Зачем в храме нужны иконостас и завеса над Царскими вратами? Иллюстрированный обзор. Праведный старец Николай (Гурьянов) Историческое и символическое

Иконостас храма

Иконостас – это специальная перегородка, которая разделяет алтарь от среднейчасти храма, протягивается от северной до южной стены. Перегородка эта часто уставлена иконами в несколько ярусов (рядов, поясов).

В первом, нижнем ряду, справа от Царских дверей помещают образ Спасителя, правее – храмовую икону. Слева от Царских врат – икону Божией Матери, далее – икона наиболее чтимого святого.Если рядов больше, чем один, то во втором ярусенаходятся иконы двунадесятых праздников,в третьем поясе– иконы апостолов, в четвёртом – иконы пророков, в пятом – иконы святых патриархов. Между вторым и третьим поясом расположен деисус, вернее – деисис (моление). Это икона, на которой изображен Иисус Христос в царском или архиерейском облачениис предстоящими в молитвенном положении Божией Матерью и Иоанном Предтечей. В старину весь иконостас называли Деисусом.Между третьим и четвёртым ярусаминаходится икона Божией Материс Предвечным Младенцем.В пятом ярусе среди икон патриарховесть и икона Господь Саваоф с сыном. Но всегда на самом верхупомещается крест. По сторонам креста – изображения Божией Матери и Иоанна Богослова.

Полный иконостас состоит из пяти поясов, но были иконостасы даже в семь рядов. Конечно, полные иконостасы чаще имеются в соборах, а в приходских и монастрыских церквях они состоят из четырёх, трёх, двух, или даже одного пояса.

Иконы размещаются и по стенам храма, в больших киотах (особые большие рамы), на аналоях (высокие узкие столики с наклонной поверхностью).

Святые образы иконостаса, которые закрывают алтарь от верующих, означают, чтолюди не всегда могут общаться с Богом прямо и непосредственно.

В алтаре совершается литургия. Именно тогда вспоминают то, что Спаситель сделал для нашего спасения. Однако начало нашего спасения лежит в Благовещании.

Иконостас имеет тридвери (врата): северные двери, Царские врата, южные двери.

1) Царские врата – самые большие. Они расположены в середине иконостаса. Название своё носят потому, что через них проходит Сам Господь Иисус Христос,Царь Славы, невидимо проходит в Святых Дарах. Только священнослужители могут проходить через эти ворота. Царские врата – святые, потому как являются входом в Святое Святых – в алтарь. Царские врата – это как бы начало алтаря, поэтому на них и изображаютначало нашего спасения – Благовещание. Святые евангелисты поведали нам обо всём, что совершил для нас Спаситель, поэтомуименно их иконы украсили Царские врата. Открытие их означает обетованное открытие верующим Небесного Царства. Закрытие Царских врат символизирует лишение людей рая небесного из-за их грехопадения. Во время литургии после великого входа, который знаменует собой шествие Христа Спасителя на крестный подвиг. Закрытие Царских врат означаетположение Христа во гроб, а закрытие завесы (капетасмы) – камень, который был привален к гробу.Затем при пении Символа веры, где исповедуется Воскресение Христово, завеса открывается, что символизирует отваленный ангеломкамень от Гроба Господня, и не только это. Но и то, что вера открывает путь к спасению. На нихизображаются иконы: Благовещание Пресвятой Богородицы и четырёхевангелистов (написавшие Евангелие апостолы): Матфея, Марка, Луки и Иоанна. А над вратами помещается икона Тайной вечерни.

2) Северные врата. Через них могут входить в алтарь священнослужители, а в особых случаях и миряне. На них пишут иконы ангелов, обычно – Архангела Гавриила, но иногда – святых диаконов. Через эти двери входят и выходят дьяконы, которые олицетворяют ангельское служение. На них же может быть написана икона одного из семи дьяконов, поставленных ещё апостолами: Стефана, Пармена, Никонора, Лаврентия и других.

3) Южные врата. Через них могут входить в алтарь священнослужители, а в особых случаях и миряне. На них пишут иконы ангелов, обычно – Архангела Михаила, но иногда – святых диаконов.

4) Дьяконские двери находятся за иконами нижнего ряда с двух сторон. Именно через них чаще всего проходят дьяконы.

5) Капетасма – завеса красного или голубого цвета со стороны алтаря у Царских врат. Во время богослужения она может открываться и закрываться. Капетасмаобозначаетсобойпокров тайны, которым покрыты святыни Божии. Таким образом, когда её во время богослужения открывают, это значит, что людям открыта тайна спасения. Но не только поэтому она висит над вратами. В Иерусалимском храме завеса отделяла Святое Святых от святилища. Кроме того, Царские врата обычно бывают открытыми, а это значит, что миряне могут увидеть священнодействия, которые имвидеть не следует. Чтобыэтого не происходилои служит завеса. В современных церквях она передвигается справа - налево и наоборот. А в древних церквях она опускалась сверху вниз. и именно поэтому называласьгорней дверью, а сами врата при этом назывались дольними или нижними.

6) Крест с изображением на нём распятого Господа нашего Иисуса Христа .

Почему храмы, особенно в иконостасе, бывают украшеныиконами, а также священными картинами?

Вот ответ на этот вопрос, который состоит из нескольких частей:

1) храм – это как бы Небо на земле, а Бог на Небе окружен святыми Своими ангелами;

2) храм – это место молений Богу и святым, а молиться принято перед иконами;

3) храм – это училище веры, благочестия, а учимся мы не только через слова, но ипомощи изображений.

