Занятие "один дома" правила безопасного поведения при отсутствии родителей дома. Конспект занятия «Правила безопасного поведения дома

Любовь Остертаг
Конспект занятия « дома»

Конспект занятия

Тема : «» .

Цели :

образовательные :

Повторить с учащимися основные правила безопасного поведения в быту ;

Формировать умения видеть опасность в повседневной жизни и умение её предупредить;

Дать представление о негативных последствиях для жизни и здоровья при незнании или несоблюдении правил безопасности ;

коррекционно-развивающие :

Развивать логическое мышление, наблюдательность;

воспитательные :

Воспитывать ответственное поведение в быту , осторожность, умение отвечать за свои поступки.

Наглядность и оборудование : изображение домика и картинок с опасными ситуациями, карточки-лучики для сборки солнышка с правилами безопасности , книга со стихами С. Я. Маршака («Кошкин дом» , карточки с картинками «Четвертый лишний» .

Ход занятия:

I. Вводная часть

1. Организационный момент.

Здравствуйте, дорогие ребята! Очень рада вас снова увидеть.

Начинается урок,

Он пойдёт всем детям впрок.

Постарайтесь всё понять,

Много нового узнать.

Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету вам скажу : «Будет интересно!»

2. Вступительная беседа.

– Дети, сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить об очень важном – о безопасном поведении дома .

А кто из вас знает, что такое безопасность ? Ответьте своими словами.

Давайте я прочитаю более точное определение слова «безопасность » .

«Безопасность - это когда нет угрозы здоровью и жизни, есть защита от опасности».

Где и что может угрожать нашему здоровью и жизни? (На дороге, на реке, дворе, в лесу)

- Правильно . А где мы с вами находимся больше всего времени? (в школе, дома ) .

Да, то есть в том месте, где живём. А значит и опасности нас там поджидают каждый день особенно в отсутствие взрослых. Поэтому название нашего занятия : «Правила безопасного поведения дома » .

Вот под крышу этого домика мы будем вешать картинки с опасными ситуациями и вы увидите сколько их много (На доску вывешивается изображение домика) .

А чтобы защититься от опасности мы должны знать правила безопасного поведения . Поэтому рядом с домиком мы попробуем собрать солнышко с правилами поведения , которые нам помогут и сделают нашу жизнь более светлой и радостной.

II. Основная часть

Работа по теме занятия .

1) - Сейчас я прочитаю отрывок из стихотворения «Кошкин дом» . Вы отгадайте, почему произошло несчастье с главной героиней?

Хозяйка и Василий

Усатый старый кот,

Не скоро проводили

Соседей до ворот.

Словечко за словечком-

И снова разговор,

А дома перед печкой

Огонь прожёг ковёр.

Ещё одно мгновенье-

И лёгкий огонёк

Сосновые поленья

Окутал, обволок.

Взобрался по обоям,

Вскарабкался на стол

И разлетелся роем

Золотокрылых пчёл. (С. Я. Маршак)

Ребята, какая беда случилась в кошкином доме? (Он загорелся, начался пожар) .

Почему у кошки загорелся дом? (Потому - что печь оставили без присмотра) .

Что ещё нельзя оставлять дома без присмотра ? (свечи, утюг, плиту) .

- Правильно . А теперь послушайте стихотворение и подумайте, какие еще предметы опасны и могут вызвать пожар в доме?

Для забавы, для игры

Спичек в руки не бери.

Не, шути, дружок, с огнем,

Чтобы не жалеть потом.

Сам огня не разжигай

И другим не позволяй.

Даже крошка-огонек

От пожара недалек.

С чем нельзя шутить в доме или помещении? (Со спичками, зажигалками) .

Какое же первое правило мы прикрепим к солнышку? (Не играйте с огнём) .

А теперь, ребята, давайте маленько отдохнем и поиграем в пожарников.

Физминутка «Пожарники»

Кто шагает дружно в ряд,

Мы пожарников отряд.

От жары горит лицо,

Мы огонь возьмём в кольцо.

Едкий дым колюч и горек.

Тут поможет лишь топорик.

Пламя в щели так и бьёт.

Прорублю я в стенке ход.

Багром дотянусь до горящих досок

Лопатою пламя зарою в песок.

.

2) - А сейчас назовите предметы, которые изображены на рисунке. (нож, вилка, топор, игла, ножницы, пила) . Давайте отгадаем загадки об этих предметах.

а) Два кольца, два конца, а посередине гвоздик

(Ножницы)

б) Маленького роста я,

Тонкая и острая,

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу

(Иголка)

в) Доску грызла и кусала,

На пол крошек набросала,

Но не съела ни куска, -

Знать, невкусная доска.

(Пила)

г) У меня есть лезвие-

Острое, железное,

Обращайтесь осторожно,

Мной порезаться можно.

(Нож)

д)При виде еды

Не считают ворон,

Бросаются дружно

С обеих сторон :

Один - разрезает,

Другая - цепляет.

Обоим работы в тарелке хватает

(Вилка, нож) .

е) Хоть и ростом невелик,

А к почтению привык :

Перед ним дубы, и клены,

И березы бьют поклоны.

(Топор)

Как вы думаете, почему я объединила эти предметы в один ряд? Что у них общего? (Острые предметы) .

Учитель зачитывает стихотворение :

Окружают нас повсюду

очень острые предметы

А поэтому, ребята,

Вы послушайте советы

Вилки, ножницы, иголки

Топоры, ножи, осколки

Не игрушки, не конфеты

А опасные предметы.

