И грабарь краткая биография. Картины игоря грабаря

И.Э.Грабарь - Это одно из самых известных имен в истории русской культуры XX века. Человек многогранный, проявивший себя в искусстве, науке, музейном и реставрационном деле. За свою очень долгую жизнь Грабарь много трудился, отдавая всего себя делу, которым он занимался в этот период.

И.Э. Грабарь родился в Будапеште, в русской семье. Все его многочисленные родственники активно принимали участие в освободительном движении против "мадьяризации" славян, входивших в состав Австро-Венгерской империи, куда входил в то время Будапешт. За эту деятельность судили его деда и мать. Отец был вынужден скрываться, а в 1876 г. он эмигрировал в Россию. Некоторое время спустя в Россию привезли и Игоря.

После окончания гимназии Грабарь учился в московском лицее. Он мечтал о живописи, посещал все выставки, изучал коллекцию Третьяковской гаалереи и других московских музеев.

Осенью 1889г., 18 лет от роду, без денег, Грабарь едет в Петербург. Поступает в университет, учится на двух факультетах одновременно - юридическом и историко-филологическом, и упорно готовится в Академию художеств. Зарабатывает на жизнь сочинением юмористических рассказов и рисованием иллюстраций в журналы. И Грабарь поступает в Академию художеств, блестяще учится, занимается в мастерской самого Ильи Репина.

А летом 1895 года на каникулах совершает поездку в Берлин, Париж, Венецию, Флоренцию, Рим, Неаполь. В Италии он потрясен творениями великих мастеров Возрождения, а в Париже - работами импрессионистов и постимпрессионистов.

В 1900 г. Грабарь возвращается в Россию, и тут начинается его самый "творческий период", как признавался сам художник. Он вновь влюбляется в русскую природу, ошеломлен красотой русской зимы.

Безусловно, на него оказало искусство французских импрессионистов, но он не подражает им, пишет по-своему, по-русски. Вдохновенно бросает краски на холст, передает все переливы оттенков голубого, бирюзового, розового, не скупясь на яркие, звонкие краски в изображении русской природы.

В 1910 - 1923 годах художник отходит от живописи, он увлекается архитектурой, историей искусства, музейной деятельностью, охраной памятников. Он издает шеститомное издание "Истории русского искусства", для которого пишет важнейшие разделы. 12 лет Грабарь возглавлял Третьяковскую галерею. Активно занимается охраной памятников культуры от разрушения.

С 1924 года Грабарь вновь много занимается живописью, увлекается портретом. Изображает своих близких, пишет портреты ученых и музыкантов. Пишет и сюжетные картины: "В.И.Ленин у прямого провода"(1933), "Крестьяне-ходоки на приеме у В.И.Ленина"(1938).

И снова пишет пейзажи, по-прежнему предпочитает снег, солнце и радость жизни. В основном Грабарь работал в традициях русской реалистической живописи.

"Лучший отдых есть перемена работы", - говорил сам художник. И до конца своих дней он активно работал во многих областях культуры. Смерть застала его за работой.

Этого русского живописца современники не зря называли "человеком-оркестром". Художник, реставратор, музейный деятель, искусствовед, педагог - он умел делать практически все. Многогранная личность, полностью отдававшаяся искусству, творила на протяжении более чем шестидесяти лет. Грабарь Игорь Эммануилович, специализировавшийся на портретах и пейзажах, первым в Советском Союзе получил звание Заслуженного деятеля искусств.

Увлеченный живописью

Будущий гений родился в Будапеште, в 1871 году. Уже через пять лет его семья эмигрирует в Россию. Мальчик, получающий образование в московском лицее, грезит искусством: он посещает все выставки, изучает картины Третьяковской галереи, делает копии портретов из старинных журналов. Учась на историко-филологическом и юридическом факультетах в Петербурге, юноша поступает и в Академию художеств, где его примечает сам Илья Репин. Молодой человек постоянно рисует с натуры, делает зарисовки и портреты окружающих. Он входит в узкий круг людей, занимающихся искусством, иллюстрирует издание "Нива".

Новый этап творчества

Еще будучи студентом, Грабарь Игорь Эммануилович посещает Германию, Францию и Италию. Восхищенный искусством Возрождения и работами импрессионистов, он возвращается в Россию в 1903 году с новыми идеями. Как признавался сам мастер, в его жизни наступил новый этап и самый творческий период. Его работы замечают современники в России и за границей, и каждое новое произведение получает лестные отзывы.

