Путешествие по материкам (2 класс). Урок по окружающему миру на тему: " Путешествие по материкам "(2 класс) I

Тип урока: комбинированный

Цель:

— формирование целостной картины мира и осознание ме-ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления обучающего личного опыта общения с людьми и природой;

Задачи:

Предметные

Научатся находить материки на карте мира; осознают масштабность нашей планеты.

Получат возможность научиться готовить сообщения.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

Осуществлять поиск необходимой информации; строить речевое высказывание; работать с текстом.

Коммуникативные УУД:

Строить понятные для партнёра высказывания; осуществлять взаимоконтроль; договариваться и приходить к общему решению.

Личностные

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Основные виды деятельности обучающихся

Находить материки на карте мира;

Знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации;

Готовить сообщения и выступать с ними перед классом.

Основные понятия

На Земле шесть материков: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида. Самый большой материк — Евразия, самый маленький — Австралия

Проверка готовности к усвоению нового материала

Вспомни, какие материки есть на Земле.

Изучение нового материала

Видеоурок «Путешествие по материкам Земли»

Энциклопедия для детей

Осмысление и понимание полученных знаний НУИ


Самостоятельное применение знаний

Домашнее задание уч.с.118-123, раб. тетр. С. 76-78

Источники информации :

А. А. Плешаков учебник, рабочая тетрадьОкружающий мир 2класс Москва

«Просвещение» 2014

Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

Cлайд 4

Европа Большая часть Европы равнинная. Самые высо- кие горы-Альпы. Среди главных рек Европы- Волга, Дунай, Днепр, Дон, Рейн, Эльба и пр. Европейская природа разнообразна. Здесь есть арктические пус- тыни, тундры, хвойные и смешанные леса, степи.

Cлайд 5

Азия Это самая большая часть света. Здесь находятся самые высокие горы на Земле - Гималаи и величайшая вершина – Джомолунгма) Эверест. Самые длинные и полноводные реки Азии – Обь, Иртыш, Енисей, Лена, Амур, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг. Большая часть территории нашей страны находится в Азии, в том числе и г.Красноярск.

Cлайд 6

Cлайд 7

Северная Америка Этот материк находится в северном полушарии. В западной части его тянутся горы Кордильеры. С них сте- кает самая крупная река материка- Миссисипи. Природа Северной Америки разно- образна. Здесь есть ледники, тундра, густая тайга, степи и пустыни.

Cлайд 8

Животные Северной Америки Аллигатор В реках, озёрах и болотах Северной Америки водятся древнейшие обитатели нашей планеты – аллигаторы. Благодаря обтекаемой форме тела, могучему хвосту и перепонкам на лапах этим свирепым и ненасытным хищникам живётся в водной стихии привольно. У аллигаторов сильные челюсти и острые зубы, отличные зрение и слух. От их рёва, подобного львиному, содрогаются все животные в округе.

Cлайд 9

Южная Америка На этом материке протянулись самые длинны горы-Анды и течёт самая полноводная река мира- Амазонка. На севере Анд находится самое дождливое место в мире, а на юге - одна из наиболее засушливых пустынь мира – Атаками. Южная Америка-родина картофеля, помидор, шоколадного и каучукового деревьев.

Cлайд 10

Животный мир Южной Америки Муравьед Муравьед ест муравьёв и термитов, за что и получил своё название. Он когтями (а они у него длиной с карандаш) пробивает крепкую стенку термитника, просовывает в дыру узкую, как труба, морду и высовывает язык. Язык у муравьеда достигает полуметра. Им он слизывает термитов. За день он съедает до 30 тысяч насекомых. А потом сворачивается калачиком в тени, укрывается пышным хвостом и спит.

Cлайд 11

Африка Африка – самый знойный континент Земли. Круглый год там жарко, никогда не бывает морозов, и местные жители никогда не видели снега. Здесь находится одна из самых красивых гор мира – Килиманджаро, вершину которой укра – шают ледники. Самая крупная река Африки – Нил. Самая большая пустыня Африки и всего мира – Сахара.

