Высшая степень проявления индивидуальности человека. Способности как проявление индивидуального в психике

Индивидуальные (индивидуально-психологические) различия - это особенности психических явлений (процессов, состояний и свойств), отличающих людей друг от друга.

Индивидуальные различия, природной предпосылкой которых выступают особенности нервной системы, мозга, создаются и развиваются в ходе жизни, в деятельности и общении, под влиянием воспитания и обучения, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром в самом широком значении этого слова. Индивидуальные различия являются предметом изучения дифференциальной психологии.

Индивидуальные особенности человека обусловливают индивидуальный стиль деятельности (Е. А. Климов), который представляет собой:

  1. устойчивую систему приемов и способов деятельности,
  2. эта система обусловлена определенными индивидуальными личными качествами,
  3. эта система является средством эффективного приспособления к объективным требованиям,
  4. это те особенности стиля деятельности, которые обусловлены типологическими свойствами нервной системы человека.

Способности - это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.

Способности можно классифицировать следующим образом:

  1. природные (или естественные) способности в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условнорефлекторных связей;
  2. специфические человеческие способности, имеющие общественноисторическое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.

Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:

  • общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т. д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературнолингвистические, художественнотворческие, спортивные и т. д.);
  • теоретические, определяющие склонность человека к абстрактнологическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретнопрактическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;
  • учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) - талантом;
  • способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д.

Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью, т. е. единством общих способностей, обусловливающим диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.

Таким образом, способности - индивидуально психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами способности не сводятся к знаниям и умениям.

Исследованиями установлено, что способности - прижизненные образования, что их развитие идет в процессе индивидуальной жизни, что среда, воспитание активно формируют их.

Глубокий анализ проблемы способностей был проведен Б.М. Тепловым. Согласно развиваемой им концепции, врожденными могут быть анатомофизиологические и функциональные особенности человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей, называемые задатками.

Задатки - это некоторые генетические детерминированные (врожденные) анатомофизиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуальноприродную основу (предпосылку) формирования и развития способностей. Способности - не статичные, а динамические образования, их формирование и развитие происходит в процессе определенным образом организованной деятельности и общения. Развитие способностей происходит поэтапно.

Задатки весьма многозначны, они лишь предпосылки развития способностей. Способности, развивающиеся на их основе, обусловливаются, но не предопределяются ими. Характерным для задатков является то, что они сами по себе еще ни на что не направлены. Задатки влияют, но не решающим образом, на процесс формирования и развития способностей, которые формируются прижизненно в процессе деятельности и воспитания. Задатки обусловливают разные пути формирования способностей, влияют на уровень достижения, быстроту развития.

Приведём только один классический пример использования этой возможности – генетическую "классификацию личностей", предложенную еще в 1920 г. А.Ф.Лазурским. Наполненная богатейшим эмпирическим материалом, эта классификация содержит четкие принципы разделения индивидуальных типов и групп людей, а также критерии, оценки уровней их личностного развития.

Таких критериев существует четыре. В них сочетаются признаки развития познавательной и мотивационной сфер человека, их многоплановости и определенности. Первым критерием является общее количество и степень разнообразия его психических проявлений, т.е. переход от "смутности" основных вопросов к их широте и дифференцированности. Второй критерий – интенсивность этих проявлений, степень развития соответствующих способностей. Третий – степень их осознанности, тенденции к сознательному определению своего отношения к окружающему миру и ориентации в нем. Четвертый, итоговый критерий составляет координацию всех (или большинства) отдельных психических качеств, образующих индивидуальность человека, их концентрация в направлении определенного, но широкого и разностороннего вида деятельности.

Очевидно, что опорой для выделения разных уровней развития личности служит именно сознательная активность человека, интеграция – единство и "собранность" – его разнообразных индивидуальных черт. Тогда сами эти уровни – низший, средний и высший – определяются как разные способы существования, взаимоотношения индивидуальности человека с окружающей его средой.

Так, на низшем уровне развития человек полностью подчинен внешним обстоятельствам. Более того, неопределенный в интересах и поступках, он оказывается не в силах полноценно реализовать собственные задатки для достаточного и стойкого приспособления к среде. Напротив, люди среднего уровня приспособлены адекватно. В "союзе" со средой, они занимают в нем достойное место, соответствующее склонностям, задаткам и способностям, которые продолжают развиваться. Наконец, на высшем уровне развития отношения вновь меняются. Высокоодаренные люди, занятые интенсивной и плодотворной творческой деятельностью, не ограничиваются приспособлением к среде, но стремятся к ее конструктивному изменению.

