Почему православным нельзя молиться ночью. Ночная молитва и, как я ее потерял

На вопросы, посвященные личному молитвенному правилу христианина, отвечает настоятель Свято-Троицкого собора Саратова игумен Пахомий (Брусков)

Молитва - это свободное обращение души человека к Богу. Как соотнести эту свободу с обязанностью читать правило даже тогда, когда делать этого явно не хочется?

Свобода - это не вседозволенность. Человек так устроен, что если он себе позволяет послабление, возвращаться в прежнее состояние бывает очень тяжело. В житийной литературе встречается масса примеров, когда подвижники оставляли свое молитвенное правило ради оказания любви пришедшим братьям. Таким образом, они заповедь любви ставили выше своего молитвенного правила. Но следует помнить, что эти люди достигли необычайных высот духовной жизни, непрестанно пребывали в молитве. Когда же мы чувствуем, что не хотим молиться, это банальное искушение, а не проявление свободы.

Правило поддерживает человека в духовно развитом состоянии, оно не должно зависеть от сиюминутного настроения. Если человек оставляет молитвенное правило, он очень быстро приходит в расслабление.

Кроме того, следует помнить, что когда человек общается с Богом, между ними всегда стремится встать враг нашего спасения. И не позволять ему это сделать не является ограничением свободы личности.

Об этом четко и ясно написано в любом православном молитвослове: «Востав от сна, прежде всякого другого дела, стань благоговейно перед Всевидящим Богом и, совершая крестное знамение, произнеси…». Кроме того, сам смысл молитв говорит нам о том, что утренние молитвы читаются в самом начале дня, когда ум человека не занят еще никакими мыслями. А вечерние молитвы следует читать на сон грядущим, после всяких дел. В этих молитвах сон сравнивается со смертью, постель - со смертным одром. И странно, поговорив о смерти, пойти смотреть телевизор или общаться с родственниками.

Любое молитвенное правило строится на опыте Церкви, к которому мы должны прислушиваться. Эти правила не нарушают человеческой свободы, а помогают получить максимальную духовную пользу. Конечно, из любого правила могут быть исключения, основанные на каких-то непредвиденных обстоятельствах.

Что еще, кроме утренних и вечерних молитв, может входить в молитвенное правило мирянина?

В правило мирянина могут входить достаточно разнообразные молитвы и чинопоследования. Это могут быть различные каноны, акафисты, чтение Священного Писания или Псалтири, поклоны, Иисусова молитва. Кроме того, в правило должно входить краткое или более подробное поминовение о здравии и упокоении близких. В монастырской практике существует обычай включать в правило чтение святоотеческой литературы. Но прежде чем добавить что-то к своему молитвенному правилу, нужно хорошо подумать, посоветоваться со священником, оценить свои силы. Ведь правило читается независимо от настроения, усталости, других сердечных движений. А если человек пообещал что-то Богу, это нужно обязательно выполнять. Святые отцы говорят: пусть правило будет небольшим, но постоянным. При этом молиться нужно от всего сердца.

Может ли человек сам, без благословения начать читать каноны, акафисты в добавление к молитвенному правилу?

Конечно, может. Но если он не просто прочитал молитву по стремлению сердца, а увеличивает тем самым свое постоянное молитвенное правило, лучше спросить благословение у духовника. Священник взглядом со стороны оценит его состояние правильно: на пользу ли будет ему подобное увеличение. Если христианин регулярно исповедуется, следит за своей внутренней жизнью, подобное изменение в его правиле, так или иначе, отразится на его духовной жизни.

Но это возможно, когда у человека есть духовник. Если духовника нет, и он сам решил что-то добавить к своему правилу, все-таки лучше посоветоваться на очередной исповеди.

В дни, когда служба длится всю ночь, и христиане не спят, нужно ли читать вечерние и утренние молитвы?

Мы не привязываем утреннее и вечернее правило к определенному времени. Однако было бы неправильно вечерние молитвы читать утром, а утренние - вечером. Мы не должны фарисейски относиться к правилу и читать его во что бы то ни стало, игнорируя смысл молитвословий. Если вы не собираетесь спать, зачем испрашивать благословение Божие на сон? Можно заменить утреннее или вечернее правило иными молитвами или чтением Евангелия.

Я думаю, что женщине лучше совершать молитвенное правило в платке. Это воспитывает в ней смирение и показывает ее послушание Церкви. Ведь из Священного Писания мы узнаем, что жена покрывает голову не для окружающих, а для Ангелов (1 Кор. 11,10). Это вопрос личного благочестия. Конечно, Богу все равно, в платке или без него вы встаете на молитву, но это важно для вас.

Каким образом читаются каноны и последование ко святому Причащению: в один день накануне или можно разделить их чтение на несколько дней?

Нельзя подходить к исполнению молитвенного правила формально. Свои отношения с Богом человек должен выстраивать сам, исходя из молитвенной подготовки, здоровья, свободного времени, практики общения с духовником.

Сегодня сложилась традиция при подготовке к Причастию читать три канона: Господу, Богородице и Ангелу Хранителю, акафист Спасителю или Богородице, последование ко святому Причащению. Я думаю, что лучше прочитать все правило в один день накануне Причастия. Но если тяжело, можно распределить и на три дня.

Зачастую друзья, знакомые спрашивают, как подготовиться к Причастию, как читать Псалтирь? Что им отвечать нам, мирянам?

