Зависимость налога на транспорт от региона и мощности двигателя. Формы и виды ставок налогов Налоговая ставка 15 относится к налогам

Что такое налоговые ставки и как они устанавливается, мы рассказывали в . Этот материал посвятим действующим налоговым ставкам в России.

Какие бывают налоговые ставки

По характеру взимания налоговых ставок выделяются , и пропорциональные ставки, а также ставки, выраженные в твердой (абсолютной) сумме с единицы облагаемой базы.

Можно отметить, что ставки налогов в РФ характеризуются преимущественно пропорциональностью. Это означает, что основные ставки налогов выражены в % от налоговой базы и не изменяются при росте величины налоговой базы.

Налоговые ставки: таблица

Представим в таблице перечень федеральных, региональных и местных налогов, действующих в РФ, с указанием статей НК РФ, которыми определены налоговые ставки в отношении данных налогов. Гиперссылки в наименовании налогов перенаправляют на отдельные консультации, в которых представлена более подробная информация о действующих в 2017 году налоговых ставках в отношении конкретного налога.

Наименование налога Вид налога Статья НК РФ
НДС Федеральный ст. 164 НК РФ
ст. 224 НК РФ
ст. 284 НК РФ
Налог на добычу полезных ископаемых ст. 342 НК РФ
Водный налог ст. 333.12 НК РФ
Акцизы ст. 193 НК РФ
ЕСХН ст. 346.8 НК РФ
ст. 346.20 НК РФ
ст. 346.31 НК РФ
ПСН ст. 346.50 НК РФ
Региональный ст. 380 НК РФ
Налог на игорный бизнес ст. 369 НК РФ
Транспортный налог ст. 361 НК РФ
Местный ст. 394 НК РФ
Налог на имущество физических лиц ст. 406 НК РФ

Напомним, что налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются НК РФ, а по региональным и местным налогам — соответственно законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах тех ограничений, которые установлены НК РФ (ст. 53 НК РФ).

Региональные (местные) власти могут быть наделены правом увеличивать или уменьшать в определенных пределах установленные НК РФ ставки региональных (местных) налогов. Кроме того, НК РФ может предусматривать, например, что в той части, в которой федеральный налог зачисляется в бюджет субъектов РФ, налоговая ставка законами соответствующего субъекта также может быть понижена. Речь идет о ставке налога на прибыль в размере 20%, из которой «региональная» ставка 18% (в 2017-2020 годах - 17%) может быть понижена до 13,5% (в 2017-2020 годах до 12,5%) (

Является местным налогом, т.е. он платится в бюджет муниципального образования (или городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), в котором он установлен и в котором находится имущество.

Кто платит налог на имущество в 2018 году

Налог на имущество должны платить физические лица, у которых есть в собственности:

  • жилой дом;
  • жилое помещение (квартира, комната);
  • гараж, машино-место;
  • единый недвижимый комплекс;
  • объект незавершенного строительства;
  • иные здание, строение, сооружение, помещение;
  • доля на имущество перечисленное выше.

Дома и жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.

Примечание : за имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома (лестничные площадки, лифты, чердаки, крыши, подвалы и т.д.) налог платить не нужно.

Обратите внимание , что согласно изменениям, внесенным в НК РФ законом от 30.11.2016 № 401-ФЗ, нежилые строения (садовые и дачные домики) приравнены к жилым и подлежат обложению налогом на имущество, начиная с периода 2015 года. В отношении указанных объектов гражданами может быть заявлена льгота (если налог исчисляется по кадастровой стоимости) в размере 50 кв.м. необлагаемой площади. За ее получением необходимо обратиться в налоговый орган лично или подать заявление через «Личный кабинет налогоплательщика».

Как рассчитывается налог на имущество за 2017 год

Налог на имущество рассчитывает ИФНС, после чего направляет по адресу места жительства физического лица уведомление, в котором содержится информация о размере налога необходимого к уплате.

С 1 января 2015 года вступила в силу 32 глава НК РФ, которая предусматривает новый порядок расчета имущественного налога. Согласно новым правилам налог рассчитывается не от инвентаризационной стоимости объекта, а исходя из его кадастровой стоимости (т.е. максимально приближенной к рыночной).