Впрочем, принадлежность к определенному психическому уровню является в данной классификации центральной, но не единственной характеристикой индивидуальностей. Помимо этого, они разделяются по преобладанию традиционно выделяемых психических функций: эмоции, мышления, воли. Таковы аффективные, рассудочные, деятельные и другие особые типы, задаваемые сочетанием названных функций и существующие при этом самостоятельно, как например, типы мечтателей (одновременное преобладание эмоционального и интеллектуального) или аффектно-деятельных. Большинство из них встречаются на каждом уровне, имея свои особые проявления. Совмещение уровней развития с функциональными типами дает упорядоченную в эмпирически насыщенную картину конкретных индивидуальных типов.

Понятно, что классификация А.Ф. Лазурского строится не только дедуктивно, но и эмпирически. Однако, главному своему принципу – анализу индивидуальности человека через развитие его личности – автор следует строго и до конца, отрицая буквальные понимания собственных результатов. На самом деле, если бы выделенные уровни личности лишь описывали реальность "как она есть", то почему не принять их названия – низший, средний и высший – как морально-этические оценки этой реальности? Подобную, "соблазнительную", по словам Лазурского, точку зрения он решительно отвергает: место в той или иной "уровневой" ячейке не может быть закреплено за человеком раз и навсегда. Поэтому этическим критерием является не сама принадлежность к уровню, но постоянная тенденция к его повышению, т. е. усилие человека к продуктивному развитию собственной индивидуальности, его стремление к самосовершенствованию.

Любая классификация индивидуальностей – конституциональных типов психопатий или психических уровней развития – не ограничиваются фиксацией состояний, предполагая их динамику. Однако в каждом из этих случае динамика будет качественно особой. Так, индивидуальное "движение" в рамках той или иной психотелесной связи заведомо ограничено и отражает возможные модификации биологически исходных основ. Динамические изменения в отклонениях и акцентуациях характера задаются возможностью смещения этих групп и типов и состоят в своего рода "путешествии" по клеткам соответствующих классификаций (хотя далеко не всем) через так называемые транзитивные (переходные) состояния. И только тогда, когда становление характера связывается с самостоятельным усилием человека, ему дана возможность "прорвать" пределы индивидуальных (в то числе – собственных) особенностей, намеченных природой и средой, и, осознавая, руководить их необходимой плодотворной перестройкой, в которой и состоит подлинная жизнь, развитие личности. Понятно, что все эти "движения" так или иначе совмещаются в индивидуальном развитии каждого человека.

В понятии индивида содержится указание на подобие человека всем другим людям, на его общность с человеческим родом. Специфика человеческой индивидности опосредована всей историей вида Homo sapiens, которая преломилась в наследственной программе. С момента своего рождения индивид является носителем специфически человеческой биологии, сформированной предшествующим развитием в филогенезе.

Индивидные свойства человека интересует психологию в той мере, в какой они проявляются в становлении, развитии и функционировании человеческой личности. Природные, телесные свойства человека составляют предпосылку и условия развития его внутреннего мира, формирования специфически человеческих способностей.

Классификация природных свойств человека наиболее полно описана Б.Г.Ананьевым. Первичный уровень проявления индивидных свойств:

1. Класс возрастно-половых свойств:

o возрастные свойства, последовательно развертывающиеся в процессе становления индивида;

o половой диморфизм - фундаментальное разделение органических свойств человека на две качественно разные формы: мужскую и женскую. Половой диморфизм - это физическое различие между полами, обусловленное биологически. Изучение полового диморфизма и его проявлений в различных сферах поведения личности представляет интерес для психологии половых различий. Биологический пол индивида являет собой предпосылку становления психологического пола человека, однако не определяет его однозначно. Становление половой идентичности человека - одно из проявлений его социализации;

2. Индивидуально-типические свойства индивида:

o конституциональные особенности: телосложение и биохимическая индивидуальность;

o нейродинамические свойства мозга, функциональная организация мозговой деятельности.

