Удельный вес дизтоплива и бензина. Удельный вес солярки

Самым большим потребителем дизельного топлива на сегодня является железнодорожный транспорт. Также дизтопливом заправляется весь сельскохозяйственный транспорт. Также довольно много легковых автомобилей оснащенных дизельным мотором. Поэтому вопрос о дизельном топливе всегда остро обсуждается между водителями. Что такое летний дизель? Зачем и когда нужно переходить на него? Обо всем этом мы и поговорим сегодня.

1. Общие параметры дизтоплива

Итак, дизельное топливо – что это такое? Дизельное топливо, или как его еще называют «солярка», - это жидкое вещество, которое используют в качестве топлива для дизельных моторов внутреннего сгорания. Дизельное топливо получают в процессе прямой перегонки нефти из так называемых керосиново-газойлевых фракций. Дизельное масло отличается вязкостью. Более вязкое топливо используют для так называемых тихоходных моторов. Например, суда, трактора и электростанции.

Для быстроходных моторов такое топливо не подходит. Также дизтопливо отличают еще по одному критерию – зимнее и летнее. Их разница состоит в том насколько топливо работоспособное при минусовых температурах. Например, для того чтобы использовать летнее топливо при температуре -10˚С необходимо его предварительно прогреть. Отсюда и проблема завести автомобиль с утра. Также в дизтопливе содержится большой процент воды. Из-за того, что топливо легче воды оно собирается вверху, а вода всегда оседает на дно бака, при этом полностью блокируя роботу мотора. Существующий межгосударственный стандарт дизельного топлива определяет вязкость для каждого из трех видов топлива: летнего, зимнего и арктического. Это 3,8/6,0 сСт; 1,8/5,0 сСт; 1,5/4,0 сСт соответственно. Также этот стандарт исключает наличие воды в любом из видов дизельного топлива.

Еще одним основным показателем топлива является его цетановое число. От него зависит скорость воспламенения горючей смеси. Иными словами можно сказать, что это промежуток времени между впрыском топлива в цилиндр и временем его возгорания. Оптимальное цетановое число для дизельной смеси от 40 до 55. Чем выше это значение, тем более плавно горит топливо. При числе меньше 40 резко увеличивается износ двигателя.

Все дело в том, что время между впрыском и зажиганием смеси увеличивается, что приводит к увеличению давления в камере сгорания, а это влечет за собой износ самого двигателя. У летнего топлива цетановое число может бить в приделах вышеуказанных цифр. Ведь сам процесс воспламенения топлива в теплое время года проходит быстрее, так как температура воздуха не позволяет ему сильно застывать. Но зимой температура воздуха ниже ноля и топливо застывает. Поэтому цетановое число зимнего дизеля должно быть не менее 48. При этом максимальное цетановое число не должно превышать 60, чем оно больше, тем ниже полнота сгорания, и тем больше расход топлива.

2. Летнее дизельное топливо – особенности

Летнее дизельное топливо – это продукт, который получают в результате нефтепереработки путем перегонки. Благодаря тому, что солярка имеет повышенный уровень взрывоустойчивости, ее используют в военной технике. Плотность летнего топлива не ниже 0,84 - ,086 кг/литр, а воспламеняется оно при температуре +45˚С. Летнее дизельное топливо используют с апреля по сентябрь, когда температура воздуха не опускается ниже -5˚С. При температуре -6˚С топливо начинает мутнеть, а застывает при температуре -7-8˚С. Застывание дизтоплива опасно для работы автомобиля.

Если летнее топливо использовать в неправильном температурном режиме, в нем образуются кристаллы парафина. Эти кристаллы имеют свойство засорять топливный фильтр и предохранительные сетки. Кристаллы также скапливаются в теплопроводе, тем самым выводят двигатель из строя. Если солярку использовать в нижней черте допустимого температурного режима она превращается в киселеобразную смесь. В таком состоянии солярка не может никуда двигаться и застаивается в системе.

Что же делать в случаи если в наличии только летнее дизтопливо, а температура воздуха уже опустилась ниже -5 ˚С? Выход найдется всегда. Опытные в этих делах водители советуют добавить в солярку 10-20% керосина. В этом случаи керосин не даст солярке застыть, а двигатель будет работать исправно.

В крайнем случае, керосин можно заменить бензином. Но такой метод можно применять в крайне редких случаях. При разбавке солярки бензином мотор работает гораздо хуже, а из-за того, что бензин не имеет маслянистых свойств, поршневая система не будет достаточно хорошо смазана. Иногда можно услышать о том, что солярку разбавили водой.

