Зарубежные инновации в специальном образовании примеры. Инновации в специальном обучении: прикладные вопросы: сборник статей

Технопарк Новосибирского Академгородка

Технопарк новосибирского Академгородка (Академпарк) образован с целью создания и развития в Новосибирской области технопарка в сфере высоких технологий. Миссия Технопарка - обеспечить лидерство инновационной экономики региона на внутреннем и внешнем рынках высоких технологий на основе потенциала Сибирской науки.

Видеоролик о Технопарке новосибирского Академгородка

Инновационный центр "Сколково"

Деятельность Инновационного центра "Сколково" обусловлена одной главной целью — оказать инновационным компаниям-участницам проекта «Сколково» всю необходимую поддержку для того, чтобы они успешно развивали свои технологические активы и корпоративную структуру, превращаясь в лидирующих игроков на глобальных рынках.

Биотехнопарк Кольцово

Биотехнопарк Кольцово объединяет фармацевтические компании. Основная задача Биотехнопарка - создать условия для прихода профильных инвесторов и обеспечить их адаптацию на начальном этапе.

Ассоциация инновационных регионов России

Цель Ассоциации - содействие эффективному инновационному развитию регионов-участников, построенное на признании сложившихся различных моделей научно-технического роста регионов. Исполнительный директор Ассоциации - Иван Бортник, основатель Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Национальная Ассоциация Инноваций и Развития Информационных Технологий

Национальная Ассоциация Инноваций и Развития Информационных Технологий (НАИРИТ) создана в 2006 году в рамках президентской программы поддержки инноваций в России. Сейчас НАИРИТ является одним из самым массовых общественных объединений в сфере инноваций и объединяет более 1400 инновационных компаний и творческих коллективов со всей страны. http://www.nair-it.ru/

Силиконовая долина, Калифорния, США

Силико́новая доли́на (Кре́мниевая доли́на, англ. Silicon Valley) — регион в штате Калифорния (США), отличающийся большой плотностью высокотехнологичных компаний, связанных с производством компьютеров, оборудования и их составляющих, а также программного обеспечения, устройств мобильной связи, биотехнологии и т. п. http://www.siliconvalley.com

Технопарки Европы и Северной Америки

Ведущие Технопарки Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Голландии, Дании, Италии, Латвии, Литвы, Финляндии, Франции, Чехии, Швеции, Эстонии и США.

Французский технологический парк София Антиполис

София Антиполис (англ. Sophia Antipolis) — технологический парк на юге Франции. Созданный в 1970—1984 годах, он является домом в основном для компаний в области вычислительной техники, электроники, фармакологии и биотехнологии. Здесь также располагаются несколько высших учебных заведений и европейская штаб-квартира консорциума W3C. http://www.sophia-antipolis.org

Швейцарский технопарк в Цюрихе

Технопарк в Цюрихе был сформирован в 1993 году на площади 44,300 тысячи квадратных метров. В центре работает 230 компаний, трудятся 1,750 тысячи специалистов. Основное направление технопарка — информационные и коммуникационные технологии и электроника. Технопарк в Цюрихе являлся прообразом "Сколково". http://www.technopark.ch

Финский технопарк Otaniemi

O taniemi - ведущий технопарк Северной Европы. Готов оказать содействие в организации R&D и финансировании в рамках Европейских программ. www.otaniemi.fi

Томский институт бизнеса

Первый старт-ап ВУЗ России — это инновационная кузница предпринимательских кадров высшего уровня. Томский институт бизнеса позволяет получить предпринимательское образование, ориентированное на практические потребности современной экономики, обрести все необходимые знания и умения для строительства успешной карьеры или создания собственного бизнеса. http://tib.tomsk.ru

Российская сеть трансфера технологий

Российская сеть трансфера технологий создана в 2002 г. и объединяет более 60 российских инновационных центра (из 25 регионов РФ и стран СНГ), специализирующихся в сфере трансфера технологий. Сеть - это инструмент инновационной инфраструктуры, позволяющий эффективно распространять технологическую информацию и осуществлять поиск партнеров для реализации инновационных проектов. http://www.rttn.ru

Просмотр:

Русские инновации выходят на большую дорогу

В Москве подведены итоги 3-го ежегодного конкурса "Русских инноваций"

В Москве подведены итоги 3-го ежегодного конкурса "Русских инноваций", проведенного при содействии уже бывших Министерства образования и науки и Министерства по атомной энергии, а также нескольких крупных отечественных и западных коммерческих структур. В финальной церемонии приняли участие министр РФ по образованию и науке Андрей Фурсенко, генеральный директор Федерального агентства по атомной энергии РФ академик Александр Румянцев, ученый секретарь совета по науке и высоким технологиям при президенте РФ член-корреспондент РАН Михаил Ковальчук.

Развитие инновационного потенциала — масштабная государственная задача современной России, о чем не устают говорить на различных форумах президент Путин и премьер-министр Фрадков. Это новое качество жизни, это достойное место в ряду развитых стран, это гарантия независимости от сырьевой экономики. Но есть ли реальные успехи на этом столбовом пути?

За 3 года существования конкурс собрал более 1300 проектов. Авторы более 30 из них получили призы и премии; ряд проектов продвинулся за счет финансирования НИОКР из внешних источников, а несколько компаний получили гранты на внедрение проектов на сумму около 10 млн долларов.

На конкурс 2004 г. было подано 413 заявок (против 407 в прошлом году), при этом в этом и прошлом году число проектов, вторично поданных на конкурс, не превысило 10%. Увеличился и премиальный фонд конкурса. Среди спонсоров конкурса возросло число промышленных компаний. Гран-при получил проект физика Мартына Нунупарова "Электроника без батареек". Проекту предоставлены производственные площади и инвестиции до этапа промышленного производства, а также начальные оборотные средства для пилотного выпуска продукции (суммарный эквивалент 2,5 млн долларов).

Распределение по технологическим кластерам дает пищу для размышлений: примерно равные доли (по 13-14%) принадлежат четырем лидерам — энергетике и альтернативным источникам энергии, биотехнологиям и медицине, информационным технологиям и телекоммуникациям, транспорту и двигателестроению. С небольшим отрывом за ними следуют нанотехнологии и новые материалы, а доля приборостроения и электроники снизилась по сравнению с прошлым годом.

В географии неизменным остается лидерство Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга. Далее следуют Новосибирск, Калуга (при участии Обнинска) и Уфа. Как и в 2003 году, слабо представлен Урал, — очень мало проектов из Екатеринбурга, Челябинск же вошел в десятку лидеров благодаря атомграду Снежинску.

В 2004 году впервые введена новая номинация "Проекты для Белой книги" — 69 участников предложили капиталоемкие проекты отраслевого, национального масштаба, которые можно реализовать в среднесрочной перспективе. Спектр предложения широк — от новых вариантов холодного термояда до гуманитарной технологии для формирования "теневого инновационного правительства".