Cлайд 12

Обитатели Африки Жираф Жираф – самый высокий зверь. Он ест листья деревьев. Он пасётся как бы на висячем лугу. Сверху ему хорошо видно всех, кто к нему подходит. Если кто-то попытается подобраться к нему незаметно, то может получить копытом в лоб. Обитатели Африки

Cлайд 13

Австралия Самый маленький материк – Австралия. Расположен он в южном полушарии. У природы Австралии много особенностей, отличающих её от других материков. Прежде всего – это животные и растения, которых нет больше нигде на земном шаре. Здесь много сумчатых животных, которые вынашивают своих детёны- шей в сумке на животе.

Анастасия Александрова
Проект урока по окружающему миру во 2 классе «Путешествие по материкам»

Пояснительная записка

Данная работа представлена по направлению Начальная школа.

Предмет, класс : окружающий мир , 2 класс

УМК : Образовательная система «Школа России»

Тема : «Путешествие по материкам »

Тип урока : изучение нового материала

Цель : познакомить с особенностями природы и жизни людей на разных материках .

Задачи :

Усвоить основные особенности каждого материка , уметь показывать их на карте.

Развивать умение работать в группе по заданному плану, пространственное воображение, мышление, память, речь, умение работать с картой полушарий, учебным текстом.

Формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.

Форма урока : путешествие , комбинированная.

Формы работы : фронтальная, индивидуальная, групповая.

Учебно-методическое обеспечение и ресурсы : учебник : Плешаков А. А. Окружающий мир 2 класс , часть 2. М : Просвещение, 2012; рабочая тетрадь : Плешаков А. А. Окружающий мир 2 класс , часть 2. М :Просвещение, 2012; компьютер, проектор , презентация Power point, карта полушарий.

Планируемые результаты :

Предметные :

Уметь объяснять значение терминов «материк » , «океан» ;

Работать с готовыми моделями (карта полушарий) ;

Расширить знания о материках нашей планеты ;

Метапредметные :

Регулятивные УУД :

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

После предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и задачи урока ;

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные УУД :

Ориентироваться в своей системе знаний;

Перерабатывать полученную информацию;

Коммуникативные УУД :

Доносить свою позицию до других : высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать.

Оформлять свои мысли в речевой форме.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им.

Личностные :

Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве;

Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности;

Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы) ;

Вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

Этап урока Формы , методы, методические приёмы. Деятельность учителя Деятельность учащихся

Осуществляемые действия Формируемые умения

1. Организационный момент Фронтальная.

Словесный.

Беседа -Здравствуйте, ребята.

Позвольте начать наш урок стихотворением .

Окружающий нас мир

Интересно познавать

Его тайны и загадки

Вы готовы разгадать?

Девизом нашего урока станет следующая фраза :

«Не страшны нам любые испытания,

Вперёд друзья, открываем новые знания!»

(девиз написан на доске)

Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы учителя. Проявляют эмоциональную отзывчивость к вопросам, пробуждающим любознательность.

2. Актуализация знаний Фронтальная.

Словесный.

Беседа, работа с картой. - Сегодня я предлагаю нам отправиться в путешествие , не выходя из класса .

Может, вы уже знаете, кто совершил первое кругосветное путешествие ?

Первое кругосветное путешествие совершил Фернан Магеллан, своим путешествием он доказал , что Земля имеет форму шара. (слайд 2)

Ребята, в путешествии нам понадобится карта и мы должны уметь ориентироваться по ней.

Что на нашей карте, показано синим цветом?

Что такое океан?

Сколько океанов на Земле?

Перечислите их и покажите на карте.

А что ещё вы видите на карте?

Что такое материки ?

Сколько материков на Земле ?

Перечислите их и покажите на карте.

Фернан Магеллан

Океан – это огромное водное пространство

Шесть (Северный Ледовитый, Тихий, Индийский, Атлантический, Южный)

Материки

Материки – огромные участки суши, со всех сторон, окружённые водой .

Шесть (Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Антарктида, Австралия) Ориентирование в своей системе знаний. Работа с готовой моделью (картой полушарий) .

3. Самоопределение к деятельности Фронтальная.

Словесный.

Беседа, игра. (на доске анаграмма)

К И А Р М Т Е

Расшифруйте ключевое слово нашего путешествия .

Правильно, мы будем говорить о материках .

Ребята, а чтобы вы хотели узнать, говоря о материках ?

Это и будет задачами нашего путешествия .

Материки

Умение определять тему урока , ставить цели и задачи,

выдвигать гипотезы

4. Работа по теме урока Групповая , словесный, беседа, работа с текстом, игра. - Прежде чем мы отправимся в путешествие , мы разделимся с вами на 5 групп.

