Развитие эгоцентрической речи у детей. Роль эгоцентрической речи в развитии ребенка

Эгоцентрическая речь наблюдается в возрасте трех-пяти лет (нередко ее устойчивые элементы сохраняются вплоть до семилетнего возраста) и проявляется в том, что дети говорят вслух, как будто ни к кому конкретно не обращаясь, в частности, задают вопросы, не получая на них ответа и нисколько не беспокоясь по этому поводу. Эгоцентрично говорящий ребенок не интересуется тем, кому он говорит, насколько хорошо его слышат и понимают. Его «собеседником» становится первый встречный. Ребенок довольствуется лишь видимым интересом окружающих к его высказываниям или не замечает полное отсутствие такового и придерживается иллюзии, что другие воспринимают и переживают происходящее абсолютно также, как и он. Эгоцентрическая речь характеризуется неспособностью говорящего воспринять точку зрения собеседника с целью понять его или воздействовать на него: здесь вместо центрирующего диалогического отношения «Я - Ты» в центр помещено монологическое «Я», жестко предопределяющее любую «познавательную перспективу». Причем собственная позиция недостаточно отдифференцирована, а иногда и вовсе не отделена от других возможных.

Анализируя высказывания детей, Ж. Пиаже подразделил эгоцентрическую речь на три относительно самостоятельные категории:

Эхолалия или простое повторение, принимающее форму своеобразной игры: ребенку доставляет наслаждение повторять слова ради них самих, абсолютно ни к кому не обращаясь.

Монолог или вербальное сопровождение (аккомпанемент) производи мых действий.

Монолог вдвоем или коллективный монолог - наиболее социализи рованная разновидность эгоцентрической речи, при которой к удоволь ствию произносить слова добавляется удовольствие от подлинного или мнимого привлечения внимания и интереса других; однако высказыва ния по-прежнему ни к кому не обращены, так как не учитывают альтер нативных точек зрения.

Основные функции эгоцентрической речи, согласно Пиаже, - «скандирование мысли» и «ритмизация деятельности» ради обеспечения удовольствия, а не организация коммуникативного процесса. Эгоцентрическая речь не преследует целей диалога и взаимопонимания.

В данном типе речевого поведения Пиаже усматривал частный случай детского «эгоцентризма» - доминирующей установки, «умственной позиции» (или преобладающей системы мировоззрения) детского возраста, которая выражается в общей неспособности занять позицию другого и преодолевается в ходе постепенной «децентрации» - повышения восприимчивости ребенка к точкам зрения и способам восприятия, альтернативным его собственным.

В свою очередь, социализированная речь резко отличается от всех монологических форм эгоцентрической речи своей адресностью, направленностью на собеседника, и может включать такие различные по содержанию элементы, как: - передаваемая информация, - критика; - побуждения к действию или запреты (приказания, просьбы, угрозы...); - вопросы; - ответы.



Фундаментальные исследования так называемой «эгоцентрической речи ребенка» в отечественной психологии были проведены Л.С. Выготским. По Выготскому, эгоцентрическая речь феноменологически может быть описана как особый вид речи маленьких детей, которая не служит целям общения (сообщения), существенно не изменяет поведения ребенка, а лишь Iсопровождает как аккомпанемент его деятельность и переживания. Это ни что иное, как речь, обращенная к самому себе с целью воздействовать на собственное поведение. Постепенно эта форма вербального самовыражения становится все более непонятной для окружающих, к началу школьного возраста ее удельный вес в речевых реакциях ребенка («коэффициент эгоцентрической речи») снижается до нуля. По мнению Ж. Пиаже, эгоцентрическая речь на пороге школьного обучения становится попросту ненужным рудиментом и отмирает. Л.С. Выготский придерживался в этом вопросе иного мнения, он полагал, что данная форма речевой деятельности не исчезает бесследно, но переходит во внутренний план, становится внутренней речью и начинает играть важную роль в управлении поведением человека. Иными словами, сходит на нет не эгоцентрическая речь как таковая, а только ее внешняя, коммуникативная составляющая. То, что представляется несовершенным коммуникативным средством, на деле оказывается тонким инструментом саморегуляции.