Отвечать нужно то, что точно знаешь сам. Нельзя брать на себя ответственность что-то строго обязательно предписывать другому или говорить то, в чем не уверен. При ответе нужно руководствоваться общераспространенной традицией церковной жизни сегодняшнего дня. Если нет личного опыта, нужно прибегнуть к опыту Церкви, святых отцов. А если задали вопрос, ответ на который вам неизвестен, нужно посоветовать обратиться к священнику или святоотеческим творениям.

Прочитала перевод некоторых молитв на русский язык. Оказывается, раньше я вкладывала в них совершенно иной смысл. Нужно ли стремиться к единому пониманию, читать переводы или можно понимать молитвы так, как подсказывает сердце?

Молитвы следует понимать так, как они написаны. Можно провести аналогию с обычной литературой. Мы читаем произведение, понимаем его по-своему. Но всегда интересно узнать, какой смысл в это произведение вкладывал сам автор. Также и текст молитвы. В каждую из них автор вложил особый смысл. Ведь мы же не заговор читаем, а обращаемся к Богу с определенным прошением или славословием. Можно вспомнить слова апостола Павла о том, что лучше пять слов сказать на понятном наречии, чем тысячу на непонятном (1 Кор. 14, 19). К тому же авторами большинства православных молитвословий являются святые подвижники, прославленные Церковью.

Как относиться к современным молитвам? Можно ли читать все, что пишут в молитвословах, или предпочитать более древние?

Лично меня больше трогают слова более древних канонов, стихир. Они кажутся мне более глубокими и проникновенными. Но многим людям нравятся и современные акафисты за их простоту.

Если Церковь приняла молитвы, относиться к ним нужно с благоговением, почтением и попытаться найти для себя пользу. Но понимать, что некоторые современные молитвы по своему содержанию не столь высокого качества, как молитвы, составленные древними подвижниками.

Когда человек пишет молитву для общественного употребления, он должен понимать, какую ответственность на себя берет. Он должен обладать молитвенным опытом, но при этом быть и хорошо образованным. Все тексты, которые предлагаются современными творцами молитв, должны подвергаться редактированию, проходить строгий отбор.

Пойти на службу. Если человек собрался в храм, то на первом месте должна быть общественная молитва. Хотя отцы сравнивали общественную и домашнюю молитву с двумя крылами птицы. Как птица не может лететь с одним крылом, так и человек. Если он не будет молиться дома, а только ходить в храм, то, скорее всего, молитва не пойдет у него и в храме. Ведь у него нет опыта личного богообщения. Если человек молится только дома, но в храм не ходит, значит, у него нет понимания того, что такое Церковь. А без Церкви нет спасения.

Чем мирянин может при необходимости заменить службу дома?

Сегодня издается большое количество богослужебной литературы, различных молитвословов. Если мирянин не может присутствовать на службе, он может по каноннику прочитать и утреннюю, и вечернюю службы, и обедницу.

Апостол Павел пишет: «Все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 6, 12). Устал или болеешь - можно сесть в Церкви, при чтении домашнего правила. Но следует понимать, чем при этом руководствуешься: болью, которая мешает молиться, или ленью. Если альтернативой чтению молитвы сидя является ее полное отсутствие, конечно, лучше читать сидя. Если человек тяжело болен, можно даже и лежа. Но если он просто устал или его борет лень, нужно побороть себя и вставать. Во время богослужений Устав регламентирует, когда можно стоять или сидеть. К примеру, чтение Евангелия, акафисты мы слушаем стоя, а во время чтения кафизм, седальнов, поучений садимся.

На вопросы, посвященные личному молитвенному правилу христианина, отвечает настоятель Свято-Троицкого собора Саратова игумен Пахомий (Брусков)

Молитва - это свободное обращение души человека к Богу. Как соотнести эту свободу с обязанностью читать правило даже тогда, когда делать этого явно не хочется?

Свобода - это не вседозволенность. Человек так устроен, что если он себе позволяет послабление, возвращаться в прежнее состояние бывает очень тяжело. В житийной литературе встречается масса примеров, когда подвижники оставляли свое молитвенное правило ради оказания любви пришедшим братьям. Таким образом, они заповедь любви ставили выше своего молитвенного правила. Но следует помнить, что эти люди достигли необычайных высот духовной жизни, непрестанно пребывали в молитве. Когда же мы чувствуем, что не хотим молиться, это банальное искушение, а не проявление свободы.

Правило поддерживает человека в духовно развитом состоянии, оно не должно зависеть от сиюминутного настроения. Если человек оставляет молитвенное правило, он очень быстро приходит в расслабление.

Кроме того, следует помнить, что когда человек общается с Богом, между ними всегда стремится встать враг нашего спасения. И не позволять ему это сделать не является ограничением свободы личности.

В какой момент времени нужно читать утреннее и вечернее правило?

Об этом четко и ясно написано в любом православном молитвослове: "Востав от сна, прежде всякого другого дела, стань благоговейно перед Всевидящим Богом и, совершая крестное знамение, произнеси...". Кроме того, сам смысл молитв говорит нам о том, что утренние молитвы читаются в самом начале дня, когда ум человека не занят еще никакими мыслями. А вечерние молитвы следует читать на сон грядущим, после всяких дел. В этих молитвах сон сравнивается со смертью, постель - со смертным одром. И странно, поговорив о смерти, пойти смотреть телевизор или общаться с родственниками.

Любое молитвенное правило строится на опыте Церкви, к которому мы должны прислушиваться. Эти правила не нарушают человеческой свободы, а помогают получить максимальную духовную пользу. Конечно, из любого правила могут быть исключения, основанные на каких-то непредвиденных обстоятельствах.