Сейчас вы внутри своей группы проиграете в игру «Верите ли вы что…» (Приложение 1)

У каждой группы на парте лежит конверт, внутри которого находится карточка с названием материка . Ваша задача, пользуясь учебником, рассказать всё, что вы узнали о своём материке другим группам .

(Евразия –с. 118, Северная Америка – с. 120, Южная Америка – с. 121, Африка- с. 122, Австралия – с. 123) Делятся на 5 групп по 3-4 человека.

Читают высказывания, высказывают предположение о том, какие из них верны.

Самостоятельно читают текст, обсуждают его в группах, представляют результаты работы другим участникам. Восприятие одноклассников как членов своей команды (группы) .

Умение доносить свою позицию до других, совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им.

5. Физкультминутка Коллективная, практический Выполняют движения музыкальной физкультминутки Осуществление профилактики утомления, ориентируются на здоровый образ жизни.

6. Продолжение работы по теме урока Групповая , словесный, наглядный

Индивидуальная 1. Сообщение учащихся, беседа

Пришло время рассказать группам, на каком материке они побывали и что интересного узнали о нём (выступление групп сопровождается презентацией)

О каком материке в учебнике не рассказано?

Что вы о нём знаете?

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

Стр. 76-77 №1-2

Доносят, изученную информацию, до других учеников класса

Об Антарктиде Умение перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы группы.

Умение ориентироваться в своей системе знаний.

7. Подведение итогов урока Фронтальная , словесный, беседа - Пришло время узнать ответы на нашу игру «Верите ли вы что…»

Какие задачи мы ставили с вами в начале нашего путешествия ?

Что нового узнали?

Как узнавали новое?

Где могут пригодиться вам полученные знания?

Познакомиться с материками нашей планеты Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности, уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности

8. Рефлексия Фронтальная, словесный, беседа - Давайте дадим оценку нашему путешествию и своим успехам .

Что может сказать о своей работе каждый из вас?

Оценивают свою деятельность на уроке

9. Домашнее задание Фронтальная, словесный, объяснение учителя - Наверно каждому из вас какой-то из материков показался самым интересным, самым загадочным, дома вы попытаетесь нарисовать его себе в рабочей тетради так, как вы его представляете. (р. т. с. 78 №3) Слушают задание, уточняют. Умение принимать и сохранять учебную задачу.

Приложение 1

«Верите ли вы что…»

Россия расположена в двух частях света – в Европе и Азии?

Больше всего людей живёт в Европе?

Самые большие деревья на Земле растут в Северной Америке?

Самая большая река в мире находится в Южной Америке?

Почти все жители Южной Америки общаются на английском языке?

Больше всего крупных диких животных обитают в Африке?

Сумчатые животные обитают только на территории Австралии?

Тема урока: Путешествие по материкам

Цель: формирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности при ознакомлении с новыми понятиями «материк» и «части света».

Тип урока: урок введения новых знаний.

Задачи:

Образовательные задачи:

Помочь детям усвоить новое понятия «материк» и «части света»;

Научить узнавать и показывать на карте все материки.

Развивающие задачи:

Развивать пространственное воображение, познавательный интерес, кругозор, творческие способности, интерес к чтению энциклопедической литературы;

Развивать умение работать с картой полушарий, глобусом, учебным текстом, толковым словарем русского языка;

Развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;

Развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные задачи:

Содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»;

Способствовать развитию коммуникативных способностей (слушать и слышать одноклассников, вступать в дискуссию, диалог, выражать и отстаивать свое мнение);

- прививать уважительное отношение друг к другу, к народам, живущим на Земле;

Формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.

Ход урока:

I Организационный момент

а) Психологический и эмоциональный настрой

С давних времён из века в век

Узнать стремился человек

Как труден путь, что там вдали?

И снаряжал он корабли,

И опускался до глубин,

И поднимался до вершин.

Материки он открывал,

Как мир прекрасен узнавал.

За знанья жизнь отдать он мог,

Итак! Мы начинаем наш урок.

На уроке нас ждут новые открытия, какими они будут большими или маленькими, интересными или не очень, завис от вас. Но каждого они будут свои.Все в ваших руках. Я желаем всем успехов и удачи .