Из 413 первоначально представленных на конкурс проектов в финал вышло 34, из числа которых жюри определило 12 победителей. Обо всех победителях рассказать невозможно, но особых слов заслуживает обладатель русского инновационного Гран-при.

Физик Мартын Нунупаров, основатель компании Qmodule, объединившей группу специалистов из полудюжины стран Евросоюза и СНГ, представил на конкурс ряд приборов — беспроводные выключатели, дверные замки и другие устройства, которые роднило то, что все они имели микросхемы и передатчики, питающиеся от мускульной энергии человека.

Ручные генераторы тока, где надо крутить ручку или шатун, существуют уже около века. Но от этих массивных устройств мало проку, когда необходимо снабдить энергией маленькое устройство, аппетиты которого очень скромны.

Инновационные центры

Команда Нунупарова сконструировала пьезоэлектрический конвертор наподобие тех, что поджигают искрой газ в одноразовых зажигалках. Это устройство вмонтировали под клавишу переключателя. Когда клавиша нажимается, генерируется слабый электрический ток, но современному чипу этой мощности более чем достаточно.

Идея, что из такого обыденного действия, как нажатие кнопок, можно извлекать электроэнергию в количествах, пригодных для питания электронных устройств, не нова. Главное ноу-хау Мартына Нунупарова в схеме пьезоконвертора. Сейчас линейка продуктов под общим названием Qmodule включает в себя только выключатели и замки, а также модули для других производителей электроники. Однако, как рассказал экспертному совету Мартын Нунупаров, ничто не мешает создать на базе того же пьезоконвертора беспроводную клавиатуру или мышь для компьютеров, дистанционные датчики давления и вибраций для строительства и энергетики, секретные сенсоры движения для армии или любые другие автономные устройства для ситуаций, где механическая энергия пропадает зря. В них никогда не сядет батарейка — в пьезоконверторе нечему портиться со временем. К тому же палец человека — самый экологически чистый альтернативный источник энергии, не оставляющий после себя никаких отходов, кроме отпечатка. Генеральный партнер конкурса заявил о намерении отдать под производство продуктов марки Qmodule одно из своих предприятий и профинансировать их продвижение на коммерческий рынок.

на 20.10.2018

Карта инновационной России

В данной статье дана характеристика малых инновационных предприятий (МИП) в России, раскрыта их роль в экономике страны, выявлены проблемы, с которыми сталкивается инновационная деятельность в наши дни. Так же отмечена особая роль Роспатента в функционировании МИП в России.

В современном информационном мире экономика не может обходиться без основных проводников новых технологий и инноваций. Особое место в инновационном экономическом развитии занимают малые инновационные предприятия. Следует отметить, что многие новейшие направления НТП в частном секторе развиваются именно за счет малого бизнеса.

Малое инновационное предприятие (МИП) - это предприятие, у которого доля продукции старше трех лет в общем объеме выпускаемой продукции составляет не более 10%. Свое начало в России МИП положили в начале 90-х годов, но постепенно их количество сокращалось из-за низкого спроса и сложностей выхода на рынок с новой продукцией. Однако с конца 90-х годов стали появляться новые МИП, которые создавались в форме предприятий, ведущих исследовательские разработки для крупных компаний, таких как Лукойл и Газпром.

МИП представляют собой небольшие мобильные коллективы профессионалов, действующих самостоятельно или в составе крупной компании в таких сферах, где неизбежны постоянные изменения. Основателями малого инновационного бизнеса являются ученые, инженеры, изобретатели, целью которых является воплощение в жизнь новейших достижений науки и техники. В качестве первоначального капитала таких предприятий могут личные сбережения учредителей, но их обычно не хватает для реализации имеющихся идей. В таких ситуациях приходится обращаться в специализированные финансовые организации, готовые предоставить рисковый капитал.

Сферы деятельности малых инновационных предприятий в России разнообразны, но все они направлены на модернизацию и тестирование продукции, производимой крупными предприятиями, введение новинок и новых технологий в линейку продукции или услуг. К таким сферам можем отнести: сферы разработки программных продуктов, лазерной техники, маркетинговых исследований, области «улучшающих» нововведений и др.

МИП, как и любые другие формы предпринимательства, нуждаются в финансовой поддержке.

Инновационные Центры СтАР

На сегодняшний день существуют следующие организации, финансирующие и способствующие развитию малых инновационных предприятий: Российский фонд фундаментальных исследований, Российский фонд технологического развития (РФТР), Фонд содействия развития малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия), Венчурный инновационный фонд (ВИФ) .

Так, например, Российский фонд технологического развития поддерживает проекты в области прикладных исследований и разработок, а главными получателями его средств являются научно-исследовательские организации и малые предприятия. Фонд содействия занимается поддержкой малых предприятий, а также финансированием начинающих инновационных компаний (start-ups) через программу «СТАРТ», в рамках реализации которой осуществляется так называемое «посевное» финансирование инновационных проектов, находящихся на ранней стадии развития.

Несмотря на действующие фонды финансовой поддержки малых инновационных предприятий в России, масштабы помощи явно не достаточны. Так РФТР за десять лет поддержал 840 межотраслевых научно-технических проектов, а Фонд содействия за этот же срок профинансировал более 2 тысяч малых предприятий (для сравнения: в рамках американской программы SBIR «Инновационные исследования малого бизнеса» за аналогичный временной интервал было поддержано более 35 тысяч малых фирм) .

Согласно закону «О создании малых предприятий при вузах и научных учреждениях» от 24 июля 2009 года, государственные вузы также могут сами создавать предприятия, деятельность которых заключается в практическом применении результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат данным образовательным учреждениям. Иными словами вузы имеют полное право заниматься научными разработками, которые в дальнейшем могут быть внедрены в производство крупных корпораций. Существование при НИИ малого инновационного предприятия дает им ряд преимуществ: позволяет отсрочивать платежи за аренду и коммунальные услуги; пользоваться опытно-экспериментальной базой, наработанными связями института с партнерами и заказчиками, его научным потенциалом, брендом и, наконец, получать через материнскую организацию часть госзаказа. Каждое из этих предприятий, так или иначе, использует инновации и способствует развитию инновационной деятельности в стране.

Однако малый инновационный бизнес в настоящее время сталкивается с рядом трудностей, например: отсутствие эффективной правовой базы; кадровая проблема; финансовые механизмы поддержки инновационной деятельности находятся в стадии формирования; нестабильная экономическая ситуация; проблема информационного обеспечения и т.д. Например, принятие важнейших решений, касающихся производства и сбыта, в зарубежных фирмах происходит только после экономической конкурентной разведки, проводимой с использованием патентной информации. Однако в России весь накопленный в патентном ведомстве опыт по определению наиболее перспективных технологий, их правовой охраны и возможностей использования даже без приобретения лицензий пока остается невостребованным.