Новый порядок расчета вводиться в действие отдельно каждым взятым субъектом РФ. Те субъекты, которые не успели в срок до 1 декабря 2017 года утвердить кадастровую стоимость объектов и опубликовать соответствующий правовой акт, будут рассчитывать налог в 2018 году по «старому» (исходя из инвентаризационной стоимости).

Примечание : полностью перейти на расчет имущественного налога исходя из кадастровой стоимости, все субъекты России должны до 1 января 2020 года.

Как рассчитывается налог от кадастровой стоимости

Налог на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объекта, рассчитывается по следующей формуле:

Н к = (Кадастровая стоимость – Налоговый вычет) x Размер доли x Налоговая ставка

Кадастровая стоимость

При расчете налога данные по кадастровой стоимости объекта берутся из государственного кадастра недвижимости по состоянию на 1 января каждого года (по новым объектам — на момент их постановки на государственный учет). Узнать кадастровую стоимость объекта можно в территориальном отделении Росреестра .

Налоговый вычет

При расчете налога кадастровую стоимость по основным видам объектов можно уменьшить на налоговый вычет:

Власти муниципальных образований и городов Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя имеют право увеличивать размеры налоговых вычетов описанных выше. Если кадастровая стоимость получится отрицательной, то она принимается равной нулю.

Пример расчета

Петров И.А. имеет в собственности квартиру общей площадью 50 кв. метров. Её кадастровая стоимость составляет 3 000 000 рублей. Стоимость одного кв. метра равна 60 000 руб.

Налоговый вычет в этом случае составит: 1 200 000 руб. (60 000 руб. x 20 кв. метров). При расчете налога необходимо брать уменьшенную кадастровую стоимость: 1 800 000 руб. (3 000 000 руб. – 1 200 000 руб.).

Размер доли

Если объект находится в общей долевой собственности

Налоговая ставка

Налоговые ставки в каждом субъекте России разные, их точный размер в 2018 году вы сможете узнать на этой странице

Налоговая ставка Вид объекта
0,1% Жилые дома (в том числе недостроенные) и жилые помещения (квартиры, комнаты)
Единые недвижимые комплексы, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом)
Гаражи и машино-места
Хозяйственные строения или сооружения, площадь которых не превышает 50 кв. метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства
2% Административно-деловые и торговые центры
Нежилые помещения, которые используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания
Объекты, кадастровая стоимость которых превышает 300 миллионов рублей
0,5% Прочие объекты

Власти муниципальных образований и городов Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя имеют право уменьшить налоговую ставку 0,1% до нуля или увеличить её, но не более чем в три раза. Также в зависимости от величины кадастровой стоимости, вида и места нахождения объекта, местные власти имеют право устанавливать дифференцированные налоговые ставки.

Пример расчета

Объект налогообложения

Петрову И.А. принадлежит ½ квартиры общей площадью 50 кв. метров. Кадастровая стоимость квартиры составляет 3 000 000 рублей. Налоговый вычет при этом будет равен 1 200 000 рублей.

Расчет налога

Для расчета налога возьмем максимально возможную налоговую ставку 0,1% .

Подставив все имеющиеся данные формулу получим:

900 руб. ((3 000 000 руб. — 1 200 000 руб.) x ½ x 0,1%).

Как рассчитывается налог от инвентаризационной стоимости

Налог на имущество физических лиц, исходя из инвентаризационной стоимости объекта, рассчитывается по следующей формуле:

Н и = Инвентаризационная стоимость x Размер доли x Налоговая ставка

Инвентаризационная стоимость

При расчёте налога, берутся данные об инвентаризационной стоимости, представленные в налоговые органы до 1 марта 2013 года. Узнать эти данные можно в отделении БТИ по месту нахождения имущества.

Размер доли

Если объект находится в общей долевой собственности , налог рассчитывается для каждого из участников пропорционально его доле в праве собственности на этот объект. В случае если имущество находится в общей совместной собственности , налог рассчитывается для каждого из участников совместной собственности в равных долях.

Налоговая ставка

Налоговые ставки в каждом субъекте Российской Федерации разные, их точный размер вы можете узнать на этой странице . Обращаем ваше внимание, что налоговые ставки не должны превышать следующих пределов:

Примечание : в зависимости от величины инвентаризационной стоимости, вида и места нахождения объекта, местные власти имеют право устанавливать дифференцированные налоговые ставки.

Пример расчета

Объект налогообложения

Петрову И.А. принадлежит ½ квартиры в г. Москва. Инвентаризационная стоимость квартиры составляет 200 000 рублей. .

