Концентрация внимания. Тренировка и развитие концентрации внимания

Иногда эмоции захлестывают настолько, что вместо тысячи нужных фраз вы произносите короткое: «Слов не хватает». Дело в том, что мозг не успевает генерировать в достаточном количестве образы, которые можно быстро и легко перевести в словесную форму. Одной из частностей, почему так происходит, лингвисты считают недостаток слов. Сегодня поговорим о том, как увеличить словарный запас в общении и блистать в любом диалоге.

Генеральная зачистка

Чтобы понимать кухню быстрого чтения недостаточно несколько статей. Рекомендуем обратиться к книгам: это источник концентрированной информации, написанной в хронологическом порядке.

Приобретите или скачайте:

  • «Искусство чтения. Как понимать книги» Томас Фостер. Причтите, прежде чем приступать к быстрому чтению. На примере произведений классиков автор учит понимать смысл между строк и воспринимать информацию под другим углом. «Воспоминания, символы, параллели - вот что отличает профессионального читателя от любителя», - говорит Фостер. Принятие другой модели чтения книг поможет лучше запоминать информацию, которая теперь будет основана на ассоциативном мышлении и связана с пережитым опытом.
  • «Скорочтение на практике. Как читать быстро и хорошо запоминать прочитанное» Павел Палагин. Книга была признана миллионами книголюбов и получила недурные отклики. Методики просты и понятны, позволяют овладеть техникой быстрого чтения за несколько недель. Автор жестко критикует нерасторопных читателей, тем самым мотивируя скорей закончить изучение вопроса. На семинарах Палагин, не стесняясь, советует прочесть лишь 25% книги и отбросить остальное за ненужностью. Это утверждение подогревает интерес публики, стремящейся опровергнуть слова автора.
  • «Развитие памяти» Гарри Лорейн. Идеальная книга для тренировки памяти и воображения. После прочтения вы станете лучше воспринимать информацию, запоминать даты и большие числа, играючи продолжать сюжетную линию любого рассказа.

Упражнения

«Концентрация внимания».

Цель: Оценка способности концентрации внимания.

Ведущий зачитывает участникам три простые арифметические задачи и предлагает решить их в уме. Полученные в результате решения задач цифры также предлагается держать в уме.

Результат вычислений разрешается записывать по команде «Пишите!». Участникам не разрешается ничего говорить вслух или переспрашивать. Те, кто не расслышал или забыл условия задачи, вместо ответа должны поставить прочерк. Задачи могут быть следующие:

Даны два числа 82… (…= пауза) и 68… К первой цифре второго числа прибавьте 2,… умножьте ее на первую цифру первого числа… и от полученного произведения отнимите вторую цифру первого числа…

Пишите!…

Даны два числа: 82… и 68… К первой цифре второго числа прибавьте вторую цифру первого числа,… и полученную сумму разделите на вторую цифру второго числа…

Пишите!…

Даны два числа: 56 и 92… Вторую цифру первого числа разделите на первую цифру второго числа… Полученное частное умножьте на вторую цифру первого числа…

Пишите!…»

Итог: Решение всех трех задач свидетельствует об устойчивости концентрированного внимания.

Правильность решения первой и второй задачи при неправильном решении третьей свидетельствует о некоторой истощаемости внимания в процессе исследования. Правильное решение первой и третьей задачи при неправильном решении второй указывает на неустойчивость внимания. Правильное решение второй и третьей задачи при неправильном решении первой позволяет предположить относительно медленную включаемость в работу.

«Фокусировка».

Цель: Развитие способности оперативно регулировать объем внимания.

Глаза открыты или закрыты. По команде ведущего «Тело!» участники сосредотачивают внимание на своем тепе, по команде «Рука!» – на правой руке. Затем идет последовательное сосредоточение внимания на кисти правой руки – по команде «Кисть!», на указательном пальце правой руки по команде «Палец!» и, наконец, на кончике пальца – по команде «Кончик пальца!».

Команды подаются с интервалом 10–120 сек.

Итог: Ведущий расспрашивает участников, справился ли каждый из них с заданием, каким это удалось и с какими трудностями они столкнулись. Игра позволяет освоить навыки концентрации на различных частях тела, что необходимо при освоении техники саморегуляции.

«Селектор».

Цель: Развитие переключаемости, гибкости в управлении вниманием, способности быстро менять объект концентрации внимания.

Выбирается один из участников игры для роли «приемника».

Остальная группа участников – «передатчики». Они заняты тем, что каждый считает вслух от разных чисел в разных направлениях. «Приемник» держит в руке жезл и молча слушает. Он должен поочередно настроиться на каждый «передатчик».

Если ему слишком сложно услышать тот или иной «передатчик», он может повелительным жестом заставить его говорить громче. Если же ему слишком легко, он может убавить звук. После того, как «приемник» достаточно поработает, он передает жезл своему соседу, а сам становится «передатчиком». В ходе игры жезл совершает полный круг.

Итог: Легкость переключения внимания у разных людей различна. Переключаемость определяется в психологии как гибкость в управлении вниманием.

Во время обсуждения становится ясно, что многие нашли свою собственную технику сосредоточения внимания. При повторном исполнении упражнения следует поощрять обмен техниками концентрации внимания.