Восхищенный красотой природы, он не скупится на яркие краски. Как полагают исследователи, на художника оказал огромное влияние французский импрессионизм, однако он работает в исконно русском стиле. Никому не подражает, а пишет по-своему.

Многогранная личность

Начиная с 1910 года, Грабарь Игорь Эммануилович отходит от живописи. Он безмерно увлечен архитектурой и музейной деятельностью. Талантливый автор спасает разрушавшиеся на глазах памятники зодчества, пишет книги и даже создает в память о русском враче Г. Захарьине больницу-мемориал в "палладианском" стиле. Возглавивший Третьяковскую галерею, он проводит реформу экспозиции и размещает картины в исторической последовательности. Имея репутацию бунтаря, Грабарь устраивает в Лондоне выставку русских произведений и идет против воли Третьякова, завещавшего не трогать его коллекцию.

От импрессионизма к реализму

И только с 1924 года мастер вновь обращается к живописи, увлекаясь не только пейзажным, но и портретным жанром. Работающий в лучших традициях реалистической живописи, он стремится к правде жизни и изумительно передает натуру. Его работы на многочисленных выставках по достоинству оцениваются критиками, считающими, что полотна художника Грабаря Игоря Эммануиловича заслуживают отдельного внимания.

Однако сам автор не стесняется называть некоторые свои творения откровенными неудачами. Именно так он отзывался о работах "Туркестанские яблоки" и "Красные яблоки на синей скатерти". А вот зрители увидели в них контраст фактур, противопоставление холодного оттенка теплому и по достоинству оценили пластику объемов.

Живописец работает и над камерными полотнами своих родственников и коллег. Так, он создал изумительный "Портрет В. М. Грабарь, жены художника", впечатляющий "Портрет академика С. А. Чаплыгина". Отличающиеся реализмом и безукоризненной передачей света, картины Грабаря Игоря Эммануиловича всегда вызывали восхищение его преданных поклонников.

В 1937 году он создает двухтомную монографию о Репине - своем любимом авторе. Вскоре его награждают за работу Сталинской премией.

Умер художник в 1960 году в Москве.

Величие природы

Мастер мечтал, чтобы его творения в большей степени отвечали зрительским представлениям о природе. Начиная работу, он тут же вставал на место публики. Пожалуй, самым известным шедевром гениального автора является "Февральская лазурь". Грабарь Игорь Эммануилович вспоминал, как однажды он приехал погостить к друзьям на дачу в Подмосковье. Природа пробуждалась от долгой спячки и праздновала новый этап своей жизни. Засмотревшийся на красавицу-березу, автор восхитился открывшемуся ему виду. Художник, вырыв ямку в снегу у дерева и глядя только вверх, чтобы запомнить необыкновенное зрелище, на свежем воздухе сделал набросок, восхитивший зрителей и критиков. Грабарь не обращал внимания на сильные морозы, а был переполнен счастьем от увиденной красоты, которую ему захотелось передать.

Необычный эффект

Публика была в восторге, увидев сказочные переливы ярких и чистых цветов, объединенных в единое целое лазурью неба. Живописец накладывает на белоснежный холст ярко-голубые тени с темно-изумрудными и коричневатыми вкраплениями. Стволы березок, окутанные кружевным инеем, буквально купаются в сияющем солнечном свете и сверкают, словно радужные бусы.

Любопытно, что автор создал полотно, которое заставляет зрителя посмотреть в насыщенную синеву неба снизу вверх. В самом облике исконно русского деревца сказалось радостное восприятие автором природы родного края. Художник видел удивительное очарование в русском пейзаже и стремился запечатлеть его в чистых красках, передающих все градации небесной синевы.

Последний пленэрист России

Обобщенный образ русской природы в картине Игоря Эммануиловича Грабаря "Февральская лазурь" (1904 г.) понравился публике, назвавшей мастера "последним пленэристом Руси". Талантливый живописец, нашедший собственный стиль, продолжил и развил все самое лучшее, что проявилось в творчестве Серова, Левитана и других известных пейзажистов.