Этот шаг крайне опрометчив, если учитывать, что вода замерзает быстрее, чем даже летнее дизтопливо. В результате такого эксперимента вся двигателя выходит из строя еще быстрее.

Сегодня существует масса присадок, которые дают возможность снизить порог критической температуры для топлива на несколько градусов. По поводу того, нужны ли присадки для дизельного топлива, ведутся дискуссии. Дело в том, что производители топлива утверждают, что додают необходимое количество присадок в топливо при производстве. А некоторые эксперты уверены, что если присадки и имеются в топливе, то их количество настолько мало, что практически не ощутимо для автомобиля.

Где правда я утверждать не берусь, но перечислить плюсы присадок для дизельного топлива думаю лишним не будет. Необходимо помнить о том, что присадка дает возможность не только использовать летнее топливо зимой, но и выполняет ряд защитных функций для мотора и топливной системы. Присадки помогают уменьшить количество черных выхлопных дымов, которые не раз видели автолюбители.

То есть уровень задымленности автомобиля снижается до норм Европейского Союза. Устраняются частицы золы в выхлопной системе автомобиля. восстанавливаются антизольные фильтры. Сгорание топлива значительно улучшается. Все форсунки и топливной насос очищается и поддерживается в чистоте и смазывается. Распыление топлива становится лучше.

С использованием топливных присадок вы сможете забыть об окислении, а также любых отложений на форсунках, в топливном фильтре и баку. Топливная присадка защищает от коррозии. Присадки совместимы практически со всеми видами Проанализировав все выше перечисленное, вы можете решить сами, нужно ли вам использовать присадки или нет. Но нужно помнить, что присадки эффективны только в том случае, если они добавляются в жидкое пригодное для использования топливо. Если оно загустело или замерзло, то никакие присадки вас уже не спасут.

Но выход есть, существует также большое количество механических подогревателей. В современных автомобилях производители позаботились об этом. Такие механические подогреватели устанавливаются на автомобиль с самого начала. А владельцам более старых моделей необходимо самим установить такие подогреватели на топливную систему.

Одним из таких подогревателей является керамический проточный электрический подогреватель CFH-002. подогреватель можно установить на любом участке топлипровода. Обычно его устанавливали на том участке, который приходится прогревать. Подогреватель имеет один режим роботы, а именно нагрев. Такой прибор можно установить на любой автомобиль с дизельной топливной системой. Для его работы необходимо напряжение в 12 или 24 вольта. Подогреватель нагревает с помощью позисторов. Управлять таким прибором не надо он обладает режимом саморегулировки.

Чем ниже температура дизельного топлива, тем интенсивнее нагреватель начинает прогревать его. Работоспособность прибора поражает, он может работать непрерывно более 4 лет. И только если подогреватель механически полностью разрушился он выходит из строя. Можно установить подогреватель максимально близко к и разогревать топливо до запуска двигателя. Для этого нужно всего лишь включить автомобильный подогреватель на 10-15 минут и поворачивать двигатель стартером через каждые 3-5 минут, чтобы подгонять разогретое топливо в топливный фильтр. Прибор может работать эффективно при температуре до -55˚С и разогревать топливо до 130˚С. Его вес всего 190 грамм, а длина 145 мм.

3. Плотность летнего дизельного топлива

Для начала дайте разберемся, что такое плотность топлива. Плотностью топлива считают вес топлива в килограммах в одном метре кубичном. То есть соотношение веса и объема. Плотность топлива это величина не постоянная и она изменяется в зависимости от температуры топлива и воздуха окружающей среды. Если топливо плохой плотности, то это будет плохо сказываться на работе двигателя. Согласно ГОСТу плотность летнего топлива от 0,82 г/см3 до 0,84 г/см3 при температуре +15˚С. Или 0,86г/см3 при температуре +20˚С.

Из этого можно сделать вывод, что плотность топлива зависит от температуры воздуха. Для зимнего топлива важна плотность пониже, это дает возможность не застывать солярке при более низких температурах. Плотность топлива влияет на количество выделяемой при сгорании энергии. Чем выше этот показатель, тем большее количество энергии выделяется в цилиндрах дизельного мотора при сгорании. Это значит, что используя дизтопливо с высокой плотностью вы повышаете КПД двигателя и как следствие делаете его более экономичным. По этой причине расход топлива зимой увеличивается.

