Активность как показатель профессионализма учителя. Основные критерии профессионализма педагога дополнительного образования

Под педагогическим профессионализмом необходимо понимать совершенное владение педагогом психолого-педагогическими знаниями и навыками, которые должны сочетаться с хорошим знанием содержания предмета, знанием и умением применять педагогические технологии, с нравственно-эстетическим отношением педагога к жизни, его способностью понимать педагогические цели, осуществлять их практическое достижение. Совокупность всех этих компонентов обеспечивает высокую эффективность и качество образования и воспитания учащихся.

Педагог-профессионал в совершенстве владеет педагогической техникой, техническими приемами, которые применяются в процессе обучения целенаправленно, систематически и последовательно, что способствует приобретению учащимися прочных знаний, умений и навыков.

Без стремления преподавателя к педагогическому профессионализму его знания как в своей сфере, так и в области педагогической и психологической наук становятся невостребованными, теряют свою значимость, так как их невозможно применить в практической деятельности.

Одним из важных критериев педагогического профессионализма является способность преподавателя к целеполаганию и целеосуществлению. Цели необходимы для осуществления осмысленной педагогической деятельности, они связывают все ее компоненты, этапы в гармоническое единое целое. Преподавателю необходим постоянный целевой контроль за своей профессиональной деятельностью, это обеспечивает педагогическую эффективность образовательного процесса.

Педагогический профессионализм невозможен без психолого-педагогической компетентности преподавателя. Для этого ему необходимы знания о законах психологического развития человека; о критериях психологических нагрузок, закономерностях протекания и развития психических и физиологических процессов в различных ситуациях и условиях обучения. Педагогу необходимо также разбираться в правилах и способах повышения эффективности восприятия и деятельности учащихся, причем важно учитывать психологические условия эффективного воздействия на учащихся.

Еще одним показателем педагогического профессионализма является постоянный поиск новых, более эффективных и наиболее приемлемых форм и методов обучения. Процесс обучения, включающий в себя инновационную деятельность педагога, отличается максимальным использованием новейших технических средств обучения, что способствует всестороннему развитию учащихся.

Все перечисленные компоненты педагогического профессионализма должны сочетаться с высоким уровнем общей культуры преподавателя:

Нравственно-этическими качествами;

Культурой общения с окружающими;

Постоянным самосовершенствованием и самообразованием;

Ответственным отношением к своей профессиональной деятельности;

Компетентностью во многих областях знаний;

Тонким художественным вкусом;

Культурой внешнего вида,

Человеческой гуманностью и любовью, уважением к учащимся.

Профессионализм – высокая подготовленность к выполнению задач профессиональной деятельности.

Уровни профессионализма педагога:

Допрофессионализм – осуществление человеком общепедагогической деятельности при отсутствии профессиональных знаний и умений, не овладев нормами и правилами педагогической профессии.

Профессионализм – профессиональное становление человека через последовательное овладение качествами педагога-профессионала, нормами и правилами профессии и приобретение специальности и квалификации.Этапы уровня педагогического профессионализма: адаптация учителя к педагогической профессии >самоактуализация в педагогической профессии > свободное владение педагогической профессией (педагогическое мастерство).

Суперпрофессионализм (высший профессионализм) – этап, характе-ризующий педагогическую деятельность человека в ее расцвете и высоких достижениях; творческое обогащение профессии своим личным вкладом.Этапы уровня суперпрофессионализма: свободное, творческое владение педагогической профессией > владение несколькими педагогическими профессиями >самопроектирования себя как педагога .

Непрофессионализм (псевдопрофессионализм) – уровень, характеризующий отсутствие педагогического профессионализма: внешне активная педагогическая деятельность при наличии личностных деформаций в его профессиональном становлении; выполнение неэффективной педагогической работы в сочетании с кипучей внешней деятельностью; неправомерное сведение всего личностного пространства только к профессиональному и т.д.

Послепрофессионализм как возможность обретения новых граней педагогического профессионализма через оказание помощи молодым учителям. Пути развития послепрофессионализма: «педагог в прошлом» (экс-профессионал), консультант, советчик, наставник молодежи, эксперт.

Динамика перехода от одного уровня педагогического профессионализма к другому как последовательное овладение этапами и ступенями педагогического профессионализма

Существует и другой подход к определению уровней профессионализма: профессиональная готовность > профессиональная компетентность > профессиональное мастерство (Б.С. Гершунский, А.К. Маркова, В.Д. Шадриков, Л.М. Митина и др.).

Понятие профессиональная готовность отождествляют с понятием профессиональная пригодность. На самом деле профессиональная готовность – понятие более широкое, чем профессиональная пригодность.

Профессиональная пригодность – это совокупность психофизиологических качеств, необходимых для будущей профессии.

Профессиональная готовность – это достижение определенного уровня профессионального образования работника, обладающего знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выполнения конкретной работы.