«Заблудившийся рассказчик».

Цель: Овладение одним из способов выработки внутреннего контроля, удержания в уме нити разговора, последовательности событий или хода собственных размышлений.

Участники рассаживаются в круг.

Ведущий назначает тему разговора. Один из участников начинает развивать ее, следуя за случайными ассоциациями, уводит разговор в сторону. Он перескакивает с одной темы на другую, затем на третью, стремится как можно лучше «запутать» свое повествование.

3 мощных упражнения на развитие концентрации внимания

Затем говорящий жестом передает слово другому участнику. Слово может быть передано любому, поэтому за ходом игры следят все. Тот, на кого упал выбор, должен «распутать» разговор, то есть кратко пройтись по всем ассоциативным переключениям своего предшественника в обратном порядке – от конца к началу.

Он возвращается к исходной, предложенной ведущим, теме. Затем сам запутывает разговор, передает слово кому-то другому, и так далее.

Итог: Обычно после непродолжительного пробуксовывания игра набирает темп и проходит оживленно, весело. Однако за развлекательностью упражнения участники не должны упускать главное: работу над своим вниманием. Чем длиннее ряд ассоциативных «запутываний», тем более напряженной работы памяти и внимания требует он от следящих за рассказом, тем эффективнее психическая тренировка.

«Палач».

Цель: Воспитание способности поддерживать в течение необходимого периода сосредоточенность внимания достаточной интенсивности.

Группа разбивается на пары.

Первый в паре и грает роль «внимательного». Он сосредотачивается на каком-либо объекте и в случае отвлечения своего внимания сигнализирует от этом поднятием руки. Второй в паре – «палач». Он сидит сзади «внимательного» и по сигналу об отвлечении внимания наказывает его ударом ладони по плечу или бедру.

До начала упражнения необходимо подобрать силу «наказания». Для этого «палач» предварительно наносит удары разной силы, а «внимательный» выбирает наиболее подходящий. Сила удара подбирается так, чтобы быть достаточной для стимуляции сосредоточения, но не слишком большой, чтобы не нарушить внутреннюю работу.

После этого ведущий называет объект сосредоточения, дает сигнал «Начали!» и через некоторое время (1–10 мин.) «Стоп!».

Итог: Жестокость этого упражнения должна компенсироваться мягким, развлекательным характером других психотехнических игр.

Это упражнение способствует осознанию значимости сосредоточения внимания, вырабатывает способность бороться с помехами в окружающей среде, отключаться от этих помех.

«Лентяй и труженик».

Цель: Овладение различными способами концентрации внимания.

Ведущий предлагает участникам удобно расположиться в креслах.

Расслабить мышцы лба, брови, губы, слегка приоткрыть рот. Достичь расслабления мышц лица, придав ему сонное выражение. По команде «Начали!» участники приступают к выполнению одного из упражнений на внимание, например, упражнений «Пальцы», «Фокусировка», сохраняя при этом расслабленность мышц лица. Работа продолжается до тех пор, пока не последует команда «Стоп!».

После этого упражнение повторить, предварительно нахмурив брови, крепко сжав губы, стиснув челюсти, сохраняя напряжение лица.

Итог: Предложить участникам сравнить два варианта сосредоточения- расслабленный и напряженный и дать им характеристику.

«Дыхание».

Цель: Обучить преодолению привычного психического стереотипа напряженного сосредоточения.

Участники удобно устраиваются в креслах или на стульях, расставленных по окружности.

Им предлагается расслабиться и закрыть глаза. По команде «Начали!» мягко следить за дыханием. Не управлять дыханием и не нарушать его естественный рисунок. Через 5–15 минут по команде «Стоп!» прекратить упражнение.

Итог: Дыхание является очень чутким индикатором психического напряжения. Любые колебания психических состояний отражаются на способе дыхания. Это упражнение позволяет концентрировать внимание на определенном внутреннем объекте и, сохраняя жесткий стиль сосредоточения, не нарушить его функционирование.

Чтобы участникам была лучше понятна сущность этого упражнения, им можно привести пример, что иногда желание спортсмена как можно лучше исполнить движения на спортивных соревнованиях приводит к разрушению сложившейся техники спортивной работы. Выходом из соревновательного затруднения для многих спортсменов является полная сосредоточенность на элементах техники и отрешение от конечного результата.

«Инфракрасные лучи».

Цель: Изучение преимуществ расслабленного стиля сосредоточения.

В достаточно тихом помещении, подогрев предварительно утюг, ведущий говорит:

«Ваши руки способны ощущать тепловое инфракрасное излучение.

Попробуйте почувствовать тепло этого утюга на расстоянии. (Проносит утюг перед участниками, давая каждому убедиться, что это возможно). У всех получилось? А теперь попытайтесь почувствовать тепло собственных рук, расположив их вертикально ладонями друг к другу, затем параллельно на минимальном расстоянии).

Ведущий предлагает определить самое большое расстояние, на котором ощущается это тепло. Участники выполняют упражнение на определение расстояния, позволяющего ощущать тепло рук в течение 2–4 минут. Это упражнение затем повторяется парами в течение 5–6 минут. Участники обмениваются впечатлениями по результатам упражнения.