Лучшее духовное украшение храма – это священные изображения (животворящий крест и иконы) и мощи (нетленные телеса святых).

Орнамент иконостаса пронизан символами. Рожденными фантазиями о вечном Эдеме. За каждой росписью или резьбой стоит поэтический образ Библии. Тябла и колонки иконостаса украшают изображениями кедровых и пальмовых ветвей, виноградной лозы. Это неспроста. Раньше существовало такое представление райского сада – это сад,в котором растутвиноград и прекрасныепальмы.

Как стало теперь понятно,иконостас представляет собой всю историю нашего спасения, а так же всех святых, которым мы молимся.

Такой иконостас в нашем Михаило - Архангельском храме:

А это иконостас Троице-Гледенского монастыря:


Иконостас в храме Серафима Саровского, Набережные ЧелныТроице-Гледенского монастыря

Иконостас в храме Христа Спасителя, XIX в., Москва

Традиционный русский иконостас из пяти рядов



с. 84 ¦ 15. Царские врата 1 .

1 Царские врата - центральные двухстворчатые двери иконостаса, ведущие в алтарь. Наиболее распространенным видом царских врат были врата деревянные с иконописными изображениями. На створках врат писали: вверху Благовещение (на одной створке архангел Гавриил, на другой Богоматерь), ниже Иоанна Златоуста и Василия Великого или пишущих евангелистов (Иоанн Богослов с учеником Прохором, Лука, Марк, Матфей). На некоторых вратах, кроме названных обязательных фигур, изображалась Евхаристия и очень редко праздники.

XIII век. Новгородская школа.

В верхней закругленной части врат - Благовещение, ниже два святителя в рост. На левой створке сохранились голова, крыло и фрагменты фигуры архангела, незначительная часть нижней одежды святителя и его правая ступня; на правой створке Богоматерь, стоящая около престола, на фоне архитектурного пейзажа, и Василий Великий в фас. Вохрение светло-коричневое, однотонное, без санкиря; описи черт лица красноватые; белильные движки немногочисленные, резкие. Плоскостно трактованные одежды богаты орнаментом: на хитонах Богоматери и архангела узор из расположенных по три белильных точек, узор епитрахили Василия напоминает вышивку геометрического характера; на его набедреннике рисунок ткани в виде клеток с точкой в центре; на его поруче и на престоле в сцене Благовещения S-образный орнамент. Кресты на омофоре Василия с округлыми концами 2 . Красочная гамма построена на сочетании яркой киновари, белил, темно-коричневого цвета, черного, серовато-синего, блекло-зеленого и блекло-желтого. Валик, объединяющий обе створки, и позем «писаны аспидом» 3 по белому черными и красными мазками. Фон киноварный, вверху в композиции Благовещения - белый.

3 Аспид - одно из значений - цветной камень, под который в старину художники расписывали бытовые предметы и деревянную церковную утварь.

С. 84
с. 85 ¦ Доска левой створки - липовая с деревянными гвоздями от утраченной шпонки. 137×35; доска правой створки - сосновая с одной накладной шпонкой, прибитой деревянными гвоздями. 139×32.

Без паволоки, левкас, яичная темпера.

Происходит из церкви Троицы с. Кривого (Кривецкого погоста), Холмогорского района, Архангельской области 4 .

Раскрыты в ЦГРМ в 1920-х годах.

Поступили из ГИМ в 1930 году. с. 85
¦

Смирнова 1976


с. 166 ¦ 4. Царские врата с изображением «Благовещения» и двух святителей
()

ГТГ, инв. 12876, 12877.
Вторая половина XIII в.
Размер левой створки 135 × 35; правой - 137 × 36; диаметр валика 6 см.

Происхождение. Из Троицкой церкви погоста Кривое на Северной Двине (Архангельская область). Вывезены экспедицией Наркомпроса под руководством И. Э. Грабаря в 1920 г. (дневник секретаря экспедиции Н. Н. Померанцева).

Находились в ЦГРМ, затем в ГИМ, откуда поступили в ГТГ в 1930 г.

Раскрыты в ЦГРМ в 1920-х годах 1 .

1 ГТГ, Отдел рукописей, ф. 67, д. 63: имеются два фото врат в процессе раскрытия, с датой 15.XI.1927 и подписью Е. Домбровской.

Доска. Створки из цельных досок, левая из липовой, правая из сосновой. На каждой было по шпонке (на левой створке шпонка утрачена). Шпонки и валик прикреплены деревянными штырями. Без ковчега, без паволоки. Слой грунта очень тонкий.

Сохранность. Почти вся живопись левой створки утрачена до грунта и доски. На правой имеются крупные выпады. Потертости, особенно на зеленой краске. Белые участки (фон «Благовещения», омофор Василия, поземы и валик поля) сильно потускнели; очевидно, грунт здесь если и покрыт белилами, то очень тонко.

Описание.

Две створки с валиком между ними (прикреплен к правой створке) и закругленным навершием. В навершии - «Благовещение», ниже - два святителя в рост, фронтально.