Она определяется как совокупность профессионально обусловленных требований к специалисту. С одной стороны, это психологическая, психофизиологическая и физическая готовность (то есть профпригодность), а с другой – научно-теоретическая и практическая подготовка. Так, студент по своим психофизиологическим качествам может быть пригоден к работе в качестве педагога, но в силу недостаточной теоретической или практической подготовки еще не готов к ней.

Профессиональная компетентность – интегральная характеристика деловых и личностных качеств, отражающую не просто уровень готовности к профессиональной деятельности, а уже ее сформированность, способность эффективно решать профессиональные задачи. Однако следует иметь в виду, природа компетентности такова, что она будучи продуктом обучения, не прямо вытекает из него, а является следствием собственного саморазвития, самообразования и обобщения деятельностного и личностного опыта.

Профессиональное мастерство выступает как высший уровень развития профессионализма, выражается в высоком уровне деятельности в ходе выполнения своих обязанностей и проявляется в точных, безошибочных движениях и действиях специалиста, в творческом использовании и применении им своей подготовленности, прежде всего в сложных ситуациях. В данном случае профессионализм является результатом не только профессионального образования, но и результатом собственного опыта и творческого саморазвития. К.К. Платонов мастерством определяет свойство личности, приобретенное с опытом, как высший уровень профессиональных умений в определенной области, достигнутый на основе гибких навыков и творческого подхода.

Эссе «Профессионализм педагога – это….»

Рябцева Наталья Анатольевна,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №26» г. Зимы

В настоящее время российское образование претерпевает существенные изменения. Но какие бы реформы ни проходили в этой сфере, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе: в школе - на учителе; в вузе - на преподавателе кафедры. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессионализма.

А что же такое профессионализм педагога? У этого слова есть несколько определений:

«Профессионализм - высокая подготовленность к выполнению задач профессиональной деятельности. Дает возможность достигать значительных качественных и количественных результатов труда при меньших затратах физических и умственных сил на основе использования рациональных приемов выполнения рабочих заданий. Профессионализм специалиста проявляется в систематическом повышении квалификации, творческой активности, способности продуктивно удовлетворять возрастающие требования общественного производства и культуры.» (Психологический словарь)

«Профессионализм - хорошее владение своей профессией. В языкознании: слово или выражение, свойственное профессиональной речи и употребляемое в общелитературном языке. (Словарь Ожегова С.И)

«Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений» (Профессиональный стандарт педагога)

Почему важно знать это понятие?

Современные школьники живут в такое время, когда за последние пятнадцать лет сделано столько научных открытий, сколько за всю предшествующую историю науки! Количество изобретений удваивается каждые десять лет. Развиваются экономика, промышленность, компьютерные технологии, растет поток информации, которую должен воспринять учащийся. Но при этом большая часть учителей для современных школьников – это люди другого поколения, другого века. Обучать и воспитывать новое поколение по-старому нельзя. Современный учитель должен не только знать на отлично свой предмет, но и идти в ногу со временем.

А как это сделать?

Ответы на этот вопрос я нахожу в «Профессиональном стандарте педагога», и в «Концептуальных основах Федерального государственного образовательного стандарта», «ФГОС НОО»

Вопрос о профессионализме педагога в современной школе в этих документах рассматривается как совокупность компонентов, без которых педагогическая деятельность лишается потенциала развития. Чтобы учитель стать профессионалом, он должен обладать рядом социальных и профессионально обусловленных качеств:

    быть гражданскоотвественным и активным;

    любить детей, быть готовым отдавать им своё сердце

    являться интеллегентным, духовно развитым, коммуникабельным

    обладать высоким профессионализмом, инновационным стилем научно-педагогического мышления, готовностью к созданию новых ценностей и принятию творческих решений

    чувствовать потребность и готовность к постоянному самообразованию

Для себя я считаю наиболее значимыми и важными следующие качества, которые помогают мне в работе достичь профессионального успеха. Я назову их: «потребность и готовность к постоянному самообразованию», «любить детей, быть готовым отдавать им своё сердце», «обладать высоким профессионализмом, инновационным стилем научно-педагогического мышления, готовностью к созданию новых ценностей и принятию творческих решений».

Почему я считаю эти профессиональные качества наиболее значимыми?

Первое качество, которое я считаю наиболее значимым - это « потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему».

«Обучать – значит вдвойне учиться», утверждал Жозеф Жубер. «Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил» говорится в профессиональном стандарте педагога. Но мы заканчивали профессиональные заведения еще до внедрения ФГОС, так что нам теперь нельзя преподавать? Нет, мы - учителя нового времени -обязательно должны повышать уровень своего профессионализма, и поэтому я постоянно прохожу курсы повышения квалификации, участвую в стажировочных площадках, конкурсах различного уровня. Это дает мне возможность не стоять на месте, а осваивать новые технологии и успешно применять их на практике. Так, например, в 2014 году я прошла курсы по теме «Образовательные технологии», которые успешно применяю на уроках и во внеурочное время.