Согласно данным Выготского, который модифицировал исследовательскую методику Пиаже, в случаях затруднений и препятствий осуществлению какой-либо деятельности коэффициент эгоцентрической речи, т.е. количество эгоцентрических высказываний заметно возрастает. Причем в них находит отражение план деятельности, ее поворотные моменты, существенные изменения, конечный результат; нередко озвучиваются возникающие трудности, проговариваются конкретные действия и операции, выполняемые ребенком Как считал Выготский, целесообразность этих эгоцентрических высказываний, их очевидная связь с наблюдаемыми поведенческими актами не позволяют, вслед за Пиаже, признать этот тип речевой активности «вербальным сновидением». В данном случае имеют место попытки совладения и разрешения проблемной ситуации, что роднит эгоцентрическую речь (в функциональном отношении) уже не с детским эгоцентризмом, но с реалистическим мышлением взрослого. Эгоцентрические высказывания ребенка в затрудненных условиях деятельности по функциям и содержанию подобны молчаливому продумыванию сложной задачи, т.е. внутренней речи, характерной для более позднего возраста.

По Выготскому, речь изначально социальна, т.к. ее исходные функции - сообщение, коммуникация, установление и поддержание социальной связи. По мере психического развития ребенка она дифференцируется, распадаясь на коммуникативную и эгоцентрическую речь, причем во втором случае наблюдается не эгоистическое замыкание мысли и слова в самих себе, а переход коллективных форм речевой активности во внутренний план, их целесообразное использование «для себя». Линия развития речи может быть отражена в следующей схеме:

социальная речь - эгоцентрическая речь - внутренняя речь.

Выготский показал в полемике с Пиаже, что эгоцентрическая речь генетически восходит к внешней (коммуникативной) речи и есть продукт ее частичной интериоризации. Итак, эгоцентрическая речь - как бы переходный этап от внешней к внутренней речи. Можно сделать вывод, что она отражает одну из важнейших стадий интериоризации речи, обеспечивающей становление ее регуляторной функции.

В качестве своеобразного промежуточного звена между внешней и внутренней речью выступает эгоцентрическая речь.

Эгоцентрическая речь - одна из ранних и специфичных форм речи. Ее исследование позволяет установить общие закономерности формирования высших психических функций.

Эгоцентрическая речь была впервые описана швейцарским психологом Жаном Пиаже, как особая разновидность детской речи, которая оказывается доминирующей на определенном этапе развития и постепенно преодолевается в процессе социализации.

Научная заслуга Пиаже состояла в том, что, исследуя детскую речь, он показал ее качественное своеобразие и отличие от речи взрослых. Речь ребенка отличается от речи зрелого человека не количественно, как ее недостаточно развитая, зачаточная форма, но по ряду специфических особенностей; она подчиняется собственным закономерностям.

Жану Пиаже и его исследовательской группе удалось установить ряд характерных для детского возраста форм речевого поведения. Слово ребенка может выступать не только в качестве сообщения, но и как: «возбудитель» действия (некоторой активности); сопровождение/аккомпанемент уже осуществляемой деятельности (рисование, игра); замещение действия, приносящее «иллюзорное удовлетворение»; «магическое действие», или «приказание, обращенное к реальности» (к неодушевленным предметам, животным и др. объектам). Последняя функция соотносится с чертами магического мышления архаического человека, с принципом «партиципации (мистической сопричастности)».

Перечисленные функции отражают влияние на речь ребенка присущих его мышлению эгоцентрических тенденций.

Исследования, проведенные Ж. Пиаже и его сотрудниками, позволили сделать вывод, что в случае эгоцентрических высказываний ребенка речь отклоняется от своего социального назначения, переставая быть адресным сообщением - т.е. средством передачи мысли другому или способом влияния на собеседника.

В результате систематизированных наблюдений Пиаже выделил в вербальном поведении детей два компонента: эгоцентрическую и социализированную (т.е. направленную на общение и обращенную к другому) речь.



Эгоцентрическая речь наблюдается в возрасте трех-пяти лет (нередко ее устойчивые элементы сохраняются вплоть до семилетнего возраста) и проявляется в том, что дети говорят вслух, как будто ни к кому конкретно не обращаясь, в частности, задают вопросы, не получая на них ответа и нисколько не беспокоясь по этому поводу. Эгоцентрично говорящий ребенок не интересуется тем, кому он говорит, насколько хорошо его слышат и понимают. Его «собеседником» становится первый встречный. Ребенок довольствуется лишь видимым интересом окружающих к его высказываниям или не замечает полное отсутствие такового и придерживается иллюзии, что другие воспринимают и переживают происходящее абсолютно также, как и он.

