ПОБЕДИВШИЕ СМЕРТЬ
Это направление объединяет исследователей, которые отваживаются переступить зыбкую грань, отделяющую человечество от "неодушевленной" (и даже "неживой"!) природы. Они ищут закономерности культурного развития не только в разумной, осознанной деятельности, но и в подсознании, в подкорке головного мозга - хранящей "воспоминания" о формировании жизни на Земле (и, быть может, даже о становлении Вселенной!). В настоящее время трудами К. Г. Юнга, П. А. Флоренского, Ф. Б. Я. Кейпера и многих других выдвинуты принципы изучения культурообразующих функций человеческого подсознания, куда, как стало совершенно ясно с изучением йоги и подобных феноменов прошлого, проникали, и весьма эффективно, древние мудрецы.
Кем только не представлялась современному человеку фигура древнего мудреца: от всезнающего волшебника до предприимчивого шарлатана включительно. Весьма соблазнительно представлять его также этаким предтечей прогресса, пытающимся осмыслить тайны бытия, но сплошь опутанным косностью своего времени.
На самом же деле жрецы - мудрецы развитого первобытнообщинного строя были приверженцами крайнего, как мы сейчас говорим, консерватизма. Остро ощущая колебания извечных устоев и назревающие перемены, наиболее тонко воспринимая мир и в способах мышления опережая своих соплеменников, они тем не менее заботились о сохранении привычного, завещанного предками уклада. Это мы теперь знаем о прогрессе, формациях, диалектической спирали истории, но даже величайшие умы первобытного прошлого этого знать не могли. Однако они видели, что рушится привычный им мир, и пытались его отстоять - от внешних обстоятельств, от внутренней распри.
Они самоотверженно трудились над осуществлением этой неосуществимой задачи, все выше и выше поднимая календарное дело, все глубже и глубже опускаясь в человеческое естество...
И на перекрестке двух этих путей им приоткрылось бессмертие!
Фигура первобытного мудреца учеными к настоящему времени уже достаточно очищена от грязи и патоки и представляется примерно в следующем виде.
В первобытной иерархии, выстроенной не по признакам богатства или знатности, а по признаку целесообразности (наподобие органов живого существа), предрасположенные к восприятию мудрости проходили особо жесткий обряд посвящения и становились учениками, а затем и жрецами. Они составляли интеллектуальное ядро, мозг общины, с соответствующими обязанностями и правами. Ценность их труда возрастала по мере нарастания противоречий, порожденных переходом от присваивающего к производящему хозяйству и неуклонно подталкивающих первобытнокоммунистическое общество к рабовладению.
Труд жрецов требовал сосредоточенности и уединения, прерываемого чрезвычайно духовным (умственно-эмоциональным) общением с соплеменниками. Жили они, очевидно, при святилищах. Так, неподалеку от Стоунхенджа археологами было открыто небольшое жреческое поселение, обитатели которого жили за счет приношений.
Обязанности их, помимо руководства обрядами и приумножения наследственной мудрости, заключались в "календарной службе": в тщательном наблюдении за восходами и закатами небесных светил. Об этом свидетельствуют не только увековеченные основные ориентиры Стоунхенджа, но и бесчисленное множество вспомогательных, часть которых сохранилась в виде ямок от временно устанавливавшихся шестов...
В позднейшие времена, по сообщению Юлия Цезаря, срок обучения всем премудростям тамошних жрецов-друидов достигал 20 (!) лет, а состояло оно, главным образом, в заучивании множества стихов, в которые облекались священные знания... Одну из разновидностей таких вот стихотворных учений и представляет собой "Ригведа".
Учение друидов заключалось "прежде всего в том, что души не умирают, а после смерти переходят из одного тела в другое". Это близко основной установке ведийских жрецов да и вообще всех мудрецов первобытности: ведь специализируясь, так сказать, на снятии противоречий общественного бытия, они неизменно сосредоточивали внимание на основном из них - противоречии между бытием и небытием.
Впоследствии эта прерогатива была закреплена за религией, идеологией классовых обществ. Эффективность противостояния смерти значительно понизилась, тут не следует питать ни малейших иллюзий относительно "прогрессивности" религии сравнительно с учениями развитого первобытного общества. Это снижение видно даже по отношению к душе, которая в религиозном представлении стала вещью, одалживаемой человеку господом в прижизненное пользование; в первобытном же восприятии она была посредником между человеком и мирозданием.
Практика ведийских жрецов, восходящая ко временам сложения "Ригведы", основательно проанализирована В. С. Семенцовым. Исходя из проделанного анализа, он решительно отвергает "тот образ древнего мудреца, задумавшегося над загадками окружающего мира и робко пытающегося их философски осмыслить, который столь долго витал в воображении ученых". Исследования показали, что авторов священных текстов "не интересовало "познание" мира в том смысле, какой мы привыкли вкладывать в это слово. Для них было важно только одно: любыми средствами привлечь в строго определенный момент внимание участника ритуала к определенному образу (картине, мифологеме), числу и т. д.". Иными словами, жрецы обращались не столько к сознанию, сколько к подсознанию своих соплеменников. Этим они предвосхитили современную тенденцию воздействовать на массы не столько политическими призывами, сколько средствами искусства, то есть не через разум, а через эмоции.
В основу ритуалов было поставлено жертвоприношение - посредничество между человеком и богами, желаемым и действительным. На приносимое им ощущение сопричастности к мирозданию было указано в предыдущем разделе. На примере ритуала ашвамедха рассмотрим, как это ощущение достигалось.
Свидетельство об ашвамедхе ("жертвоприношении коня") есть уже в древнейших гимнах "Ригведы", но описание самого ритуала, по-видимому, несколько видоизмененного, относится к более позднему времени и к иной, раннеклассовой, формации.
Полный ритуал был дорогим и громоздким. Заказчиком его являлся раджа ("царь"), а конечная цель заключалась в обретении страной благополучия.
Из царских (ранее из общинных) табунов выбирал-ся лучший конь и отпускался на волю. В течение года он бродил где хотел, но за ним в отдалении следовал отряд молодых воинов и объявлял царской любую землю, где ступала нога коня. Древний смысл этого акта заключался, очевидно, в том, чтобы сделать жертвенное существо сопричастным ко всему мыслимому пространству и времени, отождествить с годовым циклом, землей и небом над ней.
Затем коня приводили к алтарю и здесь, в присутствии царствующей четы и допущенных к ритуалу, умерщвляли, заколов предварительно собаку, проводника в царство Ямы. Кульминациями ритуала были символическое бракосочетание царицы с жертвой, что должно было обеспечить воспроизводство народа, стад и полей, и сожжение сальника, что возносило коня к небесам и делало его "Излучающим" (о чем скажем дальше).
Помощники главного жреца расчленяли коня на части и, вознося их на алтарь, произносили такие слова: "Голова жертвенного коня - это поистине время рассвета, глаз - это солнце... туловище жертвенного коня - это год, спина - небо... пах - земля... ноги - дни и ночи, кости - звезды... Море - его привязь, море - источник рождения".
Последние слова означали: морю жертвуется тот, кто вышел из моря. В этом был намек на носимый волнами праокеана "Золотой зародыш", из которого согласно "Ригведе" вышел Праджапати - "Отец существ". С ним-то и отождествлялся жертвенный конь. При этом подразумевалось, что он сам приносит себя в жертву и из своего тела создает мироздание.
Но смысл обряда еще не исчерпывался. Создавая миры, конь - Праджапати воссоздавал и себя, но уже в новом качестве, в качестве... года! Существо, сгусток пространства, преобразовывалось во время! "Он пожелал: да родится у меня второе тело!" И то, "что было семенем, стало годом". Воссозданное существо не имело пределов и формы, оно заполняло собой все мыслимое пространство Вселенной, становясь ее жизнетворящим принципом Вирадж - "излучающим". Семя же представлялось "блеском", вот почему именно ему надлежало быть основой воссоздания жертвенного существа. Но еще и потому, конечно, что в семени - сосредоточение возрождения жизни.
Жертвоприношение коня в историческое - письмен-ное, рабовладельческое и феодальное время приравнивалось в Индии к человеческому жертвоприношению: пурушамедхе. Достоверных сведений о соответствующей практике нет. Однако исследователи не сомневаются, что в период переселения ариев, а тем более на их прародине такие жертвоприношения практиковались. Об этом свидетельствует помещенный в "Ригведе" "Гимн Пуруше", где на его теснейшую связь с ашвамедхой указывают, помимо прочего, такие слова:
Ведь Пуруша - это Вселенная,
Которая была и которая будет.
От него Вирадж родилась,
От Вираджи - Пуруша.
Эта замкнутая в круг "кривая смысла" подчеркивает изначальность Пуруши ("человека"), его непосредственную связь со знакомым уже нам "Излучающим" Вселенной. Из членов Пуруши были созданы не только элементы мироздания, живые существа и общественные касты, но даже "гимн и напевы", "размеры" и "ритуальная формула", которые сопровождают обряд и дублируют производимые действия...
