Категории по состоянию индивидуума эмоциональные. Отрицательные эмоциональные состояния

Эмоции

Разнородность психических процессов, обеспечивающих различные формы ориентировки субъекта в мире объектов и самом себе, приводят к необходимости упорядочить из возможных классификаций. В качестве основных групп психических процессов выделяются: 1. Познавательные(ощущение и восприятие, память, воображение и мышление), 2. Эмоциональные(чувства, эмоции), 3. Волевые(мотивы, стремления, желания, принятие решений). Хочу остановиться на второй группе- эмоциональные процессы. А более подробно разобрать эмоции.

Эмоции- особый класс психических процессов и состояний (человека и животных), связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.и т. д.

Эмоции появились у человека в процессе эволюции. Можно предположить, что истоки некоторых человеческих эмоций нужно искать в простейших физиологических драйвах, таких как голод, и в первичных адаптационных механизмах, таких как реакция приближения-отстранения. Каждая эмоция исполняла те или иные адаптивные функции в процессе эволюции человека. Тезис Дарвина о том, что способы выражения базовых эмоций врожденны и универсальны, был неоднократно подтвержден кросс-культурными исследованиями и исследованиями в области психологии развития.



Комплексное определение феномена эмоции должно включать в себя физиологический, экспрессивный и эмпирический компоненты. Эмоция возникает как результат нейрофизиологических процессов, которые в свою очередь могут быть вызваны как внутренними, так и внешними факторами. Когда эмоция возникает в ответ на мысленный образ, символ, представление, то можно говорить о сформированной связи между мыслью и чувством, или об аффективно-когнитивной структуре. Аф-фективно-когнитивные структуры могут представлять собой комбинацию драйва и когнитивных процессов или комбинацию драйва, эмоции и когнитивных процессов.

Из соображений удобства мы разделяем эмоции на положительные и отрицательные на основании их сенсорных или эмпирических характеристик. Однако нужно помнить, что всякая эмоция (например, радость, страх) может быть и позитивной, и негативной - в зависимости от того, насколько она помогает или мешает адаптации индивида в конкретной ситуации.

Переживание эмоции изменяет уровень электрической активности головного мозга, диктует, какие мышцы лица и тела должны быть напряжены или расслаблены, управляет эндокринной, кровеносной и дыхательной системами организма. Эмоции могут омрачить восприятие окружающего мира или расцветить его яркими красками, повернуть ход мыслей к творчеству или меланхолии, сделать движения легкими и плавными или, наоборот, неуклюжими.

Человеческое поведение зиждется на эмоциях, они активизируют и организуют восприятие, мышление и устремления человека. Эмоции оказывают непосредственное влияние на перцептивные процессы, фильтруют информацию, которую человек получает при помощи органов чувств, активно вмешиваются в процесс ее последующей обработки.

Эмоция интереса

Эмоция интереса рассматривается нами как одна из врожденных базовых эмоций и как доминирующее мотивационное состояние в повседневной деятельности полноценного, здорового человека. Мы считаем, что в обычном состоянии сознания человек постоянно переживает какую-либо эмоцию и что чаще всего его перцептив-но-когнитивная деятельность и поведение направляются эмоцией интереса. Исключение составляют те случаи, когда в сознании доминирует неудовлетворенная потребность или негативная эмоция.

Эмоция интереса характеризуется вполне определенными поведенческими проявлениями. Заинтересованный человек выглядит воодушевленным, его внимание, взгляд и слух направлены на интересующий объект. Он переживает чувство захваченности, зачарованности, поглощенности. Феноменология интереса также характеризуется относительно высокой степенью чувства удовольствия и чувства уверенности в себе и умеренной степенью импульсивности и напряжения.

Удивление

Удивление порождается резким изменением стимуляции. Внешней причиной для удивления служит внезапное, неожиданное событие. Этим событием может быть удар грома, вспышка фейерверка или нежданное появление друга.

Чувство удивления знакомо каждому, но его трудно описать. Отчасти это объясняется тем, что удивление недолговечно, но еще более важную роль играет то обстоятельство, что в миг удивленья наш разум как будто становится пустым, все мыслительные процессы словно приостанавливаются. Именно поэтому реакция удивления не получает достаточного осмысления. Переживание удивления немного напоминает ощущение от легкого удара электрического тока: ваши мышцы мгновенно сокращаются, и вы чувствуете легкое покалывание от проходящего по вашим нервам разряда, которое заставляет вас вздрогнуть. Испытывая удивление, мы не знаем, как реагировать на стимул; его внезапность порождает у нас чувство неопределенности.

Печаль

Переживание печали обычно описывают как уныние, грусть, чувство одиночества и изоляции. Хотя эмоция печали может оказывать весьма пагубное воздействие на человека, она характеризуется меньшим уровнем напряжения, чем другие негативные эмоции. Экспериментальные исследования обнаружили, что в ситуации печали у здоровых людей второй по значимости является эмоция страха, что согласуется с теми положениями теории дифференциальных эмоций, которые рассматривают динамику печали при депрессии и горе.

Эмоция печали выполняет ряд психологических функций. Переживание горя сплачивает людей, укрепляет дружеские и семейные связи; печаль тормозит умственную и физическую активность человека, и тем самым дает ему возможность обдумать трудную ситуацию; она сообщает человеку и окружающим его людям о неблагополучии, и наконец, печаль побуждает человека к восстановлению и укреплению связей с людьми.

Существуют три способа регуляции печали: активация другой эмоции для устранения или снижения интенсивности переживаемой печали, когнитивная регуляция (переключение внимания и мышления) и моторная регуляция (путем напряжения произвольно управляемых мышц и физической активности).

Гнев

Гнев, отвращение и презрение - самостоятельные дискретные эмоции, но они часто взаимодействуют друг с другом. Ситуации, активирующие гнев, часто в той или иной мере активируют эмоции отвращения и презрения. В любой комбинации эти три эмоции могут стать главным аффективным компонентом враждебности.

Мимическая реакция гнева предполагает нахмуривание бровей и оскаливание зубов либо сжатие губ. Переживание гнева характеризуется высоким уровнем напряжения и импульсивности. В гневе человек чувствует себя гораздо увереннее, чем при любой другой отрицательной эмоции.

Эмоция гнева не обязательно приводит к агрессии, хотя и является одним из компонентов агрессивной мотивации. Агрессивное поведение обычно обусловлено целым рядом факторов - культуральных, семейных, индивидуальных. Проявления агрессии можно наблюдать даже у маленьких детей. Результаты исследований показывают, что агрессивные дети (то есть дети, которые не обладают навыками социального поведения), став взрослыми, как правило, тоже демонстрируют агрессивное или криминальное поведение. Эти данные позволяют предположить, что уровень агрессивности представляет собой врожденную характеристику индивида и по мере его взросления приобретает характер устойчивой личностной черты.

Отвращение

Эмоция презрения связана с чувством превосходства. Трудно говорить о достоинствах или о позитивном значении данной эмоции. Возможно, презрение является адекватным чувством тогда, когда оно направлено против таких уродливых социальных явлений, как опустошение природных запасов, загрязнение окружающей среды, угнетение, дискриминация, преступность.

Негативные аспекты эмоции презрения достаточно очевидны. Все предрассудки и так называемые <хладнокровные> убийства вызваны презрением.

