Система психолого-педагогической помощи детям с нарушениями речи. Образовательный портал Работа по исправлению речевых нарушений

7. Формы специа­лизированной помощи детям с заиканием.

8. Формы специа­лизированной помощи детям с нарушениями речи.

9. Нормативно-правовое обеспечение логопедической помощи детям с нарушениями речи.

11. Преемственность в работе отдельных образовательных организаций.

12. Преемственность в работе учреждений здравоохранения и образовательных организаций.

13. Организация и содержание логопедической помощи в дошкольных образовательных организациях разного типа.

14. Организация и содержание логопедической помощи в общеобразовательных организациях.

15. Организация логопедической помощи в специальных (коррекционных) образовательных школах V вида.

16. Организация логопедической помощи в центрах психолого-медико-педагогического сопровождения и в центрах психолого-медико-педагогического консультирования, центрах профилактики и реабилитации.

17. Принципы отбора детей, комплектование групп для детей с нарушениями речи, знакомство с документацией ПМПК и ПМПк.

18. Организация логопедической службы в детской поликлинике.

19. Организация работы логопеда в психоневрологическом диспансере;

20. Особенности организации логопедической работы с больными с нарушениями речи и других высших психических функций.

21. Организация работы дневного стационара для больных с афазиями, дизартриями и логоневрозами;

22. Работа логопеда в Доме ребенка

23. Организация работы логопеда в стационарном отделении

  1. Характеристика контингента лиц с нарушениями речи, которым оказывается логопедическая помощь в учреждениях здравоохранения.
  2. Общие подходы к организации коррекционно-реабилитационной (речевой) работы в учреждениях здравоохранения.
  3. Особенности совместной работы врачей, педагогов и других специалистов в учреждениях здравоохранения.
  4. Организация логопедической помощи в реабилитационных центрах для детей с нарушениями речи.
  5. Направления логопедической работы в центрах ранней диагностики и коррекции для детей.
  6. Организация логопедической работы в детской поликлинике.
  7. Организация логопедической работы в Центрах патологии речи и реабилитации.
  8. Организация логопедической работы в психоневрологическом диспансере.
  9. Организация логопедической (диагностической и коррекционно-речевой) работы в поликлинике по восстановлению голоса.
  10. Особенности работы фониатра и фонопеда.
  11. Организация логопедической работы с заикающимися детьми и взрослыми в учреждениях здравоохранения.

4.7 Примерные критерии оценивания знаний студентов на экзамене



«отлично» -дается комплексная оценка предложенной ситуации; -демонстрируются глубокие знания теоретического материала и умение их применять; - последовательное, правильное выполнение всех заданий; -умение обоснованно излагать свои мысли, делать необходимые выводы.
«хорошо» -дается комплексная оценка предложенной ситуации; -демонстрируются глубокие знания теоретического материала и умение их применять; - последовательное, правильное выполнение всех заданий; -возможны единичные ошибки, исправляемые самим студентом после замечания преподавателя; -умение обоснованно излагать свои мысли, делать необходимые выводы.
«удовлетворительно» (зачтено) -затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации; -неполное теоретическое обоснование, требующее наводящих вопросов преподавателя; -выполнение заданий при подсказке преподавателя; - затруднения в формулировке выводов.
«неудовлетворительно» - неправильная оценка предложенной ситуации; -отсутствие теоретического обоснования выполнения заданий.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Методические указания к организации деятельности студентов

Таблица 9

Вид учебных занятий Организация деятельности студента
Лекция Написание конспекта лекций: кратко, схематично, последовательно фиксировать основные положения, выводы, формулировки, обобщения; помечать важные мысли, выделять ключевые слова, термины. Проверка терминов, понятий с помощью энциклопедий, словарей, справочников с выписыванием толкований в тетрадь. Обозначить вопросы, термины, материал, который вызывает трудности, пометить и попытаться найти ответ в рекомендуемой литературе. Если самостоятельно не удается разобраться в материале, необходимо сформулировать вопрос и задать преподавателю на консультации, на практическом занятии. Уделить внимание следующим понятиям: адаптация, госпитализм ранний, декомпенсация, коррекция, коррекционно-педагогическое воздействие депривация, логопедическое воздействие, перевоспитание, распад речи, фонопедия.
Практические занятия Проработка рабочей программы, уделяя особое внимание целям и задачам структуре и содержанию дисциплины. Конспектирование источников. Работа с конспектом лекций, подготовка ответов к контрольным вопросам, просмотр рекомендуемой литературы, работа с текстом (5, 21) . Прослушивание аудио- и видеозаписей по заданной теме, решение расчетно-графических заданий, решение задач по алгоритму и др.
Контрольная работа/индивидуальные задания Знакомство с основной и дополнительной литературой, включая справочные издания, зарубежные источники, конспект основных положений, терминов, сведений, требующих для запоминания и являющихся основополагающими в этой теме. Составление аннотаций к прочитанным литературным источникам и др.
Реферат Реферат : Поиск литературы и составление библиографии, использование от 3 до 5 научных работ, изложение мнения авторов и своего суждения по выбранному вопросу; изложение основных аспектов проблемы. Ознакомиться со структурой и оформлением реферата.
Коллоквиум Работа с конспектом лекций, подготовка ответов к контрольным вопросам и др.
Подготовка к экзамену При подготовке к экзамену (зачету) необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рекомендуемую литературу и др.

Система коррекционной помощи детям с отклонениями " в развитии складывалась в России постепенно.

В период до 1917 г. учреждения для аномальных лиц су­ществовали за счет частных благотворительных средств, в ко­торых специальное обучение строилось на основе выделения и разграничения наиболее резко выраженных дефектов (глухо­та, слепота, умственная отсталость). Организованной логопе­дической помощи людям с дефектами речи не оказывалось.

Систематическая разносторонняя помощь лицам с раз­ личными видами речевой патологии стала развиваться лишь с 20-х гг. XX в.

В 1911 г. состоялся съезд московских учителей, где впер- \ вые была подчеркнута необходимость организации специальной помощи детям, страдающим речевыми расстройства- I ми. Такая помощь оказывалась в двух вспомогательных н школах под руководством сурдопедагога Ф. A. Pay. В 1915 г. создаются логопедические курсы.

В 1918 г. по инициативе В. В. Бонч-Бруевича организу­ются обязательные для всех воспитателей и врачей дошколь­ных учреждений Москвы логопедические курсы. Через год вышло постановление Совнаркома, в котором были опреде­лены функции наркоматов просвещения и здравоохранения в отношении воспитания и охраны здоровья аномальных детей. Обучение аномальных детей было выделено в обще­государственную задачу.

I Всероссийский съезд (1920) по борьбе с детской дефек­тивностью определил принципы построения системы вос­питания и обучения детей с различными видами аномаль­ного развития.

В 1922 г. на Всероссийском съезде заведующих губоно говорилось о важности создания учреждений для этих ка­тегорий детей.

В 1924 г. проходил II съезд по социально-правовой охра­не несовершеннолетних (СПОН). Л. С. Выготский, высту­пая на съезде, предложил новый подход к анализу структу­ры дефекта, его коррекции и компенсации, выделил цели и задачи специального обучения исходя из единых с массовой школой принципов воспитания детей.

Трудно переоценить значение создания в 1929 г. Науч­ного центра по разработке проблем дефектологии экспери­ментально-дефектологического института (ЭДИ) - в по­следующем НИИ дефектологии АПН СССР, а ныне НИИ коррекционной педагогики РАО.

Это способствовало проведению комплексного изучения аномальных детей, разработке научных основ дифференци­рованной сети специальных школ и системы воспитания и обучения.

Институт участвовал в принятии (начало 30-х гг.) зако­на об обязательном всеобуче аномальных детей.

Научный анализ развития государственной системы спе­циального образования в России проведен П. И. Малофеевым (1996 г.). Выделены этапы становления и функциони­рования различных типов учреждений, их постепенная дифференциация в связи с изменением отношения государ­ства и общества к людям с особыми нуждами.

Комплексное изучение детей, основанное на клинико-психологической диагностике различных видов аномалий, позволило создать фундаментальную научную базу для раз­вития в стране разветвленной сети специальных дошколь­ных и школьных учреждений.

Правильное понимание сложной структуры речевого де­фекта дало возможность не только устанавливать точный диагноз, определять тип специального учреждения и мето­ды коррекционно-воспитательной работы с ребенком, но и прогнозировать нарушения вторичного порядка.