Следы жертвоприношения людей и коней в Причерноморье III-II тысячелетий до нашей эры - не редкость. Вспомним соответствующие изображения из Каменной Могилы, первый Велико-Александровский кромлех, IV слой Высокой Могилы, Атманайский и Скворцовский курганы, курганы № 1 и № 2 у села Белозерка... Вспомним и то, что в Высокой и окрестных курганах удалось выявить тенденцию замены жертвенных людей каменными изваяниями.
Пожалуй, наиболее близкие соответствия обряда пуруша и ашвамедха обнаружены в курганах ямной культуры конца III тысячелетия до нашей эры, исследованных неподалеку от города Рени Одесской области, над одной из самых удобных переправ через Нижний Дунай (рис.26).
Рис.26. Жертвенник со следами пуруша- и ашвамедхи у переправы через Нижний Дунай.
Один из этих курганов, Чауш, рассмотрен был выше. Напомним, что в начале его сооружения вырыли яму в виде двух человекоподобных фигур, ориентированных головой на запад и на восток. В общем чреве фигур установили жертвенный столб. Спустя длительное время (около года) в яму уложили тушу молодого бычка или телки: символ молитвы. Этому захоронению предшествовали заклания и расчленения коня и человека. Часть обрубков костей человека была погребена под южной полой святилища, часть костей коня оказалась под скелетом телки. Остатки жертвоприношения смешали с землей, которой заполнили воронку над культовой ямой. Это должно было символизировать всадника, скачущего на небеса по жертвенному столбу при поддержке телки, молитвы (Брахмы)... После такого обряда курган стал использоваться для обычных погребений, перекрытых в конце особой досыпкой. Есть, однако, указания на то, что часть погребений - жертвенные.
Наиболее выразительное из таких погребений было раскопано в соседнем кургане Цыганка. Оно располагалось в обычной небольшой яме и на первый взгляд не выделялось из десятков так называемых перезахоронений. У западной стенки могилы лежал череп старика, а восточнее - три группы костей, уложенных наподобие скорченного человека. Однако они принадлежали не одному, а четырем людям различного пола и возраста, к тому же суставы были отбиты и костный мозг извлечен. "Скелет старика" как бы моделировал четырехкастовое общество - признак, особо выделенный в "Гимне Пуруше".
Практическое назначение ритуалов, запечатленных в Чауше и Цыганке, заключалось, очевидно, в том, что одно из арийских племен заняло слабо заселенную до них территорию и закрепило ее за собой, совершив ритуалы "расчленения" и "воссоздания" себя на новой земле.
Заключая беглое ознакомление с курганными материалами, следует подчеркнуть одно обстоятельство. Выразительные жертвоприношения коней появляются позже человеческих, но в период угасания курганного обряда получают широкое распространение и почти вытесняют последние. Это произошло в середине II тысячелетия до нашей эры, накануне переселения части арийских племен в Индию. А затем цепочки конских жертвоприношений потянулись из Причерноморья за Кавказ и Урал... Очевидно, тогда-то ашвамедха и заменила пурушамедху.
Воздействие ритуала отчетливее всего прослеживается при рассмотрении фигуры главного распорядителя ашвамедхи - верховного жреца-брахмана.
На первый взгляд он молча наблюдал ритуал, лишь изредка его корректируя. На самом же деле брахман совершал огромную внутреннюю работу, уподобляя себя Праджапати и проходя путь отождествлений от коня до Вирадж. Он решал - желал - размышлял... он достигал единства в восприятии слова - действа - сознания, отрешался от времени, пространства и причинно-следственных связей, освобождался от оков обычного разума... он погружался в мир необычных видений, среди которых царили двойники, светила, волны и змееподобные существа...
Каждый участник ритуала, способный так же перестроить свое восприятие, должен был следовать брахману. Ведь пройдя этим "путем богов", они достигали бессмертия. Но, увы, немногие, очень немногие обладали подобной силой самовнушения и способностью контролировать подсознание. Для этого требовались десятилетия изнурительных тренировок, усвоение громаднейшего объема ненужных вроде бы знаний, определенный образ жизни...
Надо было не просто поверить, что солнце, к примеру, глаз, надо было ощутить и проникнуться, что это действительно так и никак не иначе и что сам ты уже начинаешь пылать и светиться... Как видим, абстрактно-логическое мышление было здесь совершенно не к месту, а требования к образно-интуитивному (мифологическому) были чрезвычайно высоки. Это еще раз подтверждает крайний консерватизм индоарийского жречества. И показывает безнадежность современных любителей древних учений приобщиться к их существу: освободиться от абстрактно-логического сознания современный человек не может, а такие попытки чреваты психической и социальной патологией...
Но вернемся ко временам отдаленным.
Сами жрецы тоже не рассчитывали приобщить всех соплеменников к "пути богов". Кто "так не знал", тот оставался на "пути предков" и бессмертия не достигал, хотя к вечности и бесконечности приобщался. Однако вступление на "путь предков" тоже было делом непростым и рассматривалось не иначе как преддверие высшего пути.
С рациональной точки зрения эта градация выглядит так: низший путь - от весеннего равноденствия к летнему солнцестоянию; "выход за пределы года", то есть летнего солнцестояния, - это и есть искомое бессмертие... сказка, наивная вера?! Но суть дела заключалась, конечно, не в этом, а в прокладывании сложнейшей ассоциативной цепочки, ведущей из сознания в подсознание и выводящей обратно. Для этого-то и создавался тысячелетиями "наивный" обрядовый антураж, "бессмысленные" тексты, "несерьезные" ритуалы - призванные воздействовать, повторим еще и еще раз, на подсознание. Когда же сознание, психический строй мировосприятия изменились, а жреческая практика пришла в упадок - кавычки пали, и все действительно стало и наивным, и бессмысленным, и несерьезным. И только в Индии арийской культуре суждено было кое в чем сохраниться и даже получить продолжение. Но мы опять отвлеклись...
Пурушамедха и ашвамедха призваны были восстанавливать единство человека и природы, которым естественно владел охотник и собиратель, получивший его в наследство от животных предков людей, но которое, подобно змеиной коже, сходило с "воцарившегося" над природой и ступившего на путь цивилизации скотовода и земледельца... Существовали обряды попроще, но суть и была подобной пуруша- и ашвамедхе. Похожей оставалась и основная идея: жизнь человека уподоблялась продолжительной жертве, то есть саморастворению во Вселенной.
Человек рождался и воспринимался окружающими как очередное (но снова и снова единственное!) воплощение мифического предка, возвратившегося из потустороннего мира. Достигнув сознательного возраста, он проходил обряд посвящения, имитирующий нисхождение предка в потусторонний мир, подвиги в нем и выход в земной мир. Став хозяином очага (дома), человек начинал готовиться к вознесению на небеса, совершая множество годовых и всяких иных домашних и общественных ритуалов. В конце концов он возносился в пламени и дыму погребального костра, зажженного от домашнего очага, причем обряд рассматривался как обновление, сопряженное с творением мира...
Но довольно о ритуальной практике и ее назначении. Попытаемся проникнуть в святая святых, в апогей первобытных представлений о бессмертии: увидеть, так сказать, практический результат.
"Путь богов", ведущий к бессмертию, имел коллективный и личный аспекты.
Общественное, общекультурное и общеисторическое значение идеи бессмертия в советской науке основательнее всех разработал Я. Э. Голосовкер. Его конечный
Вывод таков: "Для человека высшая идея постоянства - бессмертие. Только под углом зрения бессмертия возможно культурное, то есть духовное творчество. Утрата идеи бессмертия - признак падения и смерти культуры".
В классовых обществах распорядителем бессмертия выступает религия. Она осеняет им государство, "божьих наместников и посланцев" (священнослужителей и верховную власть), а также сулит его подданным: покладистым - райское бессмертие, строптивым - адское. В бесклассовых обществах идея бессмертия может какое-то время замещаться надеждой на торжество справедливости и утверждение всеобщей гармонии. Такие идеи, сопряженные с личным приобщением к великому делу, способны подвигать людей на героическое самопожертвование: "инстинкт самосохранения в плане биологическом уступает побуду самосохранения в плане духовном, воображаемом. Возникает готовность умереть для того, чтобы жить в грядущем, в памяти людей..."
Но увы! Рано или поздно наступает период подавления или угасания воображаемого бессмертия, и для его поддержания, для оптимального его обновления в следующий благоприятный период необходима гарантия: личное, реальное бессмертие. Возможно ли оно? Опыт мудрецов первобытности вселяет надежду на ответ положительный. Но опять же, отнюдь не в современном понимании "вечной жизни".
