Животный магнетизм и биологическое поле. "животный магнетизм", или "чудо" франца месмера Теперь рассмотрим каждый вид магнетизма подробнее

XVIII столетие дало человечеству не только музыкантов, литераторов и ученых, но и удивительную породу околонаучных деятелей, из ничего способных сделать гениальное открытие, многоходовую интригу или оглушительный скандал. Подлинным мастером во всех этих делах был Франц Антон Месмер , который, тем не менее, считается основоположником современного гипноза .

Любитель искусств, знаток людей

Будущий «отец гипноза» появился на свет в 1734 году в небольшом германском городке в почтенном семействе егеря. Как полагалось в те времена, маленький Франц получил весьма разностороннее образование: мальчик изучал философию, юриспруденцию, теологию и риторику, но в конце концов выбрал врачебную стезю.

Он поступил в медицинскую школу при Венском университете, однако учился без особого рвения и окончил ее лишь в возрасте 32 лет, защитив диссертацию «О влиянии звезд и планет как лечебных сил». Тема, как мы видим, им была избрана не вполне медицинская. Содержание работы вызвало у экзаменаторов замешательство: Месмер объявил в ней, что созвездия способны влиять на человека посредством загадочной силы, так называемого «мирового флюида», пронизывающего всю Вселенную, а заодно и человеческие существа.

Диссертация имела мало отношения к науке, зато вся была наполнена мистикой, и остается тайной, почему ее все же приняли. Видимо, Месмер был достаточно красноречив и сумел убедить комиссию в собственной правоте.

Сделавшись врачом, Месмер не торопился углубиться в медицину. Он свел знакомство с богатой вдовой, благополучно женился и занялся тем, к чему лежала его душа, - музыкой, домашним театром и организацией шумных праздников. Завсегдатаями его салона в то время были Гайдн, Моцарт, Глюк и другие знаменитые музыканты.

Сам хозяин музицировал на виолончели, клавире и даже лично построил стеклянную гармонику, звучание которой хвалили все гости. Он мог бы долго вращаться в высшем обществе, если бы не досадный сюрприз: у Месмера вдруг закончились деньги. Удивляться этому не приходится, поскольку праздники, постановки домашнего театра и прочие светские расходы требовали изрядных средств.

Кто угодно впал бы в уныние, но только не Месмер. Диплом врача был все еще действителен и позволял заработать на жизнь, хотя, возможно, не столь роскошную, как прежде. Правда, Месмер собирался обставить медицинскую практику с театральной зрелищностью, а для этого нужно было придумать принципиально новый способ лечения. И случай позволил Месмеру обнаружить такой способ как раз тогда, когда в нем возникла нужда.

Основа Вселенной

Летом 1774 года приезжий англичанин обратился к астроному Максимилиану Геллю с просьбой изготовить для его жены особой формы магнит для лечения резей в желудке.

Гелль рассказал о необычном заказе Месмеру, а тот мгновенно ухватился за интересную идею. Не прошло и месяца, как он уже опробовал чудодейственные магниты на одной из своих пациенток. Фрейлейн Эстерлайн страдала от мигреней, истерических припадков, судорог и рвоты, и никакие предложенные Месмером средства ей не помогали. Но стоило положить девушке на грудь несколько сильных магнитов, как судороги резко усилились и почти сразу же прекратились.

Спустя несколько сеансов больная полностью излечилась, а Месмер сделал попытку представить свой новейший метод ученым собратьям. В научных кругах успеха он не имел, что не помешало новатору открыть собственную клинику и приняться за лечение магнитами со все большим размахом.

Чтобы лечение имело подсобой научную базу, Месмер сочинил теорию так называемого животного магнетизма, согласно которой все вокруг - от природы до живых существ - пронизано магнетическими флюидами. Человека следует считать здоровым, если его флюиды движутся по телу правильно. Но стоит магнитным линиям хоть немного исказиться, как организм одолевают недуги. Чтобы от них избавиться, необходимо применять магниты, способные направить магнетические токи в верное русло.

Шло время, количество пациентов росло в геометрической прогрессии, и Месмер начал задумываться о накапливании магнитных флюидов, что могло обеспечить лечением одновременно целые группы больных.

Немного поразмыслив, он выдумал «ушат здоровья» - большой деревянный чан, в котором стояли бутыли с магнетизированной водой. Бутылки соединялись со стальными пластинами вокруг железного прута, от которого к больным органам пациентов вели провода. Больные усаживались вокруг агрегата, касаясь друг друга руками, что обеспечивало лучшую проходимость флюидов. Месмер во время сеансов двигался вдоль круга пациентов, пристально глядя каждому из них по очереди в глаза.

Слава целителя росла так быстро, что скоро чудесный ушат уже не справлялся с излечением желающих. Месмера, впрочем, это только порадовало. Он магнетизировал целый мраморный бассейн, а затем еще и деревья в своем парке, чтобы флюиды витали невозбранно абсолютно повсюду. Казалось бы, все эти сомнительные действия куда больше походили на шарлатанство, чем на новое слово в медицине, но количество пациентов не только не убывало, но и, напротив, все увеличивалось.

Успех был Столь очевидным, что Баварская академия наук торжественно избрала Месмера своим членом. Однако это был первый и последний пример официального признания трудов магнетизера. Опубликованные 27 тезисов о животном магнетизме больше ни в одном ученом сообществе отклика не нашли. Берлинская академия наук обозвала Месмера мечтателем, а его метод заклеймила как ошибочный.

Оставалось утешаться количеством выздоровевших больных и финансовым успехом предприятия. Лечение флюидами как будто шло. своим чередом, но Месмеру не давала покоя одна необъяснимая странность, на которую поначалу он и вовсе не обратил внимания.

«Это сила самого магнетизера»

У некоторых пациентов чудесное излечение происходило еще до воздействия магнитов, в результате одной только беседы с целителем. Однажды Месмер работал с группой оглохших и потерявших голос женщин. Стоило ему выйти к больным и внимательно оглядеть их, как у двоих немедленно восстановились слух и голос, а еще несколько дам почувствовали заметное улучшение.

Никто, конечно, не заметил, что до магнитов дело не дошло, но сам Месмер пребывал в недоумении. Очевидно, в ряде случаев лечебное воздействие на пациентов оказывали вовсе не магниты, которым врач приписывал чудодейственный эффект, а сам Месмер, его личность, завораживающий взгляд и пассы рук. Всего шага не хватило магнетизеру до настоящего научного открытия: внушение иногда действует на больных лучше любых лекарств. Но испугавшись за исправно работающую стройную схему лечения, Месмер упорно продолжал развивать идею чудодейственных флюидов, пронизывающих Вселенную.

Медики всей Европы единодушно считали его шарлатаном и мало-помалу со все большим рвением высмеивали его метод. Появились анонимные статьи, стихотворные пасквили о докторе-обманщике, но в открытую травить его долго не решались. Однако вскоре недругам Месмера представился случай изрядно подпортить его врачебную репутацию.

Однажды к целителю обратилась некая Мария Терезия фон Парадиз, ослепшая в раннем детстве. Эта девица была настолько талантливой музыкантшей, что ей покровительствовала сама императрица. Лучшие окулисты Вены не помогли Марии прозреть, они считали ее слепоту неизлечимой из-за поражения зрительных нервов.

Месмер, однако, счел природу ее недуга истерической и взялся за лечение. Магнетизм не подвел: девушка частично прозрела. Но специально собранный врачебный консилиум постановил, что возвращение зрения было внушено пациентке, на самом же деле улучшения не произошло. В итоге Мария опять полностью ослепла, и разразился неслыханный скандал.

Пришлось целителю бросить все нажитое имущество и клиентуру и покинуть пределы Германии. Сначала он перебрался в Швейцарию, а спустя некоторое время очутился в Париже.

Финал авантюрной биографии

Надо признать, что в Париж Месмер попал вовремя. Накануне революции французское общество, как никогда, интересовалось магией, гаданиями и тому подобным. Чудесные методы немецкого медика произвели фурор в парижских гостиных. Популярность Месмера росла день ото дня, им интересовались все, от простого народа до королевской четы.

Сам Месмер не причислял себя к чародеям и не находил в своей теории ничего мистического. Напротив, он полагал, что исцеляет на основе строгой научной теории, и страстно желал получить признание именно в научном мире. Но Французская академия наук, получив нелестные отзывы о Месмере от венских коллег, полностью игнорировала сомнительный магнетизм. И хотя успех целителя во французских салонах был абсолютным, ученые не торопились признать новый метод.

Людовик XVI издал указ, обязывающий научный мир вынести окончательное решение о методах Месмера. Комиссия в своем заключении твердо заявила, что никакого животного магнетизма не существует, но отметила кое-что в личности медика: «Все определяется самим человеком, магнетизирующим пациентов... Здесь, несомненно, действует некая сила, управляющая действиями человека и подчиняющая их себе. Это сила самого магнетизера».