Он достиг предельной цветовой насыщенности, нанося густые мазки плотным слоем. А написание картины с низкой точки - необычный прием, придающий творению удивительный эффект. Автор не старается перенасытить полотно светлыми красками, а темные проталины и грязноватый снег говорят о скором приближении весны. Все цвета, которые используются мастером, сливаются в единую палитру ярких и пастельно-прозрачных оттенков. Грабарь слышит музыку весны и чувствует легкую грусть расставания с любимой порой. Притягательное полотно, раскрывающее поэтический мир русской зимы, поднимает настроение, и именно такого чувства добивается художник, рисующий родную землю.

Грабарь Игорь Эммануилович: картины с названиями

Полотно "Осень. Рябины и березы" (1906 г.) создавалось под впечатлением произведений импрессионистов. Мастер создает настоящее чудо при помощи небрежных, слегка размытых мазков желтоватого, коричневого и пурпурного оттенков. Живописец восхищается чудесной порой и заставляет сделать это зрителя. Здесь даже не конкретное изображение золотой осени, а впечатление автора от увиденного. И этот восторг передается публике, которая не проходит равнодушно мимо картины. Кажется, еще немного, и можно услышать тихий шелест листвы высоких березок, ощутить на себе последнее тепло осеннего солнышка. Мастер играет с красками, стараясь передать свежесть и прозрачность воздуха, и это ему удается.

В 1937 году появляется работа "Подсолнухи", которая подкупила зрителей своей простотой. Здесь нет особой игры света, однако гармоничное сочетание золотистых подсолнухов, светло-голубого неба, затянутого облаками, и листвы очень темного, почти сине-зеленого цвета привлекли внимание публики.

Склонившиеся под своей тяжестью головки подсолнухов и смущенно жмущиеся друг к другу тоненькие березки производят огромное впечатление.

На ранних полотнах Грабаря Игоря Эммануиловича, биография и творчество которого волнуют его поклонников, можно заметить густую сетку из плотных мазков разных цветов. Издали они смешиваются в единое целое, образуя реалистические произведения, наполненные светом и любовью. Автор потрясающих шедевров, обожавший снежную зиму и морозные пейзажи, признавался, что природа весной, когда снег сменяется изумрудной листвой, перестает его привлекать. "Порой на моей палитре не хватает оттенков, которые способны передать невероятную красоту морозного дня", - рассказывал мастер. А именно такая природа играла для него насыщенными красками.

Один из самых последовательных русских импрессионистов владел секретом радужного сияния красок, позволяющим посмотреть на окружающий мир с радостью. Позднее, под влиянием соцреализма, его манера писать кардинально меняется.

В произведениях Грабаря Игоря Эммануиловича, наделенного многими дарованиями, нашли отражение отголоски наследия прошлого и воплотились в жизнь самые смелые идеи живописи будущего. Автор многочисленных работ вошел в историю как поэт русской зимы, хотя писал и осень, и лето. Он открыл миру русский пейзаж и показывал необычное в обычном.

Художник Грабарь Игорь Эммануилович родился 1871 г. в Венгрии весной 25 марта в городе Будапеште, который на тот момент входил в состав Австро-Венгрии. Многие родственники семьи принимали участие в европейском славянофильском движении, за что подвергались гонениям.

Его отец Эммануил Иванович Грабарь был юристом и депутатом местного парламента, но затем долгие годы вынужден был скрываться за участие в так называемых «антимадьярских» выступлениях. В 1872 г. семья покинула Венгрию и перебралась в Италию, где Эммануил Грабарь получил работу учителя детей богача П. Демидова, а через три года вместе с этой семьей отправился в Париж. Когда мальчику исполнилось пять лет, его отец переехал в Россию. Мальчик практически все время находился у родственников и лишь в 1880 г. они вместе с матерью поселились в Рязанской губернии, где Эммануил работал преподавателем в гимназии.

С самого раннего детства Игорь Грабарь отличался целеустремленностью, трудолюбием и безмерно любил искусство. По его словам, он «тратил пропасть бумаги», писал, старался сделать копии генеральских портретов из популярного издания «Нива».