Ситуации, активирующие гнев, зачастую одновременно активируют эмоции отвращения и презрения. Комбинацию этих трех эмоций можно рассматривать как триаду враждебности. Однако враждебность необходимо отличать от агрессивного поведения. Враждебные чувства повышают вероятность агрессии, но не обязательно приводят к ней. Человек, испытывающий враждебные чувства, может и не проявлять агрессии. И наоборот, можно вести себя агрессивно, не испытывая враждебности.

Страх

Несмотря на то что страх, особенно в его крайних проявлениях, переживается нами довольно редко, большинство людей боится этой эмоции. Переживание страха ощущается и воспринимается людьми как угроза личной безопасности. Страх побуждает людей предпринимать усилия, направленные на избежание угрозы, на устранение опасности. Страх может быть вызван как физической, так и психологической угрозой.

Существует ряд стимулов и ситуаций, на которые мы биологически предрасположены реагировать страхом. К таким <естественным сигналам> опасности относятся боль, одиночество и внезапное изменение стимуляции. Но по мере приобретения опыта человек научается бояться самых разных ситуаций, явлений и объектов. Большинство условных активаторов страха так или иначе связаны с естественными сигналами опасности. Если родители постоянно реагируют на определенные стимулы страхом, то велика вероятность того, что эти стимулы будут вызывать страх и у их ребенка.

Переживание страха сопровождается чувством неуверенности, незащищенности, невозможности контролировать ситуацию. Первичной функцией страха является мотивация специфических когнитивных и поведенческих актов, способствующих укреплению безопасности и чувству уверенности. Страх вызывает эффект <туннельного восприятия> и существенно сужает выбор стратегий поведения. Однако страх несет в себе и адаптивную функцию, ибо заставляет человека искать способы защиты от возможного вреда. Предчувствие страха может стать импульсом для укрепления <Я>, может побуждать индивида к самосовершенствованию с целью снижения собственной уязвимости.

Смущение

В последние годы эмоция смущения привлекла внимание многих исследователей. Данные, полученные в ходе различных исследований, позволяют предположить, что эмоция смущения возникает в самом начале жизни человека. Некоторые его внешние проявления можно наблюдать уже у 3-4-месячных младенцев; но наиболее убедительные эмпирические данные свидетельствуют о том, что в явном виде смущение обнаруживается у детей на втором году жизни.

Переживание смущения сопровождается острым чувством собственной неадекватности и, возможно, чувством неполноценности. Есть данные о том, что эмоция смущения часто сопровождается переживанием разнообразных, как положительных, так и отрицательных эмоций. Из шести негативных эмоций лишь ситуация смущения характеризуется выраженным показателем эмоции радости.

Однако очевидно, что крайние проявления смущения имеют дезадаптивное значение. Застенчивость существенно ограничивает круг дружеского общения и тем самым лишает человека социальной поддержки. Кроме того, смущение ограничивает любознательность и препятствует исследовательскому поведению, особенно в социальных ситуациях. Если положительные компоненты смущения могут исполнять адаптивные функции, то отрицательные его компоненты обнаруживают тес-ную.взаимосвязь с депрессией и тревогой.

Стыд

Переживание стыда сопровождается нежданным и обостренным самоосознани-ем. Сила этого самоосознания такова, что забирает все ресурсы, лишает человека способности к когнитивной деятельности, мешает осмыслению ситуации и повышает вероятность неадекватных реакций на нее. Как правило, манифестация стыда происходит тогда, когда человек находится в окружении других людей, причем присутствие людей обычно и провоцирует переживание стыда, однако возможны ситуации, когда человек переживает стыд в полном уединении. Обостренное самоосознание, беспокойство пристыженного человека о том, какое впечатление он произведет на окружающих, его озабоченность социальной оценкой почти всегда сопровождают переживание стыда. Стыд заставляет человека почувствовать себя ничтожным, беспомощным и несостоятельным, вконец проигравшимся неудачником. Иногда парадоксальным образом даже искренняя похвала может вызвать у человека стыд.

Эмоция стыда исполняет двоякую функцию, которая и определила его роль в эволюции человека. Способность к стыду означает, что индивид склонен учитывать мнения и чувства окружающих его людей, таким образом, стыд способствует большему взаимопониманию между человеком и окружающими его людьми и большей ответственности перед обществом. Кроме того, стыд побуждает индивида к приобретению навыков, в том числе и навыков социального взаимодействия.

Для противостояния стыду люди используют защитные механизмы отрицания, подавления и самоутверждения. Человек, неспособный противостоять переживанию стыда, почти наверняка обречен на печаль и даже на депрессию.

Благодатную почву для стыда создают сексуальные отношения, предельно интимные и эмоциональные по своему характеру. Нет ничего откровеннее полового акта, а неправильно понятая откровенность, как мы знаем, является прототипической предпосылкой стыда.

Дети осознают связь стыда с сексуальностью в ситуациях, когда их, например, застают врасплох во время исследования своих половых органов. Благоприятным периодом для укрепления этой связи является подростковый возраст, время развития половых органов и вторичных половых признаков.

Младенец очень рано начинает осознавать взаимосвязь между стыдом и близостью, между непосредственным зрительным контактом и личностной заинтересованностью или все той же близостью. Корни этого понимания, судя по всему, лежат в опыте его взаимоотношений с матерью. Можно предположить, что именно эта рано понятая зависимость между непосредственным зрительным контактом, близостью и чувственным удовольствием лежит в основе широко распространенного табу на длительный зрительный контакт между малознакомыми людьми.

Вина

Вина, в соответствии с теорией дифференциальных эмоций, играет ключевую роль в процессе развития личной и социальной ответственности, в процессе становления совести. Существование неких фундаментальных, присущих каждому человеку, источников вины неоспоримо, однако совесть как психический феномен представляет собой скорее комплекс аффективно-когнитивных структур, формирующихся под воздействием родительских требований и предписаний разнообразных социальных институтов.

Большинство психологов сходятся во мнении о том, что стыд предполагает возможность реального или воображаемого наказания, исходящего от окружающих людей, в то время как переживание вины - результат самонаказания, что, однако, не исключает участия внешних воздействий.

Эмоциональная экспрессия, сопровождающая переживание вины, не столь выразительна, как экспрессия, присущая другим эмоциям. Испытывая вину, человек низко склоняет голову или прячет глаза.

Переживание вины сопровождается гложущим ощущением собственной неправоты по отношению кдругому человеку или к самому себе. В эмоциональном профиле для ситуаций вины обнаруживаются относительно высокие показатели эмоций печали и страха. Эмоция страха очень часто переживается одновременно с эмоцией вины, вероятно, именно этим можно объяснить тот факт, что многие теоретики отказываются проводить четкую грань между эмоциями страха и вины. Для переживания вины характерны высокая степень напряжения, умеренная импульсивность и снижение уверенности в себе.

Чрезмерная склонность к самообвинениям или, наоборот, недостатки развития совести могут привести к дезадаптации или даже к психопатологии. Ряд авторов утверждает, что чрезмерная склонность к самообвинениям может стать причиной обсессивно-компульсивных расстройств и даже параноидной шизофрении.

Любовь

Любовь - фундаментальное для человеческой природы чувство, но ее нельзя отнести к дискретным эмоциям, таким как радость или печаль. Эмоциональная связь междудетьми и родителями, между братьями и сестрами, между супругами является неотъемлемой частью нашего эволюционного наследия. Любовь объемлет собой социальные отношения, прочную привязанность, эмоциональную связь. Любовь характеризуется интересом и радостью, а любовные отношения могут пробуждать весь спектр эмоций.