Для информационного обеспечения малых предприятий деятельность Роспатента может оказаться особенно полезной. На основе уже сложившейся в Роспатенте системы оказания услуг информационного характера, специально для малых предприятий инновационной сферы могут проводиться мероприятия, ориентированные на повышение уровня, качества и конкурентоспособности отечественных инновационных идей и разработок. Помощь Роспатента может оказаться чрезвычайно полезной в части анализа и отбора для реализации инвестиционных проектов и программ, а также при создании новых инновационных предприятий и производств.

В заключении хотелось бы отметить, что инновационный бизнес одновременно является уникальным и сложным, перспективным, но, в то же время, и высоко рискованным. Конечно создание технопарков, бизнес-инкубаторов и прочих элементов инновационной инфраструктуры решает часть проблем, с которым сталкивается малый инновационный бизнес в своей деятельности, особенно в период становления. Однако дальнейшее развитие МИП невозможно без совершенствования системы государственной поддержки и стимулирования инновационной деятельности малого предпринимательства. С учетом положительного опыта развития малого инновационного бизнеса за рубежом, с уверенностью можно сказать, что процветание этого сектора малого предпринимательства будет способствовать эффективному и стабильному экономическому развитию и росту нашей страны в будущем.

26 невероятных инноваций 2015 года, сделавших мир лучше

30.12.2015 Раздел: Образ жизни, Читаем Комментариев нет


С самого начала 2015 года мы были свидетелями появления множества инноваций, изменивших мир.В начале января мы видели, как Билл Гейтс пьет чистую воду, полученную с помощью специального обрабатывающего устройства из осадка коллекторов и отходов жизнедеятельности человека. В феврале социальные работники и ученые-компьютерщики создали алгоритм, предотвращающий распространение ВИЧ-инфекции среди бездомной молодежи. В марте, исследовательская лаборатория создала микрочип, который может реально помочь преодолеть цифровое неравенство в развивающихся странах.

И в течение всего года появлялись революционные идеи и изобретения для решения серьезных мировых проблем.

От новых кроссовок, которые помогают людям с ограниченными физическими возможностями, до нано листов, которые могут поглощать разлившуюся нефть и бинди, восполняющих дефицит йода у женщин в Индии – вот всего лишь некоторые из лучших инноваций 2015 года, которые на самом деле сделали мир лучше.

  1. Машина, преобразующая отходы в чистую питьевую воду
  2. Алгоритм, способный предотвратить распространение ВИЧ среди бездомной молодежи
  3. Технология кроссовок, созданная специально для людей с ограниченными возможностями
  4. Устройство для спасения жизней, которое может запечатать рану за минуту
  5. Интернет в микрочипе
  6. Посуда, которая упрощает жизнь людям, страдающим деменцией
  7. Роторы, напечатанные на 3D-принтере, способные превратить соленую воду в питьевую через заморозку
  8. Лампы, работающие на энергии растений
  9. Революционный материал способный абсорбировать утечки нефти
  10. Устройство для стирки, позволяющее многократно использовать воду
  11. Долговечное удобное жилье для беженцев
  12. Недорогое устройство, упрощающее переливание крови
  13. Зонд для получения энергии океанских волн, созданный пятнадцатилетней девочкой
  14. Рука-протез, которая воссоздает чувство осязания
  15. Простой набор для стирки и сушки многоразовых прокладок
  16. Устройство, помогающее младенцам дышать
  17. Экологичные кирпичи, которые могут свершить революцию в Индии
  18. Напечатанные полоски для домашних тестов на различные заболевания
  19. Бинди, восполняющие недостаток йода у индийских женщин
  20. Улей, собирающий мед сам
  21. Устройство для смартфона, проводящее анализ крови за 15 минут
  22. Инновационное лечение желтухи у новорожденных
  23. Лучший протез коленного сустава для ампутантов из развивающихся стран
  24. Временные татуировки, помогающие диабетикам контролировать уровень сахара в крови
  25. Датчик кислотности, который поможет сохранить океаны
  26. Приложение, с помощью которого слепые люди смогут видеть глазами других

Метки: инновации

Топливные брикеты


ООО «ИТ «Северная Русь»
изготавливает уникальные топливные брикеты, получаемые путем переработки отходов угольного производства, основу которого составляет технология брикетирования без использования связующих веществ.

Угольные брикеты предназначены для использования вместо угля, газа и нефтепродуктов, без переделки существующих котельных, а так же для использования в частном секторе.

Отличительной особенностью разработанного процесса брикетирования является возможность изготовления брикетов из шламовых смесей без применения связующих добавок, что значительно удешевляет продукцию.

Качество готовой продукции (брикетов), полностью соответствует требованиям потенциальных потребителей по своим физико-химическим характеристикам.

Предлагаемая технология позволяет получить брикет с заданными геометрическими размерами, конфигурацией и физическими свойствами. Топливные брикеты обладают прочностью, необходимой для их последующей транспортировки. Сохраняют прочность при увлажнении, обладают однородностью линейных размеров кусков и их химического состава, а также имеют более низкую себестоимость, по сравнению с себестоимостью традиционного сырья.

Производство угольных брикетов позволяет обеспечить рынок энергоресурсами, полученными нетрадиционными методами, с низкой себестоимостью. Угольные брикеты предназначены для использования в качестве альтернативного топлива для производственных нужд промышленности и систем ЖКХ.

Угольные брикеты изготавливаются на специальном оборудовании с использованием разработанной технологии обработки угольного шлама, которая позволяет добиться высокого качества конечного продукта. Получаемые брикеты соответствуют всем параметрам топлива, применяемого для основных типов агрегатов энергетического комплекса.

Преимущества угольных брикетов:

  • увеличенная теплоотдача и продолжительность горения;
  • брикет сгорает полностью, не образуя шлаковых отложений;
  • форма и размеры брикета обеспечивают высокую проницаемость насыпного слоя;
  • экологически чистая продукция, угольные брикеты изготавливаются без связующих добавок;
  • продукция упаковывается в биг-беги, что исключает потери при транспортировке и погрузочно-разгрузочных работах;
  • угольные брикеты не впитывают влагу и не размокают;
  • брикеты имеют единую форму и размер;
  • экологически чистая продукция.

Инновации и традиции в современном физкультурном образовании

Одним из приоритетных инновационных направлений совершенствования существующей системы физического воспитания подрастающего поколения является подготовка специалистов с высшим образованием на основе экспериментально обоснованных документов, регламентирующих организационно-содержательные аспекты их обучения. Это, в свою очередь, делает возможным и целесообразным включение в классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования новых направлений подготовки.

В физкультурном образовании за последние десять лет определилось несколько приоритетных позиций инновационного развития.