На левой створке вверху от фигуры архангела Гавриила остались лишь голова, нимб, желтое крыло с киноварными подкрылками, подол темно-зеленого хитона и киноварного плаща, красные сапоги. За крылом - светло-коричневая палата, внизу - зеленая стена. От фигуры святителя (вероятно, Иоанна Златоуста?) сохранился контур головы, нимб, правая ступня и подол зеленой одежды с частью епитрахили. На правой створке вверху - Богоматерь с пурпурной нитью в руках, стоящая на алой подушке. Мафорий коричневый, хитон темно-зеленый. Сзади - желтый престол (на нем орнамент в виде спиралевидного побега) с красным седалищем. Архитектурный фон - красная палата с желтой крышей и черным цветным проемом; внизу зеленая стена. Вверху слева - темно-зеленый сегмент «неба». На основном поле створки - Василий Великий в коричневой фелони и зеленой нижней одежде, с киноварной палицей и желтой епитрахилью. Омофор белый с черными крестами «четырехлепестковой» формы. Правой рукой Василий благословляет, на левой держит закрытое Евангелие (желтое с красным обрезом).

Драпировки переданы черными контурами, без теней и высветлений. Лики и руки исполнены желтой охрой, поверх которой - санкирные и красноватые тени: блики света - веерами белильных линий. Черты лика кое-где подчеркнуты черными штрихами.

Волосы написаны плоскостными цельными пятнами, с графической разделкой прядей.

Святители изображены на киноварном фоне, с коричневыми рамками. «Благовещение» - на белом, с киноварной рамкой (на левой створке - остатки зеленой обводки). Нимбы желтые с двойными коричневыми обводками. Поземы святителей и валик - белые или светло-желтые, с имитацией мрамора красными и черными штрихами. Поля белые.

Краски немногочисленны; кроме белил и черной - темно-зеленая, зеленая, киноварь, желтая, коричневая (разной интенсивности).

Надписи уставом. В «Благовещении» черные:

Ниже белилами:

Иконография.

Царские врата, затворявшие помещение алтаря от молящихся, помещались в центре алтарной преграды (иконостаса) 2 . В древнерусских письменных с. 166
с. 167
¦ источниках XII–XIV вв. название «царские врата» или «царские двери» относится преимущественно к главному входу в храм, что соответствует греческому «βασιλιϰαί πόλαι» 3 ; двери же, ведущие в алтарь, чаще назывались «райскими» 4 или «святыми» (греческие термины: «ἄγιαι ϑύραι», «ϰαγϰελλοϑορίδες», «βημόϑυρον» ) 5 .

2 О царских вратах см.:

Из недавних работ ср. также:

  • И. И. Плешанова. Два памятника древнерусской резьбы по дереву в собрании Русского музея. - «Сообщения ГРМ», вып. X. М., 1974, стр. 107–114. Статья содержит публикацию нескольких интересных царских врат.

3 О царских вратах - входах в храм см.: Д. Ф. Беляев. Byzantina. Очерки, материалы и заметки по византийским древностям, кн. II. Ежедневные и воскресные приемы византийских царей и праздничные выходы их в храм Св. Софии в IX–X в. СПб., 1893, стр. 100–102.

4 Это связано с истолкованием алтаря как символа рая. Н. Троицкий. Указ. соч., стр. 710–711.

5 Е. Голубинский. Указ. соч., стр. 198. См. также: И. И. Срезневский. Материалы для словаря древнерусского языка, I–III. СПб., 1893, 1895, 1903 (фототипическое издание: М., 1958), под словами «двьрь», «двьрьца», «раискыи», «царьскыи», «цѣсарьскыи» .

Как свидетельствуют тексты, изображения в миниатюрах и сохранившиеся памятники, древнейшие царские врата в странах византийского круга могли иметь как металлическую, так и деревянную основу и бывали обложены серебряными и золочеными пластинами, украшены орнаментом и рельефами (из слоновой кости или дерева), изображениями в технике золотой наводки на меди, а также живописью 6 . Среди дошедших до нас царских врат с изображениями темперой издаваемый памятник из погоста Кривое принадлежит к самым древним 7 .

Врата из погоста Кривое аналогичны другим ранним вратам формой навершия - закругленного, с простыми очертаниями, близкими к полуциркульным, а также своими небольшими размерами 8 .

6 М. Ђоровић-Љубинковић , стр. 29–32.

Выставки.

  • III Реставрационная выставка ЦГРМ. Москва, 1927 г.

Литература.


Лазарев 2000/1


с. 167 ¦ 16. Царские врата с изображениями Благовещения и двух святителей

Последняя треть XIII века. Левая створка 137×35, правая створка 137×36, валик 6 см. Третьяковская галерея, Москва .

Из церкви Троицы села Кривое Архангельской области. Полукруглый валик сохранил следы былой раскраски, подражающей мрамору (красные и черные прожилки). Кроме утраченных до доски мест (икона писана без паволоки), сохранность хорошая. Очень характерно обилие орнамента, к которому художник прибегает при малейшей к тому возможности. О царских вратах см.: Grabar A.


[C] Святитель Василий
Лик Василия Великого

Сегодня Царские врата - обязательная часть иконостаса православного храма. Они находятся в центре иконостаса и являются главным входом в алтарь. Однако примерно до VIII века иконостасов в храмах не было, а понятие «Царские врата» появляется уже в IV веке. Почему эти врата «Царские» и каково их значение - объясняют старший преподаватель кафедры литургики ПСТГУ Александр ТКАЧЕНКО и главный архитектор Товарищества реставраторов, член-корреспондент Академии архитектурного наследия Андрей АНИСИМОВ.

Врата для царя

«Первые христиане собирались на молитву в частных домах, а в IV веке, когда христианство становится государственной религией, императоры передают христианам базилики - самые большие здания в римских городах, использовавшиеся для судебных заседаний и торговли. Царскими в этих зданиях назывались главные ворота, через которые в храм входили император или епископ, - поясняет Александр Ткаченко. - Народ же входил в храм через двери, расположенные по периметру базилики». В древней Церкви главным лицом, совершавшим богослужение, а также главой общины был епископ. Без епископа богослужение не начиналось - все ждали его перед храмом. Вход в храм епископа и императора, а вслед за ними всего народа, был самым торжественным моментом в начале Литургии.