Есть различные типы любви, и в каждом из них любовь проявляется по-своему. Существует материнская любовь, братско-сестринская любовь и дружба, романтическая любовь. Нередко любовь сопровождается ревностью. Так, романтическая любовь подразумевает сексуальное влечение, а сиблинговая любовь - нет. Но все типы любви имеют некоторые общие признаки, такие как привязанность, верность, преданность, желание защищать любимого человека и заботиться о нем.

Характеристика эмоциональных состояний, возникающих в процессе деятельности

В ходе жизнедеятельности у каждого из нас возникают те или иные эмоциональные состояния. Они определяют как уровень информационного и энергетического обмена человека, так и направленность его поведения. Эмоции способны очень сильно управлять нами. Не является исключением и их отсутствие. Ведь это такое эмоциональное состояние, которое позволяет описать поведение человека как особенное.

Теоретическая основа

Термин «эмоции» был веден в конце XIX века. Появление этого понятия связывают с именами датского медика и анатома Г. Ланге и американского психолога и философа У. Джемса. Авторы знакомы не были. Однако независимо друг от друга они пришли к одним и тем же выводам.

Согласно разработанной концепции, эмоции человека могут быть вызваны следующим:

Трансформациями двигательной сферы;
- внешними воздействиями;
- изменениями в области непроизвольных актов.

Эмоциональные состояния - это те ощущения, которые при этом возникают. Согласно теории Джемса - Ланге, мы пугаемся потому, что начинаем дрожать, а причиной печали становятся наши слезы.

Физиологом У. Кенноном была выдвинута собственная теория эмоций. Критикуя концепцию Джемса - Ланге, он обратил внимание на тот факт, что эмоциональные переживания первичны. Только после их возникновения происходят изменения физического характера. Кроме того, при прерывании нервных связей человеческого организма исчезновение эмоций не происходит. По мнению Кеннона, физиологические явления призваны настроить человека на те ситуации, которые потребуют от него больших энергозатрат.

Существуют также теории, которые объясняют возникновение эмоций когнитивными факторами. Их разработали Л. Фестингер и В. Симонов. Согласно этим концепциям, человек, сознательно или нет, сравнивает полученную им информацию о том предмете, который нужен ему для удовлетворения потребностей, с той, которая имеется у него. При этом у него возникают те или иные эмоциональные состояния.

Самочувствие

Эмоциональные состояния личности находятся в прямой зависимости от характера ее психической деятельности. При этом существует и обратная связь. Человек, находящийся в хорошем состоянии, способен активизировать свою познавательную и волевую деятельность.

Однако эмоциональные состояния личности зависят не только от рода выполняемой ею деятельности. Они соразмерны самочувствию. И здесь также можно наблюдать обратную связь. Ведь даже больной, находящийся в очень тяжелом состоянии, во время душевного подъема способен ощутить себя абсолютно здоровым.

Классификация эмоций

Все, с чем человек сталкивается в своей повседневной жизни, вызывает у него определенное отношение. Одни явления или предметы способствуют появлению у него симпатии, а другие - отвращения. При этом у человека возникают самые различные реакции. Это может быть бурный порыв страсти и еле сдерживаемый гнев.

Под эмоциями подразумеваются психические процессы, которые отражают личную значимость человека и выражаются в виде переживаний. Они являются оценкой внутренних и внешних ситуаций, которые индивид дает в процессе своей жизнедеятельности. Исходя из этого, можно утверждать, что эмоции - понятие субъективное. Они представляют собой сложное психическое явление.

Существуют различные виды эмоциональных состояний по форме своего протекания. К ним относятся:

Аффекты;
- чувства;
- собственно эмоции;
- настроения;
- эмоциональный стресс.

Аффект

Это наиболее сильный вид реакции человека на то или иное событие. Под аффектом понимают бурно протекающее, интенсивное, но в то же время кратковременное эмоциональное состояние. К таким душевным вспышкам можно отнести ярость и сильный гнев, бурную радость и ужас, отчаяние и глубокое горе. Эти реакции, как правило, способны полностью охватить психику человека и определить его реакцию на ситуацию в целом.

Главная особенность аффекта состоит в том, что такое эмоциональное состояние буквально навязывает выполнение какого-либо действия. В такой ситуации люди теряют чувство реальности. Они утрачивают над собой контроль и не осознают своих действий. Данные эмоциональные процессы и состояния подвергают изменениям некоторые физиологические функции. Так, у человека снижается переключаемость внимания. В поле его восприятия попадает только тот объект, который непосредственно связан с переживаниями. Внимание на данном предмете концентрируется настолько, что переключиться на что-либо другое человек просто не в состоянии. Кроме того, в подобном эмоциональном состоянии невозможно прогнозировать последствия совершаемых поступков. Именно поэтому человек ведет себя неадекватно.

Эмоции

Их основное отличие от аффекта состоит в том, что данное явление может быть длительным. Кроме того, эмоции возникают не только как реакция на текущие события. Они появляются и во время воспоминаний.

Эмоциональные переживания имеют различную окраску. Это может быть неудовлетворение и удовольствие. Бывают ситуации, когда с одной стороны возникает ощущение напряженности, а с другой - облегчения в решении вопроса. Еще одним проявлением эмоциональных состояний является успокоение и возбуждение. Первое из них связывают со снижением активности. Возбуждение же носит, как правило, бурный характер, оно возникает при выполнении какой-либо работы или во время подготовки к ней.

Существует классификация эмоций, распределяющая их по воздействию на ту деятельность, которую ведет человек. Это две категории, включающие в себя:

1. Стенические эмоции. Их появление благотворно сказывается на деятельности человека. Стенические эмоции придают дополнительные силы и энергию. Также они способствуют появлению смелости, необходимой для совершения высказываний или поступков. Такое эмоциональное состояние человека побуждает его ко многим свершениям. Причем для выполнения задуманного он использует внутренние резервы организма.

2. Астенические эмоции. Они характерны скованностью и пассивностью.

Чувства

В перечне, который включает различные виды эмоциональных состояний, находятся и чувства. Главное их отличие от эмоций заключено в том, что они, как правило, конкретны и предметны. Иногда возникает такое явление, как «смутное чувство». В таком случае этот процесс рассматривается как переходный от эмоций. Кроме того, чувства непременно проявляются внешне. Эмоции, как правило, - явление скрытое.

Чувства отражают отношение к какому-либо конкретному объекту (реальному или воображаемому). Причем происходит это в течение длительного времени. У человека не будет чувств вообще, если они не относятся к определенному предмету. Например, нет любви, если отсутствует предмет привязанности.

Высшим проявлением чувства является страсть. Это весьма сложное эмоциональное состояние. Оно считается сплавом мотивов, эмоций и чувств, которые концентрируются вокруг определенного предмета или вида деятельности.

Настроение

Эмоциональные состояния бывают разными. Однако в них непременно находят отражения те индивидуальные особенности, которые присущи личности. Так, у меланхолика настроение чаще минорное, а у холерика - возбужденное. Однако основная масса людей, независимо от принадлежности к той или иной категории, обладает усредненными смешанными показателями активности. Эмоциональное состояние человека зависит от его самочувствия и настроения. Последний фактор придает переживаниям и деятельности людей определенную окраску. При этом настроение всегда имеет свою причину, хотя это не всегда осознается человеком. Оно может измениться под впечатлением, которое возникло в связи с различными событиями, фактами. Повлиять на настроение могут окружающие люди, природа, здоровье, выполняемая работа или учеба.