Эгоцентрическая речь характеризуется неспособностью говорящего воспринять точку зрения собеседника с целью понять его или воздействовать на него: здесь вместо центрирующего диалогического отношения «Я - Ты» в центр помещено монологическое «Я», жестко предопределяющее любую «познавательную перспективу». Причем собственная позиция недостаточно отдифференцирована, а иногда и вовсе не отделена от других возможных.

Анализируя высказывания детей, Ж. Пиаже подразделил эгоцентрическую речь на три относительно самостоятельные категории:

Эхолалия или простое повторение, принимающее форму своеобразной игры: ребенку доставляет наслаждение повторять слова ради них самих, абсолютно ни к кому не обращаясь.

Монолог или вербальное сопровождение (аккомпанемент) производимых действий.

Монолог вдвоем или коллективный монолог - наиболее социализированная разновидность эгоцентрической речи, при которой к удовольствию произносить слова добавляется удовольствие от подлинного или мнимого привлечения внимания и интереса других; однако высказывания по-прежнему ни к кому не обращены, так как не учитывают альтернативных точек зрения.

Основные функции эгоцентрической речи, согласно Пиаже, - «скандирование мысли» и «ритмизация деятельности» ради обеспечения удовольствия, а не организация коммуникативного процесса. Эгоцентрическая речь не преследует целей диалога и взаимопонимания.

В данном типе речевого поведения Пиаже усматривал частный случай детского «эгоцентризма» - доминирующей установки, «умственной позиции» (или преобладающей системы мировоззрения) детского возраста, которая выражается в общей неспособности занять позицию другого и пре­одолевается в ходе постепенной «децентрации» - повышения восприимчивости ребенка к точкам зрения и способам восприятия, альтернативным его собственным.

В свою очередь, социализированная речь резко отличается от всех монологических форм эгоцентрической речи своей адресностью, направленностью на собеседника, и может включать такие различные по содержанию элементы, как: передаваемая информация; критика; побуждения к действию или запреты (приказания, просьбы, угрозы...); вопросы; ответы.

Фундаментальные исследования так называемой «эгоцентрической речи ребенка» в отечественной психологии были проведены Л.С. Выготским.

По Выготскому, эгоцентрическая речь феноменологически может быть описана как особый вид речи маленьких детей, которая не служит целям общения (сообщения), существенно не изменяет поведения ребенка, а лишь сопровождает как аккомпанемент его деятельность и переживания. Это ни что иное, как речь, обращенная к самому себе с целью воздействовать на собственное поведение. Постепенно эта форма вербального самовыражения становится все более непонятной для окружающих; к началу школьного возраста ее удельный вес в речевых реакциях ребенка («коэффициент эгоцентрической речи») снижается до нуля.

По мнению Ж. Пиаже, эгоцентрическая речь на пороге школьного обучения становится попросту ненужным рудиментом и отмирает. Л.С. Выготский придерживался в этом вопросе иного мнения: он полагал, что данная форма речевой деятельности не исчезает бесследно, но переходит во внутренний план, становится внутренней речью и начинает играть важную роль в управлении поведением человека. Иными словами, сходит на нет не эгоцентрическая речь как таковая, а только ее внешняя, коммуникативная составляющая. То, что представляется несовершенным коммуникативным средством, на деле оказывается тонким инструментом саморегуляции.

Согласно данным Выготского, который модифицировал исследовательскую методику Пиаже, в случаях затруднений и препятствий осуществлению какой-либо деятельности коэффициент эгоцентрической речи, т.е. количество эгоцентрических высказываний заметно возрастает. Причем в них находит отражение план деятельности, ее поворотные моменты, существенные изменения, конечный результат; нередко озвучиваются возникающие трудности, проговариваются конкретные действия и операции, выполняемые ребенком.

Как считал Выготский, целесообразность этих эгоцентрических высказываний, их очевидная связь с наблюдаемыми поведенческими актами не позволяют, вслед за Пиаже, признать этот тип речевой активности «вербальным сновидением». В данном случае имеют место попытки совладения и разрешения проблемной ситуации, что роднит эгоцентрическую речь (в функциональном отношении) уже не с детским эгоцентризмом, но с реалистическим мышлением взрослого. Эгоцентрические высказывания ребенка в затрудненных условиях деятельности по функциям и содержанию подобны молчаливому продумыванию сложной задачи, т.е. внутренней речи, характерной для более позднего возраста.