Что еще, кроме утренних и вечерних молитв, может входить в молитвенное правило мирянина?

В правило мирянина могут входить достаточно разнообразные молитвы и чинопоследования. Это могут быть различные каноны, акафисты, чтение Священного Писания или Псалтири, поклоны, Иисусова молитва. Кроме того, в правило должно входить краткое или более подробное поминовение о здравии и упокоении близких. В монастырской практике существует обычай включать в правило чтение святоотеческой литературы. Но прежде чем добавить что-то к своему молитвенному правилу, нужно хорошо подумать, посоветоваться со священником, оценить свои силы. Ведь правило читается независимо от настроения, усталости, других сердечных движений. А если человек пообещал что-то Богу, это нужно обязательно выполнять. Святые отцы говорят: пусть правило будет небольшим, но постоянным. При этом молиться нужно от всего сердца.

Может ли человек сам, без благословения начать читать каноны, акафисты в добавление к молитвенному правилу?

Конечно, может. Но если он не просто прочитал молитву по стремлению сердца, а увеличивает тем самым свое постоянное молитвенное правило, лучше спросить благословение у духовника. Священник взглядом со стороны оценит его состояние правильно: на пользу ли будет ему подобное увеличение. Если христианин регулярно исповедуется, следит за своей внутренней жизнью, подобное изменение в его правиле, так или иначе, отразится на его духовной жизни.

Но это возможно, когда у человека есть духовник. Если духовника нет, и он сам решил что-то добавить к своему правилу, все-таки лучше посоветоваться на очередной исповеди.

В дни, когда служба длится всю ночь, и христиане не спят, нужно ли читать вечерние и утренние молитвы?

Мы не привязываем утреннее и вечернее правило к определенному времени. Однако было бы неправильно вечерние молитвы читать утром, а утренние - вечером. Мы не должны фарисейски относиться к правилу и читать его во что бы то ни стало, игнорируя смысл молитвословий. Если вы не собираетесь спать, зачем испрашивать благословение Божие на сон? Можно заменить утреннее или вечернее правило иными молитвами или чтением Евангелия.

Можно ли женщине дома читать молитвенное правило с непокрытой головой?

- Я думаю, что женщине лучше совершать молитвенное правило в платке. Это воспитывает в ней смирение и показывает ее послушание Церкви. Ведь из Священного Писания мы узнаем, что жена покрывает голову не для окружающих, а для Ангелов (1 Кор. 11,10). Это вопрос личного благочестия. Конечно, Богу все равно, в платке или без него вы встаете на молитву, но это важно для вас.

Каким образом читаются каноны и последование ко святому Причащению: в один день накануне или можно разделить их чтение на несколько дней?

- Нельзя подходить к исполнению молитвенного правила формально. Свои отношения с Богом человек должен выстраивать сам, исходя из молитвенной подготовки, здоровья, свободного времени, практики общения с духовником.

Сегодня сложилась традиция при подготовке к Причастию читать три канона: Господу, Богородице и Ангелу Хранителю, акафист Спасителю или Богородице, последование ко святому Причащению. Я думаю, что лучше прочитать все правило в один день накануне Причастия. Но если тяжело, можно распределить и на три дня.

Зачастую друзья, знакомые спрашивают, как подготовиться к Причастию, как читать Псалтирь? Что им отвечать нам, мирянам?

- Отвечать нужно то, что точно знаешь сам. Нельзя брать на себя ответственность что-то строго обязательно предписывать другому или говорить то, в чем не уверен. При ответе нужно руководствоваться общераспространенной традицией церковной жизни сегодняшнего дня. Если нет личного опыта, нужно прибегнуть к опыту Церкви, святых отцов. А если задали вопрос, ответ на который вам неизвестен, нужно посоветовать обратиться к священнику или святоотеческим творениям.

Прочитала перевод некоторых молитв на русский язык. Оказывается, раньше я вкладывала в них совершенно иной смысл. Нужно ли стремиться к единому пониманию, читать переводы или можно понимать молитвы так, как подсказывает сердце?

Молитвы следует понимать так, как они написаны. Можно провести аналогию с обычной литературой. Мы читаем произведение, понимаем его по-своему. Но всегда интересно узнать, какой смысл в это произведение вкладывал сам автор. Также и текст молитвы. В каждую из них автор вложил особый смысл. Ведь мы же не заговор читаем, а обращаемся к Богу с определенным прошением или славословием. Можно вспомнить слова апостола Павла о том, что лучше пять слов сказать на понятном наречии, чем тысячу на непонятном (1 Кор. 14, 19). К тому же авторами большинства православных молитвословий являются святые подвижники, прославленные Церковью.

Как относиться к современным молитвам? Можно ли читать все, что пишут в молитвословах, или предпочитать более древние?

- Лично меня больше трогают слова более древних канонов, стихир. Они кажутся мне более глубокими и проникновенными. Но многим людям нравятся и современные акафисты за их простоту.

Если Церковь приняла молитвы, относиться к ним нужно с благоговением, почтением и попытаться найти для себя пользу. Но понимать, что некоторые современные молитвы по своему содержанию не столь высокого качества, как молитвы, составленные древними подвижниками.

Когда человек пишет молитву для общественного употребления, он должен понимать, какую ответственность на себя берет. Он должен обладать молитвенным опытом, но при этом быть и хорошо образованным. Все тексты, которые предлагаются современными творцами молитв, должны подвергаться редактированию, проходить строгий отбор.