Вторичный уровень индивидных свойств представляет результат взаимодействия свойств первичного уровня и включает в себя динамику психофизиологических функции (сенсорных, мнемических и т.д.) и структуру органических потребностей;

3. Высший уровень интеграции индивидных свойств человека: темперамент и задатки. Основная форма развития этих свойств - онтогенетическая эволюция, осуществляющаяся по определенной филогенетической программе, но постоянно изменяющаяся под влиянием социальной истории человечества. По мере Развертывания самих онтогенетических стадий усиливается фактор индивидуальной изменчивости, что связано с активам воздействием социальных свойств личности на структурно-динамические особенности индивида.

Темперамент- одна из основных индивидных характеристик. Под темпераментом понимают динамические характеристики психической деятельности. Выделяют три сферы проявления темперамента: общую активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности:

· общая активность определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окружающей средой - физической и социальной. По этому параметру человек может быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным, стремительным и т.д.

· особенности моторной сферы можно рассматривать как частные выражения общей активности. К ним относятся темп, быстрота, ритм и общее количество движений и т.д.

· эмоциональность: впечатлительность, чувствительность и импульсивность.

4. Преобразуясь в деятельности, индивидуально типические свойства человека вносят свой вклад в развитие личности. В свою очередь, развитие есть основная форма существования личности (по А.Г. Асмолову). В процессе жизнедеятельности человек постепенно переходит от одной деятельности к другой. В этом чередовании всегда имеется ведущая деятельность, т.е. в большей степени, чем иная, определяющая смысл существования человека в данный момент его развития. Источником развития личности служат общество, культура, ценности, опыт других поколений, которые человек усваивает в процессе социализации. Усвоение этого опыта - всегда активный процесс. Общество - источник, из которого личность "черпает" то, что открывает для себя; то, что личностью еще не открыто в обществе, не впитывается в человека. Движущей силой развития личности являются противоречия в системе предметной деятельности: человек всегда желает большего, чем достиг. Психологами (например, В.Г. Асеевым, В.А. Петровским) обнаружена так называемая "надситуативная активность" личности, проявляющаяся в том, что человек обнаруживает неадаптивную (в обычном смысле) тенденцию ставить себе разного рода сверхзадачи, выходить за рамки деятельности, что противоречит установке и приобретенному опыту. Это противоречие и оказывается той силой, которая заставляет человека переходить к новой деятельности, развиваться.

В качестве единиц анализа личности принято выделять активность, направленность, "динамические смысловые системы", по А.С. Выготскому, степень осознанности своих отношений к действительности: установка, самосознание, образ "я", самооценка, уровень притязания и др. Эти единицы и составляют (вместе с темпераментом и характером) живую, постоянно изменяющуюся, "пульсирующую", развивающуюся систему - личность.

5. Общее понятие о темпераменте

Темперамент - это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека - подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т. д. Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями). Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент.

1.Общая активность психической деятельности и поведения человека выражается в различной степени стремления активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности. Выражение общей активности у различных людей различно.

Можно отметить две крайности: с одной стороны, вялость, инертность, пассивность, а с другой - большая энергия, активность, страстность и стремительность в деятельности. Между этими двумя полюсами располагаются представители различных темпераментов.

2. Двигательная, или моторная, активность показывает состояние активности двигательного и речедвигательного аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности (или, наоборот, сдержанности), говорливости (или молчаливости).

3. Эмоциональная активность выражается в эмоциональной впечатлительности (восприимчивость и чуткость к эмоциональным воздействиям), импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начала и прекращение их). Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение. По внешним устойчивым признакам можно до известной степени судить о некоторых свойствах темперамента.
Древнегреческий врач Гиппократ, живший в 5 веке до н.э., описал четыре темперамента, которые получили следующие названия: сангвинический темперамент, флегматический темперамент, холерический темперамент, меланхолический темперамент. Отсутствие необходимых знаний не позволяло дать в то время подлинно научную основу учению о темпераментах, и только исследования высшей нервной деятельности животных и человека, проведенные И. П. Павловым, установили, что физиологической основой темперамента являются сочетания основных свойств нервных процессов.

6. Темперамент выступает в качестве индивидной осно­вы различных личностных свойств, прежде всего харак­тера. Он определяет динамические проявления соответ­ствующих свойств. Например, доброта как черта харак­тера имеет разные формы выражения у людей разных темпераментов. Свойства темперамента могут облегчать или затруднять формирование у человека тех или иных черт характера. Поэтому главная задача воспитателя должна заключаться в том, чтобы путем систематиче­ской работы содействовать развитию положительных его качеств и одновременно противодействовать появ­лению отрицательных.