Эмоциональный стресс

Это особый вид состояния. Он характерен ярко выраженными психоэмоциональными переживаниями различных конфликтных ситуаций, несущих в себе длительное ограничение удовлетворения биологических и социальных потребностей.

Эмоциональные стрессы имеют в основном социальное происхождение. Причем их проявление учащается с развитием научно-технического прогресса. На человеке сказывается ускоренный темп жизни, информационные перегрузки, экологические проблемы и все нарастающая урбанизация. Стоит иметь в виду, что эмоциональный стресс негативно влияет на организм, вызывая в нем различные патологические изменения.

Эмоциональные состояния у детей

Нетрудно заметить, что малыши, как правило, импульсивны и непосредственны. Возникающее эмоциональное состояние ребенка носит изменчивый и неопределенный характер. Однако по мере роста малыша все меняется. Эмоции становятся более длительными, устойчивыми и сильными. Это связано с изменениями, которые претерпевает общий характер деятельности ребенка. Кроме того, немаловажную роль здесь играет все усложняющееся отношение дошкольника к окружающему миру. При этом обнаруживается определенная взаимозависимость и взаимосвязь между познавательными и эмоциональными процессами, которые представляют собой две наиболее важные стороны психического развития личности.

Эмоциям отводится существенная роль в формировании нравственного поведения личности. Но стоит иметь в виду, что любые мотивы приобретут побудительную силу только под влиянием эмоционального опыта, который ребенок может получить лишь при активном участии взрослого. Родители и педагоги должны знать о том, что отрицательные эмоциональные состояния, вызванные негативными переживаниями, способствуют появлению различных отклонений в поведении ребенка. Это необходимо учесть в процессе воспитания.

Эмоциональные состояния подростков

У детей с 13-14 лет возникает особая черта. Она характеризуется интенсивностью и остротой эмоциональных состояний. Подросток способен длительное время буквально купаться в собственном горе, чувстве вины или гневе. У детей этого возраста появляется повышенная потребность в ощущениях. Причем все переживаемые чувства должны быть не только сильными, но и новыми. Нередко это выражается в любви к громкой музыке или приводит к первому знакомству с наркотическими средствами.

То или иное эмоциональное состояние подростков характеризуется легкостью появления. Однако в процессе становления личности более сложными и многозначными становятся ее связи с окружающим миром. С все возрастающим уровнем организации человека повышается его эмоциональная чувствительность. И круг тех факторов, которые вызывали у подростка чувство возбуждения, с возрастом отнюдь не сужается, а, напротив, расширяется.

Проведение диагностики эмоциональных состояний

Различные реакции человека на те или иные явления тесно связаны с его физиологическими показателями. Именно поэтому диагностика эмоциональных состояний опирается на частоту сердечных сокращений, артериальное давление, кожно-гальванические реакции.

Разработаны и используются электромиографические способы диагностики эмоций. Они проводятся по измерению лицевой экспрессии (выражению лица).

Диагностика эмоционального состояния осуществляется и при помощи анализа речи. При этом учитывается частота тона говорящего за весь период и за выбранный отрезок; интервал, в котором изменяется частота тона; изрезанность линии тона. Анализ данных показателей позволит определить степень эмоциональной реакции человека.

Диагностика отношений личности к тем или иным событиям может быть проведена и психологическими методами. Среди них такие:

1. Опросник Шмишека (акцентуации характера).
2. Воспринимаемый человеком индекс вины.
3. Агрессивное поведение.
4. Диагностика враждебности.
5. Индекс жизненного стиля.
6. Диагностика самооценки.

Эмоциональные психические состояния определяются и при помощи многих других методик.

Саморегуляция при возбуждении

Напряженные эмоциональные состояния у всех людей приводят к изменению мимики, повышению тонуса скелетной мускулатуры и темпа речи. Человек становится суетливым, ошибается в ориентировании. У него изменяются не только дыхание и пульс, но и цвет лица.

Регуляция эмоциональных состояний позволяет успокоиться и взять под контроль свое состояние. Самым простым, но весьма эффективным способом является расслабление лицевых мышц. Такая саморегуляция эмоциональных состояний нужна для управления реакциями, возникающими в непредвиденных ситуациях.

Так, рефлекторно (автоматически) в момент гнева изменяется выражение лица, сжимаются зубы. Для устранения этого явления необходимо задать себе вопросы: «Сжаты ли мои зубы?», «Как со стороны выглядит мое лицо?». Это позволяет мимическим мышцам расслабиться.

Еще одним важным резервом саморегуляции считается совершенствование дыхания. Оно отличается в различных ситуациях. По-разному дышит человек спящий и работающий, развеселившийся и разгневанный, испугавшийся и загрустивший. Все зависит от нашего внутреннего состояния.

Влияние на дыхание считается одним из способов саморегуляции эмоционального состояния. В этом случае необходимо выполнять дыхательные упражнения, смысл которых кроется в контроле частоты, ритма и глубины вдохов и выдохов. Для этого придется с разной периодичностью задерживать дыхание.

Регулировать эмоциональное состояние можно и при помощи визуализации. Благодаря ей активизируется воображение, а также зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и осязательные ощущения. Это позволяет отвлечься от возникшей напряженной ситуации и восстановить душевное равновесие.

На протяжении многовековой истории исследования эмоциональных состояний пользовались самым пристальным вниманием, им отводилась одна из центральных ролей среди сил, определяющих внутреннюю жизнь и поступки человека.

Разработкой подходов к изучению эмоциональных состояний занимались такие психологи как В. Вундт, В. К. Вилюнас, У. Джемс, У. Макдауголл, Ф. Крюгер.

В.Вундт

В.К.Вилюнас

У. Макдауголл

Учения об чувствах или эмоциях -это самая неразработанная глава в психологии. Это та сторона поведения человека,которую труднее описать и классифицировать, а также объяснить какими- то законами.

В современной психологической науке выделяют следующие виды и формы переживания чувств:

  • Моральные.
  • Интеллектуальные.
  • Эстетические.
  • Предметные.

Моральные чувства - это чувства, в которых проявляется отношение человека к поведению людей и к своему собственному. Моральные чувства-это отчужденность и привязанность, любовь и ненависть, благодарность и неблагодарность, уважение и презрения, симпатия и антипатия, чувство уважения и презрения, чувство товарищества и дружбы, патриотизма и коллективизма, чувство долга и совести. Эти чувства порождаются системой человеческих отношений и эстетическими нормами, регулирующими эти отношения.

Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами. Это радость искания при решении какой-либо проблемы или тяжёлое чувство неудовлетворенности, когда не удается решить её. К интеллектуальным чувствам относятся также следующие: любопытство, любознательность, удивление, уверенность в правильности решения задачи и сомнение при неудаче, чувство нового.

Эстетические чувства - это чувство красоты или, напротив, безобразного, грубого; чувство величия или, наоборот, низости, пошлости.

Предметные чувства - чувства иронии, юмора, чувство возвышенного, трагического.