Что важнее - дочитать правило дома или прийти вовремя на службу?

- Пойти на службу. Если человек собрался в храм, то на первом месте должна быть общественная молитва. Хотя отцы сравнивали общественную и домашнюю молитву с двумя крылами птицы. Как птица не может лететь с одним крылом, так и человек. Если он не будет молиться дома, а только ходить в храм, то, скорее всего, молитва не пойдет у него и в храме. Ведь у него нет опыта личного богообщения. Если человек молится только дома, но в храм не ходит, значит, у него нет понимания того, что такое Церковь. А без Церкви нет спасения.

Чем мирянин может при необходимости заменить службу дома?

Сегодня издается большое количество богослужебной литературы, различных молитвословов. Если мирянин не может присутствовать на службе, он может по каноннику прочитать и утреннюю, и вечернюю службы, и обедницу.

Можно ли читать правило сидя?

Апостол Павел пишет: "Все мне позволительно, но не все полезно" (1 Кор. 6, 12). Устал или болеешь - можно сесть в Церкви, при чтении домашнего правила. Но следует понимать, чем при этом руководствуешься: болью, которая мешает молиться, или ленью. Если альтернативой чтению молитвы сидя является ее полное отсутствие, конечно, лучше читать сидя. Если человек тяжело болен, можно даже и лежа. Но если он просто устал или его борет лень, нужно побороть себя и вставать. Во время богослужений Устав регламентирует, когда можно стоять или сидеть. К примеру, чтение Евангелия, акафисты мы слушаем стоя, а во время чтения кафизм, седальнов, поучений садимся.

Строка поиска: Псалтирь

Найдено записей : 175

татьяна

Татьяна, каждый христианин должен читать положенное утреннее и вечернее правило, которое есть в молитвослове. Если Вам очень захотелось помолиться, прочитав акафист – можно почитать. А если Вы хотите усугубить свое молитвенное правило (например, читать ежедневно каноны, акафисты, Псалтирь, какие-то другие молитвы), то лучше посоветоваться с духовником или со священником, у которого Вы обычно исповедуетесь, и взять благословение на этот труд.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, 1 января от нас с мамой ушла наша бабушка, а сегодня я прочитала о том, что за умершего человека в течении 40 дней нужно родным читать Псалтирь. Если я не ошибаюсь, то мои родные нашли "читалку", как они говорили, и это делает она. Скажите, пожалуйста, если мы с мамой читаем за бабушку акафист за единоумершего, стоит ли нам читать еще Псалтирь по своим силам каждый день, сколько сможем, или все-таки это должен делать "знающий" человек? Если не сложно, подскажите, пожалуйста, в течение 40 дней что нам нужно читать, и что делать, я просто очень переживаю за бабушку и всеми силами хочу помочь ее душе, а из-за своего незнания и от того, что все говорят разное, я очень боюсь навредить ей! Необходимо ли благословение для чтения Псалтири, молитв за бабушку,а также для всего этого? И еще, скажите, пожалуйста, в течение какого периода времени мне нельзя выходить замуж? Огромное спасибо за помощь!

Ксюша

Ксения, конечно, молиться о своих усопших родственниках для нас – дело любви и долг, который налагают на нас родственные узы. Поэтому будет намного лучше, если Вы молиться будете все же сами, не перекладывая этот труд на чьи-то плечи. Что касается вопроса, что лучше читать, то прежде всего, читайте именно Псалтирь, а уж потом каноны и акафисты. Читать Псалтирь надо в течение 40 дней, на 3, 9 и 40 день подать в храме записку на Литургию и заказать панихиду. Кроме того, в эти дни совершаются дома еще и поминальные трапезы. Каких-то особых благословений на все это не нужно, это – дело обычное для всех христиан. Что касается замужества, то по окончании сорокодневного периода в принципе можно готовиться и к свадьбе. Главное в этом вопросе – чтобы не смутить родственников и всех, так как некоторые могут быть расстроены тем, что после смерти бабушки прошло слишком мало времени, и вот на дворе – веселье.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте. Извините за такой вопрос, что делать, какие молитвы, Псалтырь читать за крестного, который умер, не прошло еще 40 дней. И как сделать это лучше, чтобы душа его попала в рай? Он вел грешную жизнь, но очень любил своих детей, мать, отца, родственников, он был очень веселым, жизнерадостным человеком, но вел сам грешную жизнь, был местным авторитетом, и ушел по вине другого человека, за которого он постоял, и возможно ли ему попасть в рай? И можем ли мы, крестники, увидеть его на том свете?

Ольга, надо читать канон за единоумершего и Псалтирь, хотя бы по несколько кафизм в день. На кафизмах, там, где написано «Слава», нужно произносить следующее: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь», затем «Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя. Слава Тебе, Боже» (трижды). После этого поминать о упокоении Вашего крестного и продолжать чтение так: «Господи, помилуй» (трижды), «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь», после чего продолжать читать кафизму.

игумен Никон (Головко)

Можно ли ночью зажигать свечи при чтении молитвы об усопших?