Итог: Упражнение иллюстрирует легкость достижения сознания слабыми сигналами при расслаблении и успокоении.

«Сверхвнимание».

Цель: Выработка умения сосредоточиться в напряженных, в том числе стрессовых ситуациях.

Участники разбиваются на две группы.

Одна группа играет роль «мешающих», другая – «внимательных».

«Внимательные» расставляются ведущим по периметру зала лицом к центру и получают отличительные знаки (нарукавные повязки, косынки или шапочки). Они получают инструкцию: изобразить, сыграть, словно актер, войти в роль человека, полностью сосредоточенного на какой-то внутренней работе и не замечающего окружающего. Исполнители должны вжиться в эту роль и, стоя с открытыми глазами, не закрывая ушей, не замечать того, что делают другие.

Для этого им предлагается ярко представить себе просмотр увлекательного кинофильма или участие в опасном путешествии, быть последовательным в исполнении своей роли.

После команды ведущего «Стой!» группа «мешающих» начинает расспрашивать внимательных, что они видели и слышали. «Мешающие» получают задание во время упражнения, которое длится 5–15 минут.

За это время ведущий вместе с «мешающими» организует серию провокационных действий. Они скандируют: «Ты – гений внимания!», разыгрывают в лицах анекдоты, инсценируют окончание занятий и уход из зала, изображают животных, просят у «внимательных» милостыню и прочее.

При этом ведущий следит за тем, чтобы действия «мешающих» не оказались слишком эффективными. Он запрещает касаться «внимательных» и в критические моменты помогает им удержаться в своей роли.

Затем следует команда «Стой!», начинается обсуждение.

Итог: Особенность этого упражнения состоит в том, что действие инструкции продолжается после команды «Стой!». Вероятно, «внимательный» иногда отвлекался от выполнения задания, но правила игры запрещают ему в этом сознаться. Он вынужден убеждать своих партнеров в том, что был абсолютно внимателен и ни разу не отвлекся.

Недоверие и сомнения других участников занятия вынуждают «внимательного» прибегать ко все более веским аргументам и незаметно для самого себя все тверже убеждаться в несокрушимости своей концентрации.

Игра предоставляет возможность поверить в свои силы, убедить себя, убеждая других.

Упражнение не следует использовать в группах, внутри которых еще не созрели отношения взаимного доверия и дух творческой увлеченности.

Успешно проведенное упражнение «Сверхвнимание» намного продвигает группу вперед, в то время как неуспех может поставить под сомнение занятия в целом.

«Карусель».

Цель: Поиск приемов борьбы с отвлечением внимания.

Группа разбивается на две равные части.

«Концентрирующиеся» рассаживаются в круги и готовятся к полной концентрации на задании. Задание может заключаться в мысленном решении задачи, заучивании стихотворения, концентрации на мысленном образе, на одной из частей тепа и т.д.

«Мешающие» становятся лицом к «концентрирующимся» – каждый напротив своей «жертвы». По команде «Начали!» «концентрирующиеся» приступают к заданию, а «мешающие» начинают им противодействовать в пределах, оговоренных ведущим.

По хлопку ведущего «мешающие» сдвигаются на одного человека вправо так, чтобы каждый из них сменил свою «жертву», и игра продолжается дальше. После нескольких «поворотов» ведущий останавливает «карусель».

Итог: На первых порах единоборство «концентрирующихся» и «мешающих» не будет равным: «мешающие» располагают богатейшим арсеналом средств.

Если игра начинается сразу с применения ими самых жестких мер, то это может обескуражить «концентрирующихся», сломить их веру в свои возможности. Ведущий должен следить за работой каждого и по мере надобности давать «мешающим» указания ослабить помехи для того, чтобы «концентрирующиеся» не проявили признаков отвлечения по крайней мере в 2/3 случаев. Такая пропорция успеха обеспечит наиболее подходящие условия для роста способности к самоконтролю.

Специфика этого упражнения – персонифицированность источника помех.

Причиной отвлечения является конкретный живой человек. Задача сосредоточения переходит в область общения.

«Полевые тренировки».

Цель: Перенос выработанных в тепличной обстановке психотехнических навыков в жесткие условия обыденных отношений.

Каждый участник выбирает себе сам или по подсказке ведущего задание, на котором он будет сосредоточен во время упражнения.

Перед ним стоит задача – продемонстрировать столь же высокую степень концентрации, что и в игре-упражнении «Сверхвнимание».

Затем группу выводят из помещения для занятий. Участников расставляют по одному и каждому дают команду «Начали!». Расставив всех участников, ведущий обходит «посты» и пытается помешать, привлекая к этому посторонних людей, прося их выведать у тренирующихся, который час, предложить им уйти и прочее. Работа длится 5–15 минут.

Затем ведущий подходит к каждому, останавливает работу командой «Стой!», собирает группу и возвращает ее в зал для занятий. Следует обсуждение.

Итог: Это упражнение стирает грань между условной реальностью групповых занятий и действительностью повседневной жизни. Оно является смелым внедрением выработанных в тепличной обстановке психотехнических навыков в жесткие условия обыденных отношений.

При проведении этого упражнения особое внимание следует уделить обеспечению безопасности занятий.