Органами образования и здравоохранения была проведена организационно-методическая работа, направленная на выяв­ление и учет детей ясельного, дошкольного и школьного воз­раста, нуждающихся в специальном обучении и коррекции.

Тесное содружество теории и практики позволило дать научное обоснование обучения и воспитания детей и подростков с речевой патологией, установить потребность в раз­витии сети специальных учреждений.

После принятия решения «О номенклатуре дошкольных учреждений для детей с нарушениями в физическом и ум­ственном развитии» получила значительное развитие сеть специальных дошкольных учреждений. Продолжилось со­вершенствование системы школьного и дошкольного обу­чения детей с нарушениями речи.

Взрослые, подростки и дети с нарушениями речи стали получать комплексную медицинскую, логопедическую по­мощь в поликлиниках, больницах, диспансерах, санатори­ях. Подавляющее большинство специальных школ являлось интернатными, и все содержание детей в них обеспечива­лось за счет государства.

В нашей стране широко развита дифференцированная ло­гопедическая помощь взрослому и детскому населению. Она осуществляется по линии образования и здравоохранения.

В соответствии с постановлением правительства РФ от 31 июля 1998 года № 867 утверждено «Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи». Определены следующие типы учреждений: центры диагно­стики и коррекции; центры психолого-медицинского и со­циального сопровождения; центры психолого-педагогичес­кой реабилитации и коррекции; центры социально-трудовой адаптации; центры лечебной педагогики и дифференциро­ванного обучения и др.

Логопедическая помощь в системе образования

Дошкольные учреждения для детей с нарушениями речи. (Дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида - ДОУ)

Научными исследованиями в области дефектологии до­казано исключительно важное значение раннего распозна­вания дефекта и его ранней коррекции. В большинстве случаев специальное дошкольное обуче­ние и воспитание корректируют нарушения в развитии и тем самым предупреждают затруднения детей при обучении в школе (Т. А. Власова, 1972).

При выраженных нарушениях речи ранняя коррекционно-воспитательная работа с детьми приводит к значитель­ной компенсации дефекта.

Сеть дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи начала развиваться с I960 г. Вначале это были отдель­ные экспериментальные группы, организованные при мас­совых детских садах, а затем - отдельные детские сады и ясли-сады для детей с нарушениями речи.

Первоначально в детских садах открывались группы для детей только с легкими нарушениями речи (недоразвитием фонетической стороны речи). Затем были организованы группы для детей с более сложными нарушениями (заика­ющихся детей, для детей с общим недоразвитием речи). На основании приказа МП СССР от 21 ноября 1972 г. № 125 утверждена номенклатура специальных дошкольных уч­реждений для аномальных детей системы просвещения.

1 июля 1995 года выходит постановление правительства РФ № 677, в котором утверждается «Типовое положение о дошкольных образовательных учреждениях». В соответ­ствии с этим положением организуются детские сады (ДОУ) компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников.

Детские сады, ясли-сады для детей с нарушениями речи и соответствующие дошкольные группы при детских садах и яслях-садах общего типа комплектуются непос­редственно теми отделами народного образования, в ве­дении которых находятся указанные дошкольные учреж­дения.

Дети, овладевшие нормальной речью, успешно закончив­шие обучение и не достигшие 7-летнего возраста, перево­дятся в дошкольные учреждения общего типа.

Основные задачи логопедического обучения детей с раз­личными видами речевых аномалий в условиях специаль­ных дошкольных учреждений включают в себя не толькокоррекцию ведущего дефекта, но и подготовку к овладению грамотой и школьному обучению.

В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи предусматривается четкая организация всего коррекционного процесса. Она обеспечивается:

    своевременным обследованием детей;

    рациональным составлением расписания занятий;

    планированием индивидуальной работы с каждым ре­бенком;

    наличием планов фронтальных занятий;

    оснащением их необходимым оборудованием и нагляд­ными пособиями;

    совместной работой логопеда с воспитателем группы и родителями.

Проведение всего комплекса коррекционного обучения требует совмещения специальных занятий по исправлению недостатков речи с выполнением общих программных тре­бований. Для дошкольных групп детей с нарушениями речи разработан режим дня, отличающийся от обычного. Пре­дусмотрено проведение логопедом фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий. Наряду с этим выделя­ются в вечернее время специальные часы для работы воспитателя с подгруппами и отдельными детьми по кор­рекции речи (по заданию логопеда). Воспитатель планиру­ет свою работу с учетом программных требований и рече­вых возможностей детей. Он обязан знать индивидуальные отклонения в формировании речи ребенка, слышать дефек­ты произносительной и лексико-грамматической сторон речи, в процессе учебной и внеучебной деятельности учиты­вать речевые возможности каждого ребенка. Совместно с логопедом (в группах ОНР, ФФН) планируются занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим, подготовке к письму и т. д. Преемственность в работе логопеда и воспи­тателя фиксируется в специальной тетради.

По мере развития сети дошкольных учреждений, обеспе­чивающих потребность в логопедической помощи, осуществ­ляется их дальнейшая дифференциация для детей с различ­ными речевыми аномалиями (заикающиеся с нормальным уровнем речевого развития - заикающиеся с недоразвитием речи; дети с легкой степенью дизартрии; дети с ринолалией и др.).

В последнее время в ряде регионов страны открываются дошкольные логопедические кабинеты в детских садах об­щего типа. Логопед оказывает консультативную и коррекционную помощь по типу амбулаторного приема детям пре­имущественно с нарушениями произношения.

В логопедической помощи в условиях специальных дош­кольных учреждений нуждаются дети, имеющие недостат­ки речи при других нозологических формах (олигофрения, нарушения зрения, опорно-двигательного аппарата), а так­же дети с задержкой психического развития.

Согласно положению «О типовых штатах дошкольных учреждений специального назначения для детей с дефек­тами умственного и физического развития и об оплате тру­да учителей-дефектологов и учителей-логопедов» (из при­каза министра просвещения от 14 октября 1975 г. № 131) в детских садах (яслях-садах) для детей с нарушением зре­ния, опорно-двигательного аппарата и интеллекта вводит­ся должность учителя-дефектолога из расчета 1 единица на группу.

Детские дошкольные учреждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Группы детского дошкольного учреждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата комплекту­ются с учетом возраста следующим образом: ясельная груп­па - дети в возрасте от 2-3 лет; младшая группа - дети в возрасте от 3-4 лет; средняя группа - 4-5 лет; старшая группа - 5-6 лет; подготовительная к школе группа - б-7 лет. Наполняемость группы - 10-12 человек.

Прием детей проводится ежегодно с 1 августа по 1 сен­тября. Дети, достигшие 7-летнего возраста, по решению ме­дико-психолого-педагогической комиссии переводятся в со­ответствующие типы школ.

Учитель-логопед проводит всю учебно-коррекционную работу по умственному развитию детей, по обучению правиль­ной речи, правильному произношению. Он работает в тесном контакте с врачом-психоневрологом, воспитателями групп, проводит с детьми фронтальные, подгрупповые и индивиду­альные занятия, ведет соответствующую документацию.

Детские дошкольные учреждения для умственно отсталых детей

Основным типом дошкольных учреждений для умствен­но отсталых детей является детский сад (детский дом). Груп­пы комплектуются с учетом возраста: младшая группа - дети в возрасте от 3-4 до 4-5 лет; средняя группа - от 4-5 до 5-6 лет; старшая группа - 5-6 лет; подготовительная к школе группа 6-7 лет. Наполняемость групп независимо от степени нарушения интеллекта - 10-12 человек.

Значительное количество умственно отсталых дошколь­ников имеет выраженные речевые расстройства, поэтому в общей системе коррекционного обучения предусматривает­ся систематическая логопедическая работа. Она проводит­ся на фронтальных занятиях по развитию речи в соответ­ствии с расписанием 2 раза в неделю в каждой возрастной группе (на 1-3-м годах обучения группа делится на подгруп­пы, на 4-м году фронтальные занятия проводятся со всеми детьми). Индивидуальные логопедические занятия с каж­дым ребенком организуются не менее 3 раз в неделю.

В содержание коррекционного обучения включается по­становка и автоматизация звуков родного языка, работа над плавностью речи, дыханием, ударением, над уточнением и расширением словаря, практическим употреблением грам­матических конструкций, формированием связной речи. Ежедневная работа по развитию речи детей ведется всем коллективом специального дошкольного учреждения.