1. во-первых, новое осмысление информационно-образовательного подхода;

2. во-вторых, использование индивидуального подхода в обу­чении и воспитании;

3. в-третьих, деятельный подход;

4. в-четвертых, создание непрерывного процесса физкультур­ного воспитания.

Рассматривают инновации не только с позиции введения новообразований. Он рассматривает инновацию как форму проявления нового качества педагогической реальности, как способ будущего творения в педагогике.

Обоснование подбора специальных упражнений в избранном виде ФСД с учетом анатомических, физиологических и биомеханических факторов.

Специально-подготовительные упражнения – это такие действия, которые имеют существенное сходство с соревновательным упражнением по координационной структуре движений, пространственным, пространственно-временным, ритмическим и энергетическим характеристикам, нервно-мышечным напряжениям и по преимущественному проявлению физических способностей.

Например, к числу специально- подготовительных элементов относится выполнение элементов и связок соревновательной комбинации (для гимнастов, аэробистов, акробатов).

Специально-подготовительные упражнения в зависимости от назначения подразделяются на:

1. подводящие – направленные в основном на

освоение техники движений;

2. развивающие –направленные главным образом на развитие физических и психических способностей;

3. комбинированные – направленные на одновременное развитие качеств и техники движений.

Используются в учебно- тренировочном процессе на любом этапе подготовке, с учетом возрастно-половых особенностей спортсмена, уровня подготовленности.

Биохимические и функциональные сдвиги в организме при выполнении мышечной работы. Показатели функционирования дыхательной и сердечно-сосудистой систем у спортсменов различной квалификации и специализации.

Можно выделить следующие основные механизмы нерв­но-гормональной регуляции мышечной деятельности:



1. При мышечной работе повышается тонус симпатического отдела вегетативной нервной системы, иннервирующей внутренние органы и мышцы.

2. В легких под влиянием симпатических импульсов повы­шается частота дыхания и происходит расширение бронхов. В результате увеличивается легочная вентиляция (через легкие в единицу времени проходит больше воздуха), что в итоге приводит к улучшению обеспечения организма кислородом.

3. Под влиянием симпатической нервной системы также повышается частота сердечных сокращений, следствием че­го является увеличение скорости кровотока и улучшение снабжения органов, и в первую очередь, мышц кислородом и питательными веществами. Этому также способствует расширение кровеносных сосудов в мышцах под воздейст­вием симпатических импульсов.

4. Очень важную роль в перестройке организма во время мышечной работы выполняют гормоны. При мышечной дея­тельности наблюдается выделение в кровяное русло многих гормонов. Однако наибольший вклад в функциональную и биохимическую перестройку организма вносят гормоны над­почечников(потому что они выделяют адреналин и норадреналин).

Наиболее важные механизмы действия этих гормонов следующие:

1. Попадая с кровью в легкие, катехоламины дублируют действие симпатических импульсов, вызывают повышение частоты дыхания и расширение бронхов, что приводит к увеличению легочной вентиляции и улучшению снабжения организма кислородом.

2. Под влиянием адреналина значительно повышается час­тота сердечных сокращений, а также увеличивается сила сердечных сокращений, что способствует еще большему возрастанию скорости кровообращения.



3. Происходит перераспределение крови в сосудистом русле. Под влиянием адреналина расширяются кровеносные сосуды органов, участвующих в обеспечение мышечной деятельности (скелетные мышцы, мозг, миокард, легкие, печень), и одновременно суживаются сосуды органов, не принимающих прямого участия в обеспечении функциониро­вания мышц (почки, желудочно-кишечный тракт, кожа и др.). В результате такого воздействия значительно улучшается кровоснабжение мышц и внутренних органов, имеющих от­ношение к выполнению мышечной работы.

4. В печени под влиянием адреналина ускоряется распад гликогена до глюкозы, которая затем выходит в кровь. В результате возникает эмоциональная гипергликемия (повы­шенное содержание глюкозы в крови), способствующая лучшему обеспечению глюкозой как источником энергии функциони­рующих органов. У спортсменов гипергликемия может воз­никать еще до начала мышечной работы в предстартовом состоянии.

Биохимические сдвиги в миокарде

Во время мышечной деятельности происходит усиление и учащение сердечных сокращений, что требует большего количества энергии по сравнению с состоянием покоя. Од­нако энергообеспечение сердечной мышцы осуществляется, главным образом, за счет аэробного ресинтеза АТФ. Ана­эробные пути ресинтеза АТФ включаются лишь при очень интенсивной работе (ЧСС более 200уд./мин.).

Современное общество характеризуется стремительным изменением темпов жизни, технологиями, ростом информации, усложнением труда и социальной деятельности. В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. Постоянно появляются новые подходы к организации этого процесса. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, способы повышения мотивации к учебе учащихся и качества обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казённое образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №1 г.Новочеркасска.

Доклад на тему:

«Инновационные технологии в коррекционном образовании»

Подготовила: инструктор по труду

Яричевская Л.И.

Новочеркасск – 2017 г.

Современное общество характеризуется стремительным изменением темпов жизни, технологиями, ростом информации, усложнением труда и социальной деятельности. Задача педагогов специальной (коррекционной) школы состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого обучающегося появился бы механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество. В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. Постоянно появляются новые подходы к организации этого процесса. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, способы повышения мотивации к учебе учащихся и качества обучения.

На уроках и занятиях во внеурочное время в коррекционной школе VIII вида можно применять элементы различных инновационных педагогических технологий: разноуровневого обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, игровая технология, здоровьесберегающая технология, коррекционно-развивающие технологии и информационно-коммуникационные технологии:

1. Технология разноуровневого обучения. Относительно новая технология разноуровневого обучения, учитывающая индивидуальные особенности каждого ребёнка, создающая комфортные психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности учащихся, развивающая их мышление, самостоятельность. Относительно новая потому, что она базируется на тех же принципах. Технология разноуровневого обучения – это технология организации учебного - воспитательного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося. Особенно актуальна она в нашей специальной (коррекционной) школе, где обучаются дети с нарушением интеллектуального развития. Цель данной технологии состоит в том, чтобы все школьники овладели базовым уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития.

2. Обучение в сотрудничестве. Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета к ребенку, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок. В концессии образования РФ сотрудничество трактуется как идея совместной развивающий деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатом этой деятельности. Важнейшее место занимают отношения ― учитель-ученик. Педагогика сотрудничества красной нитью проходит через все технологии, так как в центре стоит ученик, личность.

3. Технология проблемного обучения. На современном уроке ключевым этапом является этап мотивации. Процесс создания мотивации требует от педагога особенного творческого подхода, нужно всё предвидеть и просчитать. От правильно поставленной мотивации зависит результативность всего урока.

4 . Игровая технология. Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситуаций, делая увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого.

