Бюджетное устройство и его типы. Бюджетное устройство РФ: понятие, элементы Бюджетное устройство включает в себя


Бюджетное устройство включает в себя три базовых элемента: организация бюджетной системы; принципы построения бюджетной системы; взаимоотношения между звеньями бюджетной системы.
Определимся в понятиях. Бюджетная система России - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней - федерального, регионального и местного. Национальная бюджетная система представляет собой единство бюджетов всех уровней бюджетной системы, функционирующих на основе единых принципов. На каждом уровне в бюджетной системе функционирует не только бюджет, но и бюджеты внебюджетных фондов. Такое устройство отсылает нас к советской бюджетной конструкции «матре- шечного» типа, когда самостоятельных внебюджетных фондов не существовало (например, Пенсионного фонда), но внутри бюджета, по сути, пенсионные доходы и расходы обособлялись.
Итак, в России функционируют следующие виды бюджетов.
Федеральный бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций федерального уровня власти в РФ.
Региональный бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.
Местный бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.
Консолидированный бюджет - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории.
Расширенный бюджет - свод консолидированного бюджета и государственных внебюджетных фондов.
На рис. 2.1. представлено строение бюджетной системы России.
Консолидируются бюджеты по следующей схеме:
Консолидированный бюджет РФ =
Федеральный бюджет + Консолидированные бюджеты всех субъектов РФ
Консолидированный бюджет субъекта РФ =
Бюджет субъекта РФ + Местные бюджеты муниципалитетов субъектов РФ

На рисунке 2.2.показана «сборка» бюджета области.

Особое место, в силу социальной функции, в бюджетной системе занимают местные бюджеты. Муниципальные бюджеты составляют около 20% объема консолидированного бюджета страны. В РФ юридически оформлено 12 215 муниципальных образований, из них: type="disc"> городов - 625, из которых более 160 больших городов (к категории больших были отнесены города с численностью более 100 тысяч человек) с общей численностью населения около 67 млн. человек или около 70% всего городского населения страны. поселков - 516 городских районов и округов - 153 районов - 1404 сельских округов - 9314 сельских населенных пунктов - 203.
Из бюджетов муниципальных образований финансируется 65% расходов бюджета страны на образование, свыше 60% - на жилищнокоммунальное хозяйство, 58% - на здравоохранение, 50% - на социальную защиту населения. Этим определяется их важное политическое, социальное значение.
Выделим принципы, на которых основывается функционирование всех бюджетов.

Еще по теме Бюджетное устройство:

  1. Структурная единица 4. Бюджетное устройство и бюджетные системы стран с различным государственным устройством
  2. МОДУЛЬ 1. Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации
  3. Глава 1. Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации
  4. Бюджетная система и бюджетное устройство как основа функционирования общественного сектора Российской Федерации

Бюджетная система Российской Федерации - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных социальных фондов.

Структура бюджетной системы представлена на рис.

Бюджеты субъектов Российской Федерации представлены пятью различными видами региональных бюджетов, среди них: 21 бюджет республик в составе РФ, 9 бюджетов краев, 46 бюджетов областей, 1 бюджет автономной области, 4 бюджета автономных округов, 2 бюджета городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга.

Бюджеты муниципальных образований Российской Федерации также представлены разными видами бюджетов. В зависимости от видов муниципальных образований, на территории которых функционируют соответствующие местные бюджеты, своей численностью выделяются муниципальные районы, городские округа, сельские и городские поселения.

Основные принципы бюджетной системы:

Принцип единства бюджетной системы определяет единообразие: правовой базы; денежной системы; организации бюджетного процесса; санкций за нарушение бюджетного законодательства.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы обеспечивает закрепление соответствующих видов доходов и расходов за федеральными органами власти, органами власти субъектов Федерации и местным самоуправлением.

Принцип самостоятельности бюджетов обусловливает право законодательных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; иметь собственные источники доходов; не допускать изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения бюджета.

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов исходит из того, что все доходы и расходы органов государственной власти и местного самоуправления должны полностью отражаться в их бюджетах.

Принцип сбалансированности обеспечивает равенство расходов бюджетов с доходами и поступлениями из источников покрытия бюджетного дефицита.

Принцип эффективности использования бюджетных средств определяет, что при составлении и исполнении бюджетов следует исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема ресурсов.

Принцип гласности означает обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении. Секретные статьи могут быть только в составе федерального бюджета.

Принцип достоверности бюджета означает надежность его показателей.

Принцип адресности определяет, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей и на конкретные цели

Бюджетное устройство Российской Федерации – это организационно-правовое построение бюджетной системы Российской Федерации, позволяющее выделить в ее составе структурные подразделения (уровни бюджетной системы, виды бюджетов) и определить формы взаимосвязей между ними.

Три составляющие бюджетного устройства Российской Федерации. Бюджетное устройство Российской Федерации, отражая сложную иерархию бюджетных взаимосвязей внутри страны, включает в себя три составляющие:

– бюджетную систему;

– бюджетные права, которыми наделяются органы публичной власти соответствующего уровня (федеральный, субфедеральный, муниципальный);

– принципы разграничения расходных полномочий и межбюджетное регулирование (межбюджетные отношения).

Бюджетное право – основной раздел финансового права, включающий в себя финансово-правовые нормы, устанавливающие структуру бюджетной системы РФ, перечень бюджетных доходов и расходов, порядок распределения их между различными видами бюджетов, бюджетные права РФ, субъектов РФ, административно-территориальных единиц; регламентирующие бюджетный процесс, а также регулирующие формирование и использование государственных внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития страны и других потребностей общества.

Нормы бюджетного права по своему содержанию подразделяются на материальные и процессуальные . Бюджетные материальные нормы закрепляют структуру бюджетной системы РФ, перечень доходов и расходов бюджетов, распределение их между различными бюджетами и т. д. К бюджетным процессуальным нормам относятся нормы, регламентирующие порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов государства и местных бюджетов, а также порядок составления и утверждения отчета об исполнении бюджета.

Нормы бюджетного права содержатся в Конституции РФ, Ст.71 и 72 определяют компетенцию РФ и сферу совместной деятельности РФ и ее субъектов в области бюджета. В Конституции РФ установлен порядок рассмотрения, утверждения бюджета (ст.101, 104, 106, 114 и др.).

Нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, установлены в ст. 3 Бюджетного кодекса РФ.

Совокупность нормативных актов, содержащих нормы бюджетного права, образуют бюджетное законодательство.

Согласно ст. 2 Бюджетного кодекса РФ бюджетное законодательство РФ состоит из Бюджетного кодекса РФ (далее по тексту БК РФ) и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения, указанные в соответствующих статьях кодекса.

68. Основные характеристики бюджета: доходы, расходы, дефицит, профицит. Бюджетная классификация.

Бюджет – это конкретный подробный план сбора и использования ресурсов экономическими агентами за определенный период.