Плотность топлива влияет на его вязкость. Можно сказать, что плотность предопределяет его вязкость. Менее плотное топливо более жидкое и оно легче течет по топливным магистралям. По этому зимнее топливо имеет меньшую плотность. Плотность топлива летом практически не важна. Лишь бы работал двигатель, но все так легко и просто только в теплое время года. Залейте такое топливо зимой, и вы приобретете массу проблем, которые потянут за собой финансовые расходы.

Плотность дизтоплива всегда можно проверить. Проще конечно заправляться на проверенных заправках и получать гарантированно хорошее топливо. Но ситуации бываю разные и не всегда есть возможность заправиться на одной и той же заправке. Возникает необходимость проверить плотность топлива, чтобы уберечь себя от проблем. Есть один нехитрый способ, которым можно воспользоваться при температуре воздуха не выше -10˚С. Капните каплю топлива на металлический лист и смотрите за его состоянием.

Если солярка не темнеет и не застывает, а нормально растекается, вы можете спокойно заправляться. Впрочем, можно и не прибегать к металлу, а все лишь посмотреть на заправочный пистолет, на нем не должно быть никаких застывших и зависших капель. Чтобы измерить плотность солярки точнее можно воспользоваться прибором ареометром. Нужно оставить солярку в емкости прогреваться при температуре +18-20˚С. Потом опускаете прибор и определяете плотность по шкале ареометра. -

Подписывайтесь на наши ленты в

Для начала хотелось бы уточнить, что понимается под удельным весом (далее УВ) в физике и химии, а уже потом перейти к удельному весу дизельного топлива или как его еще называют – удельный вес солярки.

Пробежимся по теории.

Удельный вес топлива

Удельный вес это отношение веса [ P ] какого-либо рассматриваемого вещества к его объему [ V ], именно веса, а не массы как многие думают. Впрочем, разницы тут особой для нас нет, это только с научной точки зрения понятия различимые и путать их никак нельзя. В быту уж так прижилось, что вес это масса.

Удельный вес вещества [ y ] можно также выразить через его плотность [ p ] : y=p*g

где g - ускорение свободного падения в конкретной точке пространства, обычно считают его равным 9,81 м/с*с.

Единицей измерения УВ является величина 1 Н/м3 (Ньютон, деленный на метр кубический).

Плотность топлива

Плотность топлива – это количество его массы в килограммах, которое помещается в одном кубическом метре. Данная величина не постоянная и зависит от температуры дизельного топлива, что плохо сказывается на работе двигателя автомобиля, если солярка по плотности плохого качества. Чем выше температура жидкости, тем меньше ее плотность и наоборот. Так же известен тот факт, что чем выше плотность автомобильного топлива, тем тяжелее его фракционный состав. Это приводит к тому, что у бензина или солярки существенно ухудшаются процессы распыления и испарения, поэтому в камерах сгорания двигателя и в топливной системе более интенсивно происходят различного рода отложения, что со временем все сильнее затрудняет передвижение топлива по системе. Так же это способствует образованию нагара на клапанах двигателя.

Удельный вес солярки

Плотность топлива и, следовательно, его удельный вес измеряют специальным прибором, который называется ареометр.

По действующему ГОСТу для удельного веса солярки приняты следующие значения (для температуры ДТ +20С):

удельный вес летнего дизельного топлива должен быть в пределах 8440 Н/м3
удельный вес зимнего дизельного топлива - 8240 Н/м3

Или в плотности:

плотность летнего дизельного топлива – 860 кг/м3
плотность зимнего дизельного топлива – 840 кг/м3
плотность арктического дизельного топлива – 830 кг/м3

На практике, если брать в расчет только качественное ДТ, получается, что при изменении температуры солярки на один градус по Цельсию, ее плотность изменяется на 0,00075. Данный коэффициент можно использовать для перерасчета величины плотности ДТ в различных температурных условиях. Но стоит помнить, что на большинстве автозаправочных станций качество продукта оставляет желать лучшего, и какие примеси в нем присутствуют никому не известно. Если плотность чистого топлива и поддается перерасчету по такому коэффициенту, то плотность примесей в нем далеко не всегда.

Вес 1 литра дизельного топлива (солярки)

Исходя из приведенных выше значений плотности солярки, легко вычислить вес 1 литра дизельного топлива. Варьироваться он будет в пределах от 830 грамм до 860 грамм, то есть чем выше температура солярки, тем легче будет весить 1 ее литр.