Мы сегодня отправимся с вами в кругосветное путешествие.

Как понимаете слово «кругосветное»?

Это значит вокруг планеты Земля.

Первым кто совершил такое путешествие был Фернан Магеллан- португальский и испанский мореплаватель. Он командовал экспедицией совершившей 1-ое кругосветное путешествие в 16 веке.

- В путешествии нам необходимо будет ориентироваться. Что лучше взять в путешествие: карту или глобус? Почему?

(Глобус - уменьшенная модель Земли. Глобус больше похож на нашу планету, но картой пользоваться удобней. Карта – это изображение поверхности Земли на плоскости. В отличие от карт, на глобусе нет искажений и разрывов, поэтому глобус удобен для получения общего представления о расположении материков и океанов .

В то же время глобус имеет довольно мелкий масштаб и не может показать какую-либо местность подробно .)

Это карта. Слайд

б ) АОЗ

Сравнение слов на доске:

Африка, Антарктида, Австралия, Атлантический, Северный Ледовитый, Южная Америка, Индийский, Гренландия

На какие две группы можно разделить эти слова?

Я хочу разделить слова на две группы: материки и океаны.

Кто скажет, что мы называем материками; океанами. Какой синонимом к слову материк вы можете подобрать?

(континент)

Назовите материки, назовите океаны. Что вы заметили?

А я заметила, что здесь не хватает одного океана-Южного

А разве есть такой океан? Где он находится?

Да есть.

(10 лет назад Международная гидрографическая организация выделила из южных вод Тихого, Атлантического и Индийского океанов –Южный.)

Я считаю, что нет такого материка Гренландия-это слово лишнее. Но надо добавить Северную Америку и Евразию.

(Гренландия - самый крупный материк на Земле, омывается Атлантическим и Северный Ледовитый океаном. Принадлежит Дании)

Молодцы, вы очень внимательны!

в) Объявление темы урока .

Я думаю, вы догадались о теме сегодняшнего урока.

Мне кажется, мы будем путешествовать по материкам и океанам.

Верно. Тема урока: Географическая карта. Путешествие по материкам. Слайд.

III . Подготовительная работа.

а) Проблемный вопрос .

Ребята, а как вы думаете, одинаков ли растительный и животный мир на разных материках?

Нет, разный

Почему у нас не везде жарко?

Это связано с количеством получаемого солнечного тепла и количеством выпадаемых осадков.

(В районе экватора больше солнечного тепла, чем на юге и севере планеты, т.к. лучи там скользят по поверхности Земли и не прогревают её.)

Этот фактор влияет на особенности животного и растительного мира каждого материка. Но об этом этом мы поговорим на следующем уроке и узнаем, какие тепловые пояса есть на Земле. А сегодня мы узнаем об особенностях каждого континента.

IV . Физминутка

V . Работа по теме урока

Корабли по морю плыли,

К чудо-острову спешили.

Ждали там давно гостей,

Лучших первооткрывателей .

а) Работа по карте.

Сколько всего материков?

Давайте продолжим наше путешествие, познакомимся с каждым из них.

Какой материк самый большой? (Евразия) Слайд.

- Действительно Евразия – самый большой материк, чтобы перелететь с запада на восток надо потратить целые сутки

Об этом материке нам расскажут……

1) Евразия – самый большой материк. Он так велик, что его делят на две части света – Европу и Азию. Омывается четырьмя океанами: на юге - Индийским, на севере - Северным Ледовитым, на западе - Атлантическим, на востоке - Тихим.

Именно в Евразии находится наша Родина - Россия.

На территории Европы размещается более 40 стран, народы которых говорят на десятках языках.

Крупнейший остров Европы – Великобритания.

Крупнейшее озеро Европы – Ладожское.

Самая длинная река – Волга.

Азия - самая большая часть света. Она в четыре раза больше Европы. Вместе с ней она образует материк Евразию.

На её территории расположено 54 государства.

Здесь находятся самые высокие горы на Земле - Гималаи и величайшая вершина – (Джомолунгма) Эверест- 8848 м . Озеро Байкал – самое глубокое озеро планеты Земля. Каспийское море - крупнейшее озеро мира. И Китай - крупнейшее по численности населения государство мира.

2) - Какой материк самый маленький?

- Вы в Австралии бывали? Вы Австралию видали? Неужели никогда вы не ездили туда?