Тамара

Можно, Тамара, но, как уже неоднократно говорилось на сайте в последнее время, о усопших обычно ночью не молятся по причине человеческой впечатлительности. Впрочем, это, конечно, не относится к такому случаю, если Вы круглосуточно читаете Псалтирь или каноны о усопшем в первые 40 дней после кончины.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, после смерти отца я начал читать Псалтирь. Насколько мне позволяло время, я читал его его утром и вечером. К тому же, вечером я читал его напротив зеркала, где стоят у меня иконы. Спустя несколько суток, после вечерних чтений у меня стали случаться разного рода неприятности (на работе, ссоры с близкими). Не мог уснуть несколько ночей человек, живущий со мной в одной квартире, по причине того, что что-то присутствовало (говорит, что видела бесов). С тех пор по вечерам я перестал читать Псалтирь, освятил жилище святой водой и ладаном, и все нормализовалось. В связи с этим у меня вопрос: 1. можно ли читать Псалтирь поздно вечером, после 21.00? 2. Можно ли молиться перед зеркалом (не глядя в него) и размещать на столе перед зеркалом иконы?

Олег

Олег, вообще, по традиции о усопших вечером не молятся по причине человеческой впечатлительности. То, что с Вами и с Вашими соседями по квартире стали происходить какие-то неприятности – говорит о том, что Вы, видимо, очень мало в жизни молитесь. Что касается вопросов, касающихся зеркала, то в самом зеркале нет ничего мистического или вредного, просто у людей к зеркалам подчас неправильное отношение, а бесы, зная это, могут этим пользоваться. Иконы же лучше размещать не на столе, не у зеркал, а в положенном для них месте – на полочке в красном углу.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте. Моя знакомая попала в аварию, в тяжелом состоянии лежит в больнице. Она занимается благотворительностью по всей Челябинской области: Наталья Кузнецова, директор телеканала 74RU, две недели назад из детского дома взяла девочку. Подскажите, пожалуйста, что можно сделать для неё, кроме записок о здравии? Какие молитвы читать? Могу организовать коллективную молитву, подскажите, какую. Спасибо!

Оксана

Оксана, лучше всего – подавайте о ней почаще записки на Литургию, это самая большая духовная помощь человеку. А кроме того, заказывайте молебны о здравии. Что же касается других молитв, то Вы можете читать дома о ней Псалтирь и на «Славах» поминать ее о здравии.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! 14 декабря у моего папы 40 дней. В этот день дома читаем Псалтырь. Мне бы хотелось съездить на кладбище и заказать панихиду на этот же день. Читалка сказала, что надо ехать на кладбище после того, как будет 1 поминальный стол. Как правильно надо сделать, чтобы не было суеты?

Елена.

Обычно подобные «читалки» с их собственными странными традициями как раз и вносят такую суету. Поезжайте накануне в церковь, закажите на 14 число поминовение за Литургией, утром можно съездить совершить панихиду на кладбище, днем почитать Псалтирь, а вечером устроить поминки.

диакон Илья Кокин

Здравствуйте, прошу разъяснить, можно ли читать Псалтырь в помощь близкому человеку? У нее сейчас очень трудные обстоятельства в жизни. И еще - следует читать все кафизмы подряд (как я делаю), или только те псалмы, которые рекомендуются в трудных обстоятельствах?

Анна Павловна

Здравствуйте, Анна Павловна. Можно читать Псалтирь, молясь о близком человеке, на это хорошо попросить благословения духовника. Чтение особенно подобранных под обстоятельства псалмов оправдано, когда человек несет большой молитвенный труд, кроме утреннего и вечернего правила отдельно читает святое Евангелие и Псалтирь, и хочет особо помолиться в своих трудных жизненных обстоятельствах. Тогда псалом, подходящий под нужный случай будет ему укреплением. Когда же мы молимся о ком-то, хорошо просто читать Псалмы подряд, как они расположены в книге, так, как Вы и делаете. Ведь важна наша любовь, являемая в молитвенном труде, а не то, что псалом "рекомендован в трудных обстоятельствах". Да укрепит Вас Господь в Вашей молитве!

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте. У меня 15 ноября cкоропостижно умерла мама. После похорон стала читать Псалтирь, чтобы помочь её душе. Теперь мне говорят, что без благословения читать Псалтирь нельзя. Если действительно нужно брать благословение, то благословите меня, пожалуйста. Псалтирь я читаю на русском языке, а молитвы на церковнославянском. Можно ли так?

Евгения

Евгения, не нужно смущаться, как читали Псалтирь, так и читайте. Брать благословение на чтение псалтири по умершим не нужно. Берут благословение на другие случаи. Читать на русском языке можно. Не забывайте в церковь ходить и там тоже молиться, сами исповедуйтесь и причащайтесь. С Богом.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Мой папа умер 4 декабря, я хотела бы на 9 дней заказать ему Неусыпаемую Псалтырь. Подскажите, пожалуйста, можно ли ее заказывать до 40 дней и можно ли в женском монастыре заказывать, чтобы молились о мужчине? Спасибо!

Марина

Марина, нет никакой разницы, в каком монастыре Вы просите молиться за мужчину, в женском или мужском. Во всех монастырях молятся за всех православных христиан. На 9 и 40 дней нужно прежде всего в церкви самой помолиться и панихиду отслужить. Неусыпаемую Псалтирь тоже можно заказать, лучше до 40 дней.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте. На днях купил Псалтирь с параллельным переводом на русский язык, можно ли её читать так, один раз на церковнославянском языке полностью прочитать, следующий раз на русском языке полностью прочитать? Мне очень сильно понравилось читать на русском, потому что текст понятен, но я много раз видел в интернете, что священники настаивают всё же читать на церковнославянском языке, но от непонимания того, что я читаю, очень быстро проходит желание вообще читать Псалтирь. Подскажите что-нибудь.

