. 15 КоАП РФ.

Административные протоколы по таким проступкам составляют налоговики, а дела рассматриваются по правилам гл. 29 КоАП РФ.

Рассмотрим вкратце каждый из таких случаев. Начнем с самых частых. И сразу оговоримся, что все это касается только организаций. На ИП ответственность за налоговые правонарушения по указанным ниже административным статьям не налагается.

  1. Просрочка декларации. Это, пожалуй, самый распространенный случай применения административной ответственности за налоговые правонарушения .

Важно! За аналогичное нарушение при сдаче бухотчетности в органы статистики штраф будет уже по другой статье.

  1. Неподача документов и информации, необходимых налоговикам для контрольных мероприятий.

Ответственность за налоговое правонарушение

По КоАП РФ

По НК РФ

  • штраф 300-500 руб.

Налагается:

  • за просрочку сдачи документов и информации;
  • отказ их подать;
  • представление в неполном объеме или с искажениями

Ст. 126 — штраф:

  • 200 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1);
  • 10 000 руб. (п. 2).
  • штраф от 5 000 до 20 000 руб.

О разграничении составов ст. 126 и 129.1 НК РФ при встречных проверках читайте в этой статье .

  1. Неуплата налогов.
  1. Нарушение срока постановки на налоговый учет.

Важно! Помимо указанных, в КоАП РФ есть также ст. 15.4, устанавливающая штраф за просрочку оповещения налоговиков об открытии или закрытии счетов в банках. Однако с 02.05.2014 ответственность за налоговое правонарушение аналогичного характера из НК РФ исключена, поэтому и административная статья больше не применяется.

Фактически на этом меры административной ответственности за налоговые правонарушения исчерпываются. Далее поговорим о неналоговых грехах.

За что еще накажут по КоАП РФ

Итак, органы госвласти могут привлечь по КоАП РФ компанию к ответственности за налоговые правонарушения . Но это только незначительная часть нарушений.

Особенная часть кодекса содержит 17 глав, где упоминаются проступки в сфере природопользования и строительства, сельского хозяйства и транспорта, предпринимательства и таможенных правил. Перечислять все мы не будем. Остановимся только на тех сферах, которые важны для нашей ключевой аудитории, то есть специалистов финансового и кадрового профиля.

Итак, за что же еще, кроме налогов, может быть ответственна бухгалтерия?

Во-первых, за кассу. А точнее, за нарушение кассовой дисциплины.

Подробнее о кассовой дисциплине и ответственности за нее читайте в наших статьях:

  • «Кассовая дисциплина и ответственность за ее нарушение» ;
  • «Какие особенности кассовой дисциплины для ИП?» .

Во-вторых, за нарушения при работе с ККТ. Например, административный штраф предусмотрен за нарушения:

  • при регистрации ККТ в ИФНС;
  • или при ее использовании.

О том, какая настройка на кассовом аппарате может создать проблемы и повлечь штраф, узнайте из этой публикации .

Кроме того, ответственность часто возникает из-за отношений с органами статистики. Необходимо помнить о том, что для данного штрафа могут быть 2 основания, а соответственно, и 2 разные статьи КоАП РФ:

  • несдача бухотчетности, о которой мы упоминали выше;
  • несдача непосредственно статистических отчетов.

Напомним, что в конце прошлого года эти штрафы существенно выросли. Подробнее см. .

Что касается нарушителей-«трудовиков», то им следует опасаться ст. 5.27 КоАП РФ. И если в отдельных ситуациях штраф вполне объясним и предсказуем, в частности при отсутствии оформленных трудовых договоров или договоров ГПХ с работниками (об этом см. ), то в других он может стать полной неожиданностью, как, например, в случае с экстренным отпуском работника.

Что опасного в незапланированном отпуске, узнайте из этой статьи .

Как видите, КоАП РФ содержит достаточное количество оснований для санкций и в отношении неналоговых нарушителей. Вот почему ограничиваться только ответственностью за налоговые правонарушения мы не стали и рассказываем в этой рубрике обо всех новостях и спорных ситуациях, с которыми наши читатели могут столкнуться в работе.