Второе качество – « высокий профессионализм, инновационный стиль педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений». Самое главное все-таки в профессии учителя - научить школьников самостоятельности в обучении, предотвратить промахи или вовремя их исправить и этому поможет только профессионализм, который по-моему мнению выстраивается только при системной работе.

Если раньше педагог не мог выйти за рамки программного материала, то современный педагог должен владеть формами и методами, выходящими за рамки уроков. /Профессиональный стандарт педагога. Часть 1: Обучение. Пункт 4/

Профессиональный стандарт дает нам, учителям, возможность к поиску нестандартных решений, которые помогают раскрыть наше творчество, без которого не может раскрыться и творчество современного ученика.

Вот поэтому на уроках я использую различные творческие задания, интерактивные методы обучения, приемы технологии развития критического мышления, которые мне позволяют на уроке интересно выстроить процесс обучения, повысить темп работы, увеличить объем самостоятельной и индивидуальной работы с учащимися.

Я активно использую ИКТ-технологии, которые делают мои уроки более яркими, насыщенными, интересными с помощью презентаций, видеороликов, физминуток, различных тренажеров, которые разрабатываю сама или использую опыт своих коллег по профессиональному сообществу «Инфоурок». Ведь ФГОС содержит в качестве требований к условиям образовательного процесса ИКТ-компетентность учителя.

«Мы должны использовать различные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников…» /Профессиональный стандарт педагога: Часть 1: Обучение. Пункт 5/.

Учителю необходимо работать с разными учениками. И с творчески активными, любознательными детьми, которые часто задают вопросы: «Почему? Как? Где?», которые стремятся к новым знаниям, а также с немотивированными к учебе детьми.

Я всегда ищу возможность найти способы «заразить» любовью к творчеству своих учеников, чтобы ребенок научился делать самостоятельные открытия, познавая себя, собственные успехи и достижения, свою творческую индивидуальность и уникальность.

Следующий важный в моей деятельности принцип - любовь к детям, потребность отдать им свое сердце.

Я постоянно ловлю себя на мысли, что всегда называю своих учеников «мои дети». Правда, кто-то может сказать, что невозможно любить чужих детей. Может, и нельзя, а как же назвать те чувства, с которыми ты идешь в класс: желание увидеть своих воспитанников, обнять и успокоить, дать частицу тепла - это ли не любовь? И можно ли их назвать чужими, если мы с детьми проводим порой больше времени, чем их родители. Я люблю их разных: шалуна Вадима, внимательную Настю, непоседу Алешу, трудолюбивую Леру. Не в этом ли суть моей профессии? Ученики, не владеющие чтением, счетом, не умеющие правильно и складно говорить, точно высказаться, общаться, иногда даже не умеющие различать добро и зло, с помощь учителя и его любви постепенно обогащаются знаниями, умениями, приобретают уверенность в себе.

Я считаю, что профессионализм педагога точно сформулировал Симон Львович Соловейчик

: « Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он – скульптор, но его труда никто не видит. Он - врач, но его пациенты редко благодарят за лечение и не всегда хотят лечиться. Где же взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела».

Безусловно, в стандарте педагога описано всё, что так необходимо для педагога, но нельзя исключать индивидуальность каждого из нас, потому что индивидуальность и профессионализм – это два неразделимых качества. Между тем, если профессиональные качества учителя в какой-то мере формируются при подготовке в вузе и в практической деятельности, то становление его творческой индивидуальности протекает стихийно. И я считаю, что каждый из нас, учителей, вправе выбирать свой профессиональный путь.

Педагогический профессионализм характеризуется уровнями. Рассмотрим некоторые точки зрения на выделение уровней педагогического профессионализма.

Е.А. Климов выделяет следующие фазы становления профессионализма: оптант (фаза оптанта, оптации), адепта (фаза адепта), адаптант (фаза адаптации), интервал (фаза интервала), мастер (или фаза мастерства, которая будет продолжаться и далее, а характеристики остальных фаз как бы добавляются к её характеристикам), авторитет (или фаза авторитета), наставник (или фаза наставничества). 2

А.К. Маркова в книге «Психология профессионализма» рассматривает допрофессионализм, профессионализм, суперпрофессионализм, непрофессионализм (псевдопрофессионализм), послепрофессионализм (экспрофессионализм). 3

«Допрофессионализм, - полагает Н.В. Немова, - включает в себя три этапа: первичное ознакомление с профессией; адаптация в профессии; самоактуализация, осознание себя как индивидуальности, развитие способностей к самодиагностике, определение своих возможностей и своего предназначения в профессии». 4

В работе «Психология труда учителя» А. К. Маркова вводит шесть категорий профессионализма (учитель-стажер, учитель, учитель-мастер, учитель-новатор, учитель-исследователь, учитель-профессионал), которые определяются на основании экспертной оценки педагогической компетентности, включающей, по мнению автора, педагогическую деятельность, педагогическое общение, личность учителя, обученность и воспитанность. 5