Существенный шаг в выявлении первобытного пути к личному бессмертию сделан современным голландским исследователем Ф. Б. Я. Кейпером. И сделан как раз на основе "Ригведы" и практики ведийских ритуалов, с привлечением новейших данных медицины и психологии.
Пробиться к личному бессмертию мудрецам удалось "путем богов", то есть через подсознание. (А чтобы ни у кого не возникла мысль: "А-а, все-таки бог!.." - напомним еще и еще раз, что это были именно языческие боги. Которые, как мы уяснили выше, означали вселенские силы, по существу своему приближаясь к философским определениям и имея к последующему господу богу классовых обществ примерно такое же отношение, как драгоценный камень к дешевой оправе.)
Исследовательскую мысль Ф. Б. Я. Кейпера подтолкнуло наблюдение, что бог-творец во всех религиях и предшествующем мифотворчестве фактически отстраняется от дел после сотворения мира. Почему? И отчего такое глобальное единообразие представлений, более того - специфических деталей "мифа творения"?
После рассмотрения существующих точек зрения и фактических данных ученый пришел к следующему выводу:
"Сущность этого мифа вряд ли совместима с предположением о том, что в его основе лежит некая первобытная наука, то есть объективное знание. Единственная же альтернатива заключается в том, что он базируется на личных "откровениях" провидцев, каковые с психологической точки зрения надо рассматривать как состоящие из образов их подсознания, воспроизводящего результаты регистрации пренатального (предшествующего рождению. - Ю. Ш.) состояния".
Действительно, календарные или медицинские познания можно отнести к "первобытной науке", они вытекали из общественной практики. Но сведения о происхождении мира откуда?! Из практики собирателей? земледельцев? И почему именно праокеан и праостров, ассоциации с волнами и змеевидными существами, откуда навязчивый образ двойников, повествующих о начале начал? Параллели их можно найти только в этапах развития плода.
В начале книги мы, правда, показали зарождение курганного обряда в поймах рек. Но там же и подчеркнули, что выразительные яйцеобразные и змеевидные конструкции появились в курганах много спустя, когда их строили уже на водоразделах или в степи. В "Ригведе" мифы о змеевидных асурах тоже не самые древние, а о змиеборце Индре - и вообще из наиболее поздних. То есть те представления, которые согласно историческому подходу должны были появиться еще у обитателей приречных долин, появились лишь у ушедших в степи кочевников! Ибо лишь к этому времени общественные противоречия достигли в их среде такого накала, что привели мудрецов к практике вскрытия подсознания. (Здесь, как видим, тоже приемлем исторический метод исследования, но только не в таком упрощенном ракурсе, как показано выше.)
Известно немало археологических памятников переходного (от доклассовых к раннеклассовым обществам) периода, в которых прямо-таки проиллюстрирован выход мудрецов на уровень пренатальной памяти и чер-пание оттуда мифологических образов. Это произведения так называемого шаманского (экстазного) типа, который, кстати, хорошо прослеживается и в "Ригведе".
Советскому ученому Л. Р. Кызласову первому удалось приблизиться к их пониманию. Фактическим материалом ему послужили странные композиции тазминской культуры, распространившейся в Южной Сибири в начале III тысячелетия до нашей эры (рис.27).
Рис.27. Зародыше- и змеевидные символы в различных культурах III тысячелетия до нашей эры.
Они нанесены преимущественно на каменные изваяния, большинство из которых представляет... беременную луну! Над вздутым животом изображался бесконтурный лик (характерный признак Одного или Нечто, представленный и в "Ригведе") не то женщины, не то коровы. А над ним нередко наносились личинки-зародыши, сползающие вниз по каким-то особым "протокам". На тыльной стороне изваяния из Ташебинского могильника изображен источник "зародышей" - подземное Солнце. В "Ригведе" оно именовалось, как помним, Савитаром - "живителем" и "побудителем" - и считалось едва ли не главным дарителем бессмертия.
Если признать его связь с южносибирскими изображениями, не обязательно овеществленную, она могла быть и психической, подсознательной, то возникает такая картина: зародыши (души предков) поднимаются на небо из подземного мира подобно водам Варуны и ниспадают оттуда вместе с осадками и солнечным светом в виде особого излучения - Вирадж. Подобный путепровод в "Ригведе" действительно представлен: в образе "небесной бадьи", черпающей ночью из потустороннего мира, а днем изливающей эти блага на землю. Изображения такой бадьи (лодки, повозки) совместно с солнцем распространено практически во всех первобытных и древних культурах: от Египта до Скандинавии, от Шумера до Южной Сибири, есть они и в "пирамидах степей".
У сибирских шаманов "зародыши" именовались кутами и трактовались примерно так же, как Савитар и "небесная бадья" в "Ригведе".
Другая самостоятельная группа археологических памятников с изображениями подобий яйцеклеток и сперматозоидов распространилась на Среднем Днепре в трипольской культуре IV-III тысячелетий до нашей эры. Здесь они представлены на расписной керамике и имеют скобкообразные контуры, ограничивающие гирлянду "зародышей", и нередко сопутствуют реалистическим изображениям животно- или человекоподобных существ. По определениям Б. А. Рыбакова, подобные композиции сочетаются обычно со знаками дождя и света. Как и сибирские, трипольские "зародыши" ничему известному из обыденной жизни не соответствуют, но зато как нельзя лучше передают подсознательную память о зачатии и внутриутробном развитии.
Третья группа подобных по начертанию и смыслу изображений обнаружена на скалах у святилищ и обсерваторий армянского поселения Мецамор III-II тысячелетий до нашей эры, относящегося к позднейшим проявлениям куро-араксской и возникших на ее основе культур.
Четвертая группа прослеживается на плитах приазовской Каменкой Могилы. Символы "зародышей" отходят здесь от уподобления личинкам-змейкам и более похожи на молниеобразные зигзаги. Подобные изображения весьма характерны для подкурганной керамики - особенно катакомбной культуры, изобилующей следами анатомирования и сложнейших операций на мозге. Значительная часть таких операций, как уже отмечалось, оканчивалась благополучно... Что искали и что находили в мозгу своих соплеменников первобытные лекари?
Бессмертие, открывшееся мудрецам первобытности, имело таким образом не только воображаемые, но и вполне реальные свойства. Они, как и мы, усматривали в нем, прежде всего, возможность продления сознания за пределы телесного существования человека.
Обычно в эти слова - продление сознания - вкладывается понятие о существовании памяти ("души") после гибели тела. Длительное время наука напрочь отвергала такую возможность. Но теперь, с открытием биополей, ученые призадумались... О биополях судить я не буду - не специалист. В археологических памятниках очевидных следов их как будто бы нет (вот разве что грозы, которые сопровождали и захоронение и раскопки "космического странника" из Высокой Могилы...). Однако следов проникновения жрецов в подсознание много, об этом мы только что говорили. И теперь попробуем обобщить эти данные.
Мудрецы первобытности не продлевали сознание, так сказать, по эталонному времени. Им открылся путь высвобождения "спрессованного" в подсознании времени. Они вводили соплеменников в ритуальный экстаз, позволявший переживать мироощущения не только с детства, но даже с момента зачатия и зарождения жизни вообще. Тысячелетия, миллиарды лет "воспоминаний" - это ли не "вечная жизнь"?! И не подлинное ли бессмертие обретал причащаемый подобным образом умирающий?
Но следует оговориться: далеко не всякий, а лишь подготавливаемый на протяжении всей своей жизни умирающий, которым занимались к тому же способнейшие и самоотверженнейшие мастера своего дела.
Увы, врата бессмертия не распахнулись, а лишь приоткрылись. И только в прошлое, что вполне отвечало консерватизму первобытной культуры, а не в будущее, без чего не может представить себе бессмертия человек современный.
Воспоминания об отдельных, хотя довольно частых и повсеместных успехах жрецов по "освобождению души из бренного тела" обросли мифами и уподобились воспоминаниям о наиболее удачных проводах "космических странников". Но ни те, ни другие, как, впрочем, и всякий феномен, в апогее существовать не могли и, не развиваясь дальше, стали вырождаться. Чтобы, погрузившись почти уже в полное забвение, оказаться понятыми на фоне современной психиатрии и космонавтики.
Все это должно было произойти и происходит в процессе диалектического сближения первобытного и современного сознания, постепенно отходящего от жестких абстрактно-логических схем и вновь (но уже на высшем уровне) обретающего образно-интуитивное видение мира. Ученые с удивлением стали обнаруживать вдруг, что "современная математическая физика со всей гениальной сложностью своих математических фигур в конце концов приходит к упрощению и как бы возвращается к полуинстинктивному мироощущению первобытного сознания", что "существует известный параллелизм мыслительных ходов в современной физике, а также в мифологических древневосточных философских миропредставлениях" и т. п.