Дошкольные учреждения (группы) для детей с нарушениями зрения

В данные учреждения принимаются дети с нарушения­ми зрения в возрасте от 2 до 7 лет (в ясли-сады - от 2 лет, в детские сады - от 3 лет), имеющие выраженное пониже­ние зрения и нуждающиеся в интенсивном лечении. Наполняемость дошкольных групп для слепых детей - 10 человек, для слабовидящих, включая амблиопию и ко­соглазие, - 12-15 человек.

Необходимость систематической логопедической работы с данной категорией детей обусловлена наличием выражен­ных нарушений устной речи. Первоначальное знакомство с детьми начинается с подробного обследования и оценки ре­чевых и неречевых процессов (состояние связной речи, сформированность грамматического строя, словаря, фонетики, восприятия; исследование общей и речевой моторики и т. д.). Коррекционная работа планируется с учетом результатов обследования.

Система дифференцированного обучения предусматрива­ет разные уровни (их 4) речевого развития детей. Так, в груп­пах с четвертым уровнем основное внимание уделяется фор­мированию звукопроизношения. В группах для детей со вторым - третьим и особенно с первым речевым уровнем ло­гопедическая работа предусматривает ликвидацию пробелов в формировании фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя речи. С детьми ведутся логопедичес­кие занятия по формированию связной речи, коррекции всех компонентов речевой системы.

По форме логопедические занятия могут быть индивиду­альными и под групповыми. Коррекция речевого развития слепых и слабовидящих детей осуществляется совместны­ми усилиями всех специалистов, работающих в данном дош­кольном учреждении.

При широко развитой системе детских садов для детей с нарушениями зрения становится возможным более эффек­тивно решать вопросы преемственности в обучении детей дошкольного и школьного возраста.

Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи (V вида)

Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи - тип специального школьного учреждения, предназначенного для детей, страдающих алалией, афазией, ринолалией, дизарт­рией, заиканием при нормальном слухе и первично сохран­ном интеллекте. Успешное формирование речи и усвоение программы обучения у данного контингента детей эффек­тивно лишь в школе специального назначения, где исполь­зуется особая система коррекционного воздействия.

При непосредственном участии сектора логопедии НИИ дефек­тологии в 1954 г. в Ленинграде была организована первая школа.

В 1956 г. при школе для слабослышащих детей организуются от­дельные классы для детей с тяжелой формой недоразвития речи (Мос­ква). На базе школы в 1958 г. открывается специальная школа-ин­тернат с особым режимом для детей с тяжелыми нарушениями речи.

После 1958 г. подобные школы появляются в других городах (Мос­ква (вторая школа), Ленинград, Свердловск и др.).

Первоначально эти школы обеспечивали образование в объеме 4 классов массовой школы.

С 1961 г. начинает развертываться сеть специальных школ-ин­тернатов для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Наряду с задачами общеобразовательной школы общего типа в данном учреждении выдвигаются специфические за­дачи:

    преодоление различных видов нарушений устной иписьменной речи;

    устранение связанных с ними особенностей психичес­кого развития в процессе коррекционно-воспитательной работы в учебное и внеучебное время;

    профессионально-трудовая подготовка.

Школа состоит из двух отделений.

В I отделение принимаются дети с диагнозами: ал алия, детская афазия, дизартрия, ринолалия, заикание, имеющие общее недоразвитие речи тяжелой степени, препятствующее обучению в общеобразовательной школе. При комплекто­вании классов учитывается в первую очередь уровень рече­вого развития и характер первичного дефекта.

Во II отделение зачисляются дети, страдающие тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи.

В I и II отделении образовательный процесс осуществля­ется в соответствии с образовательным уровнем программ двух отделений. В I отделении - I ступень - начальное об­щее образование с нормативным сроком освоения - 4-5 лет; II ступень - основное общее образование с нормативным сроком освоения - 6 лет.

Во II отделении - I ступень - начальное общее образо­вание за 4 года, II ступень - основное общее образование за 5 лет.

Предельная наполняемость классов составляет 12 чело­век.

Выпускники специальных школ получают свидетельство о неполном среднем образовании.

В учебном процессе предусматривается большое число часов на производственно-трудовое обучение. При этом ре­шаются две задачи: труд как важное коррекционно-воспитательное средство преодоления дефектов развития и фор­мирования личности и как главное условие подготовки детей с отклонением в психофизическом развитии к жизни и тру­ду в обществе.

Коррекция нарушений речи и письма у учащихся прово­дится систематически в течение всего учебно-воспитатель­ного процесса, но в наибольшей степени на уроках родного языка. В связи с этим выделены специальные разделы: про­изношение, развитие речи, обучение грамоте, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи, чтение и раз­витие речи.

Сочетание фронтальных (урочных) и индивидуальных форм работы обеспечивает преодоление разнообразных про­явлений речевых дефектов детей.

Индивидуальные логопедические занятия проводятся учителем-логопедом во внеурочное время. Каждый ученик дополнительно занимается речевой работой 3 раза в неделю (по 15-20 минут). Для детей с нарушением моторики про­водятся занятия по лечебной гимнастике. II отделение спе­циальной школы предназначается для учащихся с тяжелой формой заикания, дополнительный по сравнению с массо­вой школой год отводится на специальную речевую работу в младших классах.

При обучении детей с тяжелой формой заикания исполь­зуются учебники для общеобразовательных школ, специ­альные логопедические пособия и технические средства обучения. В специальной школе систематически осуществляются коррекционно-воспитательные мероприятия, на­правленные на преодоление особенностей психического раз­вития.

Состав учащихся специальных школ пересматривается в конце каждого учебного года. По мере устранения речево­го дефекта учащиеся переводятся в общеобразовательную школу. Выпускники специальной школы для детей с тяже­лыми нарушениями речи могут продолжать обучение в об­щеобразовательной школе или в профессионально-техничес­ких училищах.

Помимо логопеда работу по преодолению речевых наруше­ний у детей ведут учителя и воспитатели, кроме этого воспи­татель проводит работу по закреплению полученных в классе знаний, а также по развитию речевого общения, навыков са­мообслуживания и санитарно-гигиенических навыков.

Воспитатель постоянно работает с одной группой учащих­ся и обязан хорошо изучить индивидуальные особенности каждого ребенка и особенности его речевого дефекта.

Учителя, воспитатели и логопед школы совместно в про­цессе учебной и трудовой деятельности корректируют об­щее и речевое развитие детей. Адекватная общеобразова­тельная и трудовая подготовка позволяет лицам с дефектами речи стать полноценными членами общества, участвующи­ми как в трудовой, так и в других видах деятельности.

В современных условиях роста патологии, в том числе речевой, огромное значение следует придавать логопедичес­кой работе в классах выравнивания при общеобразователь­ных школах (для детей с задержками психического разви­тия и другими трудностями в обучении).

Организация логопедической работы во вспомогательной школе .

Коррекция нарушений речи умственно отсталых учащих­ся требует организации специальной логопедической рабо­ты. В учебном плане вспомогательных школ предусмотрены часы логопедических занятии, которые проводятся учите­лем-логопедом. Учитель-логопед является членом медико-психолого-педагогической комиссии. Он должен путем спе­циального обследования установить, имеется ли у ребенка речевое нарушение, и определить его характер. В сложных случаях дать аргументированное заключение о том, что яв­ляется первичным: недоразвитие познавательной деятель­ности или речевое нарушение ребенка.

В начале учебного года логопед обследует всех поступив­ших в школу учащихся независимо от класса, в котором они будут учиться.

Обследование речи охватывает произношение, темп, плав­ность, а также ее понимание, словарь, грамматический строй, навыки чтения и письма в соответствии со школьным ста­жем ребенка.

Первичное обследование устной речи детей проводится во время уроков в классе. Изучение состояния письма (у ранее обучающихся детей) проводится при помощи диктантов, тек­сты которых отвечают условиям логопедической проверки и соответствуют требованиям программы данного класса.

Всех детей, у которых в результате первичного обследо­вания обнаружено нарушение речи, логопед отмечает в спе­циальном журнале учета. Кроме этого на каждого учащего­ся, имеющего нарушения речи, после индивидуального обследования состояния его речи и письма заполняется ре­чевая карта.

Обследование речи детей, занимающихся у логопеда в пре­дыдущем году, проводится не полностью, а только по тем па­раметрам, которые были намечены логопедом для продол­жения занятий. Соответственно заполняется и речевая карта.

Для занятий с логопедом отбираются наиболее остро нуж­дающиеся ученики. Остальные зачисляются кандидатами и вызываются логопедом на занятия по мере выпуска ранее принятых учащихся после устранения у них нарушений речи.