При температуре воздуха на улице выше ноля автомобилистами применяется летнее дизельное топливо, получаемое в процессе перегонки нефти в специальных колоннах, которые называют ректификационными. Перегонка сопровождается кипением различных углеводородных фракций.

Общие параметры дизтоплива

Существует три марки такого топлива, часто называемого в обиходе соляркой:

  • зимнее: рекомендовано для использования при отрицательных температурах окружающего воздуха (до -30 °С);
  • летнее: заливается при положительных температурах;
  • арктическое: незаменимо тогда, когда транспортное средство эксплуатируется при критически низких температурах.

К основным характеристикам, которые описывают дизельное топливо (летнее, зимнее, арктическое), относят:

  • Вязкость и показатель плотности. Их величины обуславливают явления формирования и испарения смесей в ДВС.
  • Цетановое число. От него зависит мощность двигателя транспортного средства, его шумность. Данный параметр определяет детонационную стойкость мотора. Чем он выше, тем лучше сгорает солярка за счет малого периода воспламенения. При этом выхлоп является более экологичным. Стандартное значение цетанового числа находится в пределах 40–60.
  • Низкотемпературные параметры. К таковым относят показатели температуры застывания, фильтрации и помутнения дизтоплива.


Дополнительные характеристики – зольность, йодистое число, химическая стабильность, массовая доля серных соединений и серы, кинематическая вязкость, содержание воды, коксуемость, кислотность, концентрация смол. Они не столь важны, но производители дизтоплива всегда учитывают их, как того требует ГОСТ.

Летнее дизельное топливо – особенности

Такая солярка используется в наших широтах с апреля до начала осени, когда температура воздуха не фиксируется ниже -5 градусов по Цельсию. Топливо сразу же замерзнет, если на улице стабильно держится температура -7–8 °С. Это может привести к поломке и образованию засоров в трубопроводах. Помутнение солярки отмечается при -6 °С.

В России летнее дизтопливо маркируется литерой «Л». Производят его смешением гидроочищенных прямогонных фракций и углеводородных вторичных, которые выкипают при температурах 280–360 градусов. Повышение конечной температуры выкипания вторичных фракций является причиной высокой дымности и закоксовывания форсунок.


Допускается использование летней солярки для отопления котельных. А ее высокая взрывоустойчивость и низкий уровень воспламеняемости дают возможность использовать состав в качестве топлива для работы дизельных генераторов, военной и агропромышленной техники, а не только для легковых авто. Процесс получения дизтоплива, по сравнению с производством бензина, менее технологичный и затратный, что обуславливает меньшую стоимость солярки.


Плотность летнего дизельного топлива

Это важнейший показатель, который влияет на функциональность топливного и фильтровального оборудования транспортного средства. Под плотностью понимают количество массы солярки, перемещаемой в одном кубометре. Она может изменяться при повышении и снижении температуры дизтоплива (чем меньше плотность, тем выше температура).


Любой материал, будь это жидкость, газ или твердое тело, имеет такую характеристику, как плотность. Дизельное топливо не исключение. Более того от этого его показателя в некоторой степени зависят и другие физико-химические свойства данного нефтяного продукта.

Согласно современному ГОСТ РФ 52368-2005 плотность дизельного топлива при положительной температуре в 15° должна составлять 820-845 кг/м.куб. По ГОСТу от 82 года плотность измеряется при 20°, при этом она не должна была превышать 860 кг/м.куб. Данная разбежка имеет место быть в силу того, что дизельное топливо само по себе не имеет постоянного химического состава и производится для разных погодных и технологических условий.

Обычного же автолюбителя плотность дизельного топлива должна волновать потому, что дизельное топливо с меньшей плотностью при более низких температурах начинает замерзать. Соответственно, летнее топливо имеет большую плотность и замерзает быстрее зимнего в силу того, что содержащиеся в нем парафины рано начинают загустевать, превращая топливо из жидкой субстанции в твердую, а твердые субстанции, как известно, по топливопроводу перемещаться не могут. Автомобиль перестает работать.

Как измерить плотность дизельного топлива?

Произвести замер плотности топлива в домашних условиях, не представляет чрезмерных сложностей. Единственной проблемой будет найти подходящий ареометр, а также придумать способ, охладить либо нагреть топливо до 20°. При нагревании учитывайте, что вы имеете дело с горючей жидкостью, поэтому, хоть это и не бензин, не стоит держать его рядом с открытым огнем.