Государственный бюджет – документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год (с 1 января до 31 декабря).

Доходы бюджета - безвозмездные и безвозвратные поступления денежных средств в бюджет. Доходы формируют доходную часть бюджета, поступая в распоряжение органов государственной власти. Доходы бюджета делятся на две части: налоговые поступления в бюджет, неналоговые поступления в бюджет. Доходная часть бюджета формируется в основном из налогов. Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы.

Расходы бюджета – это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления. Поскольку государству необходимо, прежде всего, обеспечить стабильность в обществе, то основными направлениями расходов являются: правоохранительные органы, государственный аппарат, социальные цели.

Бюджетный дефицит – состояние бюджета, характеризующееся превышением объема предусмотренных в бюджете расходных обязательств над объемом планируемых в нем доходов и ведущее к образованию отрицательного сальдо бюджета.

Профицит бюджета - экономическое понятие, которое означает, что доходная часть бюджета превышает расходную часть бюджета.

Бюджетная классификация – это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников покрытия дефицита этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Такая классификация является единой для бюджетов всех уровней и утверждается федеральным законом. Она имеет важное значение, так как используется:

Для составления, утверждения и исполнения бюджета;

Контроля за выделением и использованием бюджетных средств;

Обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней;

Составления консолидированных бюджетов всех уровней.

Бюджетная классификация включает:

- классификацию доходов бюджетов РФ - представляет собой группировку доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы. Группы доходов состоят из статей доходов. Статьи доходов объединяют конкретные виды доходов по источникам получения;

– функциональную классификацию расходов бюджетов РФ – это группировка расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, которая отражает направление бюджетных средств на выполнение государством основных функций. Первым уровнем классификации являются разделы. Вторым - подразделы, которые конкретизируют направление средств на осуществление деятельности государства в определенной области. Классификация целевых статей расходов образует третий уровень функциональной классификации. Классификация видов расходов бюджета образует четвертый уровень и детализирует направления финансирования расходов бюджета по целевым статьям;

– экономическую классификацию расходов бюджетов РФ – это группировка расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию. Выделяют текущие расходы - закупки товаров, оплата услуг; капитальные расходы - капитальные вложения, капитальный ремонт и т.д.;

– классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ - это группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления на внутреннем рынке для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

– классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета - это группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ на внешнем финансовом рынке для финансирования дефицита федерального бюджета;

– классификацию видов государственных внутренних долгов РФ , субъектов РФ, муниципальных образований - это группировка их долговых обязательств (например, государственный внутренний долг РФ, принятый от бывшего СССР);

– классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ - это группировка государственных внешних долговых обязательств, осуществляемых Правительством РФ, например государственный внешний долг РФ, в том числе по кредитам и т. п. -ведомственную классификацию расходов федерального бюджета - это группировка расходов бюджета по главным распорядителям средств федерального бюджета.

Бюджетное устройство определяет организацию бюджетной системы, взаимоотношения ее звеньев, правовые основы функционирования бюджетов, их состав и структуру, процедурные вопросы формирования и использования бюджетных средств.

Федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) образуют консолидированный бюджет Российской Федерации .

Бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме:

  • федеральных законов - Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
  • законов субъектов РФ - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований - местные бюджеты.

Особое внимание следует обратить на такой элемент бюджетной системы, как бюджеты государственных и территориальных внебюджетных фондов. В качестве таковых законодатель относит их к первому и второму уровням бюджетной системы соответственно.

Однако фактически бюджеты внебюджетных фондов не входят в состав бюджетной системы Российской Федерации, так как:

  • бюджеты государственных внебюджетных фондов утверждаются отдельными федеральными законами на федеральном уровне и законами субъектов РФ в отношении территориальных внебюджетных фондов (ст. 184.2 БК РФ);
  • бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов также имеют форму закона - закона субъекта Российской Федерации.

Часть 10 ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации предназначены для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. Использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, не допускается.

Каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда. Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации.

Использование органами государственной власти субъектов Российской Федерации иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов Федерации не допускается.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

Бюджетная классификация РФ

Бюджетная классификация РФ является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ.
Определение принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации РФ, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации РФ осуществляются Министерством финансов РФ.

Состав бюджетной классификации РФ

Бюджетная классификация РФ включает:

  1. классификацию доходов бюджетов;
  2. классификацию расходов бюджетов;
  3. классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;
  4. классификацию операций публично-правовых образований (далее - классификация операций сектора государственного управления).

Принципы бюджетной системы РФ

Бюджетная система РФ основана на принципах:

  • единства бюджетной системы РФ;
  • разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ;
  • самостоятельности бюджетов;
  • равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;
  • полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
  • сбалансированности бюджета;
  • результативности и эффективности использования бюджетных средств;
  • общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
  • прозрачности (открытости);
  • достоверности бюджета;
  • адресности и целевого характера бюджетных средств;
  • подведомственности расходов бюджетов;
  • единства кассы.

Цель — изучить содержание бюджетного устройства Российской Федерации, принципы построения бюджетной системы и бюджетную классификацию. Определить источники доходов бюджета и пути его расходования. Изучить бюджетный процесс.

Задачи

  1. Определить понятие бюджета и его основные принципы.
  2. Дать определение бюджетной системе.
  3. Понять социально-экономическую суть бюджетов.
  4. Рассмотреть бюджетную классификацию.
  5. Изучить экономическое содержание доходов бюджета.
  6. Определить содержание расходов бюджета.
  7. Ознакомить с содержанием бюджетного процесса и его основными участниками.
  8. Дать характеристику основных этапов бюджетного процесса.
  9. Раскрыть суть контроля за исполнением бюджета.
  10. Определить основное содержание отчета об исполнении бюджета. Порядок его утверждения.

1. Бюджетное устройство, принципы построения бюджетной системы

С конца XVIII в. бюджетом стали называть весь план предстоящих расходов и доходов государства.

Бюджет , как принято практически во всех странах, — это баланс доходов и расходов государства. Доходная часть содержит перечень поступающих средств, расходная объединяет все виды производимых властью затрат.

Также термин «бюджет» определяется в экономической литературе как:

«форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов власти» 1 ;

«основной централизованный фонд денежных средств» 2 ;

«основной финансовый план государства» 3 ;

«...совокупность... денежных отношений... как основной финансовый план... как важнейший финансовый регулятор...» 4

Толковый словарь современных бюджетных терминов 5 дает следующие определения бюджету и государственному бюджету:

Бюджет — «общее название термина, обозначающего расчетную и ограничительную смету доходов и расходов и их роспись за определенный период времени, утверждаемую соответствующим решением и подлежащую исполнению индивидуальным или коллективным субъектом».

Государственный бюджет — «система определенных денежно-распределительных отношений, регламентируемых государственными органами власти, по поводу перераспределения части национального богатства для образования и расходования основного централизованного фонда денежных средств государства».