Алтарная часть храма оформилась не сразу. Сначала ее отделяли от основной части низкими перегородками, затем в некоторых храмах появились завесы (катапетасмы от греч. katapštasma), которые закрывались в определенные моменты литургии, прежде всего на время освящения Даров. «В первом тысячелетии очень мало свидетельств об этих завесах, - говорит Александр Ткаченко. - В житии святителя Василия Великого рассказывается о том, что святитель ввел использование завес, закрывающих Престол, по причинам совсем не богословским: диакон, который ему сослужил, часто оглядывался на женщин, стоящих в храме. Во втором тысячелетии употребление завес становится распространенным. Часто они украшались шитьем, изображениями святых, Богоматери».

Наименование «Царские врата» было перенесено с главного входа в храм на врата иконостаса также во втором тысячелетии. «Впервые вратам, ведущим в алтарь, начинают придавать самостоятельное значение только в XI веке, - рассказывает Александр Ткаченко, - когда в одном из толкований литургии говорится, что при словах “Двери! Двери!” закрываются не ворота храма, а дверки, ведущие в алтарь. Полностью иконостас, каким мы его знаем - с Царскими вратами, рядами икон, - сложился только к XVI - XV векам».

Историческое и символическое

Когда крупные церковные общины распались на множество приходов, обычай ожидания епископа исчез. В приходских храмах стали служить священники, которые могли с начала богослужения находиться в алтаре. «Поэтому постепенно (после VIII - IX веков) вход в епископа в храм, а затем в алтарь получил новый смысл: появились дополнительные песнопения, молитвы, которые сопровождают этот вход (сегодня его называют Малым или входом с Евангелием). В древности Евангелие находилось в охраняемом и тайном месте. Это было связано с гонениями, с опасностью утери Евангельского кодекса. Принесение Евангелия для чтения было торжественным моментом. Сейчас Евангелие всегда хранится на Престоле, а Малый вход соединяет оба действия: вход епископа (священника) в храм и принесение Евангелия, которое берется с Престола, выносится через диаконские врата и уносится обратно через Царские». Смысл Малого входа трактуется по-разному: согласно толкованиям одних святых отцов, Малый вход символизирует Боговоплощение и пришествие Спасителя в мир, по мнению других - начало Его общественного служения и выход на проповедь.

Еще раз во время литургии процессия священнослужителей проходит через Царские врата, когда поется Херувимская песнь и выносится Чаша с вином, которое станет Кровью Христовой, и дискос с Агнцем, который станет Телом Христовым. Эта процессия получила название Великого входа. «Самое первое объяснение Великого входа относится к рубежу IV - V веков, - поясняет Александр Ткаченко. - Авторы этого времени говорят, что процессия обозначает несение снятого с Креста умершего Тела Христова и Его положение во гроб. После того как будут прочитаны евхаристические молитвы и Дары станут Телом Христовым, они будут обозначать Воскресение Христово, Христос воскреснет в Святых Дарах. В византийской традиции Великий вход получил иное истолкование. Оно раскрывается в Херувимской песни, которая сопровождает процессию. Она говорит нам о том, что Великий вход - это встреча Христа-Царя, которого сопровождают Ангелы-Телохранители. И Царские врата могут называться так не только потому, что в древности через них входил император, а потому, что сейчас через них входит Христос как Царь Славы, который идет на крестную смерть за грехи людей по любви к человеку».

Канон и творчество

О традициях проектирования Царских врат и задаче зодчего рассказывает архитектор Андрей Анисимов: «Царские врата - это врата Рая, Царствия Небесного. Из этого мы и исходим при их создании. Царские врата должны быть размещены строго по центру, по оси храма (за ними должен быть Престол, дальше - горнее место). Царские врата - обычно самая украшенная часть иконостаса. Украшения могут быть самые разные: резьба, золочение; на барочных иконостасах вырезали виноградные лозы, райских животных. Встречаются Царские врата, на которых все иконы помещены в рамки-храмы, увенчивающиеся многочисленными главками, что символизирует Небесный Град Иерусалим».

Царские врата, как святыня, могут переходить из одного храма в другой. «Иногда смотришь, а Царские врата не из общего ансамбля. Потом выясняется, что это врата XVI века, их в советское время бабушки спрятали перед закрытием или разрушением храма, а теперь эти врата опять на своем месте, а иконостас новый», - продолжает Андрей Анисимов.

Как правило, на Царских вратах изображаются четыре евангелиста и Благовещение. Но внутри этих тем возможны варианты. «Может быть изображено только Благовещение в рост, - поясняет архитектор. - Если врата маленькие, вместо евангелистов могут быть размещены их символы-животные: орел (символ апостола Иоанна Богослова), телец (апостол Лука), лев (апостол Марк), ангел (апостол Матфей). Если в храме кроме основного алтаря еще два придела, тогда на центральных Царских вратах могут изобразить Благовещение и евангелистов, а в боковых приделах - на одних вратах Благовещение, а на других - святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого - авторов чинопоследований Божественной литургии».

Над вратами чаще всего помещается изображение Тайной Вечери, но может быть Христос, причащающий апостолов («Евхаристия») или Троица. Иконография Царских врат (Благовещение и Евангелисты) показывает нам путь, которым можно войти в Райские врата - путь спасения, который открывается Благой вестью о рождении Спасителя и раскрывается в Евангелии.