Психологические игры и упражнения на развитие внимания и самоконтроля

Упражнение на развитие внимания “Пальцы”

Участникам группы следует удобно расположиться в креслах или на стульях, образуя круг. Переплести пальцы положенных на колени рук, оставив большие пальцы свободными. По команде “Начали!” медленно вращать большие пальцы один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга.

Сосредоточить внимание на этом движении. По команде “Стоп!” прекратить упражнение. Длительность -5-15 минут.

Упражнение позволяет проследить работу внимания “в чистом виде” благодаря бессмысленности верчения пальцев. Для многих задание оказывается трудным из-за того, что объект сосредоточения слишком необычен. Если участник быстро засыпает во время упражнения (ни в коем случае не мешайте ему и не позволяйте мешать другим!), то в будущем этот прием можно будет использовать для успокоения.

Некоторые участники будут испытывать необычные ощущения: увеличение или отчужденность пальцев, кажущееся изменение направления их движения. Вероятно, они окажутся способными к самовнушению.

Кто-то будет чувствовать сильное раздражение или беспокойство. Постарайтесь понять причину этих явлений. Практически она всегда находится за пределами занятий. Если участнику становится очень смешно и он не может нормально работать, позвольте ему смеяться сколько угодно: смех защищает от тревоги. При выполнении упражнения требуется одно, а происходит обычно другое.

Нужно сосредоточиться на выполняемом движении, но в какой-то момент участник вдруг обнаруживает, что думает о чем-то постороннем.

Или оказывается, что он забыл об инструкции; перестал следить за пальцами, взгляд прилип к яркой майке соседа или колыханию листвы за окном.

Упражнение на развитие внимания “Муха”

Для этого упражнения требуются доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3 х 3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина).

Присоска выполняет здесь роль “дрессированной мухи”. Доска ставится вертикально, и ведущий разъясняет участникам, что перемещение “мухи” с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд (“Вверх!”, “Вниз!”, “Вправо!” или “Влево!”) “муха” перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение “мухи” - центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями “мухи”, не допустить ее выхода за пределы игрового поля.

После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры или видит, что “муха” покинула поле, он дает команду “Стоп!” и, вернув “муху” на центральную клетку, начинает игру сначала.

“Муха” требует от играющих постоянной сосредоточенности: стоит кому-то из них хоть на мгновение отвлечься или подумать о чем-нибудь постороннем, и он тут же потеряет нить игры и вынужден будет ее остановить.

Обычно игра проходит оживленно, возбуждает интерес и стимулирует участников к дальнейшей работе.

Некоторые спортсмены склонны к переоценке своей внимательности. Психотехническое упражнение “Муха” может быть особенно полезно тренеру в том случае, когда требуется развеять эту иллюзию.

В группах, не имеющих достаточного опыта работы с вниманием, длительное наблюдение за перемещающейся “мухой” приводит обычно к напряжению и усталости.

Участники все чаще начинают соскальзывать с предмета своего сосредоточения, сбиваться и в конце концов прерывают игру. Поэтому ведущий должен следить за состоянием игроков и заканчивать упражнение до того, как в группе начнет нарастать раздражение и падать интерес. Работа “на измор” оправдана лишь в тех случаях, когда участники группы ставят перед собой специальную задачу: проверить и потренировать устойчивость своего внимания, то есть способность к длительной концентрации на предмете.

Важной характеристикой внимания является его объем - широта той области, на которую оно может быть одномоментно распространено.

Когда, разглядывая свой парадный костюм, вы вдруг замечаете проеденную молью дырку, область внимания мгновенно суживается до размеров обнаруженного дефекта. Это происходит как бы само собой. Но мы можем и произвольно регулировать широту зоны своего внимания.

Упражнение на развитие внимания “Фокусировка”

Участвующие в этом упражнении удобно располагаются в креслах.

11 эффективных упражнений для концентрации внимания

Глаза открыты или закрыты. По команде ведущего “Тело!” участники сосредоточивают внимание на своем теле, по команде “Рука!” - на правой руке. Затем идет последовательное сосредоточение на кисти правой руки - по команде “Кисть!”, на указательном пальце правой руки - по команде “Палец!” и, наконец, на кончике пальца - по команде “Кончик пальца!”. Команды подаются с интервалом 10-120 секунд.

Если после окончания игры само собой не завязывается обсуждение, ведущему следует расспросить участников о том, справился ли каждый из них с заданием, как им это удалось и с какими трудностями они столкнулись.

Игра будет полезной участникам в их работе над укрощением внимания, над развитием способности оперативно регулировать его объем.

Кроме того, “фокусировка” позволяет освоить навыки концентрации на различных частях тела, являющиеся базовыми при овладении техниками саморегуляции.

Читая эту строку, вы не замечаете слов, лежащих строкой ниже, хотя они и находятся в поле вашего зрения. Но вот вы дошли до следующей строки, и она сразу же попала в фокус вашего внимания. А вот строку, лежащую выше той, на которой вы сейчас находитесь, вы уже не видите. В данном случае мы имеем дело с переключением внимания, необходимым нам для того, чтобы продолжать чтение.

Легкость переключения у разных людей различна. Переключаемость определяется в психологии как гибкость в управлении вниманием, способность быстро менять объект концентрации.