Государственный бюджет утверждается высшими законодательными органами страны. Акт, утверждающий бюджет, называется бюджетным законом .

«Бюджет государства» — наиболее обобщающее финансовое понятие. В нем объединяются, находятся во взаимосвязи все финансовые категории: «доходы», «расходы», «государственные займы». Взаимодействие названных категорий отражается в государственной финансовой политике, а затем в составлении и исполнении бюджета. Сама финансовая политика, а также содержание, социально-экономическая сущность, политическое значение бюджетов определяются способом производства, функциями государства, ролью и формами господства монополий.

Сущность любой экономической категории, в том числе и бюджета, проявляется в ее функциях. Бюджет, в свою очередь, является наиболее широкой финансовой категорией, и поэтому ему принадлежат все функции, присущие финансам:

1. Образование бюджетного фонда (бюджетные доходы).

2. Использование бюджетного фонда (бюджетные расходы).

3. Контрольная.

Функцию образования бюджетного фонда (бюджетные доходы) выполняют бюджетные доходы, включающие налоги, займы, доходы от государственной собственности (предприятий) и эмиссии бумажных денег (эмиссионный доход).

Функция использования бюджетного фонда (бюджетные расходы) связана с конкретными целевыми бюджетными расходами. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех других участников воспроизводственного процесса, в связи с чем бюджетные расходы охватывают все отрасли и сферы хозяйства.

Контрольная функция бюджета предполагает создание условий для проведения контроля. Она обусловливает возможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы.

Реализуя все функции, бюджет выполняет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе:

  • финансируя из бюджетного фонда приоритетные отрасли хозяйства, государство оказывает влияние на перераспределение национального дохода между отраслями;
  • финансируя за счет бюджетного фонда учреждения и организации социальной сферы, государство способствует воспроизводству рабочей силы, решению социально значимых задач;
  • через бюджет перераспределяются доходы между федеральным уровнем и субъектами РФ.

Следовательно, «бюджет необходим государству для обеспечения объективных потребностей в денежном фонде, служащим для выполнения его экономической, социальной и политической функций. Значимость бюджета в макроэкономическом регулировании предполагает проявление особого внимания к возможности реализации принципов построения бюджетной системы РФ, регламентированных Бюджетным кодексом РФ». 6

Бюджетная система РФ — это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетное устройство — это организация бюджетной системы, принципы ее построения. Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации бюджетное устройство — это построение и организация бюджетов и межбюджетных отношений. Бюджетное устройство определяется государственным устройством.

Бюджетная система Российской Федерации в настоящее время состоит из трех уровней и представлена на рис. 1.

Рис. 1. Бюджетная система Российской Федерации

Федеральный бюджет — форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.

Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) — форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта Российской Федерации.

Местный бюджет — форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.

Государственный внебюджетный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Рассматривая состав бюджетной системы, бюджеты всех ее уровней, также следует дать характеристику понятию консолидированный бюджет . В Бюджетном кодексе Российской Феде рации приведено следующее определение: «Консолидированный бюджет — свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории. Он используется для расчетов и анализа».

Различаются следующие консолидированные бюджеты:

  • консолидированный бюджет Российской Федерации — федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации;
  • консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации — бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований (местные бюджеты), находящихся на его территории;
  • консолидированный бюджет города (бюджет города) — городской бюджет города и районные бюджеты районов в городе.

Организация бюджетной системы Российской Федерации строится на следующих принципах, изложенных в Бюджетном кодексе РФ:

1. Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает:

  • единство бюджетного законодательства Российской Федерации;
  • единство принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации;
  • единство форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации;
  • единство санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации;
  • единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • единство ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений;
  • единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

2. Принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов и расходов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации и определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств.

3. Принцип самостоятельности бюджетов означает:

  • право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;
  • право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы Российской Федерации самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных Бюджетным кодексом;
  • право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоги и сборы, подлежащие зачислению в бюджеты соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации;
  • право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с Бюджетным кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней);
  • недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств бюджетов двух и более уровней бюджетной системы Российской Федерации, или за счет средств консолидированных бюджетов, или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;
  • недопустимость непосредственного исполнения расходных обязательств органов государственной власти и органов местного самоуправления за счет средств бюджетов других уровней;
  • недопустимость введения в действие в течение финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления решений и изменений бюджетного законодательства и (или) законодательства о налогах и сборах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов бюджетов других уровней без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;
  • недопустимость изъятия в течение финансового года дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.

4. Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает:

  • определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
  • установление и исполнение расходных обязательств;
  • формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
  • определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным кодексом.

5. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что:

  • все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством Российской Федерации, законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме;
  • все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации;
  • налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и по расходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.

6. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

7. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

8. Принцип общего (совокупного) покрытия означает, что:

  • все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита;
  • доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

9. Принцип гласности означает:

  • обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;
  • обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.

Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

10. Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

11. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

2. Бюджетная классификация. Доходы и расходы бюджета

Бюджетные классификации большинства зарубежных стран построены на основе международных стандартов статистики государственных финансов (СГФ), разработанной Международным валютным фондом. В середине 1990-х гг. Россия также перешла на международную систему СГФ.

Бюджетная классификация Российской Федерации представляет собой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, применяется при составлении проектов и исполнении бюджетов всех уровней, обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Она является единой и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и разработке консолидированных бюджетов всех уровней 7 .

Бюджетная классификация обеспечивает общероссийскую сопоставимость бюджетных показателей и включает в себя:

Классифика ция доходов бюджетов РФ это группировка доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, которая основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней. Группы доходов состоят из подгрупп, статей и подстатей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения. Виды доходов конкретизируются так же по уровням бюджетов, в которые они зачисляются.

Доходы бюджетов , входящих в бюджетную систему Российской Федерации, образуются за счет налоговых доходов, неналоговых доходов, безвозмездных перечислений. При этом в составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов как разновидность доходов бюджетов.

Изучение доходов бюджетов предполагает, прежде всего, ознакомление с их внутренними и внешними материальными источниками.

Главная роль принадлежит внутренним источникам : национальному богатству, валовому внутреннему продукту (ВВП), национальному доходу.

Внешние источники доходы, связанные с внешнеэкономической деятельностью.

Основной материальный источник доходов государства — ВВП. Государственные доходы в первую очередь создаются в процессе пере распределения ВВП. Перераспределение идет через государственный бюджет и другие звенья финансовой системы: внебюджетные фонды, страхование и др. Важнейшими инструментами перераспределения являются налоги. Налоговые поступления на 80 90% формируют бюджета государства.

Налоговые доходы это предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. В доходах бюджетов в этой части учитываются предоставленные налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей.

Налоговые доходы по форме поступления в бюджет делятся на закрепленные и регулирующие доходы .

  • Закрепленные доходы доходы, которые полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет.
  • Регулирующие доходы доходы, которые в целях балансирования доходов и расходов поступают в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов или других платежей по нормативам, утвержденным в установленном порядке на следующий финансовый год.

Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджет ной системы Российской Федерации, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.

При распределении налоговых доходов по уровням бюджетной системы налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации должны, как правило, составлять не менее 50% суммы доходов консолидированного бюджета Российской Федерации.

Налоги выполняют две функции: фискальную и стимулирующую, каждая из которых проявляет внутреннее содержание, признаки и черты данной финансовой категории.

Фискальная функция — основная, характерная изначально для всех государств. С ее помощью образуются государственные фонды денежных средств, т. е. материальные условия для жизнедеятельности государства. Эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев общества.

Стимулирующая функция проявляется в том, что налоги как активный элемент перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Данная функция неотделима от фискальной и находится с ней в тесной взаимосвязи.

В группу налоговых доходов (1 00 00000 00 0000 000) входят, в частности, следующие подгруппы: 1 01 00000 00 0000 000 — «Налоги на прибыль, доходы»; 1 01 01000 00 0000 110 — «Налог на прибыль организаций»; 1 02 00000 00 0000 — «Налоги и взносы на социальные нужды»; 1 02 01000 00 0000 110 — «Единый социальный налог» и т. д. 8 Показатель налоговых поступлений включает в себя все виды налогов, взимаемых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

Неналоговые доходы объединяют невозвратные возмездные и безвозмездные поступления, в том числе:

  • доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности или от деятельности государственных и муниципальных организаций (1 11 00000 00 0000 000);
  • доходы от внешнеэкономической деятельности (1 10 00000 00 0000 000) и др.

В состав неналоговых доходов включены также:

  • платежи при пользовании природными ресурсами (1 12 00000 00 0000 000);
  • доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства (1 13 00000 00 0000 000);
  • доходы от продажи материальных и нематериальных активов (1 14 00000 00 0000 000);
  • целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей (3 04 01000 01 0000 180) и др.

Безвозмездные перечисления классифицируются по источнику их получения: от нерезидентов; бюджетов других уровней; государственных внебюджетных доходов; государственных организаций; наднациональных организаций; средств, передаваемых в целевые бюджетные фонды; прочих безвозмездных перечислений.

В доходы бюджетов могут также зачисляться безвозмездные перечисления по взаимным расчетам. Под взаимными расчетами понимаются операции по передаче средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве Российской Федерации, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, операции по которым проведены после утверждения закона о бюджете.

Доходы целевых бюджетных фондов образуются в соответствии с законодательством РФ за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов по ставкам, установленным налоговым законодательством РФ, и распределяются между федеральными и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Такие доходы группируются по видам целевых бюджетных фондов.

Доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд , полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации. Финансовая помощь от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации в форме дотаций, субвенций и субси дий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств подлежит учету в доходах того бюджета, который является получателем этих средств.

Дотация — безвозвратное денежное пособие, предоставляемое из государственного бюджета организациям, предприятиям, местным органам власти, отдельным лицам для покрытия убытков, компенсации потерь, балансирования местных бюджетов и других целей.

Субвенция целевое пособие, вид государственного содействия местным органам власти или отраслям хозяйства для решения определенных задач. В случае нарушения условий предоставления субвенция подлежит возврату.

Субсидия — безвозвратная помощь в виде денежного пособия или в натуральной форме, предоставляемая местным органам власти, юридическим и физическим лицам, другим государствам. Различают прямые и косвенные субсидии, которые предоставляются за счет средств государственного бюджета или специальных фондов.

Штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Суммы конфискаций, компенсаций и иные средства, в принуди тельном порядке изымаемые в доход государства, зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством Российской Федерации и решениями судов.

Направления расходования бюджетных средств классифицируются по трем основным принципам: функциональному, экономическому и ведомственному.

Функциональная классификация расходов бюджетов РФ представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Первым уровнем названной классификации расходов являются разделы.

Например, раздел 01 — «Общегосударственные вопросы»; 06 — «Охрана окружающей среды»; 07 — «Образование»; 08 — «Культура, кинематография и средства массовой информации»; 09 — «Здравоохранение и спорт» и др.

Разделы состоят из подразделов, конкретизирующих направление бюджетных средств на осуществление деятельности государства в определенной области, которые образуют второй уровень классификации.

Например, раздел 08 — «Культура, кинематография и средства массовой информации»: подраздел 01 — «Культура» (0801); подраздел 02 — «Кинематография» (0802); подраздел 03 — «Телевидение и радиовещание» (0803) и т. д.

Третий уровень функциональной классификации расходов бюджетов РФ — целевые статьи, отражающие финансирование расходов бюджетов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей бюджетных средств в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Виды расходов образуют четвертый уровень указанной классификации, они детализируют направления финансирования расходов указанных бюджетов в пределах целевых статей.

Экономическая классификация расходов бюджетов РФ группировка расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию, отражающая виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими государствами. Данная классификация состоит из следующих категорий: текущие расходы, капитальные расходы и предоставление бюджетных кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения. Эти категории подразделяются на пять уровней: группа, подгруппа, статья, подстатья, элемент расхода.

Текущие расходы бюджетов представляют собой часть расходов бюджетов, обеспечивающую текущее функционирование органов государственной власти, и местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование.

Капитальные расходы бюджетов — это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Сюда входят расходы, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта и другие связанные с расширенным воспроизводством расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности федеральной, субъектов РФ и муниципальных образований.

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета группировка расходов федерального бюджета, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета с дальнейшей детализацией бюджетов конкретного федерального органа исполнительной власти или иных получателей средств федерального бюджета по целевым статьям и видам расходов (т. е. в соответствии с выполняемыми ими целями и задачами). Перечень главных распорядителей средств последнего утверждается в структуре ведомственной классификации его расходов федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

Ведомственная классификация расходов бюджетов субъектов РФ является группировкой расходов бюджетов субъектов РФ, отражает распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств их бюджетов в соответствии с организацией системы органов исполнительной власти субъектов РФ и утверждается их законодательными (представительными) органами. Ведомственная классификация местных бюджетов утверждается правовыми актами органов местного самоуправления.

Элементы функциональной, экономической и ведомственной классификаций взаимоувязаны в единую структуру.

Классификация источников внутреннего финансирования дефи цитов бюджетов РФ представляет собой группировку заемных средств, привлекаемых Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов.

Классификация источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ это группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов.

Классификация видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, видов муниципального долга является группировкой долговых обязательств Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Классификация видов государственных внешних долгов РФ и субъектов РФ, а также государственных внешних активов РФ представляет собой группировку государственных внешних долговых обязательств в соответствии с законодательством РФ.

Бюджетная классификация является документом, не только выполняющим важнейшие организационные функции и позволяющим сводить бюджеты всех уровней бюджетной системы в единый консолидированный бюджет РФ, но и имеющим большое экономическое значение.