Вердикт был окончательным и отнимал у Месмера всякую надежду обрести признание среди коллег. Лишенный дальнейшего смысла существования, он уехал в Швейцарию и прожил там в глуши еще несколько десятилетий настолько незаметно, что многие считали его умершим.

Еще при жизни у Месмера нашлись последователи, но сам он так и умер забытым. Стефан Цвейг писал о нем: «Едва ли найдется во всей мировой истории пример столь стремительного падения с вершины шумной славы в бездну забвения и безвестности...»

Екатерина КРАВЦОВА

Месмеризм, или Животный Магнетизм. Это явление природы присутствует у каждого человека в той или иной мере, в зависимости от ее объема...

Животным месмеризмом называется та сила, которой одарены все животные, - действовать один над другим и каждое само на свою организацию, с большим или меньшим могуществом, судя по их взаимной силе и совершенству животного. Эта сила, в виде эфира текущая по воле действующего животного и исполняющая его волю, это жидкость, нами называемая Жидкостью Жизненного Начала, невесома и так тонка и прозрачна, что невидима для нашего глаза, но ясновидцы ее видят в виде света и пламени.

Эта жидкость тепла, но не сгораема и имеющая способность пробегать, как свет. Чем одно животное совершеннее другого, тем оно более на него имеет влияние, но совершенство это вовсе не в совершенстве одного тела животного, а в его внутренней жизни. Кролик совершеннее змеи, а она на него, а не он, имеет влияние. Человек, как самое совершенное животное нашей планеты, последнее звено в мире существенном своей атмосферы, из всех животных обладает большею силою перед всеми животными; и если он на них не действует, то или по незнанию силы своей, или от расслабления ее от своей бездейственности.

Эта жидкость, не как лучи света, не задерживается на пути непрозрачными телами: она через них проникает, как теплотвор; эту-то жидкость Рейхенбах выдал нагло за свое изобретение и назвал одом, и, кроме меня, к сожалению, ни один магнетизер его не уличил в воровстве, ибо на влаге этой основаны все теории Месмера, и нам всем магнетизерам известно. Даже в Физике, изданной в 1794 г. в Москве Новиковым, в котоптрике в § 842 сказано: «Не должно также почитать, при первом взгляде, тела совсем непрозрачными; ибо ежели их рассмотреть с большим вниманием, то таковых столь мало, что почти поверить не можно». (Чтобы сие утвердить, должно оставить в темном покое тонкие доски из дерева или металлов, смолистые сучки, они часто покажутся светящими, а если их в таковом покое положить против скважины, то они будут насквозь светиться, как рог.) Эта жидкость жизненного начала, или месмерическая, как лучи света, не задерживается на пути непрозрачными, как уже выше сказано, телами; она через них проникает, как теплотвор, и должно при том заметить, что тела, через которые жидкость эта пробегает на течении своем, проходя через них, оставляет их ненапитанными, если особенного на них не будет действия, то есть остановления ее, хотя на некоторое время, однако есть и такие тела, которые ее отравляют, другие - отражают. Эта жидкость, как свет, может быть отражена, усилена и перенесена прозрачными телами, каковы зеркала. Эта жидкость, направленная по одному направлению с электричеством и гальванизмом, никогда не соединяется с ними; эта-то жидкость и действует благотворно на больных; но есть такие люди и животные, которые, подобно некоторым телам, отражают ее от себя, другие, пропуская ее через себя, не удерживают ее в себе, и потому те и другие не получают пользы.

История магии: Великие люди такие как Гермес, воплотившие в себе Бога...

Герметизм это учение востока раскрывающее тайны мироздания. Согласно книге Гермеса Трижды Великого существует верховный ум который правит и создает все вокруг, разделяет стихии и руководит всеми процессами, это объясняет тот факт что верховный ум это и есть Бог.

Прочитав статью вы узнаете о семи гениях герметизма, о семи сферах очищения и процессах происходящих после смерти описанных в откровении Гермеса.

|

Магнетизм его качество

Чтобы дать людям, незнакомым с таинствами природы, понятие о действиях 16 номеров высших и магнетизерам - 9 номеров (Долгорукий классифицирует людей по количеству и качеству заключающегося в них магнетизма на 25 классов или, как он выражается, номеров (А. Т.), надо им объяснить, что на нашей планете есть невидимые для обыкновенных глаз твари, именуемые в древности гномами (Gnomes), учение о которых приняли за учение о духах, которыми они никогда не были и которые особую, как нам магнетизерам известно, имеют природу и особые законы.

Бдение, сон и сомнамбулизм

Гномы как твари планеты неоспоримо стоят звеном ниже человека в мире существенном, который, как говорит Писание, мало чем умален от ангелов; следственно, гномы неоспоримо могут быть подчинены воле человека. В существовании этих тварей нам, истинным магнетизерам, нельзя сомневаться: их видят ясновидцы и некоторые люди и животные, а именно - собаки. Чтобы на них действовать, надобно особую организацию, веру и силу воли, решимость и твердость духа. Сообщение жидкости - жизненного начала - через оконечности пальцев при месмеровании напрасно некоторые называют явлением чисто физическим; оно происходит не от одних физических действий, но и от чистой душевной воли и желания, а потому это явление есть физико-психическое. То состояние, в котором человек находится во время месмерования, по роду своих явлений разделяется на несколько состояний или степеней. Некоторые признают только два состояния: бдение и сон, именуемый магнитным; другие - бдение, сон и сомнамбулизм. Клуге, Пассе и некоторые разделяют на шесть состояний или степеней, признавая еще седьмую, именуемую ими высочайшей степенью; а я, как и в первом моем сочинении, это состояние разделяю на восемь состояний или степеней. Вследствие чего представляю переход человека всех явлений в состояние животного месмеризма. В месмерическом состоянии человек три раза погружается в самого себя и после каждого раза получает большее понятие о внутреннем и внешнем мире. Первое его малое погружение есть бдение, после чего приходит в помешательство; второе погружение его суть непроницаемый сон, после чего приходит в снобдение или сомнамбулизм, получает понятие о себе и о вещах, окружающих его и до него касающихся, в котором средоточие чувств его является в подгрудной ложечке (то есть в солпечном плексусе); переходит в веселье, является ясновидцем, то есть получает правозрение или полное понятие о внутреннем, а частью и о внешнем мире, потом видим исступление в его духе: его понятие не ограничивается; из сего просветления человек в третий раз погружается в самого себя: тело его леденеет, хотя дух в нем царствует; это есть последнее, говорят, высочайшее состояние или степень, с чем я не согласен. Если человек два раза погружался в самого себя и после каждого раза получал разные понятия и являл нам каждый раз особенные явления, то он непременно после троекратного столь непостижимого погружения получит в третий раз понятия, которых пределы смертному определить невозможно, а потому признаваемая за высочайшую степень есть не что иное, как преддверие восьмой непостижимой степени, как первая - бдение, перед второй - помешательством, третье - сон, перед четвертой - снобдением, веселье - перед пятою - правозрением и шестою просветлением; вследствие этого я наименовал высочайшую степень физической смертью, а восьмую, мною признаваемую, - блаженством. Скажем о главных разделениях месмерования: 1) месмеро-вание без прикосновений, 2) месмерование с прикосновениями, 3) месмерование посредством устремления мыслей, 4) месмерование посредством зрения 5) и наконец, месмерование посредством трения. Большая разница месмеровать для опытов и месмеризмом лечить болезни; главное правило последнего следующее.

I. Сосредоточивать жидкость к страждущему месту и потом низводить из ближайших оконечностей, считая их пять: две оконечности рук, две ног, и еще оканчиваются иногда взмахи на оконечности живота, принимая его за пятую оконечность. (Один акушер, рассматривая мое сочинение, сделал замечание, - как я могу назвать пятою оконечностью конец живота, не принимая в соображение, что мы называем все то оконечностями, где можем оканчивать взмахи. Автор.)

II. Стараться ровнее д ействовать на весь организм и на органы организма, чем, в частности, на одну какую-нибудь часть тела - если для этого нет прямого показания.

III. Не увлекаться местными, иногда внезапно обнаруживающимися болями, а углубляться в главные пункты болезни.

IV. Помнить главные точки для месмерического поражения, а именно: (по мнению всех) переносица, подгрудная ложечка (по мнению Клуге и Биккера), центр лба (по мнению Биккера, в чем и я согласен), пуп на животе. V. Не забывать места, доступнейшие месмеризму в теле человеческом, а именно: ладони (помоему и Биккера), оконечности больших пальцев (по мнению всех), под мышками (по Клуге), пятки (по Вольфорту).

VI. Стараться быть художником в теле у страждущего; помнить, что и в древности не всегда употребляли одно и то же: иногда прикосновения, иногда трения, иногда, напротив, воззрение, иногда дуновение, а иногда слова, смотря по надобности и состоянию духа страждущего. Скажем теперь о разделении месмеризма: месмеризм разделяется на минеральный, животный и земляной. Месмеризм минеральный обязан тоже Месмеру, хотя свойство магнита было известно и до него; но первый он вздумал приспособить его к лечению болезней, основываясь на притяжении небесных тел, что, собственно, способ этого лечения и называем мы месмеризмом минеральным, посредством которого открыт и животный, как мы уже говорили не раз.