Современные мыслители Н. Ф. Федоров, Я. Э. Голосовкер, Ф. Б. Я. Кейпер и другие, высказывания которых приводятся в нашей книге, - все настойчивее призывают возродить идею бессмертия, без которой немыслимо существование ни человека, ни человечества. Именно боязнью смерти объясняется девальвация духовности и многие другие беды современной культуры. Неверно сводить этот страх к угрозе термоядерного истребления цивилизации: сама эта возможность вытекает, в конечном итоге, из суммирования миллиардов индивидуальных ужасов не перед гипотетической всеобщей, а перед абсолютно реальной собственной гибелью. Так что определение зарубежного ученого М. Элиаде, назвавшего современную культуру "Ужасом Истории", не лишено оснований.
"Современная "секуляризованная" (освобожденная от церковных влияний. - Ю. Ш.) жизнь западного мира не имеет ничего равного архаическим обрядам, которые давали возможность человеку через определенные промежутки уничтожить время и переживать обновление своего мира", - отмечает Ф. Б. Я. Кейпер. Не воспоминаниями ли о подобных обрядах объясняется всемирная популярность, предпочтение иным праздникам именно Нового года? И не тяга ли к духовности и бессмертию обращает к религии вполне просвещенных людей? "...Открытие пренатального мира (мироощущений, предшествующих рождению человека. - Ю. Ш.) современной психиатрией, если ее данные окажутся верными, будет означать огромное расширение внутреннего мира человека. Если современная наука подтвердит, что возможно припомнить и снова пережить начало собственного существования, культурное воздействие такого развития вряд ли можно переоценить. Кажется, что современные художники сейчас одними из первых исследуют интуитивно путь, ведущий к миру, который был забыт и индивидуально, и западной культурой, и снова открывают возможности расширения сферы человеческого знания".
Я привел эту цитату не потому, что солидарен с автором; вопреки ему я настаиваю на том, что надо не повторять опыт древних мудрецов в обращении к прошлому, а искать новый путь в бессмертие - будущее. Об этом я сказал выше. А цитату привел затем, чтобы проиллюстрировать мысль: начался всемирный поиск реального бессмертия; поиск, не нуждающийся в услугах обветшалой религии, поиск средствами науки и культуры.
Ведущий: Сергей Полянский
О фильме: Документальный сериал о людях, оказавшихся на грани жизни и смерти, но назло судьбе выигравших жестокую схватку. Пожары и наводнения, землетрясения и техногенные катастрофы уносят сотни и тысячи человеческих жизней. Но даже при стечении таких трагических обстоятельств иногда случаются счастливые финалы. Каждая серия цикла - законченная история о силе духа и любви к жизни, рассказ о преодолении. Чтобы наглядно показать, как свершалось невозможное, авторы фильма используют детальную реконструкцию событий с использованием пиротехнических средств и с привлечением лучших каскадеров. Ведущий - Сергей Полянский, легендарный "голос НТВ" - не будет отстраненным наблюдателем, ведь ему предстоит в каждой серии выживать вместе с героями, чтобы открыть тайны их уникального опыта.
1. Адский маршрут
Июня 1989 года, Транссибирская магистраль. Между Уфой и Челябинском в одной точке
встречаются два пассажирских поезда. Один следует по маршруту
Новороссийск-Адлер, второй - из Адлера в Новороссийск. По трагической случайности,
именно в момент этой встречи раздается мощный взрыв. Оба поезда практически
полностью выгорают, в огне погибают 575 пассажиров. В радиусе километра от взрыва
полыхает тайга. 623 человека спасаются, но шансов выжить у раненых и обожженных
людей не много. До ближайшего поселка можно добраться только по шпалам, но путь
отрезан стеной пламени...
2. Лавина-убийца
2006 год, Большой Кавказский хребет. Зимний чемпионат России по альпинизму. Группа
профессиональных альпинистов собирается штурмовать тренировочную вершину
Нахар. Накануне восхождения погода в горах портится, начинается обильный
снегопад и в десятки раз возрастает лавиноопасность. Лагерь альпинистов разбит в
безопасном месте, но коварная лавина приходит оттуда, откуда ее никто не ждал.
Один из участников восхождения погибает. Шокированные спортсмены готовятся к
эвакуации, даже не подозревая, что смерть их товарища окажется не последней...
3. Наложницы
История двух девушек из Йошкар-Олы, которые, подписав контракт в турфирме, выехали
за границу: одна в Арабские Эмираты, другая - в Германию. Им обещали работу
официантки и нянечки. Вместо этого девушки попали в руки к сутенерам. Обе провели
по полгода в сексуальном рабстве. Обе пытались сбежать.Фильм о том, через какие
трудности им пришлось пройти и чего стоило вырваться на свободу.
4. Нефтегорск. Город-призрак
В ночь на 28 мая 1995 года чудовищное землетрясение стерло с лица земли город
Нефтегорск. Стихия унесла жизни более двух тысяч человек. Всего за 17 секунд 17
панельных домов сложились как карточные домики и превратились в груду бетона.
Двухмесячная Даша Ягудина в одиночестве провела под завалами четверо суток. Эта
малютка стала для нефтегорцев настоящим символом жизни.
5. Пленницы старого дьявола
Рязанская область, 2004 год. В городке под названием Скопин милиционеры освобождают
из сексуального рабства двух девушек. Спасенные сообщают оперативникам, что
издевательства над ними длились более трех лет. Мрачный подвал под гаражом
оборудовал под темницу пожилой слесарь-заточник скопинского завода Виктор Мохов.
В один из дней он похитил девушек прямо с рязанской дискотеки и приговорил к
длительному заточению. Все три с половиной года он издевался над ними, насиловал и
избивал. За это время одна из девушек - Лена - дважды стала матерью, родив прямо в
подвале двоих сыновей. С мальчиками ее почти сразу разлучили...
6. Последний рейс
31 августа 1986 года, Новороссийск. Из акватории порта в направлении Сочи выходит
круизный лайнер "Адмирал Нахимов" с 1234 пассажирами на борту. Выходя из бухты,
корабль замечает на своем курсе помеху - сухогруз "Петр Васев", огромный корабль,
который везет в Новороссийск ячмень из Канады. Приборы показывают, что судна
должны разойтись, но происходит столкновение.Леденящая душу история гибели более
четырехсот человек и невероятные свидетельства очевидцев, выживших в этой жуткой
катастрофе.
7. Пожар
2003 год, Москва. Пожар в общежитии Российского университета дружбы народов уносит
жизни 42-х первокурсников. В шестом блоке, ставшем очагом возгорания, живут
студенты подготовительного отделения, приехавшие со всех уголков мира. В России
они всего два месяца и еще толком не знают языка.
8. Самарская западня
Февраль 1999 года, Самара, здание ГУВД. Вспыхнувший пожар за несколько минут охватил
все 5 этажей и преградил людям путь к запасным выходам. 340 человек оказались
заперты в своих рабочих кабинетах. Покинуть полыхающее здание можно было только
через окна, но: на окнах решетки. Пожарные лестницы не достают до верхних этажей.
Сотрудники из штор скручивают канаты и по ним пытаются покинуть здание, но 57-ми
спастись не удается...
9. Слезы Армении
Декабрь 1988 года, Советская Социалистическая республика Армения. На город
Ленинакан с горных вершин, которыми он окружен, спускается облако плотного
тумана. Никто из жителей не догадывается, что белая эта пелена - предвестник
одного из самых страшных землетрясений в истории человечества.Под завалами
гибнут десятки тысяч человек, столько же остаются инвалидами, более полумиллиона
- лишаются крова.
10. Смертельная опека
Пятеро приемных и трое родных детей семьи Даниловых прошли через настоящий ад.
Двое не выжили...
11. Роковой гол
Москва, октябрь 1982 года. На стадионе "Лужники" встречаются две футбольные команды -
в матче 1/16 розыгрыша Кубка УЕФА московский "Спартак" принимает голландский
"Харлем". Перед началом игры болельщики предвкушали интересную игру, не
подозревая, что после окончания матча подсчитывать придется не только голы, но и
тела погибших. История одной из самых страшных давок в истории футбола.
12. Танец смерти
Июнь 1985 года, Невинномысск. Бесследно исчезает 14-летний Сережа Павлов.
Следователь прокуратуры Тамара Лангуева обнаруживает, что это не первый случай
пропажи подростков. Шаг за шагом следственная группа раскрывает ужасающие
подробности преступлений, совершенных за последние 20 лет серийным убийцей,
которым оказался руководитель детского туристического клуба, педагог, отличник
образования РСФСР Анатолий Сливко.
13. Трансвааль - потерянный рай
Февраль 2004 года. Спортивно-развлекательный комплекс "Трансвааль-парк". 1300
посетителей пришли отметить День всех влюбленных. В считанные секунды огромный
купол, обрушившись, накрывает зону бассейнов. В 20-градусный мороз мокрые раздетые
люди оказываются под завалом из бетонных плит, металла и осколков стекла. Более
полутора часов 8-летняя Саша Ершова находится между дном бассейна и обломком
плиты, держа на руках свою трехлетнюю сестру. Героическое поведение отважной
девочки помогает спастись им обеим.