Расчет налога

Налоговая ставка для данной квартиры предусмотрена в размере 0,1% .

Налог на имущество в этом случае будет равен: 100 руб. (200 000 руб. x ½ x 0,1 / 100).

Как рассчитывается налог по новым правилам в первые 4 года

При расчете налога от кадастровой стоимости его размер получается существенно больше, чем при расчете от инвентаризационной стоимости. Чтобы не допустить резкого увеличения налоговой нагрузки, было принято решение: в первые четыре года (после введения в регионе новых правил) налог рассчитывать по следующей формуле:

Н = (Н к – Н и) x K + Н и

Н к – налог, рассчитанный от кадастровой стоимости объекта ().

Н и – налог, рассчитанный от инвентаризационной стоимости объекта ().

К – понижающий коэффициент, благодаря которому налоговая нагрузка каждый год будет постепенно увеличиваться на 20%.

Коэффициент К равен:

  • 0,2 – в первый год;
  • 0,4 – во второй год;
  • 0,6 – в третий год;
  • 0,8 – в четвертый год.

Начиная с 5-го года, налог на имущество необходимо рассчитывать исходя из кадастровой стоимости объекта.

Примечание : расчет налога по вышенаписанной формуле производится только в случаях, когда налог от кадастровой стоимости получается больше чем от инвентаризационной стоимости.

Налоговое уведомление

Физическим лицам налог на имущество рассчитывает налоговая служба, после чего направляет по их адресу места жительства налоговое уведомление, в котором содержится информация о размере налога, сроке его оплаты и т.д.

Налоговые уведомления в 2018 году будет направлено жителям России в период с апреля по ноябрь , но не позднее, чем за 30 дней до наступления даты платежа.

Многие владельцы недвижимого имущества ошибочно полагают, что если им не пришло уведомление из налоговой службы, тогда имущественный налог платить не нужно. Это не так .

C 1 января 2015 года вступил в силу закон , согласно которому налогоплательщики в случае неполучения налоговых уведомлений обязаны самостоятельно сообщать в ИФНС о наличии у них объектов недвижимого имущества, а также транспортных средств.

Вышеуказанное сообщение с приложением копий правоустанавливающих документов необходимо предоставить в ИФНС в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года следующего года. Например, если квартира была куплена в 2017 году, а уведомлений по ней не приходило, то в ИФНС предоставить информацию необходимо в срок до 31 декабря 2018 года.

Поэтому, в случае неполучения уведомления, ФНС рекомендует проявлять инициативу и обращаться в инспекцию лично (для онлайн записи на приём можно воспользоваться этим сервисом).

В случае, если гражданин самостоятельно сообщит о наличии у него транспортного средства, по которому не был начислен налог, расчет платежа будет произведен за тот год, в котором было подано указанное сообщение. Однако, данное условие действует только, если в налоговой отсутствовали сведения о сообщенном объекте. Если уведомление на уплату не было направлено по иным причинам (например, неверно указан адрес налогоплательщика, или оно было утеряно на почте), то расчет будет произведен за все три года.

За непредставление такого сообщения в установленный срок, гражданин будет привлечен к ответственности по п.3 ст. 129.1 и оштрафован в размере 20% от неуплаченной суммы налога, по тому объекту, по которому он не представил сообщение.

Срок уплаты налога на имущество

В 2018 году для всех регионов России установлен единый срок уплаты имущественных налогов — не позднее 1 декабря 2018 года .

Обратите внимание , что в случае нарушения сроков оплаты налога на имущество, на сумму недоимки будет начислена пеня за каждый календарный день просрочки в размере одной трехсотой от действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ . Кроме этого налоговый орган может направить работодателю должника уведомление о взыскании задолженности за счет заработной платы, а также наложить ограничение на выезд из РФ. Штраф с физических лиц за неуплату налогов не взыскивается.

Оплата налога на имущество

Заплатить имущественный налог можно с помощью специального сервиса на официальном сайте налоговой службы.

Для этого необходимо:

Как узнать задолженность по налогам

Узнать о наличии задолженности по имеющимся у вас налогам вы можете несколькими способами:

  1. Лично обратившись в территориальный налоговый орган ФНС по месту жительства.
  2. Через личный кабинет налогоплательщика на официальном сайте ФНС.
  3. При помощи специального сервиса на Едином портале государственных услуг.
  4. Через банк данных на официальном сайте судебных приставов (только для должников, дела которых находятся в исполнительном производстве).