Животный месмеризм, согласно Кирхеру, должна разделить: на месмеризм врачебный, месмеризм страстей и месмеризм музыкальный. Месмеризм животно-врачебный производится посредством усярешсяая мысли, влиянием зрения, прикосновениями, трением. Он состоит из собственного течения, действий для восстановления соотношений и поражений. Месмеризм животно-страстный производится влиянием зрения и устремлением мысли; в нем поражения можно производить только мыслью, и мы говорили о нем в наших сочинениях. Месмеризм музыкальный имеет одно начало с месмеризмом животным. Месмеризм земляной, который мало известен, но существует в природе, это месмерическая сила, находящаяся во многих растениях и в мертвых телах животных. Его никак нельзя признать за минеральный, и действует он на одно обоняние, исключая мертвых тел, которые превосходно действуют на хронические опухоли, зобы и иногда уничтожают зубные боли. Из животных бараны имеют свойство месмерования, причем надо заметить, что они вовсе не принимают в себя наши силы, а, напротив того, вытягивают от нас нездоровые соки. В падучих болезнях хорошо спать с ними; были примеры, что год целый в падучей болезни спали с овцой: припадки сначала уменьшились, а к концу года вовсе уничтожились, а овца та издыхала. Следует обратить внимание на следующий совет: не окружать себя и детей своих престарелыми женщинами, а в особенности не спать и не класть детей в одной комнате с ними: они много уносят здоровья. Попробуйте класть в одной комнате с четырьмя старухами не более хотя месяца полную здоровую молодую девицу, как наши провинциалки: вы увидите на опыте, что те заметно будут здоровее, а она так переменится, что вы ее не узнаете, если во все это время вы ее не видали; причем надо заметить, что мужчина от женщины менее принимает влаги, чем она от него, если он не очень ее старее или одних лет, или моложе. Заматеревшая девица чрезвычайно истощает всякую молодую девушку, а в особенности молодую женщину, замужнюю или вдову. Это в особенности заметно при месмеровании; после сеанса, данного такой девице, чувствуешь себя вытянутым более, чем после мужчины здорового и сильного. Это тайна природы! Природные ясновидцы и сомнамбулы - не лунатики, а лунатики - не природные ясновидцы и сомнамбулы. Природные ясновидцы и сомнамбулы суть те, которые сами собой впадают в такое состояние, без всякого содействия и влияния планет, и не именно ночью большею частью они (ясновидцы и сомнамбулы природные) от природы с детства получают склонность к оному состоянию; редко возмужалые сами собой подвергаются этому. Природные ясновидцы и сомнамбулы имеют всегда свои кризисы, которых лунатики не имеют. От названия по имени лунатика он пугается, вздрагивает, иногда падает и подвергается страданиям; на ясновидца или сомнамбула природного оно не имеет никакого влияния, кроме того, что этот часто на него откликается. Я еще не согласен, чтоб лунатизм был животный месмеризм; первая, самая важная, замечательнейшая разница в свойствах оных та, что человек в месмерическом состоянии с самого начала теряет злость и, час от часу приходя в высшее состояние оного, покидает свои пороки.

(В Обуховской городской больнице 1848-1849 сифилитические в ясновидении не могли сносить приближения подобных неспящих, называя их зверями. Автор.)

Он во все время пребывания в сем состоянии не сроден иметь чувства порочные и мстительные; его даже подвергает и то страданиям, если магнетизер его имеет в голове своей дурные и злые намерения. Но в лунатизме замечена неоднократно мстительность, стало быть, и злость. Сколько раз лунатики, вспоминая ссоры с друзьями своими, входили ночью к ним в комнаты с ножом в руках с намерением умертвить их: неудачи в этом еще доказывают и то, что лунатики не имеют ясновидения, а ходят по памяти; ясновидец узнал бы, где кто сидит, где кто лежит, и от него бы не отстранился, если бы он имел, подобно лунатикам, поганые чувства.

В месмерическом состоянии существует чистота и доброта, а в лунатизме - злость; по -этому ясно видно, что лунатизм есть отрицательное состояние, относительно к состоянию животного месмеризма, которое есть положительное состояние, ибо злость есть отрицательная сила добра; а если лунатизм есть отрицательное состояние относительно к состоянию животного месмеризма, то лунатизм с животным месмеризмом не может быть одним состоянием. Хотя не всегда в лунатизме замечена злость, но явление в оной в нем доказывает ясно, что лунатик имеет свойство, способное к производству зла, которое для состояния животного месмеризма - сущий непреодолимый враг.

Доказательством однородства не может быть признано то, что лунатики и природные сомнамбулы и ясновидцы имеют всегда почти глаза открытые, тогда как из тысячи приводимых магнетизерами едва одна сотая часть имеет их открытыми.

Для месмерования нужно знать гармонию цветов, запахи дерева и также цвета:

а) Цвета, гармонирующие животной магнитной силе, или месмеризму: 1) Голубой чистый. 2) Светло-синий. 3) Желто-лимонный. 4) Красно-желтый. Пунцовый.

b) Цвета, не гармонирующие, но и не отражающие месмеризма: 1) Зеленый, светлый или травяной. 2) Темно-синий. 3) Белый. 4) Малиновый.

c) Цвета, противящиеся месмеризму: 1) Серый. 2) Темно-зеленый. 3) Вохренно-желтый. 4) Черный. Из всех чисто-голубой наиболее гармонирующий, а черный - совершенно отражающий. Залах цветов, гармонирующих животно-магнигаой силе, или месмеризму: 1) Резеды. 2) Левкоя. 3) Нарцисса. 4) Ландыша. 5) Розы. 6) Запах цветов яблоней и подобных фруктовых деревьев. 7) Ноготков. Неотражающие, но и негармонирующие: 1) Базилика. 2)Шапки. 3) И некоторые другие. Совершенно отражающие: 1) Английской крапивы. 2) Всякой герани. 3) Бархатцев. Из всех запах ландышей и резеды наиболее гармонирующий, а герани и английской крапивы - наиболее отражающий. Дерево, гармонирующее животной магнитной силе, или месмеризму: 1) Березовое. 2) Яблоневое. 3) Грушевое. 4) Липовое. 5) Вишневое. 6) Ясеневое. 7) Апельсиновое. 8) Рябиновое. 9) Шелковое дерево и еще некоторые другие. Мало гармонирующие: 1) Кедр. 2) Ель. 3) Сосна. 4) Клен. 5) Красное дерево и некоторые. Не принимающие месмеризма вовсе: 1) Бук. 2) Дуб. 3) Черное дерево. Отравляющие животно-магнитную силу, или месмеризм: 1) Анчар. 2) Осина. 3) Тополь. 4) Акация и некоторые другие. Отражающие: 1) Бук. 2) Черемуха. 3) Ива. 4) Ольха. Свет, гармонирующий животно-магнитную силу, или месмеризм: 1) Лунный. 2) Планетный и звездный. 3) Сумрачный. Вытягивающий или уменьшающий: 1) Солнечный. Отражающий: 1 Искусственный.

В лечебницах «Гармонических Обществ» употреблялось курево, для содействия месмерованию, для способствования скорейшему погружению в сон, следующее: белый ладан, истолченный в самый мелкий порошок, смешанный с самою мелкою крупчатою мукою; все это должно замесить на желтке яйца, розового меду и прованского масла, или другого чистого, без запахов, сделать лепешки и бросать для курева на угли. Для возведения из магнитного сна в высшее состояние. Преврати в пыль: корицу, гвоздику, мускатный орех, мастику, стиракс, росный ладан, из всех сделай курительные порошки для помянутого употребления. Но мы заметим, что запах ароматных растений, который больной может снести, если в нем соблюдена гармония, лучше всего способствует оному. Порядок гармонии запаха: цвет померанцевый, розмариновый, резеды, базилика, жасмина, розы. Курево из мелко истолченного сабура, смешанного с растопленным спермацетом, по уверению Кирхера, есть истинное курево для тех, на кого месмеризм худо действовал. Биккер за час до месмерования давал пить чай из ромашки и бузинного цвета с некоторой примесью корицы. Он же советует магнетизерам натирать руки для скорейшего и успешного действия, за час до месмерования, спиртом оленьего рога, смешанного с экстрактом Валерианы. Я того и другого не пробовал. Другой советовал натирать Rp: tine, chamonill. tine. Ruta, tine, artemisia, tins. Apotomis, tine. Pullegium. (Долгорукий «Орган, животного месмеризма»). Для магнетизирования лиц слабого сложения намочить (вышеуказанным) спиртным настоем ромашки, руты, чернобыльника и полея руки и держать за правую руку пациента или натереть подошвы ног - для облегчения головной боли. Если настоем мускуса, степной руты и сморчков намочить руки и магнетизировать козла, то получится весьма удивительное явлекие; то же произойдет с кошкой, если магнетизировать ее настоем кошачьей травы. Птиц магнетизируют винным спиртом, вследствие чего они падают пьяные; то же можно проделать над петухом, также над травами, цветами, костями животных, мелко наструганными. Если разварить селитру в дождевой воде или росе и намочить ею руки, магнетизировать какое-либо растение, то можно его долго не поливать. Если магнетизировать почки деревьев руками, натертыми настойкой из растений, обладающих расширительной силой, то они тотчас распустятся,

(Эккартегаузен «Ключ к таинст, натуры, г.П).