Упражнение на развитие внимания “Селектор”

Выбирается один из участников игры - “приемник”.

Остальная группа - “передатчики” - занята тем, что каждый считает вслух от разных чисел и в разных направлениях. “Приемник” держит в руке жезл и молча слушает. Он должен поочередно настроиться на каждый “передатчик”, Если ему слишком сложно услышать тот или иной “передатчик”, он может повелительным жестом заставить его говорить громче. Если же ему слишком легко, он может убавить звук. После того как “приемник” достаточно поработает, он передает жезл своему соседу, а сам становится “передатчиком”.

В ходе игры жезл совершает полный круг.

Упражнения 1-4 позволяют участникам на практике ознакомиться с основными характеристиками своего собственного внимания. В ходе занятий ведущему важно не только оценить эффективность работы участников, но и понять, каким образом им удалось решить поставленную задачу.

Во время обсуждений становится ясно, что многие нашли свою собственную технику сосредоточения или переключения внимания. При повторном исполнении упражнений следует поощрять обмен техниками.

Упражнение на развитие внимания и самоконтроля “Лентяй и труженик”

Участникам следует удобно расположиться в креслах.

Расслабить мышцы лба, брови, губы, слегка приоткрыть рот. Достичь расслабления мышц лица, придав ему сонное (пьяное) выражение. По команде “Начали!” участники приступают к выполнению одного из упражнений на внимание (больше всего подходят упражнения “Пальцы” и “Фокусировка”), сохраняя при этом расслабленность мышц лица.

Работа продолжается до тех пор, пока не последует команда “Стоп!”. После этого упражнение нужно повторить, предварительно нахмурив брови, крепко сжав губы, стиснув челюсти. Сохранять напряжение лица в течение всего времени работы.

Во время обсуждения предложите сравнить два варианта сосредоточения - расслабленный и напряженный. Не навязывайте своего представления о лучшем способе: свободная дискуссия создает возможность сравнения и выбора, в то время как внушение принятой вами точки зрения делает выводы спортсмена поспешными и незрелыми.

Следите за тем, чтобы расслабление и напряжение лица поддерживались в течение всего времени.

Упражнение на развитие внимания и самоконтроля Упражнение “Дыхание”

Удобно устроиться в креслах или на стульях, расставленных по окружности. Расслабиться и закрыть глаза. По команде “Начали!” мягко следить за дыханием.

Не управлять дыханием и не нарушать его естественный рисунок. Через 5-15 минут по команде “Стоп!” прекратить упражнение. Перейти к обсуждению.

Соль этого упражнения в том, что сконцентрировать внимание на чем-то и не вмешиваться в это невозможно, если сохранять жесткий стиль сосредоточения.

А дыхание является очень чутким индикатором нашего напряжения: любые колебания психических состояний отражаются на способе дышать.

Подобно тому как желание исполнить движение на соревнованиях “как можно лучше” приводит к разрушению сложившейся техники, желание сохранить естественный рисунок дыхания посредством активной работы должно нарушить его. Выходом из соревновательного затруднения для многих спортсменов является полная сосредоточенность на элементах техники и отрешение от конечного результата.

Это действенный способ, но не панацея: мысли о результате могут просочиться в сознание и испортить все. Поэтому спортсмен не должен останавливаться на формуле “углубись в процесс и забудь о результате”. Упражнение “Дыхание” ставит участника перед парадоксом, разрешение которого лежит за пределами привычных психических стереотипов.

По своему психологическому содержанию оно является миниатюрной копией одного из аспектов соревнований. Найдя решение на простой модели, можно попытаться перенести его и в более жесткие условия.


В жизни каждого человека случаются ситуации, при которых он теряет концентрацию внимания. Например, прочитав, половину статьи или пару страниц книги, человек совершенно не помнит о чем же там говорилось. В такие моменты внимание просто отключено или сосредоточено на чем-то другом. Во время прочтения художественной литературы совершенно нормально пропускать примерно 30% информации. Однако при прочтении необходимой литературы для работы или учебы все же внимание необходимо концентрировать полностью. В пример можно взять так же ситуации, при которой люди находятся в компании и в какой-то определенный момент мысли человека, куда-то улетают.

Концентрация внимания в психологии

Наш мозг подобно компьютеру постоянно анализирует огромное количество информации. Для наиболее полной картины всего происходящего вокруг, ему необходимо учесть как можно больше деталей и нюансов. Кроме фактических объектов и явлений учитываются и накопленный ранее опыт и информация. Большую часть этой работы сам человек не осознает, она происходит в подсознании. Но значительную часть мы осмысливаем.

Концентрация внимания — это способность осмысливать в конкретный момент времени что-то одно, не позволяя информационному шуму отвлекать сознание от главного. Разные люди обладают такой способностью в разной мере. Посторонние раздражители, многозадачность работы, большое количество нерешенных задач отвлекают наше сознание от текущего действия. Как повысить концентрацию внимания, читайте далее.

6 способов повысить концентрацию внимания


Рассмотрим 6 способов дял повышения концентрации внимания.