Впервые настоящего художника мальчик встретил в лице учителя рисования И.Шевченко. Здесь он увидел «серебристые тюбики» с красками и испытал огромное волнение. «Мне казалось, что я не выдержу, огромный восторг наполнил мою грудь, когда почувствовал неповторимый запах». Подросток самостоятельно по репродукциям с огромным интересом знакомился со многими произведениями русских художников. А в одиннадцать лет он побывал на художественной выставке, где затаив дыхание, долгое время стоял перед лучшими полотнами Репина и Сурикова, Флавицкого и Верещагина, Перова и Куинджи, Васильева и Крамского. Свое свободное от учебы время, подросток проводит в знаменитой Третьяковке. Многие часы посвящает рисованию с натуры. Летом он пробует заняться пейзажной живописью.

Художник Грабарь оканчивает лицей по высшему разряду, то есть, с золотой медалью и соответственно поступает на дальнейшую учебу в университет, и одновременно обучается в историко-филологическом и на юридическом и факультетах.
После окончании обучения в данном заведении в 23 года отроду он был зачислен в Академию художеств, огромную мечту всей его юности. Но молодой человек и после академии продолжает учебу, теперь уже в Европе в Германии и во Франции. После получения познаний европейских ценностей в 1903 году художник возвращается в Россию в Москву, где принимает активное участие в различных выставках. На его картины обращают внимание современники, как в России, так и в Европе, соответственно Грабарь получает множество положительных отзывов.

Паралельно с творческой деятельностью живописец занимается и просветительской и иследовательской дятельностью. Я вляясь редактором издания "Истории русского искусства" пишет различные статьи по искусству и о самых заметных художниках России.

Относительно заслуг Грабаря, его избирают на должность попечителя в в Третьяковскую галерею, где он принимает участие с 1913 по 1925 годы. В это же время он возглавляет мастерские по реставрации картин из наследия русских художников.

Во время войны художник предлагает компенсировать ущерб, нанесенный музейным комплексам СССР, конфисковав ценные произведения искусства в Германии. Он возглавляет Бюро экспертизы, составляющего реестры наиболее известных полотен из европейских музеев, организует так называемые «трофейные бригады», которые отправляются на фронт, лично инспектирует прибывшие произведения.

Игорь Грабарь председательствует в различных комиссиях, по изъятию ценных полотен и икон. Он участвует в реставрации знаменитой иконы иконописца Андрея Рублева его знаменитой «Троицы». Консультирует бригаду реставраторов, работающих в Троице-Сергиевой лавре.

Но при всей загруженности художник не может оставить в стороне кисти, даже на время. Он пишет прекрасные пейзажные зарисовки с небольшими жанровыми сценками, украшающими картины и множество прекрасных натюрмортов. Его городские пейзажи незатейливо объеденены с реалистическим жанром. Он пишет тихие, уютные дворики Замоскворечья. У Грабаря также проявляется большой талант портретиста и архитектора.

Исследовательская деятельность Игоря Грабаря расширяет наши познания о родной русской культуре в средние века (Феофан Грек, Андрей Рублев). Он вносит многие усовершенствования в методы реставрации. Просто неоценимое наследие для русской культуры имеет его двухтомник о Репине.

В ХХ век отечественного русского искусства Игорь Грабарь вошел как человек очень многогранный, который отличился в различных сферах своей деятельности.

Страница:

Грабарь Игорь Эммануилович (1871-1960), русский художник, историк искусства, музейный деятель.

Родился в Будапеште 25 марта 1871 в семье Э.И.Грабаря, видного общественного деятеля, который в 1876 вынужден был переселиться в Россию из-за преследований, которым подвергался, выступая против антиславянской политики австро-венгерских властей. Учился в петербургской Академии художеств (1894-1896), в частности у И.Е.Репина, а также в студии А.Ашбе в Мюнхене (с 1896); организовав вместе с Ашбе школу, преподавал там в 1898-1901. Жил в Петербурге (с 1889) и Москве (с 1903). Был членом объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников».

Не помню себя не рисующим, не представляю себя без карандаша, резинки, без акварельных красок и кистей.

Грабарь Игорь Эммануилович

В художественной его продукции вначале доминировали простые по мотиву, но насыщенные по колориту пейзажи (Белая зима. Грачиные гнезда, Февральская лазурь, Мартовский снег, все три работы 1904) и натюрморты (Неприбранный стол, 1907; все - в Третьяковской галерее). Тогда же обнаружился его талант портретиста, а также архитектора (неоренессансно-палладианская усадьба Захарьино под Москвой, 1909-1914).