14. Варандей - гиблое место
Поселок Варендей, Ненецкий автономный округ, год 2005-й. Самолет Ан-24, на котором
летят на вахту рабочие-нефтедобытчики, терпит крушение - падает на землю, не
дотянув до взлетно-посадочной полосы пару сотен метров. Среди пассажиров - житель
Тюмени Геннадий Спирин. Во время катастрофы, несмотря на собственные травмы,
Спирин спасает нескольких товарищей, помогая им выбраться из охваченного
пламенем самолета.
15. Взрыв в метро
6 февраля 2004 года взрыв в московском метро уносит жизни сорока одного пассажира.
Около сотни людей, ехавших в вагоне, где прогремел взрыв, чудом остаются живы. Но
еще надо выбраться из горящего вагона, а затем и из задымленного тоннеля: Что
стало с теми, что пережил трагедию? Как сложились их судьбы? Что дает людям силы
выживать в ситуациях, когда спасение кажется невозможным? В фильме - счастливые
истории спасения, откровения уцелевших людей и невероятные мистические
совпадения накануне происшествия.
16. Знак молнии
Ежедневно на поверхность земли обрушивается свыше 16 миллионов молний. Это одно из
самых грозных и непредсказуемых явлений природы. Считается, что после удара
молнии невозможно остаться в живых. Парадоксально, но примерно половине людей, в
которых попадает мощный разряд, выжить удается. Что это - счастливая случайность
или научная закономерность?
17-18. Звезды, победившие смерть (2 части)
Поклонники привыкли видеть своих кумиров сильными, здоровыми и успешными.
Считается, что звезды не подвластны годам и болезням. Но это всего лишь стереотип.
В жизни они уязвимы ни чуть не меньше, чем простые смертные. Владимир Левкин после
страшного диагноза - рак лимфатической системы - прошел четыре курса
химиотерапии. Болезнь он преодолел. Певица Анита Цой полгода была прикована к
больничной койке и вернулась на сцену только благодаря своему сильному
характеру. Писательница Дарья Донцова, фигуристка Елена Бережная, дрессировщий
Вадим Камбегов - все они побывали на грани жизни и смерти.
19. Жестокий спорт
Цель любого спортсмена-профессионала - победа и золотая медаль Олимпиады. К этому
рубежу они идут, невзирая на травмы, принося в жертву свое здоровье, а иногда и
жизнь.18 августа 2001 года, футбольный матч ЦСКА - "Анжи". Защищая ворота своей
команды, голкипер Сергей Перхун получил тяжелую травму. В борьбе за верховой мяч
вратарь армейцев столкнулся с нападающим "Анжи". Десять дней он находился в коме,
но спасти жизнь молодого футболиста врачам не удалось.НХЛ, матч за выход в
плей-офф Кубка Стенли. О том, какой ценой профессиональным спортсменам достаются
золотые медали, - в документальном фильме из цикла "Победившие смерть"
20. Смертельное торжество
Отправляясь на вечеринку или в обычный ресторан, мало кто задумывается о том, что
хозяева увеселительных заведений экономят на безопасности клиентов.В Израиле
роскошная свадьба закончилась смертью 23 гостей. Пол зала, где были накрыты столы
для 800 приглашенных гостей, с высоты третьего этажа рухнул под землю. Спасатели
сутки разбирали завалы в поисках уцелевших.
Большинство людей проводит свою жизнь достаточно стандартно. Мы работаем, растим детей, покупаем новую машину, заботимся о своем здоровье и беспокоимся по тысяче разных поводов. Увлекательное занятие, именно для этого человек и появился на этой планете.
Альтернатива есть. Чтобы не провести свою жизнь в пустых хлопотах, спасая свое тело от простуды, а разум от реальности окружающего мира, нам нужно просто перестать бояться. Взгляните, к примеру, на вот эту пятерку храбрецов, сумевших поставить на колени саму смерть. Боялись ли они? Вряд ли.
Петер Фреучен
В 1906 году Петер закончил медицинскую школу и отправился не в ближайший госпиталь на престижную работу с 9 до 18, а в Гренландию. Двадцатилетнему пареньку стало интересно, каково это передвигаться по замерзшим равнинам на собачьих упряжках - вполне понятное стремление. Одна из поездок закончилась катастрофой: Петер свалился в яму, выбраться из которой не мог. Находчивый паренек использовал собственные замерзшие экскременты в качестве зубила и выдолбил себе ступени в стенах узилища. К тому времени, как Петер вернулся в лагерь, его левая нога была безнадежно отморожена. Не тратя времени на глупые причитания, парень сделал сам себе ампутацию. Фреучен вернулся на родину, чтобы присоединиться к датскому движению сопротивления, нацисты так никогда и не сумели поймать этого волевого и несгибаемого человека.
Джек Лукас
Четырнадцатилетний Джек подделал подпись родителей и отправился воевать против проклятых нацистов. На берегу Иводзимы паренек совершил свой первый подвиг, накрыв своим телом сразу две гранаты, угодившие в окоп. К удивлению врачей, он не только выжил, но и отделался буквально легким испугом. К середине войны тело Джека напоминало атлас по анатомии, в нем насчитывалось более 250 кусков шрапнели - в том числе шесть в мозгу и две в сердце. Отпраздновав 17 день рождения, Лукас решил сменить обстановку, записавшись в морскую пехоту. Первый же прыжок с парашютом чуть не закончился трагедией, поскольку ни один из куполов не раскрылся. Погиб ли Джек? Нет. Упав с почти километровой высоты, паренек сломал себе руки, ноги и все ребра, отлежался полгодика в больнице и вновь вернулся на службу.
Сэм Хьюстон
В 1809 году Сэм Хьюстон сбежал из родительского дома, чтобы присоединиться к племени чероки. Но затем началась американская война против индейцев и Сэм быстренько вспомнил о своем цвете кожи. За свою армейскую карьеру Хьюстон получил более 50 ранений, ни одно из которых не причинило ему существенных неудобств. Повзрослевший траппер отличался ужасным характером и однажды набросился на конгрессмена Теннеси прямо на улице, начав избивать того тростью. Уильям Стэнбери некоторое время послушно терпел нападки героического воителя, а затем просто достал револьвер и пальнул агрессору в грудь. Два раза. Что сказать, это немного охладило пыл Хьюстона, однако не до конца. Встав с земли, окровавленный Сэм представлял собой ангела мести во плоти, и Стэнбери предпочел убраться от него куда подальше. Хьюстон выжил и принял участие еще во многих американо-индейских стычках.
Тибор Рубин
Тибор Рубин родился в бедной еврейской семье в Венгрии. В 15 лет нацисты бросили паренька в печально известный концлагерь Маутхаузен, откуда его вызволили уже американские войска. Тибор решил отправиться на Корейскую войну, где в первой же стычке погиб весь его полк. Бедный, но храбрый еврейский боец в одиночку удерживал атаку чуть ли не всей северокорейской армии на крохотном пятачке джунглей. На исходе вторых суток силы покинули Тибора, он попал в плен. Из лагеря парень сбежал на третью ночь и еще два месяца партизанил в джунглях, став настоящим проклятием для корейских солдат.
Брайан Блессид
Брайана Блессида помнят за его роль во «Флэше Гордоне» образца 1980 года, но мало кто знает, что этот бравый мужик в 67 лет стал самым старым человеком, покорившим Эверест. Кроме того, через пару лет Брайан достиг Северного магнитного полюса пешком, пробившись сквозь полярные бури и белых медведей с помощью ружья и плащ-палатки. Сейчас Брайану 80 лет и недавно он заявил, что собирается отправиться на самое дно Марианской впадины.
Подводная война -— это не только субмарины с противостоящими им торговыми судами и военными кораблями, но и тысячи моряков их экипажей, которым в случае гибели корабля судьба готовила разную участь. Те, кому удавалось не пойти на дно вместе с судном, казалось, родились под счастливой звездой. Но им, качающимся на волнах на обломках, плотиках или в шлюпках, чтобы выжить порой приходилось пройти в открытом море через адские мучения, которые в большинстве случаев заканчивались плачевно. Впрочем, история подводной войны знает несколько случаев удивительного спасения.
Спасательные плоты и шлюпки времён Второй мировой имели ограниченный запас провизии и воды, которого при полном заполнении людьми хватало лишь на несколько дней. Если потерпевшие крушение за это время к не достигали берега или их не подбирали проходящие мимо суда, то их ждала ужасная смерть. Американские торговые моряки даже вывели простую и страшную формулу для спасшихся, которую называли «правилом трёх»: «Вы можете прожить три недели без пищи, три дня без воды и три минуты без воздуха».