По Выготскому, речь изначально социальна, т.к. ее исходные функции - сообщение, коммуникация, установление и поддержание социальной связи. По мере психического развития ребенка она дифференцируется, распадаясь на коммуникативную и эгоцентрическую речь, причем во втором случае наблюдается не эгоистическое замыкание мысли и слова в самих себе, а переход коллективных форм речевой активности во внутренний план, их целесообразное использование «для себя». Линия развития речи может быть отражена в следующей схеме:

социальная речь → эгоцентрическая речь → внутренняя речь.

Выготский показал в полемике с Пиаже, что эгоцентрическая речь генетически восходит к внешней (коммуникативной) речи и есть продукт ее частичной интериоризации. Итак, эгоцентрическая речь - как бы переходный этап от внешней к внутренней речи. Можно сделать вывод, что она отражает одну из важнейших стадий интериоризации речи, обеспечивающей ста­новление ее регуляторной функции.

Согласно учению Пиаже, эгоцентрическая речь ребенка представляет собой прямое выражение эгоцентризма детской мысли, который, в свою очередь является компромиссом между изначальным аутизмом детского мышления и постепенной его социализацией.

В эгоцентрической речи ребенок не должен приспособляться к мысли взрослого; поэтому его мысль остается максимально эгоцентрической, что находит свое выражение в непонятности эгоцентрической речи для другого, в ее сокращенности и других ее структурных особенностях. По своей функции эгоцентрическая речь в этом случае не может быть ничем иным, как простым аккомпанементом, сопровождающим основную мелодию детской деятельности и ничего не меняющим в самой этой мелодии. Эта речь не выполняет никакой функции в поведении и мышлении ребенка. И поскольку она является выражением детского эгоцентризма, а последний обречен на отмирание в ходе детского развития, естественно, что ее генетическая судьба то же умирание, параллельное умиранию эгоцентризма в мысли ребенка. Эгоцентрическая речь является прямым выражением неполноты социализации детской речи. Пиаже описал три особенности эгоцентрической речи:

1. она представляет собой коллективный монолог, т.е проявляется в детском коллективе при наличии других детей;

2. этот коллективный монолог сопровождается иллюзией понимания;

3. эта речь для себя имеет характер внешней речи, напоминая социализированную речь, а не произносится шепотом, невнятно.

Эгоцентрическая речь – это речь со своей точки зрения, про себя и о себе. Пиаже считал, что детская речь эгоцентрична, прежде всего, потому, что ребенок говорит лишь "со своей точки зрения", и, самое главное, он не пытается стать на точку зрения собеседника. Для него любой встречный - собеседник. Ребенку важна лишь видимость интереса, хотя у него, вероятно, есть иллюзия, что его слышат и понимают. Он не испытывает желания воздействовать на собеседника и действительно сообщить ему что - либо. Вербальный эгоцентризм ребенка определяется тем, что ребенок говорит, не пытаясь воздействовать на собеседника, и не осознает различия собственной точки зрения и точки зрения других. Эгоцентрическая речь не охватывает всю спонтанную речь ребенка. Коэффициент эгоцентрической речи изменчив и зависит от двух обстоятельств: от активности самого ребенка и от типа социальных отношений, установившихся, с одной стороны, между ребенком и взрослым, и, с другой стороны, между детьми ровесниками. Там, где ребенок предоставлен самому себе, в спонтанной среде, коэффициент эгоцентрической речи возрастает. Коэффициент эгоцентрической речи зависит от типа социальных отношений ребенка со взрослым и детей ровесников между собой. В среде, где господствует авторитет взрослого и отношения принуждения, эгоцентрическая речь занимает значительное место. В среде ровесников, где возможны дискуссии и споры, процент эгоцентрической речи снижается. Независимо от среды, коэффициент вербального эгоцентризма уменьшается с возрастом. В три года он достигает наибольшей величины: 75% от всей спонтанной речи. От трех до шести лет эгоцентрическая речь постепенно убывает, а после семи лет, по мнению Пиаже, она исчезает. Значение экспериментальных фактов, полученных в исследованиях Пиаже, состоит в том, что благодаря им открывается остававшееся долгое время малоизвестным и непризнанным важнейшее психологическое явление -- умственная позиция ребенка, определяющая его отношение к действительности.