7. Впервые систематизированные описания психологических различий между людьми были сделаны в Древнем Китае в VII веке до нашей эры. Древнекитайские медики сравнивали психологические типы темперамента с характерными особенностями отдельных видов животных. Они считали людей активных, неуравновешенных и подвижных подобными обезьяне, сильных и храбрых сравнивали с тигром, а медлительных и неповоротливых – с пандой.

Выдающийся греческий лекарь Гиппократ, рассматривал в каждом человеке неразрывное единство телесной и духовной жизни. Гиппократ нашел аналог в организме человека в виде четырех основных жидкостей, или жизненных соков. От соотношения четырех жидкостей в организме, считал он, главным образом и зависят психологические типы темперамента. Греческие названия жидкостей: крови (сангвис), желтой желчи (холе), черной желчи (мелена холе) и лимфы (флегма) – послужили для обозначения типов темперамента, широко используемых до сих пор: сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик.

В своей работе «Антропология» Иммануил Кант одним из первых дал точную психологическую характеристику типичным представителям наиболее распространенных психологических типов темперамента.

Сангвинический темперамент, по его мнению, присущ человеку веселого нрава. Как правило, это человек оптимистичный, беззаботный, всегда полный разных планов и надежд. Любому предмету или событию он временно может придавать большое значение, но уже очень скоро совсем перестает об этом думать. Сангвиник часто обещает что-либо, но очень редко сдерживает свое слово. Это происходит потому, что он редко хорошо обдумывает, сможет ли сдержать данное слово, выполнить взятое обязательство. Он всегда добродушен, готов прийти на помощь другому, но при этом сам очень плохой должник и никогда не возвращает долги вовремя, постоянно требует отсрочки. Он очень коммуникабелен, весел, обладает хорошим чувством юмора, всегда в центре внимания в любой компании. При этом сангвиник ничему не придает большого значения и считает всех своими друзьями. Постоянная работа его утомляет, особенно, если она связана с постоянными обязанностями и действиями, ему постоянно требуются новые впечатления, перемены, события.

Меланхолический темперамент отличает человека с мрачным нравом. Всем событиям, которые его касаются, он придает слишком большое значение, во всем находит для себя какую-то опасность и всегда в первую очередь обращает внимание на трудности. Он редко дает обещания, так как всегда неуверен, что сможет их исполнить. Все то, что противоположно его действиям и понятиям, доставляет меланхолику беспокойство, поэтому он часто бывает озабочен, недоверчив, полон сомнений и мало восприимчив к веселью.

Холерический темперамент присущ человеку вспыльчивому. О холерике часто говорят, что он горяч, загорается быстро, как солома, но если встречает уступчивость со стороны других, то очень быстро остывает. Его гнев обычно не содержит ненависти. Более того, холерик любит своего оппонента тем сильнее, чем быстрее тот ему уступает. Он всегда чем-то занят, но не всегда доводит до завершения начатое дело. Холерик часто стремится быть начальником, руководить делами, но при этом ничего самостоятельно не делать, больше создавать видимость деятельности. Честолюбивый холерик очень любит похвалу, блеск, помпезность. Часто охотно защищает других и с виду очень великодушен, но это происходит не из любви, а из гордости, так самого себя он любит больше.

Флегматический темперамент присущ человеку хладнокровному. Он редко приходит в гнев и всегда сомневается, нужно ли ему сердиться. Флегматику темперамент вполне заменяет мудрость, часто людей с этим типом темперамента считают философами. Они легко уживаются с представителями других типов темперамента. Спокойный, дипломатичный флегматик в любой ситуации может найти удачный компромисс. Не смотря на то, что он покорен воле других, флегматик, владея хорошим самообладанием, способен приспособить волю окружающих к своей.

Таким образом, психологические типы темперамента значительно отличаются друг от друга. Но все же чистых холериков, флегматиков, сангвиников и меланхоликов встречается не так много. Существует множество промежуточных форм, соединяющих в себе отдельные черты названных выше типов.

Сложные темпераменты

· Сангвиническо-желчный темперамент

· Сангвиническо-лимфатический темперамент

· Сангвиничско-меланхолический темперамент

· Сангвиническо-нервный темперамент

· Желчно-лимфатический темперамент

· Желчно-меланхолический темперамент

· Желчно-нервный темперамент

· Меланхолическо-нервный темперамент

· Меланхолическо-лимфатический темперамент

· Лимфатическо-нервный темперамент

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ХАРАКТЕРЕ

Характер (греч. charakter - отличительная черта) - структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику - окружающая среда. Также характер понимается как:

система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности;

мера уравновешенности внутреннего и внешнего миров, особенности адаптации индивида к окружающей его действительности;

отчетливо выраженная определенность типичного поведения каждого человека.

Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования. При таком определении характера его свойства могут быть отнесены к формально-динамическим особенностям поведения. Однако в первом случае эти свойства, если можно так выразиться, предельно формальны, во втором же они более содержательны. Так, для двигательной сферы прилагательными, описывающими качества характера будут: «собранный», «организованный», «аккуратный», «расхлябанный». Для характеристики эмоциональной сферы применяют такие слова, как «добродушный», «замкнутый», «недоверчивый».

Характер является прижизненным образованием и может изменяться в течение всей жизни. Формирование характера самым тесным образом связано с мыслями, чувствами и побуждениями человека. Поэтому, по мере того как формируется определенный уклад жизни человека, формируется и его характер. Следовательно, образ жизни, общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства играют важную роль в формировании характера.

В характере различают следующие основные качества: моральную воспитанность, полноту, цельность, определенность, силу, уравновешенность. Моральная воспитанность характеризует человека, как со стороны его отношений, так и формы поведения, и является ведущим и наиболее социально ценным качеством характера. Полнота характеризует разносторонность потребностей и интересов, стремлений и увлечений, разнообразие деятельности человека. Одни люди отличаются многосторонностью, другие узостью, однобокостью и ограниченностью развития.

«Характер, - писал С. Л. Рубинштейн, - обусловливает определенность человека как субъекта деятельности, который, выделяясь из окружающего, конкретным образом относится к нему. Знать характер человека – это знать те существенные для него черты, из которых вытекает, которыми определяется весь образ его действий. Черты характера это те существенные свойства человека, из которых с определенной логикой и внутренней последовательностью вытекает одна линия поведения, одни поступки и которыми исключаются как не совместимые с ними, им противоречащие другие».

Таким образом, под характером понимается структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику - окружающая среда.

10. Характер формируется на основе темперамента под влиянием условий жизни. В характере черты темперамента содержатся в преобразованном виде. Они поняты и приняты либо не приняты человеком.

Особое значение для формирования характера имеют первые годы жизни человека (3. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Б.Г. Ананьев).

По мнению Б.Г. Ананьева, характер является выражением и условием цельности личности и к основным его свойствам следует относить направленность, привычки, коммуникативные свойства, эмоционально-динамические проявления, сформированные на основе темперамента.

Индивидуальность: искусство быть собой

04.08.2015

Снежана Иванова

Каждой личности присуще характерное сочетание свойств, черт и особенностей, которые образуют ее индивидуальность.

Будьте собой. Все остальные места уже заняты. Оскар Уальд

Каждой личности присуще характерное сочетание свойств, черт и особенностей, которые образуют ее индивидуальность. Термин произошел от латинского individuumи в буквальном переводе означает особь. Понятие индивидуальности в психологии используется для описания двух явлений:

  • персональных отличий психологических свойств конкретной личности;
  • высшего уровня иерархического устройства, единства свойств психики человека (так называемая интегральная индивидуальность).

Как проявляется индивидуальность?

Индивидуальность – основополагающая характеристика личности, отличающего конкретного индивида от других людей, его уникальность и неповторимость, определяющая своеобразие психической сферы. Она проявляется в комплексе психологических особенностей, в числе которых:

  • своеобразие динамических свойств психики – темперамент;
  • совокупности постоянных особенностей личности – ;
  • специфические привычки;
  • преобладающие увлечения;
  • качество познавательной деятельности ( , мышление, память, );
  • структура способностей;
  • манера общения;
  • предпочитаемый стиль в деятельности.

В описании индивидуальности недостаточно только указать неповторимые особенности личности, но необходимо характеризовать своеобразные взаимосвязи между вышеуказанными свойствами.

Не существует двух людей с полностью совпадающей конфигурацией индивидуально-психологических свойств: неповторимость личности выражается в ее индивидуальности. По мнению отдельных групп психологических направлений, личность и индивидуальность хотя и образуют единство, но не являются тождественным понятием. Индивидуальность – одна из сторон личности индивида, особенности которой остаются «немыми» до момента пока они не наберут значимости в системе межличностных отношений.