5. Здоровьесберегающая технология , цель которой - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья. Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока. Использование данной технологии в коррекционной школе позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса. 6 . Коррекционно-развивающие технологии - это такие технологии, которые нацелены на развитие или коррекцию какой-либо психической деятельности. 7. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании – э то совокупность методов, устройств и процессов, используемых для сбора, обработки и распространения информации и использования их в образовательном процессе. Под информационными и коммуникационными технологиями предлагается понимать комплекс объектов, действий и правил, связанных с подготовкой, переработкой и доставкой информации при персональной, массовой и производственной коммуникации, а также все технологии и отрасли, интегрально обеспечивающие перечисленные процессы.

Развитие детей с нарушением интеллекта без коррекции их мышления и нарушения психофизических функций не может быть достаточно успешным. Одной из задач учебной работы школы является продолжение обеспечения качественного образования за счет внедрения новых технологий, использования ИКТ.

Информационная культура тесно смыкается с коммуникационной культурой - культурой общения, диалога в широком смысле слова: диалога народов, человека с человеком, человека и компьютера, внутреннего диалога, мысленного диалога читателя и писателя, актёра и зрителя, обучаемого и обучающего.

Информационная культура требует, прежде всего, от учителя и от обучаемого новых знаний и умений, особого стиля мышления, обеспечивает им необходимую социальную адаптацию к переменам, и гарантирует достойное место в информационном обществе и выполняет следующие функции:

Регулятивную, поскольку оказывает решающее воздействие на всю деятельность, включая информационную;

Познавательную, т.к. непосредственно связана с исследовательской деятельностью субъекта и его обучением;

Коммуникативную, поскольку информационная культура является неотъемлемым элементом взаимосвязи людей;

Воспитательную, ибо информационная культура активно участвует в освоении человеком всей культуры, овладении всеми накопленными человечеством богатствами, формировании его поведения.

Использование ИКТ в учебном процессе - один из способов повышения мотивации обучения. ИКТ способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя; помогают реализовать главные человеческие потребности - общение, образование, самореализацию.

Использование ИКТ открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его "оживлением", возможностью совершать визуальные путешествия, представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами.

Необходимость использования ИКТ на уроках и занятиях во внеурочное время коррекционной школы VIII вида неоспорима. Для детей с ограниченными возможностями здоровья ИКТ - помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации. Отмечу несколько наиболее важных причин необходимости применения компьютера на уроках в коррекционной школе:

  • Во-первых, организация процесса обучения в соответствии психоэмоциональным и физиологическими особенностями детей.
  • Во-вторых, реальная возможность технологизировать процесс индивидуализации и дифференциации обучения.
  • В-третьих, расширяется возможность соблюдения основных принципов коррекционного образования: от сохранного к нарушенному, многократность повторений, выполнение действий по образцу, коррекция психологических функций.

Также при обучении в коррекционной школе большое значение имеют наглядные методы обучения, что хорошо реализуется при использовании ИКТ.

Дефектологический смысл применения компьютерных технологий состоит, прежде всего, в перспективе реализации основополагающего преимущества этих технологий по сравнению с другими средствами – возможности индивидуализации коррекционного обучения в условиях класса, обеспечения каждому ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности, обеспеченной градуированной помощи.

Решение учебных и коррекционных задач с помощью компьютерных технологий должно встраиваться в систему обучения, а не осуществляться изолированно от решения основных коррекционных задач.

Отбор коррекционных задач педагог осуществляет исходя из следующих принципов:

* отбираются учебно-коррекционные задачи, решение которых без компьютера сложно или практически неосуществимо в условиях традиционного обучения;

* достижение обучающего эффекта в более короткие, по сравнению с традиционным обучением сроки;

* индивидуализация процесса выполнения задания за счет использования компьютерных технологий.

Немаловажной задачей педагога коррекционной школы является социализация учащихся в обществе. ИКТ позволяет решать эту задачу.

Учащиеся коррекционной школы VIII вида – это дети, для которых характерен основной общий недостаток – нарушение познавательной деятельности. Эмоционально–волевая сфера этих учащихся тоже нарушена и проявляется в примитивности чувств и интересов, недостаточной выразительности и адекватности эмоциональных реакций, слабости побуждений их к деятельности, особенно к познанию окружающего. Во многом дефектна и моторно–двигательная сфера учащихся с нарушением интеллекта, у всех без исключения наблюдаются более или менее выраженные отклонения в речевом развитии, но их характеризует то, что у данной категории детей сохранны слуховое внимание и зрительное восприятие. Благодаря этому использование ИКТ зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются и дают положительный результат при введении их в различные части урока.

Для всех детей с нарушением интеллекта характерны сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления. Они обычно начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего плана действия, при слабом самоконтроле. Особенности восприятия и осмысливания детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Основные процессы памяти – запоминание, сохранение и воспроизведение имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития. Они лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Труднее ими осознаются и запоминаются внутренние логические связи. У таких детей позже, чем у их нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, при этом преимущество преднамеренного запоминания выражено не так ярко, как у школьников с нормальным интеллектом. Обучение – двусторонний процесс, состоящий из преподавания (т.е. активной деятельности педагога, и учения (активного познавательного процесса, в которой проявляются и формируются умственные качества учащегося. Особенность коррекционной школы заключается в оптимальном усвоении доступного детям с нарушением интеллекта минимума школьных предметов. При этом важно не допустить примитивизма в преподнесении учебного материала.

Одним из главных условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является именно опора на чувственное познание детей. Важнейшей стороной организации чувственного познания и является наглядность обучения. Наглядные пособия подразделяются на несколько групп:

I группа - реальные предметы или явления, использование их позволяет сблизить теоретические знания и реальную жизнь;

II группа - изображения и модели предметов, явлений, которые могут заменить реальные предметы;

III группа - символические и схематические наглядные пособия (схемы, чертежи, карты) используются для лучшего усвоения и понимания закономерностей истории, математики и других предметов.

Развитие детей в соответствии с требованием времени, для их социализации в современном обществе невозможно представить в отрыве от информационных технологий. Применение информационных технологий на уроках в коррекционной школе способствует совершенствованию практических умений и навыков, позволяет эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышает интерес к урокам, активизирует познавательную деятельность учащихся и развивает творческий потенциал.

Внедрение ИКТ в специальной (коррекционной) школе VIII вида, прежде всего, даёт возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья, т.к. у них помимо системного недоразвития всех компонентов языковой системы имеется дефицит развития познавательной деятельности, мышления, вербальной памяти, внимания, бедный словарный запас, недостаточные представления об окружающем мире.

ИКТ оживляют учебный процесс за счёт новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внесения элементов игры. Для учащихся коррекционных школ VIII вида это особенно важно, так как многие из них воспитываются в неблагополучных семьях, где нет компьютера, и дети не имеют общих пользовательских навыков. Они не играют в компьютерные игры, не общаются в социальных сетях, не пишут письма. А ведь эти навыки отличают человека XXI века. Так как речь идёт об учащихся коррекционной школы, следует знать, что информационные компьютерные технологии стали перспективным средством коррекционно–развивающей работы с детьми с нарушением интеллекта.