Бублик Н., Панина Т. и другие в работе «Программа психологической подготовленности учителя» полагают, что в зависимости от степени сформированности профессионала, от преобладающего класса задач его деятельности, от специфики личности, профессиональная готовность (компетентность, подготовленность) может реализовываться на разных уровнях профессионального функционирования . Есть основания выделять шесть таких уровней: Информационный - построен на овладении предметными знаниями; технологический - предполагает овладение операциями, действиями, навыками, умениями. При этом достигается профессиональное мастерство, применительное к типовым, стандартным условиям; проблемный - связывается с осознанием и принятием проблемной ситуации в профессиональной деятельности; творческий - предполагает совершенство в овладении информационным и технологически уровнями; преобразующий - предполагает практическую реализацию новых идей, требует творческой антиципации; концептуальный - включает систематизацию всех предшествующих уровней и связывается с разработкой глобальных и перспективных решений. 1

Приведенные подходы выделяют уровни профессионализма с точки зрения его генезиса, связывая установление уровней либо с этапами профессионализации, либо с гетерохронностью возникновения новых структурных элементов, как самостоятельных, так и основывающихся на ранее сформированных элементах профессионализма как системы.

На наш взгляд, профессионализм как интегративное качество работника, реализующего профессиональные компетенции в рамках замещаемой должности, характеризуется уровнем развития и сформированности структурных элементов профессионализма (См. Таблицу 7). Для его измерения нормативно устанавливается номинальная шкала, которая содержит атрибутивные, качественные и количественные признаки каждого уровня. Уровни могут иметь разные наименования: низкий, средний, высокий; первый, второй, третий, четвертый; красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый; а, б, в, г и т.п. Количество уровней и их наименования определяются задачей нормирования, удобством и традицией употребления вводимых обозначений.

Таблица 7

Уровни педагогического профессионализма

Уровни педагогического профессионализма

Показатели профессионализма на 1 уровне детализации

Низкий

Средний

Высокий

профессиональная направленность

профессиональная компетентность

профессиональная техника

профессиональное общение

профессиональные способности

работоспособность

результативность

В качестве одного из подходов при установлении уровней педагогического профессионализма может использоваться типология профессиональных задач педагога, различающихся уровнем сложности, трудоемкости и т.п. Как отмечается в работе «Непрерывное педагогическое образование: проблемы развития профессионализма», вышедшей под ред. Т.В. Новиковой, «определяющим условием становления системы непрерывного педагогического образования является решение проблемы разработки типологии профессиональных задач педагога, управленца, методиста и т.д. Разработка типологии профессиональных задач позволит создать систему адекватных этим задачам процессов, обеспечивающих непрерывность развития профессионализма специалиста сферы образования». 1

Профессионально-личностные качества

Профессиональный и личностный рост взаимообусловлены. В процессе профессионализации человека происходит их взаимная генерация. Именно профессионально-личностные качества занимают важное место в структуре профессионализма, определяя его социально-личностное содержание. Они являются результатом укоренения отношений работника. «Достаточно устойчивые системы отношений к профессиональной деятельности (к делу и труду, к себе, к коллегам) образуют, - указывает А.К. Маркова в работе «Психология профессионализма», - профессиональный менталитет человека и определяют его профессиональные позиции». 2

Требования к профессионально-личностным качествам работника определяются социальным развитием. По мнению Н.Б. Крыловой, «социальные требования к культуре личности - кумулятивный процесс, фиксирующий социальную динамику, они обновляются каждое десятилетие… Поэтому необходимо определенное «завышение» требований к сегодняшнему специалисту, с тем, чтобы деятельность выпускника высшей школы и через 10-20 лет отвечала динамике социального развития». 1 Во многом социальное развитие отдельной страны, того или иного профессионального сообщества определяется глобальными социо-культурными процессами, к которым следует отнести интернационализацию производственной деятельности, переход от индустриального общества к информационному, ускорение хода исторического времени, необратимость техногенных процессов, снижение роли этической концепции как регулятора профессионального поведения.

Профессионально-личностные качества определяют направленность и интенсивность трудовой активности. Как пишет Н.А. Хроменков, «...на современном этапе недостаточно вооружить людей знаниями, квалификацией; неменее важно развить социальные стороны их личности, от которых, в первую очередь, зависит качество труда». 2 В связи с этим необходимо выявить «социальные стороны личности», которые значимы в сфере общественного производства.

По мнению Ф.М. Русинова, в принципиальной модели менеджера выделяют: 1) знания и умения; 2) личные качества; 3) этические нормы; 4) ресурсы; 5) навыки и способности менеджера эффективно управлять; 6) ограничения саморазвития. 3 Как видим, личные качества поставлены на 2 место, вслед за знаниями и умениями. Действительно, нет оснований полагать, считает Л.М. Ижицкий, что «только знания могут дать человеку сознательную решимость, находчивость и инициативу». 4 Что касается этических норм, то это суть императивы, регулирующие поведение работника и для следования им он должен обладать адекватными личностными качествами.