Попытки дать более универсальные классификации эмоции предпринимали многие ученые, но каждый из них выдвигал для этого собственное основание. Так, Т.Браун положил в основу классификации признак времени, разделив эмоции на непосредственные, то есть проявляемые «здесь и сейчас», ретроспективные и проспективные. Рид строил классификацию на основе отношения к источнику действия. И.Додонов в 1978 году отмечает, что создать универсальную классификацию вообще, невозможно, поэтому классификация, пригодная для решения одного круга задач, оказывается недейственной для решения другого круга задач

Эмоции - (франц. emotion, от лат. emoveo - потрясаю, волную) - класс психических состояний и процессов, выражающих в форме непосредственного пристрастного переживания значение отражаемых предметов и ситуаций для удовлетворения потребностей живого существа.

Эмоция - это общая, генерализованная реакция организма на жизненно значимые воздействия.

К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Наибольшее значение имеет разделение эмоций на высшие и низшие.

Высшие (сложные) эмоции возникают в связи с удовлетворением общественных потребностей. Они появились в результате общественных отношений, трудовой деятельности. Низшие эмоции связаны с безусловно-рефлекторной деятельностью, основанные на инстинктах и являющиеся их выражением (эмоции голода, жажды, страха, эгоизма).

Разумеется, поскольку человек – это неразрывное целое, то и состояние эмоционального тела непосредственно влияют на все остальные тела, включая физическое.

Кроме того, эмоциональные состояния (если точнее – состояния эмоционального тела) могу быть вызваны не только эмоциями. Эмоции довольно скоротечны. Есть импульс – есть реакция. Нет импульса – и реакция исчезает.

Эмоциональные состояния намного более постоянны. Причина текущего состояния может давно исчезнуть, а эмоциональное состояние остается и иногда задерживается надолго. Разумеется, эмоции и эмоциональные состояния неразрывно связаны: эмоции меняют эмоциональные состояния. Но и эмоциональные состояния влияют на эмоциональные реакции, а кроме того влияют на мышление (т.е. ум). Кроме того, свою лепту вносят чувства: они тоже меняют эмоциональное состояние. А поскольку люди нередко путают где чувства, а где эмоции, то простой в общем-то процесс превращается в нечто сложно понимаемое. Вернее так: понять это не сложно – сложно это без подготовки применять на практике, и поэтому (в т.ч. поэтому) у людей с управлением своими эмоциями и эмоциональными состояниями порой возникают сложности.

Можно волевым усилием подавить эмоциональное состояние – это то самое подавление, которое вредно, по мнению психологов, тем более вредно как для человека и как для родителя. Можно себя переключить: искусственно вызвать в себе (или привлечь извне) какой-то другой импульс – отреагировать на него каким-то заранее известным способом – новая эмоция добавит свою струю и приведет к другому эмоциональному состоянию. Можно вообще ничего не предпринимать, но сосредоточиться на проживании текущего эмоционального состояния (этот подход упоминается в буддизме и Тантре). В этом нет ничего нового, и подавлять эмоциональные состояния мы учимся с детства, считая этот процесс контролем эмоций… но это неверно. Все-таки это контроль эмоциональных состояний, и с его помощью управлять собственно эмоциями невозможно.

И вот тут-то и проявляется путаница: человек думает, что пытается контролировать эмоции – но как раз с эмоциями он не работает. В действительности человек пытается работать со следствиями эмоций; но поскольку он не затрагивает причины своего эмоционального состояния, его попытки заведомо будут неэффективными (разумеется, если он не работает с собой и в части выбора эмоций) - в части эмоциональных состояний сложность в том, что наше текущее состояние – это результат сразу нескольких разных причин, разнородных причин. Поэтому сложно выбрать толковый метод саморегуляции (особенно если учитывать только эмоции и не учитывать другие сферы психики). Впрочем, кажется, что при достаточно развитой воле с собственными эмоциональными состояниями работать проще. Ну и не стоит упускать из виду тот факт что причины из сферы чувств – слабо поддаются и контролю и наблюдению, по крайней мере на первых порах.

Таким образом, подходов к классификации и определения эмоций великое множество, эмоции сопровождают все проявления жизнедеятельности организма и выполняют важные функции в регуляции поведения и деятельности человека:

· сигнальная функция (сигнализируют о возможном развитии событий, положительном или отрицательном исходе)

· оценочная (оценивает степень полезности или вредности для организма)

· регулирующая (на основе полученных сигналов и эмоциональных оценок он выбирает и реализует способы поведения и действий)

· мобилизирующая и дезорганизирующая

приспособительная функция эмоций - их участие в процессе обучения и накопления опыта.

Основные эмоциональные состояния, выделяемые в психологии:

1) Радость (удовлетворение, веселье)

2) Грусть (апатия, печаль, депрессия)

3) Страх (тревога, испуг)

4) Гнев (агрессия, озлобление)

5) Удивление (любопытство)

6) Отвращение (презрение, брезгливость).

Возникшие в результате взаимодействия организма со средой положительные эмоции способствуют закреплению полезных навыков и действий, а отрицательные заставляют уклоняться от вредоносных факторов.

А какие эмоции и эмоциональные состояние испытываете вы в последнее время?

Эмоции – психические явления, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру. Эмоции - это психический процесс отражения отношения субъекта к явлениям внутреннего и внешнего мира. Наиболее существенной чертой эмоций является субъективность. Так же эмоции характеризуются направленностью (положительной или отрицательной), степенью напряжения и уровнем обобщенности.
С.Л.Рубинштейн, рассматривая эмоцию как феномен, выделяет три основных ее признака:
1. Эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту (в отличие от восприятия, в котором отражается содержание самого объекта);
2. Эмоции, обычно, отличаются полярностью, т.е. обладают положительным или отрицательным знаком: удовольствие - неудовольствие, веселье – грусть, радость – печаль и т.п. Причем, эти два полюса не являются взаимоисключающими. В сложных человеческих чувствах они часто образуют противоречивое единство;
3. В эмоциональных состояниях так же, как отметил В.Вундт, обнаруживаются противоположности напряжения и разрядки, возбуждения и подавленности. Наличие напряжения, возбуждения и противоположных им состояний вносит существенную дифференциацию в эмоции: наряду с радостью-восторгом, радостью-ликованием существует «тихая» радость – растроганность и т.п.
Три аспекта целостного определения эмоций:
а) внутреннее переживание;
б) физиологическую активацию (процессы, проходящие в нервной, эндокринной и других системах организма);
в) поддающиеся наблюдению выразительные комплексы эмоций (внешнее выражение в поведении).
Классификация эмоциональных явлений (Грановская):
1) Аффект – наиболее мощная эмоциональная реакция. Отличительные черты аффекта: ситуативность, обобщенность, большая интенсивность, малая продолжительность.
2) Собственно эмоции – более длительные состояния. Они могут быть реакцией не только на свершившиеся события, но и на вероятные или вспоминаемые.
3) Чувства – еще более устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер.
4) Настроение – самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека.
5) Стресс – эмоциональное состояние, вызванное неожиданной и напряженной обстановкой.
Эмоциональные состояния - психические состояния, которые возникают в процессе жизнедеятельности субъекта и определяют не только уровень информационно-энергетического обмена, но и направленность поведения. Эмоции управляют человеком намного сильнее, чем это кажется на первый взгляд. Даже отсутствие эмоций это эмоция, точнее целое эмоциональное состояние, которое характеризуется большим количеством особенностей в поведении человека. ОСНОВНЫЕ эмоциональные состояния, выделяемые в психологии:
1) Радость (удовлетворение, веселье)
2) Грусть (апатия, печаль, депрессия),
3) Гнев (агрессия, озлобление),
4) Страх (тревога, испуг),
5) Удивление (любопытство),
6) Отвращение (презрение, брезгливость).