Теория Месмера

Месмер и его теория. Отечество Месмера, вновь открывшего животный магнетизм, по нему прозываемый «месмеризмом», есть маленький городок Мерсбург, а не Вена, не Вейлер, не Штейн; он родился в 1734 году. Впоследствии стал студентом в Венской Врачебной Академии, где тогда были в числе профессоров von Swieten и Hain; в 1766 году, на 23-м году, удостоился получить диплом на степень доктора медицины, несмотря на то что диссертация его была осмеяна, потому что написана была: о влиянии планет на людей и о таинствах древних волхвов, и вот именно ее содержание: «По известному правилу общего притяжения, общей притягательной силы, доказано наблюдениями, открывшими нам, что планеты имеют влияние одна на другую, совершая путь свой, и что Луна и Солнце влиянием своим на нашу планету производят прилив и отлив в море, равно как действуют и на всю атмосферу, а потому утверждаю, держась многих древних писателей, что они действуют на все составные части одушевленных тел, а в особенности на нервную систему, посредством всюду плавающей и проникающей, непризнанной еще, но существующей, жидкости: жизненного начала, действия которой я определяю посредством прилива и отлива, или напряжения и ослабления: по свойству материи и тел органических, каковы суть тяжесть, связь, упругость, раздражительность и электричество; переменчивые действия относительно к тяжести производят в море ощутительный феномен, называемый нами приливом и отливом, который не что иное, как напряжение и ослабление. Подобному свойству подвержены действия того же самого начала: тела животных, в которых тоже производятся подобные феномены, как и в море, только в другом виде; поэтому все животные, подчиненные тому же действию, ощущают также род прилива и отлива, и чем более мы приобретаем сведений в механизме и расположении животного тела, тем более должны сознаться в недостаточности наших познаний касательно Медицины.

Мы уже ныне удостоверились в свойствах и действиях нервов, и это познание не подлежит ни малейшему сомнению. Нам известно, что нервы суть главные деятели ощущений и движений; но мы не умеем восстановить их в надлежащем порядке, когда они расстроятся, и в этом должны укорять себя... Природа наделила каждого человека всем, нужным для его существования. Рождение совершается без систем и всякого искусственного содействия... Иголка, без магнита приведенная в движение, может только случайно принять надлежащее направление. Напротив же, намагниченная, после некоторых колебаний, соразмерных данному ей направлению и полученной силы, опять примет первобытное свое положение и остановится на нем. Так же и гармония органических тел, если она расстроена, должна испытать неудобства первого моего предположения, пока не дадут ей определенного направления посредством общего деятеля, которого существование должно признать по справедливости. Он один может опять привести эту гармонию в естественное состояние или близко оного. Вот почему мы часто видим болезни, которые усиливаются и исцеляются с помощью Медицины и без нее, по различным системам и самым противоположным методам.

Это обстоятельство не дозволяет сомневаться в существовании всеобщего деятеля в природе, который независимо от нас совершает то, что мы не определительно приписываем искусству и натуре; подчинив это опыту и вернейшим наблюдениям над болезнями всякого рода, всегда найдем эти правила оправданными. Желания проникнуть причину наблюдениями и опытами довели постепенно до распознавания этих действий натуры; и нельзя сомневаться в возможности усовершенствовать это, если только удается открыть между телами нашими существование взаимного действия, подобного телам небесным, посредством которого можно искусственно подражать периодическим изменениям: прилива и отлива, о которых было говорено».

(Долгорукий «Органон живот, месмеризма»).

На предыдущих страницах мы неоднократно употребляли слова магнетизм, полярность, флюидический ток и другие, объяснению которых до настоящего времени не отводилось места. Слово магнетизм в широком смысле есть общее понятие о действиях, наблюдающихся под внешним видом притяжений и отталкиваний. Хотя магнетизм и биоэнергия в своей основе имеет одну и ту же природу и, более того, означают одно и то же явление, тем не менее в этой лекции мы используем преимущественно слово магнетизм, подчеркивая тем самым внешнюю форму его проявления. В следующих лекциях, чтобы подчеркнуть внутреннюю форму этого явления мы пользуемся словом биоэнергия. Пусть это не вводит читателя в заблуждение.

Из нижеследующего будет видно, почему это так.

Основные действия, которые характеризуют магнетизм, были известны еще в глубокой древности.

Атомистическая теория, державшаяся на горизонте науки уже более трех тысяч лет, допускает необходимость существования некоторой среды, в которой протекают процессы мирового творчества. Эта среда есть переходная ступень из мира весомой материи в невесомое. Она вмещает в себя свойства всего материального космоса и носит название мирового эфира. Все изученные процессы мировой механики сводятся в конечном итоге к известному закону кругового движения в эфире.

Универсальность приложения этого закона издревле вошла в эзотерическое учение, и современная позитивная наука шаг за шагом приближается к признанию его. Иногда он кажется нам парадоксальным, но это зависит лишь от того, что мы в большинстве случаев рассматриваем не все явление целиком, а лишь половину его, а другая, благодаря несовершенству наших ощущений, ускользает от нас.

Возьмите для примера минеральный магнит и кусок железа. В нем осуществляется полностью закон кругового движения. Но благодаря тому, что замыкание тока происходит в среде, изменение которой для нас неочевидно, мы наблюдаем лишь одну половину процесса в феномене притяжения и отталкивания. Чтобы обнаружить явление полностью, приходится прибегнуть к вспомогательному средству: насыпать в сфере действия магнита железные опилки и судить обо всем явлении по их расположению, соответствующему направлению силовых линий магнита.

Пункты, из которых исходит отталкивание и притяжение, называются полюсами, но это не есть какие-либо противоположные, в абсолютном смысле, пункты - то лишь места соприкосновения внутреннего и наружного процесса кругообращения.

Отсюда нетрудно понять смысл полярности. Все противоположности с этой точки зрения приобретают совершенно другой смысл и становятся относительными.

На земном шаре и вообще в космосе можно найти бесчисленное применение вышеприведенного примера. Но мы ограничимся лишь фактами, имеющими непосредственное отношение к нашей статье.

Движение всей существующей в космосе материи связывает ее неразрывными нитями и всякое изменение в направлении движения влечет за собой изменение в группировке вещей.

Солнечная система связана с звездным миром: Земля - с Солнцем и планетами, и все, что есть на земном шаре, связано с ним и через него со всем космосом. Невидимая связь проявляется во всем под видом магнетических процессов.

Магнетизм первичной материи образуется из сложений интроатомной энергии и движения частиц в пространстве. Минеральный магнетизм, в общеупотребительном смысле, есть только интенсивное проявление интроатомной энергии и результат особой группировки атомов. Он тесно связан с земным магнетизмом, а этот последний обязан своим происхождением всей массе Земли и ее связи с Солнцем. В животном и растительном мире на земном шаре можно наблюдать такую же связь с магнетизмом Земли, какая имеется у магнитной стрелки с направлениями севера и юга, но выраженную не так ярко.

Магнетизм, наблюдаемый у растений, животных, человека, аналогичен земному и минеральному, но не тождественен. Минеральный магнетизм обнаруживается непосредственно через действие на железо и некоторые другие металлы. Земной магнетизм проявляет себя через колебания магнитной стрелки и через то сияние, которое наблюдается у северного и южного полюсов - свойство, наблюдаемое и у минеральных магнитов, а также, как мы увидим впоследствии, у растений, животных и человека.
С животным магнетизмом дело обстоит несколько сложнее. Хотя магнитная стрелка и некоторые приборы и обнаруживают его, главным методом его исследования являются не приборы, а так называемые сенситивы, поставленные в такие условия , что они сами становятся чувствительными приборами и дают показания. Разберем строение минерального или искусственного магнита и проведем параллель его с животным.

Если взять магнитную полосу или подковообразный магнит, то, как мы уже говорили, заключенная внутри его интроатомная энергия группирует атомы так, что они все время стремятся циркулировать по одному направлению и этим вызывают магнитный ток, который, исходя наружу из полюсов, образует силовые линии.

Исходя из положительного полюса, они стремятся к отрицательному и, попадая на него, продолжают свое движение внутри магнита.