Коррекционно–развивающая работа с детьми, имеющими нарушение интеллекта, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих).

Использование информационных компьютерных технологий открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью совершать визуальные путешествия, представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами, позволяет осуществлять процедуру контроля ЗУН учащихся.

Компьютер можно применять на любом этапе урока:

1. На этапе организационного момента применение ИКТ повышает мотивацию к уроку и организует детей на предстоящую деятельность.

2. При проверке домашнего задания выявляется уровень усвоения материала на предыдущем уроке и уровень самостоятельности учащегося при подготовке домашнего задания.

3. При изложении нового материала: происходит визуализация знаний посредством демонстрации энциклопедических программ, презентаций.

4. На этапе закрепления изученного материала осуществляется закрепление ЗУН на основе программ–тренажеров.

5. При контроле и проверке изученного происходит контроль и проверка ЗУН учащихся посредством программ для тестирования и контроля.

6. На этапе подведения итога происходит визуализация деятельности учащихся на основных этапах урока посредством демонстрации презентации.

Таким образом, использование ИКТ на разных этапах урока значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.

На уроках в коррекционной школе наиболее популярны следующие виды компьютерных технологий: компьютерные игры; тесты; компьютерные презентации. Компьютерные игры используются в процессе развития и коррекции познавательных психических процессов, выработке учебных знаний, умений и навыков. При использовании компьютерных игр происходит не только усвоение знаний, но ещё коррекция и развитие внимания, зрительно-моторной координации, познавательной активности. Основным видом применения ИКТ в нашей практике являются электронные презентации, которые позволяют сделать подачу дидактического материала максимально удобной и наглядной, что стимулирует интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в знаниях.

Использование презентаций , на наш взгляд:

Способствует развитию наглядно-образного мышления, внимания;

Содействует созданию положительной мотивации за счет использования средств привлечения внимания;

Способствует обеспечению методической и дидактической поддержки различных этапов урока;

Даёт возможность оптимально использовать время на уроке;

Позволяет видеть реакцию учеников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию;

Позволяет учителю проводить показ в режиме диалога - обсуждая с классом;

Каждый слайд презентации представляет собой учебный эпизод, включающий в себя самостоятельную дидактическую единицу.

Применяемые нами презентации позволяют использовать различные виды и формы учебной деятельности: получение информации, практические задания, контроль уровня знаний, и т.д.


(коррекционном) образовании

на современном этапе

Утвержденная 4 февраля 2010 г. президентом РФ Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"рассматривает в качестве г лавных задач современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Какой же представлена школа будущего в этом программном документе?

Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. Это значит, в школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Новая школа - это школа для всех. Это значит, в любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени.

Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

Новая школа - это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы. Школы как центры досуга будут открыты в будние и воскресные дни, а школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия будут местом семейного отдыха.
Новая школа - это современная инфраструктура, т.е. школы будут иметь современные здания - с оригинальными архитектурными и дизайнерскими решениями, с добротной и функциональной школьной архитектурой - столовой с вкусной и здоровой едой, медиатекой и библиотекой, высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями, условиями для занятий спортом и творчеством.

Вот такая школа будущего представлена в образовательной инициативе «Наша новая школа».

Образовательная инициатива «Наша новая школа» определяет
основные направления развития общего образования.

1. Развитие системы поддержки талантливых детей.

В ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей.
Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе. Старшеклассникам нужно предоставить возможность обучения в заочных, очно-заочных и дистанционных школах, позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы профильной подготовки. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, отработать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся при приеме в вузы.

Одновременно следует развивать систему поддержки сформировавшихся талантливых детей. Это, прежде всего, образовательные учреждения круглосуточного пребывания. Следует распространять имеющийся опыт деятельности физико-математических школ и интернатов при ряде университетов России. Для ребят, проявивших свои таланты в различных областях деятельности, будут организованы слеты, летние и зимние школы, конференции, семинары и другие мероприятия, поддерживающие сформировавшуюся одаренность.


Учитель, благодаря которому школьник добился высоких результатов, должен получать значительные стимулирующие выплаты.

2. Совершенствование учительского корпуса.

В инициативе подчеркнуто, необходимо внедрить систему моральных и материальных стимулов поддержки отечественного учительства. А главное - привлечь к учительской профессии молодых талантливых людей. Система моральной поддержки - это уже сложившиеся конкурсы педагогов ("Учитель года", "Воспитать человека", "Сердце отдаю детям" и др.), масштабный и действенный механизм поддержки лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта "Образование". Такая практика будет расширяться на уровне субъектов Российской Федерации.

Система материальной поддержки - это не только дальнейшее увеличение фондов оплаты труда, но и создание такого механизма оплаты труда, который позволит стимулировать лучших учителей вне зависимости от стажа их работы, а значит привлекать в школу молодых преподавателей.


Одним из стимулов должна стать аттестация педагогических и управленческих кадров -. Принципиально обновлены квалификационные требования и квалификационные характеристики учителей, центральное место в них занимают профессиональные педагогические компетентности. Не должно быть никаких бюрократических препятствий для учителей, в том числе молодых, желающих подтвердить высокий уровень квалификации ранее установленных сроков.

Средства на повышение квалификации намечается предоставлять коллективам школ также на принципах подушевого финансирования, чтобы педагоги могли выбирать и программы, и образовательные учреждения, в числе которых - не только институты повышения квалификации, но и, к примеру, педагогические, классические университеты. В регионах будут сформированы банки данных организаций, предлагающих соответствующие образовательные программы. При этом директора и лучшие учителя должны иметь возможность обучаться в других регионах, чтобы иметь представление об инновационном опыте соседей.

Отдельная задача - привлечение в школу учителей, не имеющих базового педагогического образования. Пройдя психолого-педагогическую подготовку, освоив новые образовательные технологии, они смогут продемонстрировать детям - в первую очередь , старшеклассникам, выбравшим профиль обучения, свой богатый профессиональный опыт.

3.Изменение школьной инфраструктуры

Облик школ должен значительно измениться. Общество получит реальную отдачу, если школа станет центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизни. В каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда , позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов. Пятилетняя государственная программа "Доступная среда" направлена на решение этой проблемы.
Предстоит обновить нормы проектирования и строительства школьных зданий и сооружений, санитарные правила и нормативы питания, требования к организации медицинского обслуживания учеников и к обеспечению школьной безопасности. Системы отопления и кондиционирования зданий должны обеспечивать необходимую температуру в любое время года. Школы должны быть обеспечены питьевой водой и душевыми. В сельских школах необходимо отработать эффективные механизмы подвоза учащихся, в том числе требования к школьным автобусам.