Однако в истории подводной войны осталось несколько случаев, когда люди с потопленных судов провели в море не один десяток дней, порой вынужденные выживать среди океана в абсолютном одиночестве. Этот рассказ о них и их мужестве.
Лето, проведённое в Атлантике
10 июня 1942 года Гибралтар покинул конвой HG-84, который представлял собой 22 торговых и одно спасательное судно под охраной шлюпа и четырёх корветов 36-й эскортной группы. В состав конвоя входило британское судно «Этриб» (Etrib) с грузом фруктов и алкоголя, пришедшее из Картахены в Гибралтар днём ранее.
В ночь на 15 июня в 400 милях западнее испанского порта Ла-Корунья конвой атаковала немецкая подлодка U 552 известного подводного аса — капитан-лейтенанта Эриха Топпа (Erich Topp). В 0:58 с большой дистанции лодка выпустила с интервалом в 30 секунд две торпеды. Залп оказался удачным, и спустя три минуты два судна, «Этриб» и «Пелайо» (Pelayo), на котором шёл коммодор конвоя, были торпедированы и начали тонуть.
Построенный в 1919 году, британский пароход «Этриб» (1943 брт) к 1942 году сменил несколько имён и владельцев. В последний рейс судно ушло с безобидным грузом: его трюмы были загружены абрикосовым пюре, вином, а также пробкой и солями винной кислоты для пищевой промышленности
В правом борту «Этриба» от взрыва торпеды образовалась большая пробоина, и пароход, получив крен, начал медленно ложиться на воду. Капитан «Этриба» Болди МакМиллан (Baldie McMillan) приказал передать сигнал на судно спасения «Коуплэнд» (Copeland), и экипаж начал покидать судно. Морякам удалось вовремя спустить шлюпку с правого борта, и в ней разместились капитан, 27 членов экипажа, шесть артиллеристов и два пассажира (моряки с ранее потопленного судна).
Спустя полчаса всех их подобрал корвет «Мэриголд» (HMS Marigold), который занялся спасением людей с потопленных Топпом судов. Стоит отметить, что работы корвету подлодка U 552 задала много: в ту же ночь, кроме «Этриба» и «Пелайо», из состава конвоя HG-84 Топп потопил ещё три судна. Закончив подбор людей, «Мэриголд» нагнал конвой и передал большую часть спасённых на «Коуплэнд», после чего присоединился к эскортной группе.
Четверо моряков с «Этриба» были признаны погибшими. Второй помощник Фредерик Уэбб (Frederick Webb) и матрос Герберт Риджуэй (Herbert Ridgway), вероятно, погибли на мостике, где несли вахту, когда под мостик ударила торпеда. Судьба боцмана Джорджа Бриско (George William Briscoe) и матроса Уильяма Суинчина (William Swinchin) была неизвестна. Они последними покинули тонущее судно, но не успели сесть в шлюпку, и их не оказались среди спасённых.
Однако Бриско и Суинчин выжили. Оба моряка вплавь покинули «Этриб» и сумели добраться до одного из спасательных плотов, которые остались на поверхности моря после гибели судна. Спустя некоторое время они увидели полузатопленную шлюпку, и Бриско предложил перебраться в неё, вычерпав воду, чтобы иметь более надёжное плавсредство.
Благодаря своему опытному и удачливому командиру, а также эффектной эмблеме — двум красным дьяволам, танцующим с факелами по обе стороны рубки, — подводная лодка U 552 стала одной из самых известных в кригсмарине. Эмблема досталась Топпу по наследству вместе со старой «двойкой» U 57 от предыдущего командира, капитан-лейтенанта Клауса Корта, но прославил ее именно Топп, перенося впоследствии на каждую свою лодку. На снимках — рубка U 552 и смеющийся Эрих Топп
В итоге боцман доплыл до шлюпки, а Суинчин остался на плоту, и в тумане они потеряли друг друга. Им довелось снова встретиться спустя несколько месяцев, но судьба отвела им очень разные испытания. Бриско вечером 24 июня был подобран возвращавшейся из похода немецкой подлодкой U 106 капитан-лейтенанта Германа Раша (Hermann Rasch) и спустя пять суток оказался в плену во Франции, когда субмарина пришла в Лориан.
Если Джордж Бриско был везунчиком и провёл в шлюпке не более 10 суток, то Уильяму Суинчину судьбу уготовила куда более серьёзную проверку на прочность. К сожалению, история его «одиночного плавания» в Атлантике не документировалась, поэтому её описание не изобилует подробностями. Известно, что на плоту был некоторый запас пищи и пресной воды. Еда кончилась приблизительно на 32-й день нахождения матроса в океане. К этому времени Уильям сильно ослабел и начал периодически терять сознание, поэтому потерял счёт дням и практически не помнил, что происходило с ним дальше.
29 августа в 13:15 с немецкой подлодки U 214 капитан-лейтенанта Гюнтера Редера (Günther Reeder) был замечен спасательный плот с человеком. Редер приказал подойти к плоту и принять человека на борт. Спасённым оказался Уильям Сунчин. Немцы были поражены, увидев, в каком истощённом состоянии находился моряк с «Этриба». Так как поход U 214 был в самом разгаре (лодка охотилась на конвои у побережья Португалии), подводникам пришлось буквально нянчиться со спасённым англичанином, выхаживая его больше месяца.
Командир 9-й флотилии подводных лодок капитан-лейтенант Генрих Леман-Вилленброк (Heinrich Lehmann-Willenbrock) встречает U 214 в Бресте, 9 октября 1942 года. На снимке слева направо: Леман-Вилленброк, командир U 214 капитан-лейтенант Гюнтер Редер, неизвестный офицер и Уильям Суинчин. Стоит обратить внимание на взгляды немецких офицеров на британского моряка: в них удивление и любопытство
U 214 вернулась в Брест 9 октября, где Суинчин первый раз за четыре месяца снова увидел землю. Срок его «одиночного плавания» на плоту составил 76 суток. Любопытно, что сначала на U 214 не поверили его рассказу, но позже Гюнтер Редер выдал англичанину свидетельство, датированное днём его спасения.
После прихода лодки во Францию Уильям Суинчин был отправлен в лагерь «Милаг Норд» (Marineinterniertenlager Nord), где содержались пленные торговые моряки союзников, и стал заключённым под номером 875. Он пробыл там до конца войны, пока не был освобождён 28 апреля 1945 года.
Широкая известность и большая загадка
Случай с китайцем Пань Лянем внесён в книгу рекордов Гиннесса как абсолютный рекорд по длительности нахождения человека на спасательном средстве в открытом море. Однако стоит отметить, что эту историю можно разделить на две части, которые стыкуются между собой далеко не во всём.
Началось всё в ноябре 1942 года. На борту возвращавшейся от Кейптауна U 172 капитан-лейтенанта Карла Эммермана (Carl Emmermann) ещё оставалось шесть торпед. Командир субмарины не собирался возвращаться с ними на базу, и лодка активно искала цели для своих «угрей». 23 ноября в 8:15 на линии горизонта был замечен пароход, и Эммерман бросился в погоню.
Подводный крейсер U 172 (тип IXC) под командованием Карла Эммермана стал одной из наиболее успешных лодок кригсмарине, с более чем 150 000 потопленных тонн. На снимке — эмблема лодки, трубящий в рог Посейдон. Такие вырезанные из латуни силуэты немецкие подводники с гордостью, хот и не по уставу, носили на фуражках и пилотках
В 13:23 лодка погрузилась на перископную глубину для атаки судна, которое шло противолодочным зигзагом. Спустя 40 минут Эммерман произвёл залп двумя торпедами, которые поразили «торговца» в районе машинного отделения и кормы. Пароход затонул очень быстро, поэтому большая часть экипажа ушла на дно вместе с ним. Буквально через пять минут после атаки, когда лодка всплыла, немцы обнаружили на поверхности лишь обломки и спасательный плот, на котором находилось 10 человек.
От них Эммерман узнал, что потопил английский пароход «Бенломонд» (Benlomond) тоннажем в 6630 брт, следовавший в балласте из Бомбея через Кейптаун в неизвестный порт (на самом деле судно следовало из Порт-Саида в Нью-Йорк). Закончив допрос, немцы ушли, оставив людей на плоту на волю волн — больше их никто и никогда не видел.
В то же самое время, когда судно начало тонуть, один из членов команды «Бенломонда», 25-летний стюард Пань Лянь (Pān Lián), успел надеть спасательный жилет и прыгнуть за борт. Два часа китаец находился в воде, пока не заметил поблизости пустой спасательный плот и не забрался на него. Это был стандартный для британских судов плот, который по форме напоминал большой деревянный ящик. На воде конструкцию удерживали шесть водонепроницаемых баллонов.