На карте Европы есть «тройная точка» - Боденское озеро, где сходятся границы трёх государств: Австрии, Германии и Швейцарии. Отсюда струится великая река Рейн (нем . Rhein, греч . rheos - течение, поток). И здесь в семье егеря, служившего в баварских владениях епископа, родился Франц Антон Месмер - человек, которому предстояло соединить воедино три области науки, казавшиеся тогда совершенно разрозненными: физику, физиологию и психологию.

Франц Антон Месмер (Franz Anton Mesmer, 1734-1815)

Чем юноша только не интересовался! К тридцати годам стал доктором философии и права, а позже, в 1766 году, - доктором медицины. Благодаря многочисленным исцелениям магнитами и «намагниченными» («заряженными») предметами, накладываемыми на больных, Месмер приобрёл европейскую славу. Больные толпами стекались к чудо-доктору, методы которого позволяли лечить безболезненно сразу несколько людей, а бедняков и бесплатно. Многим для излечения было достаточно попить «намагниченной» доктором воды или опустить в неё ноги, другим - при тихой музыке посидеть какое-то время в саду под «намагниченным» доктором деревом. Антон Месмер демонстрировал свои лечебные методики крупнейшим медикам Европы, на их глазах выполнял опыты по выявлению свойств космической «магнитной силы». Эту силу, названную им «животным магнетизмом», Месмер использовал вслед за многими своими предшественниками, среди которых были выдающиеся врачи: Парацельс (1493-1541), ван Гельмонт (1577-1644) и другие.

Широко образованный, хороший музыкант, умный и статный мужчина и, конечно же, успешный врач, Месмер выгодно женился и жил в Вене на широкую ногу. Видные политики, учёные, музыканты пользовались гостеприимством его дома, окружённого роскошным парком, раскинувшимся на берегу голубого Дуная. Здесь исполняли свои произведения великие Гайдн и Глюк, отец и сын Моцарты. Иногда и сам хлебосольный хозяин играл своим гостям на фортепиано, клавесине, виолончели или на редкостной тогда (да и теперь) стеклянной гармонике. Завораживающие звуки гармоники побудили юного Моцарта освоить этот инструмент и сочинить для него квинтет, а Месмер использовал «гармоническую» музыку на своих «магнетических» сеансах. В 1766 году его диссертацию «О влиянии планет на людей и о таинствах древних волхвов» все приветствовали, и никто не усматривал в ней ни лженауки, ни возрождения колдовства. Сам лейб-медик императрицы Марии Терезии профессор Венского университета Герхард ван Свитен вручил Месмеру диплом доктора медицины. Со своим сыном Готфридом, директором королевской библиотеки и президентом комиссии народного просвещения, лейб-медик стал частым гостем музыкальных вечеров Месмера. Но эта врачебно-музыкальная идиллия закончилась, как только венские врачи и аптекари, сплочённые в борьбе за здоровье (и деньги!) клиентуры, усмотрели в распространении месмеризма угрозу своему существованию. Щедро оплаченные аптекарями научные авторитеты объявили «животный магнетизм» шарлатанством, и «магнетизёр» был вынужден покинуть Вену.

Увы, месмеризм как таковой был тогда (как и сейчас) непонятен учёным, а его лечебные эффекты были не только неожиданными, но и непостоянными. В силу этого в некоторых странах, например, в США, магнитотерапия (греч . - магнитное лечение) до конца ХХ века отвергалась. Перелом во взглядах начался здесь после работ молодого доктора Эндрю Бассета (Andrew Basset) из Колумбийского университета в Нью-Йорке. Бассет получил изумительные результаты при обработке переменным магнитным полем повреждённых конечностей людей: в 70% случаев удавалось избежать их ампутации ! Во многих странах (и у нас, в России) выпускают и применяют массу магнитотерапевтических приборов. В Японии популярны магнитные подушки и матрасы, нормализующие состояние людей во время их отдыха.

Наука разобралась с природой месмеризма? Нет, люди понимают, что учёные не всегда и не всё могли объяснить. И если «понятное» не помогает, прибегают к непонятному: со временем наука во всём разберётся. А тот факт, что лечебное воздействие магнетизма не только замалчивалось, но и оклеветывалось, прямо указывало на слабость «научных» аргументов противников Месмера.

На волне успеха Месмер и его последователи открывали магнетические клиники в Австрии, Швейцарии, Германии, Франции, Англии и даже в далёкой Америке (Месмер хорошо знал семью героя Американской революции маркиза Лафайета и американского посла в Париже Бенджамина Франклина). Исцеляя простыми, даже «дурацкими» методами тех, кто казался врачам безнадёжными, Месмер, как казалось его оппонентам, «издевался» над наукой. Поэтому раньше или позже - но так случалось повсюду! - местные врачи и аптекари добивались подключения светил тогдашней науки для дискредитации «шарлатанских» методов Месмера. И изгоняли чудотворца.

После Великой французской революции, в 1793 году, потеряв всё своё состояние, Месмер бежал из Парижа. Он вернулся в свой венский дом, из которого некогда отправился «покорять» Европу. Но скоро был изгнан и оттуда. Теперь же в Вене его обвинили в сочувствии к французским революционерам.

Многократно униженный, но по-прежнему уверенный в целебных возможностях открытой им «магнетической силы» (уверенность знаменитого врача относили к развившейся у него мании величия), постаревший Месмер продолжал лечить людей. Теперь - в захолустном швейцарском посёлке у южного берега Боденского озера, на северной, баварской, стороне которого он некогда родился. Здесь Месмер и умер - в бедности и забвении (см. эпиграф со словами, заимствованными автором из текста на могиле Парацельса).

Берлинская академия незадолго до кончины Месмера предложила ему выступить на своём заседании, но гордый старик отказался.

Месмер умер - родился месмеризм

Пророки смертны, но «силы», которым они служат, продолжают действовать в мире. «Магнетизм, - провидчески писал ван Гельмонт ещё за сто лет до рождения Месмера, - есть неизвестное свойство небесной природы, очень напоминающее звёзды, которому совсем не препятствуют ограничения пространства или времени... Каждая тварь обладает своею собственною небесною силою и тесно связана с небесами. Эта магическая сила человека, которая может действовать вне его, лежит, так сказать, скрытая во внутреннем человеке. Эта магическая мудрость и сила, таким образом, спит, но может быть приведена в действие простым внушением, и тогда она оживёт и тем более оживёт, чем более в нём подавлен внешний человек плоти и тьмы... А это, я говорю, осуществляется каббалистическим искусством; оно возвращает человеческой душе магическую, хотя и природную силу, которая была ею утеряна, как сон».

Нет, не без оснований некоторые противники Месмера обвиняли его в плагиате, чуть ли не в переписывании трудов его знаменитых предшественников.

Собственная же «имитационная теория» Месмера (лат . imitatio - подражание; в данном случае - подражание природе) была попыткой «материалистически» - через эфирные потоки - объяснить лечебное действие магнитов. Роль сознания человека в форме магии внушения Месмер, несомненно, хорошо знал, поскольку был лично знаком с великими магами Сен-Жерменом и Калиостро. Сегодня заинтересованные учёные называли бы их медиумами и спиритами, а тогда - только фокусниками и мошенниками. Месмера интересовали физика и физиология магнетизма: как практикующий врач он пророчески видел их глубокое внутреннее единство. Психологию человека Месмер активно использовал на своих врачебных сеансах (тихая музыка, затемнённое помещение и прочая «магическая» атрибутика), но психика его занимала, только если она была больной: нервные болезни, психические расстройства, пожалуй, быстрее всего нормализовались при лечении магнитами. От магии магнетизма Месмер явно уклонялся. Ещё в 1784 году горячий поклонник месмеризма маркиз де Пюисегюр сообщил Месмеру о своём открытии провоцированного сомнамбулизма (лат . somnus - сон и ambulo - хожу, иначе - лунатизма) и возможности входить в словесный контакт с «намагниченным» субъектом. А в 1808-м, за семь лет до смерти Месмера, доктор Иоган Генрих Юнг-Штилинг (Jung-Stilling, 1740-1817) сделал другое поразительное открытие: «животный магнетизм» позволяет «намагниченному» человеку «выходить в астрал» (греч . - звёздный) и приобретать внетелесный опыт (ООВЕ - Out-Of-the-Body Experience). Уклоняясь от психической природы магнетизма, Месмер не желал её даже определить. В 1843 году за него это сделал английский хирург и психиатр Джеймс Брэд (James Braid, 1795-1860). И тут же поплатился: его фамилию недоброжелатели превратили в термин «бред».