У зодчего при проектировании Царских врат остается поле для творчества. Царские врата, как и иконостасы, могут быть деревянными, каменными, мраморными, фарфоровыми, железными. «Для промышленника Демидова самым дешевым материалом было железо - он делал иконостасы из железа. В Гжели - иконостасы из фарфора. В Греции, где много камня, алтарная преграда из камня. В греческом иконостасе Царские врата низкие, по грудь, проем между вратами и аркой - большой. При закрытых Царских вратах, но при отдернутой завесе видно Престол, горнее место, то, что происходит в алтаре, хорошо все слышно».

Почему Царские врата не всегда открыты?

По уставу в Пасхальные дни - Светлую седмицу - Царские врата открыты постоянно. Это символ того, что Христос, претерпев Крестную смерть, открыл нам вход в Рай. Алтарь символизирует Рай, а остальная часть храма - землю.

Сейчас можно услышать призывы: давайте служить, как в древней Церкви, с открытыми Царскими вратами, что скрывать от верующих? «Этот призыв не имеет ничего общего с научным изучением древнего богослужения, - комментирует Александр Ткаченко. - В древности у дверей в основную часть храма стояли специальные служители, именовавшиеся остиариями (дверниками). Они следили за тем, чтобы за литургией находились только те, кто будет причащаться, остальные (оглашаемые и кающиеся, те, кто не имел права причащаться) удалялись из храма при возгласе диакона «елицы оглашении, изыдите» (те, кто являются оглашенными, выйдите из храма). И именно поэтому в древности проблемы закрытия Царских врат и алтаря не существовало. Впоследствии, когда чин оглашаемых исчез, а причастников стало меньше, алтарь стали закрывать от тех, кто находится в храме, во избежание профанирования Таинства».

Открытие или закрытие Царских врат показывает наиболее важные моменты богослужения. О благоговении говорят и слова молитвы, которую произносит священник перед тем, как войти через Царские врата в алтарь в конце третьего антифона. В ней есть слова: «Благословен вход святых Твоих». По одному из толкований, в словах этой молитвы имеется в виду вход во Святое Святых, поскольку алтарная часть христианского храма символически соотносится со Святым Святых Иерусалимского храма, куда никто, кроме первосвященника, не имел права входить. Поэтому, когда священник говорит: «Благословен вход святых Твоих» - это значит «благословен вход во Святое Святых», то есть путь на небо, открытый нам, по словам апостола Павла, Господом Иисусом Христом (см.: Евр. 9, 7-28). Но можем ли мы сказать, что всегда готовы к пути на небо? И если ответим честно, окажется, что открытый алтарь и Пасхальная радость не по силам нам постоянно.

Ирина РЕДЬКО

Каждый, кому доводилось бывать в православном храме, видел напротив Престола, ведущие в алтарь и символизирующие собой врата Рая. Это Царские врата. Они являют собой некое наследие, сохранившееся от раннехристианских времён, когда алтарь отделялся от остальной части храма двумя колоннами, или невысоким барьером. После барьер сохранился лишь в некоторых в православных же он, видоизменившись, превратился в иконостас.

Иконы на вратах Рая

Царские врата в храме украшаются иконами, подбор которых регламентируется установившейся традицией. Обычно это бывают изображения четырёх евангелистов и сцены Благовещения. Символический смысл такого сочетания вполне очевиден - Архангел Михаил своим Благовестием возвещает о том, что двери Рая вновь открыты, а Святое Евангелие указывает ведущий в него путь. Впрочем, это всего лишь традиция, а не закон, требующий неукоснительного соблюдения.

Иногда Царские врата бывают украшены по-иному, а если они представляют собой низкие створки, то часто вообще не имеют никаких икон. Также в силу традиции, сложившейся в православных храмах, слева от царских врат помещают икону Пресвятой Богородицы, а с противоположной стороны - Спасителя, за которой следует икона святого или праздника, в честь которого освящён храм.

Украшения, помещённые на Царских вратах боковых приделов и над ними

Если храм достаточно велик, и кроме основного алтаря имеет ещё два придела, то часто врата одного из них украшаются только изображением Благовещения в рост, а другого - четырьмя евангелистами. Но не всегда это позволяет размер, который имеют те или иные царские врата иконостаса в церкви. Евангелисты в этом случае могут изображаться в виде символов. Люди близкие к церкви знают, что Матфея является ангел, Луки - телец, Марка - лев и Иоанна - орёл.

Церковная традиция определяет и изображения, находящиеся над Царскими вратами. В большинстве случаев это сцена «Тайной Вечери», но нередко также встречается и «Причащение апостолов Иисусом Христом», что именуется Евхаристией, а также Ветхозаветная или Новозаветная Троица, украшающие Царские врата. Фото этих вариантов оформления можно увидеть в данной статье.

Особенности изготовления и оформления Царских врат

Во все времена перед зодчими, занимавшимися их созданием, открывались широкие творческие возможности. Кроме внешнего вида, конструкции и оформления, результат работы во многом зависел и от того, из чего выполнены Царские врата. Посещая храмы, можно видеть, что на их изготовление употреблялись самые различные материалы, такие как дерево, железо, фарфор, мрамор и даже обычный камень. Иногда предпочтение, отдававшееся одному из них, определялось художественным замыслом автора, а порой доступностью того или иного материала.