3. Бюджетный процесс

3.1. Содержание и участники бюджетного процесса

Бюджетный процесс выступает важнейшей составной частью бюджетного устройства. В общем виде он представляет собой регламентируемую нормами права деятельность субъектов общества по формированию, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.

Бюджетный процесс — это сложный многоплановый механизм социально-экономической деятельности физических, юридических лиц и государства. Содержание бюджетного процесса строится на принципах бюджетного устройства и бюджетных правах различных уровней власти.

Бюджетный процесс включает последовательно следующие одна из другой четыре стадии бюджетной деятельности:

1) формирование проекта бюджета;

2) рассмотрение бюджета;

3) утверждение бюджета;

4) исполнение бюджета.

По действующему законодательству управление формированием и исполнением бюджетов является функцией исполнительных органов власти, а рассмотрением и утверждением — функцией представительных органов. Эти процессы осуществляются в тесном сотрудничестве обеих ветвей власти. Контроль исполнения бюджетов в большей степени ложится на исполнительные органы. Основные положения составления, рассмотрения, утверждения и исполнения федерального бюджета устанавливаются Федеральным собранием РФ, а конкретные сроки и формы бюджетной отчетности — Минфином РФ.

Бюджетный процесс решает следующие задачи:

  • максимальное выявление материальных и финансовых резервов;
  • определение доходов бюджета по отдельным налогам и другим платежам, а также их общего объема;
  • установление расходов бюджета по целевому назначению, а также их общего объема;
  • осуществление бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов разного уровня;
  • усиление контроля финансовой деятельности юридических лиц и доходов отдельных граждан;
  • автоматизация процесса составления и исполнения бюджетов.

Во времени бюджетный процесс развивается сверху вниз, от федерального к местным. Такая система обусловлена многообразием форм собственности, невозможностью планомерного развития национальной экономики, а также характером формирования закрепленных и регулирующих доходов, дотаций и субвенций.

Продолжительность бюджетного процесса применительно к федеральному бюджету РФ (от Послания Президента РФ до Федерального закона об исполнении бюджета) составляет более трех лет: формирование, рассмотрение и утверждение — 10 месяцев, исполнение — 1 год, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета — до 1,5 лет. Фактически она может быть еще больше за счет предварительной работы по решению различных проблем формирования, утверждения и исполнения бюджета. Длительность бюджетного периода территориальных бюджетов, как правило, меньше.

Особую роль в бюджетном процессе играет формирование бюджета . Оно проходит две стадии: организация и разработка бюджета.

Организация бюджетного процесса включает:

  • определение субъектов (участников) бюджетного процесса и их полномочий;
  • определение объектов (денежных потоков и фондов) бюджетного процесса;
  • составление планов формирования бюджетного процесса в целом и его отдельных компонентов.

В бюджетном процессе принимают участие все субъекты страны (физические, юридические лица, государственные структуры), а также ряд зарубежных субъектов. Их можно условно подразделить на две группы: пассивные и активные. Пассивные участники — поставщики бюджетных ресурсов (физические и юридические налогоплательщики, кредиторы и т. д.) и конечные потребители денежных средств (физические и юридические лица).

Группу активных участников бюджетного процесса образуют органы с бюджетными полномочиями. К ним относятся Президент РФ, органы государственного управления, финансовые, денежно-кредитного регулирования, государственного и муниципального финансового контроля, государственные внебюджетные фонды. Каждый орган имеет собственные задачи и действует в пределах закрепленных полномочий.

Бюджетные полномочия участников бюджетного процесса заключаются в следующем:

  • Президент РФ определяет основы бюджетной политики и общее руководство.
  • Представительные (законодательные) органы рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют контроль исполнения бюджетов, формируют и определяют правовой статус контролирующих органов, осуществляют другие полномочия.
  • Органы исполнительной власти осуществляют составление проектов бюджетов, исполнение бюджетов, бюджетный контроль, представляют отчет об исполнении бюджетов.
  • Банк России выполняет обязанности по:
    • разработке и представлению совместно с Правительством РФ на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания РФ основных направлений денежно-кредитной политики;
    • обслуживанию счетов бюджета;
    • осуществлению функций генерального агента по государственным ценным бумагам.
  • Кредитные организации осуществляют отдельные операции со средствами бюджета. На них, как участников бюджетного процесса, возложено выполнение двух задач: операций по предоставлению средств бюджета на возвратной основе и обеспечение функций Банка России там, где он их выполнить не может.
  • Контрольные органы законодательных (представительных) органов власти на всех уровнях осуществляют:
    • контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
    • проведение экспертизы проектов бюджетов, федеральных и региональных целевых программ и иных нормативных актов бюджетного законодательства РФ, субъектов РФ, актов органов местного самоуправления.
  • Органы контроля исполнительной власти в ходе исполнения соответствующего бюджета и бюджета государственных внебюджетных фондов осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль.

Важное место в организации бюджетного процесса отводится четкому определению распорядителей и получателей бюджетных средств. Различают главных распорядителей федерального, субъектных и местных бюджетов, просто распорядителей и получателей бюджетных средств.

Распорядитель бюджета — это орган власти, распределяющий средства бюджета по получателям средств.

Получатель бюджетных средств бюджетное учреждение или иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств.

3.2. Разработка проекта бюджета

Составление проекта бюджета — это начальная стадия бюджетного процесса, включающая решение таких вопросов, как:

  • объем бюджета;
  • налоговая и денежно-кредитная политика на предстоящий год;
  • основные направления, средства и методы покрытия бюджетного дефицита;
  • распределение расходов между звеньями бюджетной системы.

Составление проекта федерального бюджета основывается:

  • на Бюджетном послании Президента РФ;
  • перспективном финансовом плане;
  • прогнозе социально-экономического развития РФ на очередной год;
  • отчете об исполнении федерального бюджета в отчетном году и основных показателях ожидаемого исполнения федерального бюджета в текущем году;
  • отчете об исполнении федерального бюджета в отчетном году и показателях ожидаемого исполнения федерального бюджета в текущем году;
  • докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования;
  • проектах федеральных законов о внесении изменений в законодательство РФ о налогах и сборах;
  • реестре расходных обязательств РФ и изменениях, которые планируются в него внести в связи с проектами нормативных правовых актов, определяющих расходные обязательства РФ.

Исходными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета являются:

  • объем ВВП на очередной финансовый год и темп роста ВВп в очередном финансовом году;
  • уровень инфляции (темп роста цен).

Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют: Минфин РФ; его территориальные органы в субъектах РФ; органы местного самоуправления.

Одновременно на очередной год составляются:

  • прогноз консолидированного бюджета соответствующей территории на очередной финансовый год;
  • адресная инвестиционная программа на год;
  • план развития экономики;
  • структура государственного или муниципального долга;
  • программа внутренних и внешних заимствований, предусмотренных на очередной финансовый год для покрытия дефицита бюджета;
  • оценка потерь бюджета от налоговых льгот;
  • оценка исполнения бюджета за текущий год.