Полученные в итоге измерения при такой температуре, ответят вам на вопрос какой вид топлива перед вами: летний, зимний либо Арктика, плотностью 860, 840, 830 кг/м.куб соответственно.

Ну а если говорить начистоту, то вряд ли в обычной жизни вам такие измерения понадобятся, ведь даже если залитое на АЗС зимнее топливо замерзло в его рабочем диапазоне, ваши домашние измерения вряд ли примет во внимание орган, куда вы обратитесь за защитой прав потребителя. Для отстаивания своих интересов потребуется заключение специализированной экспертизы, поэтому может лучше не мудрить и довериться информации, которую предоставляют заправки?!

В качестве же послесловия, хотелось бы порекомендовать вам заправляется лишь на проверенных АЗС, особенно при морозной погоде за окном, чтобы вопрос о плотности дизельного топлива в ваших головах даже не возникал.

Видео.

Основными потребителями дизельного топлива являются грузовые автомобили, строительная и сельскохозяйственная техника, а также железнодорожный транспорт. Однако в последнее время с дизельным топливом можно встретить и легковой транспорт. Для всех водителей волнующим вопросом всегда была его цена. В автомобильных двигателях использовать очень выгодно и удобно, так как оно дешевле, чем бензин. Мощность и экономичность двигателей, работающих на дизтопливе, достаточно сильна, так как высокая степень его сжатия приводит к значительной экономии.

Показатель плотности в настоящее время является самым распространенным, применяемым в характеристиках всех нефтепродуктов. Чем он выше, тем энергии вырабатывается больше в процессе сгорания, а это позволяет увеличить эффективность работы двигателя. Она влияет не только на качество топлива, но и на использование его в зимний период. Приобретая на заправках дизтопливо, водители зачастую не интересуются его плотностью, особенно в летнее время. И пока автомобиль нормально движется, они ни о чем не задумываются.

Но плотность дизельного топлива играет большую роль в судьбе автомобиля, и, как правило, зимой о ней всегда вспоминают. Когда наступают сильные морозы, дизтопливо парафинируется и превращается в кашицеобразную массу, способную забивать всю Дизтопливо зимнее должно равняться 840 кг на куб.м. Если же оно летнее, имеющее 860 кг на куб.м., то при резком изменении температуры последствия могут быть не очень приятными. Кроме зимнего и летнего существует еще и арктическое дизтопливо. Оно имеет самую низкую плотность, равную 830 кг на куб.м., и может легко противостоять морозам.

Конечно, визуально трудно определить, какое топливо заливается в бак. Остается только верить документам на него. Но в домашних условиях плотность дизельного топлива узнать можно. Для этого его нужно налить в трехлитровую банку и поставить в комнату, где температура не превышает двадцати градусов. Утром при помощи ареометра измерить плотность. Однако следует учесть, что таким образом можно узнать только о том, какое оно - летнее или зимнее, но качественный показатель таким образом определить нельзя.

В случае, если на улице мороз до минус десяти градусов, то можно прямо на заправочной станции проанализировать, какова плотность дизельного топлива. Для этого его в небольшом количестве нужно налить на металл и понаблюдать, изменится ли его структура. Если оно будет нормально стекать, то сомнений не будет в том, что оно зимнее. В случае, если оно помутнеет и будет слегка застывать, это означает, что дизельное топливо летнее, а при сильном морозе оно застывает полностью. Для этого стоит лишь взглянуть на заправочный пистолет и в этом убедиться.

Поэтому, если водителю совершенно точно известно, что дизтопливо было произведено в условиях заводских, он, исходя из знаний о его плотности, может сам определить его принадлежность, а также температуру замерзания. Ну а если оно низкосортное, то смысла в его визуальном анализе не будет никакого.

Зимнее дизтопливо высокого качества мутнеет при сорока пяти градусах, а застывает при сорока восьми. Если же говорить об арктическом, то температура его застывания вообще равна шестидесяти пяти градусам.

Полностью быть уверенным в качестве топлива можно только после лабораторных проверок с использованием фракционной разгонки. Существуют и другие методы определения качества, более современные.

Каждый водитель должен знать, что заправлять автомобиль лучше всего на тех заправках, которые проверены неоднократно. И хотя плотность дизельного топлива играет важную роль, однако, есть еще много других его показателей, которые влияют на работу двигателя.