Общая профессиональная культура специалиста любого профиля, по мнению Н.Б. Крыловой, «…складывается в единстве убежденности в социальной значимости труда и своей профессии; развитого чувства профессиональной гордости; трудолюбия и работоспособности; предприимчивости, энергичности и инициативности; готовности эффективно, быстро и качественно решать возникающие производственные задачи; свободно владеть нормами научной организации труда; знаний теории управления и основ социальной психологии; организаторских способностей; готовности и заинтересованности в овладении основами смежных специальностей, в расширении профессионального опыта». 1 Для выявления структуры профессионально-личностных качеств данная точка зрения имеет большое значение.

Многие из указываемых различными авторами профессионально-личностных качеств имеют нравственную, моральную модальность. «… Если наука формирует, культивирует человека знающего, рационального, искусство – человека чувствующего, то мораль объединяет эти сущностные силы в человеке разумном». 2 Вне нравственности, нет и не может быть истинного профессионализма, ибо профессионализм - интегративная характеристика, отражающая возможности и эффективность участия человека в сфере общественного производства. «Нравственные отношения, - как показывают Ю.И. Ефимов, И.А. Громов, - пронизывают все сферы жизнедеятельности производственных коллективов – сферу управленческих решений, отношения между руководителем и подчиненным, формы и способы стимулирования труда, организацию производственного процесса и т.д.». 3

Важнейшими профессионально-личностными качествами , на наш взгляд, являются:

1. Убежденность в социальной значимости профессии .

2. Профессиональная гордость . «Профессиональное самосознание, связанное с положительным эмоциональным отношением к делу, - важнейший критерий подготовленности специалиста. Профессионал – это не просто «процессор», но тот, - считает Е.А. Климов, - кто с гордостью причисляет себя к определенной общности делателей». 1

3. Самодеятельность. Как указывает Л. Гольдин, «современная практика показывает, что самое слабое звено в цепи слагаемых успешности деятельности – это «хочу». 2 Именно профессиональные мотивы, интересы и установки определяют основу самодеятельности, в структуру которой входить инициативность, самопочинность и самостоятельность.

4. Дисциплинированность.

5. Трудолюбие.

6. Ответственность. В условиях глобализации, как полагает А.М. Новиков, необходимо… формирование чувства экологической ответственности. 3 В условиях глобализации концепция ответственной личности приобретает актуальную значимость. При этом «только культура, - отмечает В.П. Зинченко, - в состоянии урегулировать противоречия между человеком и техникой, так как разработка новых технологий давно перешагнула чисто технические границы и превратилась в серьезную нравственную проблему». 4

Профессионально-личностные качества образуют целостное единство, определяя содержание и характер поведения человека в рамках профессии.

Работоспособность

Важнейшим элементом профессионализма является работоспособность.

В.Г. Онушкин и Е.И. Огарев отмечают, что «работоспособность - характеристика лица, обладающего физическим здоровьем и волевыми качествами, позволяющими при наличии необходимой квалификации и компетентности продолжительно и продуктивно заниматься тем или иным видом деятельности». 5 В качестве факторов работоспособности называются квалификации и компетентности как рядоположенные понятия, а признаков – продолжительность и продуктивность. Представляется неправомерным продуктивность труда считать следствием, условием, признаком работоспособности. Например, мифический герой Сизиф отличался титанической работоспособностью, но нулевой продуктивностью.

В Кратком психологическом словаре говорится: «Работоспособность - способность развивать максимум энергии и, экономно расходуя ее, достигать поставленной цели при качественном выполнении... работы». 1 На наш взгляд, работоспособность не связана ни с максимумом энергии, ни с ее экономией, ни с достижением цели. Это атрибуты других феноменов профессиональной деятельности.

В книге «Инженерная психология» говорится: «Работоспособность проявляется в поддержании заданного уровня деятельности в течение определенного периода... Основными характеристиками работоспособности являются: продолжительность, точность, надежность, эффективность». 2 В данном случае под работоспособностью понимается способность профессионала поддерживать заданный уровень деятельности в течение определенного периода. Под уровнем понимается уровень физического, интеллектуального, эмоционального, волевого напряжения, связанный с осуществлением действий, операций и движений.

На наш взгляд, работоспособность - это способность к устойчивому, полному и качественному выполнению должностных функций (работ) в течение нормативного интервала времени (рабочий день, неделя, год).

Результативность профессиональной деятельности

В результате определенной профессиональной деятельности возникает один и тот же тип целевого продукта, независимо от уровня профессионализма работников. «Общепризнанно, - пишет А.К. Маркова в «Психологии профессионализма», - что объективными критериями профессионализма являются: высокая производительность труда, количество и качество, надежность продукта труда, достижение определенного социального статуса в профессии, умение решать разнообразные профессиональные задачи...». 3 В данном случае называются признаки мастерства (умение решать разнообразные профессиональные задачи), профессиональной карьеры (достижение определенного профессионального статуса) и признаки результативности (производительность, количество и качество, надежность продукта).