Разработка включает следующие этапы:

  • разработку прогнозов экономического развития РФ и подготовку сводных финансовых балансов;
  • составление и оглашение президентского послания;
  • разработку проекта законов о бюджетах;
  • представление пакета документов в законодательные органы. Разработкой проектов бюджетов занимаются Минфин РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Составлению бюджета предшествует разработка прогноза социально-экономического развития, основных направлений бюджетной и налоговой политики, прогноза сводного финансового баланса, плана развития государственного или муниципального сектора экономики. На базе этих документов готовится Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию, в котором излагаются основы бюджетной политики. В качестве основных методов бюджетного планирования используют балансовый, программно-целевой, нормативный, экономико-математические методы.

Прогноз социально-экономического развития территории разрабатывается на базе данных социально-экономического развития за последний отчетный период, прогноза социально-экономического развития до конца базового года (с 1 января по 31 декабря) и тенденций развития экономики и социальной сферы на планируемый г од и предшествует составлению проекта бюджета.

На основании прогноза формируется перспективный финансовый план, который содержит прогнозы бюджета по мобилизации поступлений, привлечению заимствований и финансированию основных расходов. Он разрабатывается для информирования законодательных органов о среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы; прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов; отслеживания негативных долгосрочных тенденций и своевременного принятия соответствующих мер.

Баланс финансовых ресурсов представляет собой баланс всех доходов и расходов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и организаций. Он формируется на базе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год и является основой для составления бюджета.

План развития государственного или муниципального сектора эконо мики включает:

  • перечень и сводный план финансово-хозяйственной деятельности федеральных казенных предприятий, государственных или муниципальных унитарных предприятий;
  • программу приватизации и приобретения имущества в государственную или муниципальную собственность;
  • сведения о предельной штатной численности работников по главным распорядителям бюджетных средств.

При составлении бюджетов особое значение имеют долгосрочные целевые программы. Они разрабатываются органами исполнительной власти в соответствии с прогнозами социально-экономического развития. Долгосрочная целевая программа содержит:

  • технико-экономическое обоснование;
  • прогноз ожидаемых социально-экономических (экологических) результатов реализации программы;
  • наименование заказчика программы;
  • сведения об объемах и источниках финансирования по годам;
  • другие документы и материалы, необходимые для утверждения.

В проекте бюджета указываются основные характеристики бюджета: объем доходов, объем расходов, дефицит (профицит), а также ряд других показателей.

К проекту бюджета на очередной год прилагаются различные документы и материалы, предусмотренные бюджетным законодательством. В частности, проект бюджета определяет:

  1. Объем расходов и доходов федерального бюджета.
  2. Объем дефицита федерального бюджета.
  3. Направления и объемы использования средств Стабилизационного фонда РФ, превышающих минимальный уровень, установленный Бюджетным кодексом РФ.
  4. Закрепление источников доходов федерального бюджета за администраторами; финансирование дефицита федерального бюджета.
  5. Нормативы отчислений в федеральный бюджет федеральных налогов и сборов, неналоговых доходов.
  6. Объемы поступлений доходов в федеральный бюджет по основным источникам.
  7. Распределение расходов федерального бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям, видам функциональной классификации расходов бюджетов РФ.
  8. Ведомственную структуру расходов федерального бюджета.
  9. Перечень и объемы финансирования целевых программ.
  10. Распределение государственных капиталовложений на реализацию федеральной адресной инвестиционной программы; расходов на реализацию межгосударственных договоров в рамках СНГ; межбюджетных трансфертов по субъектам РФ.
  11. Основные показатели Государственного оборонного заказа.
  12. Размер долга иностранных государств по кредитам, предоставленным Правительством бывшего СССР и Правительством РФ, по состоянию на 1 января текущего года.
  13. Верхний предел государственного внешнего и внутреннего долга РФ на 1 января года, следующего за очередным годом.
  14. Программу государственных внутренних, внешних заимствований РФ; предоставления РФ государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам.

3.3. Порядок рассмотрения и утверждения бюджета

Формирование федерального бюджета начинается за 10 месяцев до начала очередного года и осуществляется в соответствии с бюджетной политикой РФ, определенной в Бюджетном послании Президента РФ. Порядок и сроки разработки проекта федерального бюджета определяются Правительством РФ.

Рассмотрение и утверждение бюджета осуществляется представительными органами власти. Внесение проекта федерального закона о федеральном бюджета на следующий год в Госдуму осуществляется Правительством РФ не позднее 29 августа текущего года.

Государственная Дума рассматривает законопроект о федеральном бюджете в четырех чтениях.

В первом чтении , в течение 30 дней со дня внесения, Госдума:

а) заслушивает:

    • доклад Правительства РФ;
    • содоклады Комитета по бюджету и второго профильного комитета, ответственного за рассмотрение предмета первого чтения;
    • доклад Председателя Счетной платы РФ;

б) принимает или отклоняет указанный законопроект.

В случае принятия Госдумой проекта федерального бюджета на следующий год, в первом чтении утверждаются основные характеристики федерального бюджета, при этом Госдума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение Правительства РФ.

В случае отклонения законопроекта Госдума может:

  • передать проект закона о Федеральном бюджете в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик федерального бюджета;
  • вернуть законопроект в Правительство РФ на доработку;
  • поставить вопрос о доверии Правительству РФ.

В случае возвращения проекта закона о Федеральном бюджете на доработку Правительство РФ:

  • в течение 20 дней дорабатывает указанный законопроект с учетом предложений и рекомендаций, изложенных в заключениях Комитета по бюджету и Комитета Госдумы по экономической политике;
  • вносит доработанный законопроект на повторное рассмотрение Госдумы в первом чтении.

В случае отставки Правительства РФ в связи с отклонением проекта федерального закона о Федеральном бюджете на очередной финансовый год вновь сформированное Правительство РФ представляет новый вариант проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год не позднее 30 дней после сформирования.

По итогам рассмотрения в первом чтении проекта федерального закона о Федеральном бюджете на очередной финансовый год принимается постановление Госдумы о принятии проекта в первом чтении и об его основных характеристиках.

Во втором чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год:

  • субъекты права законодательной инициативы направляют в Комитет по бюджету поправки по расходам федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ;
  • Госдума утверждает расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении; размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.

По итогам рассмотрения во втором чтении проекта федерального закона о Федеральном бюджете на очередной финансовый год принимается постановление Госдумы о принятии во втором чтении проекта федерального закона о Федеральном бюджете на очередной финансовый год и о распределении расходов Федерального бюджета на очередной финансовый год по разделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ.

В случае отклонения во втором чтении проекта федерального закона о Федеральном бюджете на очередной финансовый год Госдума передает указанный законопроект в согласительную комиссию.