Возможно, «депсихологизацию» магнетизма Месмер осуществлял в пылу борьбы за «материализацию» своего метода. Ведь крупнейшие учёные, входившие в состав французской академической комиссии, исследовавшей месмеризм по указанию короля Людовика XVI, именно на этом его «психизме» и настаивали: «Всё определяется самим человеком, магнетизирующим пациентов. Если к каждому следующему появлению магнетизёра они лежали полностью истощёнными, то взгляд или голос магнетизёра вскоре выводят их из этого состояния. Здесь, несомненно, действует некая сила, управляющая действиями человека и подчиняющая их себе. Это - сила самого магнетизёра». Среди членов комиссии, «угробившей» надежду Месмера стать нормальным учёным-академиком, были химик Лавуазье (ниспровергатель теории флогистона), астроном Байи (будущий мэр Парижа), физик и политик, главный автор Декларации независимости США Франклин (друг Месмера, в то время американский посол в Европе), а ботаник Жюсье поддержал претензии Месмера на физическое толкование магнетизма и отказался подписать решение комиссии. Среди четырёх врачей, членов комиссии, был известный доктор Гильотен - изобретатель названного его именем приспособления для казни. Как говорится, «по иронии судьбы», а не по непознанным законам природы, нескольким членам этой комиссии (Лавуазье, Байи и самому Гильотену, как и её организаторам - Людовику XVI и королеве Марии-Антуанетте, большой поклоннице Месмера) пришлось во время революции 1793 года лишиться голов на гильотине доктора Гильотена.

Так что развивать открывающееся психологическое направление месмеризма долгое время во Франции было некому. А вот в России психофизика прижилась: победитель Наполеона русский император Александр I встретился с Юнгом-Штилингом и поспособствовал переносу его мистических идей в Россию. И хотя наши энциклопедии об этом умалчивают, дивный русский романтический мистицизм XIX-XX веков - от Пушкина и Гоголя через Блаватскую и Рерихов до «Мастера и Маргариты» Булгакова - связан с месмеризмом через книги некогда популярного в России Юнга-Штилинга.

Сторонники Юнга-Штилинга - пиетисты (лат . pietas - уважение) - утверждают: за пределами чувственного мира наш разум не знает ничего. Соглашаясь с пиетистами, мы полагаем, что верно и обратное: вне Мысли и Разума нет ничего. Бог и материя - это продукты нашего разума . Следовательно, материализм и идеализм так же нераздельны, как и неслиянны. Этот философский синтез противоположностей прямо отображает природу магнетизма Месмера, явно видимого на примере взаимопорождения двух противоположных полюсов любого магнита.

Пиетисты - сторонники прямого общения с Богом. Они утверждают: Бог есть совершенный человек, открытый каждому. Идеи христианского пиетизма в Европе веками несли «люди свободного духа», которых называли по-разному: в первые века христианства это гностики, потом - тамплиеры, богомилы, катары, в XV-XVII веках - богемские (они же моравские, чешские ) братья , а в Германии это протестантская секта гернгутеров , одним из руководителей которой был уже упоминавшийся врач-месмерист Юнг-Штилинг. Кстати, друг и однокашник двух титанов: Гёте и Гердера (1744-1803, немецкий философ, критик, эстетик).

В русском переводе гернгутеры - «господа хорошие», или «добрые люди». Если бы коммуны гернгутеров, возникшие на территории России ещё во времена Елизаветы Петровны, могли свободно развиваться, а идеи пиетизма свободно распространяться, мы с вами, читатель, были бы другими. И, возможно, люди не узнали бы ни ужасов гитлеризма с его холокостом, ни жестокостей сталинизма, ни стёртых с лица земли городов современного Донбасса.

Взыскуемое Месмером воссоединение физики и психики, наметившееся в квантовой механике , и сейчас (через 200 лет после смерти пророка) не завершилось. Оттого до сих пор приходится считать «мистическим совпадением сложившихся обстоятельств» грандиозные (по последствиям) цепочки фактов.

Например, великий химик Лавуазье погиб на гильотине, не допуская не только объективного существования физической основы лечебного магнетизма, но и метеоритов: ему принадлежит знаменитое восклицание «камни не могут падать с неба!» . А Месмер, обращая внимание на магнитные свойства железа, рассматривал магнетизм в качестве представителя космических, всемогущих астральных сил. В связи с этим вспомним исламскую святыню Каабу (араб . куб - храм над железным метеоритом). Вспомним гигантский магнит - Землю, магнитные свойства которой на большой модели из магнетита исследовал английский предшественник Месмера, королевский врач Вильям Гильберт (1544-1603). Вспомним и про «близнеца» Каабы - чёрный метеоритный камень, завещанный поэтом, драматургом и магом Дитрихом Эккартом (1868-1923) «немецкому Циолковскому» - Герману Оберту (1894-1989). Кстати, учителю Вернера фон Брауна, автора знаменитых ракет «ФАУ» и затем лунных успехов американской космонавтики.

Магия магнетизма

Магия вне рамок строгой науки чрезвычайно опасна. Игнорируя магию, современная наука теряет возможность освоения этого мощного психофизического инструмента, уклоняется от своей роли спасителя человечества , , , , .

Любопытно, что термин «месмеризм» принадлежит основателю гомеопатии Самуэлю Христиану Ганеману (1755-1843). Гомеопатия (греч . - подобие болезни) пытается лечить, как и магнетизм, все болезни . Но не магнитами, а исчезающе малыми дозами химических веществ, которые вызывают симптомы болезни. Здесь, как и при лечении магнитами, на первый план выступает психическое воздействие на пациента со стороны невидимого «космического врача». Правда, считается, что больной «лечит себя сам». Скрытое воздействие «космического врача» при гомеопатическом лечении явно и зримо, физиологически же подкрепляется применением лекарств с ничтожнейшим количеством активного вещества. Аналогичное учение о ятротерапии (греч . - поправляю здоровье) и фармацевтической химии создал всё тот же Парацельс, а позже развивали Гельмонт и другие «медицинские алхимики». «Настоящая цель химии (алхимии) заключается не в изготовлении золота, а в приготовлении лекарств», - учил Парацельс.

Так что традиция древней лечебной магии никогда не прерывалась, и месмеризм в XIX веке получил распространение, притом в многообразных формах. Сначала как метод хирургического обезболивания: «намагниченные» больные на операционном столе не чувствовали боли (как тут не вспомнить нашего современника А.М.Кашпировского!). Были сделаны сотни успешных хирургических операций, особенно много в Англии и в тогдашней её колонии - Индии. Как и Месмера, его последователей - хирургов, акушеров и стоматологов - обвиняли в шарлатанстве и постыдных договорах с больными. Когда появились простые и надёжные химические средства обезболивания (эфир, хлороформ), анестезиологи всего мира стали пользоваться ими.

Но месмеризм всё равно не исчез - он переменил название и стал гипнотизмом (греч . - сон, автор термина Джеймс Брэд, 1843 г.). Брэд пытался объяснить природу магнетизма с позиций психоневрологии. В те же годы (середина-конец XIX в.) стала развиваться и гомеопатия - сестра месмеризма. Тогда же получил широкое распространение медиумизм (лат . - середина, позиция между духом и материей; он же - спиритизм, или спиритуализм, лат. spiritus - дух, душа).

Разве не сила мысли всегда двигала и движет вперёд человечество? Не эта ли сила заботится о нас, не она ли сохраняет нам жизнь? А разве наука в некотором роде не дитя магии? На взгляд автора, наука - современное, но очень стесняющееся своих старших предков продолжение магии. К сожалению, как это часто бывает в больших семействах, и магия, и наука, и все мировые религии сегодня, увы, жёстко противостоят друг другу. Погрязли в спорах, ссорах и даже в явных (горячих) и тайных (холодных, пропагандистских) войнах. Конечно же, не сами эти почтеннейшие направления человеческой мысли, а их приверженцы - люди. А вот православный святой Иоанн Кронштадтский (в миру Иван Ильич Сергеев, 1829-1908) не только сам, а и с Божьей помощью, молитвой исцелял простых людей и царствующих особ. Он также официально освящал первые в России гомеопатические клиники, замечательно сохранившиеся доныне и официально действовавшие даже в идеологически суровые сталинские времена.

Магнетизм Месмера в начале ХХ века стал предтечей всесильного «космического магнита» семьи Рерихов - физической основой их Учения, именуемого Агни Йогой или Живой Этикой . И в конце ХХ-начале XXI веков этот «космический магнетизм» продолжает не только существовать, но и успешно развивается. Причём даже в формах традиционной науки (см. например, ниже, а также статьи автора (, , , , , , , , ).

Люди издревле и повсеместно проявляли интерес к «таинственной силе», заключённой в магнитах - камнях, притягивающих железо. Природные магниты - это куски магнитного железняка, или магнетита (31% FeO, 69% Fe 2 O 3). Некоторые этимологи полагают, что в русском языке двойное «нн» может заменяться на «гн» и наоборот. Тогда слово «магнит» читается как «маннит» и может быть однокорневым с глаголами «манить», «заманивать». Это одинаково хорошо передаёт физические свойства и магнита, и магии.