Построенный в 1922 пароход «Бенломонд» получил это имя лишь в 1938 году при очередной смене владельца. На снимке он носит название «Лондон Корпорейшн», под которым ходил с 1923 по 1937 год
Забравшись на плот, Пань Лянь понял, что в ближайшее время ему не грозит смерть от голода и жажды, так как в его распоряжении был хороший запас провизии: шесть коробок галет, два фунта шоколада, бутылка сока лайма, пять банок сгущённого молока, 10 галлонов (около 40 литров) воды и 10 банок пеммикана. Последний представлял собой питательный концентрат из вяленой говядины, муки, мелассы/патоки и жира. Судя по описаниям, на вкус это была редкостная гадость, и большинство из попробовавших от всей души ненавидели эту «еду».
Также Пань Лянь нашёл четыре бруса и кусок брезента, парус, вёсла, сигнальные ракеты, дымовые шашки, банку массажного масла, фонарик и кусок верёвки. Все эти запасы были упакованы в герметичные банки с запасом плавучести. Если бы на плотике было много людей, то провизии и воды хватило бы ненадолго, но теперь все запасы были в распоряжении лишь одного, что сыграло важную роль в истории спасения моряка.
Когда у Пань Ляня стала кончаться еда, он занялся рыбалкой. Сначала он сделал маленький крючок из пружинки от фонарика, но на него можно было ловить только мелкую рыбёшку. Больший крючок удалось сделать из гвоздей — их пришлось выдирать из плотика зубами! Сначала на маленький крючок китаец ловил мелюзгу, которую затем насаживал как наживку на большой крючок. Вскоре ему начали попадаться и крупные, до 20 фунтов, рыбины.
Реконструкция спасательного плота в том виде, в котором на нем путешествовал Пань Лянь
Рыбу Пань Лянь раскладывал сушиться на солнце, и вскоре начали прилетать птицы, которые пытались её стащить. Это обеспечило скитальца дополнительным питанием: птиц он ловил и тоже ел. Укрытие от солнца китаец соорудил из брезента, натянутого на брусья, причём один угол свисал так, чтобы дождевая вода стекала прямо в подставленную для этого ёмкость.
Дни, проведённые в море, Пань Лянь считал по узелкам, которые завязывал на верёвке, но потом бросил это занятие и начал считать месяцы, ориентируясь по полнолуниям. Так, в одиночестве посреди Атлантики, китаец встретил и новый 1943 год.
В конце концов, 5 апреля 1943 года, бразильские рыбаки обнаружили плотик в 10 милях от бразильского побережья и сняли с него Пань Ляня. Через три дня рыбаки пришли в порт, где китаец самостоятельно сошёл на берег. За время пребывания в море он потерял всего девять килограммов веса! Пань Лянь провёл четыре недели в бразильской больнице, а затем британский консул в Бразилии помог ему вернуться в Англию через Майами и Нью-Йорк.
К тому моменту, когда Пань Лянь оказался в Великобритании, ничего во внешнем облике респектабельного молодого человека не напоминало о трагедии. В 1993 году он был внесён в книгу рекордов Гиннесса как переживший наиболее длительное одиночное плавание в океане
Король Георг VI наградил китайца медалью Британской империи, а Адмиралтейство включило рассказ Пань Ляня в руководство по выживанию в море. После войны он захотел эмигрировать в США, но квота на приём китайских эмигрантов не позволила ему этого сделать. Впрочем, известность Пань Ляня была такова, что ему сделали специальное разрешение на получение американского гражданства. Кстати, когда после выписки из бразильского госпиталя Паня привезли самолётом в США, он попытался поступить на службу в американский флот, но его не приняли из-за плоскостопия.
Всего мужественный китаец провёл на плоту 133 дня. Когда ему сообщили, что никто ранее не держался так долго, он ответил: «Я надеюсь, что никому и никогда не придётся побить этот рекорд».
Теперь стоит пояснить, почему история спасения Пань Ляня была разделена на две части. Он оказался единственным выжившим из 54 членов экипажа «Бенломнода», однако, как уже упоминалось, Карл Эммерман после всплытия видел 10 человек на плоту. Согласно журналу боевых действий U 172, пароход затонул за две минуты, а лодка появилась на поверхности спустя пять минут после пуска торпед. Получается, что 10 моряков сумели так же быстро, как и Пань Лянь, не только покинуть тонущий пароход, но и забраться все вместе на один плот.
В многочисленных рассказах о спасении Пань Ляня, встречающихся в литературе и интернете, отсутствуют какие-либо упоминания о том, что он видел других людей и подводную лодку. Везде говорится, что стюард пытался как можно дальше отплыть от судна, чтобы не быть затянутым в воронку, но, по рассказам самого Пань Ляня, он плавал так плохо, что впоследствии привязывал себя верёвкой к плоту. Вряд ли он смог бы отплыть далеко в такой короткий промежуток времени между своим прыжком за борт и моментом, когда судно скрылось под водой.
В итоге в описаниях гибели судна немцами и Пань Лянем возникают нестыковки, которые вызывают вопросы. Почему китаец не заметил подводную лодку и других спасшихся? Что с ними произошло дальше? Ответы на эту загадку вряд ли возможны, так как свидетелей уже не осталось в живых…
Жертвы немцев, пленники японцев
9 сентября 1943 года из порта Аден на Аравийском полуострове в австралийский порт Фримантл с грузом фосфатов вышло британское судно «Форт Лонгёй» (Fort Longueuil). Однако ему не было суждено добраться до Австралии: 19 сентября пароход был торпедирован одной из подлодок группы «Муссон», U 532 фрегаттен-капитана Оттогенриха Юнкера (Ottoheinrich Junker). Так как журнал боевых действий подлодки не сохранился, описание гибели судна существует только с британской стороны.
Согласно свидетельствам переживших гибель судна индийцев-кочегаров Такара Миа (Thakar Miah) и Мохамеда Афтаба (Mohamed Aftab), «Форт Лонгёй» был торпедирован около 15:00. Оба кочегара, надев спасательные жилеты, успели выпрыгнуть за борт и смогли добраться до плотика, на котором уже было пять человек, включая артиллериста судна, стюарда и поварёнка.
Драматичное фото, сделанное 11 мая 1943 года. Корабль береговой охраны США в неспокойном море поднимает моряков торпедированного британского судна со спасательного плота
По словам Такара Миа, судно затонуло очень быстро, и никто не успел добраться до шлюпочной палубы. Кроме того плотика, на который ему удалось забраться, рядом оказалось ещё два, на одном из которых было пять человек, а на другом трое. Ещё один член экипажа плавал на куске дерева. Через несколько часов стемнело, пошёл дождь, и из-за большого расстояния люди не смогли собраться вместе. Наутро в пределах видимости уже не оказалось других плотов. О том, что произошло дальше, читать без содрогания трудно. Такар Миа вспоминал об этом так:
«Через три дня после потопления судна у нас закончилась еда и вода. Артиллерист сказал оставить парус как он есть и не трогать. Примерно через 25-26 дней ночью пошёл дождь. Я попил воды и немного восстановил силы. Я попробовал дать воды остальным пятерым людям, но они не двигались. Тогда я проверил Мохамеда Афтаба — он мог только шевелить одной рукой. Я дал ему воды, он немного окреп и через какое-то время встал. Я потрогал остальных, но они не двигались. Я не знаю, когда они умерли. Я был слишком слаб, чтобы смотреть на них, пока не пошёл дождь. На другое утро я выбросил трупы в море. Потом я ловил рыбу и птиц, и мы оба их ели».
Такар Миа и Мохамед Афтаб (Mohamed Aftab) не знали, сколько они пробыли на плоту в океане. Однако Нептуну эти жертвы оказались не нужны, поэтому в один из дней спасательный плот прибило к острову, покрытому джунглями. На берегу индийцы увидели мальчика-малайца и попросили его о помощи. Он убежал и вернулся с людьми. Они отнесли моряков в деревню и накормили. В тот же день малайцы передали Такара Миа и Мохамеда Афтаба японцам. Когда индусы спросили у японцев, какой сегодня день, то получили ответ: 1 февраля 1944 года!
Спустя восемь суток оба моряка подверглись допросу японского офицера. Узнав, что индийцы были членами экипажа английского парохода, он объявил их шпионами и арестовал. В результате индийцы были отправлены на Суматру, где начался их 18-месячный «вояж» по японским тюрьмам и лагерям. Однако оба моряка сумели пережить и это суровое испытание. После окончания войны Такар Миа и Мохамед Афтаб были освобождены британскими войсками и перевезены в Сингапур. Оттуда их самолётом переправили в Рангун и далее морем (вместе с остальными репатриированными военнопленными) в Великобританию в январе 1946 года.