ПСИХОЛОГИЯ

Е. А. Пырьев

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ, МОТИВИРУЮЩИЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Настоящая статья посвящена авторской позиции о мотивационных возможностях эмоциональных состояний. Эмоциональная мотивация внешнего поведения человека представлена на двух уровнях - побудителя и мотива. Эмоциональное состояние как побудитель толкает поведение к активности вообще. Эмоциональное состояние в форме мотива направляет человека на конкретные объекты и явления.

Ключевые слова: эмоции, побудитель, мотивация, эмоциональные процессы, состояния и свойства.

Emotional Conditions Motivating Humans Behavior

This article regards motivational possibilities of emotional states. Emotional motivation of the human external behaviour has two levels: activator and motive. The emotional condition as an activator pushes the behaviour to activities in general. The emotional condition in the form of the motive directs the human to particular objects and phenomena.

Keywords: emotions, activator, motivation, emotional processes, conditions and features.

«Эмоция» - одна из немногих психических категорий, которую признают важным побудителем поведения человека, но исследовательских работ, где раскрывалась бы данная функция эмоций в мировой психологии очень мало. Один из авторитетных отечественных исследователей эмоций В. Вилюнас пишет: «Вопрос о причинах поведения, родоначальный для проблематики мотивации, всегда был в компетенции психологии эмоций, что позволяло в качестве непосредственных причин поступков называть желания, чувства, страсти, аффекты». Однако, подчеркивает автор, «много-обязывающие признания мировой исследо-

вательской мысли в последующем не реализовались в фактических разработках проблем мотивации» .

Следует отметить, что под мотивацией понимается совокупность множества факторов, которые обусловливают, направляют и поддерживают усилия, затрачиваемые на поведенческие акты. В качестве причин, направляющих поведение человека, рассматриваются внешние и внутренние явления. Элементы окружающей человека среды относят к внешним побудителям его поведения. В свою очередь, внутренними, или психическими, побудителями поведения

выступают потребности человека, его желания, намерения и эмоции.

Если потребностям в психологии уделено очень много места, то эмоции в исследовательском плане считаются обойденными. Основным препятствием в изучении мотивационных возможностей эмоций является их динамический характер, т. е. считается, что они не задерживаются долго в психике. Бессознательный характер эмоций считается еще одним препятствием в рассмотрении их в качестве побудителя поведения человека. Кроме этого многие исследователи не видят разницы между эмоциями и потребностями, т. е. отождествляют эти явления.

В отечественной психологической литературе эмоции признаются побудителем поведения, которое носит в большей степени рефлекторный характер. В качестве фактора направленного поведения эмоции отечественными исследователями не признаются. Такое видение во многом объясняется позицией А. Н. Леонтьева, который происхождение эмоций считал следствием успешности удовлетворения потребностей. Соответственно если эмоция является следствием поведения человека, удовлетворяющего потребности, то мотивом могут быть потребности, а не эмоции .

В настоящей статье эмоции признаются полноправным, специфичным побудителем активности, отличным от многих других. Также эмоции рассматриваются универсальным побудителем, накладывающим отпечаток на мотивационные возможности самих потребностей, а также намерений, желаний, влечений и т. д.

Сторонников у теории эмоциональной мотивации достаточно много, во всяком случае, сегодня, т. е. в начале XXI века. Однако весь XX век прошел «под знаменем» когнитивной и диспозиционной мотиваций. В первой теории важную роль отводили мышлению. Во второй - потребностям, инстинктам и драйвам («влечения» в зарубежной терминологии). Вопросам эмоцио-

нальной мотивации в психологии места не нашлось.

Но так было не всегда. Например, в XIX веке вопросы эмоциональной мотивации рассматривались очень широко. По этому поводу известный отечественный ученый прошлого Л. И. Петражицкий высказался достаточно определенно, отметив, что гедонистический подход к мотивации окончательно победил интеллектуальный и эклектический подходы .

Считается, что основная идея гедонистического подхода в мотивации - это стремление человека (во всех своих делах) к переживанию эмоции удовольствия. Однако суть этого подхода шире. Гедонистический подход в мотивации объясняет психические механизмы поведения человека, основанные на эмоциях, и не только положительных, - радость, блаженство, восторг, но и отрицательных - страх, злость, страдание. При их достижении человек переживает удовольствие. «Случается, что люди злятся не без удовольствия, а иногда тоже ради удовольствия подвергают себя разным страхам (например, туристы, искатели приключений и т. д.)» .

Сторонниками эмоциональной мотивации сегодня и в прошлом в ретроспективе по годам следует назвать: С. Л. Рубинштейна (эмоции мотивируют, но представляют собой специфическую форму потребностей) (1946); Р. У. Липера (эмоции - это доминирующая мотивация в психике человека) (1948); П. М. Якобсона (поведение человека мотивируют очень сильные эмоции) (1961); Б. И. Додонова (эмоции для человека - это ценности, к которым он стремится) (1978);

О. К. Тихомирова (эмоции - первичная форма отражения, которая также выполняет мотивационную функцию) (1980); К. Э. Изар-да (эмоция переживается как чувство, которое мотивирует) (1980); Н. П. Бехтереву (эмоции мотивируют тем, что приводят организм к гомеостазу) (2008); Д. Гоулмана (эмоции являются бессознательными побудителями поведения человека) (2008).

Обобщение литературы по вопросу эмоциональной мотивации позволяет выделить положения, на которых строится данная теория:

Эмоции являются не только побудителем активности человека, но и мотивом, т. е. тем, на что активность направлена;

Люди стремятся к переживанию эмоций так, как будто испытывают в них потребность. В свою очередь, предметы окружающего мира выступают средством достижения эмоций;

Мотивационные возможности эмоций реализуются в их стремлении к эмоциональному балансу или гомеостазу;

Эмоции являются и сознательным и бессознательным побудителем внешнего поведения человека.

Эмоциональная регуляция психики и поведения человека осуществляется в форме процессов, состояний и свойств. Каждый из этих явлений обладает разным мотивационным потенциалом. Так, побудительную функцию на «нижних», физиологических этажах осуществляют эмоциональные процессы различной модальности: радость,

гнев, печаль, злость, восторг, горе и т. д. Они воздействуют на нейронные, эндокринные и мышечные системы, активируя потребностную сферу человека.

В свою очередь, эмоциональные состояния (аффект, стресс, фрустрация, настроение) выражены внешне, т. е. в поведении. Также в поведении выражены эмоциональные свойства личности. Если эмоциональные процессы преимущественно бессознательны, то эмоциональные свойства часто осознаются человеком. В свою очередь, эмоциональные состояния занимают промежуточное положение, проходя путь от бессознательных форм к осознанным. Данные явления, помимо тенденции к осознанности, обладают характеристиками временного существования в психике человека. Этого времени достаточно для направленного поведения и достижения цели человеком.