Основным критерием при зачислении на занятия явля­ется характер речевого нарушения и его значение для успе­ваемости ребенка.

К речевой карте учащегося, зачисленного на логопедичес­кие занятия, прилагается индивидуальный план занятий с ним, который составляется на основании логопедического заключения, обобщающего все данные обследования.

Логопед также знакомится с данными медицинского об­следования с целью уточнения этиологии и характера рече­вого нарушения ученика и для того, чтобы найти наиболее правильный и эффективный коррекционный подход.

Началу систематических занятий предшествует органи­зационный период (первые две недели учебного года).

Работа по исправлению речевых нарушений

Она строится с учетом возрастных особенностей, школь­ной программы по родному языку и особенностей речевого дефекта. На логопедические занятия отводятся 5-е и 6-е уро­ки, свободные от классных занятия, и внеклассное время (в частности, режимные моменты после обеда). По догово­ренности с администрацией школы и учителями классов ло­гопед может брать детей с уроков чтения.

Индивидуальные и групповые занятия проводятся 4 раза в неделю с учащимися I-IV классов и 3 раза в неде­лю с учащимися V-VI классов. На индивидуальное заня­тие с каждым учащимся отводится, как правило, 15 ми­нут. Продолжительность занятий для группы - 45 минут. Допускаются занятия с подгруппами продолжительностью 20-25 минут.

Как правило, индивидуальные занятия проводятся с деть­ми, нуждающимися в постановке или коррекции звуков.

Логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся, по возможности в преде­лах одного или двух смежных классов (например, вторых-третьих классов). Учащихся первых классов выделяют в отдельную группу, поскольку работа с ними требует подбо­ра особого учебно-дидактического материала.

Подгруппы комплектуются в тех случаях, когда особен­ности нарушения речи у некоторых учащихся требуют ра­боты с ними по особому плану, не совпадающему с группо­вым планом.

Группы для логопедических занятий комплектуются в количестве 4-6 человек, подгруппы - из 2-3 человек.

При необходимости логопед может производить пере­распределение детей по группам. Так, для закрепления и дифференциации поставленных на индивидуальных заня­тиях звуков целесообразно детей объединить в группы или подгруппы, что значительно повышает эффективность ра­боты. И наоборот, на определенном этапе группа может быть разделена на подгруппы или часть детей выделена для ин­дивидуальной работы.

Ответственность за аккуратное посещение учащимися логопедических занятий возлагается на логопеда и учителя данного класса, в старших классах школ-интернатов - на воспитателя, в школах без интернатов - на классного ру­ководителя.

Обязанности логопеда

    ведет журнал учета посещаемости занятий, в котором кратко отражает содержание пройденного на занятиях материала (ежедневно);

    организует работу в тесном контакте с учителями и воспита­телями, которые на уроках, при подготовке домашних зада­ний, в быту должны способствовать закреплению речевых на­выков, приобретаемых учащимися в процессе логопедических занятий;

    систематически информирует учителей и воспитателей об ус­пехах и недостатках учащихся, с тем чтобы во время и после уроков к речи детей предъявлялись посильные требования;

    при завершении логопедических занятий с ребенком инструк­тирует учителя и воспитателя о приемах доведения достигну­тых навыков до полной автоматизации в условиях класса и во внеурочное время;

    посещает уроки родного языка, развития речи, чтения и другие для проверки речевых возможностей учащихся, имеющих нарушения речи (в свободное от логопедических занятий вре­мя). В свою очередь, учителя и воспитатели также должны периодически присутствовать на логопедических занятиях, чтобы быть в курсе проводимой работы с учащимися данного класса;

    хорошо ориентируется в программных требованиях, в мето­дах и приемах обучения родному языку, учитывает их в своей работе, использует дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается на уроке;

    помогает воспитателям в организации речевой работы с уча­щимися;

    в конце учебного года проводит утренник, на котором дети, окончившие логопедические занятия, демонстрируют свои успехи. В утреннике должны принимать участие все дети, име­ющие нарушения речи и занимающиеся с логопедом, незави­симо от этапа работы с ними (кроме начального). В этих слу­чаях для них подбирается соответствующий материал;

    принимает участие в педагогических советах, где выступает с сообщениями и докладами о своей работе.

Такие выступле­ния имеют большое значение для пропаганды логопедических знаний среди учителей.

Работа логопеда с учителями и воспитателями может иметь раз­ные формы: индивидуальные беседы, открытые занятия, сообщения на методобъединениях с демонстрацией магнитофонных записей речи учащихся при поступлении и выпуске, сравнение письменных работ на разных этапах работы и др.

В конце учебного года логопед составляет текстовой и цифровой отчеты о работе за год.

Логопедические пункты при средних общеобразовательных школах

Развертывание сети логопедических пунктов при сред­них общеобразовательных школах в республиканских, кра­евых и областных центрах началось в 1949 г.

В 1976 г. вступило в действие Положение об образова­нии логопедических пунктов при общеобразовательных школах на всей территории страны.

Логопедические пункты - специальные учебно-воспи­тательные учреждения, предназначенные для коррекции нарушений речи у детей школьного возраста. Они органи­зуются в одной из общеобразовательных школ района. За каждым из них закрепляется определенное количество школ, общее число начальных классов которых не должно превышать 16.

Основные задачи

    исправлять недостатки речи у учащихся;

    пропагандировать логопедические знания среди учи­телей и населения;

    своевременно выявлять и предупреждать нарушения речи у детей, поступающих в первые классы.

Основной контингент логопедических пунктов составля­ют учащиеся, имеющие недостатки звукопроизношения, заикание, нарушения чтения и письма, нерезко выражен­ное общее недоразвитие речи.

При отборе детей логопед обследует их в классе (подгото­вительной группе).

На логопедический пункт направляются дети по иници­ативе психоневрологов, учителей, родителей.

Одновременно на городском логопедическом пункте за­нимается 18-25 человек, на сельском - 15-20 человек. Пе­дагогическая работа логопеда планируется из расчета 20 ча­сов в неделю.

Продолжительность коррекционно-развивающего обуче­ния детей с ФФН и нарушением чтения и письма составля­ет примерно 4-9 месяцев; детей с ОНР и нарушениями пись­ма и чтения - 1,5-2 года.

Результаты логопедических занятий отмечаются в рече­вой карте ребенка и доводятся до сведения классного руко­водителя и родителей. Ответственность за обязательное по­сещение учащимися занятий и выполнение необходимых требований возлагается на учителя-логопеда, классного ру­ководителя и администрацию школы.

Родители присутствуют при зачислении детей в логопе­дическую группу, следят за посещаемостью и выполнением заданий. В отдельных случаях они присутствуют на заня­тиях. Связь логопеда с родителями осуществляется также путем проведения родительских собраний, консультаций.

Логопедическая помощь в системе здравоохранения

Вопросы совершенствования логопедической помощи населению, повышения качества и эффективности лечения лиц, страдающих расстройствами речи, успешно решаются в системе Минздрава страны. На основании приказа Минзд­рава № 465 от 8 апреля 1985 г. «О мерах по дальнейшему совершенствованию логопедической помощи больным с на­рушениями речи» определены направления развития специ­ализированной помощи: расширение сети логопедических кабинетов, отделений восстановительного лечения в детских поликлиниках, психоневрологических диспансерах. В них оказывается помощь лицам разного возраста с функциональ­ными и органическими речевыми расстройствами.

Также в приказе Минздрава № 1096 от 19 августа 1985г. определены расчетные нормы обслуживания для логопедов:

    при индивидуальной работе с лицами, имеющими тя­желые расстройства речи (афазия, дизартрия, заика­ние и др.), - 1-5 посещений в час, при проведении групповых логопедических занятий - 8-10 посещений в час;

    при индивидуальной работе с лицами, страдающими дислалией, - 4 посещения в час, при проведении груп­повых логопедических занятий - 10-12 посещений в час;

    1 ставка логопеда на 100 тыс. взрослого населения, 1 ставка - на 20 тыс. детского и подросткового насе­ления.

Успешно функционирует Федеральный центр патологии речи и нейрореабилитации (Москва). Его основной задачей являются содержательная, организационная и методичес­кая работа и помощь органам и учреждениям здравоохра­нения по организации работы логопедических кабинетов поликлиник, психоневрологических диспансеров, специа­лизированных отделений больниц для лечения больных с патологией речи (руководитель и основатель центра профес­сор В. М. Шкловский). Логопедическая помощь оказывает­ся и при НИИ уха, горла, носа и речи. В них основное вни­мание обращается на патологию голоса и заикания.