Вы с этим согласны? (Да)

Почему это опасные предметы? (потому что ими можно пораниться)

С какими опасными предметами вы встречаетесь каждый день в школе? (ручка, карандаши)

Как вы должны с ними обращаться? (аккуратно, осторожно)

- Правильно , теперь мы можем прикрепить к солнышку лучик со вторым правилом : «Будьте аккуратны с острыми предметами» .

3) -Ребята, посмотрите, что горит над нами вверху? (Лампочка)

Без чего не будет гореть лампа? (без электричества, без тока) .

Где оно есть? (в проводах, розетках, электроприборах) .

А можем ли мы видеть ток? (Нет) Электричество не видимое.

Давайте послушаем стихотворение про электричество :

Ток бежит по проводам,

Свет несет в квартиру нам.

Чтоб работали приборы,

Холодильник, мониторы.

Кофемолки, пылесос,

Ток энергию принес.

Электричество нам необходимо в повседневной жизни, На электричестве работают электроприборы : холодильник, телевизор, компьютер, стиральная машина, электрическая печь, фен, утюг, транспорт которому необходима электроэнергия : трамваи, электрички, метро.

Но электричество может быть и очень опасным.

Навсегда запомнить должен :

Будь с розеткой осторожен!

С ней никак нельзя играть,

Гвоздики в нее совать.

Сунешь гвоздик ненароком –

И тебя ударит током,

Так ударит, что прости,

Могут даже не спасти.

Дело кончится бедой –

Ток в розетке очень злой.

Как мы должны обращаться с предметами, где есть электричество?

Не прикасаться к оголенному проводу;

Не использовать неисправные электроприборы ;

Не трогать включенный электроприбор мокрыми руками;

Не засовывать никакие предметы в розетку.

Давайте выведем третье правило безопасности : (Будьте осторожны с розеткой и электроприборами) .

4) - А какие же еще опасности могут поджидать нас дома ? В жизни встречаются не только опасные предметы, но и опасные люди.

Вы помните сказку «Волк и семеро козлят» ? (Да)

Волк в этой сказке был добрым или злым? Что он хотел сделать с козлятами? (Съесть их) .

- Правильно ли сделали козлята , что не послушали маму и открыли волку дверь? (Нет) .

Ребята, нужно не только знать правила безопасности , но и вести себя в соответствии с ними. (Учитель читает стихотворение) :

Если в дверь звонит звонок –

Посмотри сперва в глазок,

Кто пришел к тебе, узнай,

Сразу дверь не открывай!

Если нет глазка, тогда

«Кто там?» спрашивай всегда,

А не станут отвечать –

Дверь не вздумай открывать.

Если в дверь начнут ломиться –

То звони скорей в милицию!

Какое правило мы можем прикрепить к солнышку? (Нельзя открывать дверь незнакомым людям)

5) - Посмотрите на следующую картинку. Что делают ребята? (Дети тайком взяли таблетки) . Ребята, но ведь лекарствами мы лечимся. Что же может быть от них опасного? Давайте послушаем стихотворение.

Пилюли и таблетки

Нельзя тайком глотать!

Об этом наши детки

Обязаны вы знать.

Вот если заболеете-

Врача вам позовут,

И взрослые таблетку

Вам сами принесут.

Но если не больны вы,

Таблетки есть нельзя :

Глотать их без причины

Опасно вам. друзья.

Какое же следующее правило мы прикрепим к солнышку? (Нельзя без взрослых брать лекарства) .

Физминутка.

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в сторону развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

(Вместе с детьми выполняем все движения по тексту) .

6) - Мы уже много узнали с вами об опасностях и о том, как их не допустить, если вы дома одни . А теперь я хочу, чтобы вы сами попытались подобрать оставшиеся правила безопасности к тем картинкам , которые остались на доске. (Дети подбирают правила с помощью учителя )

(Не разговаривайте с незнакомыми людьми по телефону. Нельзя просовывать голову в окно. Не засовывайте в уши и нос мелкие предметы. Осторожно закрывайте двери. Будьте осторожны с газом. Не катайтесь по перилам. Не играйте на балконе.).

III. Заключительная часть.

Молодцы ребята! Вот мы и собрали все лучики нашего солнышка. Определили все правила безопасного поведения дома . А теперь давайте поиграем в игру. Я раздам вам карточки с изображением различных предметов. В каждом ряду найдите один предмет, который может стать причиной пожара. (Раздаются карточки с изображением следующих предметов : 1) Ковёр, телевизор, картина, стол; 2) стакан, зажигалка, ложка, одеяло; 3) Фен, ваза, карандаш, колечко; 4) Спичка, ведро, ранец, кукла.) (Проверка правильности выполнения задания ) .

Ребята, сегодня мы с вами попытались вспомнить все опасные ситуации, которые могут возникнуть и разобрали как себя при них вести. Но иногда, к сожалению, бывают моменты, что несчастье уже случилось с нами, или мы стали свидетелем чужой беды, поэтому вы должны знать куда в таких случаях обращаться. Давайте вспомним самые важные службы спасения и их номера телефона (на доску вывешиваются иллюстрации служб спасения с номерами : 01 - пожарная часть, 02 – милиция, 03 - скорая помощь).