Особенностью внешней активности, детерминированной эмоциями, и, в частности, эмоциональными состояниями, является ряд авторских положений, которые хорошо просматриваются в сравнении с потребностями:

1. Эмоции беспредметны. В свою очередь, потребность может быть удовлетворена только с помощью определенных вещей. Например, потребность в пище не будет довольствоваться восприятием художественных картин. Эмоции в этом смысле не так однозначно привязаны к объекту, т. е. они, как правило, «разряжаются» в самых неожиданных предметах.

2. Эмоции направлены на получение других эмоций. Если потребность получает удовлетворение в предмете, то эмоции - в получении другой эмоции. В свою очередь, предметы и объекты служат средством достижения искомой эмоции.

3. В эмоциях заложена их противоположность. Например, на смену положительным эмоциям приходят отрицательные, и наоборот. В свою очередь, на смену биологическим потребностям приходят духовные, т. е. потребности более высокого уровня.

Традиционно в психологии рассматривается достаточно ограниченное количество эмоциональных состояний. Чаще всего - это «стресс», «фрустрация», «аффект» и «настроение». В отличие от эмоциональных процессов, которые трудно в психике дифференцировать по времени, эмоциональные состояния - более устойчивые явления. Например, настроение может длиться часами и даже днями. То же можно сказать о стрессе, который переживается в течение месяца и более. Пожалуй, самым кратковременным следует назвать аффект. Он переживается от нескольких минут до нескольких часов. Справедливости ради надо сказать, что стресс на индивидуальном уровне также может быть кратковременным, т. е. осуществляется в течение нескольких часов.

Еще одной особенностью эмоциональных состояний является переживание посредством разнообразных эмоций. Так, настроение может быть радостным, горестным, печальным. Аффект также переживается посредством разнообразных эмоций. Например, радость в состоянии аффекта - это безудержная радость, а страдание в состоянии аффекта - сродни безумию. С помощью разнообразных эмоций переживается стресс. Как правило, с помощью положительных эмоций - ликования, восторга, удовольствия и т. п. и отрицательных, когда переживается дистресс. В состоянии фрустрации эмоциональный фон, как правило, отрицательный: злость, гнев, ярость, неудовольствие и т. д.

Таким образом, устойчивость и протяженность во времени эмоциональных состояний в психике позволяет рассматривать их с мотивационных позиций. Эмоциональные состояния являются и побудителем активности человека, и мотивом. Если в первом случае поведение человека носит поисковый характер, то в ситуации мотива эмоциональное состояние в определенной степени целесообразно, т. е. имеет направленный характер. Поведение человека, побуждаемое эмоциональным состоянием, направлено на получение эмоций. Это могут быть эмоции, идентичные исходным, другие эмоции или противоположные.

Фрустрационное состояние возникает в ситуации неудачи. Отрицательные эмоции, возникающие в этой ситуации, толкают человека на преодоление препятствий. В этом смысле фрустрация выступает причиной или мотивом активности, способной трудности преодолеть и достичь цели. Например, если целью человека является установление добрых отношений с партнером, то конфликт между ними будет выступать препятствием на пути реализации этой цели. Поведение человека разворачивается в сторону преодоления разногласий с партнером. Однако впечатление, что фрустрация находит удовлетворение в «преодолении разно-

гласий», обманчивое. На самом деле это поведение - всего лишь средство достижения мотивационных эмоций. Фрустрация стремится к преодолению себя и к получению более благополучных эмоций. Человек организует действие, чтобы снять фрустрацию и пережить удовольствие. «Преодоление разногласий» является средством на пути снятия фрустрации и получения более благополучных эмоций.

Механизм эмоциональной мотивации всегда разворачивается на двух уровнях функционирования человека - физическом и психическом. На уровне физики, или физиологии, переживание отрицательных эмоций приводит к нарушению гомеостаза, т. е. внутреннего баланса сил. В частности, нарушается привычный обмен веществ, происходит гормональный сбой, поднимается или опускается артериальное давление. Организм, запрограммированный на баланс, пытается освободиться от фрустрации и соответственно подает сигналы «бедствия». Стремление к гомеостазу или балансу на физиологическом уровне заставляет действовать уровень психический.

Гомеостаз на психическом уровне также существует и проявляется в нейтральных эмоциях - таких, как спокойствие и удовлетворенность. В состоянии фрустрации, когда человек переживает отрицательные эмоции, «психический гомеостаз» нарушается. Начинаются поиски выхода из состояния переживания негативных эмоций. Мотивом поведения в данном случае выступает стремление освободиться от эмоций, мешающих «психическому гомеостазу». Мотивом также является стремление к переживанию позитивных эмоций.

Оба уровня - и психологический и физиологический - в состоянии фрустрации испытывают потребность в позитивных эмоциях. Эти эмоции помогают преодолевать дисбаланс и способствуют достижению комфорта на уровне организма и психики.

Фрустрационное состояние является одновременно и побудителем, и мотивом. В

ранге побудителя фрустрация инициирует поисковую активность, а будучи мотивом - направляет поведение на преодоление препятствий. Активность, инициированная фрустрацией, рассматривает разрешение трудностей как средство достижения позитивных эмоций.

Таким образом, в отрицательных эмоциях и, в частности, во фрустрационном состоянии, заложено стремление к переживанию положительных эмоций. То есть в самой эмоции заложено стремление к своей противоположности. С другой стороны, не только отрицательные эмоции стремятся к положительным, но и положительные эмоции сменяются отрицательными. По этому поводу в народе говорят так: «Если смеялся, то будешь плакать и, наоборот, плач, как правило, сменяется смехом».

Теорию эмоционального стресса первым начал разрабатывать канадский психиатр Ганс Селье. В своем представлении о данном явлении он прошел путь от физиологического стресса до психологического. Если на стадии физиологического стресса он фиксировал изменения в сторону увеличения частоты сердечных сокращений, повышения артериального давления... то психологический стресс проявлялся в неадекватной эмоциональной реакции на воздействие окружающей среды. Например, смена работы, учебы или места жительства должны приводить к упадку активности, а в реальной жизни у человека наблюдалось переживание положительных эмоций (радость и эйфория), увеличение объема памяти, концентрация внимания и т. д. Стресс, переживаемый таким образом, имеет много положительных моментов. К такому состоянию люди стремятся и вызывают его искусственно, т. е. люди сами стремятся к переживанию стресса. Мотивом поведения для людей становится желание пережить радость и эйфорию. Физиологической основой данных положительных эмоций является повышение резервных сил организма.

Развитие теории психологического стресса привело Г. Селье к разработке про-

блемы дистресса . Это оборотная сторона стресса, т. е. со знаком «минус». Радость и эйфория при стрессе сменяются унынием, хандрой, сплином и даже депрессией. На уровне физиологии при дистрессе происходит истощение жизненных сил организма. На психическом уровне падает концентрация внимания, ухудшается память, возникают трудности речи, позитивные эмоции сменяются негативными.

В состоянии дистресса человеку некомфортно и он стремится уйти от этого состояния. Уходит в пассивность и ничегонеделание, что помогает пережить время отрицательных эмоций и восстановиться.

Если стресс мотивирует на продолжение положительных эмоций, то дистресс - на преодоление отрицательных. Если средством «удержания» стресса и положительных эмоций является ситуация (новая работа, люди, место жительства), то человек старается продлить ситуацию. Наоборот происходит при дистрессе. Для того чтобы его преодолеть, необходимо изолироваться от ситуации, которая еще недавно доставляла массу положительных эмоций. Дистресс мотивирует на уход от травмирующей ситуации. В данном случае изоляция человека является средством, позволяющим восстановиться и в перспективе переживать положительные эмоции.