Как формируется индивидуальность?

Отчасти проявления типологических черт человека прослеживаются у новорожденного младенца. Однако индивидуальность у грудничков проявляется в относительно узком спектре: способе восприятия окружающей действительности и особенностях реагирования на внутренние и внешние раздражители. Зачатки индивидуальности имеют биологическую основу: генетическую особенность строения центральной нервной системе и врожденному набору инстинктов человека.

В большей мере индивидуальные особенности – приобретенные свойства личности, сформированные вод воздействием различных факторов, среди которых:

  • Среда, в которой рожден индивид и где проходило становление личности;
  • События детского возраста, связанные с ними ассоциации и выработанное поведение реагирования на них;
  • Принятый стиль воспитания в семье, манера обращения родителей с ребенком.

Как говорил Ларошфуко: «Мы так привыкли носить маски перед другими, что в конце концов стали носить маски даже перед собой». Действительно, индивид имеет только физические особенности, индивидуальность присуща только личности. Типологические черты характера и индивидуальные отличия подвергаются различным трансформациям по мере развития и роста индивида, достигают ярко выраженной кульминации к периоду зрелости личности.

Что характеризует индивидуальность?

Важный критерий в описании индивидуальности человека – качественный и количественный анализ его способностей. Интеллектуальные способности особенная характеристика психики, определяющая возможность человека для продуктивного усвоения знаний, умений, навыков. Однако умственная одаренность это не факт наличия знаний, а предпосылка для их легкого усвоения в интересующих человека сферах врожденной и приобретенной предрасположенности.

В некоторых случаях термин подразумевает наличие у человека оригинальной черты, которая явно выделяет личность от окружающих, делает особу абсолютно непохожей на других людей. К ярко выраженной индивидуальности может быть отнесена пробужденный талант в интеллектуальной сфере, умственная одаренность в сознательно выбранном направлении интересов. «Скрытым», менее заметным для окружающих, однако значимым для человека, проявлением индивидуальности является развитая волевая сфера с интернальным (внутренним) локусом контроля, обеспечивающая человеку самообладание, выдержку, здравомыслие, верную мотивацию волевого акта.

Однако не все социальные особенности, даже ярко выраженные и привлекающие внимание окружающих, корректно назвать проявлением индивидуальности. Например: социальные привычки особы, такие как особенный тембр и выдающаяся громкость голоса, повадки лжеца, склонность к постоянному лицемерию, неправильно относить к проявлениям индивидуальности. Однако некоторые психотерапевты именуют индивидуальностью любые отличительные черты человека, которые нравятся, являются комфортными и значимыми для особы. Такой подход допускает особенности, воспринимаемые обществом как недостатки, относить к проявлениям своеобразия личности. По мнению большинства специалистов области психологии, социологии, педагогике термином «индивидуальность» обозначают исключительно позитивные особенности личности, воспринимаемые социумом с уважением и восхищением.

Важный, отчасти философский, вопрос: нужна ли человеку индивидуальность? Уникальность по своей сути – ни хорошо, ни плохо. В обществе, живущем по шаблонам, своеобразная, отличная от всех личность воспринимается как белая ворона. Впрочем, в современном мире выделяться из серой массы и иметь индивидуальность – престижно, модно и, главное, востребовано.

В понятии индивида содержится указание на подобие человека всем другим людям, на его общность с человеческим родом. Специфика человеческой индивидности опосредована всей историей вида Homo sapiens, которая преломилась в наследственной программе. С момента своего рождения индивид является носителем специфически человеческой биологии, сформированной предшествующим развитием в филогенезе.

Индивидные свойства человека интересует психологию в той мере, в какой они проявляются в становлении, развитии и функционировании человеческой личности. Природные, телесные свойства человека составляют предпосылку и условия развития его внутреннего мира, формирования специфически человеческих способностей.

Классификация природных свойств человека наиболее полно описана Б.Г.Ананьевым. Первичный уровень проявления индивидных свойств:

1. Класс возрастно-половых свойств:

o возрастные свойства, последовательно развертывающиеся в процессе становления индивида;

o половой диморфизм - фундаментальное разделение органических свойств человека на две качественно разные формы: мужскую и женскую. Половой диморфизм - это физическое различие между полами, обусловленное биологически. Изучение полового диморфизма и его проявлений в различных сферах поведения личности представляет интерес для психологии половых различий. Биологический пол индивида являет собой предпосылку становления психологического пола человека, однако не определяет его однозначно. Становление половой идентичности человека - одно из проявлений его социализации;

2. Индивидуально-типические свойства индивида:

o конституциональные особенности: телосложение и биохимическая индивидуальность;

o нейродинамические свойства мозга, функциональная организация мозговой деятельности.