А сейчас мы поиграем с вами в игру «Набери правильно номер » . Ребята, встаньте из-за парт, я буду называть опасную ситуацию, а вы должны присесть столько раз, какую цифру вы наберете, чтобы вызвать службу спасения. (Ситуации : 1) В доме загорелся утюг. 2) Вам постоянно звонит по телефону незнакомый человек. 3) У вас разболелся живот. 4) К вам в дом пытаются проникнуть грабители)

Молодцы ребята! Вам понравилось занятие ? (Да) .

Как мы должны себя вести в школе, дома ? (Осторожно)

Что значит - осторожно? (Соблюдать правила безопасного поведения )

Какие правила осторожности или безопасности запомнили ? (Дети совместно с учителем перечисляют правила безопасности )

По каким телефонам можем вызвать службы спасения? (01 - пожарная часть, 02 – милиция, 03 - скорая помощь) . Молодцы!

Наше занятие подошло к концу . Я хочу, чтобы вы не забывали правила безопасного поведения дома и чтобы солнышко , которое мы сегодня с вами собрали всегда охраняло вас и ваш дом от опасностей.

Администратор сайта

Есть известная поговорка, в которой говорится о том, что дом является для человека крепостью. Значит, находясь в своем жилище, можно чувствовать себя абсолютно безопасно. Конечно, это так. Но, для того, чтобы быть полностью уверенным в своей безопасности, нужно помнить некоторые основные правила поведения в квартире или доме.

Острые предметы, ножи – источник опасности

В любом доме имеется множество колющих, режущих и острых предметов. Это не только ножи, ножницы, но и вилки, булавки, иголки, топоры, шилья и многие другие. Когда они используются по назначению, они приносят пользу. Но, если вовремя не убрать их на место, они способны причинить немало неприятностей. Например, иголка может воткнуться в ногу, а ножом можно случайно порезаться. Поэтому лучше соблюдать порядок в доме и класть такие предметы на отведенные для них места.

Осторожно! Электричество!

Привычные электрические приборы – чайник, телевизор, утюг, светильник и другие иногда выходят из строя. И в таких случаях устройства несут большую опасность. Из-за неисправности электроприборов может возникнуть пожар, задымление, они могут ударить током. Предотвратить несчастные случаи помогут следующие правила:

Все электроприборы нужно вовремя ремонтировать. В случае возникновения неприятностей с розетками и проводкой следует взывать электрика. Заниматься ремонтом самостоятельно опасно.

Бытовая химия и лекарства могут нанести вред!

Любые химические препараты могут быть опасны. Поэтому нужно не забывать о том, что:

  • нельзя употреблять лекарства, названия которых неизвестны (таблетки без упаковки или в склянках со стершейся этикеткой);
  • лекарства, срок годности у которых вышел, нужно выбросить. Пить их нельзя;
  • некоторые чистящие и моющие средства могут вызывать аллергические реакции, поэтому использовать их нужно строго по инструкции. Если при чистке ванны, унитаза или плиты самочувствие ухудшается, следует закончить уборку, проветрить помещение. Если начинает отекать лицо, а дыхание становится затрудненным, нужно немедленно вызвать скорую помощь;
  • уборку следует проводить в резиновых перчатках.

Пользуемся газом аккуратно!

Как известно, бытовой газ отличается хорошей горючестью. При его утечке возникает риск возгорания и взрыва. Попадая в организм человека, он может вызывать удушье и смерть.

Поэтому, почувствовав запах газа, нужно:

Чтобы не приходилось бороться с последствиями утечки газа, лучше не допускать ее появления. Для этого следует:

  • следить за работающей конфоркой, не отлучаться из кухни и, тем более, из квартиры надолго;
  • использовать газовую плиту только по прямому назначению. Нельзя включать газ, чтобы нагреть воздух в помещении;
  • если на плите стоят чайник или кастрюля, нужно наблюдать за тем, чтобы вода при вскипании не залила газ.

Незваные гости – что делать, если в дом стучится незнакомец?

Бывают случаи, когда в дверь квартиры стучат незнакомые люди. Что делать в таких ситуациях?

ОДИН ДОМА: ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ В СТИХАХ

Если ты идёшь из школы...

Если ты идёшь из школы
И с каким-нибудь мужчиной
Просто так, совсем случайно, повстречалась на пути,
А тебя он вдруг попросит
Объяснить ему дорогу,
Потому что он не знает, как ему туда пройти,
Оглянись и ты увидишь,
Что вокруг полно народа,
Почему же этот дядя выбрал именно тебя?
Притворись, что ты глухая,
Прочь от этого урода,
Пусть другую жертву ищет – злой безжалостный маньяк.

Если вдруг остановилась
На обочине машина
И тебя туда позвали, вроде что-то расспросить,
Притворись, что ты не слышишь,
Проходи спокойно мимо,
Это может быть уловка, чтобы силой затащить.
А потом, поди, отбейся,
Если ты не Шварценеггер
И силачка как Валуев, или как Жан-Клод Ван Дамм.
На настойчивые просьбы
Ни за что не отзывайся
Кто их знает, что им надо, этим странным господам.

Подойдя к подъезду дома,
Не спеши за ручку дергать
Дверь, которая откроет всем вовнутрь свободный путь.
Оглянись, чтоб убедиться
Нет ли рядышком кого-то,
Кто так долго ждал момента, чтобы следом проскользнуть.
Если есть – прикинься лохом,
Типа, видишь очень плохо,
Сделай вид, что ты ошиблась и подъезд совсем не тот.
Ты к соседнему подъезду
Отправляйся, наблюдая,
Что же будет делать дальше этот странный идиот.