В третьем чтении проекта федерального закона о Федеральном бюджете на год утверждаются:

  • расходы Федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и главным распорядителям средств Федерального бюджета по всем четырем уровням функциональной классификации расходов бюджетов РФ;
  • основные показатели Государственного оборонного заказа;
  • расходы федерального бюджета на финансирование федеральных целевых программ; Федеральной адресной инвестиционной программы на очередной год в пределах расходов, утвержденных во втором чтении по разделам Федерального бюджета; программы предоставления гарантий Правительства РФ на год; программы предоставления средств Федерального бюджета на возвратной основе по каждому виду расходов;
  • программы государственных внешних заимствований РФ на год; внутренних заимствований РФ; предоставления РФ государственных кредитов иностранным государствам на очередной финансовый год;
  • перечень законодательных актов, действие которых отменяется или приостанавливается на очередной финансовый год в связи с тем, что бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию.

В четвертом чтении проекта федерального закона о Федеральном бюджете на очередной финансовый год Госдума рассматривает указанных законопроект в целом; внесение в него поправок не допускается.

Принятый Госдумой федеральный закон о Федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение 5 дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации, который должен рассмотреть федеральный закон о Федеральном бюджете в течение 14 дней со дня представления Госдумой.

Права Совета Федерации в части закона о бюджете несколько меньше, чем Госдумы, и его поправки требуют одобрения Госдумы, которая может и отклонить данные поправки.

Одобренный Советом Федерации проект федерального закона о Федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение 5 дней со дня одобрения направляется Президенту РФ для подписания.

Закон о бюджете вступает в законную силу после его подписания Президентом РФ со дня его официального опубликования в средствах массовой информации.

В случае отклонения Президентом РФ проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год указанный закон передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию, в которую включается представитель Президента РФ.

Если федеральный закон о Федеральном бюджете на очередной финансовый год не вступает в силу до начала очередного финансового года в случае его непринятия Госдумой до 15 декабря текущего года, а также в случае невступления его в силу по другим причинам до 1 января очередного года, Госдума может принять федеральный закон о финансировании расходов из федерального бюджета в 1 квартале очередного финансового года.

В этом случае федеральные органы исполнительной власти производят расходование средств федерального бюджета в соответствии с указанным федеральным законом.

3.4. Контроль за исполнением бюджета

Исполнение бюджета — последняя, основная и наиболее ответственная фаза бюджетного процесса, выражающая претворение в жизнь главного финансового плана того или иного национально-административного или территориального образования. Его цель заключается в обеспечении достаточного финансирования государственных мероприятий, предусмотренных бюджетами, на основе своевременного и полного поступления доходов.

При исполнении бюджетов решаются следующие задачи:

  • обеспечение аккумуляции плановых поступлений бюджетов;
  • своевременное и полное финансирование государственных мероприятий;
  • контроль соблюдения финансовой дисциплины;
  • учет и отчетность об исполнении бюджетов.

Если на первых трех фазах бюджетного процесса основную работу проводят сугубо государственные службы, то в последней, четвертой, участвуют все министерства, ведомства и большое количество различных организаций, находящихся в какой-либо связи с движением государственных средств. Возглавляют работу исполнительные органы государственной власти, администрации субъектов и местных административно-территориальных образований. В своей деятельности они руководствуются Конституцией государства, а также действующим законодательством по гражданским, финансовым, бюджетным, налоговым, уголовным и другим вопросам. В нем определены права, обязанности и ответственность в рамках исполнения бюджетов.

Соответственно задачам исполнение бюджетов включает: исполнение доходной и расходной частей бюджетов; контроль поступлений и расходов бюджетов; учет и отчетность об исполнении бюджетов.

Исполнения бюджета происходит согласно организационным планам, в которых определены мероприятия по поступлениям или расходам, сроки выполнения и ответственные органы (должностные лица).

В РФ установлено казначейское исполнение бюджетов. Все бюджеты РФ исполняются по принципу единства кассы, означающему исчисление доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление расходов с единого счета бюджета. В соответствии с этим принципом исполнительные органы являются кассирами распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:

  • перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета; распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;
  • возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
  • учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах со ответствующего бюджета.

Все поступления зачисляются в доходы конкретных бюджетов. Правильность исчисления и своевременность уплаты контролируется ответственными службами. Доходы, не внесенные в установленный срок или внесенные не полностью, взыскиваются в принуди тельном порядке. За несвоевременность уплаты и неправильное исчисление налогов применяются санкции (взыскания, пени, штрафы).

Исполнение бюджетов по расходам осуществляется уполномоченными исполнительными органами на основе бюджетной росписи — документе о поквартальном распределении расходов бюджета между получателями бюджетных средств и складывается из санкционирования и финансирования.

Санкционирование состоит из этапов:

  • составления и утверждения бюджетной росписи;
  • утверждения и доведения информации о размерах, сметах и ли лимитах бюджетных ассигнований до распорядителей и получателей средств;
  • принятия денежных обязательств получателями. Финансирование заключается в использовании бюджетных средств.

Все доходы и расходы бюджета подлежат обязательному учету, проводимому органами, исполняющими бюджет. На базе учета все бюджетные организации, исполнительные финансовые органы власти составляют отчетность. Отчетность об исполнении бюджета может быть оперативной, ежеквартальной, полугодовой и годовой. Сбор, свод, составление и представление отчетности производятся уполномоченным исполнительным органом. Отчеты об исполнении бюджета представляются в представительные и контрольные органы власти. Годовой отчет рассматривается Счетной палатой и утверждается Федеральным Собранием РФ.

Выводы

Таким образом, в теме рассмотрено понятие бюджета, раскрыта его социально-экономическая суть, проявляющаяся через основные функции. Раскрыто понятие бюджетной системы и бюджетного устройства. Определены основные принципы, на которых строится бюджетная система.

Также здесь рассмотрена бюджетная классификация, которая действует в соответствии с Бюджетным кодексом и включает в себя:

  • классификацию доходов бюджетов РФ;
  • функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
  • экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
  • классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
  • классификацию источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;
  • классификацию видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ, видов муниципального долга;
  • классификацию видов государственных внешних долгов РФ и субъектов РФ, а также государственных внешних активов РФ;
  • ведомственную классификацию расходов федерального бюджета;
  • структуру расходов бюджетов РФ и муниципальных образований.

Также приводится подробная характеристика доходов федерального бюджета и расходов по трем основным принципам:

  • функциональному;
  • экономическому;
  • ведомственному.

Рассмотрена характеристика каждой из стадий разработки проекта бюджета и порядок рассмотрения и принятия бюджета на очередной финансовый год. А также контроль за исполнением бюджета.