Активно работал как художественный критик (в журналах «Мир искусства», «Старые годы», «Аполлон» и др.). С 1906 совместно с издателем И.Н.Кнебелем осуществил серию монографий о крупнейших мастерах нового русского искусства, написал для этой серии книги об И.И.Левитане (1913, в соавторстве с С.Глаголем) и В.А.Серове (1914). Значительную роль в деле самоопределения национальной художественной школы сыграла подготовка многотомной Истории русского искусства (1906-1916; в связи с войной издание прервалось на 6-м томе), где он был автором ряда важнейших разделов.

Грабарь внес большой вклад в русскую культуру, став попечителем и директором Третьяковской галереи (1913-1925), а также организатором и директором Центральных реставрационных мастерских в Москве (1918-1930, с 1944 - научный руководитель), которым позднее было присвоено его имя. Исследования Грабаря расширили знания об отечественной средневековой культуре (уточнив, в частности, творческий облик Феофана Грека и Андрея Рублева) и усовершенствовали методику реставрации.

В советский период Грабарь активно занимался живописью, охотно обращаясь к пейзажу и портретам «старинных русских людей» (Н.В.Клюев, 1932, Третьяковская галерея). Писал и официальные полотна (В.И.Ленин у прямого провода, 1933; Крестьяне-ходоки на приеме у В.И.Ленина и И.В.Сталина, 1938; обе картины в музее в Горках Ленинских). Капитальное значение имеют двухтомная книга Грабаря о Репине (1937; Сталинская премия 1941) и мемуарная «автомонография» Моя жизнь (1937). При его участии вышла большая часть новой Истории русского искусства (тт. 1-13, 1953-1969). В поздние годы Грабарь исполнял обязанности директора Института имени В.И.Сурикова (1937-1943), Всероссийской Академии художеств (1943-1946), Института истории искусств АН СССР (с 1944).


В Егорьевской гимназии
В Катковском лицее
Университетские годы
В Академии художств
Мюнхенские годы
"Мир искусства"
Грабарь в Москве
Музейная деятельность
Возвращение к живописи

Биография русского художника Игоря Грабаря

Автор текста - Наталья Мамонтова

Игорь Эммануилович Грабарь родился 13 марта 1871 года в Будапеште, в русской семье, которая принадлежала к этнической группе, компактно проживавшей в Угорской Руси. Этот карпатский район входил в состав Австро-Венгерской империи. Почти вся многочисленная родня Грабаря, прежде всего его дед по матери Адольф Иванович Добрянский, была причастна к европейскому славянофильскому движению, вовлечена в борьбу против «мадьяризации» славян Австро-Венгрии. Жизнь семьи была пронизана общественно-политическими интересами, и в этой специфической атмосфере прошло детство Игоря. В нем были драматические эпизоды, в том числе суд над дедом и матерью, Ольгой Грабарь, которую едва не приговорили к смертной казни за «государственную измену», эмиграция его отца, Эммануила Ивановича Грабаря, юриста, депутата Будапештского парламента, вынужденного скрываться за «антимадьярскую» деятельность. Отец переселился в Россию в 1876 году под конспиративным именем Храбров (эта фамилия надолго, вплоть до окончания университета, оставалась в жизни Игоря Грабаря, и ею он подписывал некоторые свои ранние работы, например, иллюстрации к повестям Гоголя, изданным в 1890-е годы).

Детство Грабаря было нелегким: с раннего возраста почти постоянно он жил в разлуке с родителями и при всем обилии родственников чаще всего оставался на попечении чужих людей. В 1880 году мать привезла его в Россию, в Егорьевск Рязанской губернии, где в гимназии преподавал отец. Но воссоединения семьи не произошло - вскоре отец был переведен в Измаил, а мальчик остался учиться в Егорьевске. Он навсегда сохранил любовь к этому тихому провинциальному городку, где у него появилось много добрых знакомых, где его любили и опекали. С детства ему не изменяли те свойства характера, благодаря которым он создал свою жизнь такой, какой хотел, - целеустремленность, позитивное начало в отношениях с людьми, умение находить друзей, удивительное трудолюбие, интерес к жизни и возникшая в самую раннюю пору горячая любовь к искусству. Детские увлечения Игоря были весьма серьезны: в восьмилетнем возрасте он строил дом в саду дедовского имения из настоящих материалов и по всем правилам. Судя по его воспоминаниям, он постоянно нагружал себя разнообразной деятельностью, подбираясь постепенно к творчеству. «Не помню себя не рисующим, не представляю себя без карандаша, резинки, без акварельных красок и кистей», - писал позже Грабарь. Изводя «пропасть бумаги», он рисовал все, что придет в голову, любил копировать портреты генералов из журнала «Нива» времен русско-турецкой войны 1877-1878 годов.