Если пользуешься лифтом,
Пусть в кабине будет пусто,
Никого, хоть даже хочет ехать вместе твой сосед.
Открывай почтовый ящик,
Урони на пол газеты,
Потяни подольше время, так надёжней, меньше бед.
Предложение услышав
Подождать тебя немного,
Откажись, на то сославшись, что поднимешься пешком.
Лифт уедет и вернётся,
Ты войдешь в него спокойно,
Безопасней в одиночку, а не в обществе мужском.
(М. Миронов)

Не открывай дверь чужим людям

Коль дверной звонит звонок –
Посмотри сперва в глазок,
Кто пришёл к тебе, узнай,
Но чужим не открывай!

Если нет глазка, тогда
«Кто там?» спрашивай всегда,
А не станут отвечать –
Дверь не вздумай открывать!

Если в дверь начнут ломиться –
То звони скорей в милицию!

(Г. Шалаева, О. Журавлёва)

Не входи в подъезд, если там находятся незнакомые люди

Если в подъезде – зачем? Почему? –
Люди чужие стоят,
Лучше тебе не входить одному:
Может, обидеть хотят?

Ты попроси знакомых скорей,
Чтоб проводили домой,
А оказавшись в квартире своей,
Двери покрепче закрой!

(Г. Шалаева, О. Журавлёва)

Не садись в лифт с незнакомыми людьми

Если квартира твоя высоко
И добираться туда нелегко,
Пользуйся лифтом, но только учти:
В лифт с незнакомцами не заходи!

Могут обидеть тебя, напугать,
Ценные вещи твои отобрать.
Будь осторожней, мой друг, берегись
И с незнакомцами в лифт не садись!

(Г. Шалаева, О. Журавлёва)

Не открывай дверь ключами при незнакомых людях

Незнакомец в подъезде зачем-то стоит,
У него подозрительный, замкнутый вид.
Дверь ключами при нём не спеши открывать,
Лучше сам из подъезда уйди погулять.

Поброди, подожди во дворе – он уйдёт,
И тебя не обидит, и к вам не войдёт.

(Г. Шалаева, О. Журавлёва)

Не забывай ключи снаружи двери

Ты уже совсем большой
И один идёшь домой.
Дверь ключами открывай,
Но в замке не оставляй!

Ведь забудешь их убрать –
Сможет их чужой забрать
И в квартиру к вам войти...
Будь внимателен, учти!

(Г. Шалаева, О. Журавлёва)

Не разговаривай по телефону с незнакомыми людьми

Если телефон звонит,
Кто-то в трубку говорит:
– Как тебя зовут, малыш?
Дома с кем сейчас сидишь?

И куда же я попал?
Номер я какой набрал? –
Ничего не отвечай,
Срочно маму подзывай!

Если взрослых дома нет,
Не веди ни с кем бесед,
– До свидания! – скажи,
Быстро трубку положи!

(Г. Шалаева, О. Журавлёва)

Не входи в лифт спиной

Не входите в лифт спиной,
Это вам грозит бедой.
Ждёшь ты лифт, открылась дверь,
Только ты всегда проверь,

Тут кабина или нет,
И горит ли в лифте свет.
Может иногда, учти,
Вдруг кабина не прийти!

Чтобы в шахту не свалиться,
Должен каждый убедиться:
Здесь кабина, свет горит,
Всё в порядке, вход открыт.

(Г. Шалаева, О. Журавлёва)

Не играй и прыгай в лифте

В кабине лифта не играй
И кнопки зря не нажимай,
И прыгать тоже не годится,
Ведь может что-нибудь случиться:

Лифт опускаться перестанет,
Кабина наверху застрянет…
Не скоро явятся с подмогой,
Уж лучше лишнего не трогай!

(Г. Шалаева, О. Журавлёва)

Не катайся по перилам

Знай: по перилам опасно кататься!
Можешь на них ты и не удержаться
Или за что-нибудь вдруг зацепиться –
Больно, мой друг, на ступеньки свалиться!

Если сорвёшься в проём – что тогда?! –
Это уже пострашнее беда!
Так что, прошу, не рискуй, не катайся,
А по ступенькам спокойно спускайся!

(Г. Шалаева, О. Журавлёва)

Будь осторожен с открытой форточкой

Захочешь форточку открыть –
Старайся осторожным быть:
На подоконник не вставай
И на стекло не нажимай.

Не можешь что-либо достать –
Надёжней взрослых подозвать
И их об этом попросить…
Калекой очень трудно жить!

(Г. Шалаева, О. Журавлёва)

Не перевешивайся за перила балкона

Выйдешь на балкон – так знай:
Там на стулья не вставай!
Это может быть опасно –
С высоты лететь ужасно.

На перила не взбирайся,
Низко не перегибайся –
Будет сложно удержаться…
Ты ж не хочешь вниз сорваться?

(Г. Шалаева, О. Журавлёва)

Не разбрасывай вокруг острые предметы

Если кнопки из коробки
Разлетелись – собери,
Если гвозди на дороге
Ты увидел – подбери!

Эти острые предметы
Не должны быть на полу.
Сам наступишь незаметно
Иль на гвоздь, иль на иглу.

(Г. Шалаева, О. Журавлёва)

Не трогай незнакомые предметы

Есть в квартире много скляночек,
Разных тюбиков и баночек.
В них хранятся средства разные,
Даже иногда опасные.

Кремы, пасты и таблеточки
В рот тащить не надо, деточки –
Отравленье обеспечено
И здоровье изувечено!