Под аффектом понимают бурное эмоциональное переживание в форме различных эмоций. Например, в форме аффекта может переживаться злость, гнев, горе, радость и т. д. В своем проявлении любая эмоция в состоянии аффекта характеризуется высокой активацией и отсутствием сознательного контроля за характером протекания. Если в состоянии стресса и фрустрации человек может отдавать отчет о происходящем с ним, то аффект отключает сознание человека. Также аффект, в отличие от стресса и фрустрации, - относительно кратковременное явление. Аффект в форме радости существует больше нескольких минут очень редко. Чуть дольше аффект существует в форме злости и гнева, и на не-

сколько дней может задержаться сильное переживание эмоций страдания и горя.

Почти во всех формах проявления, будь то злость или радость, аффект направлен на разрушение. Например, в состоянии радости можно «задушить в объятиях»; в состоянии сильного гнева - удалить, переместить, убрать препятствие, человека или предмет. В состоянии горя и страдания разрушительная сила аффекта направлена на самого человека. То есть в ситуации длительного аффективного переживания эмоции горя происходит разрушение психики человека, а также его здоровья.

Направленность аффекта на разрушение не является основной сущностью его мотивации. Передвижение, изменение и даже разрушение предметов и объектов является для аффекта средством достижения более глубоко спрятанных мотивов. У аффекта нет направленности на конкретные эмоции, так как основная задача данного состояния

Это снятие эмоции. В свою очередь, изменение и разрушение является средством погашения и снятия аффективных эмоций.

В эмоциях заложена не только их противоположность, но и их противоречие. Так, сильная эмоция в состоянии аффекта направляет поведение человека на снятие (погашение) этой самой эмоции. В свою очередь, поведенческие реакции являются средством погашения аффективных эмоций и достижения эмоций нейтральных - удовольствия, покоя, умиротворения.

Физиологический механизм в состоянии аффекта работает так же, как и при других эмоциональных состояниях, т. е. направлен на получение гомеостаза.

Настроение, пожалуй, - самое нейтральное эмоциональное состояние из рассмотренных в этой статье. Особенностью этого состояния является пониженная интенсивность переживаемой эмоции. Например, будь то радостное настроение или грустное, эмоциональный фон - преимущественно нейтральный. Как правило, такой фон не является для человека раздражающим. И

настроение, в отличие от других эмоциональных состояний, не оказывает серьезного влияния на успешность текущей деятельности, однако сказывается в выборе характера деятельности. Так, в грустном настроении человек предпочитает уединиться или наводить порядок на своем рабочем месте и в своих делах. Радостное настроение, наоборот, побуждает к творчеству и к общению с людьми. Печальное настроение заставляет человека разобраться в себе и в своих мыслях.

Настроение относительно аффекта, стресса и фрустрации - более естественное для человека состояние. Эмоциональный фон настроения человека - дружелюбного, агрессивного, печального, радостного и т. д.

Зависит от индивидуальной особенности каждого человека. Один преимущественно печальный, другой веселый, третий грустный и т. д.

Настроение направлено на эмоции. В качестве мотивационных эмоций рассматриваются те, которые нравятся человеку. Как правило, это эмоции, отвечающие его психотипу. Например, «агрессивный» человек будет стремиться к активным эмоциям (злость, радость, гнев, ликование). Как правило, он будет искать способы активизации именно этих эмоций. В свою очередь, «тревожный» - будет мотивирован на нейтральные эмоции (удовольствие, покой, блаженство).

В настроении, так же как и в других эмоциональных состояниях, предметы, ситуации и обстоятельства выступают средством достижения мотивационных эмоций.

В заключение следует отметить, что особенностью эмоциональных состояний человека, как и всей его эмоциональной сферы, является положение о направленности на эмоции. Так, обнаруживается стремление к повторению эмоции, желание пережить похожую эмоцию, а также стремление к своей противоположности. Эмоции в таком видении представляются самодостаточным психическим явлением, что характеризует их

не просто побудителем, а мотивационной доминантой в психике человека. Данная роль позволяет переместить эмоции из следствия психических процессов к их началу, т. е. к причине. В этой позиции эмо-

ции представляются источником, лежащим в основе многих известных психических побудителей активности поведения человека, таких как потребности, намерения, желания и т. д.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. БехтереваН. П. Магия мозга и лабиринты жизни. М.: АСТ; СПб.: Сова, 2008. 383 с.

2. ВилюнасВ. Психология эмоций. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2007. 496 с.

3. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М.: Хранитель, 2008. 478 с.

4. ДодоновБ. И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. 272 с.

5. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1975. 486 с.

6. Липер Р. У. Мотивационная теория эмоций // Психология эмоций. СПб.: Питер, 2007. С. 210-224.

7. Петражицкий Л. И. Основы эмоциональной психологии. СПб., 1907, 2-изд. С. 331.

8. Петражицкий Л. И. Теория и политика права: Избранные труды / Научн. ред. Б. В. Тимошина. СПб.: Университетский издательский консорциум «Юридическая книга», 2010. 1032 с.

9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: Просвещение, 1946. 698 с.

10. Селье Г. Стресс без дистресса. Рига: Виеда, 1992.

11. Тихомиров О. К. Психология мышления. М.: МГУ, 1984. 269 с.

12. Якобсон П. М. Изучение чувств у детей и подростков: психология чувств. М., 1961. 213 с.

1. Behtereva N. P. Magija mozga i labirinty zhizni. M.: AST; SPb.: Sova, 2008. 383 s.

3. Goulman D. Emotsional"nyj intellekt. M.: Hranitel", 2008. 478 s.

4. Dodonov B. I. Emotsija kak tsennost". M.: Politizdat, 1978. 272 s.

5. Leont"ev A. N. Potrebnosti, motivy i emotsii. M., 1975. 486 s.

6. LiperR. U. Motivatsionnaja teorija jemotsij // Psihologija emotsij. SPb.: Piter, 2007. S. 210-224.

7. Petrazhitskij L. I. Osnovy emotsional"noj psihologii. SPb., 1907, 2-izd. S. 331.

8. PetrazhitskijL. I. Teorija i politika prava: Izbrannye trudy / Nauchn. red. B. V. Timoshina. SPb.: Uni-versitetskij izdatel"skij konsorcium «Juridicheskaja kniga», 2010. 1032 s.

9. Rubinshtejn S. L. Osnovy obshchej psihologii. M.: Prosveshchenie, 1946. 698 s.

10. Sel"e G. Stress bez distressa. Riga: Vieda, 1992.

11. Tihomirov O. K. Psihologija myshlenija. M.: MGU, 1984. 269 s.

12. Jakobson P. M. Izuchenie chuvstv u detej i podrostkov: psihologija chuvstv. M., 1961. 213 s.

Ю. В. Макаров

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА С ТРЕНИНГОВЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ

В статье раскрывается содержание основных социально-психологических характеристик личности, живущей в современных социокультурных условиях. Автор рассматривает проблему изучения влияния личностного своеобразия на поведенческую активность субъекта. Особое внимание уделяется проблеме выявления внутренних детерминант, своеобразия представленности ценностно-смысловых компонентов соци-