В настоящее время логопедическая работа в системе здра­воохранения определяется приказом Минздрава РФ от 28 де­кабря 1988 года № 383 «О систематизированной помощи больным при нарушении речи и других высших психичес­ких функций».

Логопедический кабинет детской поликлиники

Основным звеном логопедической помощи в системе здра­воохранения является логопедический кабинет детской по­ликлиники.

Работа логопеда поликлиники строится согласно «Поло­жению о логопедическом кабинете детской поликлиники», в котором определены направления его работы:

    Педагогическая работа по исправлению дефектов речи проводится на систематических и консультативных за­нятиях.

    Диспансеризация организованных и неорганизован­ных детей.

    Участие в комплектовании логопедических учреждений системы здравоохранения и образования. Оформление на каждого ребенка логопедической характеристики.

    Проведение логопедической санитарно-просветительной работы: беседы с родителями, работа с педиатрами и воспитателями детских садов, выпуск логопедичес­ких бюллетеней, изготовление наглядных дидактических пособий.

Специализированные ясли для детей с нарушением речи

Специализированные ясли для детей с нарушением речи являются самостоятельным учреждением здравоохранения и имеют своей целью воспитание детей и проведение мероп­риятий, направленных на правильное развитие речи или исправление ее дефектов.

Ясли находятся в ведении местных органов здравоохране­ния, которые руководят их работой и осуществляют контроль за правильной организацией обслуживания в них детей.

Отбор в ясли для детей с нарушениями речи проводится специальной комиссией в составе педиатра, психиатра (невро­патолога, психоневролога) и логопеда. Дети направляются на отборочную комиссию со следующей документацией: выпис­ка из истории развития болезни, заключение психоневролога и логопеда поликлиники, справка с места жительства, справ­ка с места работы родителей о размере заработной платы.

Прием в специализированные ясли осуществляется:

    для детей с задержкой речевого развития в течение все­го года по мере освобождения мест;

    для заикающихся - один раз в 6 месяцев, в особых случаях срок пребывания ребенка в группе для заика­ющихся может быть продлен до одного года.

В специализированные ясли принимают детей с заика­нием и задержкой речевого развития на органическом фоне.

Противопоказаниями к приему являются: выраженная умственная отсталость (олигофрения, умственная отста­лость, связанная с прогредиентным психическим заболева­нием), судорожные припадки, грубые нарушения двигатель­ных функций.

Работа специализированных яслей строится по типу уч­реждений с круглосуточным пребыванием детей. В специа­лизированных яслях находятся дети до 4 лет (принимают­ся в возрасте до 3 лет).

Группы комплектуются по речевому дефекту (заикание, задержка речевого развития).

Выписка из специализированных яслей производится домой, в специальный детский сад или детский сад общего профиля (по показаниям).

Специализированный дом ребенка

Основной задачей логопеда в доме ребенка является про­филактика отклонения в речевом развитии (начиная с доречевого периода - от 3 месяцев и до 1 года), своевременная диагностика и исправление речи детей во всех возрастных группах.

Логопед принимает активное участие в медико-психоло­го-педагогических комиссиях, обследует всех детей по ви­дам речевой и неречевой деятельности, описывает уровень развития каждого ребенка, составляет план мероприятий, обеспечивающий своевременное развитие речи или ее ис­правление, по каждой подгруппе детей и индивидуально.

Он ежедневно занимается с детьми всех возрастных групп (начиная с 3-месячного возраста) по подгруппам и индиви­дуально (в соответствии с методическими установками по обучению детей раннего возраста), оценивает эффективность обучения.

Детский психоневрологический санаторий - лечебно-оздоровительное учреждение санаторного типа

Детский психоневрологический санаторий находится в районном, городском, республиканском подчинении. Об­щее руководство осуществляется Министерством здраво­охранения, областными и городскими отделами здравоох­ранения.

Дети 4-7 лет принимаются в дошкольный психоневро­логический санаторий; дети от 7 до 13 лет - в школьный психоневрологический санаторий.

Отбор детей в детский психоневрологический санаторий осуществляется в соответствии с «Показаниями и противо­показаниями для лечения детей в местных санаториях и на курортах».

Показания для направления детей в психоневрологический са­наторий:

    неврозы и невротические формы реактивных состояний; астенические, церебростенические, неврозоподобные состояния как следствие раннего органического поражения центральной нервной системы; травмы черепа, нейроинфекции, соматические заболевания;

    неврозоподобные формы психических заболеваний в стадии неполной компенсации;

    начальное проявление психогенных патологических форми­рований личности и патологических черт характера без выра­женных расстройств поведения и социальной адаптации;

    общее недоразвитие речи всех уровней с сопутствующими на­рушениями чтения и письма; дислексия, дисграфия, дизартрия, дислалия, ринолалия; задержка речевого развития; заикание (с сопутствующими нарушениями звукопроизношения, чтения и письма), мутизм.

Срок пребывания в санатории - 3 месяца. Возможно по­вторное лечение через 6 месяцев.

Комплектование осуществляется по возрастному прин­ципу.

Задача санатория - проведение лечебно-оздоровительных и логопедических мероприятий с целью коррекции речевых нарушений и отклонений в психическом развитии детей. С детьми школьного возраста осуществляется обучение по общеобразовательным предметам соответственно классу.

Основные разделы лечебно-оздоровительной работы

    лечебно-охранительный и лечебно-тренирующий режим с уче­том возраста и состояния детей;

    рациональное питание;

    психотерапия;

    физиотерапия и лечебная физкультура;

    медикаментозная терапия;

    логопедические коррекционные занятия;

  • трудотерапия.

Работа планируется ответственными за каждый раздел работы (педагогом, врачами, логопедом) и координируется главным врачом.

Используются современные лечебные и логопедические методы (рациональная психотерапия, гипнотерапия и пр.).

Имеется тесная связь со школами близлежащего райо­на, ведущими в городе, области, республике медицинскими учреждениями.

Непосредственное руководство детского психоневрологи­ческого санатория осуществляет главный врач (психонев­ролог или педиатр).

Логопедическая помощь взрослому населению

За последние годы в системе здравоохранения проводит­ся интенсивная работа по улучшению логопедической по­мощи взрослым, страдающим различными речевыми рас­стройствами. Особое внимание уделяется проблемам восстановления речи у больных, перенесших тяжелый ин­сульт, операции на головном мозге и т. д.

Система логопедической помощи взрослому населению включает учреждения разного типа:

    стационарного (неврологические отделения при боль­ницах);

    полу стационарного (кабинеты трудотерапии);

    амбулаторного (методические кабинеты при районных поликлиниках города, реабилитационные центры при поликлиниках).

Прием больных в поликлинике планируется из расчета 4-6 человек за рабочий день. Один раз в неделю логопед поликлиники посещает больных на дому. Курс восстанови­тельного обучения в условиях поликлинического кабинета охватывает одновременно от 10 до 17 человек. Количество занятий в неделю с каждым больным планируется от 1 до 5 раз и обусловлено состоянием пациента. Курс восстанов­ления речи длится в среднем 3 месяца. При наличии соот­ветствующих показаний больному курс обучения можно по­вторить. Постоянно осуществляется контроль и наблюдение врача-невропатолога, проводятся систематические фрон­тальные и индивидуальные логопедические занятия. Одно­временно назначается комплекс лечебной физкультуры, массаж, физиотерапия и трудотерапия. Открытие полуста­ционаров и центров реабилитации для больных с афазией позволяет успешнее решать вопросы социальной адаптации и психотерапевтического воздействия.

Оказание логопедической помощи в условиях невроло­гического отделения больным с выраженными нарушения­ми речи (афазия, дизартрия, заикание и т. д.) осуществля­ется поэтапно. Раннее коррекционное воздействие повышает эффективность работы и имеет большое профилактическое значение.

Сроки нахождения больных в неврологическом стацио­наре 1-3 месяца.

Комплексное обследование (логопед, нейропсихолог и т. д.) и анализы его результатов помогают выявить степень, характер и локализацию поражения, компенсаторные воз­можности.

С больными, страдающими афазией, проводятся подгрупповые, индивидуальные занятия: их частота, характер и содержание зависят от индивидуальных возможностей боль­ного и степени речевого расстройства. Продолжительность логопедического занятия в первые недели - 10-15 минут (1-2 раза в день). Несколько позже длительность занятий возрастает до 45 минут ежедневно, для подгрупповых заня­тий срок удлиняется до 1 часа. В речевой карте больного 2 раза в месяц фиксируется динамика логопедической ра­боты (текущий эпикриз).