(Г. Шалаева, О. Журавлёва)

Будь осторожен с кипящей водой

Не только огонь, но и пар обжигает,
Когда из кастрюли его выпускают.

Так будь осторожен с кипящей водой
И правила эти надёжно усвой:

С кастрюли ты крышку рывком не снимай,
А с краю тихонечко приподнимай

Не там, где стоишь ты, – с другой стороны,
Ведь руки твои пострадать не должны!

В сторону выпустишь пар – и тогда
Не будет опасна в кастрюле вода.

(Г. Шалаева, О. Журавлёва)

Не ешь бесконтрольно витамины

Витамины и вкусны,
И полезны, и важны.
Только помните, друзья,
Их без меры есть нельзя.

Должен доктор рассказать,
Как их нужно принимать.

(Г. Шалаева, О. Журавлёва)

Не ешь незнакомые таблетки

Все маленькие детки
Обязаны узнать:
Пилюли и таблетки
Тайком нельзя глотать!

Когда вы заболели,
Тогда врача зовут,
И взрослые в постельку
Таблетки принесут.

Но если не больны вы,
В таблетках – только вред!
Глотать их без причины
Нужды, поверьте, нет!

Ведь отравиться можно
И даже умереть!
Так будьте осторожней –
Зачем же вам болеть?

(Г. Шалаева, О. Журавлёва)

Не ешь грязные фрукты и овощи

Нужно, друзья, за здоровьем следить.
И потому полагается мыть
Фрукты и овощи перед едой
Чисто и тщательно тёплой водой.

Чтоб не тревожить врачей-докторов,
Смоешь микробы – и будешь здоров!
Мытое яблочко ярче блестит,
Да и живот от него не болит.

(Г. Шалаева, О. Журавлёва)

Если с кем-то случилась беда, окажи посильную помощь

С другом твоим приключилась беда?
Не покидай ты его никогда,

А подбодри, «всё в порядке!» - скажи,
Помощь посильную сам окажи.

Если ему не сумеешь помочь,
Не убегай ты испуганно прочь,

Взрослых на помощь зови поскорей!
Время и силы свои не жалей!

Помни: в лесу, на земле, на воде
Люди людей не бросают в беде!

(Г. Шалаева, О. Журавлёва)

Никогда не отбирай у собаки миску с едой

Петя не знает, чем бы заняться.
Стал он собаку дразнить – развлекаться!
Прыгает рядом, зовёт за собой
И отбирает тарелку с едой.

Долго собака терпела, скулила,
Но не сдержалась, его укусила.
Пете теперь будут руку лечить…
Больше не будет собак он дразнить.

(Г. Шалаева, О. Журавлёва)

Не трогай маленьких щенят (на глазах у их мамы)

Предупредить хочу ребят:
Не троньте маленьких щенят!
Их захотите в руки взять –
Мать деток будет защищать.

И даже может укусить,
Нельзя к щенятам подходить!
Вот подрастут – тогда играйте,
Но малышей не обижайте.

(Г. Шалаева, О. Журавлёва)

Не играй со спичками – это опасно!

Я спичек коробок нашёл
И высыпал его на стол,
Хотел устроить фейерверк –
Всё полыхнуло, свет померк!

Не помню больше ничего!
Лишь пламя жжёт меня всего…
Я слышу крики, шум воды…
Как много от огня беды!

Меня спасти едва успели,
А вот квартиру не сумели.
Теперь в больнице я лежу
И боль едва переношу.

Хочу напомнить всем, друзья:
Играть со спичками нельзя!!!

(Г. Шалаева, О. Журавлёва)

Не подходи к газовой плите

На кухне газ у нас горит,
Меня он тянет, как магнит.

Как мама, я хочу уметь
Все ручки на плите вертеть,

И спички ловко зажигать,
И газ включать и выключать.

Но мама строго мне сказала:
– К плите чтоб руки не совала!

Опасно это, так и знай!
Пока за мной понаблюдай,

Учись на кухне помогать,
Посуду мыть и вытирать,

А к газу ты не подходи –
Сперва немного подрасти!

(Г. Шалаева, О. Журавлёва)

Если получишь ожог, окажи себе помощь сам

Если руку ты обжёг,
Потерпи, не плачь, дружок!
Под холодною струёй
Боль сними и успокой,

Маслом смажь ожог потом
И прикрой его бинтом
Иль салфеткой оберни –
И врачу скорей звони!

(Г. Шалаева, О. Журавлёва)

Будь осторожен с открытым огнём

С открытым огнём обращаться опасно!
Не жги ты ни свечки, ни спички напрасно,
А если зажёг – никуда не роняй:
Прожорливо пламя горячее, знай!

Но если случилось свечу уронить,
Бросайся огонь без заминки тушить:
Материей плотной, тяжёлой накрой,
А после залей поскорее водой!

(Г. Шалаева, О. Журавлёва)

Если увидел пожар – зови на помощь

Дым и огонь не к добру, так и знай,
Взрослых на помощь скорей призывай,
И в «01» поскорее звони:
Срочно пожарных! Помогут они!

И под кроватью не прячься – учти,
Что от огня просто так не уйти.
Не оставайся в квартире с огнём,
А выбирайся доступным путём:

Мокрым шарфом нос и рот завяжи,
К двери входной через дым поспеши!

(Г. Шалаева, О. Журавлёва)

Будь осторожен при обращении с источником тока

Ты, малыш, запомнить должен:
Будь с розеткой осторожен!
С ней никак нельзя играть,
Гвоздики в неё совать.