Немецкая субмарина U 532, потопившая пароход «Форт Лонгёй». Фото сделано после капитуляции лодки в мае 1945 года
Там весь экипаж «Форт Лонгёй» давно считали погибшим. С 15 октября 1943 года судно было объявлено пропавшим без вести, а к 3 ноября стало известно, что оно было потоплено, как и место, где это произошло. Так как из 59 членов экипажа выжили только двое вышеупомянутых индийца, наиболее вероятным источником информации стала расшифровка перехваченной радиограммы с U 532, в которой Юнкер докладывал в штаб о потоплении «Форта Лонгёй».
Стоит обратить внимание, что индийцы превзошли «рекорд» Пань Ляня на сутки, пробыв на спасательном плоту в море 134 дня, из которых только три дня пользовались запасом продуктов, разделив его с позже умершими товарищами. Однако, попав в плен, как и Уильям Суинчин, они не получили свою долю заслуженной славы, в отличие от Пань Ляня, который моментально стал знаменитым и часто вспоминается до сих пор.
Исключительные сила духа и смекалка, которую проявляли эти люди в открытом море в экстремальных условиях, вдохновили многих талантливых людей на раскрытие этой темы в искусстве. Так, режиссёр Альфред Хичкок воплотил её в своём известном фильме «Спасательная шлюпка», а писатель Алистер Маклин — в повести «К югу от мыса Ява».
16 марта 2011, 03:42Многие считают себя сильными людьми... Но что будет, если они столкнуться со смертью лицом к лицу? Выпадут из самолета без парашюта или будут похоронены заживо? Такое может присниться только в страшном сне, однако эти люди пережили такое наяву…
Весна Вулович - рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, ей принадлежит мировой рекорд высоты для выживших при свободном падении без парашюта - 10 160 метров…
Инцидент произошёл 26 января 1972, рядом с деревней Сербска Каменице в Чехословакии, после катастрофы рейса JAT 367, на котором Вулович работала стюардессой. Взрыв, предположительно произведённый террористами, разорвал самолёт на части, но Весне, посчастливилось спастись, единственной из находящихся на борту. После катастрофы Вулович 27 дней находилась в коме, а затем ещё 16 месяцев оставалась в госпитале. Она продолжила работать в авиакомпании, но уже на наземной работе - у неё были повреждены череп, ноги и три позвонка. Весна Вулович считалась национальной героиней Югославии.
Арон Рэлстон, инженер-механик, работающий в корпорации Интел, увлекался скалолазанием…
Арон Рэлстон исследовал горы в штате Юта, когда ему на руки свалился огромный валун и придавил его. Ему удалось высвободить одну руку, вторую же придавило намертво. Озоснав, что погибнет, если не освободится, Арон отрезал свою вторую руку небольшим перочинным ножиком. Он перетянул руку перевязью, чтобы избежать большой потери крови, после чего переломал кости руки и с помощью почти тупого ножа резал оставшуюся плоть, пока не освободился. На все ушло около часа. Рэлстон долго лечился, но любовь к скалам не оставила его. Со временем он заменил отсутствующую руку на более пригодный для скалолазания инструмент…
Двое китайских шахтеров - Братья Менг, оказавшихся после обвала замурованными в шахте, в течение шести дней пробивали себе дорогу на поверхность. Мужчины выживали, питаясь углем и мочой.
Братья Менг Ксианчен и Менг Ксианью оказались в западне, работая на нелегальной шахте в окрестностях Пекина вечером 18 августа 2007 года. Спустя два дня служба спасения прекратила попытки отыскать их, и родственники приступили к традиционным ритуалам, принятым по смерти близких. "Сначала я ничего не чувствовал, но затем во мне проснулся такой голод, что я не мог больше ползти, – вспоминает Ксианчен. – Я съел немного угля, и он показался мне даже вкусным. Само собой, уголь на вкус горький и неприятный. Но небольшой кусочек размером с палец можно пожевать. В шахте мы отыскали две пустые пластиковые бутылки и пили свою мочу. Это можно делать только крохотными глотками, а когда закончишь, хочется разрыдаться".Чудом спасшиеся братья пообещали, что ни за что больше не полезут ни в одну шахту.
На канадца Брента Кейса в лесу напал 400-килограммовый медведь гризли.
У Брента был только небольшой топор с собой, поэтому он притворился мертвым. Тем не менее, медведь начал грызть череп Брента, но затем бросил это занятие и внезапно ушел, оставив беднягу умирать. Несмотря на все это, Брент, с висящим скальпом, встал и пошел искать помощь. Он вернулся к своей машине, проехал 15 миль, истекая кровью, где и встретил помощь…
7-летняя американка Алексис Гоггинс стала героиней Детройта, заслонив собой свою мать от пуль вооруженного грабителя! Девочка получила в общей сложности шесть пуль, из них три - в лицо, но чудом выжила...
29-летний Кевин Тилли - бывший «бойфренд» матери, ранее судимый преступник, отпущенный каким-то безответственным идиотом на поруки - попытался угнать машину, в которой находилась девочка и ее мать. Когда женщина попыталась вызвать полицию на ближайшей заправке, Кевин, не раздумывая, всадил в нее две пули практически в упор. Алексис бросилась к своей матери и закрыла ее своим телом. После чего разъяренный бандит выпустил в ребенка 6 пуль! Одна из них попала Алексис в глаз, вторая - в район подбородка, а третья - в челюсть. Девочка спасла свою мать, получившую не опасные для жизни ранения, но сама оказалась на грани смерти: она перенесла шесть тяжелейших операций в отделении интенсивной терапии. И ей ещё предстоит дальнейшее лечение...
14-летняя девочка из Марселя - единственная выжившая из 152 пассажиров самолета, потерпевшего крушение у Коморских островов.
Девочка провела более 12-и часов в открытом море, не умея плавать.
Житель Великобритании остался жив после того, как в него врезался поезд, шедший со скоростью более 170 километров в час. 56-летний Ноа Ходжкисс (Noah Hodgkiss) отделался травмой руки, а также переломами таза и нескольких ребер. Об инциденте, произошедшем 1 июля на востоке страны, в графстве Вустершир, пишет The Daily Telegraph.
Ходжкисс рассказал, что на железной дороге он оказался потому, что обронил на рельсы мобильный телефон и пытался его найти. Поскольку британец страдает катарактой – заболеванием глаз, приводящем к снижению остроты зрения, - поиски мобильника затянулись.
Пытаясь отыскать телефон, мужчина встал между двумя рельсовыми путями, по одному из которых в этот момент двигался поезд. Однако Ходжкисс не заметил приближения состава, так как почти не слышит, а батарейки в его слуховом аппарате пришли в негодность. По его словам, буквально за секунду до столкновения он успел обернуться и попытался отскочить, однако не успел этого сделать.
Двигавшийся на большой скорости поезд задел плечо Ходжкисс, после чего британец пролетел несколько метров и упал на железную дорогу, однако остался в сознании. "Я не могу описать, что чувствовал в тот момент. Я просто пытался понять, что же со мной произошло", - рассказал выживший британец.
Проходивший мимо мужчина, который выгуливал собаку, услышал крики Ходжкисса и позвал на помощь. Приехавшие на место спасатели немедленно госпитализировали его. "Между прочим, я все же остался без телефона. Он, наверное, разлетелся на мелкие кусочки. Конечно, мне чрезвычайно повезло, но я никогда в жизни больше не подойду к железной дороге", - заявил Ходжкисс. "Никакой я не герой. Я просто-напросто идиот", - заключил британец.
31-летний британский парашютист Джеймс Бул не рассчитывал, что сумеет выжить после того, как во время съемок трюка его парашют не раскрылся. При падении с высоты 1830 метров житель городка Темворс в графстве Стаффордшир получил многочисленные повреждения, с которыми был доставлен к себе домой. Теперь Бул, которого ждали жена и ребенок, говорит, что он самый удачливый человек на свете
В январе 2007 австралийский ныряльщик Эрик Нерэс стал одним из самых везучих людей на земле – ему удалось пережить нападение 3-метровой кровожадной белой акулы. Сорокаоднолетний австралиец совершал очередное погружение у юго-восточного побережья Австралии. Внезапно подплывшая акула попыталась проглотить Эрика с головы. Однако ныряльщик свободной рукой ударил ее в глаз, после чего акула выпустила жертву и уплыла прочь. Эрика поднял на поверхность и втащил в лодку его 25-летний сын. Хотя Нерэс потерял много крови, ему удалось выжить.
Наверное, это самая удивительная история невероятного спасения. В 1985 опытные альпинисты Джо Симпсон и Саймон Йейтс пытались первыми взойти на вершину Siula Grande южно-американских Анд, когда Симпсон упал и сломал ногу. Йейтс пронес товарища на себе большую часть пути, когда разразилось несчастье, и Симпсон завис над крутым ледяным склоном. Поставленный перед сложным выбором, Йейтс обрезал веревку, на которой висел Симпсон, тем самым обрекая товарища на верную смерть. Невероятно, но Симпсон уцелел после падения с высоты 15 метров! Ему даже удалось выбраться из расщелины и сползти со Siula Grande.