Андрей

Андрей, конечно, лучше читать молитвы и Псалтирь на церковнославянском языке. В качестве познания и понимания можно читать и русском. Я думаю, что через какое-то время Вы с переводом будете полностью понимать церковнославянский язык. Так что читайте пока и на русском, но уверен, со временем Вы сами захотите перейти только на церковнославянский.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, я читаю Псалтирь при обыкновенном свете, без лампады или свечи. Является ли это грехом? Я очень переживаю. Жду ответа.

Антон

Антон, во время чтения Псалтири хорошо дома зажигать свечу, но если нет такой возможности, то ничего страшного – это не является грехом, главное - сама молитва.

иеромонах Викторин (Асеев)

Добрый вечер! Скажите, пожалуйста, можно ли читать акафист по святым во время поста?

Денис

иеромонах Викторин (Асеев)

Доброго времени суток. Со мной происходит что-то странное. Каждый раз, когда я заказываю для себя требы за здравие (сорокоуст, Псалтирь), наблюдаю странные вещи. В течение 40 дней таких поминовений на меня особенно сильно валятся беды, проблемы, слезы, болезни, сопровождают неудачи. С Вашей точки зрения как это объяснить? Огромное спасибо за ответ.

Александра

Объяснить, я думаю, можно так, Александра: враг рода человеческого злится, что о Вас молятся, и как может, мстит. Но причины этих явлений надо все-таки искать не в нем, так как он все время один и тот же, неизменно злой, а именно в переменах своего духовного состояния.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте. Проблема в том, что меня мучает чувство вины, хотя близкие говорят, что я ни в чем не виновата. Моя мама 12 лет болела раком молочной железы. Я помню, когда мне было еще 10 лет, узнала, что ей предстоит операция, все прошло успешно тогда, но через некоторое время болезнь начала прогрессировать, и все эти 10 лет она находилась на периодическом лечении (курсы химиотерапии). Я за это время поступила на медицинский факультет, училась. Конечно, я пыталась ей как-то помогать по дому, не расстраивать, у нас были хорошие взаимоотношения. Она потом даже устроилась на работу, уставала. И вот полгода назад у нее начались проблемы с памятью, мы с ней как-то не особо придавали этому значение, но все же когда она обратились к врачу в очередной раз за лечением, попала в реанимацию, у нее выявили множественные вторичные метастазы в головной мозг. Мы все были в шоке. Я тут же начала пытаться искать решение этой проблемы: обращалась в городе к нейрохирургам в надежде, что они ей помогут, я читала, что операции эффективны. Но они отказывали, боялись, что не получится, не хотели брать ответственность. Затем я начала обзванивать клиники Москвы, Питера, Киева. И вот в Москве дали ответ: приезжайте, посмотрим. Я приехала сама туда, отстаивала очереди, договорилась с врачом, она посоветовала клинику. Я привезла маму в Москву. Добивались, чтобы ей назначили лечение быстрее. И вот ей сделали операцию, она пошла на поправку, ее выписали и мы приехали домой. Она месяц жила с нами дома, но потом резко за 2 дня совсем потеряла силы и умерла во сне. Перед этим приезжала "скорая", я просила их помочь, что-то сделать, но они сказали, что всё. Я не верила до последнего, я так надеялась, что всё будет хорошо! И вот прошло 2 месяца, а меня до сих пор мучает чувство вины, может, я могла что-нибудь еще для нее сделать, ведь такого результата никто не ожидал, давали прогноз на полгода, а то и больше. Что мне делать? Как молиться, чтобы хоть немного стало легче?

Ирина

Ирина, не вините себя сверх меры. Вы сделали для мамы все, что могли. Но одному Богу решать, когда забрать нас в вечность. Верьте только, что Бог забирает человека тогда, когда для него это нужно. Сейчас Вам нужно сходить на исповедь, чтобы снять с себя этот тяжкий груз. Чаще ходите в храм, заказывайте за маму сорокоусты, панихиды, псалтирь. Молитва утешит Вас и принесет Вашей маме вечное упокоение у Бога. Помоги Вам Господи!

иерей Владимир Шлыков

Доброго здоровья, батюшка! Вопрос насчет чтения Псалтыри. Если я хочу просто для себя читать по 1 псалму в день, надо ли читать молитвы до и после чтения псалма? И в каких случаях, и какие молитвы читаются? Вопрос насчет милостыни. Если я подаю милостыню не от чистого сердца, а ради будущей участи моей души, засчитывается ли такая милостыня?

Алексий

Алексей, при чтении Псалтири читаются молитвы только один раз - перед началом чтения (молитвы указаны в псалтири). Каждый раз их читать не нужно. Как прочитали полностью Псалтирь, так опять заново нужно читать молитвы. После чтения кафизмы читаются молитвы только по усопшим, о здравии эти молитвы не читаются. Давать милостыню очень полезно для нас же самих: «Милостыня спасает от смерти и покрывает множество грехов». Подавать милостыню от чистого сердца может далеко не каждый, и это нужно в себе тоже воспитывать. Очень хорошо, что Вы вообще подаете, и это тоже полезно и засчитывается как благое дело: «Всякое даяние да будет благо».

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, можно ли заказать неусыпаемый Псалтырь за человека в том случае, если он пьет и помешался, вплоть до психологических нарушений? Этот человек проклинает мою семью, как я считаю, из-за заблуждений и пристрастия к алкоголю. В моей семье с тех пор пошли сплошные неудачи: разорение, болезни, аварии... Хотя до того все было хорошо. Молюсь сама, ставлю свечи, заказывала сорокоуст за отца... Есть ли смысл заказывать неусыпаемый Псалтырь и за этого человека, и за всю свою семью?