4. Сохранение и укрепление здоровья школьников


Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность.
Сбалансированное горячее питание, медицинское обслуживание, включающее своевременную диспансеризацию, спортивные занятия, в том числе внеурочные, реализация профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни - все это будет влиять на улучшение их здоровья. Кроме того, должен быть осуществлен переход от обязательных для всех мероприятий к индивидуальным программам развития здоровья школьников . В 2010 году введен новый норматив занятий физкультурой - не менее трёх часов в неделю с учётом индивидуальных особенностей детей.

Именно индивидуальный подход предполагает использование современных образовательных технологий и создание образовательных программ, которые вызовут у ребенка интерес к учебе. Практика индивидуального обучения с учетом возрастных особенностей, изучение предметов по выбору, общее снижение аудиторной нагрузки в форме классических учебных занятий позитивно скажутся на здоровье школьников. Но здесь нужны не только меры со стороны взрослых.


5.Расширение самостоятельности школ

Школа должна стать более самостоятельной как в составлении индивидуальных образовательных программ, так и в расходовании финансовых средств. С 2010 года самостоятельность получили школы, ставшие победителями конкурсов приоритетного национального проекта "Образование", и школы, преобразованные в автономные учреждения. Требуемая отчётность таких школ будет резко сокращена в обмен на открытость информации о результатах работы. С их директорами заключены контракты, предусматривающие особые условия труда с учетом качества работы .

Будет законодательно закреплено равенство государственных и частных общеобразовательных учреждений, предоставив семьям более широкие возможности выбора школы.
Ученикам будет предоставлен доступ к урокам лучших преподавателей с использованием технологий дистанционного образования, в том числе в рамках дополнительного образования. Это особенно важно для малокомплектных школ, для удалённых школ, в целом для российской провинции.

6. Переход на новые образовательные стандарты
Определены новые цели школьного образования, которые сформулированы в стандарте, - воспитание, социально-педагогическая поддержка, развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного гражданина России.

В обществе почему-то прочно укоренилось представление, что стандарт - это набор программ по отдельным школьным дисциплинам. Но если заглянуть в седьмую статью Закона "Об образовании", прочитаем, что стандарт - это совокупность трех требований: к результатам освоения основных образовательных программ, к структуре этих программ и к условиям их реализации. Поэтому от стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, осуществляется переход на новые стандарты - требования о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов.


В этом и есть принципиальное отличие новых стандартов от старых.

В любой образовательной программе будет две части: обязательная и та, которая формируется школой. Чем старше ступень, тем больше возможности выбора. Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость - кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия.

Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии.

В школе должны быть созданы кадровые, материально-технические и другие условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени. Финансовое обеспечение будет построено на принципах нормативно-подушевого финансирования ("деньги следуют за учеником"), переход на которое планируется завершить во всех субъектах Российской Федерации в ближайшие три года . При этом средства будут поступать и в муниципалитеты, и в каждую школу по нормативу независимо от форм собственности.


Уже в 2010 году вводятся новые требования к качеству образования, расширяется список документов, характеризующих успехи каждого школьника. Единый государственный экзамен должен оставаться основным, но не единственным способом проверки качества образования. Кроме того, вводится мониторинг и комплексная оценка академических достижений ученика, его компетенций и способностей. Программы обучения старшеклассников будут увязаны с дальнейшим выбором специальности.

Теперь остановимся на нововведениях коррекционного образования.
Российское законодательство, в развитие основополагающих международных документов в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для всех категорий граждан, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

Гарантии права граждан на получение образования закреплены в Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «Об образовании» и других законодательных актах.


Особое внимание в школе будущего отводится обеспечению успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Признание прав лиц с особыми образовательными потребностями, их интересов, оказание помощи в процессе личностного становления, в выборе соответствующей профессиональной деятельности является чрезвычайно важными.

В традиционной для России системе образования детей с той или иной формой нарушения, дети с особенностями развития получают образование в специальных (коррекционных) учебных заведениях, на дому или в специальных школах-интернатах.

Состояние системы специального образования в период 90-х годов принято определять как кризис государственной системы специального образования и кризис коррекционной педагогики как науки, для которого характерны следующие явления:

Социальная маркировка ребенка с особыми нуждами как ребенка с дефектом;

Охват системой специального образования лишь части нуждающихся детей, "выпадение" из системы детей с глубокими нарушениями в развитии;

Отсутствие специализированной помощи детям со слабо выраженными нарушениями;

Жесткость и безвариативность форм получения образования;

Преобладание образовательного стандарта над развитием личности ребенка

В результате обучения специалистам становится видимым дисбаланс между обучением и развитием

В последнее десятилетие, благодаря новым установкам государства, в экстремально короткий исторический срок были разомкнуты рамки изолированной системы обучения аномальных детей, устранены социально-политические и идеологические барьеры, сдерживающие развитие системы специального образования как системы помощи и развивающего образования: были разрешены частные благотворительные инициативы и патронаж церкви над аномальными детьми, причем к этому были одновременно допущены различные конфессии; резко расширены по сравнению с советским периодом права родителей; в Законе об образовании (1991г.) провозглашена свобода выбора форм обучения и свобода в их создании; стало возможным построение новых форм образовательных структур.

Таким образом, принципиально изменился социальный заказ, возникла необходимость научно-методически обеспечить новые социальные установки на всех уровнях, во всех аспектах

Объективная невозможность немедленного решения новой исторической сверхзадачи со стороны дефектологов привела к тому, что дефектологическая наука стала объектом массированной глобальной критики.

Одновременно на федеральном и региональном уровнях начали возникать разнообразные инициативы по внедрению в практику нетрадиционных методов психолого-педагогической коррекции, новых форм организации специального обучения, осуществлялось калькирование западных моделей. Сегодня, по прошествии 5-6 лет, лучшие, наиболее компетентные энтузиасты в области инновации начинают осознавать непродуктивность и опасность "быстрых решений". Однако годы, прошедшие под знаком критического отношения к специальной педагогике, сыграли в целом негативную роль. Право на переосмысление и перестройку системы не признавалось за дефектологами. В сознании общественности они оказались в позиции противостояния инновациям в области форм обучения детей с отклонениями в развитии. Однозначно негативно стала оцениваться вся система специального образования. Вместо ее эволюционного целенаправленного планомерного преобразования на базе развития бесспорных достижений дефектологической науки и практики, в очередной раз предпринимается характерная для нашей страны попытка революционного изменения ситуации, а значит, тотального разрушения сложившейся системы.


Институт коррекционной педагогики РАО считает принципиальным эволюционное развитие системы специального образования. Необходима последовательная и планомерная трансформация системы на разных уровнях.