Вербальный эгоцентризм служит лишь внешним выражением более глубокой интеллектуальной и социальной позиции ребенка. Пиаже назвал такую спонтанную умственную позицию эгоцентризмом. Первоначально он характеризовал эгоцентризм как состояние, когда ребенок рассматривает весь мир со своей точки зрения, которую он не осознает; она выступает как абсолютная. Ребенок еще не догадывается о том, что вещи могут выглядеть иначе, чем ему представляется. Эгоцентризм означает отсутствие осознания собственной субъективности, отсутствие объективной меры вещей. Термин "эгоцентризм" вызвал ряд недоразумений. Пиаже признал неудачность выбора слова, но, поскольку этот термин уже стал широко распространенным, он попытался уточнить его смысл. Эгоцентризм, по Пиаже, - фактор познания. Это определенная совокупность докритических и, следовательно, дообъективных позиций в познании вещей, других людей и себя самого. Эгоцентризм - разновидность систематической и неосознанной иллюзии познания, форма первоначальной центрации ума, когда отсутствует интеллектуальная релятивность и реципрокность. Поэтому более удачным термином позже Пиаже считал термин "центрация". С одной стороны, эгоцентризм означает отсутствие понимания относительности познания мира и координации точек зрения. С другой стороны, это позиция неосознанного приписывания качеств собственного "Я" и собственной перспективы вещам и другим людям. Изначальный эгоцентризм познания - это не гипертрофия осознания "Я". Это, напротив, непосредственное отношение к объектам, где субъект, игнорируя "Я", не может выйти из "Я", чтобы найти свое место в мире отношений, освобожденных от субъективных связей. Эгоцентризм свойственен не только ребенку, но и взрослому там, где он руководствуется своими спонтанными, наивными и, следовательно, не отличающимися, по существу, от детских суждениями о вещах. Эгоцентризм -- это спонтанная позиция, управляющая психической активностью ребенка в ее истоках; она сохраняется на всю жизнь у людей, остающихся на низком уровне психического развития. Эгоцентризм показывает, что внешний мир не действует непосредственно на ум субъекта, а наши знания о мире - это не простой отпечаток внешних событий. Идеи субъекта отчасти представляют собой продукт его собственной активности. Они меняются и даже искажаются в зависимости от господствующей умственной позиции. По словам Пиаже, освободиться от эгоцентризма - значит осознать то, что было воспринято субъективно, найти свое место в системе возможных точек зрения, установить между вещами, личностями и собственным "Я" систему общих и взаимных отношений. Развитие, по Пиаже, это смена умственных позиций. Эгоцентризм уступает место децентрации, более совершенной позиции. Переход от эгоцентризма к децентрации характеризует познание на всех уровнях развития. Всеобщность и неизбежность этого процесса позволили Пиаже назвать его законом развития. На смену эгоцентризма мышления приходит социализированное мышление, происходит переход от общего эгоцентризма через децентрацию к объективной позиции в познании окружающего и себя самого. Для того, чтобы преодолеть эгоцентризм, необходимы два условия: первое осознать свое "Я" в качестве субъекта и отделить субъект от объекта; второе -- координировать свою собственную точку зрения с другими, а не рассматривать ее как единственно возможную. Развитие знаний о себе возникает у ребенка, по мнению Пиаже, из социального взаимодействия. Смена умственных позиций осуществляется под влиянием развивающихся социальных взаимоотношений индивидов. Общество Пиаже рассматривает таким, как оно выступает для ребенка, то есть как сумму социальных отношений, среди которых можно выделить два крайних типа: отношения принуждения и отношения кооперации. Социальные отношения между взрослыми и ребенком, особенно, если они опираются на принуждение, не приводят к осознанию ребенком своей субъективности. Для того, чтобы осознать свое "Я" необходимо освободиться от принуждения, необходимо взаимодействие мнений. При кооперировании возникает потребность приспособиться к другому лицу. Столкновение своей мысли с чужой вызывает сомнение и необходимость доказательства. Благодаря установлению отношений кооперации происходит осознание существования других точек зрения. Вследствие этого формируются рациональные элементы в логике и этике. Социализация обусловливает решающий поворот в психическом развитии ребенка -- переход от эгоцентрической позиции - к объективной. По Пиаже, социализация -- это процесс адаптации к социальной среде, состоящий в том, что ребенок, достигнув определенного уровня развития, становится способным к сотрудничеству с другими людьми благодаря разделению и координации своей точки зрения и точек зрения других людей.

В отношении развития речи у ребенка Ж.Пиаже выдвинул связанную с общей его концепцией эгоцентризма теорию, согласно которой основная линия развития ведет от эгоцентрической речи, при которой ребенок строит свою речь со своей точки зрения, без учета слушателя, к социализированной речи, в построении которой он учитывает точку зрения другого человека, слушателя. Движущей силой развития речи ребенка у Пиаже представляется оторванный от предметно-смыслового содержания переход с одной, а именно эгоцентрической, к другой – социальной, точке зрения. Л.С.Выготский попытался объяснить речевое развитие ребенка, исходя из того, что способность к общению и к сообщению является результатом имманентного, изнутри идущего развития обобщения.