Планирование

Планирование дня позволяет лучше концентрировать внимание на выполняемых задачах. Существует огромное количество планеров на любой вкус и цвет. Не стоит заполнять каждую секунду своего времени, какими либо делами, поскольку оставлять время на отдых так же является не маловажным.

Внимание сопровождает каждую деятельность человека, представляет собой направленность и сосредоточенность на конкретных объектах, которыми могут выступать окружающие люди, предметы и явления, события или внутренний мир самого человека.

Имея такие свойства, как концентрация, устойчивость, объём, распределение и переключение, внимание в то же время не является психической функцией, а просто контролирует работу психических процессов восприятия, мышления, памяти, воображения. Эксперты при этом подчёркивают, что среди перечисленных характеристик именно концентрация, как сосредоточенность на предмете, - основа в определении уровня работоспособности человека, его успешности в выполнении поставленных задач.

Управление концентрацией внимания - обычный навык, который требует развития. Для этого используются специально разработанные упражнения на концентрацию внимания. Главное в - постоянство и систематичность работы. При этом развитие этого свойства требует применения волевых усилий и постановки цели, таким образом, являясь произвольным процессом. Чтобы это полезное для каждого человека занятие получило свою привлекательность, начинать надо с простых в выполнении упражнений, постепенно переходя к более сложным заданиям.

Эффективные техники для развития внимания

Для достижения результативности упражнений, перед их выполнением расслабьтесь, приведите в порядок мысли, настройте себя на рабочий лад. Психологи, проводящие подобные тренировки, советуют найти помещение, где никто и ничто не будет отвлекать от занятий. Заранее подготовить необходимый инструментарий: карандаш, ручку, бумагу, записи, рисунки.

Сегодня много литературы и сайтов, которые помогут подобрать интересные, эффективные упражнения на концентрацию. Но начинать надо с несложных заданий, которые легки в исполнении и доступны, помогают обучающимся добиваться успеха.

Достаточно просты в выполнении упражнения, которые учат сосредоточиваться в повседневных условиях на обыденных предметах.

Например, задание «Нарисовать линию». Для тренировки внимания на листе бумаги в течение 2-3 минут рисуем плавную линию, сконцентрировавшись на острие карандаша. При отвлечении от линии каждый раз поднимаем её вверх, как волну. Продолжаем фиксировать линию, ведём её до конца. Добивайтесь, чтобы каждый раз промежутки между такими волнами становились длиннее.

Вариант этого упражнения - «Кардиограмма», которая при помощи пиков вверх показывает, насколько долго можно концентрироваться на объекте рисования.

В целях дальнейшего развития используйте время поездки в общественном транспорте, выполняя простое действие «Центр вселенной», выбрав в виде объекта, например, рекламу или схему проезда, определить для себя временной интервал в течение нескольких минут и сконцентрироваться только на этом предмете, думая о нём, пока не пройдёт время. Для тренировки нужно постепенно увеличивать временной промежуток.

Часто, читая книгу, можно заметить, что трудно сосредоточиться на содержании. В особенности когда текст не вызывает интереса, предположим, это учебник или инструкция. В таком случае поможет задание «Сделаем пометки». Если наступает отвлечение от содержания, отметьте это место карандашом и вернуться туда, где остался усвоенный текст. Затем начинаем повторное чтение. Число пометок постепенно сокращается, если действие выполняется систематически.

Хорошо помогает развитию концентрации на своих ощущениях, а также отвлечению от отрицательных мыслей, упражнение «Четки», основанное на восточном способе перебирания чёток. Нужно не спеша перебирать бусины, полностью сосредоточившись, направляя внимание только на сам процесс.

Упражнение «Концентрация на предмете» аналогично предыдущим, несложно в исполнении. Инструментарий - бумага и карандаш, для объекта выбираем статичный предмет в помещении, смотрим на него определённое время. Как только отвлекаемся, делаем пометку на листе, и снова возвращаемся к этому предмету. Потом подсчитываем количество пометок.

Развитие внимания в сложных упражнениях

Решение более трудных заданий предполагает, что человек уже имеет навыки сосредоточения на предмете. Поэтому их лучше осуществлять после появления опыта концентрации.

Например, упражнение «Сосчитай слова», несмотря на кажущуюся простоту, довольно сложно в исполнении, но эффективно для развития навыка. Для выполнения действия возьмите текст и начните читать в обычном режиме. Параллельно с чтением ведите подсчёт слов, для которого можно использовать только взгляд, без помощи карандаша. На выполнение задания отводится 2-3 минуты, затем оно повторяется, а результаты сравниваются.

В упражнении «Мысленный счёт» нужно про себя считать до 10. Чтобы сконцентрироваться, надо закрыть глаза и представлять особенности цифр от 1 до 10. Представить нужно очень чётко, например, как бы написанными фломастером. Каждую цифру постарайтесь подробно зафиксировать, только потом переходить к следующей.

Классикой является задание «Цветные слова». В различных источниках оно имеет разные названия, например, «Дальтоник». Но идея в том, чтобы быстро назвать не слова, написанные разноцветными фломастерами, а цвет слов. Сначала это упражнение выполняется с трудом, так как в разных полушариях мозга идёт восприятие цвета и слова, но затем устанавливаются новые связи, на этой основе тренируется концентрация и переключаемость внимания, действие выполняется с лёгкостью и интересом.