Однажды (1985г) я сделал для себя интересное открытие - ночная молитва. Не помню, или я где-то прочитал, или сам, ночью встав, решил помолиться, но мне это очень понравилось. Молитва текла легко, сосредоточенно и чувствовал при этом я себя великолепно, так, что о сне и не думал даже. Причём, и день после ночной молитвы был спокойный и одухотворённый. Думаю, если бы я сохранил ночную молитву, то не надо было бы стольких дневных молитв, которые я каждый день вычитывал по несколько часов.
А случилось это так. Читал я книгу еп.Игнатия Брянчанинова и попалось мне место, где один ученик жалуется старцу о том, что вопреки своим мирским привычкам, сейчас, став монахом, он мало молится, ночью на молитву встать не может, постится в пище мало и т.д. На это старец ему ответил, что главное для него сейчас смирение и то, чего он сейчас достиг (т.е. откровенное исповедание перед старцем своей нищеты), выше всех его подвигов духовных, которые делал он, находясь в миру.
Раз так, подумал я; раз смирение выше всего, что я делаю, то не буду и я вставать на ночную молитву. (Между прочим, еп.Игнатий в предисловии к этой книге предупреждает, что она предназначена для монахов и может быть не полезна мирянину, и даже может быть вредна ему. Очень жаль, что я не внял этому предупреждению.)
В этот момент ко мне подошла моя маленькая доченька и, закрыв мне глаза рукой, сказала: "Оставь это читать. Глаза болеть будут". Это был знак. Но я остался на своём принятом решении. И зря. Т.к. сейчас понял, что это была ошибка. Нет ничего лучше для молитвы, чем ночь. Её Господь освятил для этого Своими ночными молитвами. Именно встать, пробудившись ото сна, и молиться по расположению сердца. И вот, интересно: бывало остаётся спать каких-нибудь 20 минут - ложишься, мгновенно засыпаешь, затем, проснувшись, чувствуешь себя совершенно выспавшимся, будто проспал всю ночь. И это ни раз и ни два, а постоянно. Потом я и от другого человека это слышал - точно такой же эффект от ночной молитвы. И сила ночной молитвы несравнима с дневной. Однажды, об этом мне сказал духовник (о силе ночной молитвы) после того, как я прочитал ночью за него трижды "Отче наш" и "Богородице Дево"; (я, при этом, ничего ему не говорил о своей ночной молитве за него), каким образом он узнал об этом, можно только догадываться.

Рецензии

Я сам могу сосредоточиться, увы, только ночью, когда все спят. Даже в храме нет такого подъема душевного. И есть еще один момент - стесняюсь своей веры, что ли? Не могу искренне креститься и молиться, когда кто-то из моей семьи смотрит, присутствует, даже полуторагодовалая дочь. А когда один и никто не мешает и дел впереди уже никаких нет - тут душа раскрывается.

Кстати, хотел спросить у Вас о Причастии. Скажите, а откуда люди взяли, что надо именно есть хлеб и пить вино? И что это Таинство Господне? А вдруг Иисус говорил иносказательно? Это у меня такие сомнения пошли - готовлюсь к Причастию постом сейчас, читал каноны вчера, испытывал вдохновение, а потом вдруг подумалось - а откуда это взялось? Ведь Христос, вроде, впрямую не сказал... Вот у Апостола Павла в 1-м послании Коринфянам тоже говориться, но мне как-то не ясно на 100%. Может, имеется ввиду опять же обычная трапеза? Или смысл иносказательный, как в притче?
Как вообще нужно готовиться к Причастию и какие мысли желательно иметь во время него?

Стесняешься своей веры, возможно, по двум причинам. Первая, еще не пришел к сокрушению о всех грехах своих. Когда приходишь к сокрушению сердечному, то готов и с крыши дома перед всеми исповедовать грехи свои, лишь бы получить прощение в них. Помысли, какие из них еще не исповедал перед Господом. Самые существенные из них: огорчение Бога неверием в Него; огорчение Бога неверием в то, что Он Бог единый, в трех Лицах живущий: Отце и Сыне и Святом Духе; огорчение Бога неверием в Сына Его, Иисуса Христа; огорчение, нанесенное своей жене, матери, отцу, ребенку, доверившемуся тебе человеку, огорчение Бога через грехи против самого себя: пьянство, наркотики, и т.д. В любой церкви тебе может помочь в этом священник (также и в отношении любого другого Святого Таинства Церкви). Вторая причина, возможно в том, что не привык еще к этому.

О Святом Таинстве Причастия истинного Тела и Крови Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Господь Иисус Христос говорит здесь (И.6,32-63) прямо, без иносказаний.
Да, это непонятно уму человеческому, ибо милосердие Божие бездонно. Многие ученики Иисуса Христа, зараженные рационализмом, отошли от Него именно потому, что не сомневаясь в « не иносказательности речи», не могли вместить этого в уме своем (И.6,66). Но ведь даже апостолов Своих Иисус предупреждал, что и они еще "теперь не могут вместить" всего, что Он говорит - "когда же придет Он, Дух Истины, то наставит их на всякую правду" (И.16,12-13).

Принять это верующему в Иисуса Христа следует верой.