Уже жрецы греческих магнезийских храмов, посвящённых Геркулесу, пользовались магнитами для исцелений и магического применения. Поэтому магнит называли геркулесовым или гераклейским камнем . Некоторые европейские маги выводят своё наименование от санскритского слова магх; его латинизированный вариант магус может происходить от санскритского махаджи - великий или мудрый . Они полагают, что и греческая (ныне турецкая) магнезия, и «магнезианский камень» магнетит, и магнит как таковой могли называться в честь индийских первооткрывателей его чудесных свойств. Европейскую науку с магнитами подробно познакомил Пьер де Марикур в письме «Послание о Магните Пьера де Марикура, по прозванию Перегрина (странник. - Б.Р. ), к рыцарю Сигеру де Фукокуру» (1269 г.). Как бы то ни было, магнетизм имеет давнюю историю и славен своими различными, в том числе лечебными, применениями.

Живое наследие Месмера сегодня - это не только современные магнитотерапия и магнитобиология. Это не только гипноз с психотерапией и психосоматикой (греч . сома - тело). Это и гомеопатия, и так называемая «традиционная», или «народная», европейская и «восточная» медицина. А разве эстрадные «фокусы» Ури Геллера и Лиора Сушарда, свободно сгибающих «силой мысли» стальные ложки и дистанционно останавливающих часы не требуют незамедлительного пересмотра нашего мировоззрения? Что же завещал нам Месмер в мировоззренческом плане?

Живая сила месмеризма

Согласно учению Месмера, все объекты живой и косной природы взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом посредством невидимых магнитных потоков - струй «магнитного флюида» (лат . flue - течь). Уже в 1776 году Месмер пришёл к заключению, что магнитотерапия позитивно воздействует на пациента благодаря не столько разного рода магнитам, перемещающим, как он сначала думал, струи природного магнитного флюида в организме больного, а благодаря «животному магнетизму» - таинственным силам, входящим в организм и исходящим от каждого человека по неким всепронизывающим каналам. Месмер не знал, что такие каналы (санскр . нади) давно известны восточной медицине. Иначе он бы сказал, что направляемые по нади магнетизёром в нервную систему больного таинственные благотворные космические энергии (силы) способны изменять состояние органов, излечивая самые страшные болезни.

Образно говоря, если в первой половине жизни Месмер думал, что людей излечивали его магниты, то во второй половине её он знал, что больных излечивал сам «намагниченный», вошедший в контакт с космосом человек - врач (гипнотизёр).

Воздействие человека на эту силу, а её - на человека (действие равно противодействию) осуществляется и воспринимается нами как наша собственная воля . Космическая сила, как и наша воля, воплощается в слове, позе, движении, чувстве человека. Или в физико-химическом воздействии, производимом с помощью каких-то существ (например, творящей руки хирурга, пиявок при гирудотерапии или пчёл при апитерапии ), а также с помощью «неодушевлённых» веществ и материалов, приборов или оборудования. Воздействующий человек - врач, гипнолог, хирург, целитель, - правильно взаимодействуя с космической силой любым из названных выше способов, обеспечивает здоровье себе и своим пациентам.

Когда исцеление можно рассматривать как результат уже хорошо известных физико-химических воздействий, благая космическая сила остаётся как бы в тени. Раньше, возможно, очень давно, многие «совершенно материальные» физико-химические воздействия рассматривались как величайшие чудеса. Но человек ко всему привыкает: «ежедневное чудо - не чудо». И чудесная космическая благая сила становится «элементом науки», а её некогда поразительный результат - непреложным научным фактом. За незнание таких фактов студентам на экзаменах ставят двойки. И благая космическая сила предстаёт перед нами уже в образе науки. Став научным знанием, она помогает людям познавать самих себя и окружающий мир. Познавать духовное и материальное - так принято говорить, если стоять на двух противоположных полюсах единого по своей сути Знания. Елена Ивановна Рерих приписывала пылающую, огненную силу, разлитую в природе и человеке, Космическому Магниту .

Вслед за греком Парменидом (V в. до н.э.) автор представляет мир, открывающийся нашему разуму, в виде гигантского ажурного шара, охватывающего всю Вселенную и всё внутри себя заключающего. Следует ли считать этот Шар бесконечным? Вряд ли. Ведь наш мир, точнее - информация о нём (а другого нам не дано), спокойно помещается в наших вполне «конечных» головах. Шар - ноосфера - состоит из тончайших ветвящихся нитей, по которым струятся магнитные потоки (силовые линии Фарадея-Дирака). Магнитный Шар Вселенной - это наш общий гигантский Мозг, Суперкомпьютер или ноосфера - называйте мир так, как вам больше нравится. Овеществлённые магнитные нити ноосферного Суперкомпьютера - флюксы - и их разновидности, «колечки»-флюоны и «палочки»-флюксоны , - а также их комбинации с обычными атомами и друг с другом - нади и реосы (латинские, санскритский и греческий корни этих терминов можно переводить как каналы, струи, потоки ) - это нейроны ноосферы (, , , , , , , , ).

Одним из ярких подтверждений единства материального мира с человеческим сознанием является антропный принцип космологии, утвердившийся в науке ХХ века (греч . αντροπος - человек). В становлении антропного принципа пионерами были советские философ и астроном Григорий Моисеевич Идлис и космолог Абрам Леонидович Зельманов. Завершающие штрихи принадлежат Дж.Уилеру, одному из непререкаемых авторитетов физики ХХ века. Антропный принцип утверждает, что все важнейшие числовые характеристики окружающей нас природы (мира) жёстко привязаны к человеку: если любую из мировых характеристик (физических констант) немного изменить, то существование человека становится невозможным. А раз так, то почему бы не считать человека не только важнейшим, но и исходно «задуманным» компонентом всей природы?

Вопрос происхождения Вселенной - чисто человеческий вопрос. Каждый из нас когда-то появился на свет, и нам хочется знать, когда появился человек как таковой, а когда - Вселенная. Рассуждать о любом предмете мы можем, используя наши человеческие знания, чувства, ощущения. Неспроста у христиан Сын Божий - Иисус Христос - имеет человеческий облик. В соответствии с ещё более древней традицией египетских магов, называемой герменевтикой (основоположником считается египетский бог Тот, он же у греков «Трижды величайший» Гермес Тримегист), антропика предполагает, что Вселенная подобна человеку. Автор видит подобие также в том, что все живые и умные объекты и субъекты Вселенной структурно нитевидны. Как нитевидна (и умна !) грибница-ризома , так структурно нитевиден наш мозг, построенный из нейронов, а нейроны - из нитевидных молекул. Структурно нитевидны усыпанные звёздами спиральные клубки галактик Вселенной.

Профессор биофизики университета Хоккайдо Тошиюки Накагаки (Toshiyuki Nakagaki) выполнил эксперименты, связанные с ростом нитевидных побегов - гифов грибка Physarum polycephalum . Грибок в естественных условиях растёт на листьях и камнях, заполняя своими гифами их поверхность. В опытах Накагаки гифы росли в лабиринтах, аналогичных тем, которые используются для проверки интеллекта мышей. Распространяясь в 30-сантиметровом лабиринте с кусочком мицелия (грибницы) на входе и пищей на выходе, разные гифы росли и продвигались к пище по разным траекториям, постепенно заполняя пространство лабиринта. Когда один из гифов наконец достигал пищи, от него отрезали кусочек и в новом, точно таком же лабиринте, с пищей на выходе и кусочком мицелия на входе, выращивали новый мицелий, гифы которого сразу устремлялись к пище по кратчайшему маршруту. Грибок помнил и учитывал свою предыдущую биографию! От этого примера недалеко и до познания фундаментальной природы живого…

Нейрон (греч . - жила) - нитевидная, с ответвлениями клетка мозга. А флюкс - это нитевидный «цилиндрический атом»: по своей структуре (в сечении) он похож на обычный сферический атом. У флюкса, как и у обычного атома, есть центральное нитевидное ядро, во многих случаях окружённое электронной оболочкой. Ядро флюкса представляет собой аналог катушки электромагнита - соленоида (греч . - трубка) с круговыми токами из u- и d-кварков . Кварки создают внутри соленоида по всей его длине (а она может быть бесконечной!) пучок фарадеевских магнитных линий, представляющих собой квантованный магнитный поток. Такая магнитная нить с переменным по её длине кварковым составом и находящимися на радиальной периферии нити электронами может иметь сложную пространственную конфигурацию. Взаимодействие нитей друг с другом и с атомно-молекулярным веществом, содержащимся в «вате» флюксов, приводит к постоянному и вечному (нет трения!) локальному движению нитей. В их вечном движении относительно друг друга и в их самоорганизации, возникающей из-за резонансов , состоит физическое начало ноосферного ума и жизни. Незатухающее движение выражается в постоянном изменении упорядоченных состояний невидимой вселенской «ваты» из флюксов. Это её, «присыпанную» атомами, биологи (специалисты по грибам - микологи, греч . mikos - гриб) называют ризомой.

Эту же флюксовую «вату», «присыпанную» звёздами, астрономы именуют галактиками, галактическими скоплениями, Вселенной (её общая структура для нас имеет сетчатый вид. - Ред. ). А физики - специалисты по космосу (космологи) - «ватную» основу Вселенной называют тёмной материей. Можно думать, что нашу жизнь определяют изгиб магнитных нитей, протекание по ним токов и изменение кваркового состава элементов объёмной конструкции космической ризомы! А как быть с энергией ризомы?