Во многих муниципальных образованиях организуются городские и районные гериатрические центры и муници­пальные бригады оказания помощи (в том числе и силами логопеда).

Эффективность логопедической работы во многом опре­деляется контактом логопеда с врачом и родственниками больного.

Оборудование логопедического кабинета

Использование современных технических средств и на­глядных пособий занимает важное место в работе логопеди­ческих учреждений.

В специальных дошкольных учреждениях и школах при­меняются модели предметов, макеты, муляжи, иллюстри­рованные таблицы, схемы.

Особое по значимости место занимают пособия для само­стоятельной работы детей (раздаточный материал, различ­ные конструкторы, разборные модели).

Логопеды могут пользоваться разными дидактическими пособиями для детей, не имеющих отклонений в развитии.

В примерный перечень оборудования для проведения ло­гопедических занятий входят следующие аппараты и при­боры: секундомер; магнитофон (с кассетами); наушники сте­реофонические, метроном, экран, диапроектор для слайдов, видеомагнитофон, АИР, электрофон, набор пластинок; эк­ран для закрывания лица логопеда; зонды, шпатели; часы.

Дидактический материал: наборы игрушек (образные, игры-забавы; строительный материал) для детей разных воз­растных групп; настольные игры (лото, домино и др.); аль­бомы для обследования и коррекции речи, предметные и сюжетные картинки; разрезная азбука; счетный материал; мозаика; набор предметов разного цвета, величины, формы.

Набор звучащих игрушек: барабан, ксилофон, дудки, губные гармошки, рояль, бубен.

Комплекты игрушек для фронтальной работы по раз­витию речи: мебель, одежда, посуда, транспорт, домашние и дикие животные, овощи и фрукты. Имеющиеся в кабине­те пособия должны быть систематизированы.

Общие требования к оформлению логопедического кабинета

Индивидуальные, групповые и фронтальные логопеди­ческие занятия проводятся в специально оборудованных кабинетах, размещение и площадь которых должны соот­ветствовать инструкции о проектировании специальных учреждений. Финансирование логопедических кабинетов осуществляется областным, городским и районным отделами народного образования по смете того учреждения, где рабо­тает логопед.

В логопедическом кабинете необходимо иметь шкаф для пособий и литературы, столы и стулья для проведения заня­тий. Число столов должно быть не менее 4, не считая большо­го стола для логопеда, а количество стульев - не менее 8-10.

В логопедическом кабинете необходимо иметь навесную доску, наполовину разлинованную. На ней должны быть приспособления для размещения картинок, фланелеграфа, предметов и другого обо­рудования. Необходимым в оборудовании логопедического кабине­та является настенное зеркало со шторой размером 70 х 100 см для групповой работы по постановке звуков и маленькие зеркала 9-12 см для индивидуальной работы (не менее 10).

Для удобства пользования дидактическими пособиями логопед оформляет специальную картотеку.

Оборудование логопедического кабинета на школьном пункте до­полнительно включает:

    Специальные пособия для развития фонематической дифференцировки (набор парных предметных картинок, соответствую­щих словам с начальными звуками, близкими и далекими по звучанию, и различной звуковой и слоговой сложностью); на­боры картинок, соответствующих словам с различным место­ положением букв: в начале, в середине, в конце.

    Наборы различных слов и картинок для составления предло­жений; набор опорных фраз для составления рассказов; фра­зы с пропущенными словами, различными по их грамматической принадлежности и по степени, характеру их связи с фразеологическим контекстом.

    Наборы предложений, соответствующих различным логико-грамматическим конструкциям, и пространственные схемы предлогов.

    Наборы слов с пропущенными буквами; тексты предложений и рассказов с пропущенными словами; тексты диктантов.

    Наборы слов: антонимов, синонимов и омонимов.

    Наборы букв разного шрифта; цифр; элементов букв и цифр, наборы арифметических примеров и элементарных задач; наборы геометрических фигур и элементов фигур для конструирования.

    Книги со стихами, пословицами, баснями, юмористическими рассказами, поговорками с разработанными к ним вопросами.

    Наборы текстов с пропущенным началом, серединой, концом.

    Картинки, изображающие предметы и действия, сюжетные картинки различной сложности, последовательные серии картинок, отражающие постепенно развивающиеся события; репродукции художественных произведений (картин); наборы предметных картинок с недостающими элементами.

10.Книги для чтения, сборники диктантов, азбука, географические карты, наборы пластинок.

Контрольные вопрос и задания

1. Охарактеризуйте основные типы специальных уч­реждений для детей с нарушениями речи (в системе образования и здравоохранения).

    Раскройте основные направления в работе логопеда с родителями.

    Выделите задачи коррекционного обучения в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи.

    Расскажите об оказании логопедической помощи взрослому населению.

    Перечислите требования к оформлению логопедичес­кого кабинета.

    Какая документация должна быть у логопеда в разных типах учреждений?

    При посещении специального учреждения выясните конкретные организационные условия работы.

    Познакомьтесь подробнее с оснащенностью логопедического кабинета и документацией логопеда (в шко­ле, в детском саду, пункте и т. д.).

Литература

    Волкова Л. С. Выявление и коррекция нарушений ус­тной речи у слепых и слабовидящих детей. Л., 1991.

    Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста. М., 1983.

    Гаранина Л. А. Вариативность организации логопеди­ческой помощи детям дошкольного возраста. Курск, 1998.

    Дети с задержкой психического развития / Под. ред.Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. М., 1984.

    Основы логопедии / Под. ред. Т. В. Волосовец. М., 2000.

    Филичева Т. Б., Чевелева Н. А. Логопедическая рабо­та в специальном детском саду. М., 1987.

    Ястребова А. В., Бессонова Т. П. Инструктивно-мето­дическое письмо о работе учителя-логопеда логопе­дического пункта при общеобразовательных учреж­дениях. М., 1996.

2.1 Предмет логопедии, ее становление как интегративной отрасли знаний

Логопедия - это наука о нарушениях речи, методах их выявления, устранения и предупреждения средствами специального обучения и воспитания.

Логопедия исторически складывалась как интегративная область знаний о психической и, конкретнее, речевой деятельности человека, речевых и языковых механизмах, обеспечивающих формирование речевой коммуникации в норме и патологии. В связи с этим логопедия базируется на неврологии, нейропсихологии и нейролингвистике, психологии, педагогике и ряде других наук. Эти научные дисциплины позволяют логопедии научно обосновывать механизмы и структуру нарушения речи, разрабатывать и использовать научно обоснованные методы развития, исправления и восстановления речи. Краткие исторические сведения. Изучение речевой патологии и ее коррекция начались относительно недавно, а именно с тех пор как стали известны основные анатомо-физиологические механизмы обеспечения речевой деятельности, т.е. примерно с середины ХIХ в. С конца прошлого века особый интерес начинает вызывать детская речь, особенности ее развития и причины нарушения, формируются научные представления о некоторых клинических формах речевых расстройств (А. Куссмауль, И. А. Сикорский и др.). Современный этап развития логопедии связан с разработкой научных представлений о различных формах речевых нарушений, а также с созданием эффективных методик их преодоления. Становление логопедии в нашей стране связано с именами Ф.А. Рау, М.Е. Хватцева, О.П.Правдиной, Р.Е.Левиной и др.

2.6 Система специальных учреждений для детей с нарушениями речи

Система специальных дошкольных и школьных учреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи начала развиваться с 60-х гг. ХХ в. Помощь детям с речевыми нарушениями в настоящее время оказывается в системе образования, здравоохранения и социальной защиты. В системе образования установлено типовое положение о дошкольных учреждениях и группах детей с нарушениями речи. Определены три профиля специальных групп. 1. Группа для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. 2. Группа для детей с общим недоразвитием речи. З. Группа для детей с заиканием.