Например, синий, красный, чёрный, зелёный.

Сложное упражнение «Точка» является базовым, и выполнять его надо постоянно. Есть несколько вариантов, поэтому начинаем с простой чёрной точки.

Для действия требуется одноцветная стена перед креслом, так как узоры обоев отвлекают от фиксации внимания на предмете. С этой целью прикрепляется к стене лист белой бумаги с нарисованной в центре небольшой чёрной точкой. Затем надо расположиться напротив точки и сконцентрироваться на ней.

Упражнение на начальном этапе вызывает затруднение, так как нужно сфокусироваться только на точке, отвлечься от всех мыслей, а потом записать результат.

Как вариант, разработано задание «Созерцание зеленой точки». Аналогично рисуется фломастером зелёная точка, и в течение 10 минут идёт наблюдение за ней.

Сложным задание становится, если изменить инструкцию, разместив точку на странице из журнала или на оконном стекле, тогда в поле зрения будут попадать посторонние предметы, что усложнит условия для концентрации.

Успешность и эффективность деятельности человека зависят от развития его психики и её составляющих. Поэтому только комплексная работа над концентрацией внимания принесёт плоды.

Автор статьи: Лапинская Людмила

Умение сосредотачиваться является ключевым навыком во многих сферах нашей жизни. Концентрация внимания одинаково важна для нашей профессиональной жизни, в которой нам часто приходится решать самые разные задачи, и личной жизни, когда концентрация внимания позволяет нам слушать нашего собеседника. Особенно важна концентрация внимания в обучении и в развитии психических способностей. В этой статье мы рассмотрим четыре упражнения на концентрацию внимания.

Насколько сильны ваши «мышцы» концентрации внимания? Вероятно, ваши способности к концентрации внимания не сильно отличаются от средней для вашего окружения величины, или средней для обычных людей. А ведь способность к сосредоточению важна практически во всех сферах вашей жизни. Во время разговора, для того чтобы действительно слышать собеседника вам необходимо прилагать усилия чтобы удерживать внимание на том, что он говорит, иначе вы рискуете «взлететь на облака».

Ваш ум постоянно находится под «атакой» самых разных мыслей. Находясь на работе, вы можете думать о доме, о предстоящем ремонте, уборке, о неоплаченных счетах, а всё ли в порядке с детьми. Разумеется, иногда беспокойство бывает полезным и позволяет вам не забывать о «мелочах», однако это делает вас крайне неэффективным в выполнении текущих задач. «Блуждание» разума стало обычной проблемой для нашего усложняющегося общества и нашего беспокойного времени. Многие люди постоянно пребывают в мыслях: в мыслях о прошлом, мыслях о будущем, о чём угодно, только не о том, что они делают здесь и сейчас.

Часто, даже при большом желании сконцентрироваться на том, что мы делаем сейчас, нам не всегда удаётся избавиться от лишних мыслей, а если и удаётся, то с трудом и на малые промежутки времени? В чём же причина? Причина, скорей всего, кроется в неразвитых «мышцах» концентрации. Ведь навык сосредоточения, равно, как и любой другой навык, требует постоянного развития и укрепления. Четыре мощных упражнения развития концентрации внимания помогут вам укрепить «мышцы» концентрации и сделают вас более эффективным «исполнителем».

Слова напутствия.

Решите для себя, что вы будете упражнять свой навык концентрации внимания на ежедневной основе и тратить на это столько времени, сколько потребуется, начиная с пяти минут, постепенно увеличивать время выполнения упражнений. В дальнейшем, когда вы будете способны удерживать внимание на одной мысли или вещи в течение 10 – 15 минут, вы сможете решить для себя, нужно ли вам развиваться дальше, в зависимости от того, в какой области вашей жизни вам требуется высокий уровень концентрации.

Прежде чем начать выполнение упражнения на концентрацию внимания, вам необходимо расслабиться и успокоить свой разум. На нашем сайте вы найдёте массу упражнений на релаксацию, в частности, в разделе о медитации. Но для начала подойдёт простая техника расслабления, которая будет приведена ниже, в дальнейшем вы можете подобрать наиболее подходящую вам технику расслабления.

Найдите тихое место. Уберите подальше телефон, предупредите ваших домочадцев о том, чтобы вас не беспокоили, закройте дверь и приступайте к сеансу релаксации. Расположитесь удобнее, вы можете сидеть или лежать, хотя, я не рекомендую вам выбирать положение «лёжа», поскольку вы можете просто заснуть и забыть об упражнении. Когда будете готовы, максимально расслабьте ваше тело, чтобы в нём не было точек напряжения, если таковые имеются, усилием воли поочерёдно напрягите проблемные участки тела и вновь расслабьте их. Сделайте глубокий вдох через но, затем выдох через рот, одновременно с выдохом представляя, как напряжение покидает ваше тело. Продолжайте дыхательное упражнение до тех пор пока не почувствуете себя полностью расслабленным. Расслабившись, можете приступать к упражнению.

1. Внимание на точку.