Количество продукции, на наш взгляд, является характеристикой не профессионализма, а производства как единства технологического и трудового процессов. Производительность учитывает количественные характеристики профессиональной деятельности независимо от ее продолжительности. Действительно, «производительность труда … определяется отношением количества выпущенной продукции или услуг к затратам труда, т.е. выработкой на единицу затрат труда… Для определения производительности живого труда… применяют два показателя: выработка, наиболее распространенный и универсальный показатель, и трудоемкость единицы продукции». 1 Следует отметить, что названные два показателя применяют не вместе, а ограничиваются одним, так как «трудоемкость единицы продукции... является величиной, обратной показателю выработки продукции». 2

Надежность – это один из комплексных показателей качества. Например, в учебнике «Управление качеством» указывается, что «комплексный показатель качества – эксплуатационная надежность, определяется через долговечность, безотказность, ремонтопригодность». 3

На наш взгляд, основными показателями продуктивности профессиональной деятельности являются:

1) качество продукции. Качество продукта – степень соответствия стандарту как системе требований. Реальный целевой продукт будет при всей своей качественной определенности различаться сортом, классом и другими характеристиками результативности;

2) производительность труда.

Специфика образования заключается в принципиальной невозможности стандартизации «сырья», «полуфабрикатов» в силу гуманитарного характера этого типа производства. Управление по результатам в данном случае неправомерно.

В качестве показателей результативности профессиональной деятельности педагога можно взять:

1. Показатели образовательного процесса:

Уровень посещаемости учебных занятий у данного педагога;

Качество учебных занятий;

Качество воспитательных мероприятий;

2. Показатели результативности:

2.1. Показатели результативности производства целевого продукта:

Уровень итоговой обученности (за год, ряд лет, курс в целом) на основании внутренних форм аттестации (% не усвоивших стандарт обученности по предмету, % усвоивших стандарт обученности, % усвоивших федеральный стандарт возможной обученности – стандарт содержания обучения, % усвоивших более широкое и глубокое содержание образования, чем федеральный стандарт возможной обученности);

Уровень сдачи ЕГЭ;

Уровень выступления на олимпиадах (конкурсах, смотрах);

Уровень удовлетворенности учащихся процессом обучения;

Уровень удовлетворенности родителей процессом обучения.

В качестве побочных продуктов педагога выступают педагогические разработки (программы, учебники, задачники, технические средства обучения, методики, технологии и т.п.), в которых представлен опыт обучения и воспитания и удовлетворенность трудом, выступающая в качестве субъективного показателя профессионализма. Этот показатель позволяет установить, «насколько профессия соответствует требованиям человека, его мотивам, склонностям, насколько человек удовлетворен трудом в профессии». 1

2.2. Показатели результативности производства побочного продукта:

Уровень педагогических разработок;

Уровень удовлетворенности педагога трудом (процессом и результатом).

Данные показатели являются нормативными. Для их оценки необходимы нормативно установленные критерии. При оценке результативности педагога показатели процесса могут компенсировать показатели результата в случае обучения и воспитания детей, имеющих слабые учебные возможности, низкое, а порой и негативное воспитывающее влияние семьи.

Сопоставительные оценки результативности работы педагога совершенно неправомерны при оценке его профессионализма. Сопоставлять можно работу, если она осуществляется в одинаковых условиях и происходит изготовление одинаковых изделий из материала одного и того же сорта (марки). Педагог имеет дело с невероятным разнообразием человеческого материала. Поэтому оценке результативности как показателя профессионализма педагога необходимо переходить на показатели личностного роста каждого конкретного обучаемого (воспитываемого).

Взаимосвязь понятий «профессионализм» и «профессионал»

Рассмотрим взаимосвязь понятий «профессионализм» и «профессионал».

В.Г. Онушкин и Е.И. Огарев считают, что «профессионал - это лицо, избравшее какое-либо постоянное, оплачиваемое занятие в качестве своей профессии и обладающее необходимыми для этого знаниями, пониманием дела и умениями. В ряде стран профессионалами называют только лиц свободных профессий, дипломированных специалистов и высших должностных лиц в промышленности или коммерции». 1 Атрибутивными признаками профессионала выступают, в данном случае, наличие должности и компетентности. Вне должности, ее функционала нет профессионала.

По мнению Т.В. Новиковой, «профессионал - это человек, обладающий не только достаточной суммой знаний, умений и навыков для деятельности в определенной области, результаты которой стабильны, соответствуют эталонам, выработанным на определенной стадии исторического развития, но и способностью непрерывного саморазвития. При этом под эталоном понимаются определенные ценности, выработанные в результате исторического процесса (иными словами - социальный заказ)». 2 В качестве атрибутивных признаков выступают компетентность, результативность, способность к саморазвитию. Если результаты соответствуют требованиям к качеству продукции, то они, в силу этого, уже стабильны. Стабильность не может рассматриваться как показатель профессионализма, ибо стабильной может быть и низкая результативность.