Помимо этого существуют специальные (логопедические) группы в детских садах общего типа, а также логопедические пункты в детских садах общего типа. При общеобразовательных школах существуют логопедические пункты, где логопед оказывает помощь детям, имеющим нарушения речи и трудности в обучении. Кроме этого существуют специальные школы для детей с тяжелыми нарушениями речи, которые состоят из двух отделений. В первое отделение принимаются дети с тяжелыми нарушениями речи, препятствующими обучению в общеобразовательной школе (дизартрия, ринолалия, алалия, афазия). Во второе отделение зачисляются дети, страдающие тяжелым заиканием. Оказание логопедической помощи осуществляется в системе здравоохранения. При поликлиниках и психоневрологических диспансерах (детских и взрослых) имеются логопедические кабинеты, где оказывается логопедическая помощь лицам разного возраста, имеющим речевые расстройства. В системе здравоохранения организованы специализированные ясли для детей с речевыми нарушениями, где оказывается помощь детям с задержкой речевого развития, а также детям с заиканием. В системе социальной защиты имеются специализированные дома ребенка, в основную задачу которых входят своевременная диагностика и исправление речи детей. Детский психоневрологический санаторий (дошкольный и школьный) оказывает помощь как детям, страдающим различными неврологическими заболеваниями, так и детям с общим недоразвитием речи, задержкой речевого развития, заиканием. В системе здравоохранения оказывается также помощь взрослому населению (лицам, страдающим афазией, дизартрией, заиканием), которая организована стационарно, полустационарно, амбулаторно. Независимо от типа учреждения логопедическая помощь, которую получают лица с речевыми нарушениями, осуществляется только в условиях комплексного медико-психолого-педагогического воздействия. Оно предполагает включение в процесс реабилитационной работы целого ряда специалистов (логопеда, врача, психолога) соответственно нуждам ребенка или взрослого с речевой патологией. Таким образом, логопедия представляет собой особый раздел педагогики, который направлен на изучение, воспитание и обучение детей. Подростков и взрослых, страдающих речевой патологией. Поскольку речь представляет собой сложноорганизованную психическую функцию, то отклонение в ее развитии и ее нарушение, как правило, являются признаком серьезных изменений состояния ЦНС. Это означает, что страдает не только речь, но и все высшие психические функции в целом. Дети с речевой патологией, как правило, имеют большие или меньшие трудности обучения. Вместе с тем подавляющее число детей с речевыми нарушениями обучаются в общеобразовательной школе. Так как выраженные признаки речевых нарушений в школьном возрасте уже могут отсутствовать, то нередко трудности в обучении таких детей учите. Для связывают с недостатками воспитания, низким контролем со стороны родителей, социальной запущенностью. Однако эти дети требуют особого внимания со стороны педагогов. В первую очередь детей, имеющих трудности в обучении и особенно в овладении процессом письма и чтения, необходимо направить к логопеду. Кроме этого этим детям необходим более благоприятный (облегченный) режим обучения. Такой режим характеризуется не снижением уровня требований к усвоению программного материала, а организацией режима обучения. Прежде всего они нуждаются в особой психологической поддержке со стороны учителя. Это выражается в ободрении, мягком тоне замечаний, поощрении и т. п. Задачи, которые ставятся перед классом в целом в учебном процессе, для таких детей должны детализироваться, инструкции - носить более дробный характер, т. е. быть доступными для понимания и выполнения. В тех случаях, когда у ребенка отмечаются стойкие ошибки письма и чтения, не следует его заставлять многократно повторять выполнение одних и тех же заданий. В этом случае ребенок нуждается в специализированной логопедической помощи с использованием коррекционных методов обучения письму и чтению. При общении с учащимися, имеющими трудности обучения, педагог должен обращать большое внимание на качество своей речи, поскольку от этого будет зависеть качество восприятия учебного материала детьми. Речь педагога должна быть небыстрой, размеренной, состоять из коротких и ясных по смыслу предложений, эмоционально выразительной. А главное, общий фон поведения учителя и обращения к детям (мимика, жесты, интонация) должен быть благожелательным, вызывать у ребенка желание сотрудничать. При наличии в классе заикающихся детей рекомендуется не заменять устные ответы этих детей письменными; устные опросы следует проводить на месте, не вызывая к доске, а также не начиная опроса с заикающихся детей. В случае, если у ребенка резко выражен страх речи, рекомендуется опрашивать заикающегося после урока. При этом мягкое доброжелательное отношение учителя к ребенку будет способствовать улучшению качества его речи. Учитывая то, что количество детей с нарушениями речи и проблемами в обучении с каждым годом растет, знание педагогом основ логопедии и других разделов специальной педагогики поможет ему найти адекватные формы обучения и воспитания таких детей.

Система специальных дошкольных и школьных учреждений дл детей с тяжелыми нарушениями речи начала развиваться с 60-х г* XX в. Помощь детям с речевыми нарушениями в настоящее врем оказывается в системе образования, здравоохранения и социально защиты.

В системе образования установлено типовое положение о до школьных учреждениях и группах детей с нарушениями речи.

Оп ределены три профиля специальных групп. 1.

Группа для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. 2.

Группа для детей с общим недоразвитием речи. 3.

Группа для детей с заиканием.

Помимо этого существуют специальные (логопедические) группы в детских садах общего типа, а также логопедические пункты в детских садах общего типа. При общеобразовательных школах существуют логопедические пункты, где логопед оказывает помощь детям, имеющим нарушения речи и трудности в обучении. Кроме этого существуют специальные школы для детей с тяжелыми нарушениями речи, которые состоят из двух отделений. В первое отделение принимаются дети с тяжелыми нарушениями речи, препятствующими обучению в общеобразовательной школе (дизартрия, ринолалия, алалия, афазия). Во второе отделение зачисляются дети, страдающие тяжелым заиканием.

Оказание логопедической помощи осуществляется в системе здравоохранения. При поликлиниках и психоневрологических диспансерах (детских и взрослых) имеются логопедические кабинеты, где оказывается логопедическая помощь лицам разного возраста, имеющим речевые расстройства. В системе здравоохранения организованы специализированные ясли для детей с речевыми нарушениями, где оказывается помощь детям с задержкой речевого развития, а также детям с заиканием. В системе социальной защиты имеются специализированные дом а ребенка, в основную задачу которых входят своевременная диагностика и исправление речи детей. Детский психоневрологический санаторий (дошкольный и школьный) оказывает помощь как детям, страдающим различными неврологическими заболеваниями, так и детям с общим недоразвитием речи, задержкой речевого развития, заиканием. В системе здравоохранения оказывается также помощь взрослому населению (лицам, страдающим афазией, дизартрией, заиканием), которая организована стационарно, полустационарно, амбулаторно.

Независимо от типа учреждения логопедическая помощь, которую получают лица с речевыми нарушениями, осуществляется только в условиях комплексного медико-психолого-педагогиче- ского воздействия. Оно предполагает включение в процесс реабилитационной работы целого ряда специалистов (логопеда, врача, психолога) соответственно нуждам ребенка или взрослого с речевой патолоґией.

Таким образом, логопедия представляет собой особый раздел педагогики, который направлен на изучение, воспитание и обучение детей, подростков и взрослых, страдающих речевой патологией.

Поскольку речь представляет собой сложноорганизованную психическую функцию, то отклонение в ее развитии и ее нарушение, как правило, являются признаком серьезных изменений состояния ЦНС. Это означает, что страдает не только речь, но и все высшие психические функции в целом. Дети с речевой патологией, как правило, имеют большие или меньшие трудности обучения.. Вместе с тем подавляющее число детей с речевыми нарушениями^" обучаются в общеобразовательной школе.

Так как выраженные" признаки речевых нарушений в школьном возрасте уже могут от* сутствовать, то нередко трудности в обучении таких детей учш ля связывают с недостатками воспитания, низким контролем c В первую очередь детей, имеющих трудности в обучении и ОС бенно в овладении процессом письма и чтения, необходимо на править к логопеду. Кроме этого этим детям необходим бол благоприятный (облегченный) режим обучения. Такой режим х рактеризуется не снижением уровня требований к усвоению пр граммного материала, а организацией режима обучения. Прежд всего они нуждаются в особой психологической поддержке с стороны учителя. Это выражается в ободрении, мягком тоне з: мечаний, поощрении и т. п. Задачи, которые ставятся перед кла сом в целом в учебном процессе, для таких детей должны дета зироваться, инструкции - носить более дробный характер, т. быть доступными для понимания и выполнения.

В тех случаях, когда у ребенка отмечаются стойкие ошибк письма и чтения, не следует его заставлять многократно повт рять выполнение одних и тех же заданий. В этом случае ребен нуждается в специализированной логопедической помощи с пользованием коррекционных методов обучения письму и чтению

При общении с учащимися, имеющими трудности обучения, nJ дагог должен обращать большое внимание на качество своей реч" поскольку от этого будет зависеть качество восприятия учебно материала детьми. Речь педагога должна быть небыстрой, размер ной, состоять из коротких и ясных по смыслу предложений, эм ционально выразительной. А главное, общий фон поведения учи~ ля и обращения к детям (мимика, жесты, интонация) должен бьг благожелательным, вызывать у ребенка желание сотрудничать.