Институт считает, что роль науки в ближайшее десятилетие состоит в решении следующих задач:

Поддерживать и развивать функционирующую государственную систему специального образования за счет введения инноваций на уровне вариативности форм организации, методов и средств обучения в рамках существующего содержания специального образования;

Целенаправленно проводить переподготовку кадров, поддерживая такой уровень профессиональной компетенции кадров в ведущих специальных образовательных учреждениях страны, который может обеспечить максимально возможное в рамках существующей системы качество обучения ребенка с отклонениями в развитии;

Параллельно: обобщить результаты многолетних экспериментов по ранней (от 0 до 3 лет) психолого-педагогической коррекции детей с нарушениями слуха, интеллекта, речевыми нарушениями с целью создания государственной системы комплексной диагностики и коррекции нарушений различных категорий аномальных детей, начиная с первых месяцев жизни;

Определить систему показаний для интеграции ребенка с выраженными отклонениями в развитии в массовых образовательных учреждениях; разработать содержание и формы специализированной поддержки интегрированных детей; разработать содержание и формы переподготовки специалистов массовых учреждений;

Переосмыслить цели, содержание, методы, средства и организационные формы специального образования в соответствии с новым социальным заказом;

Разработать концепцию нового содержания специального образования детей школьного возраста с различными отклонениями в развитии и соответствующую ей концепцию подготовки кадров нового поколения специалистов;

Обеспечить клиническое, нейрофизиологическое и психолого-педагогическое изучение контингента детей с недостатками развития, не охватывавшихся ранее государственной системой воспитания и обучения (дети со сложной структурой дефекта), на основе интеграции результатов предшествующих исследований Института и данных экспериментального изучения определить содержание, методы, организационные формы их обучения;

На основе изучения общего и специфического в развитии аномальных детей построить максимально полные модели, шкалы основных содержательных линий развития ребенка, указав на них все возможные обходные пути в достижении этапных задач.

Социально-экономические изменения в обществе привели к серьезным изменениям в системе образования, поэтому изменились и требования к научным знаниям. Специальная педагогика переживает кризисный период, многие актуальные проблемы обусловлены расширением реабилитационного пространства : «по горизонтали» - возникла необходимость широкого охвата различных категорий детей с отклонениями в развитии; «по вертикали» - осознается необходимость медико-писхолого-педагогической поддержки и сопровождение детей различных возрастных групп. Одной из самых актуальных и мало разработанных проблем является проблема ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии.

За рубежом накоплен определенный опыт работы с такими детьми – в Австралии, в Германии, в Америке.

Система ранней помощи в нашей стране создана для глухих. Остро актуальна проблема интеграции , дискутируется вопрос о возможности и целесообразности совместного обучения детей с отклонениями в развитии и их нормально развивающихся сверстников. Одной из наиболее острых, дискуссионных проблем является проблема нтегрированного (совместного) обучения детей с нормальным темпом психического развития и детей с отклонениями в развитии.

Н.Н.Малофеев произвел социокультурный анализ современных тенденций образования лиц с особыми образовательными потребностями и пришел к следующим выводам.

Если считать 90-е гг. в России началом перехода с четвертого на пятый этап, который Европа пережила в 70-е гг., то следует признать интеграцию ведущей тенденцией развития системы на данном историческом отрезке времени. Однако, сопоставительный анализ показывает существенные различия социокультурных условий возникновения и реализации интегративных подходов к образованию детей с различными нарушениями в развитии.

Россия должна рассматривать интеграцию в образовании как один из нескольких перспективных путей развития системы в целом. Кажутся возможными два пути реализации тенденции: революционный и эволюционный.

Революционный путь предполагает разрушение старых традиционных форм организации дифференцированного специального образования и попытку внедрения западных моделей, что можно квалифицировать как грубую методологическую ошибку. Значительно более оправданным было бы внедрение западных моделей ранних этапов интеграции, приходящихся в Европе на период 70-х гг., однако и в этом случае иные социокультурные условия делают неэффективным и этот перенос. Следовательно, наиболее оправданным является эволюционный подход.

Л.С.Выготский открыл путь к пониманию природы вторичных нарушений у аномальных детей, "социальных вывихов", коррекцией которых и должна заниматься специальная психология и педагогика. Развивая идеи Л.С.Выготского, российские исследователи выдвигают положение о необходимости использования сензитивных периодов становления высших психических функций, разрабатывают и апробируют комплексные программы ранней (с первых месяцев жизни) психолого-педагогической коррекции нарушенных функций и на этой основе как можно более ранней, полноправной интеграции ребенка в социальную и общеобразовательную среду.

Интеграция через раннюю коррекцию нарушенных функций в контексте целенаправленного общего развития аномального ребенка может рассматриваться как один из наиболее перспективных и оправданных путей реализации ведущей тенденции современного периода в России.

Другой Важнейшей проблемой специального образования является недостаточная разработанность его нормативно-правовой базы.

В последние годы разработан проект Государственного стандарта общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, в котором предпринята попытка осмысления специальных образовательных потребностей различных детей с отклонениями в развитии, регламентирована деятельность специальных образовательных учреждений. Однако этот документ до сих пор не утвержден и существует в качестве проекта.

В нашей стране в настоящее время специальными государственными актами сняты политические и гражданские ограничения с детей, имеющих нарушения в физическом и умственном развитии, в связи с чем обозначилась следующая проблема.

На сегодняшний день недостаточно сведений об особенностях психического развития некоторых категорий детей, в связи с чем, слабо разработаны вопросы их обучения и воспитания. Это такие категории как: дети с тяжелыми нарушениями речи, дети с задержкой психического развития, дети с ранним детским аутизмом, дети с комплексными нарушениями, дети с поведенческими расстройствами.

Существует проблема дошкольного воспитания детей с отклонениями в развитии. Исторически так сложилось, что в первую очередь в систему специального образования были включены дети школьного возраста. Система специальных дошкольных учреждений сложилась только в начале 70-х годов прошлого столетия. Психологические особенности детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии недостаточно изучены, и система коррекционной помощи им несовершенна.

Острой является проблема организации ранней диагностики и ранней коррекции отклонений в развитии в период от 0-3 лет. Именно ранний и дошкольный периоды являются сензитивными периодами наиболее интенсивного психического развития. В эти периоды происходит морфофункциональное созревание мозга, закладывается основной объем условных связей, что служит фундаментом для дальнейшего развития высших психическиъх функций и личности в целом. Пока возможности сензитивного периода не используются в полной мере, отсутствует целостная система ранней помощи детям с последствиями органического поражения центральной нервной системы.

При ИКП РАО в Москве создан центр ранней дигностики и коррекции, разрабатываются вопросы теории и практики комплексного сопровождения развития детей с первых месяцев жизни (Ю.А.Разенкова, Е.А.Стребелева и др.).

Проблема социальной адаптации и профессиональной подготовки подростков и молодежи с отклонениями в развитии также актуальна на сегодняшний день.

Инновационные тенденции в специальном образовании требуют решения широкого круга теоретичских и прикладных задач.