Царские врата - это вход в Рай. Обычно они являются самой украшенной частью иконостаса. Для их оформления могут использоваться различные и золочения, частыми сюжетами которых становятся изображения виноградных гроздьев и райских животных. Встречаются также Царские врата, выполненные в виде Небесного Града Иерусалима. В этом случае все иконы помещаются в ковчежцы-храмы, увенчанные главками с крестами. Вариантов оформления много, но во всех случаях врата расположены строго посередине иконостаса, а за ними находится престол, и ещё дальше - горнее место.

Происхождение названия

Своё название они получили от того, что, согласно вероучению, во время святого причастия именно через них незримо выходит к мирянам Царь Славы Иисус Христос. Однако это название бытует лишь в русском православии, в греческих же церквах они именуются «Святыми». Кроме того, название «Царские врата» умеет и глубоко исторические корни.

В IV веке, когда христианство стало государственной религией и вышло из подполья, по распоряжению императоров богослужения в римских городах из частных домов были перенесены в базилики, являвшиеся самыми крупными общественными зданиями. В них обычно размещались суды и торговые биржи.

Так как привилегию входить через главный вход имели лишь император и глава общины, епископ, то эти врата получили название «Царских». Только эти персоны, являясь самыми почётными участниками молебна, обладали правом торжественно проследовать через них в помещение. Для всех остальных существовали боковые двери. Со временем, когда в православных храмах сформировались алтари, это название перешло на ведущую в них

Формирование алтаря в его современном виде

Как свидетельствуют результаты исследований, формирование алтарной части храмов в том виде, в котором она существует сейчас, являлось весьма длительным процессом. Известно, что вначале она отделялась от основного помещения лишь невысокими перегородками, а позже завесами, называвшимися «катапетасмами». Это название за ними сохранилось до наших дней.

В отдельные моменты службы, например, во время освящения Даров, завесы закрывали, хотя часто обходились и без них. Вообще, в документах, относящихся к первому тысячелетию, упоминания о них встречаются довольно редко, и лишь гораздо позже они стали неотъемлемой частью Царских врат, их начали украшать изображениями Богородицы и различных святых.

Забавный эпизод, связанный с использованием завесы, можно встретить в житии Василия Великого, жившего в IV веке. Там рассказывается, о том, что святитель был вынужден ввести в употребление этот не использовавшийся им прежде атрибут лишь потому, что его дьякон постоянно заглядывался на женщин, присутствовавших в храме, чем явно нарушал торжественность богослужения.

Символическое значение Царских врат

Но Царские врата в церкви, фото которых представлены в статье, это не обычный элемент планировки внутреннего помещения. Поскольку находящийся за ними алтарь символизирует собой Рай, то их смысловая нагрузка заключается в том, что они изображают собой вход в него. В православном богослужении это их значение находит своё полное отражение.

Например, на Вечерне и Всенощном бдении в момент, когда происходит открытие Царских врат, в храме зажигается свет, что символизирует наполнение его райским светом. Все же присутствующие в это время совершают поясной поклон. То же они делают и на остальных службах. Кроме того, в православной традиции принято, проходя мимо Царских врат, осенять себя и совершать поклон. В продолжение всей Пасхальной недели - Светлой седмицы - Царские врата в храме (фото в конце статьи) не закрываются, так как Иисус Христос своими крестными страданиями, смертью и последующим воскрешением отверз нам двери Рая.

Некоторые церковные правила, касающиеся настоящей темы

Согласно установленным правилам, входить в царские врата иконостаса в церкви дозволяется лишь священнослужителям и только во время богослужений. В обычное же время они обязаны пользоваться так называемыми дьяконскими дверями, расположенными в северной и южной части иконостаса.

Когда совершается архиерейское богослужение, то отверзают и затворяют Царские врата лишь иподьяконы или пономари, однако им не позволено стоять перед Престолом, и, войдя в алтарь, они занимают места по сторонам от него. Архиерею же принадлежит и исключительное право вне богослужений входить в алтарную часть не облачённым.

Литургическое назначение Царских врат

Во время литургии Царские врата играют весьма важную роль. Достаточно упомянуть Малый вход, когда взятое с Престола Евангелие вносится через Дьяконские ворота, а уносится обратно в алтарь через Царские. Это действие имеет глубокий догматический смысл. С одной стороны, оно символизирует Боговоплощение, в результате которого мир обрёл Спасителя, а с другой - начало общественного служения Иисуса Христа.

Следующий раз процессия священнослужителей следует через них во время Великого входа, сопровождаемого исполнением Херувимской песни. Мирянам, присутствующим в храме, выносится Чаша с вином - будущей кровью Христа. Кроме того, в руках священника находится дискос (блюдо), на котором находится Агнец - хлеб, который воплотится в Тело Христово.

Наиболее распространённое толкование этого обряда состоит в том, что процессия символизирует несения Христа, снятого с креста и умершего, а также положение его во гроб. Продолжением Великого входа является чтение евхаристических молитв, после которых Дары станут Кровью и Телом Христовыми. Для причащения мирян они выносятся также через Царские врата. Смысл евхаристии заключается именно в том, что Спаситель воскресает во Святых дарах, и те, кто ими причащается, становятся наследниками Вечной Жизни.

Сохранённые святыни

Известно немало случаев, когда Царские врата в качестве святыни передавались из одного храма в другой. Особенно часто это происходило в годы перестройки, когда вынесенные из разрушенных коммунистами храмов и тайно сохранённые верующими, они устанавливались в иконостасы новых, недавно отстроенных храмов, или тех, что были восстановлены после многолетнего запустения.