В речевом развитии ребенка наблюдается явление, отмеченное рядом исследователей. В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей приходится наблюдать склонность к монологизированию. Дети в этом возрасте иногда говорят вслух, ни к кому не обращаясь. Эту монологическую речь Ж.Пиаже назвал эгоцентрической, попытавшись связать ее со своей теорией эгоцентризма. Эгоцентрическая речь, по Пиаже: 1) не служит целям сообщения, не выполняет коммуникативных функций; эта речь не для другого, а для себя; она протекает независимо от того, слушают ли и понимают ли ее; с этим функциональным ее характером связаны особенности ее содержания и структуры; 2) будучи речью для себя, а не для другого, она в соответствии с этим – речь со своей точки зрения, не учитывающая точки зрения другого и не приноравливающаяся к ним; 3) она по преимуществу и есть речь ребенка о себе.

Монологическую речь как речь эгоцентрическую Пиаже противопоставляет речи социализированной. Социализированная речь – это речь, выполняющая функцию сообщения. К социализированной речи Пиаже относит различные формы приноравливающейся информации, сообщения мыслей, критику, вопросы и ответы, просьбы, приказания и т.д.

Пиаже считает, что эгоцентрическая речь является генетически первичной; социальная речь развивается из нее или по крайней мере путем ее вытеснения. Эта концепция развития речи связана с общей концепцией Пиаже, согласно которой эгоцентризм является исходным фактом, определяемым природой ребенка, а дальнейшее его развитие совершается путем происходящей извне социализации, вытесняющей первично заложенный в природе ребенка эгоцентризм. Эгоцентрическая речь всячески обыгрывается Пиаже, потому что в ней он ищет фактическую основу для своей теории эгоцентризма.

Попытка Пиаже истолковать монологическую речь как речь эгоцентрическую в том специфическом смысле, который придает ей Пиаже, и превратить эту речь в центральный факт психологии ребенка в целом ошибочна. Мысль, будто первично речь ребенка не социальна и социальная речь развивается у него из эгоцентрической или по крайней мере на месте ее, путем ее вытеснения, теоретически порочна и фактически не обоснована. С самого начала, как только у ребенка возникает речь в подлинном смысле слова, она социальна. Более сложные, совершенные формы коммуникативной речи, речи как средства общения, развиваются из более элементарных, примитивных форм такой речи, а не из речи эгоцентрической. Будто бы эгоцентрическая, т.е. монологическая, речь является своеобразным побочным явлением. Она развивается на основе диалогической речи, речи как средства общения. Само содержание монологической речи по большой части заключает в себе мысленную обращенность к реальному или предполагаемому слушателю или собеседнику, как это имеет место и во внутренней речи. Таким образом, не только происхождение, но и содержание монологической речи свидетельствуют о ее социальности. Поэтому нет никаких оснований для той интерпретации, которую дает монологической речи Пиаже, стремящийся использовать это явление как основу для своей теории эгоцентризма.



Эгоцентрическая речь представляется Пиаже лишь аккомпанементом к действию, по существу не выполняющим никакой функции. Он дает ей преимущественно отрицательную характеристику, подчеркивая главным образом то, что она не выполняет функции общения (сообщения и воздействия).

Уделивший значительное внимание проблеме эгоцентрической речи Л.С.Выготский считал, что эгоцентрическая речь лежит на пути развития, идущем от внешней коммуникативной речи к речи внутренней. Она выполняет, по мнению Выготского, у ребенка интеллектуальную функцию осмысливания и планирования действия. Будучи громкой, т.е. физически внешней, речью, она по своей психологической природе является внутренней речью, речью-мышлением. Сугубо интеллектуализируя внутреннюю речь, которая в действительности является вовсе не только речью-мышлением и планированием, а насыщена часто напряженной эмоциональностью, и приравнивая эгоцентрическую речь к речи внутренней, Выготский неправомерно интеллектуализирует эту последнюю.



Вопреки Пиаже, нужно признать, что эгоцентрическая речь по природе своей социальна. Эгоцентрическая речь формируется на социальной основе и представляет самое разительное доказательство того, как глубоко, в самых корнях своих, социальна природа человека. Вопреки Выготскому, можно утверждать, что эгоцентрическая речь отличается от внутренней речи и по психологической природе: она во всяком случае не является только речью-мышлением.