Сунешь гвоздик ненароком –
И тебя ударит током,
Так ударит, что, прости,
Могут даже не спасти.

Дело кончится бедой –
Ток в розетке очень злой!!!

(Г. Шалаева, О. Журавлёва)

Не включай и не выключай электроприборы мокрыми руками

Все дети должны обязательно знать:
Электроприборы нельзя выключать
Тогда, когда руки мокры от воды.
Такая халатность – шаг до беды!

Руки ты вытри получше, дружок,
Потом выключай самовар, утюжок.
Шутить с электричеством очень опасно!
Зачем же тебе рисковать понапрасну?

(Г. Шалаева, О. Журавлёва)

Не пытайся починить прибор, если он включен в розетку

Если прибор невзначай заискрился,
Греть перестал или вдруг задымился,
То побыстрее его выключай!
Только потом до конца выясняй,
Что же случилось и как же с ним быть,
Можно ли этот прибор починить.

Будет включённым прибор оставаться –
Очень опасно к нему прикасаться:
Или получишь тока удар,
Или от искры начнётся пожар.

Так что ты времени зря не теряй
И из розетки прибор выключай!
Выдернул вилку? – Тогда всё в порядке,
Смело теперь устраняй недостатки!

(Г. Шалаева, О. Журавлёва)

Не пользуйся электроприборами, когда сидишь в воде

Помни: в ванне и под душем
Фен тебе совсем не нужен!
Плеер тоже подождёт –
До него дойдёт черёд!

В ванне ты пока сидишь,
Обойдись без них, малыш.
Если рядом есть вода,
Электричество – беда!

(Г. Шалаева, О. Журавлёва)


Песенка "Одни дома"

(На мотив песни «Улыбка»)

На работе взрослые с утра,
И одни остались дома сын и дочка,
Учит брата старшая сестра
Чиркать палочкой о спинку коробочка.
И когда наверняка
Дрогнет детская рука –
Испугается ребёнок с непривычки,
Безо всякого труда
Начинается беда.


Пробежал весёлый огонёк,
И, как зайчик, он запрыгал по газете.
Что опасно, им и невдомёк,
И следят за ним с улыбкой наши дети.
А дорога коротка
Для любого огонька,
И уже дымятся разные вещички.
Безо всякого труда
Начинается беда,
Так как пламя начинается со спички.


Вот уж дым пошёл из-под дверей.
И соседи «01» набрать успели,
И спасли пожарные детей,
А вещички, извините, все сгорели.
Не случилась бы беда,
Если б взрослые всегда
Убирали от детей подальше спички.
Безо всякого труда
Начинается беда,
Так как пламя начинается со спички.

Начиная со школьного возраста, ребенок постепенно привыкает к самостоятельности. Он сам ходит в школу и со школы, гуляет во дворе с друзьями, посещает внеклассные занятия и кружки, а иногда и остается дома совершенно один. Поначалу это бывает вызвано необходимостью, когда родители, скажем, задерживаются на работе. Но чем старше становится школьник, тем спокойнее его можно оставить дома одного. Главное – чтобы ребенок в квартире был в безопасности, не боялся оставаться один и знал некоторые правила.

Безопасности пребывания дома детей следует начинать учить как можно раньше, рассказывая доступным ребенку языком о правилах поведения дома и введя запреты на некоторые самостоятельные действия.

Технику безопасности для детей можно представить как совокупность правил, связанных с:

  • пользованием бытовыми электроприборами;
  • доступом к предметам, представляющим потенциальную опасность для детей (компьютер и интернет, медицинская аптечка, ножи и ножницы и т.п.);
  • поведением в чрезвычайных ситуациях;
  • общением с посторонними людьми в случае визитов и телефонных звонков.

Правила безопасности пребывания дома для детей

  1. Не включать самостоятельно газовую или электроплиту (если ребенок не умеет готовить или разогревать пищу), обогреватели, утюг, фен и т.п.
  2. Не играть со спичками и зажигалками. Желательно, чтобы эти предметы вообще были недоступны для ребенка, оставшегося дома.
  3. Не баловаться с водой, не набирать самостоятельно ванну.
  4. В чрезвычайных ситуациях (пожар, землетрясение и т.п.) действовать согласно правилам безопасности, с которыми ребенок должен быть уже хорошо знаком.
  5. Не открывать дверь незнакомцам, не отвечать на телефонные звонки, что в квартире нет взрослых. У родителей должны быть свои ключи от дома. Кроме того, малыш должен знать, где сейчас находятся его мама и папа и когда они приблизительно вернутся домой.

Идеальным решением является на время своего отсутствия дать ребенку задание (чтение, выполнение домашней работы или обязанностей по дому). Следует по максимуму занять его, чтобы у него не было времени и соблазна баловаться. Вернувшись, обязательно проверьте, как он выполнил задание и похвалите за хорошее поведение.

Безопасность в быту для детей очень важна, ведь большинство несчастных случаев с детьми происходит именно в отсутствие взрослых. Старайтесь не оставлять дошкольников без присмотра, а детей постарше обязательно научите, как нужно действовать в той или иной ситуации.

Разработка занятия по программе «Личностное развитие школьника», раздел «Основы социализации и общения»

«Один дома»

Разработала:

Надежда Николаевна Вербич

воспитатель ГПД

I квалификационной категории

г. Стрежевой

2014 год

Пояснительная записка:

Занятие «Один дома» реализуется в рамках школьной программы «Личностное развитие школьника», в разделе «Основы социализации и общение». Занятие проводилось для учащихся 2 класса коррекционной школы VIII вида.