Вторичный уровень индивидных свойств представляет результат взаимодействия свойств первичного уровня и включает в себя динамику психофизиологических функции (сенсорных, мнемических и т.д.) и структуру органических потребностей;

2. Высший уровень интеграции индивидных свойств человека: темперамент и задатки. Основная форма развития этих свойств - онтогенетическая эволюция, осуществляющаяся по определенной филогенетической программе, но постоянно изменяющаяся под влиянием социальной истории человечества. По мере развертывания самих онтогенетических стадий усиливается фактор индивидуальной изменчивости, что связано с активам воздействием социальных свойств личности на структурно-динамические особенности индивида.

Темперамент- одна из основных индивидных характеристик. Под темпераментом понимают динамические характеристики психической деятельности. Выделяют три сферы проявления темперамента: общую активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности:


· общая активность определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окружающей средой - физической и социальной. По этому параметру человек может быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным, стремительным и т.д.

· особенности моторной сферы можно рассматривать как частные выражения общей активности. К ним относятся темп, быстрота, ритм и общее количество движений и т.д.

·эмоциональность: впечатлительность, чувствительность и импульсивность.

Родоначальниками учения о темпераментах были врачи Н.Гиппократ и К.Гален. Они создали, в сущности, гуморальную (от лат. humor - влага, сок) теорию темперамента. Само слово «темперамент» означает «надлежащее соотношение частей». Древнегреческий врач Гиппократ полагал, что у одних людей в теле преобладает желчь (chole), у других - больше всего крови (sanguinis), у третьих - особенно много слизи (phlegma) и, наконец, у четвертых - наибольшее количество черной желчи (melanos chole).

К.Гален выделил четыре типа темперамента, которые в наше время рассматриваются как основные:

· холерик (бурный, порывистый, горячий и резкий);

· сангвиник (живой, подвижный, эмоциональный и отзывчивый);

· флегматик (спокойный, вяловатый, медлительный и устойчивый);

· меланхолик (грустный, подавленный, робкий и нерешительный).

Попытка установить связь между строением тела индивида и его темпераментом была предпринята немецким психиатром Э.Кречмером. В своей работе «Строение тела и характер» он утверждал, что каждой конституции соответствует определенный психологический склад человека. На основе клинических наблюдений он пришел к установлению связи между типами телосложения и типами характера. Э.Кречмер выделял три основных типа телосложения и три соответствующих им типа темпераментов.

1. Астенический тип конституции характеризуется длинной и узкой грудной клеткой, длинными конечностями, слабой мускулатурой, удлиненным лицом и соответствует шизоидному темпераменту. Шизотимики - это аутичные люди, т.е. погруженные в себя, замкнутые, проявляющие склонность к чрезмерной абстракции и плохо приспосабливающиеся к окружению.

2. Пикнический тип конституции (греч. pyknos - толстый, плотный) характеризуется широкой грудью, коренастой, широкой фигурой, полнотой, круглой головой, короткой шеей и соответствует циклоидному (циклотимическому) темпераменту. Циклотимики общительны, реалистично смотрят на мир и склонны к перепадам настроения от постоянно повышенного, веселого состояния духа у маниакальных субъектов до постоянно сниженного, печального - у депрессивных.

3. Атлетический тип конституции (греч. athlon - борьба, схватка) характеризуется сильной мускулатурой, пропорциональным телосложением, широким плечевым поясом, узкими бедрами и соответствует эпилептоидному темпераменту. Эпилептоиды выражают эмоции сдержанной мимикой и жестами, внешне спокойны и невозмутимы, но временами бывают, подвержены неадекватным поводу вспышкам гнева и ярости. Они отличаются невысокой гибкостью мышления, мелочны и трудно приспосабливаются к перемене обстановки.

К конституциональным теориям относится также концепция американского психолога У.Шелдона, который выделяет три основных типа соматической конституции:

· эндоморфный (с преобладающим развитием внутренних органов, слабым мешковатым телосложением и избытком жировой ткани);

· мезоморфный (с развитой мышечной тканью, сильным крепким телом);

· эктоморфный (с хрупким тело-сложением, слабой мускулатурой, длинными руками и ногами);

которым соответствуют три типа темперамента:

· висцеротония;

· соматотония;

· церебротония.