Монологизирование наблюдается у взрослого в минуты особенно сильного эмоционального напряжения. У дошкольника, у которого эмоциональная возбудимость повышена и потребность как в эмоциональной разрядке, так и в том, чтобы сделать мысль и внутреннее переживание внешне осязательным фактом, особенно велика, оно, естественно, наблюдается относительно чаще.

Здесь мы обращаемся к феномену, получившему название «эгоцентрическая речь». Напомним, что для Ж. Пиаже мышление- прямое выражение речи. Это положение стало основой его взглядов и мишенью для критиков. Доказательством последовательности трех стадий развития мышления стал феномен эгоцентрической речи. Конструкция основывалась на постулате, что мышление ребенка прямо выражается в его речи, следовательно, основным аргументом существования эгоцентрического мышления стал феномен эгоцентрической речи. Логика рассуждения Ж. Пиаже была примерно следующей: если речь - прямое выражение мысли, то эгоцентрическая речь выражает эгоцентрическое мышление и является доказательством как его существования, так и всей стадиальности мышления.

Получить представление об эгоцентрической речи можно, обратившись к опыту Ж. Пиаже. Взрослый предлагает ребенку научить сверстника правилам известной ему игры. Ребенок охотно соглашается. При этом речь ребенка фрагментарна, отрывочна, предикативна. Ее трудно понять, если сам не знаешь сущности предмета. Взрослый выражает обеспокоенность: «Как же дети играть-то будут?» У детей ни малейшей обеспокоенности не наблюдается. Сверстника спрашивают: «Понятно?» - «Понятно!» Дети начинают играть, естественно, возникают ссоры и конфликты из-за неправильно понятых правил игры.

Эгоцентрическая речь не направлена на собеседника и непонятна ему. Пиаже выделяет следующие особенности эгоцентрической речи.

Функциональные особенности: не выполняет коммуникативной функции, не направлена на собеседника; выступает как своеобразный аккомпанемент к деятельности, ничего не меняет в деятельности. Структурные особенности: фрагментарна и предикативна. Формы эгоцентрической речи: эхолалия, буквальное, фрагментарное повторение слов, где наблюдаются эффекты края, ударности и прочее; монолог; коллективный монолог, где ребенок произносит монолог перед другими, привлекая интерес к собственному действию или мысли. Примером коллективного монолога может служить известное стихотворение С. Михалкова: «А у нас в квартире газ! - А у нас сегодня кошка родила вчера котят...»

Для оценки динамики изменения эгоцентрической речи с возрастом и, как считал Пиаже, динамики развития мышления он ввел понятие «коэффициент эгоцентрической речи». Коэффициент эгоцентрической речи равен отношению количества эгоцентрических высказываний ребенка к общему числу высказываний. Таким образом, если коэффициент стремится к единице, то вся речь ребенка эгоцентрическая, если к нулю - эгоцентрической речи вообще нет.

В каждой культуре зафиксирована своя количественная характеристика эгоцентрической речи. Например, если культура поощряет индивидуализм и индивидуальные занятия ребенка - коэффициент эгоцентрической речи достаточно высок, если коллективизм и совместные виды деятельности - достаточно низок. Коэффициент эгоцентрической речи после трех лет постепенно повышается, достигает пика в 4-5 лет, затем после семи лет снижается, но никогда не достигает нуля.

Ж. Пиаже считал выявленную динамику эгоцентрической речи достаточным доказательством предложенной им периодизации развития мышления от аутистического к эгоцентрическому и затем к социализированному.

Л. С. Выготский предложил новую модель, объясняющую феномен эгоцентрической речи. С этой моделью он и «ворвался» в мировую психологию, получив безусловное признание как автор оригинальной теории эгоцентрической речи.

Критика Выготского замечательна своим конструктивным характером: он не только подверг сомнению взгляды Пиаже, но и предложил свою интерпретацию феномена эгоцентрической речи. Исследователь сформулировал ряд критических положений.

Стадия аутистического мышления не может быть исходной стадией в развитии мышления ребенка. Здесь Л. С. Выготский солидаризировался с рядом критиков теории Пиаже.

Недостаточный учет Ж. Пиаже предметной практической деятельности ребенка в развитии мышления. Л. С. Выготский предложил свою интерпретацию природы, функций и судьбы эгоцентрической речи. Эгоцентрическая речь является переходной формой от речи внешней, социальной, выполняющей функцию коммуникации, к речи внутренней, индивидуальной, выполняющей функцию планирования и регуляции деятельности ребенка, выступающей как внутренний способ мышления.