«Профессионал, - указывает Е.А. Климов, рассматривая вопрос о психологических аспектах развивающегося профессионализма, - не только что-то специфическое знает, хочет, но еще многое может, способен, умеет». 3 Кроме того, по его мнению, «профессионал – это не просто «процессор», но тот, кто с гордостью причисляет себя к определенной общности делателей». 4 В этих суждениях называются элементы профессиональной компетентности, мотивации, способностей, профессионального самоуважения. На наш взгляд, мотивация, уровень профессионального самоуважения раскрывается в профессиональной направленности как структурном элементе профессионализма.

Профессионал – это работник, уровень профессионализма которого, обеспечивает эффективную реализацию его должностного функционала . Профессионал выступает адептом (носителем, держателем) профессионализма.

Заключение

Для проектирования и реализации процесса развития педагогического профессионализма необходимо установление его качественной определенности в тот или иной момент времени. По мнению В.Н. Сагатовского, «функционирование системы есть процесс ее перехода из состояния в состояние в направлении заданной цели и не сопровождающийся изменением цели и качества. Развитие системы есть изменение ее качества». 1 Появление новообразований, нового качества, является основным признаком развития профессионализма как целостной системы.

Непрерывное возникновение нового в структуре профессионализма, уровне сформированности его структурных элементов и функциях характеризует «непрерывный процесс самодвижения человека как работника». 2

Появление новообразований возможно только в результате функционирования, накопления количественных предпосылок. Для того, чтобы развиваться, необходимо функционировать, выполнять должностные компетенции (функции, работы), в то же время, развиваясь, профессионал обретает новое качество функционирования.

  • Педагогические технологии в обучении географии

    Учебно-методическое пособие

    Педагогические технологии в обучении географии: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических специальностей географических факультетов институтов и университетов – Брест.


  • Профессионализм учителя и показатель его измерения

    Введение

    Все люди, независимо от профессии, проходят в своем профессиональном становлении ряд похожих этапов, их профессиональное развитие обнаруживает общие в той или иной степени закономерности.

    Становление человека как профессионала тесно связано с его развитием как личности. Психологическое становление профессионала означает появление новых качеств в психике человека, которые раньше отсутствовали у человека или имелись, но в другом виде (например, ряд профессиональных способностей вырастает из общечеловеческих качеств), а также возникновение у человека новых видов профессиональной деятельности и профессионального общения, не существующих ранее. Значит, становление профессионала есть «приращение» к психике человека, ее обогащение. Частным случаем развития профессионала является регресс, выпадение или деформация старых качеств, появление новых негативных признаков, распад, перерыв, остановка профессиональной деятельности, что означает качественные, хотя и негативные изменения в психике человека. Человек, обладающий активной зрелой личностью, стремится противостоять негативным процессов, вырабатывая у себя приемы компенсации, новые созидательные стратегии, овладевая для этого новыми психическими качествами и способами деятельности, что вновь продвигает вперед психическое развитие.

    Сущность и структура педагогической деятельности, а также связанная с ними продуктивность - один из актуальнейших вопросов педагоги­ческой науки и практики. Обычно научный анализ этих важных феноменов заменяется общими рассуждениями о профессионализме педагога. Творчество педагога неповторимо, это такое же высокое искусство, как творчество компози­тора и художника - а может быть, и куда более сложное.

    Научный анализ педагогической деятельности отдает должное уникальности творческого метода каждого педагога, но сам он построен не на описаниях, а на принципах сравнительного исследования, качественно-количественного анализа. Особенно перспектив­ным принято считать направление, связанное с применением принципов системного подхода к анализу и построению мо­делей педагогической деятельности.

    Цель данной работы: Рассмотреть понятие профессионализма учителя и показатель его измерения.

    Объектом исследования является понятие профессионализма.

    Предметом исследования является профессионализм учителя и показатель его измерения.

    Задачи работы:

    Изучить особенности педагогической деятельности.

    Рассмотреть сущность педагогического профессионализма.

    Дать представление о сущности индивидуального стиля деятельности преподавателя.

    Проанализировать направление совершенствования педагогической деятельности.

    Глава 1. Понятие профессионализма современного педагога

    1.1. Особенности педагогической деятельности

    Успехи в обучении и воспитании детей определяются множеством факторов, каждый из которых является достаточно весомым, и пре­небрежение этими факторами неизбежно ведет к неудаче. Среди этих факторов - методика обучения и воспитания, возрастные особенности детей, на­личный уровень их развития и т.д. Кроме перечисленных, важным фактором детского развития является сам педагог, который берет на себя роль учителя и воспитателя.