Вопросы для самопроверки

  1. Как определяется бюджет и государственный бюджет в экономической литературе?
  2. Какие основные функции выполняет бюджет?
  3. Что такое бюджетное устройство?
  4. Что представляет собой бюджетная система РФ?
  5. Какие уровни бюджетной системы вы знаете? Назовите их основную характеристику.
  6. На каких принципах строится организация бюджетной системы РФ? Дайте им краткую характеристику.
  7. Что такое бюджетная классификация?
  8. Что включает в себя бюджетная классификация в РФ?
  9. Что такое классификация доходов бюджета?
  10. Дайте характеристику налоговым доходам бюджета.
  11. Дайте характеристику неналоговым доходам бюджета.
  12. В каких формах может осуществляться финансовая помощь?
  13. По каким основным принципам классифицируются расходы бюджета? Дайте им краткую характеристику.
  14. Что представляет собой бюджетный процесс? Какие основные этапы бюджетного процесса вы знаете?
  15. Какие задачи решает бюджетный процесс?
  16. Что включает в себя организация бюджетного процесса?
  17. Дайте характеристику основным участникам бюджетного процесса.
  18. Какие этапы включает в себя разработка проекта бюджета?
  19. Каков порядок рассмотрения и утверждения бюджета?
  20. В чем заключается контроль за исполнением бюджета?

Библиография

  1. Нешитой А.С. Финансы и кредит: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К о », 2006. 572 с.
  2. Финансы: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / С.А. Белозеров, С.Г. Горбушина и др.; под ред. В.В. Ковалева. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004. 512 с.
  3. Финансы: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Миркиной. М.: Финансы и статистика, 2005.
  4. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Миркиной. Финансы и статистика, 2005.
  5. Финансы и кредит: Учебник / М.Л. Дьяконова, Т.М. Ковалева, Т.Н. Кузьменко и др.; под ред. проф. Т.М. Ковалевой. 2-е изд. перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2006. 376 с.
  6. Фетисов В.Д., Фетисова Т.В. Финансы и кредит. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 399 с.

Версия для печати

Хрестоматия

Презентации

Название презентации Аннотация

Элементами бюджетного устройства являются:

1) структура бюджетной системы;

2) бюджетная классификация РФ;

3) принципы бюджетной системы РФ.

Бюджетная система РФ - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная система РФ имеет трехуровневую структуру (ст. 10 Бюджетного кодекса РФ[К31]):

· 1 уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

· 2 уровень - бюджеты субъектов РФ (областей, краев, республик в составе РФ, автономных округов, автономной области и городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), а также бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

· 3 уровень - местные бюджеты (городские, поселковые, районные в составе городов, бюджеты иных административно-территориальных образований).

Бюджеты нижестоящих уровней не входят в состав вышестоящего бюджета.

Консолидированный бюджет - это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории. Он дает полезную информацию для анализа, расчетов и прогнозирования, но формирования такого фонда денежных средств не происходит.

Бюджетная классификация - это группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета (ст. 18 БК РФ).

Бюджетная классификация включает в себя (согласно ст. 19 БК РФ):

1) классификацию доходов бюджетов;

2) классификацию расходов бюджетов;

3) классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;

4) классификацию операций публично-правовых образований (классификацию операций сектора государственного управления).

Принципы построения бюджетной системы:

1. Принцип единства бюджетной системы РФ.

2. Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами разных уровней: закрепление доходов и расходов за бюджетами разных уровней; установление полномочий органов государственной власти и муниципальных органов.

3. Принцип самостоятельности бюджетов:

Самостоятельный бюджетный процесс;

Самостоятельное достижение сбалансированности доходов и расходов;

Самостоятельное определение направлений расходования средств;

Запрет на изъятие дополнительных доходов или сэкономленных средств, полученных при эффективном исполнении бюджета;

Запрет на исполнение расходных обязательств за счет бюджетов других уровней.

4. Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований.

5. Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования бюджета.

6. Принцип сбалансированности бюджета.

7. Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств.

8. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов.

9. Принцип прозрачности (открытости).

10. Принцип достоверности бюджета.

11. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.

12. Принцип подведомственности расходов бюджетов.

13. Принцип единой [К32] кассы.

3.3. Состав доходов федерального бюджета РФ

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в бюджет, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицитов бюджетов. Различают налоговые и неналоговые, а также безвозмездные поступления.

Налоговые доходы бюджета - это федеральные, региональные и местные налоги и сборы, перечень которых определен в Налоговом кодексе [К34] РФ (ст. 13, 14, 15), а также налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами. Налог - это изъятие государством в пользу общества определенной части ВВП в виде обязательного обезличенного платежа, не имеющего конкретного направления расходования. Сбор - это целенаправленный платеж, адресность которого, как правило, содержится в самом названии. Существует также понятие пошлины: пошлина - это оплата конкретных действий уполномоченных органов, совершенных в интересах плательщика (государственная пошлина, таможенная пошлина). К этой же группе относятся пени и штрафы, предусмотренные налоговым законодательством.

Неналоговые доходы:

1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности:

Арендная плата от сдачи в аренду этого имущества;

Проценты по остаткам бюджетных средств на счетах в Центробанке РФ и в кредитных организациях;

Средства от передачи имущества под залог, в доверительное управление;

Плата за пользование бюджетными кредитами;

Дивиденды по акциям, принадлежащим РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям;

Часть прибыли товариществ и обществ, в капиталах которых участвуют РФ, субъекты РФ или муниципальные образования;

Часть прибыли государственных и муниципальных унитарных образований;

Доходы, полученные от предпринимательской или иной деятельности;

Иные доходы.

2. Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

3. Доходы от платных услуг:

Плата за предоставление информации по Единому государственному реестру налогоплательщиков;

Плата за рассмотрение ходатайств, предусмотренных антимонопольным законодательством;

Плата за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;

Плата за услуги, оказываемые Гохраном России;

Другие платные услуги.

4. Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям; иные суммы принудительного изъятия:

Штрафы от применения мер административной и уголовной ответственности;

Штрафы, конфискации и компенсации от применения мер гражданско-правовой ответственности.

5. Иные неналоговые доходы:

Часть прибыли Центрального банка РФ;

Таможенные пошлины, таможенные сборы и т.д.

К безвозмездным поступлениям относятся:

1. Дотации и субсидии из других уровней бюджетной системы.

2. Субвенции.

3. Иные межбюджетные трансферты.

4. Безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Моментом зачисления доходов в бюджет считается момент совершения Центробанком РФ или кредитной организацией операций по зачислению (учету денежных средств на счете органа, исполняющего бюджет). Момент уплаты доходов в бюджет - это момент передачи в банк платежного поручения (при наличии достаточного остатка на счете плательщика) или внесения наличными денежной суммы в банк.

В разделе 2 Бюджетного кодекса РФ подробно перечислены доходы каждого уровня бюджетной системы:

1) доходы федерального бюджета (гл. 7);

2) доходы бюджетов субъектов РФ (гл. 8);

3) доходы местных бюджетов (гл. 9).

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 2 декабря 2013 г. № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2015 год утвержден в сумме 14 564 940 902,0 тыс. руб. и на 2016 год - в сумме 15 905 708 733,0 тыс. руб., в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 381 865 740 тыс. руб.


Похожая информация.