Первым художником, встреченным им в жизни, стал учитель рисования в Егорьевской гимназии И.М.Шевченко, окончивший Московское училище живописи и ваяния. «Мне до смерти хотелось как-нибудь к нему забраться, чтобы собственными глазами увидать, как пишут картины и что это за масляные краски, о которых я знал только понаслышке». И попав, наконец, к учителю, увидев эти серебряные тюбики, мальчик испытал сильнейшее впечатление: «Я думал, что не выдержу от счастья, наполнявшего грудь, особенно когда почувствовал сладостный, чудесный запах свежей краски». Грезя о масляных красках, он медленно, но неуклонно продвигался к своему предназначению. Однако Егорьевск ничего, кроме рисунков в «Ниве», гравюр в «Живописном обозрении» и «Всемирной иллюстрации», не мог предложить будущему художнику. Но и это было немало - уже в детстве Грабарь по репродукциям познакомился со многими выдающимися картинами русской школы.
Трудный этап в его жизни был связан с московским лицеем цесаревича Николая, куда Грабарь поступил в 1882 году. Директором лицея был Михаил Катков, редактор «Московских ведомостей», литератор правого толка. Грабарь был принят «живущим стипендиатом», и это положение сильно отличалось от положения окружавших его богатых мальчиков, не дававших ему забыть о бедности его семьи. «Угнетавшее и унижавшее чувство достоинства окружение», - так характеризовал лицейскую среду Грабарь. Но у него уже был свой мир, позволявший уходить от тяжелых впечатлений.
Москва 1882 года встретила Игоря Грабаря огромной Всероссийской художественно-промышленной выставкой, в художественном отделе которой мальчик пережил встречу с лучшими картинами того времени - уже знакомые по гравюрам Репин и Суриков, Флавицкий и Верещагин, Перов и Куинджи, Васильев и Крамской открылись ему теперь во всем своем живописном блеске.
Выходные дни и праздники полностью принадлежали Игорю - целыми днями он пропадал в Третьяковской галерее, на московских выставках, у знакомых. В Москве он искал людей и места, связанные с искусством, - иконописное училище, квартиры студентов Московского училища живописи, ваяния и зодчества или университетских друзей брата Владимира. Среди последних он познакомился с Дмитрием Щербиновским, студентом-юристом и художником. Через него произошло знакомство с Абрамом Архиповым, встречи с Василием Поленовым, Сергеем Ивановым. Щербиновский оказал сильное влияние на Грабаря, который решил по его примеру прежде всего получить университетское образование.
Но главным содержанием лицейской жизни стали занятия рисунком и живописью. На уроках в лицее и в классах рисования Московского общества любителей художеств Грабарь осваивал рисунок с натуры и технику письма масляными красками. «У меня было четыре возможности работать с натуры в стенах лицея: писать из окон, писать портреты окружающих, ставить себе натюрморты и сочинять сцены из жизни и быта лицея, списывая детали с натуры. Все это я и делал». Моделями его были одноклассники, педагоги, служители, егорьевские знакомые. В летние месяцы Грабарь пробовал себя в пейзажных этюдах: «После двух картин Куинджи на сюжет «Березовой рощи»... пошла мода на березу. Я в Титове тоже писал березовую рощу, стараясь не походить на Куинджи». В последний свой лицейский год он увидел в своих работах новые, достигнутые упорным трудом живописные качества.
Наряду с основными творческими интересами в лицее Грабарь много читал, успешно изучал языки, пробовал себя в литературе. Лицей он закончил с золотой медалью и в 1889 году поступил в Петербургский университет на юридический факультет. «Вот она столица, думал я, когда ехал на извозчике с Варшавского вокзала на Выборгскую сторону... В этот первый чудесный осенний день Петербург показался мне сказочно прекрасным с сверкающей вдали адмиралтейской иглой, синей Невой, гранитной набережной и Петропавловским шпицем. Таким он остался для меня с тех пор навсегда: самым красивым городом Европы».