Это часть дохода, которая направляется в федеральный бюджет и в бюджет субъектов страны. Единицей налогообложения может быть не только денежная единица, но и, например, единица земельной площади.

Если налоговая ставка выражается в процентах по отношению к общей прибыли плательщика, то говорят о налоговой квоте.

Налоговая ставка — обязательный элемент налога, а также критерий расчета налога наравне с объектом налогообложения, налоговым периодом, налоговой базой, порядком начисления налога и т.п. Устанавливается налог только с учетом всех перечисленных элементов.

Типы налоговых ставок

Виды НС разделяют по порядку начисления и содержанию. Кроме того, НС могут быть как едиными для всех плательщиков, так и дифференцированными.

Виды НС по порядку начисления

По способу начисления принято выделять 2 вида ставок:
  • Процентные. Как было обозначено выше, процентные ставки (или как их еще называют — налоговые квоты) выражают в процентах с учетом налогооблагаемой величины. НК применяются, как правило, при обложении налогом доходов и прибыли.
  • Твердые. Формируются с учетом абсолютной суммы на единицу обложения вне зависимости от величины прибыли (реальные налоги). Характерно для обложения налогом недвижимости.

Типы НС с учетом характера роста налогооблагаемой величины

С учетом уменьшения или увеличения объекта налога принято выделять три типа налоговых ставок (их относят к рассмотренным выше — процентным):
  • Прогрессивные. Отличаются увеличением по мере роста облагаемой доходом прибыли. Главным образом применяется для налогообложения физических лиц. Прогрессия может быть комбинированная, одно-, многоступенчатая, простая поразрядная, линейная, относительная поразрядная.
  • Регрессивные. В отличие от предыдущих — по мере роста прибыли уменьшаются.
  • Пропорциональные. Размер дохода не учитывается: действуют в одинаковом проценте.

Виды налоговый ставок по содержанию

По содержанию принято разделять 3 налоговые ставки:
  • Экономические. Формируются как отношение уплаченной суммы ко всей полученной прибыли.
  • Фактические. Формируются как отношение осуществленного платежа к налоговой базе.
  • Маржинальные (предельная ставка налога). Налог, который платят на каждую единицу увеличения прибыли. То есть налоговая ставка применяется к последнему приросту какой-либо налогооблагаемой величины. Это дополнительный налог.