Занятие «Один дома» преследует следующую

цель: научить учащихся не теряться в нестандартной ситуации и принимать правильное решение.

Задачи :

I этап - организационный, в котором происходит мотивация детей на занятие, формируется позитивный настрой.

II этап - на данном этапе применяется элемент театрализации, появляется Незнайка.

Использование метода театрализации даёт возможность:

    комплексно воздействовать на фундаментальные сферы психики ребёнка: волю, ум, чувство;

    создать благоприятные условия для коммуникации « учитель - ученик», «ученик - ученик»;

    обеспечить ситуацию успеха для каждого ребёнка;

    повысить стрессоустойчивость и адаптивные возможности детей.

визуального воздействия (слайдовая презентация) с познавательными комментариями педагога.

Использование на протяжении всего занятия информационно - коммуникационных технологий позволяет разнообразить знакомые детям формы занятия, даёт более полное представление о предмете разговора.

III этап - подведение итогов, Незнайка раздаёт детям памятки безопасного поведения.

Проведение подобных занятий предполагает определение у учащихся следующих приоритетных позиций:

    формирование чувства собственной ответственности за своё поведение;

    формирование чувства ответственности за свою безопасность.

Практическое значение цикла занятий «Один дома»

заключается в осознанном использовании полученных знаний в повседневной жизни.

Данный материал универсален тем, что может быть использован педагогом в разных вариациях.

Тема занятия: «Один дома»

Цель: учить детей не теряться и принимать правильное решение в нестандартных ситуациях, ввести понятие безопасность.

Задачи:

    Сформировать представление о правилах безопасности

    Дать понятие о значении правил для человека

    корригировать связную речь в процессе ответов на вопросы воспитателя;

    воспитывать ответственное отношение к своей безопасности.

Методическое и техническое обеспечение: памятки для детей с правилами безопасного поведения, ноутбук, проектор, цветные карандаши, раскраски, игрушка бибабо Незнайка.

Ход занятия.

В. Долгожданный дан звонок, начинается урок. (Неожиданно раздаётся стук в дверь). Кто же это может быть? Посмотрим ребята? (Ответы детей)

(Появляется кукла бибабо Незнайка)

В. Да это Незнайка к нам пожаловал. Проходи к нам на занятие.

Незнайка (роль исполняет воспитатель) Здравствуйте ребятишки, мои дорогие девчонки и мальчишки. Давайте поздороваемся. (Проводится игра «Вот тебе моя рука»).

В. Незнайка, садись с нами. Сегодня мы поговорим о том, как правильно вести себя, когда вы остаётесь одни дома.

Проблемная ситуация.

Я спичек коробок нашёл

И высыпал его на пол

Хотел устроить фейерверк

Всё полыхнуло, и свет померк

Я слышу крики, шум воды

Как много от огня беды

Обсуждение ситуации

- расскажите мне, можно ли брать детям спички

Какую беду может принести шалость со спичками

Но в жизни случаются разные ситуации. Может произойти пожар не по вашей вине. Если начался пожар, а взрослых дома нет, как вы поступите? (Ответы детей).

Немедленно позвонить в пожарную охрану по телефону 01.

Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло, заливая водой или засыпая песком.

Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого позвони в пожарную охрану по телефону `01` или попроси об этом соседей.

Слайд «Правила действия при пожаре»

При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей при пожаре гибнут от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком - внизу дыма меньше.

Обязательно закрой форточку и дверь в комнате, где начался пожар. Закрытая дверь может не только задержать проникновение дыма, но иногда и погасить огонь.

Если возникает пожар в квартире, не следует открывать окна и двери, так как приток свежего воздуха усиливает пламя.

Когда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся. Они лучше знают, как тебя спасти.

Воспитатель: Вызывая пожарных, что нужно сообщить? (Ответы детей)

Точный адрес, где произошел пожар. Сказать, кто звонит, назвать номер своего телефона.

Вывод: Вы запомните, друзья,

Спички детям брать нельзя.

Слайд Телефон пожарной службы 01

Если близко телефон

И тебе доступен он,

Нужно 01 набрать

И быстрей пожарных звать!!

Проблемная ситуация

Я был дома один. Вдруг - звонок в дверь! Посмотрел в дверной глазок, а там какой-то дяденька. Я спросил: "Кто там?"

    Сантехник.

    А мы никого не вызывали, - сказал я.

    Наверху прорвало.

Я уже хотел открыть дверь, но посмотрел - в ванной, на кухне, нигде не капало.

Я сказал сантехнику: "Сейчас из магазина придет папа" и не стал открывать дверь.

Слайд Незнакомец возле двери

Обсуждение ситуации:

Как вы думаете, сантехник ли был за дверью? Почему так считаете?

Правильно ли поступил мальчик?

Дети рассказывают, почему, на их взгляд, мальчик поступил правильно.

Вырабатываются правила безопасности:

    не открывать незнакомому человеку, даже если он на зывает себя милиционером;

    если твою дверь пытаются открыть, звони соседям, в милицию по телефону 02; если телефон не работает - сту чи соседям в стену, в пол, по отопительным батареям; зо ви на помощь через балкон;

    если ты пришел с улицы, из школы и в твоей квартире дверь приоткрыта или взломан замок- в квартиру не вхо ди. Тихо уйди к соседям и расскажи им об этом. Они или ты сам позвони в милицию.