Австралия – самый сухой материк Земли. Материк редкостей. Но нам об этом континенте расскажет….

Австралия – самый маленький материк земли. Название Австралия – означает «Южная земля»

На нём размещается только одно государство

Австралия. Австралия - самая жаркая часть

всей суши Южного полушария

Только здесь обитают кенгуру, коалы и другие сумчатые животные. Они носят своих детёнышей в сумках на животе.

3) - А самый жаркий материк? (Африка) Слайд

- Говоря об Африке, мы сразу вспоминаем об африканских слонах, о царе зверей-льве, о самом длинношеем животном- жирафе. А что нам расскажет об этом континенте …………………………….

Африка – это второй по величине материк после Евразии, самый знойный континент Земли. Круглый год там жарко, никогда не бывает морозов, и местные жители никогда не видели снега. Здесь находится одна из самых красивых гор мира – Килиманджаро, вершину которой украшают ледники. Самая крупная река Африки – Нил. И самая большая пустыня Африки и всего мира – Сахара. Египетские пирамиды - представляют собой огромные каменные сооружения, которые использовались в качестве гробниц для фараонов Древнего Египта.

4) - А самый холодный материк? (Антарктида) Слайд.

Антарктида- край вечных льдов. Самый высокий континент. Очень долгое время считали, что это океан покрытый льдом, а не материк. Но сейчас уже доказано, что это материк. Что же нам расскажет…..

Антарктида – это континент, который находится на самом юге Земли. Самый холодный материк. Средняя температура зимних месяцев от -60 до -70 градусов, летних от -30 до -50.

Распространённые обитатели Антарктиды – это пингвины, морские слоны, морские львы, морские леопарды, тюлени.

Суровый климат Антарктиды препятствует её заселению. Материк не принадлежит ни одному государству. Здесь разрешена только научная деятельность и на её территории расположены научные станции, на которых, в зависимости от сезона, живёт от 4000 человек.

5) - Какие ещё остались материки? (Северная и Южная Америка) Слайд

Северная Америка находится на севере Западного полушария Южная Америка на Западном и Южном полушариях. Соединяются Панамским перешейком п которому проходит Панамский канал.

- О них нам расскажут ………

Северная Америка – материк, большую часть которого занимают две страны – Соединённые Штаты Америки (США) и Канада

На материке очень много достопримечательностей – как природных, так и созданных человеком:

Одни из самых удивительных деревьев нашей планеты - секвойи . Эти величественные гиганты тысячелетиями растут ввысь и вширь. Их высота может достигать более 110 метров. Большой Каньон – это разнообразие скал и пещер, выработан рекой Колорадо в толще известняков,

песчаников и сланцев. Его длина составляет 446 км, глубина - до 1600 м.

Гора Рашмор - в ней высечен гигантский

барельеф с портретами четырёх президентов США.

Здесь мы можем увидеть самые высокие в мире дома - небоскрёбы и Диснейленд - парк развлечений в котором был бы воссоздан мир мультфильмов и сказок Уолта Диснея, где интересно всем: и взрослым, и детям.

6) Южная Америка

Это четвёртый по занимаемой площади материк

планеты. Он богат влажными тропическими лесами с яркими птицами, обезьянами и другими удивительными животными. Это самый дождливый материк.Здесь протекает самая самая длинная и полноводная река мира Амазонка. Её длина – 7100 км и самый высокий в мире водопад Анхель, общая высота которого 979 метров.

Спасибо всем ребятам за их выступлени.

VI Первичное закрепление нового материала

а ) Работа в группах.

Практическая работа

а) На доске висит нарисованная карта полушарий, но на ней нет материков. Поэтому предлагаю сделать маленький проект «Составление своей карты». Но прежде давайте повторим правила работы в группе.

Правила работы в группе:

Перед работой нужно договориться, кто и что будет делать;

Не говорить всем сразу;

Не спорить зря, а доказывать, объяснять.

б) ЗАДАНИЕ

Каждая группа получает задание: собрать из пазлов материк, узнать его по очертанию.

Собранные материки помещаются на карту полушарий.

Выполнение работы.

в) - Молодцы, все справились! Ребята, а какое умение отрабатывалось при выполнении этого задания? (Умение работать в парах)

VI I .Итог работы. Рефлексия.

Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Удалось ли нам ее решить?

Что нового узнали?