Приведу в пример следующую аллегорию. Для того, чтобы продлить свое биологическое существование, мы поглощаем окружающую нас биологическую жизнь и, включая ее в себя, соединяемся с ней, считая это вполне нормальным. Так насколько же более необходимо нам соединяться с Источником Жизни, как таковой, Иисусом Христом, чтобы дать жизнь своему духу!

Какая радость для нас, когда мы ощущаем любовь своей жены, матери своего ребенка, любовь своего дитяти, любовь близкого человека! А какая же радость, что мы соединяемся с Самое Любовью-Иисусом Христом, отражением которой и является эта любовь самых близких нам родных! Ведь это Он в них нас любит.
Думаю, если бы мы могли до конца постичь эту великую радость, то умерли бы от счастья.

"Как вообще нужно готовиться к Причастию и какие мысли желательно иметь во время него?"

Думаю, самое главное, после того, как досконально испытал свою совесть и покаялся в таинстве Исповеди пред Господом, получив через священника разрешение грехов и позволение приступить к Причастию, это осознание того, что сейчас наступает великий момент встречи моей с Самим Господом, встречи настолько близкой, что Он войдет в самого меня и будет уже во мне; осознать, что Господь Сам с нетерпением ожидает этой минуты и будет несказанно рад этому соединению со мной; осознать, что это то самое счастливое мгновение моей жизни, о котором всегда мечтал в разных образах себе представляя наивысший момент счастья и который позволит мне войти в число тех, о которых Он сказал: "ядущий Меня жить будет Мною" (И.6,57).

Приобщившись же Святых Страшных и Животворящих Тайн Господа нашего Иисуса Христа, я благодарю Его за этот несказанный дар Его мне, говорю Ему, что люблю Его и хочу любить Его еще сильнее. Прошу Его дать мне силы быть верным этой любви к Нему.
Благодарю Пречистую Мать Его Пресвятую Богородицу Марию, Святейшую и мою Мать за этот несравнимый ни с чем дар соединения с Ее Сыном и Богом моим, прошу ее испросить для меня любовь и верность к Нему и к Ней, Святейшей Его и нашей Матери.
После же сего стараюсь быть любовным ко всем, особенно же к жене и близким своим.
И да поможет нам в этом Сам Господь Бог и Спаситель наш Иисус Христос.

“Не надо молиться поздно. До 12 часов ночи молитва должна быть кончена, и молящийся должен отойти ко сну. Мы не знаем всех тайн невидимого мира. Не всё нам открыто, и не всё ведомо. Неведомо нам и то, почему именно в эти поздние часы, после 12-ти, тёмные силы особенно чувствуют своё могущество и нападают на душу с особенной яростью. Но люди духовной жизни заметили это. В миру, где такой разгул бесовщины, ночные часы – излюбленные часы предающихся страстям. Люди становятся одержимыми в эти часы. Они теряют образ и подобие своё. Исчезает грань между действительностью и фантазией. Дьявол в эти часы собирает свою жатву.

Ночная молитва поэтому особенно ценится и является особенно трудным подвигом. Ибо и на молитву в эти часы особенно сильно нападает враг, и труднее единоборство с ним. Но неопытному пагубно вступать в это единоборство. Ему надлежит отходить ко сну рано, после вечерней молитвы, отдав себя под защиту ангела своего хранителя.”

“Ночная молитва имеет свои особые трудности. Двоящиеся мысли всего сильней сказываются именно на ночной молитве.

Достигнув третьего молитвенного правила, человек приблизился к состоянию единства. Но проверь ночною своею молитвою, чтобы не было оно кажущимся.

Ночью демоны склонны, пользуясь двойственностью, вести споры в недрах человеческой души. Надо остерегаться вступать в пустые внутренние словопрения. Надо гнать их. Вопросы оставлять без ответов. И не соблазняться добрыми намерениями в этих внутренних спорах посрамить врага.

Ночное молитвенное правило должно быть коротким – не более трёхсот молитв. Дабы не воспользовались злые силы ослаблением внутреннего внимания, столь возможного при повышенности всех духовных состояний ночью.

Особенность ночной молитвы заключается в характере искушений. Ночью они более духовны. Больше всего искушают демоны на ночной молитве высотой молитвенных состояний. Внушают горделивые мысли. О необычайных духовных дарованиях молящегося. Услаждают неблагодатными поддельными откровениями. Принимают вид ангела света. Всё это гони от себя именем Господа нашего Иисуса Христа. Всё это – ночные томления души нашей, ней освободившейся от власти страстей.

Когда отступят от души тёмные силы, отравляющие её утончёнными соблазнами, скажется благотворное значение ночной молитвы. Поэтому и демоны так сильно влияют на душу ночью, что на ночной молитве душа делается открытее и доступнее. Но она делается открытее как для злого, так и для доброго. Когда злое отступит, доброе даст плоды во сто крат.

Ночью в душе тише, чем днём. А чем тише в душе, тем слышнее Господу. Ночью молитва легче переходит от внешних слов внутрь сердца и становится духовной молитвой. На ночной молитве, когда без слов взывает душа одним сердечным воздыханием, укрепляется и возрастает дух молитвенный. Ночным молитвенным правилом достигнется то, чего не может дать молитва дневная: как бы призрачность и лёгкость душевной нашей оболочки.

Если ночное правило начато во благовремении, оно сильно подвинет молящегося на молитвенном пути, приближая к вожделенной сердечной молитве.”

из книги прот. Валентина Свенцицкого “Монастырь в миру”.