Слайд Телефон 02

Воспитатель:

Дети, скажите, а что вы знаете про лекарства: они полезные или опасные? (Ответы детей...)

Лекарства есть в каждой квартире. Они помогают больным быстрее выздоравливать. Разные болезни лечат разными лекарствами. Если вместо одного лекарства принять другое, это может нанести вред здоровью. Детям не надо пробовать лекарства.

Даже если у тебя что-то заболело, даже если ты знаешь, какое лекарство тебе давали взрослые, без разрешения взрослых его нельзя употреблять.

Незнайка Я хочу вам еще рассказать об очень опасной вещи. Скажите, а чем вам измеряют температуру, когда вы заболели?

(Ответы детей).

Правильно, это термометр. Он очень опасный! (Показать термометр.) В каждой квартире есть медицинский термометр для измерения температуры. Внутри у него находится очень опасная жидкость - ртуть. Даже совсем маленькая ее частичка является очень серьезной опасностью для жизни человека. Детям брать термометр не разрешается.

Ребята, вы запомнили, почему термометр является очень опасным предметом? Как называется жидкость, которая находится внутри термометра?

(Ответы детей).

А сейчас вспомните, какие правила вы должны запомнить о лекарствах?

Ответы детей:

Все лекарства должны находиться в аптечке.

Никогда не употреблять лекарства без разрешения взрослых.

Термометром можно пользоваться только с разрешения взрослых и только в их присутствии

А если случилась беда,

Тогда позвони сюда.

Запомни дружок навсегда

Эти две цифры 03

Слайд 03

Физ. Минутка

Повторяем движения за словами:
Руки кверху поднимаем,

А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.

Слайд Беспорядок в доме

Стих-е Э. Успенского Мама приходит с работы.
Мама приходит с работы,
Мама снимает боты,
Мама приходит в дом,
Мама глядит кругом.
- Был на квартиру налёт?
- Нет.
- К нам заходил бегемот?
- Нет.
- Может быть, дом не наш?
- Наш.
- Может, не наш этаж?
- Наш.
Просто приходил Серёжка,
Поиграли мы немножко.
- Значит это не обвал?
- Нет.
- Значит, слон не танцевал?
- Нет.
- Очень рада. Оказалось,
Я напрасно волновалась.

Обсуждение ситуации.

Как вы считаете, правильно ли вели себя дети дома?

Чем можно заняться дома, когда нет взрослых?

Слайд Играющие дети

Вывод. В доме должен быть порядок. Каждая вещь должна иметь свое место. Опасные предметы недоступны для детей.

Слайд Бытовые приборы

Человек изобрёл различные приборы и машины, научились пользоваться газом, электричеством, приручили огонь ив оду.
Все эти изобретения не только делают жизнь людей удобной, но и требуют осторожности, соблюдения правил.
Розетки, выключатели и электроприборы, газовая плита требую особых мер безопасности при использовании их в быту. Опасности могут подстерегать нас и на кухне. Это включённая плита, газовая колонка, пол, покрытый плиткой или смоченный водой. Аккуратности требуют; кипящий чайник, горячие кастрюли, сковородки. Бытовые травмы подстерегают нас и дома.

ВЫВОД.
Дом в порядке содержи:
Вилки, ножницы, ножи
И иголки, и булавки
Ты на место положи!

Прочь от машинки руки,
Когда стираешь брюки!

Порез на пальце,
Поверь мне, не пустяк.
Его помазать йодом надо.

Незнайка

А теперь я вас проверю

И игру для вас затею.

Я задам сейчас вопросы –

Отвечать на них не просто!

Мы разберем, какое правило в этой ситуации нарушено.

Петя наш, в глазок не глядя,

Дверь открыл чужому дяде.

Стало в доме Пети голо,

Нет ботинок, выйти в школу! (Нельзя открывать посторонним дверь)

В доме шум, и гам, и крик:

Срочно нужен мне парик!

Ах, плохие эти спички

Съел огонь мои косички! (Спички – детям не игрушка)

Умудрилась наша Света

Съесть все мамины таблетки!

Чуть живой едва осталась,

Зато в «Скорой» накаталась. (Нельзя брать лекарства).

Заключительная часть. Подведение итогов.

Теперь мы знаем, что дома могут произойти разные ситуации. И чтобы ни произошло, мы можем всегда сообщить о случившимся в специальные службы.

Если дома появился сильный дым, набери по телефону … (01).

Если вдруг в квартиру ломится чужой,

Говорит плохие, страшные слова,

Угрожает и стучится в дверь ногой,

- Ты в полицию звони быстрей… (02)

Если что внутри болит, набери скорей …(03)

Незнайка И всегда вы должны помнить об одном

Ты помни правила всегда,

Чтоб не случилась вдруг беда.

И неприятность не пришла,

И где то вдруг тебя нашла.

И надо их не только знать,

А постоянно выполнять.

И чтобы не случилось - Не поддавайтесь панике и не теряйте самообладания!

И теперь я вам хочу подарить эти небольшие памятки. Читайте их и всегда помните, что ваша безопасность зависит от вас самих. А мне пора, до свидания.

Используемая литература и Интернет-ресурсы:

  1. Воспитание. Подготовительный класс. Учебно-методическое пособие для учителей и воспитателей. Под редакцией М.П.Осиповой. Минск, ООО «ИНТЕРПРЕССЕРВИС» УП «ЭКОПЕРСПЕКТИВА», 2002г