Дифференциация налоговой ставки

НС могут быть не только одинаковыми для всех плательщиков, но и дифференцированными. Последние устанавливают на разных основаниях в рамках норм налогового кодекса. Такими основаниями могут служить:
  • граждане, удостоенные почетных наград, почетных званий;
  • наличие у налогоплательщика разного рода выдающихся достижений;
  • тяжелое материальное положение налогоплательщика.
  • 9. Система права: понятие и основные элементы. Характеристика налогового права как подотрасли финансового права.
  • 10. Юридические факты: понятие и виды. Виды юридических фактов как основание возникновения, изменения или прекращения налоговых правоотношений.
  • 11. Правоотношение: понятие, признаки, виды. Налоговые правоотношения и их основные признаки.
  • 12. Правотворчество и законотворчество. Правотворческая деятельность Министерства финансов Российской Федерации в сфере федеральных налогов и сборов.
  • 13. Реализация права. Особенности реализации налогового права.
  • 14. Юридическое определение и правовые признаки налогов, сборов и пошлин.
  • 15. Применение права. Правоприменительные полномочия органов налогового контроля.
  • 16. Правовые основания установления налогов. Правовые элементы налогов.
  • 5. Порядок исчисления налога.
  • 19. Правовые основы исполнения налоговой обязанности.
  • 20. Правовые основы принудительного взыскания налогов, сборов, пеней и штрафов.
  • 21. Правовые основы специальных налоговых режимов.
  • 22. Правовые особенности досудебного урегулирования налоговых споров.
  • 23. Понятие, виды и принципы юридической ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах.
  • 2) Дисциплинарная.
  • 24. Понятие и виды нарушений законодательства о налогах и сборах.
  • 1. Консультационные услуги по налоговому планированию в организациях: методы осуществления.
  • 3 Фазы развития налогового консалтинга:
  • 2. Порядок распределения между организациями обязанностей по уплате налогов и сборов при различных формах реорганизации.
  • 3. Классификация налогов и ее назначение. Характеристика прямых и косвенных налогов.
  • 1) По принадлежности к уровню власти:
  • 2) По методу взимания:
  • 3) По субъекту уплаты:
  • 4) По способу обложения:
  • 5) По объекту:
  • 6) По применяемой ставке:
  • 7) По назначению:
  • 8) По срокам уплаты:
  • 11) По уровню установления и изъятия:
  • 4. Роль и место налоговых органов в делах о банкротстве: полномочия, регламентирующие документы.
  • 5. Профессиональные риски в налоговом консультировании и их разделение между участниками процесса.
  • 1) Понятие «риск»; 3 результата.
  • 2) У налогоплательщиков может быть возможность попасть в рисковую ситуацию.
  • 3) Классификации.
  • 6. Налоговое консультирование: предмет, цель, задачи, этапы проведения.
  • 1. Подготовка:
  • 7. Порядок обжалования решений по результатам налоговых проверок: современная практика и новые тенденции.
  • 8. Налоговый контроль: назначение, методы, формы осуществления. Пути повышения эффективности его в рф.
  • 9. Федеральная налоговая служба Российской Федерации: задачи, функции и организационная структура.
  • 10. Принципы налогообложения и их характеристика. Эволюция принципов налогообложения. Реализация принципов налогообложения в налоговой системе рф.
  • 1) Финансовые:
  • 2) Экономико-хозяйственные:
  • 3) Этические:
  • 4) Принципы налогового администрирования:
  • 11. Налоговое консультирование: виды услуг и типы консультационных организаций типы консультационных организаций.
  • 12. Принципы профессионального оказания услуг по налоговому консультированию.
  • 1. Объективность и беспристрастность;
  • 2. Независимость консультанта;
  • 3. Конфиденциальность;
  • 4. Законность;
  • 5. Профессионализм/Профессиональная компетентность;
  • 13. Неоклассические взгляды на роль налогов и налоговой политики в обеспечении рыночного равновесия. Налоги как встроенный стабилизатор экономического роста.
  • 14. Права и обязанности налогового консультанта. Профессиональная этика налогового консультанта.
  • 1. Независимость.
  • 2A) Персональная ответственность.
  • 2B) Материальная ответственность.
  • 3. Внимание и добросовестность.
  • 4. Конфиденциальность.
  • 16. Услуги налогового консультанта: критерии и оценка уровня их качества.
  • 4 Вида оплаты труда:
  • 17. Оформление и реализация материалов налоговых проверок.
  • 18. Выездная налоговая проверка, ее назначение, порядок планирования, порядок проведения и реализации материалов.
  • 19. Методы налогообложения и реализация принципа справедливости. Влияние прогрессивного налогообложения на выравнивание доходов и имущественного положения населения. Кривая Лоренца.
  • 20. Налоговая нагрузка и ее влияние на экономическое развитие и объемы налоговых поступлений в бюджетную систему. Кривая а. Лаффера.
  • 21. Камеральная налоговая проверка, ее назначение и порядок проведения.
  • 22. Кейнсианские взгляды на роль налогов и налоговой политики государства в достижении макроэкономического равновесия. Налоговый мультипликатор.
  • 23. Налоговая система государства: понятие, составные элементы, факторы развития.
  • 24. Налоговая ставка. Формы и виды налоговых ставок. Роль налоговой ставки в реализации функций налогов.
  • 25. Функции налогов и их реализация в налоговой системе Российской Федерации.
  • 1. Акцизы: сущность, налогоплательщики, элементы налога, механизм исчисления и уплаты.
  • 3. Ндс: налоговые вычеты и порядок их применения.
  • 4. Налог на добавленную стоимость по экспортно-импортным операциям. Особенности исчисления, уплаты и возмещения.
  • 5. Особенности исчисления и уплаты ндс коммерческими банками.
  • 1) Доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав – доходы от реализации.
  • 2) Внереализационные доходы.
  • 3) Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы.
  • 2. Внереализационные расходы
  • 3. Расходы не учитываемые в цкелях налогообложения
  • 9. Расходы, учитываемые для целей налогообложения прибыли: классификация и характеристика.
  • 2. Внереализационные расходы
  • 3. Расходы не учитываемые в целях налогообложения
  • 10. Земельный налог: механизм исчисления и уплаты, перспективы развития
  • 11. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности: назначение, сфера применения, механизм исчисления и уплаты, перспективы замены патентной формой налогообложения.
  • 13. Особенности состава доходов и расходов для исчисления налога на прибыль коммерческими банками.
  • 14. Порядок формирования резервов по сомнительным долгам, по ремонту и гарантийному обслуживанию и их влияние на величину налоговой базы по налогу на прибыль организаций производственной сферы.
  • 15. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог): назначение, механизм исчисления и уплаты, перспективы развития.
  • 16. Налогообложение доходов организаций в виде дивидендов.
  • 17. Страховые взносы во внебюджетные государственные фонды социального назначения: назначение, объект обложения, порядок исчисления и уплаты. Порядок администрирования страховых взносов.
  • 18. Имущественные налоговые вычеты по ндфл: назначение, состав, условия и порядок применения.
  • 19. Система налоговых вычетов по ндфл. Характеристика, условия и порядок применения стандартных налоговых вычетов.
  • 20. Налог на доходы физических лиц: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, необлагаемые доходы, налоговые ставки.
  • 21. Действующий механизм исчисления и уплаты налога на имущество организаций.
  • 22. Социальные налоговые вычеты по ндфл: назначение, состав, условия и порядок применения.
  • 23. Специфика налогообложения доходов физических лиц от предпринимательской деятельности.
  • 24. Налог на имущество физических лиц: действующий механизм исчисления, современные проблемы и пути их решения.
  • 25. Упрощенная система налогообложения: назначение, механизм исчисления и уплаты единого налога, перспективы развития.
  • 24. Налоговая ставка. Формы и виды налоговых ставок. Роль налоговой ставки в реализации функций налогов.