Святые, или Царские, Врата

Царские Врата, по-видимому, существовали со времени устройства первоначальных алтарных преград. Они представляют собой двустворчатые двери с фигурным верхом, укрепленные на деревянных столбиках. По свидетельству церковных писателей, Царские Врата с древнейших времен украшались иконами. Обычный порядок их распределения, как и на воспроизведенных вратах, следующий: в верхней части – Благовещение, Божия Матерь на правой от зрителя створке, Архангел Гавриил – на левой. Ниже расположены четыре Евангелиста, по два на каждой створке: под Архангелом Гавриилом – свв. Иоанн Богослов и Лука, под Божией Матерью – Евангелисты Матфей и Марк. По сторонам, на столбиках, к которым прикреплены Царские Врата, помещаются изображения свв. отцов-литургистов.

Царские Врата – вход в Святая Святых, алтарь; через них могут входить одни священнослужители, и притом лишь в определенные моменты в связи с требованиями богослужения. В соответствии с символикой алтаря Врата представляют собой вход в Царствие Божие. Поэтому на них изображены благовестники этого Царствия – Евангелисты, и над ними – Благовещение как олицетворение той вести, которую они возвещают.

Непосредственно над Царскими Вратами, на щите, образующем вырез для верхней их части, помещается изображение божественной трапезы – причащение Христом апостолов. Это изображение представляет собой литургический перевод изображения Тайной Вечери, которая, как историческая сцена из жизни Спасителя и момент установления таинства Евхаристии, обычно, при наличии места, помещается в праздничном ярусе иконостаса. Тема причащения апостолов подчеркивает и выделяет первосвященническое служение Христа, которое выражается здесь в прямых Его действиях как Священника. Характерной чертой этого изображения является то, что в нем, по существу, одна композиция повторяется два раза (см. с. 114–115), т. е. изображается обязательное в Православной Церкви причащение под двумя видами. С одной стороны шесть апостолов приступают для приятия хлеба, в соответствии со словами Господа: Приимите, ядите: сие есть Тело Мое…; с другой стороны другие шесть приступают к чаше в соответствии со словами: Пийте от нея ecu: сия бо есть Кровь Моя, Нового Завета… (Мф. 26:26–28). Это таинство, изображенное непосредственно над тем местом, где происходит причащение верующих, продолжается, преподаваемое преемниками апостолов членам Церкви, объединяя их между собою и возводя ко Христу, делая их причастниками Его плоти и Божества, как говорит прп. Иоанн Дамаскин.

Царские Врата. Россия. XVI в. La Vieille Russie. Нью-Йорк

Таково в кратких и общих чертах содержание и значение отдельных ярусов классического православного иконостаса. В основе его раскрытия (нарастания и распределения икон) лежит, безусловно, необходимость усвоения христианской догматики. Поэтому та роль, которую имела алтарная преграда, не только сохранилась, но и приобрела значение, которого раньше не имела. Отделяя алтарь от нефа (божественное от человеческого), иконостас, так же как и древняя преграда, указывает на их иерархическое различие, на важность и значение совершаемого в алтаре таинства. Но вместе с тем, так же как и преграда, означая связь между двумя мирами, между небом и землей, он наглядно раскрывает эту связь в образе, показывая в сжатом виде, на одной плоскости, непосредственно перед взором молящихся пути примирения Бога и человека, цель и последствие искупительной жертвы Христа, схождение Бога и восхождение человека.

Причащение апостолов. Около 1500 г. Галерея Темпл. Лондон.

В отдельных поясах в стройном порядке и строгой последовательности показываются этапы домостроительства Божия. От Бога к человеку, сверху вниз идет путь Божественного откровения: постепенно, через предуготовления Ветхого Завета, предображения в патриархах и пророческие предвозвещания к ряду праздников, к исполнению предуготованного Ветхим Заветом, а через этот ряд – к грядущему завершению домостроительства, образу Царствия Божия, чину. Ниже происходит непосредственное общение человека с Богом. Это пути восхождения человека. Они идут снизу вверх. Через приятие евангельского благовествования и молитвенное общение, через сочетание воли человеческой и воли Божией (в этом аспекте икона Благовещения является иконографией сочетания двух воль) и, наконец, через причащение таинству Евхаристии осуществляет человек свое восхождение к чину, т. е. входит в соборное единство Церкви, становится «сотелесником Христа» (ср.: Еф. 3:6). Внешне это единение выражается в богослужении, между прочим, в символическом жесте каждения. Священник или диакон, кадя сперва иконам, а затем присутствующим, приветствует образ Божий в человеке и объединяет в одном жесте изображенных святых и молящихся, Церковь небесную и Церковь земную.

Сень от Царских Врат. Новгород. Первая половина XVI в. ГРМ

Завершившееся в начале XVI в. раскрытие иконостаса происходило в России главным образом в эпоху наибольшего расцвета ее святости и иконописания, в XIV и XV вв. Поэтому особенно свойственная этому периоду глубина проникновения в смысл и значение образа сказалась и на содержании, и на форме классического иконостаса. Проводя параллель между святостью и иконописанием, можно сказать, что он явился внешним выражением и завершением высшего периода русской святости.

Воспроизведенный здесь иконостас, представляющий собой один из лучших известных нам образцов походного иконостаса, все же недостаточен, несмотря на разъяснения и описания, для того чтобы составить себе представление о классическом храмовом иконостасе. Следует помнить, что большую роль играют размеры. Но все же, если мы мысленно увеличим фигуры чина до трех метров, а в соответствии с ними и все остальное, мы сможем получить представление, например, о том грандиозном ансамбле во Владимире, в создании которого в 1408 г. принимал участие при. Андрей Рублев.