В этом упражнении на концентрацию внимания вам необходимо будет сосредоточенно смотреть на точку на стене. Возможно, вам необходимо будет подобрать соответствующее помещение, или же сделать в вашем помещении некоторые изменения. Вам нужна одноцветная стена перед вашим креслом или диваном. Если обои на стене имеют рисунок или узоры, это несколько усложняет задачу, поскольку это будет отвлекать вас от сосредоточения на точке. Если же обои на стенах вашей комнаты цветные и узорчатые, это не повод для разочарования, вы можете прикрепить к стене лист белой бумаги, лучше всего большого размера.

Нарисуйте в центре листа небольшую чёрную точку, величиной с горошину. Если у вас однотонная стена, просто прикрепите к ней наклейку в виде круга, также, величиной с горошину. Важно, чтобы точка была размещена на уровне вашего взгляда. После всех приготовлений, сядьте напротив точки, расслабьтесь и начинайте сосредотачивать своё внимание на этой точке. Вы должны отдать всё своё внимание этой точке, так, чтобы всё вокруг неё «исчезало», вы видите только точку, и освобождаетесь ото всех посторонних мыслей. Для фиксации результата ведите записи времени сосредоточения. Если в ваш разум начинают поступать мысли, и вы не можете удержать внимание только на точке, завершайте упражнение, запишите результат. Если результат вас не удовлетворяет, начинайте всё сначала.

2. Сосредоточение на словах.

Для выполнения этого упражнения на концентрацию внимания, возьмите любую книгу, журнал или газету. Выберите один параграф книги и, используя только ваш взгляд, начинайте считать количество слов в параграфе. Здесь важен один момент, не используйте для слежения за словами ни ваши пальцы, ни линейку, ни что-либо ещё, используйте только ваш взгляд. После подсчёта слов в параграфе, сосчитайте количество слов ещё раз, чтобы убедиться, что вы не ошиблись в счёте. На выполнение этого упражнения уделяйте не больше 5 минут.

Когда вы сможете безошибочно вести подсчёт слов в параграфе, не отвлекаясь на другие раздражители, можете усложнить упражнение, добавив в него второй параграф. Теперь ваша задача будет состоять в подсчёте слов в двух параграфах. По мере улучшения вашей способности к концентрации внимания, постепенно увеличивайте количество параграфов в данном упражнении, до тех пор, пока вы не сможете с лёгкостью вести счёт слов целой страницы, не отвлекаясь ни на что другое.

3. Обратный отсчёт.

Это упражнение на концентрацию внимания вы можете выполнять в любом месте, например, по пути к дому, или на работу. Выберите число, и начните обратный отсчёт. Для начала подойдёт число 100, ваш цель вести обратный отсчёт до нуля. Выполняя упражнение, старайтесь не отвлекаться на посторонние мысли. Если вдруг отвлечётесь, начинайте отсчёт заново, до тех пор, пока у вас не получится вести обратный отсчёт без отвлечения вашего внимания. После того, как вам начнёт легко удаваться выполнение этого упражнения, усложните его.

Выберите любое трёхзначное число, лучше всего, если оно будет не округлённым, например 126, 264, 332 и так далее. Чем сложнее выглядит число, тем лучше будут упражняться мышцы вашей концентрации. После того, как вы научитесь легко справляться с упражнением «обратный счёт» усложните его ещё на один порядок, начав отсчитывать через одну и через две цифры, примерно так: 100, 98, 96 и так далее, и 100, 97, 94 и так далее. Это будет упражнять не только вашу концентрацию внимания, но и математические способности. Два плюса одновременно.

4. Сосредоточение на числе.

Для выполнения этого упражнения вам потребуется ручка и бумага, а также таймер или часы с секундной стрелкой, для определения времени результата. Ваше первое упражнение должно состоять в сосредоточении на цифре один, в дальнейшем вы можете выбрать другую цифру. Важно, чтобы в течение всего упражнения вы оставались сосредоточенным только на одной цифре. Итак, закройте глаза и увидьте вашим внутренним взором цифру один. Увидьте её так, будто эта цифра действительно стоит перед вашими глазами. Увидьте высоту, ширину и цвет этой цифры. Откидывайте любые поступающие мысли, ваша цель – созерцание цифры, сосредоточение на деталях.

По мере поступления в вашу голову мыслей, а они скорей всего будут вас «донимать», просто игнорируйте их и продолжайте сосредотачиваться на числе. В какой-то момент, возможно, вы уже не сможете целиком и полностью удерживать ваше внимание на цифре, в таком случае, прекратите выполнение упражнения и определите, сколько времени вы выполняли это упражнение. Будьте честны перед собой. Записывайте ровно тот результат, который удовлетворяет критериям упражнения – количество времени, проведённое в полном сосредоточении на цифре. Не удивляйтесь, если это время не превысило минуту или две минуты, это обычно на начальном этапе. В дальнейшем, по мере практики, вы сможете увеличить время концентрации.

Старайтесь постепенно увеличивать время, отведённое на упражнение концентрации внимания, до тех пор, пока результат не будет вас удовлетворять. Не важно, с какой целью вы увеличиваете вашу способность к концентрации, вам следует понять, что сильные «мышцы» концентрации пригодятся вам в решении практически любых жизненных задач. Особенно они важны в процессе привлечения желаемой реальности, так как концентрация внимания играет там значительную роль. Успехов вам на вашем пути!