Конституциональные типологии Э.Кречмера и У.Шелдона и предпринимаемые в них попытки связать тип телосложения с психологическими особенностями индивида критиковались за стремление напрямую связать тип телосложения, обусловленный генотипически, с характером и темпераментом человека, т.е. с психологическим складом личности.

Нельзя отрицать связи типов телосложения с определенными чертами характера и социальным поведением индивида. Однако не следует искать природу этой связи в наследственной обусловленности. Сами по себе особенности телосложения не определяют развитие психических качеств человека. Они могут выступать как органические предпосылки, влияющие на становление психических особенностей, и реально проявляют свое влияние в системе межличностных отношений носителей телесных качеств.

Например, в исследованиях было выявлено, что три соматотипа У.Шелдона (эндоморфный, мезоморфный, эктоморфный) обладают в глазах подростков неодинаковой привлекательностью. Наиболее привлекателен мезоморфный, а наименее - эндоморфный тип. Со стройным, мускулистым телом подростки ассоциируют качества вожака, спортивность, активность. Полный подросток, напротив, является предметом их насмешек. Такие подростки редко занимают ведущее положение среди сверстников, имеют меньше возможностей выбора друзей и чаще испытывают потребность в поддержке.

И.П.Павлов обратил внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Изучая три основных параметра процессов возбуждения и торможения (сила - слабость, уравновешенность - неуравновешенность, подвижность - инертность) и большое число их возможных сочетаний в природе, он установил четыре наиболее ярко выраженных типа нервной системы, три из которых - сильные (безудержный, живой, спокойный) и один - слабый. Их проявления в поведении Павлов поставил в прямую связь с античной классификацией темперамента. Сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы рассматривался им как соответствующий темперамент сангвиника; сильный, уравновешенный, инертный - темперамент флегматика; сильный, неуравновешенный - темперамент холерика; слабый - темперамент меланхолика.

О силе нервной системы у человека говорят его высокая работоспособность, достаточная степень сдержанности в выражении чувств, умение ждать и выслушивать других, инициатива и настойчивость в достижении цели. О слабости нервной системы свидетельствуют противоположные свойства, т.е. повышенная утомляемость, недостаточная инициативность, внушаемость, плаксивость, боязливость.

Уравновешенность нервных процессов проявляется в отсутствии наклонности к раздражительности, колебаний настроения и аффективных вспышек. Неуравновешенность - в неспособности к ожиданию и нарушениях сна.

Подвижность нервных процессов определяется быстротой привыкания к новой обстановке, мыслительной подвижностью, живостью моторики и речевой артикуляции, быстротой засыпания и пробуждения.

Отечественные психологи (Б.М.Теплов, В.Д. Небылицин, B.C.Мерлин и др.) отмечают, что первостепенное научное значение работ И.П.Павлова заключается в выяснении роли свойств нервной системы как первичных и самых глубоких параметров психофизиологической организации индивидуума. Однако современные исследования показывают, что сама структура свойств нервной системы как нейрофизиологических измерений темперамента много сложнее, а число комбинаций этих свойств значительно больше, чем это предлагалось И.П.Павловым.

Современные представления о темпераменте позволяют определить его как формально-динамическую характеристику поведения человека, проявляющуюся в общей активности взаимодействия человека с окружающим миром и эмоциональном отношении к его процессу и результатам. В.М.Русалов выделяет семь критериев темперамента:

1. зависимость от содержания деятельности и поведения, т.е. отражение их формального аспекта (независимость от смысла, мотива, цели и т.д.);

2. характеристика мера динамического напряжения и отношения человека к миру, людям, себе, деятельности;

3. универсальность и проявление во всех сферах деятельности;

4. раннее проявление в детстве;

5. устойчивость в течение длительного периода жизни человека;

6. высокий уровень корреляции со свойствами нервной системы и свойствами других биологических подсистем (гуморальной, телесной и т.д.);

7. наследуемость.

Из понимания темперамента как формально-динамической характеристики психического следует, что нет «хороших» и «плохих» темпераментов, каждый темперамент в конкретных видах деятельности имеет как свои достоинства, так и недостатки. Темперамент, являя собой индивидные свойства личности, оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека. Темперамент является динамической стороной характера, его физиологической основой.