    Понятие

    Налоговая ставка - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

    Формы и виды налоговых ставок

    Виды

    В зависимости от объекта налогообложения ставки бывают:

    1) Твердые (специфические) устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров доходов или прибыли. Указанные ставки применяются при обложении НДПИ, акцизов.

    2) Процентные (адвалорные) устанавливаются к стоимости объекта налогообложения. Применяются при уплате большинства налогов.

    3) Комбинированные сочетают в себе и твердые, и процентные ставки. Например, при уплате акцизов на сигареты и папиросы 550 рублей за 1 000 штук + 8 процентов расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 730 рублей за 1 000 штук.

      Маргинальные – ставки, приведенные в налоговом законодательстве.

      Фактические – отношение суммы уплаченного налога к величине нал.базы.

      Экономические – отношение суммы уплаченного налога к размеру всего полученного дохода.

    Формы

    Прогрессивные ставки – с увеличением стоимости объекта увеличивается и их размер (НИФЛ, транспортный налог).

    Регрессивные – с увеличением стоимости объекта уменьшается их размер (ЕСН до 2010 года).

    Пропорциональные – ставки действуют в одинаковом размере к объекту обложения (большинство налогов).

    Роль налоговой ставки в реализации функций налогов

    Значительный вклад в развитие неоклассической теории налогов внес профессор А.Лаффер, которые установил количественную зависимость между прогрессивным налогообложением и доходами бюджета, построив параболическую кривую, получившую название кривая Лаффера. Из рисунка видно, что рост налоговых ставок только до определенного предела (точка М) ведет к соответствующему увеличению бюджетных доходов. Превышая этот предел, налоговая ставка становится тормозом для предпринимательской деятельности, при этом ликвидируются стимулы развития экономики, а доходы бюджета начинают сокращаться, поскольку сужается налоговая база.

    По мнению А.Лаффера, предельной ставкой налогового изъятия в бюджет, в границах которой увеличится сумма доходов бюджета, является 30 %. При 40–50 %-ном изъятии доходов, когда ставка налога попадает в «запретную зону» действия, происходит сокращение сбережений населения, что влечет за собой незаинтересованность в инвестировании в те или иные отрасли экономики и сокращение налоговых поступлений.

    По мнению А. Лаффера, предельной ставкой налогового изъятия в бюджет, в границах которой увеличится сумма доходов бюджета, является 30 %. При 40–50 %-ном изъятии доходов, когда ставка налога попадает в «запретную зону» действия, происходит сокращение сбережений населения, что влечет за собой незаинтересованность в инвестировании в те или иные отрасли экономики и сокращение налоговых поступлений.