Гипотеза Выготского является, по сути, конкретизацией общего закона развития высших психических функций, закона интерио- ризации. Для доказательства выдвинутой гипотезы было проведено исследование, направленное на эксплицирование того факта, что эгоцентрическая речь в силу своего переходного характера воплощает в себе свойства и функции как коммуникативной, так и внутренней речи (планирование и регуляция деятельности).

Во-первых, было показано, что коэффициент эгоцентрической речи резко снижается в ситуации, когда ребенок обнаруживает, что находящиеся рядом с ним сверстники не понимают его (иноязычные дети либо стеклянная перегородка, не дающая возможность слышать партнера). Как только ребенок обнаруживал, что его не слышат или не понимают, так количество эгоцентрических высказываний резко уменьшалось. Тем самым было доказано, что эгоцентрическая речь выполняет коммуникативную функцию.

Во-вторых, было показано, что при затруднениях в деятельности (например, ребенку не хватало цветного карандаша для изображения какого-либо объекта в процессе рисования) наблюдается всплеск эгоцентрической речи, содержание которой представляет планирование деятельности в условиях помех или трудностей. Тем самым было доказано, что эгоцентрическая речь выполняет планирующую и регулирующую функции. Расцвет регулирующей речи наблюдается после пяти лет, когда деятельность ребенка приобретает черты произвольности и возникает ее планирование в соответствии с поставленной целью. Такая же речь наблюдается и у взрослых, например, при решении трудной задачи в форме рассуждения вслух. Таким образом, эгоцентрическая речь представляет собой переходную форму от коммуникативной речи к планирующей речи. Судьба распорядилась так, что Ж. Пиаже сумел ознакомиться с критикой Л. С. Выготского лишь в 1960-е гг.

В это же время Выготский уже ушел из жизни, а сам Пиаже кардинальным образом изменил многие положения своей концепции развития детского мышления. Так, изменилось представление швейцарского психолога о том, что речь прямо выражает мысль. Ж. Пиаже согласился с Л. С. Выготским в том, что: аутистическое мышление не есть исходная стадия в развитии; необходим учет практической деятельности ребенка в развитии его мышления, тем более, что в операциональной концепции именно взаимодействие субъекта с объектом, по мнению Ж. Пиаже, является источником развития интеллекта: прямого соответствия между речью и мышлением нет, а речь и мышление связаны более сложными отношениями.

Пиаже продолжал настаивать на том, что эгоцентрическая речь является прямым выражением познавательной эгоцентрической позиции ребенка, как неспособности его скоординировать различные точки зрения. Хотя к гипотезе, высказанной Выготским, отнесся с большим интересом и вниманием.

Принципиальное различие позиций Л. С. Выготского и Ж. Пиаже в интерпретации природы и судьбы эгоцентрической речи состоит в том, что, по Выготскому, эгоцентрическая речь выступает как этап интериоризации речи, выполняющей функцию планирующей речи и ее преобразования в способ мышления ребенка, а по Пиаже - это речь, выражающая особую познавательную позицию ребенка.

В современной психологии полагают, что за феноменом эгоцентрической речи кроются две различные по природе и функциям формы речи, отдавая должное обоим исследователям. Эгоцентрическая речь отражает эгоцентризм как особую умственную позицию в познании ребенком мира. «Речь для себя» (РДС) или частная речь (private speech) как речь, выполняющая функцию планирования и регуляции своей деятельности.

Итак, эгоцентрическая речь и «речь для себя» различаются:

  • ? природой: эгоцентрическая речь выражает умственный эгоцентризм ребенка; РДС является переходной формой от внешней к внутренней речи, внутреннему способу мышления;
  • ? условиями актуализации: эгоцентрическая речь не зависит от условий, а РДС - зависит от трудностей в решении задач, при решении трудной задачи коэффициент возрастает;

Судьбой: эгоцентрическая речь по мере децентрации с возрастом «отмирает», РДС сохраняется вплоть до зрелого возраста.

Подлинным открытием Ж. Пиаже в детской психологии стали: выявление качественного своеобразия мышления ребенка и его феноменологии, эгоцентризма как особой умственной позиции ребенка в познании. Положение о кооперации ребенка со сверстниками как условии развития его познавательной позиции от эгоцентризма к децентрации является теоретической основой исследования мышления ребенка и разработки развивающих программ в современной психологии.