Христос Пантократор. VI в. Монастырь Св. Екатерины. Синай

Из книги Божество 12-й планеты автора Ситчин Захария

ГЛАВА 10 ЦАРСКИЕ СНЫ, СУДЬБОНОСНЫЕ ОРАКУЛЫ «Уснуть, может быть, видеть сны», - говорит Гамлет в трагедии Шекспира «Гамлет, принц Датский». Гамлету является призрак убитого короля, а в самой пьесе большое внимание уделяется небесным знамениям. В древности на Ближнем Востоке

Из книги Критическое исследование хронологии древнего мира. Библия. Том 2 автора Постников Михаил Михайлович

«Святые» и «герои» Подавляющее большинство языческих богов и героев дошло до нас в виде «святых» и «мучеников» христианской церкви. Например св. Дионисий соответствует Дионису, св. Косьма и св. Дамион братьям Диоскурам и т.д. Любопытно, что этот факт отражен даже в

Из книги Божество 12-й планеты [илл., ёфиц.] автора Ситчин Захария

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 10 автора Степанова Наталья Ивановна

Святые лики

Из книги Имена и фамилии. Происхождение и значение автора Кублицкая Инна Валерьевна

Святые-покровители По православной традиции апостол Андрей помогает рыбакам, святой Николай - морякам, Фрол и Лавр - крестьянам, Зосима и Савватий - пчеловодам. Власий, под именем которого просматривается славянский языческий бог Велес, присматривает за скотом.В

Из книги Астрология имени автора Глоба Павел Павлович

Царские фамилии На Руси фамилии тоже рождались по ветвям генеалогического древа. Это было и в правящих династиях Рюриковичей, Романовых, и в других княжеских и боярских родах. В летописном своде «Повесть временных лет» упоминается, что легендарный варяг Рюрик пришел в

Из книги Магия и религия в сновидениях автора Ноар Кейла

Святые Купола собора Святого ЛукиАвтор: artship, 21.2.2003Иду по длинным коридорам здания достаточно старой постройки, много дверей, все закрыты. Я ничего там не ищу, просто иду. Само здание напоминает нечто среднее между общежитием и университетом (Питерским). За спиной, где-то

Из книги Книга об очевидном и неочевидном. Руководство для тех кто хочет изменить себя автора Жуковец Руслан Владимирович

Чем живут святые Вопрос: если все люди живут своими желаниями и погоней за их удовлетворением, то чем же тогда живут святые? Конечно же, речь идёт о тех святых, которые изменили качество своего бытия, а не о тех, которых церковь признала таковыми, следуя своей внутренней

Из книги Феникс или возрождённый оккультизм автора Холл Мэнли Палмер

СВЯТЫЕ ЛЮДИ На протяжении веков форму правления в Азии можно было бы определить как теократическое попрошайничество. И как средневековая Европа была буквально задавлена просящими подаяние монахами нищенствующих орденов, так и Индия была разорена своими святыми

Из книги Йога не работает. Удивительный секрет духовного пробуждения автора Том Джон Робертсон

Глава 2. ВРАТА САМОПОЗНАНИЯ ПЕРВЫЕ ВРАТА Когда человек впервые познаёт свое истинное «Я», нечто иное поднимается из глубин его существа и овладевает им. Это нечто вне ума, оно бесконечно, божественно и вечно. Рамана Махарши В 1937 году, в возрасте 34 лет, пандит Гопи Кришна

Из книги Химават автора Рерих Николай Константинович

Святые стражи Так рассказывал монгольский лама:“Святые держатели бывали и в наших аилах. Никто не знает, когда они проедут. Неизвестно, откуда и куда, но большею частью поспешают. Говорят, что они ищут клады, а другие говорят, что они что-то заложат, там где нужно. Иногда

Из книги Таинственные места России автора Шнуровозова Татьяна Владимировна

Золотые ворота (Царские ворота, Свердловская область) Словно предчувствуя губительную энергию Золотых ворот, природа спрятала аномальные арки подальше от человека. Даже сегодня, когда весь труднодоступный горный район северной части Свердловской области покрыт

Из книги Золотые ангелы автора Климкевич Светлана Титовна

Святые места 547 = Светом Господа отмечены святые места во веки веков (5) «Числовые коды». Крайон Иерархия 27.07.2011 г.Я Есмь Что Я Есмь!Я Есмь Манас! Приветствую Тебя, Владыка!Светлана, ты была в гостях у сына в Швеции, что тебе понравилось в этой поездке?Та Природа, которую ты

Из книги Большая книга тайных наук. Имена, сновидения, лунные циклы автора Шварц Теодор

Святые-покровители По православной традиции апостол Андрей помогает рыбакам, святой Николай – морякам, Фрол и Лавр – крестьянам, Зосима и Савватий – пчеловодам. Власий, под именем которого просматривается славянский языческий бог Велес, присматривает за скотом.В

Из книги Золотая книга старорусской магии, ворожбы, заклятий и гаданий автора Южин В. И.

33. «Царские Очи» Трава Царские Очи, и та трава вельми мала, ростом в ыглу, тонка, что игла же, а желта яко злато. Цвет багрен (ый), а в ней кажетца всякие цветы и узор, как зайдешь против солнца и посмотрив, а листов нету, а ростет кустиками.И та трава угодна в дому своем, и животу

Из книги автора

Святые атрибуты Совершенно исключительным и почти единственным лечебным средством является крещенская вода при заболеваниях грудных детей. Иногда, совершенно отрицая все другие лекарства, ограничиваются только применением этой воды, умывая, обрызгивая, примачивая