    25. Функции налогов и их реализация в налоговой системе Российской Федерации.

    Экономическая сущность налогов проявляется через их функции, которые реализуются непосредственно в процессе налогообложения: отражают систему отношений и взаимосвязи государства и отдельного н\пл.

    Функции налога:

    Необходимо выделить 4 основных функции:

    Фискальную;

    Регулирующую;

    Социальную;

    Контрольную.

    1) Фискальная – через уплату налогов пополняется бюджет страны для осуществления гос.расходов (управление государством: дума, министерства, оборона, порядок, МВД, суд, соц.защита, медицина, культура, образование).

    С помощью реализации данной функции на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача выполнения фискальной функции - обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Фискальная функция, таким образом, является понятием более широким, чем функция обеспечения участия населения в формировании фонда финансирования общегосударственных потребностей. Однако реализация фискальной функции налогов имеет объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего это обращение к внутренним и внешним государственным, региональным, местным займам. Размещение займов приводит к образованию государственного долга.

    2) Распределительная – посредством налогообложения государство распределяет более равномерно доходы между гражданами.

    3) Контрольная – посредством налоговой системы государство может контролировать финансовые потоки (осуществление нал.контроля – проведение нал.проверок).

    Следует отметить, что контрольную функцию налогов было бы неверно отождествлять с налоговым контролем (ст. 82 НК РФ), осуществляемым налоговыми и таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов. Задача перечисленных ведомств - контроль за соблюдением налогового законодательства посредством налоговых проверок в разных формах.

    4) Регулирующая – влияние налога на экономическое развитие тех или иных видов деятельности (спрос и предложение, инвестиции, налоговые льготы для отраслей).

    Данная функция связана во временном аспекте с распределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями. Данная функция позволяет регулировать доходы разных групп населения. Налоговое регулирование реализуется через систему льгот и систему налоговых платежей и сборов. Цель применения налоговых льгот - сокращение размера налоговых обязательств плательщика. В зависимости оттого, на изменение какого элемента структуры налога направлены льготы, они могут подразделяться на изъятия, скидки, налоговый кредит. Изъятия - это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (например, необлагаемый минимум). Под скидками понимаются льготы, направленные на сокращение налоговой базы. В отношении налогов на прибыль (доходы) организаций скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика, иными словами, плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые государством. Налоговый кредит - это льгота, направляемая на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы. Регулирующая функция налогов проявляется не только в сфере производства, но и через платежеспособность физических лиц - на рынке спроса и предложения на товары и услуги, в сфере обмена и потребления.

    В зависимости от вида предоставляемой льготы налоговые кредиты принимают следующие формы:

    Снижение налоговой ставки;

    Сокращение окладной суммы (полное освобождение от уплаты налога на определенный период - возможность предусмотрена ст. 56 НК РФ - получило название налоговых каникул);

    Возврат ранее уплаченного налога или его части;

    Отсрочка и рассрочка уплаты налога, в том числе инвестиционный налоговый кредит;

    Зачет ранее уплаченного налога;

    Замена уплаты налога (части налога) натуральным исполнением.

    Регулирующая функция направлена на регулирование финансово-хозяйственной деятельности производителей товаров и услуг через систему налоговых платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего природных), а также для расширения степени их вовлечения в производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеют, как правило, четкую отраслевую направленность. К такого рода налогам и сборам правомерно отнести налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, налог на имущество, дорожный налог, транспортный налог, земельный налог.

    5) Стимулирующая – разными налоговыми льготами государство может стимулировать развитие тех или иных отраслей экономики (налоговые кредиты, налоговые каникулы, преференции).

    Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т.д.

    6) Социальная функция налогов тесно связана с фискальной и регулирующей функциями посредством условий взимания подоходного и поимущественного налогов. Налоги взимаются в большем размере с обеспеченных слоев населения, при этом значительная их доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения.

    К числу конкретных механизмов реализации социальной функции налогов, предусмотренных частью второй НК РФ, относятся страховые платежи; кроме того, применительно к налогу на доходы физических лиц предусматриваются перечни: доходов, не подлежащих налогообложению; стандартных налоговых вычетов; профессиональных налоговых вычетов. Вместе с тем в ст. 224 НК РФ указан перечень доходов, по которым налог взимается по повышенным ставкам.

    Вопрос №3.