При наличии в классе заикающихся детей рекомендуется не з~ менять устные ответы этих детей письменными; устные опрос; следует проводить на месте, не вызывая к доске, а также не начин опроса с заикающихся детей. В случае, если у ребенка резко вц ражен страх речи, рекомендуется опрашивать заикающегося пос урока. При этом мягкое доброжелательное отношение учителя ребенку будет способствовать улучшению качества его речи.

Учитывая то, что количество детей с нарушениями речи и про"; лемами в обучении с каждым годом растет, знание педагогом осно логопедии и других разделов специальной педагогики помож ему найти адекватные формы обучения и воспитания таких детей,» Вопросы и задания 1.

Какие речевые нарушения встречаются у детей? 2.

Как отражаются речевые нарушения на развитии речи детей? 3.

Чем характеризуется недоразвитие речи? 4.

Какие нарушения речи затрудняют обучение ребенка в школе и почему? 5.

Что должен учитывать учитель при обучении детей с проблемами овладения письмом и чтением? 6.

В чем состоит особенность устного опроса заикающегося ученика в классе? 7.

Литература для самостоятельной работы 1.

Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание. - М., 1998. 2.

Логопедия / Под ред. Л.С.Волковой. - М., 1998. 3.

Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., ЧиркинаГ.В. Основы логопедии. - М., 1989. 4.

Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. - М., 1996. 5.

Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. - М., 1997.

Еще по теме 2.6. Система специальных учреждений для детей с нарушениями речи:

  1. § 7. Система специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями интеллекта и задачи специального дошкольного воспитания
  2. 3.4. Четвертый период эволюции: от осознания необходимости специального образования для отдельных категорий детей с отклонениями в развитии к пониманию необходимости специального образования для всех, нуждающихся в нем. Развитие и дифференциация системы специального образования
  3. 3.3. Третий период эволюции: от осознания возможности обучения детей с сенсорными нарушениями к признанию нрава аномальных детей на образование. Становление системы специального образования

Дети с нарушениями речи дошкольного возраста могут получать коррекционно‑педагогическую помощь в таких специальных учреждениях, как:

Ясли‑сад для детей с нарушениями речи,

Детский сад для детей с нарушениями речи компенсирующего вида (все группы в таком учреждении – логопедические),

Группы для детей с нарушениями речи при детских садах общего типа (комбинированного вида),

Государственные образовательные учреждения (ГОУ) «Школа‑детский сад» для детей с нарушениями речи,

Логопедические пункты на базе детских садов общеразвивающего вида.

В дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) компенсирующего или комбинированного вида осуществляется дифференцированное обучение и воспитание детей с различными формами речевых нарушений, имеющих сохранный слух и интеллект с учетом их возраста (Г.В. Чиркина).

Основные направления работы с детьми в логопедических группах дошкольных учреждений ‑

Коррекция речевого нарушения;

Подготовка к обучению в общеобразовательной школе;

Детей с тяжелыми нарушениями речи – в специальной школе.

Типовым положением определены профили специальных логопедических групп.

Дети с общим недоразвитием речи принимаются в логопедические группы с 5‑ти лет, сроком обучения на два года. Наполняемость групп – 10–12 человек. Группы работают по специальным программам Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной. В последние годы все чаще детей с ОНР (с 1–2 уровнем речевого развития) принимают с 4‑х лет на 3 года обучения.

Детей с фонетико‑фонематическим недоразвитием направляют либо в старшую, либо в подготовительную групп, срок обучения составляет один год. При необходимости (например, при дизартрии), по решению ПМПК ребенок может пройти коррекционное обучение повторно. Наполняемость групп 12–14 человек. Для подготовительной группы программа коррекционного обучения и воспитания разработана Г.А. Каше, а для старшей – Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной.

Для детей с заиканием открываются специальные группы, в которые принимаются дети с 2–3 лет. Наполняемость групп 8‑10 человек. Группы комплектуются как разновозрастные. Логопеды и воспитатели работают по программе С.А. Мироновой, разработанной на основе «Программы обучения и воспитания в детском саду» общего типа и методики преодоления заикания Н.А. Чевелевой. Эта методика предполагает сопровождение ребенком своих предметно‑практических действий речью, поэтому логопедическая работа строится с опорой на лепку, аппликацию, рисование, конструирование.

Развитие речи – специальный раздел, посвященный содержанию коррекционно‑развивающей работы с детьми, направленной на формирование всех компонентов языковой системы, на развитие познавательных способностей, внимания, памяти, мышления.

Наиболее полно представлены системы коррекционного воспитания и обучения в вариативных программах дошкольных образовательных учреждений (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, ГА. Каше, Н.А. Чевелева, С.А. Миронова и др.). В общем виде в программах реализуются следующие задачи развития речи:

структурные – осуществляется формирование разных структурных уровней системы языка: фонетического, лексического, грамматического;

функциональные – формируются навыки владения речью в общении (обмен информацией и переживаниями);

когнитивные – формируется осознание языка и речи, последовательное усложнение интеллектуально‑речевых действий на основе усложнения мотивации и соотнесения мотива и результата.

Характер коррекционного воздействия и выбор методических приемов зависят от того, какие звенья речевой системы нуждаются в первоочередной коррекции и формировании.

Решение коррекционных задач невозможно без учета исходных положений дошкольной педагогики:

– принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей;

– формирование речи с учетом закономерностей ее развития в онтогенезе;

– принцип коммуникативно‑деятельностного подхода к развитию речи.

Учитываются психолингвистические положения о последовательном усложнении речевых операций:

– от речевого навыка к речевому умению и речевым высказываниям, подчиненным задачам общения;

– принцип формирования элементарного осознания языковых явлений;

– принцип обеспечения активной речевой практики.

В современных логопедических методиках при обучении детей с системными речевыми нарушениями (общее недоразвитие речи, выраженное фонетико‑фонематическое недоразвитие) наиболее эффективным является коммуникативно‑деятельностный подход, предполагающий:

– взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности;

– ситуативно‑тематическую организацию языкового материала;

– концентричность в подаче и закреплении речевого материала;

– опору на высказывание и текст как основные единицы языковой системы;

– подчиненность речевых навыков развитию коммуникативных умений.

Традиционно используются модификации словесных, наглядных и игровых методических приемов развития речи. Особенно широко применяются словесные приемы: речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, оценка детской речи, вопрос.

Основные особенности познавательной сферы детей с речевыми нарушениями: недостаточная сформированность и дифференцированность мотивационной сферы, недостаточная концентрация и устойчивость внимания, слабость в развитии моторики, пространственные трудности. Без направленной коррекционной работы эти имеющиеся у детей трудности в дальнейшем могут принять большую выраженность и привести к отсутствию интереса к обучению, снижению объема памяти, ошибкам запоминания, трудностям в овладении письмом (дисграфии), дислексии, несформированности счетных операций, слабому овладению грамматикой. Для обеспечения нормального развития ребенка в целом в программу обучения включается комплекс заданий, направленных на развитие когнитивных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения и предпосылок их нормального развития. Предусматривается развитие мелкой моторики, зрительно‑пространственного и слухового гнозиса, познавательной активности, мотивационной сферы.

Упражнения, направленные на развитие познавательной сферы, должны быть включены в структуру занятия и осуществляться параллельно с реализацией учебных и воспитательных целей или в форме самостоятельных упражнений в виде игры, беседы или зарядки.

Опыт многолетней работы специальных логопедических групп доказал их высокую эффективность: около 80 % выпускников могут обучаться в школах общего назначения (остальные 20 % – в специальных учебных заведениях).

Одной из наиболее распространенных форм организации логопедической помощи детям дошкольного возраста в настоящее время являются так называемые дошкольные логопункты. Нормативных федеральных документов на сегодняшний день нет. Разработано «Положение об организации работы учителя‑логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных групп» для Москвы и Московской области, в соответствии с которым помощь должны получать дети с ФФН или с нарушением произношения отдельных звуков. Дети зачисляются через ПМПК; число занимающихся на логопункте должно составлять не менее 25–30 человек в год. Работа по исправлению речи проводится 5 раз в неделю и носит индивидуальный или подгрупповой характер. Состав детей подвижный.