    Профессиональный педагог - это единственный человек, кото­рый большую часть своего времени отводит на обучение и воспита­ние детей. Остальные взрослые люди, включая родителей ребенка, заняты своими профессиональными проблемами и домашними забо­тами и не могут много времени уделять детям. Если бы обучением и воспитанием детей не занимались педагоги, то через несколько поколений общество прекратило бы свое развитие. Новое поколение людей оказалось бы просто недостаточно подготовленным для того, чтобы поддерживать социальный, экономический и культурный прогресс.

    В современном цивилизованном обществе педагог является фи­гурой, которая требует особого внимания, и там, где его место зани­мают недостаточно профессионально подготовленные люди, в первую очередь страдают дети, причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. Это требует от общества создания таких условий, чтобы среди учителей и воспитателей оказывались люди, которые наиболее подготовлены интеллектуально и морально к рабо­те с детьми, а это по плечу далеко не каждому человеку.

    Своеобразие педагогической профессии состоит в том, что она по своей природе имеет гуманистический характер. В процессе образования учитель решает две задачи: адаптивную и гуманистическую («человекообразующую»).

    Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям социокультурной ситуации, а гуманистическая - с развитием его личности и творческой индивидуальности. С одной стороны, педагог подготавливает своих воспитанников к определенной социальной ситуации, к конкретным запросам общества. Но, с другой стороны, он, объективно оставаясь хранителем и проводником культуры, несет в себе вневременной фактор. Развивая личность ребенка на основе богатства человеческой культуры, учитель работает на будущее. Педагог в ходе своей профессиональной деятельности выполняет основные функции: обучающую, воспитывающую, развивающую, психологической подготовки.

    Реализация этих функций требует от современного педагога следующих личностных параметров:

    потребности и способности к активной и разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности;

    тактичности, чувства эмпатии, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а если нужно, то и защищать;

    понимания своеобразия и относительной автономности саморазвития личности;

    умения обеспечить внутригрупповое и межгрупповое общение,

    предотвращать конфликты в детском и взрослом сообществах;

    знания особенностей психического развития, особенно детей с проблемами, и стремления вместе с ними целенаправленно создавать условия, необходимые для их саморазвития;

    способности к собственному саморазвитию и самовоспитанию.

    Гуманный педагог должен опираться на возможности ученика, его потенциал, а не на авторитет своей власти и принуждение. Ее главная задача - выявить, раскрыть и развить все ценное в человеке, а не сформировать привычку к послушанию.

    Педагог, как и любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, которой он управляет. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки - человековедческой и специальной.

    1.2. Сущность педагогического профессионализма

    На основании анализа требований профессии к личности специалиста вводится понятие профессионализма. Профессионализм - совокупность личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда.

    Педагогический профессионализм представляет собой характеристику разнообразных взаимосвязанных компонентов, отражающих определенную образовательную систему, которая отвечает социальному заказу общества. Компоненты педагогического профессионализма:

    уровень общей культуры;

    психолого-педагогическая компетентность;

    способности к целеполаганию и целеосуществлению;

    способности к педагогической рефлексии;

    способности к осуществлению инновационной деятельности в сфере образования.

    Исследование феноменологии профессионализма учителя показывает, что, с одной стороны, педагогический профессионализм - это социально-педагогическое явление, представляющее сложную, многогранную и многоаспектную характеристику деятельности педагога, которая отвечает заказу общества и нацелена на подготовку учителя - профессионала. С другой стороны, профессионализм учителя - это качественная характеристика, включающая совокупность фундаментальных интегрированных знаний, обобщенных умений и педагогических способностей, его личностных и профессионально - важных качеств, культуры и мастерства учителя, готовность к постоянному самосовершенствованию.

    Педагог - не только профессия, суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи можно выделить совокупность социально и профессионально обусловленных качеств педагога:

    высокая гражданская ответственность и социальная активность;

    любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце;

    подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;

    высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений;

    потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;

    физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

    Суммируя требования к труду и личности учителя, предъявляемые условиями развития общества на современном этапе, их можно представить следующим образом:

    высокая культура и нравственность;

    самоотдача;

    благородство;

    острое чувство нового;

    умение заглядывать в будущее и готовить, своих питомцев к жизни в будущем;

    максимальная реализация индивидуального таланта в сочетании с педагогическим сотрудничеством;

    общность идей и интересов учителей и учащихся;

    творческое отношение к делу и социальная активность;

    высокий профессиональный уровень и стремление к постоянному пополнению своих знаний;

    принципиальность и требовательность;

    отзывчивость;

    эрудиция;

    социальная ответственность и т.д.

    Различают следующие позиции педагога: социальную и профессиональную.

    Социальная позиция педагога складывается из системы его взглядов, убеждений и ценностных ориентации. Профессиональная позиция - отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности. Педагог может выступать в качестве информатора, друга, диктатора, советчика, просителя, вдохновителя и т.д. Каждая из этих профессиональных позиций может давать и положительный, и отрицательный эффект в зависимости от личности педагога, от его социальных позиций.