Как узнали, что помогло?

Где пригодятся знания?

Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?

- Для чего надо знать карту, условные обозначения, материки?

Мысленно положите на правую ладошку знания, с которыми пришли на урок, а на левую те, которые открыли на уроке. Объедините их. Давайте похлопаем друг другу. Теперь вы убедились, что все в ваших руках.

VIII . Домашнее задание.

Выполнить задание в рабочей тетради.

Тема урока: «Путешествие по материкам»
Педагогическая цель: создать условия для изучения новой темы: «Путешествие по материкам»
Регулятивные УУД:
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД:
Осуществлять поиск необходимой информации; строить речевое высказывание; работать с текстом.
Коммуникативные УУД:
Строить понятные для партнёра высказывания; осуществлять взаимоконтроль; договариваться и приходить к общему решению
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- находить материки на карте мира;
- знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации;
- готовить сообщения и выступать с ними перед классом.
Тип урока- получение новых знаний
Формы работы учащихся - фронтальная, групповая
Необходимое техническое оборудование – мультимедийный проектор, компьютер.
Учебные задачи:
- узнаем об особенностях каждого материка;
- будем учиться находить нужную информацию в учебнике;- использовать её для подготовки сообщения.

Этап урока
Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.
1.Организационный момент.
Ребята, мы будем на уроке думать? (да)
А может будем спать? (нет)
Мы будем рассуждать? (да)
А в облаках летать? (нет)
Друг другу будем помогать? (да)
Тогда, можно садиться
И, урок начинать!

2.Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

3.Практическая работа

4.Сообщение темы урока: «Путешествие по материкам».

На прошлом уроке мы путешествовали по планете.

С помощью чего можно путешествовать?
Давайте вспомним, что такое карта?

Мысленно представьте карту.
На какие 2 группы можно разделить увиденное на карте?

Чего больше на карте?
На карте хорошо видно, что на Земле очень много воды.
- А как называются водные пространства?
А как называются огромные участки суши, со всех сторон окружённые водой?

На дом вам было задано поработать с картой по учебнику, на стр. 114 – 115 и запомнить карту.

Сейчас мы с вами проведём практическую работу.
Я предлагаю вам, составить маленький проект на тему: «Составление карты».
Составлять карту будем на доске. И выполнять такой проект мы будем сегодня впервые.
Вы должны назвать материк, подойти к столу, среди всех материков найти тот, который вы назвали, и прикрепить его на доску.

Давайте вспомним, сколько материков на Земле?

Назовите материки.

Северная Америка Евразия

Южная Америка Африка Австралия

Антарктида

А теперь ребята, давайте вспомним, сколько океанов на Земле?
Назовите океаны.

Самый большой океан. (Тихий)
Он еще и самый глубокий. Занимает половину всей водной поверхности Земли.

Второй по площади океан – Атлантический. В нём находится 25% всей воды планеты.

Самый теплый – Индийский океан, вода в нем 35,5 градусов. Вода в нем теплая, как парное молоко.

Самый маленький океан? (Северный Ледовитый)
Он самый холодный и самый мелкий. Большую часть года он покрыт льдом.

Пятый океан – Южный. Это условное название вод 3-х океанов: Тихого, Атлантического и Индийского.

Все 5 океанов образуют огромную массу воды, которую называют Мировым океаном.

А теперь давайте сравним карту, которую вы составили, с картой по которой вы занимались дома. Похожа карта?
- А теперь ребята, посмотрите на карту, которую мы с вами составили и, скажите, какова же тема нашего сегодняшнего урока?
- А как вы думаете, какова же тема нашего сегодняшнего урока?
- Кто догадался, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
Правильно! Мы сегодня с вами будем путешествовать по материкам, узнаем об особенностях каждого материка. Будем учиться находить нужную информацию в учебнике.

Продолжим наше путешествие.
Раньше на Земле был один материк. И назывался он – Пангея (греч. слово. Пан – вся, Гея – земля – вся земля).
Омывался он одним океаном. Много – много миллионов лет назад Пангея раскололся на 2 материка, потом из 2-х материков образовалось 6 материков, которые существуют по настоящее время.