В отличие от обычной электронной оболочки сферического атома, оболочка флюкса является плотной отрицательно заряженной бозе-жидкостью. Если обычное положительно заряженное атомное ядро попадает на флюкс, оно обволакивается электронной отрицательно заряженной жидкостью, компенсирующей его положительный заряд. Между такими «приклеившимися» к флюксу ядрами уже не действуют кулоновские силы отталкивания (специалисты говорят: кулоновский барьер отсутствует), и ядра могут легко слиться друг с другом в реакции ядерного синтеза . Флюксы - замечательные катализаторы так называемых «холодных» (с низким барьером) ядерных реакций. А текущая по флюксам тёмная энергия передаётся без потерь на большие расстояния благодаря явлениям сверхпроводимости и сверхтекучести, характерным для бозе-жидкостей .

Функционирование организмов требует гораздо бόльших объёмов памяти и гораздо более высокого быстродействия, чем предполагалось ранее, и от атомно-молекулярных механизмов необходим переход к ядерным процессам и структурам. От наноуровня (это характерные размеры молекул) нужно спуститься почти в миллион раз глубже - на фемтоуровень , к характерным размерам атомных ядер (10 -15 м). Переменный по длине флюкса кварковый состав обеспечивает функционирование памяти магнитной нити в качестве «нейрона ноосферы» с гигантской плотностью записи информации 10 14 бит/м . Таким образом, механика жизни - это механика динамичных фемтосистем, из которых построен окружающий нас мир, да и мы сами. Материальный мир можно уподобить слаженному квантовому механизму из самодвижущейся «ватной» флюксовой ризомы.

Кто же создатель этого замечательного механизма, охватывающего Вселенную, мельчайшие детали которого имеют ядерные фемто-размеры? Кто управляет этим гигантской сложности механизмом? Кто его совершенствует? Традиционный в религии ответ - это Бог. Традиционный ответ атеиста (именуемый «научным») - это материя. С позиций антропики, в этом участвуем и мы с вами, читатель. Все три ответа сходятся воедино при пиетете - уважении всякого обоснованного мнения, сколь бы фантастическим оно ни казалось.

Космический магнит Месмера

В 1775 году, на пике признания действенности животного магнетизма, Месмер был избран действительным членом Баварской академии наук. Идя навстречу пожеланиям коллег-академиков, Месмер в 27 тезисах раскрыл суть своих представлений о мире. Эти тезисы ниже выделены жирным шрифтом, за некоторыми из них следует краткий заключительный комментарий автора («звёздочки»):

1. Между небесными телами, Землёй и одушевлёнными телами существует взаимодействие.

*Все тела Вселенной пронизаны флюксами, которые осуществляют всеобщую взаимосвязь (, , , , , , , , ).

2. Повсеместно распространён флюид, так что пустоты́ не существует; этот флюид отличается ни с чем не сравнимой проницаемостью и по природе своей обладает способностью воспринимать, распространять и объединять все проявления движения, чем и достигается его влияние.

*Флюксы - суть нейроны Супермозга, кроме Мыслей которого, воспринимаемых нами как «наши мысли», в мире ничего нет.

3. Это взаимодействие подчинено механическим законам, неизвестным и поныне.

*«Механические законы» Месмера - это законы, устанавливаемые современной теоретической физикой , которая разгадывает тайны программирования Супермозгом самого себя. Автор предлагает называть такой способ познания гиперфизикой , , .

4. Результатом его являются сменяющиеся эффекты, которые могут быть сравнимы с морскими приливами и отливами.

*Различного типа возбуждения флюксов (, , , , , , , , ) в тех или иных областях вселенской ризомы определяют конкретное состояние Супермозга и его Мысли. Месмер подчёркивает волновой характер и ритмичность жизненных процессов , .

5. Эти отливы могут быть более или менее общими, более или менее частными, более или менее составными, смотря по природе причин, их определяющих.

6. Таким именно процессом, наиболее универсальным из всего, что может представить нам природа, и выражается взаимодействие между небесными телами, Землёю и её составными частями.

*Ноосферное мышление - самый универсальный природный процесс.

7. От этого процесса зависят свойства материи и организованных тел.

8. Животные тела испытывают на себе альтернативные эффекты этого действия, которое проникает в субстанцию их нервов и непосредственно возбуждает их.

9. Это действие вызывает, особенно у человека, свойства, аналогичные свойствам магнита: наблюдаются те же разнородные и противоположные полюсы, которые могут сообщаться, изменяться, разрушаться или усиливаться, наблюдаются даже явления отклонения.

10. Способность животного тела воспринимать влияние небесных тел и вступать во взаимодействие с окружающим аналогична магниту, почему и названа мною «животным магнетизмом».

11. Действие и свойство «животного магнетизма», таким образом охарактеризованные, могут сообщаться другим одушевлённым и неодушевлённым телам, поскольку те и другие способны к такому восприятию.

12. Это действие и это свойство могут усиливаться и изменяться самими телами.

13. Практические наблюдения свидетельствуют о существовании особой тонкой материи, которая пронизывает тела, не обнаруживая при этом заметного ослабления своей деятельности.

14. Влияние этой материи проявляется на большом расстоянии без содействия посредствующей среды.

*Посредствующая среда всегда есть, но в данном случае она невидима и неощутима, поскольку это сами флюксы. (О дальнодействии см., например, , , .)

*Если «магнетическая сила» передаётся через колебания флюксов, переходящих в колебания флюонов, то флюоны могут передаваться от одного тела любому другому телу , .

18. Я утверждаю, что одушевлённые тела не одинаково способны воспринимать её; возможно, хотя и очень редко, появление способности до того противоположной, что одного её присутствия совершенно достаточно, чтобы разрушить всё влияние «животного магнетизма» на другие тела.

*Возможна блокировка любого ноосферного воздействия любым человеком в силу антропного принципа мироустройства. Так, наша способность вольно или невольно заблокировать волю врача, медиума, мага препятствует научному признанию возможности чудес.

19. Эта противоположная способность также пронизывает все тела и может, в свою очередь, сообщаться, умножаться, скопляться, концентрироваться, переноситься, отражаться зеркалом, усиливаться звуком, что указывает не только на отрицательную, но и на положительную сторону противоположной силы.

*Механизм передачи по флюксам сигналов, как стимулирующих, так и блокирующих физические явления, одинаков.

20. Магнит, естественный или искусственный, также, подобно другим телам, чувствителен к «животному магнетизму» и противоположной ему силе, хотя ни в том, ни в другом случае его действие на огонь и мглу не испытывает никаких изменений, что показывает, что начало «животного магнетизма» существенно отличается от начала минерального магнетизма.

*Минеральный магнетизм Месмера тоже связан с флюксами, но связь Мысли и материи сокрыта в бессознательном нашей психики [2 ], ), детали связи устанавливает гиперфизика .

22. Она даст возможность понять, что магнит и искусственное электричество в отношении болезней отличаются свойствами, общими тысячам других агентов, известных в природе, и что если этот магнит и это электричество обнаруживают некоторые полезные действия на больных, то они этим обязаны «животному магнетизму».

*Флюксы и флюоны насыщаются целебной информацией «ноосферного человека» , . Таковы и больной, и его врач. В большей степени «ноосферны» целители, знахари, шаманы, маги, святые.

23. С помощью практических правил, мною установленных, фактически будет доказано, что принцип «животного магнетизма» может излечивать непосредственно нервные болезни и опосредованно другие.

*Действительно, флюкс-сигналы воздействуют на мозг больного, а мозг - на остальные части тела.

24. С его помощью медицина получит ясное представление относительно употребления лекарств, усовершенствует их действие, даст возможность вызывать и управлять благотворным кризисом и тем окажет услугу врачу.

*Это предвидение Месмера, основанное на работах Парацельса, масштабно осуществил Христиан Ганеман, создав гомеопатию.

25. Изложив свой метод, я постараюсь доказать с помощью новой теории вещества полезность универсального принципа, который я противополагаю современной медицине.

26. С этим знанием для медицины выяснится как начало, природа, так и развитие болезней, даже наиболее сложных; оно воспрепятствует их усилению, и излечение будет достигнуто без риска для больного подвергаться тяжёлым и нередко прискорбным по своим последствиям случайностям, каковы бы ни были его возраст, темперамент и пол, даже для женщин в состоянии беременности и родов.

27. Эта доктрина наконец даст возможность судить о степени состояния здоровья каждого индивида и о наличии уже существующих, но ещё не проявившихся болезней. Исскуство лечения достигнет, таким образом, своего наивысшего совершенства.

Разослав свои 27 тезисов во все учёные сообщества Европы, Месмер получил единственный отклик: Берлинская академия наук назвала его мечтателем, а его лечебный метод - ошибочным.