(С помощью карты)

Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.
(Суша и вода)
(воды)

(океаны)
(материками, континентами)

(ученик называет материк, выходит к доске находит этот материк и прикрепляет его на доску)

(5)
(ученик называет океан, выходит к доске находит этот океан и прикрепляет его на доску)
(учитель даёт небольшую справку)

(небольшая справка о материках)

5. Совместное открытие знаний.

6. Работа в группах.
(контурные карты)

7. Защита проекта.

8. Закрепление пройденного материала.
9. Рефлексия.

10.Домашнее задание.
- А теперь давайте, кратко, познакомимся с этими материками. Всё внимание на экран.

Самый большой материк? (Евразия)
Чтобы перелететь с запада на восток надо потратить целые сутки. Раз материк такой огромный, то и природа здесь очень разнообразна.

(Северная и Южная Америка)
Природа Северной Америки очень разнообразна. Это земля Великих озер и высоких гор.
Южная Америка – самый влажный материк мира. Здесь выпадает больше всего осадков.

Самый жаркий материк. (Африка)

Самый маленький материк. (Австралия)
Австралия- самый сухой материк Земли. Материк редкостей. Здесь обитают удивительные животные и даже птицы Австралии самые яркие.

Самый холодный материк (Антарктида)
Антарктида- край вечных льдов. Самый высокий континент. Очень долгое время считали, что это океан, покрытый льдом, а не материк. Но сейчас уже доказано, что это материк. Родина удивительных птиц, у которых вместо перьев чешуя. (конечно пингвин)

Я дала вам небольшую справку о материках. Всю остальную информацию, вы будите добывать самостоятельно, в учебнике. Для этого вы сейчас поработаете группами.

Задание у всех будет одинаковое. Но материки будут у вас разные. Каждая группа, должна найти в учебнике нужную информацию о достопримечательностях своего материка – как природных, так и созданных человеком.
В конвертах, которые лежат у вас на столе, среди всех достопримечательностей нужно выбрать то, что относится к вашему материку. Затем, эти фотографии нужно наклеить на свой материк. Когда работа будет выполнена, вы должны будите её защитить.

Как защищать работу, вы знаете.

А теперь для закрепления материала поработаем по карточкам.
- Нужно соединить описание материка с его названием.
Проверка. (на экране)

Теперь, давайте дадим оценку нашему путешествию и своим успехам, т.е. оценим свою деятельность на уроке. Мысленно положите на правую ладошку знания, с которыми пришли на урок, а на левую те, которые открыли на уроке. Объедините их. А теперь давайте возьмём друг другу за руки. Вы убедились, что всё в ваших руках.
1.Прочитать учебник на странице: 118 – 123. 2.Подг. сообщ. для рубрики «Это интересно», т.е. допол/ мат.



Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Евразия – самый большой материк. Он так велик, что его делят на две части света – Европу и Азию. Именно в Евразии находится наша Родина - Россия. Чтобы перелететь с запада на восток надо потратить целые сутки. Раз материк такой огромный, то и природа здесь очень разнообразна. На территории Европы размещается более 40 стран, народы которых говорят на десятках языках. Большая часть территории нашей страны находится в Азии. Азия - самая большая часть света. Она в четыре раза больше Европы. Вместе с ней она образует материк Евразию. На территории Азии расположено 54 государства. На территории Азии находится Китай – крупнейшее по численности населения государство мира. (больше одного миллиарда), а скоро его догонит и Индия. Северная Америка – материк, большую часть которого занимают две страны – Соединённые Штаты Америки (США) и Канада. Природа Северной Америки очень разнообразна. Это земля Великих озер и высоких гор. Это четвёртый по размеру материк после Евразии. Этот материк богат влажными тропическими лесами с яркими птицами, обезьянами и другими удивительными животными. Африка – это второй по величине материк после Евразии. Это самый жаркий материк. Австралия – самый маленький материк земли. Это самый сухой материк Земли. Материк редкостей. Здесь обитают удивительные животные. Птицы Австралии самые яркие. Австралия не похожа на другие материки, потому что здесь сохранились животные и растения, которые на других материках вымерли. Поэтому мы его можем назвать материк – заповедник. Антарктида – это континент, который находится на самом юге Земли. Это край вечных льдов. Это самый холодный материк. Зимой температура от-60 до-70 градусов, летом от -30 до-50. Очень долгое время считали, что это океан, покрытый льдом, а не материк. Но сейчас уже доказано, что это материк. Родина удивительных птиц, у которых вместо перьев чешуя.